Большая атомная подводная лодка третьего поколения К-278 — единственная атомная подводная лодка проекта 685 «Плавник». К-278 принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров.
16 марта 1976 года К-278 зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как Крейсерская подводная лодка. 22 апреля 1978 года заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в городе Северодвинске. 30 мая 1983 года торжественно выведена из цеха, 3 июня спущена на воду. С июля по август на подводной лодке проводились швартовые испытания. В августе поднят Военно-Морской флаг, подводная лодка приступила к ходовым испытаниям. 28 декабря 1983 года подписан приёмный акт и К-278 вступила в строй. 18 января 1984 года включена в состав 6 Дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота.
К-278 служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. 4 августа 1984 года подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1020 метров. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине подводная лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах подводная лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения Боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника.
14 декабря 1984 года прибыла к постоянному месту базирования, к этому времени наплаванность подводной лодки составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. 29 июня 1985 года команда сдала курсовые задачи и К-278 была введена в состав кораблей первой линии постоянной Боевой готовности, и начала подготовку к глубоководному погружению. В июле 1985 года в губе Западная Лица проведены испытания отстыковки всплывающей камеры. С 31 июля по 7 августа 1985 года К-278 прошла глубоководные испытания.
31 июля вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний. 4 августа выполнила программу глубоководного погружения. В 12.43 подводная лодка погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, достигнув максимальной глубины 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками.
В 1986 году в период опытных тактических учений выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытия с рабочей глубины 800 метров. В июне 1987 года закончена опытная эксплуатация и К-278 принята в эксплуатацию по прямому назначению.
31 января 1989 года получила наименование «Комсомолец». 28 февраля 1989 года вышла на боевую службу с 604 экипажем под командованием капитана 1 ранга Е.Ванина. Погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с Боевой службы в Норвежском море. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях команды.
7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов:
11:00 — в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования.
11:12 — на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ (Лодочная Объёмная Химическая система пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход.
Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.
11:16 — К-278 всплыла на поверхность, горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м.
Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электрических цепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.
11:37 — был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза.
12:19 — через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7-го отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что приводит к крену на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже появились первые жертвы.
11:54 — экипаж лётчика майора Г.Петроградского подняли по тревоге. Она была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке.
Корабль всплыл, команда ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту подводной лодки особой тревоги не вызывала.
12:43 — Петроградский оторвал ИЛ-38 от взлётной полосы. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры.
13:20 — командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.
14:20 — Командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать.
14:40 — Пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.
14:50 — к этому времени в воздухе находились уже три самолета. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов.
15:20 — на подводной лодке продолжалась борьба с огнем. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор.
16:00 — командир подводной лодки неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.
16:35 — летчики вдруг заметили, что подводная лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.
16:38 — наблюдается дифферент на корму и правый борт.
16:40 — по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился.
16:44 -дифферент еще больше, вода подступила к основанию боевой рубки.
16:47 — Боевая рубка наполовину скрылась в воде.
16:50 — командир подлодки передаёт радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек». 17:00 — рядом с подводной лодкой показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.
17:08 – К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов затонула в точке с координатами 73.721389 гр.с.ш. 13.264167 гр. в.д. 73°43′17″ с. ш. 13°15′51″ в. д. 73.721389, 13.264167 на глубине 1 858 метров. В воде оказались пятьдесят девять подводников. Пятеро, включая командира К-278 Е.Ванина, остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один подводник — мичман В. Слюсаренко
Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель — генератора.
18:20 — к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков.
12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов команды К-278 орденом Красного Знамени.
Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.
Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части.
В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте (глубина 1650 метров), зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А.Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27, затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором.
Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится.
9 апреля 1989 года военным прокурором Северного флота было возбуждено дело о катастрофе подводной лодки К-278 по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» статьи 260.1 УК РСФСР «Халатное отношение начальника или должностного лица к службе, повлекшее тяжкие последствия».
Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима.
В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями:
— рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ.
— принять меры к обеспечению надлежащего уровня Боевой подготовки команд подводных лодок.
— за допущенные отступления от требований действующих руководящих документов при подготовке подводной лодки К-278 к выходу в море, способствовавших катастрофе корабля, рассмотреть вопрос об ответственности командующего Северным флотом адмирала О.Ерофеева О и начальника 24-го НИИ МО РФ контр-адмирала О.Шкирятова.
Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы.
Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм.
В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено.
Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе.
6 июня 1990 года подводная лодка исключена из состава ВМФ. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Также было обнаружено несанкционированное посещение затонувшей подводной лодки иностранными подводными средствами. 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников». Наряду с «Днём подводника», гибель атомной подводной лодки К-278 стала поводом еще раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью.
Вечная память погибшим подводникам!
