Новость пересланная из Санкт-Петербурга капитаном 1 ранга Александром Беляевым.
С дополнениями от администрации сайта
https://news.mail.ru/society/33807941/?frommail=1
МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Международная финско-российская команда обнаружила в Финском заливе место гибели военного судна и идентифицировала его как один из легендарных кораблей русского флота — эскадренный миноносец «Новик», сообщил РИА Новости в воскресенье руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов.
Глубина 75 метров. Экспозиция 150 минут. 120 минут декомпрессии. И незабываемое прикосновение к истории. Легендарный «Новик», лучший корабль Первой Мировой войны, на мостике которого стоял адмирал Колчак в период службы на Балтийском флоте. Головной корабль серии эскадренных миноносцев. Корабль, достойно переживший революционную пору, переименованный в «Яков Свердлов».
Погиб во время Таллинского перехода на мине, двигаясь в охранении крейсера Киров. Разорван пополам.
Это замечательное сотрудничество Разведывательно-водолазная команда и финской поисковой команды SubZone.
Подводное фото:Иннокентий Ольховой
К моменту ввода в строй в 1913 году «Новик» был самым быстрым кораблем в мире, бессменным участником почти все боевых действий на Балтике в годы Первой мировой войны.
«В рамках совместного проекта финской поисковой команда SubZone и российской экспедиции “Поклон кораблям Великой Победы” в районе мыса Юминда обнаружено место гибели эскадренного миноносца “Новик”. Корабль лежит на глубине 75 метров посередине Финского залива. Корпус разломан на две части в результате подрыва на мине. Носовая часть перевёрнута вверх килем, а корма с орудиями и надстройкой на ровном киле, на корме чётко читается название корабля на момент гибели — “Яков Свердлов” и герб СССР», — сказал Богданов.
Он также сообщил, что место гибели корабля было определено российским историком Михаилом Ивановым по немецким архивным материалам. В отчётах немцев сохранились данные об ошибочном бомбометании в 1943 году по некоему объекту, который немцы приняли за советскую подводную лодку Щ-406. В то время, как Щ-406 к тому моменту уже погибла у острова Большой Тютерс.
Обнаружение «Новика» стало возможным благодаря гидролокационному поиску, выполненному главой SubZone Имми Валлин. После погружения
водолазы осмотрели три 102-миллиметровых артиллерийских орудия и кормовую надстройку с запасным штурвалом и машинным телеграфом.
Эскадренный миноносец «Новик» был построен за год -— начато строительство было в 1910 году, а спустя год первый в своем классе эсминец уже сошел со стапелей. После нескольких замен винтов и двигателя русский эсминец стал самым быстрым кораблем в мире, развив скорость в 37,3 морских узла.
На начало Первой мировой войны «Новик» был единственным современным эсминцем в Балтийском флоте и числился в бригаде крейсеров. 18 июля 1914 года, еще до начала боевых действий, в составе бригады в районе мыса Дагерорт он прикрывал постановку центрального минного заграждения. В конце августа того же года эсминец «Новик» выходил на разведку и поиск германских кораблей.
После этого на протяжении еще двух военных лет эсминец активно участвовал в войне на Балтике, устанавливая мины и помогая топить немецкие транспорты и корабли.
В июне 1916 года «Новик» принял участие в нападении русских кораблей на германские транспорты с железной рудой в Норчепингской бухте, когда совместно с эсминцами «Гром» и «Победитель» была впервые произведена залповая стрельба торпедами по площади и потоплен транспорт «Герман».
В течение мая 1917 года «Новик» стал флагманским кораблем минной дивизии Балтфлота, участвовал в обороне архипелага и базы Моонзунд, закончившейся поражением российских войск. В ноябре 1917 года перешел в Петроградский порт для проведения капитального ремонта. 25 октября 1917 года эсминец достался большевикам, а в начале сентября 1918 года выведен из боевого состава и сдан в порт на хранение.
В 1923 год эскадренный миноносец «Новик» был переименован в честь члена ВЦИК и большевика Якова Свердлова.
