Баншац Б. Вдали от Родины

25  октября  1945 г.  исх. № 0642     из Управления, уполномоченного при Совете   Народных Комиссаров СССР по делам репатриации напра­вили начальнику Управления по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового, и сержантского состава и пенсионному обеспечению их семей материалы из немецких лагерей на бывших советских военнопленных.    

Среди них были списки регистрации и учётные карточки на прибывших, уничтоженных   и умерших   военнопленных, по которым был составлен засекреченный   список   на 776 листах и выписаны карточки, после чего по акту «карточки в количестве   примерно 318 200 штук   уничтожены» 20 апреля 1946 г. 

Под номером 34431 в списке   зна­чится Егер Федор (JEGER Fjodor), родившийся 2 сентября 1897 г.  в Каролинске и умер­ший 3 июня 1944 г.  в  Шталаге  VII A    Маосбург  (Верхняя  Бавария).  Его по­хоронили на военном кладбище Оберрайт близ Танштетина округ Файзинг Верхняя Бавария могила 544 ряд 3. 

Число первоначально похороненных там военнопленных спорно: 819 (или 746) русских, 43 (60) югославов, 41 (43) французов, 31 британец, 22 (23) итальянцев, 17 поляков, 15 белорусов, 11 американцев, 3 (6) румын,1 чех, 1 грек.

В другом списке, составленном 22 марта 1947 г.  с документов в одном из конвертов, указан и адрес его жены Адели —  г. Геленджик Краснодарского края.   27  марта  1947 г.  путём сожжения были уничтожены «материалы    в мешке (без номера) и статистические документы в 34 конвертах, не нужные для обработки в Управлении».   Так на долгие годы тысячи советских воинов остались «пропавшими без вести» …      В 1949 году  кладбище  военнопленных  в   Оберрайте  превратили  в  поле. Ещё тогда, а затем при окончательном упразднении кладбища в 1958 году останки   военнопленных были перевезены на другие кладбища в   Бад Тельц, Швабштадль под Лансбергом, Мюнхен.  По  другим  данным   866   тел  были  эксгумированы  и  перезахоронены  на  военном кладбище  в  Швабштадле  близ Ландсберга.

Позднее место было запущено и использовалось в сельскохозяйственных   целях и даже как свалка. Наконец,  городские   власти  взяли  эту  территорию  себе  и  поставили  в 1982  году  большой деревянный крест и памятный камень с надписью: STALAG VII А (Шталаг VII А) 1939-1945 STADT (Город)  MOOSBURG (Моосбург)  1982.

Позднее место было запущено и использовалось в сельскохозяйственных   целях и даже как свалка. Наконец, городские   власти взяли эту территорию себе и поставили в 1982 году большой деревянный крест и памятный камень с надписью: STALAG VII А (Шталаг VII А) 1939-1945 STADT (Город) MOOSBURG (Моосбург) 1982.

    В братской могиле   в местечке Швабштадль   (Schwabstadl)  населенного пункта  Обермайтинген  (Obermeitingen),  район  Ландсберг –на -Лехе , админи стративный  округ  Верхняя  Бавария,  Земля Бавария,   расположенного  при-мерно  в  50  км  западнее  Мюнхена  и  20  км южнее  Аугсбурга,  захоронены  советские  военнопленные – узники   лагеря  Stalag  VII A  Moosburg.  После  войны  останки  солдат  из  Моосбурга  (Тонштеттена)  и  других  мест,  где  на-ходились  рабочие  команды  этого  лагеря, были  перенесены  сюда.  На  мемориальных  плитах  увековечены  имена  тех,  кого  удалось  установить  при  эксгумации  по  лагерному  медальону  и  среди  них  Федор  Егерь (JEGER Fjodor).

Лагерь  для  военнопленных  VII-A  (полностью:  Kriegsgefangenen-Mannschaft  — Stammlager  VII-A ) был  крупнейшим лагерем для военнопленных в нацистской Германии во  время Второй мировой войны, расположенным  к  северу  от  города Моосбург на  юге Баварии.

Он занимал территорию в 35 гектаров и также служил перевалочным лагерем, через который заключённые, в том числе офицеры, переправлялись в другие лагеря.   Через  него  проходили  пленники  из  всех  стран, сражавшихся  против  Германии.  На  момент  его  освобождения  29  апреля 1945 года  в  главном  лагере  насчитывалось  76 248  заключенных  и  40 000 или  более  в  рабочих  командах   на  заводах, фермах.  ремонте железных дорог.

Военинженер  2  ранга  ЕГЕРЬ  был  захвачен  в  плен  4  июля  1942 г.  в  Севастополе. 

