Матвеев А. Флотская атрибутика. Рында — судовой (корабельный) колокол

На флоте «рындой» называют корабельный колокол. К церковной службе отношения не имеет, а имеет отношение прежде всего к корабельной службе нарядов и спасает корабль от столкновения в условиях плохой видимости. Скорее всего, что это переделанное английское выражение «ring the bell», что переводится, как «бой судового колокола». На английском флоте били в рынду в полдень, и именно этот бой имел такое название.

Хотя слово «рында», согласно словарю Даля было в русском языке, и обозначало на пензенском и саратовском наречиях — нескладный верзила, сухопарая баба, исхудалая кляча, а на московском наречии —  телохранитель, оруженосец.

Боем «рынды» в сильном тумане корабли оповещают другие суда о нахождении в опасном районе. А в военно-морском флоте «рындой» отбивают так называемые «склянки». Бой склянок производится каждые пол часа четырехчасовой вахты и каждый бой имел свое значение, что по бою можно было установить точное время сколько прошло и сколько осталось до конца вахты. Склянки определяют корабельный распорядок дня. Корабли императорского флота живут в соответствии с боем склянок.

Скля́нки, устаревшее — скля́ницы — название песочных часов с получасовым ходом во времена парусного флота: каждые полчаса часы переворачивал вахтенный матрос и сопровождалось это сигналом корабельного колокола – рынды, как называют корабельный или судовой колокол на корабле. Кораблями, как правило на флоте, сейчас называются боевые корабли, судами вспомогательные суда и суда гражданских ведомств и фирм. Ранее в литературе можно встретить название судов, относившиеся и к боевым кораблям.

Порядок отбития склянок
Склянки

Почему назывались склянки, а не склянка? Одни песочные часы — это ведь одна склянка. А дело в том, что на парусных кораблях ставилась не одна склянка, а сразу три. Одна на полчаса, вторая на час. и третья на четыре часа — то есть на всю длину корабельной вахты. Поэтому реально на парусных кораблях было три склянки песочных часов. Часов тогда на кораблях еще не было и время экипаж определял по отбитию, так называемых склянок. К примеру — третьи склянки второй вахты — это семь часов утра. удар в одну сторону колокола — полсклянки, в две стороны — скланка. Полсклянки — полчаса, целая склянка — час. Вахта на корабле — четыре часа. Каждые полчаса бьются склянки в зависимости от времени вахты. Две с половной склянки — два с половиной часа вахты, четыре склянки — конец вахты.

Один их кораблей флота российского был назван «Рындой» (видимо по московскому значению этого слова — телохранитель. Этот корабль честно нес службу, будучи одним из первых паровых кораблей военного флота Российской империи.

Отношение к «рынде» (корабельному колоколу) на корабле бережно-уважительное. «Рында» является как бы представителем корабля, ибо на каждой «рынде», как правило, славянской вязью, как и на борту и закладной доске, выбито название корабля. И даже если название корабля было сменено, то на «рынде, как бы укором значится старое название. И горит рында на корабле огненным блеском и драится она с пристрастием с помощью пасты ГОИ по несколько раз в день.

Корабельная рында — судовой колокол

В связи с этим вспоминается как, будучи курсантом первого курса Калининградского ВВМУ и первый раз попав на крейсер «Комсомолец», злостно нарушил корабельные правила (прошел по правому трапу на ют и дотронулся руками до горевшего медным блеском поручня трапа, что на крейсерах категорически делать было запрещено). Увидевший это злостное нарушение корабельных правил боцман крейсера тут же поставил меня драить «рынду» (которая находилась рядом с рубкой дежурного по кораблю и на которой отбивались корабельные склянки) и потом это стало моей обязанностью в течение всей корабельной практики. За этот срок я до мельчайших подробностей выучил поверхность «рынды» с надписью «Чкалов» (так назывался крейсер при закладке). Я драил эту «рынду» и днем, и ночью и малейшее пятно на ней вызывало у меня приступ ненависти, ибо все приходилось начинать сначала. И долго потом эта «рында» с крейсера «Комсомолец» приходила ко мне во сне ночным кошмаром.

«Рында» военного корабля это прежде всего история государства и военно-морского флота и когда сегодня видишь на пунктах приема цветных металлов «рынды» с гордыми названиями боевых кораблей, становится обидно за нашу страну и отношение к кораблям и людям.

Рассказ друга из Калининграда:

В 90 годах ко мне в гараж приехал знакомый предприниматель. Я работал со своей машиной, и он неожиданно для меня привез мне корабельную рынду (судовой колокол) с эскадренного миноносца, известного мне. В те годы все можно было продать и купить. В базах Балтийска тонули у причалов корабли, а флотское имущество продавалось самими же экипажами.  

На медной рынде, славянской вязью было выбито название, известного мне корабля.

— Пусть у тебя пока полежит в гараже – предложил мне мой приятель.

Признаюсь, честно, что при виде этой рынды защемило в груди. Стало обидно за нас всех, нашу службу, людей, служивших на этом корабле.

— Где взял? – спросил я его.

— Да так на базе металлолома валялся. Я его и подобрал. Мне её за так отдали. Может нам самим пригодиться, сдадим ее на металлолом. Знаешь сейчас медь вроде в цене.

Лежала эта рында у меня в гараже минимум полгода.

Я долго не встречал своего приятеля, а когда увидел, то я напомнил ему о рынде.

Он долго вспоминал, а потом сказал:

— Знаешь, что реализуй ее сам. У меня и так дел много. А это для меня мелочи.

Я немного подумал и поехал к местному владыке. В Калининграде в это время церкви только начинали строиться и естественно, что колоколов на них не хватало.

— Доброе дело придумали – сказал мне Владыко.

— А то, что она корабельная для Вас не критично?

— Так звонит же и можно звонить, а что с корабля так даже хорошо. Мы ее на границе с Польшей поставим в новом храме, рядом с Багратионовском. Пусть поляки слушают наш колокольный звон вашей рынды.

Я рассказал об этом своему другу-предпринимателю, и он понял меня.

Подарил я церкви эту рынду и рассказал об ее истории, истории корабля — название, которого выбито на рынде. Владыка обещал помолиться за меня с другом и наши благие дела и за корабль на котором служили многие русские люди.

И сегодня эта корабельная рында, добросовестно исполняет свой долг и служит нашему государству и Богу, зовет прихожан к молитве и информирует поляков и других проезжающих границу, что здесь Россия начинается. И на корабельной рынде гордо на солнце горит название боевого корабля. И несмотря на то, что этого корабля давно уже нет в составе флота, а рында (судовой колокол) его продолжает верно служить России.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Сергей Прядкин

    Спасибо автору! Замечательный и трогательный рассказ! Вспомнилось. Был на СФ БПК (СКР) не скажу какой. С приходом на СФ с постройки всегда успешно стрелял ЗРК «Оса-М». В августе 1980 года после возвращения на флот после ВМА, в штабе соединения мне опять довелось сталкиваться с этим кораблем. При первом посещении корабля обратил внимание, что вместо штатного корабельного колокола висел церковный, значительно большего размера. Оказывается, им разжился командир корабля во время стоянки корабля в ремонте в Росте. Странно было слышать низкий голос этого колокола. когда на кораблях отбивались склянки. И, вот, перестал этот корабль хорошо стрелять «Осой»! Как ни вылизывали матчасть, как ни тренировали боевые расчеты, все без толку. И никогда причин неудачи не находили! Хотите верьте, хотите нет! Потом этот корабль исчез из моего поля зрения, но точно знаю, что со временем заменили этот церковный колокол на штатный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *