Основная причина гибели кораблей ЧФ и Азовской флотилии за время войны – это авиация противника. От прямого воздействия авиации за все время войны на ЧФ погибло 87 боевых кораблей и 56 вспомогательных, судов, приписанных к ВМФ на время войны и гражданских судов (всего – погибло от авиации — 143), значительно больше, чем от других видов поражения кораблей.
Погибло на минах – 90 кораблей и судов, от береговой артиллерии противника – 114 кораблей и судов, от воздействия подводных лодок противника -17 кораблей и судов, от воздействия надводных кораблей противника – 29 кораблей и судов, от своих сил (расстреляны своими кораблями или береговой артиллерией или взорвались на своих минах) — 15 кораблей и судов, уничтожены личным составом для предотвращения захвата – 124 корабля и судна, захвачены немцами – 10 кораблей и судов, брошены экипажами – 1 торпедный катер, погибли в результате аварий и в шторм – 52 корабля и судна, погибли по неизвестным причинам – 12 в основном подводных лодок. Всего за время войны на ЧФ и Азовской флотилии погибло 607 кораблей и судов (497 боевых кораблей и 110 вспомогательных и гражданских судов – это не считая корабли Дунайской военной флотилии, проходивших через Черное море).
Глядя из нашего сегодня, если можно было бы подсказать командованию флотом, что надо было организовывать хорошее истребительное прикрытие кораблей в море — меньше кораблей гибло бы.
Правильно было бы назвать 21 сентября 1941 года черным днем для кораблей Черноморского флота.
Так что же было, 21 сентября 1941 года на Черноморском флоте?
4-ая румынская армия пыталась взять Одессу, и им практически удалось прорваться на окраины города, удалось перекрыть водоснабжение большого города. Шел 46-й день обороны Одессы, и оборона Одессы зависела лишь от поставок морем с большой земли продовольствия, боеприпасов и других необходимых вещей, вывоза раненых и жителей города, желающих эвакуироваться.
Уже взяты немцами Николаев и Херсон, Бердянск и Мариуполь. Немцы вырвались уже к Азовскому морю, перекрыли Днепр и Южный Буг. Силами переброшенных моряков – хорватов и добровольцев – украинцев начали формироваться экипажи кораблей и судов, захваченных на верфях Николаева и в портах Бердянска и Мариуполя.
Немецкие войска генерал-полковника Эриха фон Манштейна форсировали Днепр и вышли на подступы к Крыму, Немецкие дивизии начали бои за прорыв на Крымский полуостров, идут бои на Перекопе, на Тендровском боевом участке. Корабли Днепровской, Пинской и Дунайской военных флотилий стремятся вырваться из мешка, в котором оказались на практически отрезанном от Черного моря Днепре. С Одессой в тылу немецких войск им необходимо было срочно кончать. Силы 4-ой румынской армии нужны на подступах к Крыму. Манштейн понимал, что для этого срочно необходимо перерезать пути снабжения Одессы вооружением и людскими ресурсами.
Для решения этой задачи в сентябре 1941 года в район Одессы была по приказу Манштейна переброшена 77 эскадра авиации Германии (II/Schlachtgeschwader 77) – одно из самых боевых соединений группы армия «Юг». Командовал 77-й эскадрой майор граф Клеменс фон Шёрнборн-Визентхайд. 77-ая эскадра активно участвовала в польской и французской компаниях, в битве за Англию, противодействию флоту Англии на Средиземноморском театре, бомбардировках Греции и Югославии, поддержке танковых групп войск при прорыве к Киеву. С момента прибытия самолеты эскадры под прикрытием истребителей ежедневно вылетали на охоту в море на советские корабли, переходившие из Севастополя в Одессу и обратно.
Наиболее сложным днем для Черноморского флота был день 21 сентября, когда самолетами немецкой авиации 77 воздушной эскадры топились все корабли и суда, находившиеся в море. В этот день потоплено около 10 судов и плавсредств. Это были корабли, находившиеся в дневное время на переходе из Севастополя в Одессу и корабли, двигавшиеся из Одессы и из Днепровского гирла в Севастополь. Под удар немецкой авиации попали в районе Тендровской косы эсминец «Фрунзе», канонерская лодка «Красная Армения», сторожевой катер – СКА-019, буксир ОП-8, минная база Дунайской флотилии «Колхозник», бронекатер Дунайской флотилии БК-401, две баржи, перевозившие имущество Дунайской флотилии в Севастополь, а также корабли поддержки Григорьевского десанта. Погибло в море более 300 человек.
Хочется немного рассказать об этом несчастливом для советского флота дне. Понятно, что при полном господстве немецкой авиации наиболее удобным временем для переходов было ночное время суток, когда у авиации имеются сложности с боевым применением и обнаружением целей. В ночное время более сложно провести бомбометание.
Как получилось, что такое количество кораблей в дневное время оказались в море, без надлежащего истребительного прикрытия? Была война и всего предусмотреть безусловно командование Черноморского флота и Азовской флотилии не смогло или не уделяло этому должного внимания.
В нашем случае межбазовые переходы корабли осуществляли вдоль берегов Крыма, откуда вполне можно было предусмотреть истребительное прикрытие. Но …….. по каким-то причинам этого сделано не было. Никакого противодействия самолетам 77 эскадры авиации Германии со стороны нашей авиации оказано не было.
Что происходило в это время в этот день 21 сентября 1941 года на флоте?
Руководством обороны Одессы и Черноморского флота именно 22 сентября 1941 года было принято решение провести десантную операцию в районе деревни Григорьевки с целью отбросить немецко-румынские части от города, разгромить румынские части 4-ой армии, наступающие на Одессу из района Гильдендорфа и Фонтанки.
К десантной операции был привлечен 3-ий полк морской пехоты, сформированный в Севастополе (3 батальона и минометная батарея), из числа моряков – добровольцев под командованием капитана К.М.Кореня и батальонного комиссара И.А.Слесарева — 1929 человек. Помимо высадки моряков планировалось выбросить воздушный десант у села Свердлово под командованием старшины А.Кузнецова 23 человека, сформированный из авиационных частей флота с целью нарушения коммуникаций противника и отвлечения сил противника.
Руководителем десантной операции назначен контр-адмирал Владимирский Л.А – командир отряда легких сил флота и для поддержки десанта привлекались корабли поддержки крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ», эсминцы «Безупречный», «Бойкий», «Беспощадный» и «Фрунзе» и канонерская лодка «Красная Грузия» и высадочные средства — 10 малых охотников, 12 катеров КМ, 10 баркасов и один буксир.
Поддержку и прикрытие с воздуха должны были обеспечить 69-й авиаполк и самолеты 63-й авиабригады ВВС ЧФ.
Операция планировалась флотом с привлечение флотских корабельных и авиационных сил по согласованию с руководством Приморской армией под командованием генерал-майора Петрова И.Е. и Одесского оборонительного района контр-адмиралом Жуковым Г.В.
Перед началом операции десантниками были проведены тренировки по высадке с моря в районе Казачьей бухты Севастополя.
3-ий полк морской пехоты было принято решение перебросить в Одессу из Севастополя на крейсерах «Красный Крым», «Красный Кавказ» и эсминце «Фрунзе», находившихся в это время Севастополе.
Однако осложнило операцию, что после 20 сентября над морем начали действовать пикирующие бомбардировщики немецкой группы 77 эскадры, переброшенной под Одессу для противодействия силам флота, что существенно затруднило деятельность кораблей флота.
Отряд прикрытия кораблей под командованием командира бригады крейсеров капитана 1 ранга Горшкова С.Г. был уже сосредоточен в районе Одессы. Отсутствовал лишь командующий операцией контр-адмирал Владимирский Л.А., который подписывал у командующего флотом документы на высадку и должен был прибыть к началу операции на эсминце «Фрунзе» из Севастополя со своим штабом и утверждёнными документами на высадку. Вслед за ним должны были прибыть десантные силы – 3-ий полк морской пехоты на крейсерах «Красный Крым» и «Красный Кавказ».
21 сентября 1941 года рано утром командующий операцией контр-адмирал Владимирский Л.А. вышел на эсминце «Фрунзе» под командованием временого командира капитана 3 ранга Ерошенко В.Н. (командир капитан-лейтенант Бобровников П.А. — находился из-за ранения в Севастопольском госпитале) в Одессу с документацией на операцию и частью десанта. С его прибытием и прибытием крейсеров и планировали начать операцию.
На переходе в районе Тендровской косы с эсминца «Фрунзе» обнаружили тонущую канонерскую лодку «Красная Армения», направлявшуюся в Одессу и поврежденную в результате авиаудара немецких бомбардировщиков 77-ой эскадры.
