Если русским принадлежит «атака века», когда подлодка «С-13» потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлаф» в январе 1945 года, то американским подводникам принадлежит своеобразный рекорд в потоплении подлодкой «Арчер-Фиш» (Стрелец-рыба) самого крупного корабля авианосца «Синано» (71890 т.) в ноябре 1944 года.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Однажды в Японии задумали создать втайне три самых мощных однотипных бронированных линейных корабля, этаких сверхдредноутов, которые должны были внушать всем страх. Генеральный штаб ВМС Японии издал в 1937 году приказ о постройке для начала двух кораблей, которые были отнесены к типу «Ямато» (головной корабль). В 1939 г. было намечено заложить ещё два корабля. Третий линкор этого типа «Синано» был заложен как корпус корабля № 110 на военно-морской судоверфи Йокосука 4 мая 1940 г. В отличие от своих собратьев ему предстояло стать авианосцем.
СЕКРЕТНЫЙ КОРАБЛЬ.
После Пёрл-Харбора в декабре 1941 г. ускорилось строительство двух первых линкоров «Ямато» и «Мусаси», а третьего «Синано» замедлилось. Но через полгода планы переменились. Причиной этого послужило поражение Японии в морском сражении у острова Мидуэй. Все четыре авианосца, составляющие основные силы императорского флота, были уничтожены. Стало ясно, что авианосцы играют доминирующую роль в войне на Тихом океане. Было принято решение переоборудовать сверхтяжёлый линкор в самый большой в мире авианосец.
В сухом доке №6 на военно-морской судоверфи в Йокосуке полным ходом началось переоборудование корабля №110 в авианосец. Завершение постройки было намечено на февраль 1945 г.
Сухой док с кораблём был изолирован от остальной базы. Тысячи судостроителей находились на казарменном положении, жили под угрозой тюремного заключения и даже казни в случае, если кто-то произнесёт слово «авианосец». Вести съёмки, не разрешалось ни под каким предлогом. «Синано» единственный корабль 20-го столетия, который никогда официально не был сфотографирован.
15 июня 1944 года генштаб ВМС Японии направил приказ на верфь – сдать авианосец на четыре месяца раньше намеченного срока. Времени так не хватало, а тут ещё урезали. Был изменён график работ. Рабочие падали от изнеможения, пошёл брак в работах…. И, всё-таки, благодаря изматывающему графику, строители подготовили авианосец к спуску на воду пятого октября 1944г.
ЗЛОВЕЩЕЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ.
Пятого октября в сухом доке № 6 были открыты клапаны заполнения дока. В док стала поступать вода, чтобы поднять корабль с килевых блоков, на которых он стоял четыре с половиной года.
Когда уровень воды в Токийском заливе превышал уровень воды в доке на метр с лишним, внезапно висячий затвор дока с грохотом накренился, и вода залива, словно цунами рванулась внутрь дока. Она подняла корабль с кильблоков и бросила вперёд на стенку дока. Лопнули полторы сотни швартовых, которые со страшным свистом пролетели вдоль бортов, вызывая паническое чувство страха. Сила хлынувшей воды была так велика, что корабль за доли секунды носом врезался в бетонную стенку дока. От столкновения возник страшный грохот….
Затем вода отхлынула из дока и вновь заполнила его. Трижды авианосец бросало туда-сюда в его бетонной колыбели, пока уровень воды внутри дока и в заливе не сравнялся.
Следствие установило, что за всё время работ механизм затвора никто не проверял, и он держался на «честном слове» за счёт собственного веса в 5000 т., да благодаря уравновешивающему давлению со стороны залива.
Несмотря на аварию, восьмого октября состоялась церемония спуска и наречения корабля именем «Синано». Затем он вновь был поставлен в док и восстановлен за три недели. Но вернуть людям веру в будущее корабля труднее, чем восстановить его. Неудача при спуске корабля на воду считается плохой приметой у всех моряков мира.
11 ноября «Синано» впервые вышел из судоверфи для заводских испытаний в Токийский залив. 19 ноября авианосец был передан ВМС Японии.
ПОДГОТОВКА К ПЕРЕХОДУ.
