В 2005 году я написал статью, называвшуюся «Прощай флот». Она была размещена на сайте «Приморской крейсерской славы». Сегодня к ней доступ почему-то закрыт.
Может потому, что она вроде потеряла актуальность, а может потому, что слишком злободневная. Хотим мы или не хотим, но флот России в 1985 году был одним из сильнейшим в мире и был способен противостоять объединенным флотам стран НАТО. Во всяком случае был способен защитить с морских направлений территорию и народы СССР.
В 1986 году состоялась встреча Михаила Сергеевича Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявике. Основной целью встречи было сокращение ядерной триады. На встрече Михаил Сергеевич Горбачев предложил начать сокращение с ВМФ. Рейган с ним не согласился, сказав, что ВМФ является традиционным и самым уважаемым видом Вооруженных Сил США. И тогда Михаил Сергеевич Горбачёв сказал, что СССР будет сокращать ВМФ, в одностороннем порядке, вне договренностей.
Результатом встречи стал подписанный в 1987 году «О ликвидации ракет средней и меньшей дальности».
Сегодня к этому договору весьма неоднозначное отношение.
Но именно после Рейкьявика Горбачевым было начато односторонне сокращение сил ВМФ. Сложное было время и на первых порах действительно уничтожались старые корабли, выслужившие свои сроки. Но впоследствии остановиться вовремя не смогли и под нож попали более современные корабли, которым обрезали финансовое обеспечение.
Создается впечатление, что сокращатели флота не понимали, что завтра флот ничего не сможет противопоставить на море вероятному или как тогда стали называть, видимо, чтобы было непонятнее — эвентуальному противнику.
А в 90е и начало 2000х годов стали буквально годами массового сокращения ВМФ. Кто-то почувствовал вкус от этих продаж и сокращения. Интересы наших адмиралов-менеджеров тесно сплелись с интересами российских олигархов, зарабатывавших хорошие деньги на продаже бывших боевых военных кораблей вместе с секретным вооружением на металл.
Проводились какие-то аферы, когда некоторые корабли якобы шли под нож, а на деле просто продавались за хорошие деньги за рубеж. По документам проводились одни корабли, а на деле продавались другие более современные. По документам многие вроде окончательно списаны, а на деле продолжают бороздить просторы большого океанского театра и служить непонятно кому вплоть, до пиратов. Особым спросом коммерсантов от флота пользовались десантные корабли и суда вспомогательного и аварийно-спасательного флотов. Многие суда не продавались, а сдавались в аренду и потом приносили (кстати и сегодня продолжают приносить) деньги непонятно каким хозяевам и уже никогда не возвращались в родные базы. На части этих судов вывозилось за рубеж и продавалось флотское имущество – гильзы снарядов, обмундирование, оборудование.
Многие называют это одностороннее сокращение флота страны – Цусимой. Цусима самое гибельное сражение Русского императорского флота, который был разгромлен Японским флотом. Большинство кораблей погибло, значительная часть спустила флаги и сдалась в плен.
Но зная реальную статистику можно сказать, что нынешняя Цусима превышает ту в десятки раз, а значит и больнее для ныне еще живущих моряков. И не только Цусиму напоминает, но и самую кровопролитную войну для нашего ВМФ – Великую Отечественную. Но там воевали, защищали Родину, а здесь уничтожили свои же корабли своими руками.
Самое страшное, что в этой рукотворной Цусиме участвовали и создавали руками мы сами. Вернее, не мы, а наши «боевые адмиралы» и пришлые прохиндеи в штабы флотов типа пресловутого генерала Димы Якубовского, которые почувствовали, что на этой Цусиме можно хорошо заработать. На флота со штаба ВМФ спускались указания сколько кораблей должно быть сокращено, а иногда указывалось и конкретно какие корабли должны быть сокращены в первую очередь. Сокращались самые современные корабли, иногда целые дивизионы сразу. Такое тоже было. И что самое страшное, что порой наш бывший, а скорее всего и будущий вероятный противник, в лице своих советников, находившихся на самом верху страны, диктовал нам какие корабли должны сокращаться в первую очередь.
И сокращались корабли по единой методике — прекращалось финансирование содержание этих кораблей, не финансировалось судостроение и судоремонт, не финансировались конструкторские бюро и научно-исследовательские институты. Шли массовые сокращения, прежде всего офицеров и адмиралов, не согласных с этим сокращением флота.
