Баншац Б. Огненные мили

История Российского (Советского) флота

Сборник «Морское судостроение за годы советской власти», Л-д, ЦНИИ «Румб», 1979.

После  окончания  гражданской  войны  на  Черном  море  не  осталось   ни  одного  нефтеналивного  судна. Чтобы  иметь  современный  танкерный  флот,  отвечающий  по-требностям  в  1928 году  Нефтесиндикат  СССР  заказал на  Николаевском  судострои-тельном  заводе  имени  61  коммунара   два  средних  танкера.   Через  год  заказ  был  увеличен  еще  на  два  судна.  Проектирование  танкеров  велось  в  Центральном  бюро  морского  судостроения  под  руководством  Е.И. ТОЛОЦКОГО.  При  постройке  судна  ориентировались  на  лучшие  достижения  мирового  танкеростроения.   Танкер  был  приспособлен  к  одновременной  перевозке  различных  нефтепродуктов.  Поэтому  его  оборудовали  дополнительными  трубопроводами,  позволяющими  выкачивать  груз  из  любого  танка.  Корпус  имел  продольную  систему  набора  и  был  разделен  перебор-ками  на  18  главных  танков,  рассчитанных  на  прием  тяжелых  нефтепродуктов.  Для  перевозки  легких  нефтепродуктов  были  установлены  12  компенсационных  танков,  т.н.  «летних»  цистерн.  Части  корпуса  соединялись  клепкой. Для  лучшей  дифферен-товки  судна  в  носовой  части  размещался  сухогрузный  трюм объемом  800 м3 и  одна  из  топливных  цистерн.  Непотопляемость  судна  сохранялась  при  затоплении  1  отсека.

Первый  танкер,  получивший  название  «МОССОВЕТ»,  был  заложен  1  апреля  1929  года.  Он  имел  длину  расчетную 124,69 м,  наибольшую 128,9 м, ширину 16,64 м.  высоту  борта 9.8 м.  Осадка  по  летнюю  грузовую  ватерлинию  составляла  7,93 м.,  рас-четная 8,33 м.,  порожняком   2,66м.  Валовая  вместимость  6200 рег. т.,  чистая  вмести-мость  3467 рег. т., дедвейт  8535 т.,  водоизмещение  13250 т.  28  грузовых  танков  сос-тавлял 11209 м3.   2  грузовых  насоса  производительностью  по  250 м3/час  и  2  зачист-ных  производительностью  по 50м3/час. Обеспечивали  бесперебойную  разгрузку  танке-ра.  Грузовая  стрела  имела  грузоподъемность  3.0 т.,  лебедка – 1,5 т. Построенные  в  1931 г.  в  Германии   фирмой   «Зульцер»  два  четырехцилиндровые  дизеля   типа  2Д2т мощностью  по  1400 л.с. обеспечивали  скорость  в  грузу 9.1.  в  балласте 10,4  узлов.  Судно  имело  неограниченный  район  плавания.   Дальность  плавания   составляла  8000 миль.  Экипаж  42  человека.  Судно  имело  2  шлюпки  вместимостью  по  30  чел.  и  две – по  16 чел.             

Фото 1932 г. из Музея судостроения и флота г.Николаев

Спущенный  на  воду  в  1930 г.  танкер  в  1931 г.  вошел  в  состав  АО  Совторгфлот  с  портом   приписки  Одесса.   В  1934 г.  его  переименовали  в  «МОСКВУ»  и  передали   в  ГП Черноморское государственное нефтеналивное пароходство «Совтанкер»,  приписав  к  порту  Туапсе. В  1936 г. танкер   был  временно  передан  в  состав  Экспедиции  особого  назначения  (ЭОН),  которой  командовал  О.Ю.ШМИДТ,  для  обеспечения  перехода  Северным  морским  путем  эсминцев  из  Кронштадта  во  Владивосток.  

