Правдивые военно-морские истории от соучастника
Прошло уже много лет, но до сих пор вспоминается, как наши специалисты в экстремальных тропических условиях выполняли свой долг по поддержанию радиотехнического вооружения (РТВ) кораблей и катеров ВМФ Анголы в боевой готовности. Да и не только их.
Особенно доставалось нашим советникам и специалистам, — корабельным механикам. Выполнение работ в машинном отделении при повышенной температуре и влажности требовало хорошей физической выносливости, а главное, — терпения. Представьте себя работающим в парной бане при температуре градусов сорок, и картина будет полная.
Из собственного опыта помню, в каких условиях приходилось ремонтировать радиотехническое вооружение кораблей, правда в боевых постах баня была чуть-чуть прохладней, чем в машинном отделении.
Большой проблемой в поддержании боевой готовности вооружения кораблей и катеров ВМФ Анголы, было неимоверное количество на них крыс, — существ голодных и весьма прожорливых. Причем в Анголе был особый подвид крыс, — черненьких с большими ушами. Крысы грызли изоляцию проводов всех радиотехнических средств с особым аппетитом, что, наверно, было для них очень вкусно. Это приводило к постоянному выходу из строя техники и требовало больших усилий для ее восстановления.
Решило как-то командование ВМФ Анголы с подачи наших главных советников провести показательную стрельбу артиллерийским вооружением основным способом, то есть управлением от радиолокационных средств РЛС МР-104 «Рысь». Предстояло полностью восстановить одну из них, настроить до полной готовности. После ввода в строй РЛС следовало провести тренировки с подсоветными ангольцами для отработки навыков по выполнению боевого упражнения, то есть артиллерийской стрельбы по надводной цели.
В одиночку сию задачу осилить невозможно, и поэтому помогать мне стал Володя Овсянников из батальона берегового наблюдения — хороший специалист в области электроники, за что ему большое спасибо.
На первом этане мы выбрали ракетный катер с РЛС, где не все так было плохо, то есть в смысле — съедено.
Чтобы в нашей работе был хоть какой-то смысл, подготовили чертежи защитных кожухов для предотвращения проникновения голодных грызунов во внутриприборные пространства станции. Поставили задачу своим подсоветным ангольцам — специалистам РТС по установке защиты на все приборы РЛС.
Для восстановления монтажа поврежденных частей, все съемные блоки из РЛС изъяли и перенесли в ремонтную мастерскую, обыкновенную комнату в строении на берегу, со столами оборудованными розетками электропитания для подключения паяльников.
Монтажные схемы блоков РЛС и монтажные провода были в достаточном количестве, что позволило нам без затруднений восстановить весь электрический монтаж этих самых скушанных блоков. К этому времени были изготовлены и установлены на все приборы защитные металлические сетки и кожуха.
Началась основная часть всей нашей работы по приведению станции в боевое положение. Мы установили восстановленные блоки на свои места в приборы станции, еще раз проверили крепление всех выдвижных блоков и приступили к ее настройке и регулировке.
Теперь и мы с Володей прочувствовали все прелести «русской парной». При включенной станции воздух нагревался еще больше и, учитывая большую влажность, с нас просто лилось в «три ручья». В этих условиях с особой осторожностью при большой стесненности боевого поста ракетного катера, приходилось внимательно соблюдать меры электробезопасности. Интернациональный долг дело хорошее, но жить тоже хочется.
Приемо-передающее и индикаторные устройства мы с Володей настроили и отрегулировали без больших трудностей, имеющиеся инструкции по эксплуатации позволяли сделать это в полной мере. Этого не скажешь о настройке и регулировки счетно-решающей части (СРЧ). Вот тут нам пришлось попотеть в самом прямом смысле этого слова.
Используя рекомендации инструкции по эксплуатации по настройке СРЧ РЛС МР-104, мы скоро убедились на собственном опыте, что так мы ее не настроим никогда. Теперь мне стало понятно, почему все заводские бригады нашей промышленности при настройке станций на наших кораблях и катерах всегда используют какие-то личные пометки и записи. Наши эксплутационные инструкции далеко не всегда позволяют провести регулировочные работы качественно. Вероятно при их написании, апробация на изделиях не проводилась.