В 1940 году эсминец РККФ «Яков Свердлов» прошел вторую модернизацию, по итогам которой его водоизмещение было увеличено. В канун Великой Отечественной войны миноносец вошел в состав отряда учебных кораблей Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз «Яков Свердлов» вошел в 3-й дивизион эсминцев эскадры Балтфлота.
В начале войны эсминец занимался задачами боевого эскорта, прикрывал действия советского флота, искал корабли и подводные лодки противника, а также поддерживал огнем сухопутные войска. Некоторое время в июле 1941 года был флагманским кораблем Балтийского флота.
Гибель «Якова Свердлова» произошла 28 августа 1941 года. Участвуя под командованием капитана 2 ранга А.М. Спиридонова в прорыве из Таллина в Кронштадт, эвакуируя защитников города и идя на левом траверзе крейсера «Киров», эсминец напоролся на мину, из-за взрыва порвался пополам и затонул.
Мыс Юминда (Juminda)
Скалистый мыс Юминда — это самая северная точка Эстонии. Мыс расположен на севере одноименного полуострова, который входит в состав национального парка Лахемаа. С мыса Юминда открывается великолепный вид на весь полуостров и на Финский залив.
В 2001 году на мысе была торжественно открыта мемориальная доска в память о жертвах Таллинского перехода 28 августа 1941 года, во время которого на немецких минах подорвались 66 следовавших в Кронштадт кораблей и судов.
Одним из главных инициаторов создания этого памятника стал контр-адмирал Меркулов Иван Иванович, проживающий в городе Таллине.
Текст на доске написан на четырех языках: эстонском, русском, немецком и финском. Представители именно этих национальностей стали основными жертвами Таллиннского перехода.
Местонахождение: Национальный парк Лахемаа, Вихула, 45435 Ляэне-Вирумаа
Координаты: с.ш. 59.64727500, в.д. 25.50465800
Из морского романа Валентина Пикуля Моонзунд об испытаниях «Новика»
А за три года до войны в России произошло событие, о котором еще не раз будут вспоминать наши историки… Со слипов Путиловского завода петербургские умельцы спустили на воду корабль, получивший наименование «Новик» (так в старой Руси называли новобранцев). Впервые в русском флоте корабль питался одним мазутом, а раскаленная лавина пара неудержимо бросалась на ювелирные лопатки турбин. «Новик» проходил испытания на «мерной миле» под Ганга. Приемная комиссия заполнила крылья мостика, следя за стрелками тахометров. Выше скорость, выше… Казалось, что турбины на разгоне оборотов разлетятся в куски. Мелко вибрируя, эсминец легчайше вспарывал волну. И — ни буруна под форштевнем! И — ни каскада за кормой! «Новик» летел, как в сказке, не нарушая маскировки движения, — он шел без пены…
— Дадим еще, — решили тогда на мостике.
Стрелка лага шагнула за 33 узла. Невероятно!
— Британский истребитель «Свифт», — рассуждали офицеры на мостике, — год назад дал рекордную скорость в тридцать пять узлов. Господа, не рискнуть ли прибавить еще давление на турбины?
Прибавили — «Новик», словно играючи, побил рекорд мира (репитеры лага устойчиво держали 35 узлов). Тогда командир эсминца решительно толкнул рукояти телеграфа, и стрелки тахометров потянулись дальше. Неустанно щелкал лаг, отбивая на табло ритм наращивания скорости. Палуба ходила ходуном, на пружинах амортизации тряслись в рубках приборы… Результат — 37,3 узла!
— Ура! Самая высшая скорость мира принадлежит России…
Вместе с бескозырками матросов взлетали в небо, уносимые ветром (и навсегда) кепчонки и картузы путиловских мастеров, гордых своей победой. А потом, когда пришли в Гангэ, командир получил телеграмму — не поздравительную, а трагическую. Оказывается, разведенная эсминцем ходовая волна, почти невидимая с мостика, неслышно подкралась к далекой земле; она обрушилась на берег, разворотила причалы, сорвала со швартов катера и унесла в море детей, игравших на пляже. Командира судили, но суд его оправдал: «Новик» не виноват — корабль сам не знал своей мощи…
Игорь Бунич. Балтийская трагедия Катастрофа
Описание гибели эскадренного миноносца «Яков Свердлов» (бывший «Новик») одного из лучших кораблей Балтийского флота. (выписка из книги)
Было 20 часов 34 минуты
— Товарищ командир — доложил сигнальщик — «Яков Свердлов» идет на сближение с «Кировым».
Нырков перевел бинокль на эсминец. «Яков Свердлов», шедший в пяти кабельтовых от «Кирова» на курсовом шестьдесят градусов левого борта, склонялся вправо сближаясь с крейсером.
— Имею особое распоряжение» — прочел сигнал Солоухин — будет снимать адмирала с «Кирова», как пить дать.
Грохот страшного взрыва за их спинами Заставил Солоухина и Ныркова резко обернуться. У ошеломленных моряков вырвался крик ужаса.
Высокий столб воды, огня и пара встал за передней дымовой трубой эсминца «Яков Свердлов».
На глазах потрясенных офицеров эсминец переламывался пополам. Нос и корма с грохотом и треском все больше поднимались над клокотавшей волной, а середина исчезла в пучине. В смеси воды, пара и мазута, пробковой изоляции и дымившихся обломков барахтались и кричали, оказавшиеся в воде люди.
20:36
Сильный удар сбил с ног всех, стоявших на мостике эскадренного миноносца «Яков Свердлов». Позади мостика поднялся огромный столб пламени, дыма и пара. Падая лицом на машинный телеграф, капитан 2 ранга Спиридонов успел перевести рукоятки на «стоп» и на мгновение потерял сознание.
Придя в себя Спиридонов почувствовал, что палуба уходит из под ног. Рядом с ним вцепившийся в в поручни находился вахтенный офицер лейтенант Гордымов. Спиридонов оглянулся на корму и сразу понял, что взрыв в районе первого торпедного аппарата разорвал эсминец пополам. Кормовая часть переворачиваясь задралась вверх. С кормового мостика успели спрыгнуть за борт старпом капитан-лейтенант Багринов и рулевой старшина Картузов. На носу перед мостиком Спиридонов видел около десяти человек.
Носовая часть эсминца быстро уходила в воду.
Поняв полную безнадежность ситуации командир «Якова Свердлова» приказал всем спасаться, прыгая за борт.
Воздух живыми белесыми пузырьками вырывался из погружавшегося корпуса, а ему навстречу мощный водоворот закручивал и проглатывал людей. Эсминец еще гневно шипел паром, фонтанировал мазутом из разбитых цистерн и душераздирающе выл замкнувшей сиреной.
Когда волны уже смыкались над погибающим кораблем, огромный столб воды и оглушительный взрыв стали как бы салютом к погребению легендарного «Новика». Это сработали гидростатические взрыватели глубинных бомб, приготовленные для борьбы с немецкими подводными лодками, убив примерно половину прыгнувших за борт.
С мостика МО-112 мичман Попенкер ясно видел, как гигантский столб воды, огня и дыма закрыл эсминец «Яков Свердлов». Мичману показалось, что когда столб воды осел эсминец продолжает идти вперед. И только следующий взрыв прикончил «Яков Свердлов»
Попенкер в ужасе наблюдал, как медленно, (ему показалось мучительно долго) сворачивается на правый борт полубак эсминца с носовым орудием и его расчетом. У мичмана сложилось впечатление, что эсминец потерял только носовую часть, а две трети корпуса остались на плаву и корабль продолжает идти вперед, когда прогремел третий взрыв, самый мощный по его мнению, в результате которого эсминец перевернулся. Силы взрыва была такова, что следовавший ему в кильватер МО-142 лейтенанта Обухова тряхнуло так, что у него заглох двигатель, и к месту катастрофы подошел только МО-112 лейтенанта Семена Гимпельсона.
Попекер успел заметить и зеленое днище «Якова Свердлова», уходящее в воду с еще вращающимися винтами.
На месте гибели эсминца растекалось огромное пятно мазута. Перегнувшись через борт моряки МО-112 хватали скользких от мазута ошеломленных людей, вытаскивали их на палубу, сразу же протирали тампонами им глаза, нос, рот, уши, а затем размещали по отсекам МО, отдавая свое сухое обмундирование, отпаивая чаем и угощая шоколадом из НЗ.
Среди спасенных был командир эсминца капитан 2 ранга Спиридонов.
Рядом с эсминцем «Яков Свердлов», спустя некоторое время погиб эсминец «Гордый».
Справка из книги «Живые, помните погибших моряков»
28 августа 1941 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот Подорвался на мине и погиб эсминец «Яков Свердлов» (Новик) при переходе из Таллина в Кронштадт у м. Юминданина. Погибли:
- капитан-лейтенант Богданов Анатолий Александрович – командир БЧ-1
- инженер капитан 3 ранга Чекаленко (Чепкаленко) Лев Григорьевич – командир БЧ-5 (Ленинград)
- младший политрук Топориков Федор Иванович — военный комиссар БЧ-5 (Ленинград)
- техник интендант 2 ранга Вылуск Яков Семенович – начальник службы снабжения
- капитан Панкратов Петр Григорьевич – начальник связи 71 АП, 1908 года, Орловская область, д. Александровка
- краснофлотец Абакумов Сергей Логинович – машинист котельный (Ярославская область)
- краснофлотец Александров Климентий Александрович – машинист (Ленинградская область)
- краснофлотец Алешин Иван Григорьевич – ученик марсового (Курская область)
- краснофлотец Апаев Георгий Макарович – радист (Баку)
- краснофлотец Барышников Георгий Иванович – марсовый (Майкоп)
- краснофлотец Батов Евгений Иванович – ученик рулевого (Архангельск)
- краснофлотец Беликов Георгий Семенович – минер (Киев)
- краснофлотец Бережнов Борис Васильевич – электрик (Ивановская область)
- краснофлотец Бессонов Михаил Романович – торпедист (Курская область)
- краснофлотец Бжестовский Петр Вячеславович – машинист (Киевская область)
- краснофлотец Богданов Георгий Дмитриевич – командир отделения машинистов турбинистов (Ленинградская область)
- краснофлотец Бачурин Семен Тимофеевич – ученик котельного машиниста (Москва)
- старшина 2 статьи Бузов Георгий Васильевич – командир отделения трюмных машинистов (Ленинград)
- краснофлотец Буренко Григорий Максимович – комендор палубный (Киевская область)
- краснофлотец Быховец Аркадий Антонович – сигнальщик (Полоцкая область)
- старшина 2 статьи Васильев Никита Михайлович – командир отделения кладовщиков
- старшина 2 статьи Володкевич Александр Григорьевич – командир отделения машинистов котельных (Днепропетровская область)
- краснофлотец Войтюк Андрей Степанович командир отделения машинистов-турбинистов (Полесская область)
- краснофлотец Графов Николай Петрович – радист (Ленинградская область)
- краснофлотец Грезин Николай Иванович – комендор палубный (Московская область)
- старшина 2 статьи Гришин Николай Григорьевич – командир отделения торпедистов (Москва)
- краснофлотец Грудинин Леонид Федорович – машинист-турбинист (Ленинград)
- краснофлотец Горбатюк Иван Панкратович – ученик машиниста котельного (Винницкая область)
- краснофлотец Горохов Григорий Иванович – кладовщик (Горьковская область)
- краснофлотец Гусаков Владимир Иванович – машинист котельный (Ворошиловградская область)
- краснофлотец Дементьев Николай Сергеевич – рулевой (Московская область)
- краснофлотец Емельянов Николай Михайлович – машинист-турбинист (Могилевская область)