30  августа  1942 г.  он прибыл в Шталаг 348 в Днепропетровске, 2 октября —   в  Шталаг  VII A  а  7  октября  зачислен  в  команду  3185  в  Мюнхене Блуменстр.  24.09.1943  г.  помещен  в лагерный  лазарет,  где  умер  5.06.1944 г. (на  некоторых  карточках  3.06.1944 г.)  от  открытой  формы   туберкулеза  легких.

В  Интернете  удалось  найти  некоторую  информацию  о  нем.  Личное  дело  фронтовика  хранится  в  ЦАМО  РФ  и  доступно  для  ознакомления  только  его  родственникам.      

Федор  Михайлович  ЕГЕРЬ  родился  2  сентября  1897 г.  в  г. Юрьев,  Эстония.   В  наградном  листе 1941 года  указано,  в  РККА  с  1917 г.  (вероятно,  в  Красной  гвардии),  член  ВКП(б)  с  1931 г.,  участник  гражданской  войны, представлялся  к  награде  в  1920 г.,    награжден  орденом  Красного  Знамени  за  перелет  на  остров  Врангеля  и  медалью  «ХХ  лет  РККА».

14 июля 1927 года  пароход  «Колыма»   пришвартоваться к одной из льдин, плававших в Западной бухте  на мысе Северный (ныне мыс Шмидта). Судовыми стрелами на нее были спущены  два  одномоторных гидросамолета: фанерная  летающая лодка «Савойя-16»  (пилот Э.М. Лухт, механик Ф.М.Егерь)  и   переставленный на поплавки обычный  пассажирский  «Юнкерс-13» (пилот Е.М.Кошелев,  механик Г.Т.Побежимов).  Оба   самолета, названные чукчами «летающими байдарами», 16 июля поднялись в воздух и взяли курс на остров Врангеля,   впервые совершив перелет на арктический остров.  Встретившись с начальником острова Г. А. Ушаковым и его первыми жителями, летчики передали привезенный груз, приняли заготовленную охотниками пушнину и в тот же день вернулись на мыс Северный.

Вести о блестящих достижениях Первой советской воздушной экспедиции распространились по всему миру. Сообщения о перелете печатались во всех центральных и местных газетах. Участники экспедиции были награждены ЦИК Якутии специальными серебряными знаками экспедиции на остров «Врангеля» и  «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа».

Правительство ЯАССР наградило их Почетными грамотами:  «Дорогой товарищ! Вы сделали огромное и трудное дело, совершив в чрезвычайно тяжелых условиях перелет с «Колымы» на остров Врангеля, а также и перелет над неисследованной в воздушном отношении великой рекой Леной. Вы своим перелетом еще раз доказали, что советская авиация стоит на высоте последних достижений человеческого гения. Ваш перелет имеет огромное значение во всесоюзном масштабе, но для ЯАССР он имеет исключительное значение. Вы своим перелетом установили, какие условия нужны для осуществления тесной воздушной связи веками оторванной от культурных центров нашего Союза Якутии. Вы явились пионером этого имеющего огромное значение для нас дела. В ознаменование этого Президиум ЯЦИК и Президиум ОСОАВИАХИМа ЯАССР жалуют Вас шкурой белого медведя, белого песца, настоящей грамотой и ходатайствуют перед ВЦИК и РВС Союза о награждении Вас орденом Красного Знамени».      

Мужество и высокое мастерство авиаторов были оценены по достоинству.   Они были награждены орденами Красного Знамени. Мирная экспедиция по трудностям, которые пришлось преодолеть ее участникам, была приравнена к боевому подвигу.

Участники воздушной экспедиции на остров Врангеля: слева направо 1 ряд — пилот Е.М.Кошелев, руководитель экспедиции Г.Д.Красинский, пилот Э.М.Лухт, 2 ряд= механики Ф.М. Егерь и Г.Т.Побежимов. 1927 год

Командир летной группы экспедиции   Э.М.Лухт  в  статье  «Полет  на  остров  Врангеля»  писал:   «Вопросу выбора личного состава надо уделять большое внимание. Даже при сравнительно слабой материальной части хороший личный состав может возместить этот недостаток. Так было и в нашей экспедиции, где самолеты и  матчасть были весьма изношены. Личный состав каждой полярной экспедиции необходимо подбирать  и физически, и идеологически здоровым… И белоручка-летчик немыслим в полярных условиях. С другой стороны, немыслим на Севере и паникер-упадочник механик. И если я пишу эти строки, то только благодаря своему славному товарищу механику Ф.М. Егеру.

Во время перелета с острова Врангеля на материк лопнул кронштейн карбюратора. Карбюратор висел только  на соединительных трубках, и мотор начал давать перебои. Не понимая причин плохой работы мотора, я указал на него глазами Егору (так  в  тексте –ББ). Он моментально заметил положение карбюратора, но  улыбнулся и кивнул мне головой, что это, мол, пустяки. Затем он встал на сиденье, вылез во время полета наверх, снял с шеи шарф и, рискуя свалиться вниз, привязал карбюратор к мотору.

