![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/Zmeinyiy-s-1024x683.jpg)
Остров Фидониси расположен примерно в 35 километрах восточнее побережья на широте дельты Дуная. У острова крестообразная форма, площадь составляет 20,5 гектара, а расстояние между крайними точками — 615 и 560 метров. Ближайший населённый пункт на побережье — румынский город Сулина. Ближайший населённый пункт Российской империи — город Вилково, расположенный тогда в Бессарабской губернии.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image.png)
Первое упоминание острова в средневековых письменных документах относится к середине XIII в. В итальянском портолане «Compasso de navigare», составленном в Пизе в 1250—1265 гг. и частично дополненном в 1296 г., он называется Filoxia «Филоксия» и помещён на расстоянии 30 миль от Сулинского гирла Дуная. С тех пор остров отмечается практически на всех картах и портоланах XIII—XVII вв., где он носит название Фидиниси, Фидонис, Фудонис или Фуднис. Древнейшая из них принадлежит генуэзскому мореплавателю Петре Весконте и датируется 1313 годом, остров нанесён на карту под названием Фидоникси.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-1.png)
Остров занимает исключительно важное стратегическое расположение в Черном море и практически контролирует все морские пути в направлении северо-западного побережья и к морскому порту Одесса.
В русско-турецкую войну 1787-1791 года у острова состоялось сражение между кораблями турецкого и русского флотов.
3 июля 1788 года авангард турецкого флота под командованием Хасан-паши с шестью кораблями атаковал авангард русского флота под командой капитана бригадирского ранга Ф.Ф. Ушакова имевшего только 4 корабля — линейный корабль «Св. Павел» и фрегаты «Берислав» (капитан 2-го ранга Я.Н. Саблин), «Стрела» (капитан-лейтенант М.Н. Нелединский) и «Кинбурн» (капитан 2-го ранга Н.П. Кумани).
Турки стремились отрезать наш авангард от основных сил и уничтожить. Ушаков сумел поставить турок в два огня и сосредоточил огонь всех своих кораблей на флагманском корабле. Сильно потрепанные турки, потеряв один из кораблей, были вынуждены выйти из сражения и бежать.
Победа у острова Фидониси была одной из первых побед, одержанных великим русским флотоводцем Федором Федоровичем Ушаковым, и вошла историю славных побед российского флота на море. В честь этой морской победы название «Фидониси» получил новейший эскадренный миноносец Черноморского флота типа «Новик», вступивший в строй 25 мая 1917 года в состав так называемого «ушаковского дивизиона».
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-2.png)
В первую мировую войну на острове был расположен пост наблюдения и связи, с целью передачи информации в Севастополь о перемещениях турецкого флота в северо-западной части Черного моря.
10 июня 1917 года германо-турецкое командование затеяло операцию против русского побережья, основная роль, в которой отводилась недавно закончившему перевооружение скоростному крейсеру «Бреслау».
Под покровом ночной темноты, крейсер «Бреслау» с 80 минами на борту вышел из Босфора и незамеченный русскими дозорными кораблями у пролива устремился на север. Подойдя к острову Фидониси (так именовался в ту пору остров Змеиный) около 22 часов крейсер «при тихой погоде и плохой видимости» загородил район вокруг острова минными банками, располагавшимися на вероятных путях русских кораблей в Дунай. Заграждения выставлялись в виде подковы, охватывая остров с востока, севера и северо-запада. Ввиду ограниченного количества мин, находящихся на борту крейсера, немцы ставили их минными банками на большом удалении друг от друга, в результате район от Сулинского гирла до Очаковского рукава, Килийского гирла Дуная был практически загражден.
Закончив постановку, командир «Бреслау» решил высадить десант на острове Фидониси для захвата шифров, сигнальных кодов и пленных, от которых можно было узнать секретную информацию. Ранним утром 11 июня, на катерах, с подошедшего к острову крейсера, на берег острова был отправлен десантный отряд. Однако, как только катер был спущен, стало светать и тут же «ожила» радиостанция острова, которая стала посылать в эфир сигналы. Радист острова пытался вызвать русскую подводную лодку «Нерпа», находившуюся в море на путях отхода вражеского крейсера.
Тогда командиром «Бреслау» был отдан приказа уничтожить маяк и радиостанцию русских. В течение 10 минут велся артогонь, в результате которого радиостанция замолчала, а личный состав гарнизона острова вынужден был разбежаться и спрятаться. Вражеский десант без сопротивления завладел всеми строениями вокруг маяка, захватив в плен одиннадцать человек гарнизона — остальным же удалось спрятаться в скалах и расщелинах.