- старшина 2 статьи Завальский Иван Семенович – командир отделения торпедистов (Московская область)
- главный старшина Заверняев Анатолий Кузьмич – старшина машинистов турбинистов (Ленинград)
- краснофлотец Зайчиков Василий Павлович – ученик машиниста турбиниста (Ивановская область)
- краснофлотец Захаров Леонид Иванович – ученик машиниста котельного (Горьковская область)
- старшина 2 статьи Зюбанов Иван Тимофеевич – командир отделения машинистов котельных (Курская область)
- старшина 1 статьи Иванов Леонид Иванович – старшина машинистов-турбинистов (Петрозаводск)
- главный старшина Иванов Михаил Семенович – начфин (Ленинград)
- краснофлотец Кашицин Сергей Иванович – машинист-турбинист (Горьковская область)
- краснофлотец Кинг Алексей Дмитриевич – ученик радиста (Днепропетровск)
- краснофлотец Китов Михаил Константинович – ученик машиниста котельного (Горьковская область)
- старшина 2 статьи Климкин Михаил Васильевич – командир отделения машинистов котельных (Куйбышевская область)
- краснофлотец Ковалев Николай Прокофьевич – ученик машиниста турбиниста (Харьков)
- краснофлотец Колычев Сергей Александрович – строевой (Москва)
- старшина 2 статьи Кондратьев Александр Николаевич
- краснофлотец Кондромашев Алексей Иванович – комендор палубный (Киев)
- краснофлотец Коновалов Федор Иванович – торпедист (Татарская АССР)
- краснофлотец Коростылев Николай Степанович – ученик дальномерщика (Ростовская область)
- краснофлотец Коротков Федор Ефимович – строевой (Сталинградская область)
- краснофлотец Костерин Александр Иванович – машинист-турбинист (Ленинградская область)
- краснофлотец Костилевский Борис Алексеевич – машинист-турбинист (Ленинград)
- краснофлотец Косых Петр Петрович – ученик машиниста котельного (Московская область)
- краснофлотец Кошарный Степан Федорович – ученик машиниста котельного (Черниговская область)
- краснофлотец Кравченко Владимир Дмитриевич – строевой (Одесская область)
- краснофлотец Кравченко Дмитрий Яковлевич – машинист-турбинист (Харьковская область)
- краснофлотец Краснов Андрей Петрович – электрик (Ленинградская область)
- краснофлотец Крючинин Николай Федорович – ученик машиниста котельного (Москва)
- краснофлотец Кузнецов Иван Иванович – ученик машиниста котельного (Московская область)
- краснофлотец Кузнецов Иван Филиппович – ученик машиниста котельного (Москва)
- краснофлотец Кузнецов Константин Дмитриевич – ученик машиниста котельного (Московская область)
- краснофлотец Куликов Василий Григорьевич – 1920 года, рулевой Саратовская область, д. Куликовка
- краснофлотец Куркин Кирилл Евдокимович – комендор палубный (Воронежская область)
- краснофлотец Куров Василий Константинович – (Новгородская область)
- краснофлотец Куропаткин Федор Семенович – ученик машиниста котельного (Москва)
- краснофлотец Лавров Степан Федорович – (Ленинградская область)
- старшина 2 статьи Лебедев Иван Алексеевич – командир отделения машинистов котельных (Горьковская область)
- старшина 2 статьи Лукин Константин Семенович – преподаватель машинистов котельных (Горьковская область)
- краснофлотец Маркелов Сергей Яковлевич – ученик машинистов котельных (Московская область)
- краснофлотец Масягин Иван Иванович – ученик электрика (Горький)
- старшина 2 статьи Мешалкин Дмитрий Трофимович – преподаватель торпедистов (Владимир)
- старшина 2 статьи Миронов Борис Павлович – командир отделения парусников (Пензенская область)
- старшина 2 статьи Мицюк Борис Афанасьевич – преподаватель комендоров палубных (Каменец-Подольская область)