Построенный в Йокосуке авианосец должен был перейти в Куре (Внутреннее море), главную базу ВМС Японии, где окончательно доукомплектоваться, в том числе и самолётами, и начать полноценную боевую деятельность. Для этого надо было преодолеть расстояние в 300 миль через район, где действовала авиация и подводные лодки американцев.
Перед выходом командир авианосца кэптен Тосио Абэ получил инструктаж, из которого, на его взгляд, сделал правильные выводы, на самом деле они привели к трагедии. Разведка сообщала о массовом налёте вражеской авиации на Токио и, что, возможно, целая флотилия подлодок с о. Гуам двинулась в район перехода авианосца.
Уже, исходя из этого, чтобы избежать авиации и американских подлодок, патрулировавших мористее Токийского залива, кэптен Абэ принял решение, вопреки мнению командиров кораблей эскорта, осуществить переход во Внутреннее море ночью.
Он рассчитывал на то, что большая скорость его авианосца, чем у американских подлодок, позволит уйти от них. К тому же считал, что «Синано» может выдержать любые удары торпед, не получая повреждений. Прочная конструкция корабля, полагал он, делает его почти непотопляемым. Похвальная вера в свой корабль и слепая наивность копили ошибки человеческого фактора!
СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Согласно плану четыре боевых корабля покинули Токийский залив в 17 часов 28 ноября – авианосец «Синано» и три эсминца охранения – вышли в открытое море. Шли ночью с выключенными огнями. Малейшее нарушение светомаскировки грозило военным трибуналом. Кэптен Абэ знал цель своего похода – привести авианосец невредимым в порт Куре во Внутреннем море.
Командир подлодки «Арчер-Фиш» Д. Инрайт в отсутствие налёта американской авиации на Токио получил разрешение на свободный поиск в течение 48 часов. Он не знал планов командира «Синано», когда радар его лодки обнаружил цель в 12 милях. Вскоре сигнальщик в лунном свете увидел точку на горизонте. Учитывая расстояние до цели, это был очень крупный корабль.
Так начался драматический поединок между командиром авианосца Тосио Абэ и командиром одиночной подводной лодки командером Джоузефом Инрайтом. Поединок, который состоялся по совершенно случайному стечению обстоятельств.
Подводной лодке с задачей спасать экипажи самолётов, сбитых при налётах на Японию, просто повезло, а авианосец «Синано» ввергло в пучину невезения.
ПОЕДИНОК.
С самого начала, как только группа кораблей покинула Токийский залив, начался поединок, зависящий от многих факторов, основной из которых был человеческий.
Если недоделки на авианосце, это то же дело рук человеческих, спешка никогда не приводила к добру, в немалой степени виновны в его гибели, то последующие решения и действия ускорили его трагедию.
В этом поединке высветилось мышление разных школ и нравов. Если американские морские офицеры воспитывались в духе адмирала Локвуда: «Командир корабля на месте событий более осведомлён, чем кто бы то ни было за столом за сотни миль от событий!». Иными словами, командиры не должны были слепо верить указания штабистов.
То иное мышление было у японцев. Офицеры «Синано» начали службу с дурных предчувствий. На их глазах кэптену Абэ вручали корабль с недоделками и он мог отказаться принять его. Но все понимали, что японский офицер не может пойти против воли вышестоящего штаба. Отсюда и следование инструкциям штабистов, которые сковывали действия командира.
После обнаружения подлодки была блестящая возможность если не уничтожить, то наверняка отогнать её. Но Абэ, имея неправильный посыл, перешёл к обороне и, увлекшись маневрированием, совершил фатальный промах. Очередная смена курса вывела его авианосец прямо под американские торпеды….
После обнаружения цели, которую на подлодке первоначально приняли за танкер, началась погоня за ней. А когда уяснили, что это авианосец, возник неудержимый порыв к победе. И командир Инрайт приложил все силы и умение, чтобы достичь её. Шести торпедный залп и четыре торпеды поражают цель. Но они не уничтожили авианосец, они его повредили…
ИТОГ.
«Синано» был потоплен не торпедами, они его только подорвали. Они стали детонатором взрывчатки, которая называется «человеческий фактор». Ошибки людей сопровождали «Синано» с момента закладки и до самой гибели.