Трофеями противника оказались 5 винтовок, один пулемет, пеленгатор и два ящика с патронами. Попавшие в руки неприятеля две 77-мм полевые пушки (составлявшие 7-ю прибрежную береговую батарею) были взорваны подрывными патронами.
Закончив набег, командир «Бреслау» капитан 2 ранга Георг фон Хиппель выставил последние десять мин двумя банками (в 2,5 милях на северо-запад от острова) и срочно начал отход к Босфору. Из Севастополя на его перехват вышли несколько кораблей во главе с линейным кораблем «Свободная Россия», но ему удалось ускользнуть от преследования. Находившаяся в районе Босфора подводная лодка «Нерпа» также не смогла его перехватить.
Понимая, стратегическое положение острова, командование Черноморского флота приняло решение возобновить пост наблюдения и связи.
17 июня 1917 года (через несколько дней после уничтожения поста), из Одессы был отправлен отряд кораблей, в который входили несколько тральщиков и эсминец «лейтенант Зацаренный» (типа «Доброволец») с личным составом нового поста наблюдения и связи и имуществом, предназначенным для возобновления поста.
Приблизившись к острову, командир эсминца старший лейтенант Штильберг Павел Густавович, принял решение, прежде чем начать высадку личного состава, обойти вокруг острова и проверить, не оставлен ли на острове турками гарнизон.
Во время обхода острова эсминец в 25 милях на юго-запад от маяка Фидониси напарывается на мину, выставленную крейсером «Бреслау» и взрывается. Корабль переломился пополам, причем носовая часть с ходовым мостиком до носовой кочегарки был отломлен и практически сразу затонул.
Кормовая часть осталась на плаву и была отбуксирована тральщиками к острову Фидониси, после чего затонула в 2,5 кабельтовых от берега. Почти половина экипажа была спасена тральщиками.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-3.png)
Погибло 45 человек во главе с командиром корабля старшим лейтенантом Штильбергом, будущим начальником гарнизона острова Фидониси прапорщиком по адмиралтейству Грабовецким и несколькими десятками человек экипажа корабля и личного состава поста наблюдения и связи, а также прикомандированными на выход матросами минного транспорта «Дон».
В 1988 году на острове Змеином (такое название получил о. Фидониси при Советской власти) была установлена мемориальная доска с упоминанием 44 погибших. Однако по данным архивов погибших было 45 человек.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-4.png)
Погибли на эсминце «лейтенант Зацаренный» по данным архивов ВМФ:
- старший лейтенант Штильберг Павел Густавович – командир эсминца, 1906 года выпуска из морского корпуса
- лейтенант Бородихин Василий Иванович – старший офицер эсминца, 1912 года выпуска из морского корпуса
- прапорщик по адмиралтейству Грабовецкий Станислав – начальник гарнизона о. Фидониси
Команда
- кочегар 2 статьи Арсентьев Степан Федорович – Воронежская губерния, Бобровский уезд, Средне-Икорецкая волость, с. Верхняя-Икорица, 1915 года призыва, холост
- кочегар 1 статьи Белкин Михаил Семенович — Тамбовская губерния, Кирсановский уезд, Богословская волость, с. Алексеевка, 1907 года призыва, женат, 3 детей
- рулевой Бехтеев Антон Семенович – Таврическая губерния, Мелитопольский уезд, Днепровская волость, с. Днепровка, 1916 года призыва, холост
- баталер 2 статьи Бовкун Иван Григорьевич – Воронежская губерния, Острогожский уезд, Россошанская волость, х. Висицкий, 1915 года призыва, холост
- кочегар 2 статьи Василенко Алексей Федотович – Подольская губерния, Ольгопольский уезд, Жабокричская волость, м. Жабокрича, призыва 1914 года, холост
- матрос 2 статьи Войтенко Андрей Дмитриевич – Черниговская губерния, Глуховский уезд, Ярославецкая волость. д. Огорян, 1917 года призыва, холост
- электрический унтер-офицер 2 статьи Головашич Яков Иванович – Полтавская губерния, Константиноградский уезд, Михайловская волость, Жирковское общество, 1912 года призыва, холост
- кочегар 2 статьи Дронюк Петр Иванович – Бессарабская губерния, Хотинский уезд, Грозинская волость, с. Санкоуц,, 1914 года призыва, холост
- машинист 1 статьи Зимогляд Логин Демьянович – Харьковская губерния, Лебединский уезд, Анинская волость, д. Николаевка, 1914 года призыва, женат, 1 ребенок