- краснофлотец Могильников Никита Иванович – комендор палубный (Тульская область)
- старшина 2 статьи Моисеев Александр Алексеевич – преподаватель торпедистов (Саратов)
- старшина 2 статьи Морозов Николай Матвеевич – преподаватель комендоров палубных (Ростовская область)
- краснофлотец Нинченко Анатолий Прокофьевич – ученик машинистов турбинистов (Днепропетровская область)
- краснофлотец Носов Иван Семенович – 1917 года, трюмный машинист, Тульская область, д. Ильинск
- краснофлотец Носонкин Петр Алексеевич – ученик машинистов котельных (Тамбовская область)
- краснофлотец Отин Василий Алексеевич – марсовый (Казань)
- краснофлотец Паньков Василий Егорович – комендор палубный (Смоленская область)
- старший краснофлотец Покашнипов Михаил Федорович – комендор палубный (Ленинградская область)
- главный старшина Постников Михаил Николаевич – старшина мотористов (Ленинград)
- краснофлотец Прохоров Иван Матвеевич – радист (Москва)
- краснофлотец Рачков Михаил Петрович – электрик (Ленинградская область)
- старшина 2 статьи Рогачев Николай Алексеевич (Асеевич) – кладовщик (Горький) – умер от ран 24.09.1941
- краснофлотец Савин Федор Борисович – (Калининская область) – умер от ран 30.08.1941
- краснофлотец Савчук Григорий Иванович – командир отделения машинистов турбинистов (Винницкая область)
- краснофлотец Садовский Николай Иванович – (Одесская область) – погиб 13.09.1941
- краснофлотец Сетьков Петр Васильевич – ученик сигнальщика (Витебская область)
- краснофлотец Симагин Михаил Григорьевич – строевой (Сталинград)
- краснофлотец Скороход Афанасий Артемович – ученик торпедиста (Владимир)
- краснофлотец Слипух Ефим Григорьевич – торпедист (Харьковская область)
- краснофлотец Степанов Александр Степанович – командир отделения строевых (Чувашская АССР)
- краснофлотец Ступин Степан Васильевич – машинист котельный (Саратовская область)
- краснофлотец Суворов Иван Николаевич – ученик моториста (Ленинград)
- краснофлотец Сурков Петр Кузьмич – сигнальщик (Московская область)
- краснофлотец Тарасов Николай Васильевич – комендор палубный (Сталинская – Донецкая область
- краснофлотец Титов Иван Антонович – ученик машиниста котельного (Орловская область)
- краснофлотец Ткач Михаил Иванович – рулевой (Сталинградская область)
- старшина 2 статьи Третьяков Александр Алексеевич – командир отделения машинистов котельных (Калининская область)
- краснофлотец Трифонов Василий Степанович – машинист котельный (Горьковская область)
- краснофлотец Трут Емельян Ильич – ученик торпедиста (Сталинская-Донецкая область)
- краснофлотец Фетисов Александр Семенович – комендор зенитчик (Московская область)
- краснофлотец Филиппов Михаил Иванович – сигнальщик (Мурманская область)
- краснофлотец Хрулев Николай Михайлович – ученик машиниста котельного (Псковская область)
- краснофлотец Черногоров Иван Матвеевич – гидроакустик (Московская область)
- краснофлотец Шадымов Василий Васильевич – ученик химиста (Горький)
- старшина 2 статьи Шаров Сергей Андреевич – командир отделения электриков (Ленинградская область)
- краснофлотец Шебаров Василий Яковлевич – гидроакустик (Смоленская область)
- краснофлотец Шендель Борис Федорович – машинист-турбинист (Новгород)
- краснофлотец Шилин Николай Ильич – радист (Москва)
- краснофлотец Шувалов Егор Егорович – ученик машиниста турбиниста (Москва)
- краснофлотец Шульженко Демьян Иванович – торпедист ( Харьковская область)
- краснофлотец Яковенко Михаил Павлович – котельный машинист (Сумская область)
- краснофлотец Яковлев Борис Андреевич – дальномерщик ( Вышний Волочек)