Погиб атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами «Курск» и все вдруг неожиданно для себя все увидели, что не осталось в стране никакой аварийно-спасательной службы.
Все ли участвовали в этой гонке по сокращению флота? Нет не все, но те, кто были против этого бездумного сокращения и уничтожения, изгонялись с флота первыми.
Уничтожение флота шло под аплодисменты и радостные улыбки наших вероятных противников и собственной либеральной общественности, считающей, что армия и флот нашей стране больше не нужны.
Многие бывшие адмиралы, используя оставшиеся на службе связи, возглавили совместные с американцами, англичанами и прочими иностранцами посреднические фирмы. Государством создаются официальные фирмы по продаже вооружения и кораблей флота. Продаются мазут, керосин, запасное и ремонтное имущество, боевое вооружение, даже ракеты и снаряды и все, что имело отношение к черным, цветным и драгоценным металлам и различным видам топлива. Продаются на слом самые современные корабли, продается и вывозиться за границу самая современная и даже секретная техника, вместе с описаниями. Распродается все, что плохо лежит, распродается с высочайшего ведома и видимо при прямой выгоде некоторых действующих адмиралов.
Те уголовные дела, которые возбуждались представителями контрразведки, так и не были практически доведены до конца. А по тем делам, которые дошли до судов большинство фигурантов были помилованы по различным причинам и прежде всего под благовидным предлогом, что имеют правительственные награды. Слишком высокие заинтересованные лица курировали эти вопросы в Москве, в Правительстве России и были завязаны на распродажу флота и его имущества, чтобы позволить, чтобы стало открытым и известным общественности.
Кадровая политика в этот период на флоте получила преступную направленность. Те, кто хоть в малейшей степени пытался препятствовать этому, говорить вслух, немедленно увольнялись в запас по оргштатным мероприятиям (знаменитый приказ ГК ВМФ — за три года до увольнения в запас не продвигать в должностях и не присваивать званий), а вверх начали продвигаться те, кто более или менее поддерживали курс на распродажу флота и его имущества.
С флота начали уходить лучшие специалисты, командиры, которые, воочию видя эту распродажу это разворовывание флота, не могли с ней смириться и не могли ничего сделать. Уходят с флота лучшие командиры кораблей, специалисты.
Присвоение званий и получение наград кадровыми органами и некоторыми командирами было поставлено на коммерческую основу. Хочешь продвигаться или награждаться – плати кадровым органам. Появились должности, где поточным методом присваивались звания. Все это было определено специальным прейскурантом. Хочешь первого ранга – плати пять тысяч баксов, хочешь адмирала плати десять. Хочешь получить орден — плати три тысячи баксов и так далее в зависимости от статуса. Хочешь досрочное звание – плати, плати, плати.
Многие корабли встали в резервы различных категорий, так как деньги на судоремонт не выделялись, уже с последующим списанием, после приведения в полную негодность.
Потери флота за эти годы с 1985 года по сегодняшний день составили поистине грандиозные цифры. Даже во время русско-японской войны, 1-ой и 2-ой мировой войн не было такой интенсивности гибели кораблей. По интенсивности, можно сравнить разве с революцией, когда часть кораблей (по решению Ленина-Троцкого) была затоплена в Цемесской бухте Новороссийска, значительная часть была взорвана (броненосцы и подводные лодки) и затоплены английскими интервентами. Оставшиеся интернированы в Бизерте.
Значительная часть кораблей Балтийского флота были захвачены финнами и немцами в портах Финляндии, Эстонии. И все же частично были спасены для будущей России (ценой жизни командующего Балтийским флотом адмирала Щастного), пройдя через ледяной ад Финского залива.
Сегодня главный штаб ВМФ во главе с Главкомом ВМФ, скорее всего является ширмой, не управляющей кораблями в море, не имеющей специалистов способных реально определить необходимое для потребностей страны судостроение, вооружение и даже судоремонт, образование. Гибель необходимого флоту дока, и отправка единственного в стране авианосца для ремонта в Китай показывают это наглядно. Нет у страны денег! Вернее, есть, но не для флота.
Многие судостроительные и судоремонтные заводы в 90-е годы были приватизированы, попали в руки прохиндеев, сбежавших после их разграбления за рубеж. Потенциалы этих предприятий были в значительной мере потеряны и сегодня они не в состоянии решать проблемы возобновления и судоремонта флота.