- телеграфный унтер-офицер 1 статьи Зозуля Иван Павлович – Полтавская губерния, Полтавский уезд, Никольская волость, 1910 года призыва, холост
- минно-артиллерийский содержатель 2 статьи Иванов Александр Иванович – Донская область, Усть-Медведицкий округ, Даниловская волость, Даниловская слобода, 1914 года призыва, женат
- минер Кацап Михаил Кузьмич – Подольская губерния, Балтский уезд, Тридубская волость, с. Бурилово, 1911 года призыва, холост
- маляр Киреев Дмитрий Федорович – Курская губерния, Льговский уезд, Ольшанская волость, с. Иванчиково, 1912 года призыва, холост
- рулевой Киселев Иван Яковлевич – Нижегородская губерния, Горбатовский уезд, Чмутовская волость, 1907 года призыва, женат
- матрос 2 статьи Королюк Петр Михайлович – Подольская губерния, Винницкий уезд, с. Селище, 1915 года призыва, холост
- электрик Купченко Зиновий Лукьянович – Полтавская губерния, Кременчугский уезд, Кобелячсковская волость, с. Кобелячка, 1914 года призыва, холост
- минный машинист 1 статьи Маринченко Тимофей Семенович – Киевская губерния, г. Канев, 1907 года призыва, холост
- кочегар 2 статьи Миллер Йоган-Карл Яковлевич — Самарская губерния, Новоузенский уезд, Топе-Шуровская волость, с. Липовка, 1914 года призыва, женат
- матрос 2 статьи Петров Дмитрий Никитич – 1917 года призыва – переведен из Сибирского флотского экипажа перед выходом
- матрос 2 статьи Оноприенко Федор – 1917 года призыва – переведен из Сибирского флотского экипажа перед выходом
- кочегар 2 статьи Пряхин Иван Егорович – Самарская губерния, Николаевский уезд, Больше-Глушицкая волость, с. Большие Глушицы, 1915 года призыва, женат
- комендор минный судовой Пугач Иван Николаевич – Киевская губерния, Киевский уезд, Трипольская волость, с. Ханелья, 1913 года призыва, холост
- минный машинист 1 статьи Радченко-Гордобаль Гавриил Иванович – Киевская губерния, Киевский уезд, Макаровская волость, д. Людвиновка, 1910 года призыва, холост
- комендор минный судовой Резанов Иван Иванович – Таврическая губерния, Бердянский уезд, Васильевская волость, с. Новоспасское, 1913 года призыва, холост
- кочегарный унтер-офицер 2 статьи Руссу Пантелеймон Афанасьевич — Бессарабская губерния, Оргиевский уезд, Самашканская волость, с. Мешен, 1911 года призыва, холост
- матрос 1 статьи Свириденко Яков Касьянович – Самарская губерния, Ново-Узенский уезд, Узморская волость, с. Узморье, 1915 года призыва, холост
- матрос 2 статьи Сендецкий Иван Павлович – Екатеринославская губерния, Новомосковский уезд, Попасновская волость, 1917 года призыва, холост
- кочегарный унтер-офицер 2 статьи Стешенко Артем Михайлович – Херсонская губерния, Александрийский уезд, Аджамская волость, м. Аджамки, 1908 года призыва, женат
- матрос 2 статьи Суручан Григорий Иосифович – Херсонская губерния, Одесский уезд, г. Овидиополь, 1917 года призыва, холост
- кочегар 1 статьи Суський Моисей Иванович – Полтавская губерния, Хорольский уезд, Белоцерковская волость, с. Белоцерковка, 1906 года призыва, женат
- сигнальный дальномерщик Терский Федор Павлович – Воронежская губерния, Бобровский уезд, Козловская волость, с. Озерки, 1914 года призыва, женат
- машинист 1 статьи Титоренко Семен Прокофьевич – Полтавская губерния, Прилукский уезд, Прилукская волость, с. Березовка, 1909 года призыва, холост
- кочегар 2 статьи Уваров Петр Леонович – Воронежская губерния, Богучарский уезд, Богучарская волость, с. Никольское, 1915 года призыва, женат
- сигнальный дальномерщик Хоменко Игнатий Потапович – Киевская губерния, Бердичевский уезд, Синчинецкая волость, 1914 года призыва, холост
- минер Яманди Иван Васильевич – Бессарабская губерния, Белецкий уезд, Унгенская волость, с. Редень, 1914 года призыва, холост
Прикомандированные:
- машинный унтер-офицер Андросов Василий Андреевич – Курская губерния, Обоянский уезд, Ольшанская волость, с. Ярыгино, 1908 года призыва, холост – команда переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
- кочегар 1 статьи Гаврилов–Адаскалиция Владимир Иванович – Бессарабская губерния, г. Кишинев, 1912 года призыва, холост – команда переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
- кочегарный унтер-офицер Крушельницкий Василий Семенович – Подольская губерния, Ямпольский уезд, Бабчинецкая волость, с. Буши, 1912 года призыва, женат – команда переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
