По решению Никиты Сергеевича Хрущева шесть русских областей Сибири, в период целины, населёные казаками — сибирскими и оренбургскими, были отданы Казахстану. Еще ранее (после гражданской войны) земли, города, крепости и станицы уральских и семиреченских казаков были отданы Казахстану и Киргизии. Раздача (после революции) исконных казачьих и русских земель национальным республикам стали для коммунистических руководителей что-то типа Хобби — стремлением понравиться местным ханам и баям
На днях в Казахстане произошёл мерзкий случай. Местный житель, казах, начал приставать к шедшему с детьми в храм семиреченскому казаку Ивану Громову, негодуя по поводу того, что тот, как это у казаков принято, в праздничный день одет в казачью форму. Да ещё – о ужас! – пуговицы у него с двуглавым имперским орлом. В общем, полная поруха всего казахстанского суверенитета и национальной казахской гордости, что вызвало у аборигена приступ праведного гнева и крик: «Это Кокшетау, казахская земля!»
Автор:Владимир Хомяков
То, что сам Иван Громов – такой же местный житель и гражданин Казахстана, в глазах бесноватого нацика ничего не значило: перед ним был русский, посмевший разгуливать по «суверенной казахской земле» в русской (казачьей) униформе, пусть даже и прошлого века.
Кстати, сам город Кокшетау (называемый так с 1993 года) был основан 28 апреля 1824 года сибирским казаком Михаилом Казачининым как военное укрепление. И носил имя Кокчетав – по названию стоящей рядом горы Кокшетау (по-казахски – Синеватая гора). Соответственно, давшая начало городу станица называлась Кокчетавская и лишь в 1868 году – в связи с переселением множества русских крестьян и казаков – стала полноправным городом Кокчетавом. Так что, говоря «Кокшетау – казахская земля«, местный националист весьма ошибался. Земля казачья, хотя и казахи здесь тоже периодически кочевали.
Казахи не знают своей истории?
Впрочем, не будем осуждать не шибко грамотного аборигена с завышенной национальной самооценкой. В нынешнем Казахстане оптимальный гражданин именно таким и должен быть: искренне верящим, что «всё вокруг казахское, всё вокруг моё», наученным в школе «правильной» истории, в которой казахи – древний великий народ, а русские (и казаки в частности) – лишь колонизаторы и пришельцы на «исконно казахских землях».
Если вспомнить реальную, а не написанную по мотивам песен казахских акынов историю, то казахский этнос образовался лишь к середине XV века. Тогда, отколовшись от распадавшейся Золотой Орды, два чингизида Жанибек и Кирей образовали в южной части нынешнего Казахстана собственное ханство, назвав своих подданных «казаками», что по-тюркски означает «вольного человека». До революции 1917 года этнографы казахов называли «киргизами». Точнее, «киргиз-кайсаками», в отличие от нынешних киргизов – «кара-киргизов».
В апреле 1920 года создана была Киргизская АССР (автономная республика в составе РСФСР) со столицей в Оренбурге. В её состав включили многие территории Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск. А большую часть земель Семиреченского казачьего войска отдали в Туркестанскую АССР. В 1925 году, уже после создания СССР, произошло новое «размежевание» территорий: из Киргизской АССР и части Туркестанской АССР образовали КазаКскую АССР (именно так она называлась, чтобы о «контрреволюционных» казаках и памяти не осталось). В 1936 году появилась КазаХская ССР (союзная республика), названная так, чтобы отличать казахов казаков. В Казахской ССР остались почти все территории Уральского казачьего войска с городом Уральск, большинство земель Сибирского казачьего войска с русскими городами Петропавловск, Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск, а также территория Семиреченского казачьего войска с русским же городом Верный – это впоследствии Алма-Ата, с 1929 года столица республики.
Так что кто из двух, казаки или казахи, чужие земли оттяпал – это даже не вопрос…
«Сон разума рождает чудовищ» (Франсиско Гойя)
Казахских националистов всё это не волнует: для них это и многое другое – «исконно казахские земли». К таковым они относят не только бывшие казачьи территории, но также ряд «спорных» земель, принадлежащих Узбекистану (более трети территории, включая Ташкент), Китаю и… России. Тут размахнулись: им подавай часть Самарской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской и Новосибирской областей и почти всю Омскую. Это при том, что не только на правобережье Урала, но и на правом берегу реки Иртыш казахов исторически не было, а жили там сибирские татары и джунгарские калмыки.
Поборников казахстанского величия подлинная история не интересует – тем более что учат они её, судя по всему, по то и дело выпускаемым в Казахстане «историческим» фильмам о великой культурной цивилизации казахов, задавленной «русским колониализмом».