Танкер  «МОСКВА»  обеспечивал  дозаправку  кораблей  в  бухте  Провидения  24  сентября  и  их  дальнейшее  сопровождение  до  Владивостока.

Танкер – теплоход «МОСКВА»

В  заливе  Лаврентия  О.Ю.ШМИДТ  получил  правительственную  телеграмму от  руководителей  партии  и  Советского  государства:  «Поздравляем  с  выполнением  главной  задачи…  Ваша  победа  в  Арктике  имеет  большое  значение  для  дела  оборо-ны  страны.  Просим  передать  горячий  привет  всем  участникам  славного  арктичес-кого  похода.»   В  судовом  вахтенном  журнале  «МОСКВЫ»  О.Ю.ШМИДТ  оставил  та-кую  запись:  «Прекрасное  впечатление  производят  порядок  и  чистота  на  теплоходе,   точное  функционирование  его  механизмов,  слаженная  работа  команды  и  в  особен-ности  уверенная  талантливость.  С  которой  водит  свой  корабль  заслуженный  ка-питан  Иван  Христофорович  ШЕВЧЕНКО.»

18  июня  1936 г.  в  Испании  вспыхнул  фашистский  мятеж.  Началась  гражданская  война.  Советский  Союз  всеми  возможными  средствами  помогал  Испанской  Республике.  Доставка  техники,  вооружения,  боеприпасов, нефтепродуктов  и  других  грузов,  а  также  добровольцев  осуществлялась судами  Наркомата  водного  транспорта.   Засекреченные  рейсы  из  советских  в  испанские  порты  проходили  в  основном через  Средиземное  море,  патрулируемое  кораблями  мятежников  и  поддерживающих  их  Германии  и  Италии,  которые  задерживали,  обстреливали   и  даже  топили  суда,  иду-щие  под   советским  флагом,  несмотря  на  то,  что по   документам  они  следовали  в  третьи  страны  и  перевозили  мирные  грузы.  Так  произошло  и  с  танкером  «МОСКВА»,  который  по  документам  следовал  в  Швецию.   9  апреля  1937  г.  его  задержал  тральщик  франкистов  и  под  дулами  орудий  увел  в  базу  франкистского  флота  в  Испанском  Марокко – Сеуту.  О происшедшем  капитан  танкера  успел  сообщить  в  Туапсе,  откуда  немедленно  доложили  в  Москву.
                                             «И.О. НАРОДНОГО  КОМИССАРА
                                             ВОДНОГО  ТРАНСПОРТА  тов. РОЗЕНТАЛЬ
Сегодня  Совтанкер  по  телефону  сообщил,  что  9  апреля  с.г.  в  21  час  танкер
«Москва»,  проходя  Гибралтар,  был  задержан  мятежниками  и  уведен  в  Сеуту.
«Москва»  следовал  из  Батуми  в  Швецию  (Стокгольм,  Гевле)  с  грузом  свет-лых  нефтепродуктов  8100  тонн,  из  них  около  1000  тонн  керосина,  а  остальное  бензин.
О  задержании  Южнумор   поставил  в  известность  Нефтеэкспорт  и  Транспортный  отдел  Наркомвнешторга.
                                                                                      Новгородцев.
10/IV-  37 г.  11  часов»

10  апреля  судно  было  отпущено.

11  июня  при  проходе  Гибралтара  «Москву»  задержала  канонерская  лодка  мятежников  и  после  опроса  по  международному  своду  танкеру  было  разрешено  про-должить  путь.

Танкер – теплоход «МОСКВА» 1966 г.

28  июня  в  06.45  судно  вновь  было  задержано  в  Гибралтаре  тральщиком.  После  переговоров  по  международному  своду  танкер  был  отконвоирован  в  Сеуту,  где  был  поставлен  на  два  якоря.  На  судне  был   выставлен  караул.   В  11.00  на  «МОСКВУ»  прибыл  лоцман,  который  заявил,  что  можно  продолжить  рейс.  В  12.00  теплоход  вышел  из  порта  и  последовал  в  Черное море.                  