- радиотелеграфист Панченко Григорий Владимирович – Харьковская губерния, Ахтырский уезд, с. Белки, 1916 года призыва, холост – команда службы связи Черного моря, Западный регион с о. Фидониси
- комендор Саварин Мефодий Федосьевич – Подольская губерния, Каменец-Подольский уезд, с. Браги, 1915 года призыва, холост – команда переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
- радиотелеграфист Сеньков-Сеник Василий Ильич – Киевская губерния, Уманский уезд, Посуховская волость, с. Колодистое, 1916 года призыва, холост – команда службы связи Черного моря, Западный регион с о. Фидониси
- машинист 1 статьи Шудяк Сергей Александрович – Воронежская губерния, Валуйский уезд, Никитовская волость, с. Никитовка, 1908 года призыва, женат – команда переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
Кстати в гибели корабля и людей были обвинены погибшие офицеры корабля. Но тогда было такое время, что во всех грехах были виноваты офицеры.
В течении нескольких дней на берег острова Фидониси выбрасывало тела погибших моряков с эсминца. Гарнизон острова соорудил братскую могилу, но доска с упоминанием погибших была установлена лишь спустя почти сто лет.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-5.png)
В 2007 году аквалангисты из клуба «Посейдон» (И.Любимов, В. Сударев, О. Домаскин) обнаружили на 36 метровой глубине носовую часть эсминца и обследовали ее. В командирской каюте аквалангисты обнаружили уникальный рукописный свод приказов 1916—1917 годов по Черноморскому военно-морскому флоту, который был передан на реставрацию в специальную лабораторию в город Киев.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-6.png)
Среди находок, поднятых на поверхность — стеклянная аптечная посуда, в некоторых пузырьках даже остались лекарства и мази. Кроме того, аквалангисты подняли цельный лист брони с первой частью названия эсминца — «Лейтенантъ». Но самая уникальная находка — 9 книг из командирской каюты. Это судовые документы и дневники старшего лейтенанта Павла Штильберга, погибшего при взрыве эсминца.
Эсминец «лейтенант Зацаренный» назван в честь лейтенанта Зацаренного Измаила Максимовича, который прославился во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, как один из основоположников минной войны на море.
Участвовал в переоборудовании минными катерами, использовавшими шестовые мины Уайтхеда, катеров и парохода «Великий князь Константин» будучи старшим минным офицером. Служил на нем, под командованием лейтенанта Макарова С.О. – будущего адмирала.
Командуя минным катером «Чесма» лично участвовал в торпедных атаках турецких кораблей 1 и 5 мая, 15 декабря 1877 года и 14 января 1878 года. За храбрые действия был награжден орденами «Святого Георгия 4 степени» и «Святого Владимира 4-ой степени» и произведен в капитан-лейтенанты. В результате этих атак была потоплена турецкая канонерская лодка «Интибах» водоизмещением 163 тонны 14 января 1878 года.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-7.png)
Из копии рапорта лейтенанта Зацаренного И.М. командиру парохода «Великий князь Константин» лейтенанту Макарову С.О. от 16 января 1878 года:
В 2 1/2 часа ночи на 14-е января отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному направлению на Батумский рейд, но легкий береговой туман и снег на горах изменяли форму берегов, — почему пришлось идти медленно и только в 1/2 3 часа мы вошли на рейд с севера. Луна восходила из-за гор и около 2-х часов ярко осветила неприятельскую эскадру и рейд, на котором прежде всего увидали стоящее, при выходе с рейда, сторожевое двухмачтовое судно, затем освещенные луною белые здания города, батарею на маячном мысе и семь судов, стоящих у берега, как всегда в Батуме, кормами к берегу, между ними особенно отличались беловатые кожухи одного 2-х мачтового парохода, ближайшего к выходу, затем следовали: два трехмачтовых судна, пароход с большими кожухами и еще в глубине бухты три судна с рангоутом, число мачт на которых было весьма трудно определить. Расстояние от нас до эскадры было около 1 мили, а до сторожевого судна около 1/2 мили. Освещенные луною снежные горы делали картину еще светлее.