Однако история – дама капризная и требует не киношек, а фактов. Когда в российское подданство первым вошёл казахский Младший жуз, российский дипломат и чиновник оренбургской администрации А. И. Тевкелёв описывал образ жизни новых подданных Империи так: «…всё их имение состоит в лошадях и овцах, на которые потребные себе товары, яко то сукна, ножи и железные котлы, холст и протчую конскую сбрую выменивают». Естествоиспытатель И. П. Фальк (по происхождению шведский врач) свидетельствует о том же: «Общепринятым и едва ли не единственным занятием киргизов (т. е. казахов) является животноводство».
О письменном казахском языке можно говорить самое раннее – на рубеже ХIХ – ХХ веков. В 1870–1882 годах в Ташкенте появилась первая газета на казахском языке в виде приложения к официальному печатному органу туркестанского генерал-губернаторства «Туркестанским ведомостям».
Каково казакам в Казахстане
Когда в конце 1980-х годов в СССР началось возрождение казачества, оно с первых же шагов ощутило противодействие националистически настроенной (хотя формально ещё коммунистической) казахской республиканской верхушки. С созданием суверенного Казахстана в СМИ то и дело вбрасывались откровенно провокационные статьи про то, что казаки якобы мешают «демократизации» и «модернизации» молодого государства.
Казачество – это русские люди, исторически проживавшие на землях нынешнего Казахстана и имеющие право на национальную самобытность и культуру. Поэтому права их власти Казахстана обязаны защищать так же, как и права всех своих граждан (Александр Молчанов, руководитель правозащитного центра «Царьград»).
Да, сам «отец казахской государственности» Нурсултан Назарбаев говорил про казаков:
Казаки – наши земляки. Пусть возрождают свои традиции и обряды. Но по законам нашей суверенной республики недопустимы автономизм, экстремизм и территориальные претензии.
В общем-то, всё верно сказал: живёшь в стране – выполняй её законы. Но при этом, разумеется, семиреченские казаки властями Казахстана, взявшими курс на формирование Казахстана не как многонационального, а как унитарного национального казахского государства и «ползучую дерусификацию», не могли не восприниматься как чужеродный, а потому потенциально опасный элемент. Так их и воспринимают до сих пор.
Действуя по старому принципу «разделяй и властвуй», власти Казахстана способствовали созданию максимального количества разнообразных «казачьих» организаций, как правило конфликтующих между собой. Тем не менее именно семиреченские казаки продолжают оставаться наиболее организованной русской силой и хранителями имперских русских традиций в Казахстане. Не случайно именно «семиреки», несмотря на резкое неприятие этого факта властями, отправлялись воевать за Русскую цивилизацию в Приднестровье и на Донбасс. Не случайно именно казаки ещё в 2000 году направили коллективное письмо только что пришедшему к власти президенту Путину об истинном положении русских в Казахстане, где говорилось, что «в результате агрессивной национальной политики казахских властей» идёт выдавливание русского населения и казачества за пределы Казахстана. На начало 2000 года уже выехало 25% всего населения – около трёх с половиной миллионов человек… Сейчас уже, разумеется, гораздо больше.
Форма и содержание
Конечно, «не всяк казак, у кого лампасы». Но что же касается формы, то её семиреченские казаки носят начиная с 1990 года, и поскольку форма эта «дореволюционная», она никоим образом не может трактоваться как униформа запрещённых в Казахстане военизированных организаций. Для казака, тем паче – в инокультурном окружении, форма является фактически национальным костюмом, говорящим о принадлежности её владельца к казацкому субэтносу русского народа. Что ни в Казахстане, ни в России никаким законом никому не запрещено.
Согласитесь, трудно себе представить, чтобы в той же Москве киргиза или казаха остановили за ношение национальной шапки и потребовали её снять – на том основании, что она, мол, вызывает у русских людей неприятные ассоциации… скажем, с «монголо-татарским игом». Представить подобное в России крайне сложно. Зато нет никаких сомнений, что гражданин, совершивший подобное, у нас запросто может угодить под печально известную 282-ю статью «за разжигание».
Но то – Россия, а то – Казахстан, где «русофобия (пусть даже в весьма завуалированном и «мягком» варианте) является частью государственной политики». И где за эти самые слова, сказанные в интервью, честный казах (!) – блогер Ермек Тайчибеков ныне находится под судом и с высокой вероятностью может быть брошен в тюрьму на несколько лет.