Радиограммы  и  донесения,  хранящиеся  в  Российском  государственном  архиве  экономики,  свидетельствуют  о  первых  встречах  моряков  «МОСКВЫ»  с  фашиз-мом.  До  сих  пор  документы  об  этих  рейсах  1936 – 1938  годов  хранятся   под  грифом  «Секретно»  и  вызывают  много  вопросов,  ответить  на  которые  можно  будет  лишь  после  рассекречивания  всех  материалов  этого  периода  советско – испанского  сотрудничества.

С  началом  Великой  Отечественной  войны  танкер – труженик  стал  войном,  совершая  рейсы  из  портов  Кавказа  в  осажденные  Одессу  и  Севастополь,  доставляя  защитникам  городов  разнообразную военную  технику,  боеприпасы,  горючесмазочные  материалы  и  пополнение.  На  обратном  пути  «МОСКВА»  вывозила  раненых,  эвакуированных,   имущество  и  документацию  флота,  участвовала  в  эвакуации  в  Севасто-поль  защитников  Одессы.                

Вот  лишь  некоторые  из  этих  рейсов.

Танкер «Моссовет» («Москва») на Батумском рейде.

13  августа  1941 г.  в Днепро – Бугском  лимане  в  районе  Очакова  вражескими  бомбардировщиками  был  поврежен  и   выбросился  на  берег  теплоход  «МАРИНА  РАСКОВА»,  буксировавший  из  Николаева  недостроенные  лидер  эсминцев  «КИЕВ»  и  подводную  лодку  «С-35»,  груженные  оборудованием  Николаевского  ССЗ  и  цветным  металлом.   Буксировку  продолжил  находившийся  в  этом  районе  возвращающийся  из  Одессы  танкер  «МОСКВА». В  Севастополь, были доставлены   десятки  тонн  цветных  металлов, которые  весьма  пригодились  впоследствии Севастопольскому  морскому заво-ду для  восстановительных  и  ремонтных  работ.

28  ноября  в  Севастополь  прибыл  танкер  «МОСКВА»  (командир  старший  лейтенант  Б.С. КУЗЬМИН)  с  грузом  котельной  воды  и  бензина.

1  декабря  танкер  в  сопровождении  тральщика   «ТРАЛ»  вышел  из  Севастополя  в  Новороссийск  с  грузами  и  автомашинами  51-й Армии.

17  января  1942 г. танкер  прибыл  в  Севастополь  в  охранении  эсминца  «СВОБОДНЫЙ»,  доставив  3800  т.  мазута,  620 т.  бензина,  29  танков,  13  автомашин  и  другие  грузы.

28 — 30  января  «МОСКВА»  буксировала  из  Туапсе  в  Поти  получивший  тяжелые  повреждения  во  время  высадки  десанта  в  Феодосии  крейсер  «КРАСНЫЙ  КАВКАЗ».   Море  штормило,  крен  крейсера  достигал  20 – 22о.  Остойчивость  корабля  была  понижена  наличием  грузов  на  полубаке  (17  станков,  необходимых  для  ремонта  ко-рабля,  и  катушки  свинцового  кабеля,  всего  около  200  т.),и  почти  пустыми  нижними  отсеками.  Наличие  600 т.  воды  в  полузатопленных  помещениях  усиливало  качку.   Корабельные  водоотливные  средства,  а  также  четыре  переносные  гидротурбины  и  два  эжектора  работали  непрерывно.  На  переходе  рвались  буксирные  тросы, вырвало  кнехт.  Тогда  трос  застропили  за  башню  главного  калибра.  С  огромными  трудностями  крейсер  был  приведен  в  Поти.

7  февраля  в  Севастополь  доставлены  мазут  и  бензин.

8  февраля  с  грузом  тыла  ЧФ  вышел  из  Севастополя  в  Туапсе.

