Есть в Крыму, недалеко от Симферополя, небольшой поселок Октябрьское. Рядом с ним – аэродром. До 1996 года над ним разносился рев моторов боевых самолетов. Но с уходом Советского Союза поселок, а вместе с ним и аэродром, оказались на территории Украины. Последний раз в далеком уже 1996 году поднялись с аэродрома красавцы Ту-22М3. Поднялись, чтобы не вернуться. Из-за действий авантюристов от политики прекратил свое существование морской ракетоносный авиаполк.
Но память о том, что здесь когда-то базировались эти крылатые красавцы жива в Октябрьском до сих пор. Есть и люди, усилиями которых взлетно-посадочная полоса аэродрома поддерживается в удовлетворительном состоянии (хотя и без средств навигации, светотехники и оборудования).
А еще есть в Октябрьском небольшой народный музей истории 943 морского ракетоносного полка. Создан он и существует благодаря энтузиазму и упорству одного человека: Алексея Петровича Гирника. Алексей Петрович родился в другом авиационном городке – поселке Гвардейское. Всю жизнь он связан с авиацией. В 2008 году он решил создать небольшой музей истории 943 полка. Трудное это было время для русского населения Крыма, тогда к власти в Киеве пришел Ющенко. Все усилия этого «президента» были направлены на искоренение в народе памяти о своих корнях. Многое пришлось пройти, чтобы создать и сохранить музей. Помещения нашлись в бывшем доме офицеров гарнизона. Здание к тому времени было заброшено. Своими силами приводили в порядок выделенные комнаты. Вскоре он открыл свои двери. Коллекция фондов музея пополнялась за счет экспонатов, найденных порой, в буквальном смысле, на помойке. Так были спасены от уничтожения исторический формуляр полка и тренажер кабины летчиков. Несмотря на противодействие чинуш от украинской власти музей продолжал жить. Еще одной победой Алексея Петровича стал мемориал погибшим летчикам. На нем увековечены имена личного состава полка, погибшего в грозные годы Великой Отечественной войны.
Многие говорили, что из этой затеи ничего не выйдет, многие вставляли палки в колеса. Но в 2013 году мемориал все-таки был открыт. В 2014 году, после кровавого переворота в столице «незалежной», Алексей Петрович даже не раздумывал, как ему голосовать на референдуме – конечно за возвращение Крымской земли в Россию.
Уже после этого чиновники пытались вставить палки в колеса музею, был составлен акт о признании здания бывшего дома офицеров аварийным, но и тогда музей выстоял. В настоящее время он существует и работает. Издана книга памяти 40 авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. В день 80-летнего юбилея создания полка музею вручены точные копии боевого знамени 40 авиаполка и вымпела Министра Обороны РФ, которые были изготовлены дне собственные средства детьми погибших летчиков полка. И в этом огромная заслуга основателя и бессменного заведующего музеем Алексея Петровича Гирника. И он верит, что настанет тот день, когда колеса самолетов вновь коснутся полосы аэродрома в Октябрьском и вновь оживет аэродром.
Историческая справка о 943 Краснознаменном Констанцком отдельном морском ракетоноскном авиационном полку (943 ОМРАП):
Полк создан Приказом НК ВМФ СССР № 0036 от 28 мая 1938 года как первый морской бомбардировочный полк, первым командиром полка стал Николай Алексеевич Остряков, участник боев в Испании, впоследствии Командующий ВВС ЧФ в начале Великой Отечественной, Герой Советского Союза.
Во время Советско-Финской войны 12 экипажей полка участвовали в боевых действиях. Экипаж в составе капитана Пинчука Г.С., штурмана капитана Харламова В.М. и воздушного стрелка-радиста сержанта Белогурова А.И. был удостоен звания Героев СССР. Они явились первыми авиаторами ЧФ удостоенными столь высокого звания. Ещё 22 авиатора-черноморца были награждены орденами.