Репрессии против него – далеко не единичный случай: так в 2014 году русскую гражданку Казахстана осудили на 4 года условно за высказанное личное мнение о том, что северные «русские» области должны когда-нибудь вернуться в состав России. А блогер Игорь Сычёв из города Риддер за проведённый в Сети опрос земляков, хотят ли они, чтобы их город был в составе России, получил реальные 5 лет тюрьмы. Таковы современные казахстанские реалии…
Мы давно и с тревогой отслеживаем ситуацию с казачеством в Казахстане – на территориях Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск. Думаю, нынешнее обострение психоза у казахских националистов связано с выборами в Казахстане, на которых отдельные политики не прочь разыграть национальную карту. Чем подобные заигрывания с национализмом могут закончиться – хорошо видно на примере Украины, и у казахстанского руководства сегодня есть реальная возможность наступить на те же самые грабли (Николай Дьяконов, верховный атаман «Союза казаков-воинов России и зарубежья»).
Принципиальный вопрос: есть ли непреодолимый антагонизм между казаками и казахами как таковыми? Нет его. Зато есть неприятие гнусной русофобской национальной политики властей, играющей на самых низменных ксенофобских инстинктах. Такая политика одинаково омерзительна для любого нормального человека – будь он хоть казак, хоть казах.
Любопытно, что в ряде станиц казахи, проживавшие там поколениями рядом с казаками, не только всегда праздновали вместе с ними Рождество и купались в крещенской проруби, но и весьма неодобрительно реагировали на переселение в свои края вчерашних кочевников из южного Казахстана, встречая этих «единокровных и единоверных», хорошо известных нам «понаехали тут»…
Недавно, 22 сентября прошлого года, в Омской области открыли дорогу Милоградовка – Алабота, связавшую Омск с Русской Поляной в обход территории Казахстана. Ещё в 2015 году омский губернатор Виктор Назаров предлагал казахам обменяться равнозначными территориями, чтобы строить дорогу напрямую, но понимания, мягко говоря, не встретил. Ну что ж, дорога обошлась бюджету почти в 800 млн рублей, зато теперь она есть и никоим образом не зависит от прихоти новых казахстанских баев.
Согласитесь, есть в этом какая-то символичность. Мы, Россия, давно и упорно пытаемся договориться с «союзным» нам Казахстаном. Казахстан демонстрирует «многовекторность». Однажды Россия может отнестись к этому жёстче, чем сейчас. Ни на что не намекаю, но вот выступления сенатора Никонова и депутата Государственной думы Фёдорова о Казахстане вызывают в обществе двух стран серьёзный резонанс…
… А НА Украине этому случаю — и всяким таким подобным — «вероятный противник» радуются, аж повизгивая. Что интересно, всякие пожары и ДТП, прочие несчастья и неудачи у нас в России встречают как праздники, даже гибель детей. Давайте не будем радовать всякую сволочь, тщательней надо, товарищи ….
Все так на бытовом уровне. А вот относительно межгосударственного, мне кажется, это не совсем так. А может быть и совсем не так.
Времена Царизма и Советов благополучно миновали. Сегодняшней России, сконструированной в Беловежье, скоро 30 лет. На заре ее становления, как самого большого обломка разваливаемого Союза, в команде «отцов-основателей» господствовала замечательная идея: — Вот отстегнем нац. окраины, сосущие из нас кровушку, и заживем припеваючи!
Для республик Средней Азии это был шок. Помнится, в Беловежскую пущу их не приглашали, а мнениями не интересовались…
А потом по наскоро наживленному СНГ произошло и «устаканивание» границ. Точнее их административных вариантов, формировавшихся естественным для «Союза нерушимого» путем. Вот, только как-то не подумали тогдашние сусловы, что подрастающие в политике и рядом с ней потомки наплюют на нерушимость и «сварганят» из 1/6 части суши 1/10.
Не только дедушка Сталин, все самодержцы российские в те «священные» по Наине Ельциной времена извертелись, наверно в гробах…
А Казахстан, в частности, оправившись от шока добровольно-принудительного всучения ему собственной государственности, мало помалу вошел во вкус суверена. И пока еще не очень радикальный национализм вполне естественное следствие свершившихся событий его новейшей истории.
Так что:
— спасибо наши казаки должны бы адресовать не Назарбаеву, а Ельцину и Ко,
— нынешние границы РФ с Казахстаном никто и никогда, я так думаю, на государственном уровне пересматривать не будет. Поезд ушел.
Лет 15 назад слышал рассказ русской женщины, уехавшей из Казахстана. Подлый, предательски это народ, рассказывала она! Запросто готовы продать, сдать или, при возможности, убить. Несколько каст, как в Индии. Есть высшая каста, и низшая.
По своей срочной службе общался с несколькими казахами. Самые плохие воспоминания и впечатления!