25  февраля  наполненная  бензином  «МОСКВА»   прибыла  в  Севастополь  с  поврежденным  транспортом  «Г.ДИМИТРОВ»  на  буксире  в  охранении  тральщика  «ЩИТ»  На  переходе  корабли  дважды  были  атакованы  вражескими  бомбардировщи-ками.  На  подходе  к  Главной  базе  на  танкер  были  сброшены  четыре  торпеды.

17  апреля   танкер  в  сопровождении  эсминца  «ДЗЕРЖИНСКИЙ»  и  базового  тральщика  «ВЗРЫВ»  были  встречены  тральщиком  «Т-27»  и  двумя  сторожевыми  ка-терами.  В  осажденный  город  были  доставлены  2400 т.  мазута,  760 т.  авиабензина, 906  т.  автобензина,   300 т.  керосина,  34 т.  нефтяного  кокса  и  472 м3.  дров.

7  мая  «МОСКВА»  в  охранении  базового  тральщика  «ЯКОРЬ» и  четырех  сторожевых  катеров  доставила  в  Севастополь  из  Батуми  406 т. солярового  мазута,  2450 т.  флотского  мазута,  1499,9 т.  бензина,  217 т.  автола,  21.2 т. масла  «М-К»  и  моторного,  102 т.  разного  груза,  а  также  59  командиров  и  краснофлотцев.

Нефтеналивнойой теплоход «МОССОВЕТ» 1931 г

Вечером  8  мая  танкер  вышел   из Севастополя  в  Новороссийск  в  сопровож-дении  тральщика  и  четырех  катеров.  На  борту  находились  эвакуированные  жители Севастополя  и  раненые  войны  СОРа.  На  рассвете  9  мая  корабли  были  атакованы  вражеским  бомбардировщиком,  сбросившим  2  бомбы,  разорвавшиеся  в  600 м.  от  судна.  Через  30  мин.  в  новой  атаке  было  сброшено   еще  4  бомбы,  разорвавшиеся  недалеко,  но  также  не  повредившие  танкер.  С  7  до  14  часов  15  самолетов  из  Глав-ной  базы  прикрывали  конвой,  отогнав  5  вражеских  торпедоносцев,  атаковавших  танкер  с  двух  направлений  и  сбросивших  на  него  4  торпеды.  Летчики  и  моряки  отразили  атаки  группы  бомбардировщиков,  торпедоносцев  противника  в  количестве  19  единиц.    В  18.45  появились  4  торпедоносца,  которые  в  течении  двух  часов  атаковали  танкер,  сбросив  8  торпед.  Одна  из  торпед  мчалась  к  борту  корабля  незамеченной  моряками. 

Летчик  МБР-2  капитан  Николай  ТАРАСЕНКО  заметил  торпеду  и  направил  свой  самолет  по  курсу  торпеды  и,  покачивая  плоскостями,  стремился  сообщить  морякам  о  грозящей  опасности.  К  счастью,  на  корабле  заметили  его   маневр  и все  поняли.  Стальной  корпус  корабля  содрогнулся  и  начал  резкий  поворот  вправо.  Торпеда  прошла  вблизи  борта.  Ни  одна  из  торпед  не  попала  в  цель.  Решающую  роль  в  этом    сыграли  боевая  активность  кораблей  охранения  и  умелое  управление  танкера  его  командой.

13  июля  в  районе  мыса  Пицунда  с  14.15  до  15.04  два  десятка  немецких  бомбардировщиков  безрезультатно  атаковали  конвой  в  составе  танкера  «МОСКВА»  и сопровождавших  его  тральщиков  «ТРАЛ»  и  «ИСКАТЕЛЬ».   Наши  истребители  отогнали  самолеты  противника.

Особенно  тяжелым  для  экипажа  «МОСКВЫ»  был  переход  из  Батуми  в  Туапсе  с  грузом  топлива  12 – 13  марта  1943 года. 