Решение Главкома ВМФ и Министра обороны о создании кластера в Кронштадте военно-морского образования и науки реально показывает, что по-прежнему на флоте властвуют не идеалы пользы страны и флота, а банальные материальные выгоды конкретных людей, в том числе и от флота. Даже не специалистам понятно, что значительная часть хорошо подготовленного профессорско-преподавательского состава будет потеряна при переводе в Кронштадт, как и материальная база на которой необходимо проводить обучение. Опыт перевода академий училищ и НИИ ВВС в Воронеж, опыт перевода учебных заведений РВСН в Мытищи ничему и никого не научил. А потом будут говорить и стенать, что хотели, как лучше… Только в условиях нехватки денег на все, скоропалительности, непродуманности и нерассчитанности принимаемых решений, получается — как всегда… Как и опыт скоропалительного и неподготовленного вывода войск из Германии и стран Прибалтики в открытое поле и тайгу привел к огромной трагедии. Мы все помним, что из этого получилось. Понятно всем, что на качественный перевод и подготовку стен и техники у страны денег нет. Но стремление срубить быстрые деньги за площади, здания и гектары, занимаемые сегодня академией, офицерскими классами, училищами и институтами, желание у кого-то есть большое. Если я не прав, то готов извиниться публично. Но опыт перевода РВСН, ВВС и создание других кластеров, говорит почему-то об обратном.
Теперь о потерях флота для сравнения рассмотрим, что и как было у нас и на чем мы должны учиться, и что помнить всегда, как завещал адмирал Макаров и никогда больше не наступать на одни и те же грабли.
За Русско-японскую войну за два года (1904-1905) погибли в сражениях, были затоплены, или были захвачены японцами (спустили флаги) — 69 кораблей и судов Российского флота.
За первую мировую войну за 3 года (1914-1917) погибли в бою или затонули от полученных боевых повреждений – 54 корабля и судна Российского флота.
За период революции и Гражданской войны (1917-1922 годы) захвачены, затоплены, потоплены, сгорели, интернированы, взорваны 172 корабля и судна Российского флота
За период 2-й мировой войны (1941-1945 годы) захвачены, затоплены, потоплены, сгорели, взорваны, погибли в бою 1580 кораблей и судов Советского военно-морского флота.
С 1985 по настоящее время (1985-2019 годы) списаны, утилизированы, проданы, приведены в негодность 361 корабль 1-ого ранга, 481 корабль 2-ого ранга, 341 корабль 3-его ранга и более 300 кораблей 4-ого ранга.
А нужен ли сегодня флот России? Вопрос наверно риторический. Ведь если бы и другие державы — наши «потенциальные союзники» разоружались бы с такой же интенсивностью, как это делали мы? Но этого пока не видно, да и не будет никогда. Мало того США заявляли и заявляют, что флот для них – это основное оружие страны, прежде всего оружие политической власти в мире и продолжают строительство новых кораблей и наращивание своих группировок за пределами США, совершенствуют оружие флота. Ни один военный конфликт (Ирак, Афганистан, Босния, Югославия, Ирак) последних лет не обошелся без широкого применения сил флота США, стран НАТО и Японии.
12 атомных авианосцев США готовы в любой момент в кратчайшие сроки и на любое время доставить более 1500 самых современных самолетов с самым современным оружием в любой уголок земного шара. Более 150 кораблей, подводных лодок и стратегических самолетов США (без учета стран НАТО) готовы атаковать любого вероятного противника крылатыми и баллистическими ракетами в любом уголке земного шара. Ну а с учетом вооружения стран НАТО, Японии и других стратегических партнеров США весь этот потенциал может быть значительно увеличен.
Военно-морской флот России во многом мог бы быть оружием политики России в любых уголкам мира, ибо его присутствие, способно предотвратить потенциальные конфликты, продемонстрировать волю России, заставить уважать политическую волю и разум только своим присутствием. Как это происходит сегодня в Сирии.
Мы забыли основную заповедь адмирала Макарова С.О., погибшего в бою – «Помни войну». Сегодня в мире уважают только сильных и способных оказать сопротивление и нанести урон странам НАТО и конкретно США. Поэтому сегодня президент США уважительно разговаривает с президентом Северной Кореи за спиной которого находятся ядерные ракеты, которые тот прямо сказал. Что применит, если увидит угрозу стране. А мы несмотря на все санкции, несмотря на обозначение нас как врагов, пытаемся изображать, что мы остаемся друзьями США и НАТО и с улыбкой готовы с ними на любые переговоры.
Странно все это и непонятно.