- капитан 2 ранга Аванесов Олег Григорьевич – старший помощник командира, 1955 года рождения, г. Ленинград
- капитан 2 ранга Бабенко Валентин Иванович – командир БЧ-5, 1950 года рождения, Запорожская область, Черниговский район, с. Замостье
- капитан 1 ранга Буркулаков Талант Амитжанович – начальник политотдела дивизии, 1947 года рождения, Костромская область, Судиславский район, д. Вандышево
- капитан 1 ранга Ванин Евгений Алексеевич – командир АПЛ, 1947 года рождения, г. Донецк
- капитан-лейтенант Волков Николай Алексеевич – командир электротехнической группы, 1958 года рождения Новгородская область, г. Пестово
- капитан 3 ранга Володин Александр Васильевич – командир БЧ-4, 1958 года рождения, Тульская область, г. Новомосковск
- лейтенант Зимин Вадим Владимирович – инженер БЧ-4, 1963 года рождения, г. Воронеж
- капитан 3 ранга Испенков Анатолий Матвеевич – командир электротехнического дивизиона, 1956 года рождения, Витебская область, Шумилинский район, д. Хвостово
- капитан 3 ранга Максимчук Юрий Иванович – заместитель командира АПЛ по политической части, 1957 года рождения, Днепропетровская область, Никопольский район, с. Екатериновка
- капитан 3 ранга Манякин Сергей Петрович – командир дивизиона движения, 1954 года рождения, Ростовская область, г. Таганрог
- старший лейтенант Марков Сергей Евгеньевич – инженер электротехнической группы, 1854 года рождения, г. Ленинград
- лейтенант Молчанов Игорь Александрович – командир БЧ-3, 1964 года рождения, Ленинградская область, г. Ломоносов
- капитан-лейтенант Науменко Евгений Владимирович – командир вычислительной группы, 1960 года рождения, Приморский край, Пограничный район, д. Сергеевка
- капитан-лейтенант Нежутин Сергей Александрович – командир группы ОСНАЗ, 1962 года рождения, г. Архангельск
- капитан-лейтенант Смирнов Михаил Анатольевич – командир БЧ-1, 1962 года рождения, Ленинградская область, Гатчинский район, д. Вырица
- капитан-лейтенант Сперанский Игорь Леонидович – инженер гидроакустической группы, 1962 года рождения, Свердловская область, г. Североуральск
- лейтенант Шостак Александр Александрович – инженер группы дистанционного управления, 1965 года рождения, г. Севастополь
- капитан 3 ранга Юдин Вячеслав Александрович – командир дивизиона живучести, 1953 года рождения, г. Грозный
- старший матрос Апанасевич Игорь Олегович – командир отделения рулевых сигнальщиков, 1969 года рождения, Минская область, Клецкий район, п. Победоносный
- мичман Бондарь Сергей Стефанович – техник-турбинист, 1954 года рождения, г. Липецк
- мичман Бродовский Юрий Анатольевич – техник-гидроакустик, 1954 года рождения, г. Николаев
- старший матрос Бухникашвили Надари Отариевич – машинист трюмный, 1968 года рождения, Абхазская АССР, п. Гантиади
- мичман Валявин Михаил Николевич – техник-турбинист, 1959 года рождения, Оренбургская область, Кувадыкский район, с. Ново-Дышла
- старший матрос Вершило Евгений Эмундович – электрик, 1968 года рождения, Минская область, Мядельский район, п. Мядель
- старшина 2 статьи Головченко Сергей Петрович – кок-инструктор, 1968 года рождения, г. Днепропетровск
- матрос Грундуль Алексей Александрович – торпедист, 1968 года рождения, Ярославская область, г. Рыбинск
- старший мичман Еленик Михаил Анатольевич – старший кок-инструктор, 1942 года рождения, Белгородская область, г. Валуйки
- мичман Замогильный Сергей Васильевич – старшина команды электриков, 1959 года рождения, Винницкая область, г. Жмеринка
- мичман Капуста Юрий Федорович – начальник секретной части, 1957 года рождения, г. Запорожье
- мичман Ковалев Геннадий Вячеславович – техник БЧ-4, Мурманская область, г. Североморск
- мичман Колотилин Владимир Васильевич – техник группы ДУ, 1964 года рождения, Курская область, Хомутовский район, с. Прилепы
- мичман Краснобаев Александр Витальевич – техник электронно-вычислительной группы, 1964 года рождения, Крымская область, Кировский район, с. Золотое поле
- матрос Краснов Сергей Юрьевич – радиометрист, г. Рига
- матрос Кулапин Владимир Юрьевич – машинист-турбинист, 1968 года рождения, г. Алма-Ата
- матрос Михалев Андрей Вячеславович – машинист трюмный, 1970 года рождения, Тамбовская область, Никифоровский район, п. Дмитриевка
- мичман Нахалов Сергей Васильевич – старшина команды радиотелеграфистов, 1964 года рождения, Ленинградская область, Кировский район, п. Новинка
- старший матрос Суханов Валерий Иванович – кок-инструктор, 1968 года рождения, Горьковская область, г. Выкса
- старший мичман Ткач Владимир Власович – старшина команды рулевых-сигнальщиков, 1948 года рождения, Черкасская область, Христиновский район, с. Сычевка
- матрос Ткачев Виталий Федосович – рулевой-сигнальщик, 1970 года рождения, Ворошиловградская область, Славяносербский район, с. Баньковка
- матрос Филиппов Роман Константинович – электрик, 1968 года рождения, г. Горький
- мичман Черников Сергей Иванович – техник-химик, 1956 года рождения, Ленинградская область, г. Выборг
- старший матрос Шинкунас Стасис Клеменсович – радиометрист, 1968 года рождения, Литовская ССР, Кайшядорский район, д. Банишкю
Вадим Зимин 1963 года рождения. В тесте ошибка.
Спасибо исправлено
Боже! Храни МОРЯКОВ!
Под номером 1 неправильно указана фамилия, правильно Аванесов…
Сергей Марков 1963 года рождения