В  23.55  12  марта  самолетом  противника,  зашедшим  со  стороны  берега  с выключенными  моторами,  был  атакован  танкер,  конвоируемый  тральщиком  «Т-201»  «ТРАЛ»  и  катерами  МО  СКА №   015  и  СКА № 064.  Самолет  сбросил  две  бомбы,  упавшие  по   корме  танкера. 

В  течение  ночи  самолет  еще  несколько  раз  появлялся  над  конвоем,  освещая  его  ракетами.  Свет  береговых  прожекторных  установок,  осуществлявших  поиск  самолета,  демаскировал  конвой.  В  2.55  конвой  в  очередной  раз  был  подсвечен  прожекторами  с  берега,  а  через  30 – 40  секунд,  после  того, как  они  погасли,  у  берега  разорвались  три  торпеды.   Одновременно  раздался  четвертый  взрыв  в  районе  фокмачты  танкера.  На  палубу  обрушилась  масса  холодной  морской  воды.  Вся  носовая  часть  судна  была  охвачена  пожаром,   а  через  огромную  пробоину  внутрь  корабля  хлынула  вода.  Вскоре  аварийной  команде  удалось  подвести  под  пробоину  пластырь,  поступление  воды  в  корпус  прекратилось.  Из  разбитых  танков  топливо  выливалось  за  борт  и  тут  же  воспламенялось.  Горящий  танкер  оказалось в  огненном  кольце.  В  любую  секунду  мог  произойти  взрыв,  который  довершил  бы то,  что  не  смогли  сделать  фашистские  самолеты.  Экипаж  мужественно  боролся  с  огнем. 

С  помощью  подошедших  буксиров  «БОРЕЙ»,   «СИМЕИЗ»,  «КЕФАЛЬ»   и  «СП – 15»,  несмотря  на  отдельные  взрывы  танков,  моряки  ликвидировали  пожар. 

На  танкер  «КРАСНАЯ  МОЛДАВИЯ»  было  перекачено  800  тонн  топлива.    Кораблями  конвоя  атаковавший  противник  обнаружен  не  был.  Предположительно  танкер  был  атакован  немецкими  торпедными  катерами  «S – 26»  и  «S – 47». 

Горящий  танкер  был  отбуксирован  в  Туапсе,  где  ремонтировался  в  течении  го-да.  В  июле  1944 г.  танкер  отошел от  стенки  судоремонтного  завода  и  направился  в  Батуми,  где,  загрузившись  нефтепродуктами,  направился  в  Крым.  Затем  «МОСКВА»  доставляла  нефтепродукты  из  Батуми  и  Туапсе  в  Одессу,  а  после  освобождения  Констанцы   занималась  перевозкой  румынской  нефти  в  советские  порты.

Согласно Перечня  ГШ  ВС  СССР  № 18  танкер  «Москва»  входил  в  состав  Действующей  армии    с  22.6.41.  по  16.9.44.

После  окончания  войны  танкер  вернулся  к  перевозке  народнохозяйственных  грузов  в  составе  ГП  Черноморское  морское  пароходство.   На  судне  было  установлено  новейшее  навигационное  оборудование  радиопеленгатор  «СРП – 5»  и  радиолкатор  «Нептун».   Экипаж  корабля увеличился  на  10  человек.

За  успешную  работу  Постановлением  Президиума  ЦК  профсоюза  работников  морского  транспорта  и  коллегии  Министерства  морского  флота  СССР  танкер  «МОСКВА»  в  1951 г.  был  удостоен  зва-ния  «Лучшее  судно  Министерства  морского  флота  СССР». 

В  1963 г.  танкер  был  передан  Латвийскому  морскому  пароходству  и  приписан  к  порту  Вентспилс.   17  февраля   1973 г.  его  списали  и  продали  на  слом  в  Сантадер  (Испания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.