Сигнальщики доложили командованию: «Видим полузатопленную канонерскую лодку «Красная Армения», лодка горит и полузатонула, на корабле – никого не видно». Рядом с ней находился буксир «ОП-8».
Эсминец немедленно направился для оказания помощи гибнущим. При подходе к месту бедствия сигнальщиками замечено большое количество плавающих на воде людей.
С борта эсминца спускаются шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка была атакована авиацией противника полчаса назад.
Внезапно, один из сигнальщиков эсминца, заметил в небе силуэты девяти самолетов (по некоторым данным восьми).
На эсминце немедленно сыграли боевую тревогу и были вынуждены дать полный ход, чтобы встретить врага, имея возможность уклоняться. В движущуюся мишень всегда труднее попасть. Буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский отдал приказание тушить пожар на канонерской лодке, а также подбирать, плавающих в воде людей.
Пикирующие бомбардировщики Ю-87 1-й группы 77 эскадры начинали свою смертельную карусель над двумя кораблями «Красной Арменией» и эсминцем «Фрунзе». «Красная Армения» горела и тонула и основной целью самолетов, был выбран эсминец «Фрунзе».
Непосредственно в атаке на эсминец «Фрунзе» принимали участие все 9 (8) самолетов «Ю-87» I группы 77-й эскадры под командованием капитана Хельмута Брука.
Командир эсминца «Фрунзе» Ерошенко В.Н., оставив в районе бедствия шлюпки и катер, приказывает увеличить ход до 30 узлов, чтобы отойти мористее и иметь возможность маневра, а также увести самолеты от буксира и канонерской лодки. Построившись в цепочку, немецкие самолеты падали на крыло и начинали один за другим по очереди заходить на эсминец и сбрасывать свой смертоносный груз. Раздался отвратительный вой падающих бомб. В бой вступают все средства ПВО корабля. Корабль оделся огневой защитой.
Первоначально маневр уклонения срабатывает – первые три самолета сбрасывают бомбы мимо корабля и получив некоторые повреждения направляются на береговой аэродром. От близких разрывов пикирующих бомб поднимаются высокие столбы воды, вылетают заклепки из корпуса, рвуться барабанные перепонки у экипажа и находившихся на верхней палубе десантников.
Экипаж 4-ого «Юнкерса» точно положил 250 кг бомбу прямо в район кормы эсминца. Бомба вошла в корпус корабля в районе орудия главного калибра № 4 и пробив палубу взорвалась внутри корабля.
Взрывом заклинивает рулевое устройство, и с заклиненным рулем корабль резко запарил и начинает описывать циркуляцию вправо. Из строя вышла правая машина, корабль резко сбросил скорость. Перестал работать машинный телеграф. Корабль потерял возможность управляться. Сброшена за борт поврежденная при взрыве кормовая зенитная 76-мм пушка Лендера. При заходе с кормовых углов корабль оказался незащищенным. Самолеты воспользовались этим и начинают атаки с кормы. В районе полубака и рядом с бортом, взорвались еще бомбы. Разрушена часть ходового мостика, палубу осыпало осколками. Погибли офицер штаба капитан 1 ранга Иванов С.И., комиссар корабля батальонный комиссар Золкин Д.С., тяжелое ранение получил командир корабля Ерошенко В.Н., легко ранен контр-адмирал Владимирский Л.А.. Убиты и ранены и несколько офицеров и матросов корабля, десантников, находившихся на верхней палубе. Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения. Корабль начинает погружаться в воду и сильно парит.
Отбомбившись все «Юнкерсы» уходят на свой аэродром для новой заправки смертельным грузом.
На корабле началась борьба за живучесть с поступлением воды и возникшими пожарами. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика и кормового машинного отделения подкреплена, заведены пластыри и поставлены линии обороны против поступления воды. Распространение воды внутрь корпуса временно приостановлено, хотя не везде. Через некоторое время механикам удалось ввести в строй правую машину и частично восстановить рулевое управление. Командование и управление кораблем переноситься в пост энергетики и живучести. Управление машинами осуществлялось голосовыми командами – распоряжения передаются по цепочке расставленными по приказу адмирала Владимирского матросами БЧ-5. Владимирский тщетно пытается вызвать истребители прикрытия.
Принявший командование кораблем вместо раненого Ерошенко контр-адмирал Владимирский, оценив обстановку, приняв доклады от командиров боевых частей, он принимает единственно правильное решение — приткнуть корабль к отмели Тендровской косы, чтобы спасти экипаж. Корабль спасти уже невозможно.
«Фрунзе» медленно ползет к берегу, и продолжает погружаться в воду. Начинают затапливаться котельные отделения, возможен взрыв котлов. Владимирский, понимает, что сейчас потеря хода – это гибель эсминца. Он приказывает команде вынести на верхнюю палубу все пробковые матрасы, спасательные жилеты и приготовить оставшиеся спасательные круги и дерево из кубриков и кают.
Примерно в 15 часов над кораблем вновь появилась девятка Ю-87 – немцы не хотят упускать свою добычу и им необходимо добить цель. Ко времени начала второй атаки положение «Фрунзе» было уже критическим – он утратил возможность маневрировать, сильно погрузился в воду и осуществлять маневры уклонения уже не мог. Боеприпасы к большинству зенитных автоматов и некоторым орудиям почти закончились. Интенсивность зенитного огня резко снизилась, что позволило немецким пикировщикам более прицельно проводить бомбометание, заходя с кормовых курсовых углов, где уже была пробита брешь в обороне.
Одна из бомб попадает в полубак и вызывает пожар в носовой части. Вода начинает интенсивно поступать внутрь корпуса, запас плавучести корабля резко уменьшается. Крен достигает 45 градусов. Считая положение корабля безнадежным, контр-адмирал отдает приказ оставить все внутренние боевые посты и выйти всем на верхнюю палубу. Раненых приказал, перенесли на ростры и привязать к спасательным жилетам и пробковым матрасам.
В 15 часов 07 минут «Фрунзе» все же касается носовой скулой отмели в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. Корабль перестал крениться, упершись в грунт. Значительная часть палубы и даже надстроек оказалась сразу под водой. Владимирский отдал команду – оставить корабль. Многие матросы и офицеры с пробковыми матрасами, спасательными жилетами и спасательными кругами начали прыгать в воду и поплыли к недалекому маяку.
Раненые остаются преимущественно на оставшихся над водой рострах, там же находились адмирал Владимирский, раненый капитан 3 ранга Ерошенко и несколько оставшихся в живых офицеров. Немецкие бомбардировщики в очередной раз, израсходовав запас бомб, вновь улетели.
К полузатопленному эсминцу подошел буксир «ОП-8», до этого оказывавший помощь и подбиравший из воды экипаж «Красной Армении». «Красная Армения» уже скрылась под водой. Буксир начал принимать людей с эсминца, прежде всего раненых. Последним эсминец «Фрунзе» покинули адмирал Владимирский, приказавший перед этим находившемуся рядом сигнальщику спустить военно-морской флаг. Буксиру было приказано двигаться к берегу, насколько это возможно для переноса раненых на берег.
В 16 часов в небе над Тендровской косой опять надсадно завыли двигатели «Юнкерсов». Переполненный людьми буксир не мог эффективно маневрировать, и с первого же захода в него угодила бомба, попавшая в машинное отделение. Полученное повреждение оказалось для небольшого кораблика смертельным. «ОП-8» лег на борт. Погибло несколько офицеров с «Фрунзе», в том числе командир БЧ-5. Но глубина уже была небольшой, часть разрушенного мостика буксира осталась над водой. Все, кто на нем были, и матросы с «Красной Армении» и десантники и матросы с эсминца «Фрунзе», поплыли к берегу. На полупогруженном «ОП-8» остались только несколько тяжело раненных, в том числе командир эсминца «Фрунзе» капитан 3 ранга Ерошенко, адмирал Владимирский и капитан буксира.
Немецкие самолеты, начали расстреливать из пулеметов оставшихся людей на буксире и плывущих к берегу.
Согласно данных, полученных после прибытия экипажа «Фрунзе» в Севастополь всего из 238 человек, бывших на борту в тот день, спаслись лишь 78 человек. Около 50 человек погибло от взрывов бомб на корабле, остальные были расстреляны немцами в воде, когда пытались вплавь добраться до берега.
Для спасения погибающих подошли торпедные катера 2 бригады торпедных катеров. Они и доставили всех выживших на буксире и на Тендровскую косу, где находился штаб Дунайской флотилии и 2-ой бригады торпедных катеров.