Корабль выпроводили в море, не установив водонепроницаемые перегородки, а при скорости 18 узлов напор воды через пробоины заполнял отсеки, водоотливные средства не справлялись…. Возникла неразбериха из-за неправильных действий плохо сколоченного экипажа, а ближе к утру возникла паника…. Только через час после попадания торпед Абэ понял, что громадная морская крепость получила серьёзные повреждения.
Около восьми часов авианосец боролся за свою живучесть и мог бы остаться на плаву, если бы был готов сам корабль и его экипаж….
Около 11 часов 29 ноября 1944 г. один из самых крупных авианосцев 20-го века затонул.
Весь, содрогаясь, словно рыдая о несбывшихся надеждах, под грохот взрывов, рев вырывающегося пара, треск ломающихся переборок авианосец «Синано» ушёл под воду.
Какое страшное зрелище! Такой громадный корабль и такая ужасная судьба….
Вот как описывает это событие Чарльз А.Локвуд вице-адмирал, командующий подводными лодками США на Тихом океане
Ранним утром 28 ноября «Арчерфиш» было сообщено, что воздушный налет в этот день отменяется и она может действовать по своему усмотрению вплоть до следующего дня. 8 связи с этим Энрайт пошел по направлению к острову Хонсю. К вечеру он оказался у острова Инамба, в 90 милях к югу от входа в Токийский залив.
В 20.48 был установлен радиолокационный контакт с какой-то целью, находившейся в 120 кабельтовых к северу от подводной лодки. Через полчаса стало известно, что это авианосец, идущий противолодочным зигзагом в юго-западном направлении со скоростью 20 узлов. Небо было затянуто облаками, но временами между туч показывалась луна и видимость увеличивалась до 70 кабельтовых. Северная часть горизонта была темной, поэтому Энрайт выбрал позицию справа по курсу корабля противника. К 22.30 выяснилось, что авианосец сопровождают четыре корабля охранения и что «Арчерфиш» находится слишком далеко от этой группы кораблей, чтобы в подводном положении выйти в точку залпа. Энрайту ничего не оставалось делать, как пойти курсом, параллельным курсу противника, и молить бога о ниспослании удачи.
Авианосец шел с большей скоростью, и расстояние между ним и «Арчерфиш» хотя и медленно, но увеличивалось. Энрайт, видя, что цель ускользает, передал в эфир донесение об установленном контакте в надежде на то, что поблизости окажется подводная лодка, которая сумеет атаковать противника. Если бы авианосец продолжал двигаться прежним курсом, то подводная лодка не имела бы возможности атаковать его.
Но в 03.00 наступила развязка. Японец неожиданно развернулся и пошел обратно. Расстояние между ним и подводной лодкой начало быстро сокращаться. «Арчерфиш» оказалась буквально под носом у противника и мгновенно погрузилась. Положение для атаки было идеальным. Авианосец находился в 1200 метрах на правом траверзе подводной лодки. В 03.07 «Арчерфиш» выпустила шесть парогазовых торпед, установленных на глубину 3 метра. Точно через 57 секунд первая торпеда попала в кормовую часть, и огромный клуб пламени охватил правый борт корабля противника. Еще через десять секунд Энрайт зафиксировал второе попадание. Затем он опустил перископ и пошел на погружение, готовясь к уклонению от контратаки. Уходя на глубину, он слышал еще четыре взрыва, происшедших через нужные промежутки времени. За ними последовал громкий треск рушащихся переборок авианосца, получившего в правый борт около двух с половиной тонн взрывчатки.
В послевоенных сводках указывается, что жертвой «Арчерфиш» оказался гигант «Синано» водоизмещением 59000 тонн. «Синано» относился к тому же классу, что и огромные линейные корабли «Ямато» и «Мусаси», но был переоборудован в сверхавианосец. Во время торпедирования он проходил ходовые испытания. «Синано» затонул через несколько часов, вероятно в то время, когда Энрайт услышал в отдалении сильный взрыв.
На судебном процессе, происходившем вскоре после гибели «Синано», командир авианосца показал, что водонепроницаемые переборки и двери корабля находились в неудовлетворительном состоянии, так как работы по его переоборудованию еще не были закончены. Эскадренные миноносцы спасли большую часть экипажа «Синано».