Когда уселся рядом со мной в нашу  лодку, он  вместо  ответа  показал мне большой палец правой руки, что значит на авиажаргоне: все идет как нельзя лучше!

Уже после посадки я узнал о том, что мы были на волосок от гибели, ибо вынужденная посадка на лед была бы последней  для нашей ветхой «Савойи»…

Он  быстро  сделал  вывод,  что  посадка  на  мелкобитом  льду,  к  тому  же  перемешанном  с  родом  айсбергов,  да  еще  полузакрытых  туманом – гроб.  Он нашел силу воли промолчать о причинах перебоев в  моторе, «ибо не хотел нервировать» меня, и был достаточно мужествен, чтобы во вре-мя полета забраться к мотору, рискуя быть сбитым воздушным потоком и сброшенным вниз».

Воинское  звание  военинженер  2-го  ранга   было  введено Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 сентября 1935 года   и  отменено   Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года. Егерь  должен  был  быть  переаттестован  в  инженер – майора,  но  это  сделано  не  было.  Вероятно,  потому,  что  в  соответствии  с  приказом  Наркома  обороны  от  24  июня  1938  года   все  лица  национальностей  иностранных  государств,  к  которым  относились  и  эстонцы,  были  уволены  из  РККА.  После  вхождения  Эстонии  в  состав  СССР,  большинство  из  них,  кто  не  был  репрессирован,  были  восстановлены  в  кадрах.

8  декабря  1941 г.  командование  авиагруппы  ВВС  ЧФ  капитан  НЕХАЕВ  и   полковой  комиссар  ВОДЯНОВ  представили  инженера  авиагруппы  воен-ин­женера  2  ранга  ЕГЕРЬ  Ф.М.  к  награждению  орденом  Красной  звезды.    

В  представлении  говорится,  что  «т.  ЕГЕРЬ  в  своей  повседневной  работе  отдавал  полностью  всю  свою  энергию,  весь  боевой  опыт  и  знания.  За  время  войны  самолеты  Авиагруппы  имеют  7094  часов  боевого  налета  (1587  боевых  вылетов),  но  были  лишь  единичные  случаи  отказа  мате­риальной  части.  Ресурс  самолетов  моторов  МИР-2  давно  уже  истек,  но  благодаря  исключительной  работе  технического  состава  самолеты  все  в  строю,  летают  и  будут  летать.  В  этой  работе  громадная  роль  инженера  т. ЕГЕРЬ.  Технический  состав  является  по  существу  воспитанниками  инженера  т. ЕГЕРЬ.  Начиная  с  1932 г.  он  повседневно  передавал  свой  большой  опыт  (в  авиации  ЕГЕРЬ  с  1919  г.).  Методом  личного  показа,  контроля  и  проверки  инженер  т. ЕГЕРЬ  предотвратил  не  одну  аварию  и  катастрофу  и  не  допустил  ни  одной  аварии  и  ката­строфы  по  вине  материальной  части.  За  время  работы  с  оператив­ных  аэродромов  т.  Егерь  оперативно  и  быстро  организовал  полевой  ремонт  и  не  допускал  отхода материальной  части.  По  его  инициативе  и  под  его  руководством  проведено  много  рационализаторских  и  изо­бретательских  мероприятий.  Инженер  т. ЕГЕРЬ  вполне  заслужил  пред­ставления  к  правительственной  награде.»

Командующий  ВВС  ЧФ  генерал – майор  авиации  ОСТРЯКОВ  и  военком  ВВС  ЧФ  бригадный  комиссар  КУЗЕНКО  поддержали  представление  и  при­казом  командующего  ЧФ  вице – адмирала  ОКТЯБРЬСКОГО  №  32с  от  10.05.1942 г.  ЕГЕРЬ  был  награжден  орденом.  О  вручении  награды  можно  узнать  в  ЦАМО  РФ.  Если  орден  был  вручен,  то  он вместе  с  медалью  «ХХ  лет  РККА»  до  сих  пор  лежит     в  севастопольской  земле,  где  был  найден  орден  Красного  Знамени…

Продолжение следует

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Сын Федора Егеря Эдуард мой друг,вместе учились в 43 школе в Одессе. Из за пропавшего без вести отца семья была лишена аттестата и жила в нужде. По этой же причине судьба Эдуарда сложилась трагически.Читайте об этом мой рассказ в архиве этого журнала «Пропал без вести» Большое спасибо Б.Баншацу за сбор материалов в честь светлой памяти о героической судьбе Федора Егеря остававшегося в строю до последнего дня обороны Севастополя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.