Как описывает офицер Колесников А.М. в своих воспоминаниях из отряда торпедных катеров, пришедших на помощь гибнувшим морякам эсминца «Фрунзе»:
— Нам приказали снять с него команду и пассажиров… Я держу в руках приготовленные коробки с лентами для пулемёта… Экипаж в напряжении… Моторы ревут ровно… Наш катер, стремительно набрав скорость, проносится мимо Лобаза… Там установлены два счетверённых пулемёта »Максим»… Они ведут огонь по самолётам, хотя безуспешно… Но мы всё-равно чувствуем поддержку товарищей…
— Обогнув косу, наш катер, за какие – то семь минут оказался у буксира, лежащего на борту… Подошли со стороны киля.
— Я соскочил на покрытый толстым слоем ракушки борт, и стал помогать перебираться на катер матросам и командирам. Их оставалось на буксире всего восемь человек. Большинство были в регланах! За считанные секунды все были на борту катера.
Интересно, что шедшие с разрывом три часа крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ» прошли до Одессы беспрепятственно.
Воспоминания командира корабля Ерошенко.
ВРИО исполняющего командира корабля эсминца в том походе Ерошенко Владимир Николаевич вспоминает так этот поход
Вызывают на линкор, к командующему эскадрой.
— Так вот, — начинает Лев Анатольевич Владимирский, внимательно ко мне приглядываясь. — Вам, вероятно, известно, что Бобровникова все-таки пришлось уложить в госпиталь. Напрасно не сделали этого сразу. А корабль его уже может воевать…
Конечно, мне известно и то, и другое. Командир эсминца «Фрунзе» капитан-лейтенант П.А. Бобровников был, как, наверное, помнит читатель, ранен под Одессой осколком разорвавшегося в воде немецкого снаряда. Тогда же получил боевые повреждения, относительно небольшие, его корабль. Бобровников сам привел эсминец в Севастополь, но «вылечиться на мостике» капитан-лейтенанту не удалось. Ему стало хуже. Рана на спине, хотя и не особенно опасная, требовала лечения настоящего. Корабль вернулся в строй раньше своего командира.
После первых слов контр-адмирала уже нетрудно было угадать, что он мне скажет дальше. И на вопрос Л.А. Владимирского, не возражаю ли я против того, чтобы сегодня же вступить во временное командование эсминцем «Фрунзе», ответ у меня готов был заранее. Я сказал, что рад возможности плавать и воевать, а не сидеть в доке.
«Фрунзе» — эскадренный миноносец из серии «новиков», участвовавших еще в первой мировой войне. Главный калибр поскромнее, чем на «Ташкенте», — пять 120-миллиметровых палубных орудий. Еще скромнее зенитное вооружение — автоматов тут нет. Значительно меньше скорость хода. Тесненьким выглядит мостик (оказывается, привык уже к просторному). А вообще все знакомо. Ощущение такое, будто вернулся на «Шаумян»: он того же типа.
Несколько смущает, что мало знаю экипаж «Фрунзе», даже командиров подразделений. Среди лейтенантов, недавно пришедших из училищ, есть совсем незнакомые лица. Но меня, кажется, знают все. Встретили не просто уважительно, но и приветливо. Отношу это не к себе лично, а к тому, что я пришел с «Ташкента».
Ближе знакомиться с временными подчиненными и сослуживцами пришлось уже в походе. «Фрунзе» получил приказание конвоировать транспорты, перебрасывающие из Новороссийска в Одессу стрелковую дивизию.
Конвой дошел до порта назначения спокойно, но в атмосфере Одессы почувствовалось что-то более тревожное и грозное, чем две недели назад. Пришли мы ночью. Конвой задержали на рейде — город отражал массированный налет бомбардировщиков. С рейда было видно, как в районе порта и дальше взрываются бомбы. Рвались и снаряды — порт снова находился под артиллерийским обстрелом. Багровые отсветы обозначали возникшие в нескольких кварталах пожары.
В гавань мы так и не вошли. Кораблям, сопровождавшим транспорты, той же ночью было приказано возвращаться в Севастополь. На обратном переходе у нас повторилось то, что было, когда в последний раз уходил из Одессы «Ташкент»: появился немецкий самолет-разведчик и вызвал группу бомбардировщиков, а мы при их приближении замаскировали фосфоресцирующую кильватерную струю дымовыми шашками. Фашисты опять пробомбили завесу, не причинив вреда кораблям. Значит, этот прием противником еще не разгадан.
В Севастополь пришли к концу дня. И сразу новый приказ — срочно пополнить запасы топлива и воды, а завтра утром опять идти в Одессу.
Уже давно флот готовился к крупной десантной операции, которую потом стали называть Григорьевской. Это был первый из черноморских десантов Великой Отечественной войны, за которым последовали многие другие. Замысел его состоял в том, чтобы высадкой морской пехоты в районе села Григорьевка — на левом фланге гитлеровских войск, штурмовавших Одессу, — улучшить общее положение осажденного города. Через Григорьевку и Чебанку морской пехоте предстояло двинуться навстречу войскам Одесского оборонительного района, переходящим на этом участке в контрнаступление. Успех операции должен был отодвинуть фронт от города, лишить противника возможности держать под артиллерийским обстрелом порт и жилые кварталы.
Командиром высадки был назначен комбриг крейсеров капитан 1 ранга С.Г. Горшков. Крейсера «Красный Кавказ» и «Красный Крым», новый эсминец «Бойкий» и другие корабли приняли на борт 3-й Морской полк и выходили из Севастополя во второй половине дня 21 сентября. Им обеспечивалось сильное воздушное прикрытие с крымских аэродромов.
«Фрунзе» вышел раньше, за несколько часов до отряда высадки. У нас на борту контр-адмирал Л.А. Владимирский, на которого возложено общее руководство десантной операцией. На нашем корабле находятся также заместитель начальника штаба Одесского оборонительного района капитан 1 ранга С.Н. Иванов и группа штабных работников. Им, как и Л.А. Владимирскому, нужно до высадки десанта побывать в Одессе, уточнить подробности обстановки, снабдить боевой документацией командиров высадочных плавсредств, сосредоточенных в Одесском порту.
Присутствие на мостике старших начальников всегда меня несколько стесняло, особенно если сам еще не привык как следует к кораблю. Но с Львом Анатольевичем Владимирским чувствуешь себя в море легко и непринужденно. Он в любой обстановке исключительно тактичен, ни во что без надобности не вмешивается. За мелкие ошибки, которые и сам командир видит, отчитывать не станет.
До Тендры все шло хорошо. На море штиль. Машинная команда точно держит назначенные восемнадцать узлов. Экипаж спокойно пообедал на боевых постах…
А через несколько минут после того как открылся Тендровский маяк, сигнальщик доложил:
— Справа пятнадцать силуэт корабля и дым!
Скоро опознаем канонерскую лодку «Красная Армения» Одесской базы. Дым — не из трубы, канлодка горит. К тому же она полузатоплена.
Приближаясь, замечаем недалеко от горящего корабля держащихся на воде людей. «Фрунзе» стопорит ход, спускает шлюпки. Еще до этого мы связались по радио с буксиром, который недавно обогнали, и Л.А. Владимирский приказал ему идти сюда спасать людей.
Канлодку полчаса назад атаковали и подожгли фашистские бомбардировщики. Вскоре они появляются снова: то ли вернулись, чтобы потопить то, что осталось от канлодки, то ли издали заметили нас. Так или иначе, их целью становится теперь эсминец. Мы успели отойти от шлюпок и развить полный ход. Зенитные пушки и пулеметы открыли огонь, но главное наше оружие — маневр. Владимирский верен себе: и в бою не вмешивается в действия командира, дает маневрировать, как я считаю нужным, иногда что-нибудь советует.
Самолеты атакуют по-новому — сбрасывают бомбы из крутого пике. Когда они входят в него, бросается в глаза характерный излом плоскостей у фюзеляжа, знакомый еще только по таблицам. Это одномоторные Ю-87, с которыми мы раньше не встречались.
Самолетов штук восемь. Не знаю, сколько времени удавалось резкими циркуляциями увертываться от бомб с того мгновения, как пикировал на корабль первый: может быть, полторы минуты, может быть, две. Затем одна бомба упала близко у кормы. Опять у кормы, как тогда на «Ташкенте» !.. Бомба поменьше, чем в тот раз — видно по всплеску, да, зато упала ближе.
Сразу умолкли зенитки — они все там, на юте. Вышел из строя руль. По телефону с запасного командного пункта и голосом с палубы докладывают, что затапливаются кормовые отсеки. Аварийная партия действует, но выправить положение ей трудно. Корма заметно оседает.
Корабль, оставшийся без руля, начинает самопроизвольно циркулировать вправо. Удерживать его на курсе можно только машинами. Сигналы телеграфа выполняются безупречно — нижняя вахта стоит на своих постах.