Подойдя к сторожевому судну и определив, что оно военное, приблизительно от 1000—1500 тонн, двухмачтовое, имеющее фок-мачту с реями, винтовое, под парами, с шестью поднятыми белыми шлюпками, я дал самый малый ход и с расстояния 40 — 30 саженей выстрелил миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Шешинский пустил свою мину. Последовавшие два одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Шешинского правее, подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и пароход накренившись на правую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и мачт не стало видно и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное «ура», катеров известили неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохода.
Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту. Оба катера осторожно вошли в массу обломков, желая спасти хотя часть людей, но путаясь все время винтами в обломках, мы поспешили выйти на чистое место и направились обратно к своему пароходу. В это время в стороне эскадры показался дым, вероятно идущего судна или катера для спасения людей и открылась с берега орудийная пальба, а затем действительно минут через 10 — 15, на месте катастрофы показались огни фалшвееров. В начале 4 часов катера пристали к борту парохода «Великий князь Константин».
Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно.
О чем имею честь доложить. Лейтенант Зацаренный
В мае 1878 года под его руководством выставлялись минные заграждения на реке Дунай, которые значительно помогли в борьбе с турецкими мониторами.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-8.png)
Атаки минных катеров парохода «Великий князь Константин» нашли отражение в картинах русских маринистов Айвазовского, Лагорио, Боголюбова, Брикова.
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-9.png)
![](https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2021/07/image-10.png)
Литература:
- Алексеев И.В. Суховей Л.Н. «Лейтенант Зацаренный» Эсминец и человек, Одесса, 2003 г.
- Алексеев И.В. «Лейтенант Зацаренный» 90 лет на дне морском. Сборник «Черноморские румбы» Международный морской альманах. Выпуск 7, Одесса «Феникс» 2008 г.
- Боевая летопись русского флота, Москва, Воениздат, 1948 г.
- Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Москва, Воениздат. Справочник. 2002 год, стр. 272 – 299
- Граф Г.К. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию, Санкт-Петербург, Издание Гангут, 1997
- Гончаренко О.Г. Последние битвы императорского флота (морская летопись), 2008 г.
- Навойцев Н.П. и авторский коллектив. Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-1927 гг), Москва, Воениздат, 1981, стр. 32-33
- РГА ВМФ. Фонд 873, опись 24, единица хранения 214. Старший лейтенант Штильберг Павел Густавович
- РГА ВМФ Фонд 417, опись 2, единица хранения 309 (микрофильмы). Список и дубликаты послужных списков матросов Черноморского флота, погибших 17 июня 1917 года на эскадренном миноносце «лейтенант Зацаренный»
- РГА ВМФ Фонд 609, опись 2, единица хранения 976. О назначении личного состава на суда и распределении новобранцев по школам учебного отряда, Список матросов погибших на эсминце «лейтенант Зацаренный» 17.06.1917 года (стр. 104-105).
После победы Российской империи в Русско-турецкой войне 1828—1829 годов Змеиный отошёл к России. После поражения России в Крымской войне Змеиный был возвращён Турции, а после Русско-турецкой войны 1877-78 годов стал владением Румынии, на нём был размещён дисциплинарный батальон румынской армии. Во время Второй мировой войны в апреле 1944 года на Змеиный был высажен десант Черноморского флота, и румынский гарнизон сдался без боя. По дипломатическому соглашению, подписанному Николаем Шутовым (от СССР) и Эдуардом Мезинческу (от Румынии), остров Змеиный с 23 мая 1948 года перешел в состав СССР. В 1956 году на острове была размещена радиолокационная рота ПВО, а также радиотехнический взвод береговой системы наблюдения ВМФ СССР. В 1980-х годах на шельфе около Змеиного были обнаружены значительные месторождения нефти и природного газа. Впоследствии это стало причиной новых претензий со стороны Румынии в адрес независимой Украины и требований о новом разграничении территориальных вод.
Спасибо за интересную информацию,Узнал много нового.Много раз проходил мимо о. Змеиного.