Войну полк встретил как 40 авиационный полк пикирующих бомбардировщиков. Уже 22 июня 1941 года в 18 часов 40 минут ответным ударом по военно-морской базе Констанца (Румыния) полк вступил в Великую Отечественную войну. С полевого аэродрома «Биюк-Онлар» (Октябрьское) на боевое задание вылетели два экипажа из 4-й авиаэскадрильи. Самолёты пилотировали капитан Жолудь, ст. лейтенант Комаров, штурманы капитан Чепиженко, лейтенант Зайцев, воздушные стрелки-радисты лейтенант Воробьёв и сержант Новак.
23 июня 1941 года полк первым на флоте приступил к освоению самолёта Пе-2. А уже 13 июля 1941 года шесть самолётов Пе-2 из 5-й АЭ под командованием капитана Цурцумия А.П. совершили налёт на нефтеперегонные заводы в Плоешти, которые поставляли немецкой армии до 3 млн. тонн бензина в год. При этом налете авиаторами полка было уничтожено 2 заводских корпуса, 202 железнодорожных вагона, 46 емкостей и 220 тысяч тонн бензина.
С 10 августа по 16 октября 1941 года, 67 суток, полк принимал участие в обороне Одессы. 2-я и 5-я АЭ капитанов Морковкина и Цурцумия выполняла в день 10-12 групповых вылетов на штурмовку боевых порядков врага. Всего было произведено 1450 самолётовылетов. «В боях за Одессу мы научились ненавидеть врага всеми силами своей души, — говорил отважный лётчик Андрей Кондрашин, — и, научившись ненавидеть, стали бить ещё злее, ещё лучше».
1-й АЭ капитана Корзунова И.Е., полк участвовал в обороне Севастополя. «-… Активно действуют на подступах к Севастополю наши бомбардировщики. Днём и ночью они громят укрепления и резервы противника. Отличная лётная подготовка, хорошая групповая слётанность, высокая выучка стрелков и бомбардиров обеспечили подразделения, которыми командуют Пешков, Корзунов высокой боеспособностью и живучестью». Эти слова генерал-майора Н.А.Острякова можно поставить эпиграфом к той замечательной странице, которую вписали в историю обороны Севастополя наши пикирующие бомбардировщики.
С 1 августа 1942 года по ноябрь 1943 года полк принимал участие в обороне и освобождении Северного Кавказа. А также в налётах на объекты в Крыму, побережье Азовского моря и прикрытии кораблей флота.
С февраля по май 1944 года полк базировался в г.Скадовске с задачей наносить удары по коммуникациям врага, связывающим Крым с г.Одессой и Румынией. За этот период полком потоплено 8 транспортов с общим водоизмещением 16 000 тонн.
В апреле – мае 1944 года полк участвовал в освобождении Крыма и Севастополя. Главной задачей ударной авиации ВВС ЧФ являлась блокада Крыма, уничтожение кораблей противника на коммуникациях Крым – Румыния, срыв эвакуации немцев из Крыма. Отличились командир первой АЭ ст. лейтенант Тарарин С.А., заместитель командира АЭ капитан Казаковский К.И., командир полка майор Кирьянов С.С., командир 13-й Пикирующей авиадивизии Герой Советского Союза подполковник Корзунов И.Е. Полком произведено 234 боевых вылета. В результате было потоплено 12 транспортов с войсками и техникой общим водоизмещением 38 000 тонн, один танкер, шесть БДБ, одна сухогрузная баржа, повреждён один эсминец, семь транспортов и восемь других плавсредств.
В приказе Верховного Главнокомандующего от 10.05.1944 года, посвященном освобождению Севастополя, была объявлена благодарность летчикам подполковника Корзунова И.Е. за вклад по освобождению Крыма и Севастополя.
20 августа 1944 года полк принял участие в Констанцской воздушной операции. В приказе Верховного Главнокомандующего вновь были отмечены лётчики дивизии полковника Корзунова. Неувядаемой славой покрыли себя лётчики-пикировщики в жестоких боях с немецко–фашистскими захватчиками.
За время Великой Отечественной войны лётчики полка совершили более 6500 боевых вылетов. Уничтожили 315 танков и бронемашин, 1378 автомашин, 270 плавсредств и 196 самолётов противника. Десятки тысяч вражеских солдат и офицеров нашли свой бесславный конец.