А с воздуха с диким ревом, заглушающим все остальные звуки, опять бросаются на нас пикировщики. Новый заход…
Охватывает страшная злость: нечем по ним ударить! Стреляют только пулеметы, а этого слишком мало. Столбы воды от падающих близко бомб закрыли горизонт. Чтобы что-нибудь различить вокруг, лезу на тумбу дальномера. За всплесками мелькнул буксир — он уже тут. Вызывали для экипажа канлодки, а того и гляди понадобится нам самим…
Еще заход пикировщиков — получаем прямое попадание в полубак. Взрыв сотрясает весь корабль. Сорвало козырек ходового мостика, телефон и все приборы. Упал рулевой, остававшийся на своем посту, хотя руль уже не действовал. Убит капитан 1 ранга Иванов. Ранен старпом Носов. Минуту спустя выясняется: в числе убитых на полубаке комиссар эсминца Дмитрий Степанович Золкин. Он пошел туда, чтобы проследить за затоплением носового артпогреба.
Корабль кренится на правый борт, но не тонет. Крепкий корпус эсминца не сокрушило и прямое попадание авиабомбы. Живет, не сдается и сердце корабля — его машины. Но телеграф вышел из строя. Управление машинами переводим на голосовую связь — от мостика до люков цепочкой встают краснофлотцы.
Лев Анатольевич Владимирский по-прежнему рядом со мной. Вместе принимаем решение идти к Тендровской косе. Если крен будет увеличиваться, там можно приткнуть корабль к отмели, чтобы не дать ему опрокинуться.
Места, где карта показывает глубины четыре — шесть метров, совсем недалеко, но можем и не дотянуть — крен нарастает. И не прекращаются атаки самолетов. А маневрировать все труднее. Команды по цепочке идут слишком долго и порой искажаются — голоса заглушаются разрывами бомб. Контр-адмирал Владимирский решает спуститься на палубу, чтобы командовать прямо в машинные люки. «Цепочку» оставляем для связи между ним и мною. Лев Анатольевич просит почаще сообщать ему мои наблюдения — с мостика все-таки виднее общая обстановка.
Внезапно обнаруживаю, что я ранен. Должно быть, это произошло еще несколько минут назад. Тогда меня словно хлестнуло чем-то по реглану, а боль появилась только теперь. Захотелось вынуть засунутую в карман правую руку, а с ней что-то неладно, плохо слушается. Глянул на рукав — у плеча реглан изорван в клочья, сквозь китель сочится кровь. Почувствовалась боль и в боку.
На мостик взбежал лекпом: наверно, заметил снизу, что я себя ощупываю. Хочет сделать перевязку, но для этого надо раздеваться. А тут опять заходят самолеты. Отмахнулся от фельдшера — потом!
Эсминец снова встряхнуло. Еще одно прямое попадание. Куда угодило — сразу не поймешь. Мостик стал похож на изолированный от остального корабля островок: связи нет никакой и даже трап сорвало. Оставаться здесь дальше бессмысленно.
С большим трудом, перехватывая левой рукой за остатки поручней, спускаюсь на палубу. Первое, что ощутил, — палуба под ногами дрожит от работы машин. Значит, корабль движется. Кто-то из краснофлотцев подхватил меня под руку и ведет в пост энергетики. «Адмирал там», — поясняет матрос.
В посту энергетики застаю Владимирского, старшего инженер-механика Зызака и еще нескольких командиров подразделений. Корабль управляется теперь отсюда.
Владимирский уже распорядился, чтобы из кубриков вынесли все койки, расшнуровали и разбросали на палубе пробковые матрацы.
Проходит две-три минуты, и крен резко увеличивается. Корабль начинает медленно валиться на борт. «Пора!» — говорит Л.А. Владимирский. Я понимаю его и согласен. Командую в переговорные трубы:
— Всем наверх! На палубе брать спасательные пояса и матрацы! …
Кажется, вот-вот эсминец перевернется. Но вместо этого почувствовался вдруг не очень сильный толчок всем корпусом и заскрежетало под килем — корабль коснулся песчаного грунта. До отмели мы его все-таки довели. Но как боевой корабль эсминец «Фрунзе» фактически уже не существовал.
Бомбардировщики, разрядившись наконец, скрылись, но вряд ли окончательно. К борту эсминца подходит буксир «ОП-8». Он невредим — все пикировщики атаковали эсминец. На буксир переносят раненых, затем перебирается остальная команда. Подплывают те, кто успел броситься в воду. Мы с командующим эскадрой оставляем эсминец последними.
Чтобы перейти на буксир, надо сделать большой шаг, вроде прыжка. На это у меня не хватило вдруг сил, и я очутился в воде. Меня вытаскивают, и буксир отваливает от борта эсминца. Лев Анатольевич уже распоряжается на мостике.
Хочу подняться на мостик и я, но, сделав несколько шагов по палубе, чувствую, что трапа не одолею. Рядом появилась девушка с санитарной сумкой. Должно быть, она плавала на буксире коком, потому что привела меня на уютный маленький камбуз, где совсем по-домашнему топилась плита. Тут, у пышущей жаром плиты, она и сделала мне первую перевязку.
— Осколки вытащат потом, это я не сумею, — сказала морячка. — А теперь пойдем в кубрик. Там у меня уже лежат ваши. Уложу и тебя на койку.
Ее заботливость трогала. И было приятно, что она, не обращая внимания на ранги, так сердечно говорит раненому «ты». Но в кубрик я все же не пошел, остался на палубе.
О том, что произошло в этот злополучный день дальше, вряд ли стоит рассказывать так же подробно. Самолеты вернулись снова и атаковали буксир. Бомба попала в него при первом же заходе. «ОП-8» стал тонуть.
Я крикнул в люк кубрика: «Всем наверх!» Девушка-кок помогала раненым краснофлотцам выбираться на палубу. Буксир сильно кренился, чуть не опрокинулся, но капитан сумел прижать его к краю отмели. Словом, повторилось примерно то, что было уже пережито на «Фрунзе». И гражданская команда буксира вела себя так же мужественно, как экипаж эсминца. Моряки до последней минуты оставались на своих постах.
Когда буксир уже сидел на грунте, я снова оказался около люка кубрика, где раньше находились раненые. Глянул — а там барахтается, выбиваясь из сил (кубрик затопило через пробоины), и никак не может дотянуться до комингса все та же девушка. Я опустился на палубу, хотя это было очень трудно, и протянул ей здоровую руку. Ухватившись за нее, девушка выбралась наверх.
Потом я не раз ругал себя за то, что не узнал даже имени отважной морячки, которая прямо геройски держалась под огнем врага. Очень бы хотелось услышать, что она пережила войну, здорова и счастлива!
«Юнкерсы» еще несколько раз пронеслись над сидящим на мели буксиром, обстреливая его из пушек и пулеметов. На «ОП-8» появились убитые и раненые. Уже тут, на борту буксира, пуля фашистского стервятника оборвала жизнь инженер-механика «Фрунзе» Зызака. В числе легко раненных был и Л.А. Владимирский. Вскоре примчался торпедный катер, на котором все раненые были доставлены на Тендру. Там, оказывается, действовал небольшой госпиталь Дунайской военной флотилии, ушедшей уже с Дуная. Здоровые моряки, не дожидаясь оказии, добирались до косы вплавь.
В этот госпиталь попал и я. Контр-адмирал Владимирский после перевязки отправился на том же катере в Одессу. Он зашел попрощаться, когда меня начали готовить к операции. Мои дела оказались хуже, чем я думал.
Самолетом был переброшен в Севастопольский морской госпиталь.
Как-то, когда мне стало уже лучше, я увидел в палате Льва Анатольевича Владимирского. Он тоже в конце концов оказался в госпитале, но засиживаться здесь не собирался: рана быстро заживала.
А в день наших общих несчастий контр-адмирал успел все же попасть к месту главных событий в самый их разгар: он прибыл на борт «Красного Кавказа», когда десант начинал высаживаться. Общее руководство операцией уже принял на себя С.Г. Горшков. Все, что случилось с эсминцем «Фрунзе», не отразилось на выполнении намеченного плана. А быть может, этот корабль еще и помог основному отряду тем, что отвлек на себя группу фашистских пикировщиков…
Десант поддерживали огнем крейсера и эсминцы, одесские батареи и бронепоезда. Одновременно с высадкой у Григорьевки 3-го Морского полка перешли в наступление в восточном секторе войска Одесского оборонительного района. Они соединились с десантом, и уже к исходу дня 22 сентября была разгромлена неприятельская группировка в составе двух дивизий. Противник понес большие потери и, утратив важные позиции, уже не мог обстреливать Одессу артиллерией.