В статье не рассматривалось сокращение авиации ВМФ, когда сокращались целые дивизии и полки и утилизировались десятки и даже сотни самолетов, которые еще могли послужить Родине. Это тема скорее всего требует отдельного исследования. Только здания и пункты управления штабов авиации ВМФ флотов служат немым укорам тем, кто оказался неспособным решать по уму задачи.
В двадцатые годы 20 века Германии было запрещено иметь большой флот и авиацию. Проиграли войну, подписали акт капитуляции. Надо почитать записки адмирала Редера, чтобы понять, как там бились за сохранение и постройку каждого корабля или самолета, за подготовку каждого моряка и летчика. А у нас?
Может кто-то забыл сердюковские сокращения офицеров на 200 тысяч человек, мичманов и прапорщиков на 70 тысяч человек. Сокращались, как правило, не имеющие выслуги 20 лет, в чинах капитанов и майоров, чтобы не платить пенсию, выходное пособие, не обеспечивать квартирами. Сегодня сокращенных летчиков, моряков, ракетчиков, связистов уже не хватает в армии и на флоте.
Это же было. И мы все помним те лихие дни. Почему сегодня мы должны верить тем же генералам и адмиралам, воспитанным Сердюковым и получавшим подачки с его стола, за уничтожение флота?
Что бы все это осознать, надо понять и увидеть размеры катастрофы, постигшей наш флот с 1985 по настоящее время. Статистика наука без эмоций, позволяющая это сделать. Можно понять, когда фот погибает в бою и нельзя понять, когда он уничтожается руками собственных адмиралов по указанию и при содействии бизнесменов и вражеских советников, которые и жить то не хотят в России и семьи которых живут давно не здесь.
Жаль что Петра Великого нет сейчас и не видел он этого уничтожения флота. А то бы наверно всех уничтожителей флота, он бы разжаловал в матросы, бил батогами и отправил бы искупать вину на галеры.
Забыли они основной девиз гардемаринов и офицеров флота — сердце женщине, душу Богу, жизнь Родине, а честь никому!
Вся статистика и приложения к статье опубликованы в приложениях к этой статье по адресу:
В дополнение печальной картины развала флота России «реформаторами»:
Кроме перманентного сокращения, начиная со «святых» 90-х годов, боевого состава флота, разрушалась и система управления силами флота. Как известно, в угрожаемый период командование и КП КП флота и объединений должны переходить в защищеные командные пункты (ЗКП), где в готовности поддерживалось необходимое количество средств связи и БУ. Усилиями «реформаторов», начиная с Е.Гайдара (телеграмма за его подписью в начале 1994 г. о прекращении финансирования систем жизнеобеспечения СФС), защищенные КП КП были быстро ликвидированы и управление оставалось только в ОКП ОКП. Излишне говорить, что живучесть системы управления сильно, если не катастрофически, пострадала. Давно назревшая модернизация ВЗПУ ВЗПУ только сейчас сдвинулась с места, это если верить нашим СМИ. А англичане ружья песком не чистят…
Согласен с печальной картиной развала ВС и ВМФ. Сам все это пережил на Балтике и видел уничтожение ЗКП флота, авиации флота. Видел затонувшие корабли у причалов. Разговаривал с командирами, которые сидели на кораблях бессрочно, так как многие офицеры на службу приходить перестали из-за невыплаты зарплат, и написали рапорта на увольнение из-за несоблюдения государством условий контракта. Видел как получали поточно очередные звания за взятки. Даже адмиральские. Видел как на флоте создавались под руководством адмиралов всякие фирмочки по продаже кораблей за рубеж, разоружению и продаже боеприпасов. Видел как капитан 2 ранга Топазлы — офицер политуправы флота вывозил на БДК гильзы от флотских снарядов и в районе Свиноуйсце был перехвачен офицерами контразведки флота и возвращен в Балтийск. Получил срок, сидел, но никого не сдал, а когда выпустили досрочно, то стал заместителем губернатора области. И таких офицеров было много. Не хочется вспоминать.
Печально…. А где фамилии тех, кто это творил? Где они сейчас, при каких должностях? Сколько статей по этому поводу и никто не указывает конкретных лиц…
Что там латунные гильзы! В отделе РАВ БФ капитаном 1 ранга Церковным было организовано хищение в больших масштабах стрелкового оружия, которое продавалось бандитам.
ОГласите весь список, пожалуйста: страна должна знать своих героев.
Я бы первым поставил к стенке, нет — повесил бы, Меченого! Жирная продажная тварь!