Мы с моим напарником, пойдя практическим путем и методом проб и ошибок, наконец-то приблизились к конечной цели. Приближались мы к ней целый месяц, все рабочие дни, проводя в условиях некой тропической русской бани.
СРЧ при контрольных замерах, наконец-то, стала показывать ошибки решения задач в допустимых инструкцией пределах. Мы достигли конечной цели. Материальная часть была готова к выполнению практической стрельбы. Еще полмесяца у нас ушло на отработку слаженности действий ангольского расчета при выполнении практической стрельбы.
Вот и подошел день «Х». С вечера мы еще раз проверили работоспособность станции, герметичность закрытия всех крышек и панелей, всех блоков станции, для исключения попадания в нее крыс. Мы только не выставили вахту у поста на ночь, а это надо было сделать.
Придя утром, перед выходом в море мы обнаружили, что блоки выдвинуты и крышки открыты. Крысы замечательно поработали ночью, оставив массовые следы своего набега в виде помета и обгрызенных, перекушенных проводов. Вся наша работа с Володей пошла впустую. Выход в море на стрельбу отменили.
Не могу сказать точно, может быть ангольцам расхотелось идти в море, может быть вмешалась УНИТА и это ее происки, может быть была простая расхлябанность расчета РЛС, но радиолокационная станция управления снова была выведена из строя.
Больше мы с Володей Овсянниковым не пытались повторять этот подвиг из-за элементарного отсутствия времени. Володе надо было заниматься своими радиотехническими постами берегового наблюдения, а меня ждал оперативный ремонт других РЛС ангольских кораблей и катеров. Да, и повторную задачу нам наше руководство больше не ставило, — было достаточно и других проблем.
Действительно мыши и крысы являются грозными противниками военного оборудования и техники.
Пауль Карель — немецкий историк пишет о роли русских мышей в Сталинградской битве в романе- исследовании «Гитлер идет на восток». В книге он напрямую утверждает, что одной из основных причин, обеспечивших сталинградскую катастрофу были русские мыши. Танковая дивизия немцев, готовая прорвать окружение по замыслу Гитлера под Сталинградом, не смогла сдвинуться с места из-за того, что вся проводка танков оказалась выеденной мышами. Вот что пишет об этом происшествии Пауль Карель, искренне считавшей, что победой под Сталинградом русские обязаны простой степной мыши:
Когда прибыл неожиданный срочный приказ и танки пришлось поспешно выводить из окопов, удалось завести моторы только 39 из 104 машин, да и то с трудом. На марше вышли из строя еще 34: у них глохли двигатели, а у многих не поворачивались башни. Короче говоря, испортилось электрооборудование.
Что же произошло? Ответ сногсшибательно прост. Мыши, которые завелись в соломе, прикрывавшей покоившиеся в окопах танки, пробрались внутрь их в поисках пищи и съели резиновую изоляцию проводов. В результате перестала работать электрика — отказало зажигание, стало невозможно изменять углы горизонтальной и вертикальной наводки башенных орудий. Несколько танков даже загорелось из-за коротких замыканий и искр. А поскольку беда никогда не приходит одна, едва часть отправилась в путь, резко упала температура, а у танкового полка не оказалось специальных траков для ведения боевых действий зимой. Траки просто потерялись где-то на длинном пути к Дону.
В результате танки бросало на дороге из стороны в сторону, они скользили и продвигались крайне медленно. 204-ю танковую ремонтную роту в поход из-за нехватки горючего не взяли, что означало невозможность произвести никакой крупный ремонт на марше.
Вместо 104 танков, записанных в документах группы армий за 22-й танковой, дивизия вышла на исходные позиции в районе боевых действий 48-го танкового корпуса, имея 31 боевую бронированную машину. Позднее подтянулось еще 11.