Я спросил Л.А. Владимирского, где сейчас экипаж «Фрунзе». Оказалось, что все уже в Севастополе: раненые — здесь, в госпитале, а здоровых распределяют по кораблям. Погибло много хороших моряков, но все-таки большинство команды осталось в строю. Потери сократило то, что удалось довести эсминец до отмели. Перевернись он на глубоком месте, — погибло бы гораздо больше…
Лев Анатольевич рассказал, что пикирующие бомбардировщики атаковали в тот день и другие эсминцы. Но, те корабли отделались легче, может быть, потому, что поддерживали огнем друг друга. Да и зенитное вооружение на новых эсминцах все же сильнее. Но еще два корабля — «Беспощадный» и «Безупречный» — получили повреждения. И эти эсминцы «лечат» теперь рабочие Морзавода.
Контр-адмирал с горечью говорил, что наши корабли тяжело расплачиваются за несовершенство своей противовоздушной обороны. Несколько стволов мелкокалиберных зениток да пулеметы — недостаточная защита от групповых атак современных бомбардировщиков. И истребителей нужно больше, чтобы прикрывать корабли с воздуха, особенно если они действуют у побережья.
К огромному сожалению, данные по погибшим на этих кораблях в архивах неполные, но то, что удалось собрать я публикую здесь, для памяти тех, кто погибли в бою за Родину.
Из экипажа эсминца «Фрунзе» погибли, согласно списков погибших:
- батальонный комиссар Золкин Дмитрий Степанович – военком ЭМ, 1905 года, Орловская область. с. Скородное
- лейтенант Константинов Максим Иванович – командир батареи, 1915 года. Орловская область. сс. Краснослободский
- воентехник 2 ранга Зызак Владимир Данилович – командир БЧ-5, 1902 года, Челябинская область с. Алещинское
- младший политрук Кочетков Иван Алексеевич – политрук БЧ-5, 1915 года, Мордовская АССР, с. Покровское
- техник-интендант 2 ранга Крекотель Матвей Гаврилович – начальник службы снабжения, 1915 года, Киевская область, с. Хотов
- военфельдшер Точеный Павел Григорьевич – фельдшер, 1915 года, Черниговская область, с. Дроздовка
- краснофлотец Аксенов Василий Федорович – машинист котельный, 1917 года, Сталинградская (Волгоградская) область, х. Игнатов
- краснофлотец Арбузов Андрей Анисимович – марсовый, 1915 года, Крымская АССР, г. Керчь
- главный старшина Бойко Павел Иванович – старшина артиллерийской группы, 1912 года, Черниговская область, с. Подлипне
- старшина 2 статьи Бутченко Павел Васильевич – командир отделения электриков штурманских, 1911 года, Краснодарский край, Артемовский поссовет
- краснофлотец Василенко Николай Яковлевич – строевой, 1915 года, Киевская область, с. Шендировка
- старший краснофлотец Васильев Николай Никанорович – старший комендор, 1917 года, г. Баку
- старшина 2 статьи Гончаренко Василий Петрович – командир отделения торпедистов, 1916 года, Киевская область, с. Юзефовка
- старший краснофлотец Грузов Алексей Александрович – старший машинист котельный, 1918 года, Вологодская область, с. Федоровское
- старшина 2 статьи Дейнеко Василий Тарасович – 1920 года, г. Николаев
- краснофлотец Демин Михаил Григорьевич – артиллерийский электрик, 1920 года, г. Орджоникидзе (Владикавказ)
- старшина 2 статьи Добжанский Федор Степанович – командир отделения машинистов котельных, 1914 года, Винницкая область, сс. Билтенский
- краснофлотец Егоров Петр Михайлович – радист, 1920 года, г. Запорожье
- старшина 2 статьи Еловичев Василий Алексеевич – командир отделения электриков, 1919 года, Московская область, д. Гавриково
- краснофлотец Кириенко Николай Александрович – машинист котельный, 1920 года, Краснодарский край ст. Верхне-Баканская
- старшина 1 статьи Комаристый Федор Гаврилович – командир отделения комендоров, 1913 года, Воронежская область, с. Репяховка
- краснофлотец Круглов Владимир Иванович – машинист котельный, 1918 года, Горьковская (Нижегородская) область, с. Константиновка
- краснофлотец Крыжановский Семен Поликарпович – строевой, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
- краснофлотец Логинов Алексей Илларионович – комендор палубный, 1916 года, Куйбышевская (Самарская) область с. Чирково
- краснофлотец Максимов Владимир Петрович – машинист турбинист, 1921 года. г. Астрахань
- краснофлотец Масловатый Василий Максимович – строевой, 1921 года, Киевская область, с. Поповка
- краснофлотец Овсянкин Андрей Антонович – моторист, 1919 года, Архангельская область, д. Зуево
- краснофлотец Пащенко Алексей Константинович – моторист, 1921 года, г. Киев
- старшина 2 статьи Повстяной Григорий Алексеевич – командир отделения комендоров, 1917 года, Днепропетровская область, сс. Петрожихайловский
- краснофлотец Подручный Лука Петрович – строевой, Сталинградская (Волгоградская0 область, Вязовский район
- старший краснофлотец Поминов Михаил Михайлович – старший комендор, 1917 года, Краснодарский край, сс. Сергеевский
- краснофлотец Портнов Алексей Андреевич – плотник, рязанская область, сс. Мало-Студенецкий
- краснофлотец Пронин Григорий Васильевич – старший кок, Северокавказский край (Северо-Осетинская АССР). сс. Высоцкий
- краснофлотец Рященков Петр Евгеньевич – машинист турбинист, 1921 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
- краснофлотец Сабиров Ахат Нурулович – марсовый, 1919 года, Татарская АССР, д. Баришево
- краснофлотец Савичев Николай Николаевич – комендор палубный, 1919 года, Ярославская область, г. Солигалич
- краснофлотец Свинаренко Матвей Куприянович – сигнальщик, 1920 года, Полтавская область, сс. Саловский
- краснофлотец Сенкевич Аркадий Иванович – машинист турбинист, 1921 года, г. Астрахань
- краснофлотец Сергеев — сигнальщик
- краснофлотец Сидоренко Иван Иванович – машинист турбинист, 1920 года, Черниговская область, с. Казацкое
- старший краснофлотец Сизов Дмитрий Ипполитович – старший машинист турбинист, 1918 года, Ярославская область, сс. Зубовский
- краснофлотец Сильченко Гаврил Антонович – строевой, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
- старшина 2 статьи Снисарев Сергей Николаевич – командир отделения артиллеристских электриков, 1919 года, г. Ярославль
- краснофлотец Степаненко Василий Семенович – машинист котельный, 1918 года, Харьковская область, х. Верни
- краснофлотец Стрыкулов Владимир Макарович – дальномерщик, 1918 года, г. Москва
- краснофлотец Сывороткин Александр Петрович – комендор зенитный, 1918 года, г. Калинин (Тверь)
- старшина 2 статьи Тарасов Александр Иванович – старший кладовщик, 1918 года, Крымская АССР, г. Алушта
- краснофлотец Токарев Михаил Васильевич – машинист котельный, 1917 года, г. Астрахань
- краснофлотец Трусов Всеволод Николаевич – сигнальщик, 1919 года, г. Владимир
- старший краснофлотец Фортовый Иван Николаевич – старший машинист котельный, 1915 года, Курская область. с. Песчанка
- старший краснофлотец Чикаловец Иван Андреевич – старший машинист котельный, 1914 года, Киевская область, с. Опачицы
- старший краснофлотец Чугунов Степан Сафонович – старший минер, 1918 года, Саратовская область, с. Саскаво
- старшина 2 статьи Щитовский Семен Иванович – командир отделения минеров, 1917 года, Днепропетровская область, с. Андреевка
На канонерской лодке «Красная Армения» погибли:
- капитан лейтенант Кадыгробов Николай Анастасьевич – командир КЛ, 1904 года, г. Одесса
- старший политрук Славинский Федор Прокофьевич – военком отдельного дивизиона КЛ, 1910 года, Краснодарский край г. Новороссийск
- военврач 2 ранга Дегтяренко Сергей Семенович – врач отдельного дивизиона КЛ, 1900 года, Одесская область, г. Овидиополь
- старший лейтенант Абрамов Николай Михайлович – помощник командира, 1914 года, Сталинградская (Волгоградская) область, г. Хволынск
- лейтенант Зайцев Леонид Михайлович – командир БЧ-1, Минская область
- старший лейтенант Шульмейстер Владимир Рудаентович – командир БЧ-2, 1916 года, Азербайджанская ССР, с. Ровна
- лейтенант Кудрин Анатолий Петрович – командир батареи, 1918 года, Оржоникидзевский (Ставропольский) край, ст. Изобильная
- младший воентехник Бережной Дмитрий Андреевич – командир БЧ-5, 1907 года, Одесская область, с. Визирка