В жестоких схватках с коварным и грозным врагом полк потерял 380 лучших своих товарищей.
27 августа 1944 года полк награждён орденом Красного Знамени.
7 октября 1944 года полку присвоено почётное наименование «Констанцский».
В 1951 году полк освоил реактивный бомбардировщик Ил-28. Первыми совершили самостоятельные полёты лётчики Кузнецов, Герой СССР Скугарь, Онищенко, Капнулин, Житлов. С 1 декабря полк перешёл на новые штаты реактивной минно-торпедной авиации.
В 1955 году полк переименован в 943 минно-торпедный авиационный полк.
В мае 1957 года полк приступил к освоению дальнего ракетоносца самолёта Ту-16КС. Первым самостоятельно вылетел командир полка полковник Жадан. К концу года полк объявлен в ВВС ВМФ СССР «Отличным».
9 июня 1960 года произведён первый практический путь крылатой авиационной ракеты экипажами подполковника Жидецкого и майора Боровских.
В мае 1961 года полк получил наименование 943 отдельный морской ракетоносный авиационный полк
В 1962 году полк участвовал в оказании интернациональной помощи Индонезии в борьбе за независимость. 12 экипажей ракетоносцев Ту-16 КС совершили перелёт по маршруту Октябрьское – Джакарта. В это же время 207 военных специалистов ВВС Индонезии прошли подготовку на базе полка по курсу эксплуатации и боевого применения самолёта Ту–16 КС. В ходе обучения индонезийских экипажей в небе Индонезии совершил подвиг командир отряда 2 АЭ майор Борисевич Олег Лукьянович. Ценою собственной жизни он посадил ракетоносец с отказавшими двигателями на рисовое поле, тем самым спас жизни индонезийского экипажа. Майор Борисевич награждён орденом Красное Знамя (посмертно).
Ноябрь 1967 года. Полк занял 1-ое место в ВВС ВМФ СССР по практическим пускам крылатых авиационных ракет и объявлен «Отличным».
1970 год. Полк принял участие в межфлотских манёврах «Океан-70». Полк награждён юбилейной грамотой в честь 100-летия В.И. Ленина.
С 1970-1972 год экипажи полка оказывали интернациональную помощь АР Египет в составе 90-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи особого назначения. Одновременно происходило обучение арабских военных специалистов на базе полка.
3 сентября 1974 года. 943 МРАП первым в авиации ВМФ СССР преступил к освоению сверхзвукового ракетоносца с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 М (Backfire). И в дальнейшем эксплуатировал все его модификации. Первые полковые полёты на самолёте Ту-22 М открыл командир полка полковник Зверев Ю.П.
В апреле 1975 года 1-ая АЭ полка впервые в авиации ВМФ СССР шестью экипажами выполнила межфлотский манёвр на самолётах Ту-22 М2 на Краснознамённый Северный флот и приняла участие в учениях «Океан-75».
20 апреля 1975 года экипаж подполковника Задирака впервые на КЧФ произвёл практический пуск крылатой авиационной ракеты Х-22.
24 ноября 1978 года приказом МО СССР № 00136 от 4.11.78г. полк награждён Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
В 1984 году девятью экипажами на самолётах Ту–22М2 совершён межфлотский манёвр на ТОФ.
За 58-летнию историю, полком командовало 27 командиров. Среди них такие выдающиеся авиаторы как Остряков, Хатиашвили, Морковкин, Корзунов, Кирьяков, Воронов, Многолет, Зверев, Тхоржевский, Чернов, Кузнецов.
На момент расформирования полка в ноябре 1996 года все экипажи полка были подготовлены ко всем видам боевого применения. Однако, пресловутые концепции на развитие авиации привели к уничтожению ударной ракетоносной авиации Черноморского флота. 19 ракетоносцев Ту-22М3 были переданы на ТОФ РФ, а 20 утилизированы украинской стороной.
Вручение копии боевого знамени 40 авиаполка сыном погибшего командира звена Льва Березнера Александром Львовичем Березнером.