Портреты офицеров Черноморской эскадры
Ворков Сергей Степанович (в воспоминаниях Чверткина он почему-то «проходит» как «Варков». – Б.Н.).
Родился в Гродно в семье рабочего города Гродно 13 августа 1911 года. Вскоре семья переехала в пос. Фабричный (ныне часть поселка Лальск Кировской области). Окончив в 1927 году Фабричную семилетнюю школу, поступает в Велико-Устюгское речное училище. Осенью 1931 года С. Ворков направлен в Печорское речное пароходство техником по судостроению в затон Щельяюр. В 1933 году назначен ответственным за судоремонт флота всего Печорского пароходства, также заочно окончил два курса Московского энерго-теплотехнического института, здесь же он стал коммунистом. В том же году призван на службу в Военно-Морской флот.
Окончил в январе 1936 года курсы ускоренной подготовки командного состава Балтийского флота и в звании лейтенанта был направлен в Севастополь, где проходил службу на базовых тральщиках Черноморского флота в должности штурмана и помощника командира. В феврале-июле 1938 года командовал тральщиком «Минреп» и в июле 1938 – ноябре 1940 года тральщиком «Щит». В ноябре 1940 года старший лейтенант Ворков был назначен командиром эскадренного миноносца «Сообразительный».
В 1941 году эскадренный миноносец «Сообразительный» под командованием Воркова участвовал в обороне Одессы, эскортируя транспорты, перевозя грузы и людей, поддерживая огнём обороняющиеся войска. Во время Керченско-Феодосийской десантной операции осуществлял огневую поддержку действиям десантных войск.
В 1942 году эскадренный миноносец «Сообразительный» под командованием капитан-лейтенанта Воркова осуществлял артиллерийскую поддержку действиям десантных войск во время Судакской десантной операции, поддерживал огнём обороняющиеся советские войска под Севастополем и Новороссийском, прорывал воздушную и морскую блокаду противника на подходах к Севастополю, участвовал в спасении раненых, женщин и детей с повреждённого лидера «Ташкент». В 1942 году приказом командующего Черноморским флотом «за проявленное при этом мужество и доблесть» награждён двумя орденами Красного Знамени.
В 1943 году эскадренный миноносец «Сообразительный» под командованием капитана 3 ранга Воркова участвовал в обстреле позиций германских войск в районе Новороссийска и 1 марта был удостоен звания гвардейского.
25 декабря 1944 года гвардии капитан 2 ранга Ворков был награждён орденом Отечественной войны I степени. 28 декабря того же года назначен начальником 1-го дивизиона эскадренных миноносцев эскадры Черноморского флота. В 1945 году награждён орденом Нахимова II степени.
В июле-ноябре 1945 года командовал трофейным крейсером «Нюрнберг». За участие в операции по переводу трофейных кораблей был награждён орденом Отечественной войны II степени. В 1947–1950 годах обучался в Военно-морской академии. После окончания академии занимал должности начальника штаба и командира бригады крейсеров. 8 августа 1953 года присвоено звание контр-адмирала. В том же году за выслугу лет награждён третьим орденом Красного Знамени. В 1954–1956 годах был начальник штаба –заместитель командующего Беломорской военной флотилии.
В 1959–1961 годах занимал должность старшего уполномоченного Балтийской группы приёмки кораблей для военно-морского флота. В 1961-1962 года обучался на Академических курсах офицерского состава Военно-морской академии.
В 1962–1966 годах занимал должность начальника отдела 14-го института ВМФ. В 1967 году присвоена учёная степень кандидата военно-морских наук. С 1969 года в отставке. В отставке занимался военной наукой, педагогической деятельностью, опубликовал 7 книг и около 400 очерков.
Почётный гражданин поселка Щельяюр республики Коми. Его именем в 2018 году названа улица в Гродно.
Теперь вернемся к воспоминаниям Чверткина: «…Сережа Варков лежит в настоящее время в госпитале и, если верить Вячеславу Бакарджиеву, умирает от рака желудка. Мне его искренне жаль, хотя, мы никогда не дружили и даже не симпатизировали друг другу. Мне придется при написании этих строк, посвященных ему, быть крайне осторожным по той причине, что он лежит, а я еще хожу. С Сережей Варковым меня познакомил Петр Шевченко. Однажды, он затащил меня на «Разительный» и познакомил с его командиром Варковым. Было время завтрака и он пригласил нас разделить с ним завтрак. В разговоре я почти не участвовал, я могу разговаривать лишь с одним человеком, на большее меня не хватает. Разговаривая с ним, Петр время от времени поглядывал на меня. Мне показалось, что Петр намеренно провоцирует Варкова на высказывания по определенным темам, по которым было бы интересно узнать и мое мнение о Варкове. Действительно, когда мы вернулись на «Свободный», Петр поинтересовался моим мнением о Варкове. Петр предупредил меня, что имеются указания на то, что Варков «стукач». Неоднократно случалось, что разговоры в присутствии только Варкова становились известны или политотделу, или особому отделу. Мне Сережа не понравился напыщенной манерой держать себя, своим надутым видом и привычкой по каждому поводу высказываться безапелляционно, чего я терпеть не мог. Он был еще и морально нечистоплотен и, когда можно было, подкладывал мне «свинью». Я его не любил, а он меня ненавидел.
Они с Марковым быстро нашли общий язык, и, когда я еще командовал эсминцем, Марков всегда приглашал Варкова, когда отправлялся проверять мой корабль. После осмотров Марков предоставлял слово Варкову, сам он не был способен связать и двух слов, – серое ничтожество. Варков неизменно говорил, что, хотя корабль в полном порядке, но, поскольку, ко мне необходимо предъявлять повышенные требования, то оценку следует поставить только удовлетворительную. Я уж не говорю, что Марков по уставу не имел права предоставлять Варкову возможность давать мне оценку, но и со стороны Варкова соглашаться на участие в этом фарсе было в высшей степени не порядочно, а он поступал подобным образом. Однако, все это не помешало Варкову искать моей помощи, когда я был начальником отдела в институте в Ленинграде, а он в этот момент был недоволен своим поприщем. Бакарджиев глубоко презирает Варкова за то же самое, что и я, а также и за многое другое, чего я не знаю…».