- старший инженер лейтенант Морозов Константин Васильевич – командир группы движения, 1902 года, Николаевская область, г. Адмайск
- техник-интендант 2 ранга Гущин Виктор Степанович – начальник службы снабжения, 1912 года, Сталинская (Донецкая) область, Сталинский (Донецкий) район
- военврач 2 ранга Зорин Евдоким Петрович – начальник санитарной службы, 1899 года, Западная (Смоленская) область, Спас-Демьяновский район
- военфельдшер Черный Федор Семенович – фельдшер, 1919 года, Харьковская область, х. Савченковский
- краснофлотец Адмайкин Михаил Петрович – радист, 1918 года, Мордовская АССР, с. Нелитово
- краснофлотец Андреев Николай Васильевич – комендор палубный, 1919 года, Западная (Смоленская) область д. Моисеево
- краснофлотец Аранкевич Семен Данилович – строевой, 1919 года, Одесская область, ст. Дачная
- краснофлотец Бебия Бекия Сулейманович – строевой, 1918 года, Абхазская АССР, с. Хопи
- краснофлотец Белоусов Федор Андреевич – рулевой, 1919 года, Архангельская область, д. Сельва
- краснофлотец Березовский Яков Антонович – минер, 1919 года, Одесская область, с. Бакша
- краснофлотец Бойко Филипп Корнилович – машинист поршневой, 1920 года, Кировоградская область, с. Голыковка
- краснофлотец Бондарь Григорий Николаевич – санитар, 1918 года, Киевская область, с. Ладыжичи
- краснофлотец Борбуцкий Анатолий Петрович – машинист поршневой, 1920 года, Каменец-Подольская (Хмельницкая) область. с. Новое
- краснофлотец Бриль Рафаил Ефимович – ученик CRC? 1921 года, г. Житомир
- старший краснофлотец Буханов Федор Васильевич – машинист поршневой, 1920 года, Вологодская область, д. Вайково
- старшина 1 статьи Величко Иван Кондратьевич — командир отделения комендоров палубных, Запорожская область, Васильевский район
- краснофлотец Власенко Григорий Афанасьевич – санитар, 1920 года, Полтавская область, с. Римировка
- краснофлотец Воловой Николай Артемович – минер, 1915 года, Киевская область, г. Золотоноша
- старший краснофлотец Гейкин Петр Аверьянович – старший электрик, 1915 года, Ростовская область, х. Слепихин
- краснофлотец Глухих Александр Ефимович – строевой, 1919 года, Чкаловская (Оренбургская) область, с. Пяновка
- краснофлотец Горобец Петр Савич – строевой, 1920 года, Киевская область, г. Белая Церковь
- краснофлотец Дропак Никифор Давыдович – моторист, 1920 года, Одесская область, с. Нижне-Селище
- краснофлотец Ершов Михаил Николаевич – минер, 1918 года, Тульская область, д. Веселово
- краснофлотец Дорофеев Прокопий Степанович – парусник, 1913 года, Удмуртская АССР. с. Новолухтаново
- старшина 2 статьи Дрякин Николай Васильевич – командир отделения сигнальщиков, 1919 года, г. Москва
- краснофлотец Жайворонок Григорий Иванович – строевой, 1921 года, Николаевская область, Голопристанский район
- краснофлотец Жидков Владимир Георгиевич – дальномерщик, 1913 года, Орловская область, г. Елец
- краснофлотец Жугач Иван Кузьмич – строевой, 1920 года, Одесская область, Ширяевский район
- краснофлотец Заблудняк Яков Макарович – строевой, 1921 года, Винницкая область, с. Лука Молчановская
- краснофлотец Задорожный Василий Семенович – строевой, 1920 года, Одесская область, д. Романовка
- краснофлотец Зайцев Николай Георгиевич – машинист котельный, 1918 года, Московская область, д. Трубищино
- краснофлотец Зинчик Григорий Никитович – радист, 1917 года, Полтавская область, с. Лютенька
- краснофлотец Казаков Сергей Александрович – минер, 1918 года, Ивановская область, г. Углич
- краснофлотец Казарчук Антон Сергеевич – строевой, 1921 года, Одесская область, ст. Станиславич
- старший краснофлотец Кардаков Андрей Алексеевич – старший машинист поршневой, 1914 года, Кировская область, д. Нижкордаково
- краснофлотец Клименко Владимир Дмитриевич – командир отделения машинистов котельных, 1920 года. Грузинская ССР, с. Манглия
- краснофлотец Климентов Иван Иванович – дальномерщик, 1914 года, Николаевская область, г. Цюрупинск
- краснофлотец Кокорин Иван Иванович – строевой, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
- краснофлотец Комяков Григорий Иванович – радист, 1917 года, г. Астрахань
- краснофлотец Коптеев Николай Васильевич – строевой, 1921 года, Запорожская область, г. Осипенко
- краснофлотец Коргин Павел Демидович – марсовый, 1919 года, Архангельская область, г. Онега
- краснофлотец Кравченко Иван Сергеевич – минер, 1920 года, Кировоградская область, с. Залатка
- краснофлотец Кровлин Яков Николаевич – комендор палубный, 1918 года, Калининская (Тверская) область, Некрасовский район
- краснофлотец Кубацкий Лев Станиславович – строевой, 1919 года. г. Москва
- краснофлотец Кузнецов Лев Николаевич – электрик, 1921 года, Крымская АССР, г. Симферополь
- краснофлотец Кузнецов Николай Михайлович – машинист котельный, 1919 года, Ленинградская область, д. Жуково
- краснофлотец Лемасов Василий Сергеевич – комендор палубный, 1921 года, г. Сталинград (Волгоград)
- краснофлотец Либизов Павел Александрович – электрик, 1919 года, Ярославская область, д. Басово
- краснофлотец Малолетников Алексей Гаврилович – машинист трюмный, 1919 года, Калининская (Тверская) область, д. Девонисово
- старший краснофлотец Мегеря Григорий Корнеевич – машинист поршневой, 1917 года, Краснодарский край ст. Стеблиевская
- краснофлотец Мельник Григорий Иванович – комендор палубный, 1921 года, Краснодарский край г. Тамань
- краснофлотец Митрофанов Павел Михайлович – сигнальщик, 1917 года, г. Баку
- краснофлотец Морозов Евгений Петрович – машинист котельный, 1920 года, Ярославская область, г. Муром
- краснофлотец Мосейченко Александр Андреевич – строевой, 1915 года, Полтавская область, г. Кременчуг
- краснофлотец Мосик Борис Иванович – маляр, 1916 года, г. Кострома
- старшина 1 статьи Моторный Григорий Нестерович – командир отделения комендоров палубных, 1913 года, г. Николаев
- краснофлотец Назаренко Павел Федорович – кладовщик, 1920 года, Кировградская область, д. Мацдрусовка
- старшина 1 статьи Насинник Анатолий Абрамович – командир отделения машинистов поршневых
- краснофлотец Никитин Василий Иванович – санитар, 1915 года, Челябинская область, сс. Карагановский
- краснофлотец Нишкомаев Иван Ильич – рулевой, 1921 года, Ростовская область, х. Ильинка
- краснофлотец Обрезанов Сергей Дмитриевич – моторист, 1914 года, Курская область, с. Бибиково
- краснофлотец Оксем Поликарп Андреевич – комендор палубный, 1920 года, Сумская область, д. Сватки
- краснофлотец Оленич Алексей Денисович – строевой, 1921 года, Житомирская область, д. Пустка
- старшина 2 статьи Онищенко Василий Григорьевич – командир отделения электриков, 1916 года, Кировградская область, с. Покровка
- краснофлотец Пархоменко Николай Сафронович – машинист трюмный, 1920 года, Черниговская область, д. Мохнатин
- краснофлотец Писклов Афанасий Алексеевич – сигнальщик, 1916 года, Харьковская область, сс. Петровский
- краснофлотец Погребной Иван Семенович – минер, 1921 года, Николаевская область, с. Калужское
- краснофлотец Половик Николай Андреевич – машинист поршневой, 1921 года, Харьковская область, с. Перекоп
- краснофлотец Поляков Антон Николаевич – машинист котельный, 1915 года, Орловская область, д. Новая
- краснофлотец Попов Георгий Степанович – рулевой, 1918 года, Дагестанская АССР, Махачкалинский р-н, п. Карты
- краснофлотец Пузынич Григорий Кириллович – строевой, 1921 года, Запорожская область, с. Разумовка
- старшина 2 статьи Пучков Иван Петрович – старший кладовщик вещевой, 1918 года, Калининская (Тверская) область, с. Сорокино
- старшина 2 статьи Радченко Филипп Иванович – писарь, 1915 года, Казахская ССР, Белозерский район
- краснофлотец Розов Юрий Борисович – радист, 1921 года, г. Москва
- краснофлотец Свербило Моисей Яковлевич – строевой, 1921 года, Киевская область, г. белая Церковь
- главный старшина Семергей Павел Афанасьевич – старшина финчасти, 1913 года, Полтавская область, с. Нагал
- краснофлотец Скориченко Андрей Семенович – моторист, 1920 года, Днепропетровская область, с. Метеричи
- старшина 1 статьи Слободчиков Федор Иванович – старшина артиллеристских электриков, 1912 года, Запорожская область, с. Левшино
- старший краснофлотец Соловей Иван Герасимович – старший кок, 1916 года, Тамбовская область. с. Николаевка
- главный старшина Соловьев Семен Антонович – старшина батарей палубных, 1911 года, Ростовская область, с. Юровка
- старшина 1 статьи Сосницкий Иван Андреевич — командир отделения комендоров палубных, 1912 года, Запорожская область, с. Благовещ
- краснофлотец Спесивцев Сергей Семенович – машинист трюмный, 1915 года, Орловская область, д. Нижнее Погорелово
- краснофлотец Терещук Николай Петрович – машинист трюмный, 1921 года, Киевская область, с. Озерщина
- краснофлотец Томилин Иван Родионович – комендор палубный, 1916 года, Орловская область, д. Борисовка
- старшина 2 статьи Федотов Семен Филиппович – командир отделения комендоров палубных, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
- краснофлотец Филонок Николай Данилович – машинист поршневой, 1921 года, Черниговская область, с. Ракще
- старшина 2 статьи Хренов Алексей Яковлевич – командир отделения машинистов котельных, 1919 года, г. Москва
- краснофлотец Череватенко Василий Андреевич – артиллеристский электрик, 1920 года, Днепропетровская область, г. Новомосковск
- краснофлотец Черятем Михаил Александрович – командир отделения машинистов котельных, 1916 года, Орловская область, д. Суворовка
- краснофлотец Честнов Геннадий Иванович – кок, 1919 года, Ярославская область, д. Федучево
- старшина 1 статьи Чуктуров Анатолий Иванович – боцман, 1917 года, Крымская АССР, г. Феодосия
- старшина 2 статьи Чуняев Василий Петрович – командир отделения CКC, Московская область, с. Бутаково
- старший краснофлотец Шмонич Павел Дмитриевич – машинист котельный, 1916 года, Горьковская (Нижегородская) область, д. Сосновка
- краснофлотец Шумов Иван Михайлович – плотник, 1914 года, Челябинская область, с. Шумовка
- старшина 2 статьи Юликов Сергей Семенович – командир отделения машинистов поршневых, 1919 года, Ленинградская область, г. Детское Село
- краснофлотец Яковлев Тимофей Андреевич – командир отделения минеров, 1918 года, Западная (Смоленская) область, д. Коленово
- краснофлотец Янчук Алексей Калистратович – строевой, Каменец-Подольская (Хмельницкая) область, с. Прилука
В этот же день в районе Тендровской косы поврежден взрывом авиабомбы ТЩ «Каховка Т-485». От разрыва бомбы погибли:
- лейтенант Губин Иван Абрамович – командир БЧ-2,3, 1899 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Мариуполь
- воентехник 1 ранга Мирошниченко Федор Маркианович – дублер командира БЧ-5, 1909 года, г. Запорожье
- воентехник 1 ранга Докторов Николай Михайлович – командир БЧ-5, 1903 года, Тульская область, с. Круглое
- воентехник 2 ранга Калашников Петр Дмитриевич — дублер командира БЧ-5, 1909 года, г. Одесса
- краснофлотец Алиев Ильяс Халых-оглы – стрелок, 1913 года, Азербайджанская СССР, г. Баку
- краснофлотец Арлиевский Герцель Данилович – стрелок, 1920 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург) – отдельный строительный батальон
- краснофлотец Бондаренко Григорий Иванович – стрелок, 1909 года, Днепропетровская область, г. Никополь – отдельный строительный батальон
- старшина 2 статьи Бугаев Петр Федорович – командир отделения мотористов, 1911 года, Николаевская область, г. Очаков
- краснофлотец Васильев Виктор Дмитриевич – стрелок, 1919 года, Крымская АССР, г. Севастополь – отдельный строительный батальон
- краснофлотец Гой Филипп Исаакович – стрелок, 1897 года, г. Одесса – отдельный строительный батальон
- сержант Додонов Александр Демьянович – командир отделения, 1916 года. Г. Ворошиловград (Луганск) – отдельный строительный батальон
- краснофлотец Корнеев Петр Тихонович – стрелок, 1917 года, Тамбовская область, Сампурский район – отдельный строительный батальон
- краснофлотец Мякенький Петр Федорович – стрелок, 1921 года, Краснодарский край, Красноармейский район – отдельный строительный батальон
В этот же день в районе Тендровской косы этой же немецкой авиагруппой были потоплены корабли Дунайской военной флотилии минная база «Колхозник», бронекатер «БК-401» и буксируемые ими в Севастополь две баржи.
Удалось установить по данным архивам так же не всех погибших:
- старший лейтенант Сергеев Петр Максимович — командир минной базы, 1905 года, Ростовская область, г. Таганрог
- младший политрук Гутник Иван Михайлович — военком
- лейтенант Портной Василий Кузьмич – помощник командира, 1915 года
- краснофлотец Иванов Никита Иванович – моторист, 1920 года, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
- главный старшина Корнеев Яков Никитович – старшина минеров, 1911 года, Удмуртская АССР г. Ижевск
- краснофлотец Кравецкий Николай Арсентьевич – машинист трюмный, 1919 года, Днепропетровская область, г. Днепродзержинск
- краснофлотец Логвиненко Иван Архипович – минер, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
- старшина 2 статьи Матвиенко Демьян Андреевич – старшина машинистов котельных, 1915 года, Одесская область, Одесский район
- старшина 2 статьи Ниткин Александр Яковлевич – командир отделения комендоров зенитных, Краснодарский край ст. Ярославская
- главный старшина Пархоменко Антон Тимофеевич – боцман, 1912 года, Киевская область, Броварский район
- старшина 2 статьи Резник Шая Израилевич – командир отделения радистов, 1914 года, Николаевская область, Херсонский район
- старшина 1 статьи Савченко Василий Григорьевич – командир отделения сигнальщиков, 1914 года, Сумская область, Шосткинский район
- старшина 2 статьи Савченко Виктор Прокофьевич – командир отделения химистов, 1917 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Горловка
- старшина 1 статьи Силенок Григорий Ефимович – командир отделения пулеметчиков, 1914 года, Черниговская область, Козелецкий район
- краснофлотец Чернов Александр Васильевич – радист, 1918 года, г. Мурманск
- краснофлотец Шалюта Аким Иосифович – кок, 1920 года, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
Потоплен немецкой авиацией бронекатер «БК-401». Погибла вся команда 15 человек:
- лейтенант Майоров Михаил Александрович – командир, 1913 года
- старший инженер-лейтенант Илларионов Семен Никандрович – механик дивизиона бронекатеров, Ростовская область, х. Крутенск
К сожалению, данных в архивах по погибшей команде бронекатера за исключением командиров не найдено.
Погибшие в этот же день от действий немецкой авиации 77 эскадры на эсминце «Безупречном»
- старший лейтенант – инженер Мазник Василий Дмитриевич – командир моторной группы, 1914 года, Киевская область
- инженер – лейтенант Лобанов Павел Иванович – командир котельной группы, 1918 года, Ленинградская область, д. Верешино
- краснофлотец Боровик Павел Андреевич – рулевой, 1920 года, Аджарская АССР, г. Батуми
- краснофлотец Зарубицкий Василий Прохорович – машинист – турбинист, 1914 года, г. Днепропетровск (Екатеринослав)
- краснофлотец Иванов Михаил Алексеевич – торпедист, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
- краснофлотец Козлов Виктор Васильевич – машинист трюмный, 1917 года, Азербайджанская СССР г. Баку
- краснофлотец Крышталевич Владимир Степанович – моторист, 1920 года, Одесская область
- старшина 2 статьи Ларин Дмитрий Степанович – командир отделения зенитчиков, 1914 года – умер от ран
- краснофлотец Савоста Василий Мартынович – кок, 1915 года, Черниговская область, Городнянский район
- краснофлотец Турчин Алексей Иванович – старший кок, 1918 года, Запорожская область, г. Бердичев
- старшина 2 статьи Яблоков Анатолий Иванович – командир отделения электриков, 1921 года, Ивановская область
На потопленной авиацией минной базе «Колхозник» Дунайской военной флотилии в районе Тендровской косы при бомбардировке погибло все командование и в руководство кораблем и спасательной операцией руководил военфельдшер Дубровский В.И., Он действовал умело и правильно и сумел спасти оставшуюся часть экипажа и раненых.
ИТОГИ:
В результате гибели «Фрунзе» был задержан выход кораблей с десантом, командование операцией было передано контр-адмиралу Горшкову С.Г., а контр-адмирал Владимирский Л.А. был доставлен на борт крейсера «Красный Кавказ» уже в ходе операции на торпедном катере.
Советская эскадра, хоть и с опозданием, прибыла на место операции. Но тем не менее. Корабельная артиллерия двух советских крейсеров и трех эсминцев оказала значительную поддержку морским пехотинцам. Десант у Григорьевки имел полный успех и вошел в историю как одна из самых успешных десантных операций советского флота.
Как мы видим списки погибших далеко не полные. К сожалению, видимо в то время не считалось необходимым или не было возможности оформлять и составлять подробные списки погибших. Даже составленные списки погибших отличаются значительной не полностью. А ведь дома каждого матроса, старшину, мичмана, офицера ждали родные и близкие.
Немецкий начальник морского штаба адмирал Фридрих Руге пишет в своим мемуарах:
— Русская морская пехота, высаженная в тылу румынских войск востоку от города, доставила нам массу хлопот.
История и тактико-технические данные эсминца «Фрунзе».
Эсминец «Фрунзе» (проект Новик) при постройке был назван «Быстрым» с таким именем и воевал до 5.2.1925 года, потом был получил название «Фрунзе» построен на заводе Вадан Ярдс групп АС в г. Николаеве (ныне завод «Океан»), заложен в 1913 году, сдан флоту в 1915 году в составе серии кораблей «Пылкий» (интернирован в Бизерте), «Громкий» (затоплен экипажем в Новороссийске в 1918 году), «Поспешный» (интернирован в Бизерте).
Водоизмещение 1700 тонн, длина корпуса корабля – 98 м, ширина — 9,3 м, осадка – 3,2 м. Мощность машин 2х12750 л.с., максимальная скорость 34 узла, экономическая – 20 узлов, дальность плавания на экономичном ходу составляла 1600 миль.
Вооружение: 3 — 102-мм орудия, 1-75 мм., 2 — 47 мм, и 4 – 12,7 пулемета LIR, 2 пятитрубных 457-мм торпедных аппарата 2Х5х457, 2 бомбосбрасывателя, принимал 40 мин. Экипаж 172 человека.
В период первой мировой войны входил в состав 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную и разведывательную службы у берегов Турции.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С января 1918 года проходил капитальный ремонт в мастерских Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и вскоре, под литерой «R 02», включен в состав ВМС Германии на Черном море. Из-за неудовлетворительного технического состояния в строй введен не был. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами, 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами.
14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и до 1923 года простоял в Севастопольском порту на приколе. 16 декабря 1927 года «Фрунзе» вновь вошёл в состав флота после восстановительного ремонта. В 30-ых годах прошёл ряд капитальных ремонтов. Совместно с другими Черноморскими «новиками» входил в состав «1-го дивизиона эсминцев Черноморского флота».
16 декабря 1927 года «Фрунзе» вступил в строй МСЧМ (морских сил Черного моря) и был зачислен в состав 1-го дивизиона эсминцев.
В мае-июне 1928 года эсминец «Фрунзе» посетил с дружеским визитом порт Стамбул (Турция), а в сентябре следующего года — порт Неаполь (Турция).
8 июня 1931 года в районе Севастополя произошло столкновение корабля с подводной лодкой № 16 «Металлист» (бывшая АГ-21); в результате столкновения подводная лодка затонула.
В 1936-1940 годах «Фрунзе» проходил капитальный ремонт на Севморзаводе в Севастополе. Зенитное вооружение корабля в ходе ремонта было усилено до 1 76-мм пушки, 2 45-мм полуавтоматов 21-К и 2 12,7-мм пулемётов ДШК, а число принимаемых мин было сокращено до 40 обр. 1908 или 1912 годов или до 20 обр. 1926 года или КБ. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж — до 172 человек
В годы Великой Отечественной войны осуществлял артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района, доставку воинских пополнений в Одессу.
21 июня 1941 года встретил в составе 1-го дивизиона в Батуми под командованием капитан-лейтенанта П.А.Бобровникова. Уже 5 июля перешёл в Новороссийск — на новое место базирования.
25-29 июня 1941 года выставлял оборонительное минное заграждение у Новороссийска (280 мин образца 1926 года и 115 мин «КБ»). 11-17 июля выставлял оборонительное минное заграждение в Керченском проливе. 18-19 июля выставлял оборонительное минное заграждение у Туапсе (140 мин образца 1916 года и 60 мин образца 1926 года).
Кроме того, в июне и июле эсминец занимался конвоированием гражданских судов. В августе 1941 г. прибыл в Одессу для огневой поддержки советских войск (с 21 по 25 августа провёл ряд артиллерийских стрельб, выпустив более 200 снарядов), после чего ушёл в Севастополь.
28 августа вновь вернулся в Одессу и опять преступил к артиллерийским ударам по позициям противника. Крейсер «Червона Украина», лидер «Ташкент», эскадренные миноносцы «Смышленый», «Фрунзе», «Шаумян» и канонерская лодка «Красная Грузия» поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф.
29 августа во время обстрела позиции противника «Фрунзе» получил попадание одного снаряда, на стыке борта и палубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоина была заделана. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка и командир корабля.
Остатки эсминца «Фрунзе»
В июне 1949 года эсминец «Фрунзе» был обследован водолазами Черноморского флота, Корабль обнаружен лежащим с небольшим креном на левый борт на глубине 8-9 метров. Отсутствует кормовое 102 мм. орудие и некоторые палубные механизмы. Корпус корабля имеет сильные разрушения. Командованием флота принято решение – оставить корпус эсминца на дне.
В начале 70 годов к истерзанному штормами корпусу эсминца «Фрунзе» спустились водолазы николаевского клуба подводного плавания «Садко». Группа молодых и увлеченных подводным плаванием инженеров, студентов и спортсменов обследовала корпус эсминца. Особых изменений не обнаружено за исключением того, что он погружается в песок. Рядом обнаружен корпус монитора «Ударный».
С эсминца осуществили подъем двух орудий главного калибра для Николаевского музея судостроения и флота. Поднят якорь корабля, флагшток, извлечено несколько сейфов с документами, один из которых принадлежал погибшему комиссару эсминца Золкину Д.С., а также документация по предстоящей десантной операции, подписанная командующим флота. Так же обнаружено много личных вещей офицеров и матросов. Документация передана в центральный военно-морской архив, а якорь и флагшток корабля установлены недалеко от Тендровского маяка в качестве памятника погибшим в этих местах кораблям и их экипажам.
Памятник погибшим в районе Тендровской косы
Огромное человеческое спасибо Вам за подробнейшую статью.Наша семья чтит и помнит своего героя и всех павших в этом неравном бою…Светлая им память… Поминов.М.М-родной брат моей бабушки,наш родственник.Никто не забыт,ни что не забыто…Спасибо Вам.
Очень рад, что вы это нашли эту публикацию.
Уважаемая администрация, благодарю ВАС за предоставленную информацию. Мой троюродный брат служил на крейсере «Фрунзе». У меня от него есть только фото примерно 1939-1940 года и фамилия — Юров Алексей, проживал в Севастополе. Я сейчас на пенсии и есть время заняться родословным древом, поэтому эта информация для меня бесценна, спасибо вам большое. Подскажите, пожалуйста, где можно взять дополнительную информацию. Я уже все просмотрела, что возможно в инете.
Мария сканируйте и присылайте информацию по Интернету. Разместим на сайте. Взять можно в Интернете на сайтах ОБД Мемориал и Память народа или в государственном архиве ВМФ в Гатчине
Уже давно мы всей семьей хотели узнать подробности гибели «фрунзе» так как там погиб родной брат моей бабушки Добжанский Федор Степанович (17-й в списке) у нас в память о нем есть только одна фотография, где он в бескозырке с гордой надписью «фрунзе»!
Хотел бы узнать есть ли еще какие нибудь фотографии экипажа эсминца?
Спасибо!
Александр я поищу. Присылайте Вашу фотографию и мы разместим её на сайте про гибель эсминца с указанием от кого получена
Большое спасибо за такую подробную историю эсминца Фрунзе. Лейтенант Константинов Максим Иванович- брат моего дедушки. С раннего детства наша семья чтит память о нём. К сожалению, фото Максима не сохранилось
Вам Марина спасибо и Вашим родным за победу!