Проектировщикам, строителям и экипажам кораблей моей лейтенантской юности посвящается
Сторожевой корабль «2-508» ВМС Сирии — последняя минута боевой биографии
Предисловие
В марте-апреле 2018 года последовательно, в два этапа, завершилась одна давняя корабельная история, начавшаяся еще в годы моей «весёлой» лейтенантской юности.
- В начале марта в районе острова Арвад (г. Тартус) в ходе совместных российско-сирийских военных учений двумя ракетами (авиационной и корабельной) был потоплен корабль-мишень, в качестве которой свой последний моряцкий долг исполнил 1-й СКР (1-508) ВМС Сирии. Это был первый сторожевой корабль проекта 159АЭ постройки Хабаровского судостроительного завода («94-й заказ»), переданный Сирийской Арабской Республике в октябре 1975 года.
- В конце апреля в Интернете было опубликовано видео боевых учений ВМФ России у берегов Сирии, охарактеризованных как «предупреждение флоту США и НАТО» (https://inosmi.ru/video/20180427/242104569.html).
На драматических кадрах видно, как многофункциональный истребитель Су-30СМ уничтожает противокорабельными ракетами Х-35 списанный сирийский сторожевой корабль проекта 159АЭ.
В пугающем видео после того, как самолет наносит залп по мишени, в небо вздымается столб дыма, а обломки корабля оказываются разбросанными по поверхности моря. Повторный удар добивает цель, и корабль тонет (длительность видео 79 секунд). Согласно сообщениям, удар был нанесен 15 апреля 2018 года через 24 часа после того, как США, Великобритания и Франция провели ракетную атаку по сирийским объектам…
Это был 2-й СКР (2-508) ВМС Сирии постройки ХСЗ («95-й заказ»), переданный Сирийской Арабской Республике в апреле 1976 года – уже совершенно родной для меня корабль, в приемке от промышленности, перегоне в Сирию и боевой эксплуатации которого в составе Сирийских ВМС (уже в качестве военного инструктора) я принимал личное участие…
Не скрою, что при поступлении информации о потоплении 1-го СКРа у меня защемило сердце, а при просмотре видео о потоплении моего (родного!) 2-го СКРа эмоции зашкаливали и даже слезу вышибло…
Необходимые пояснения
Сирийский сторожевой корабль проекта 159АЭ, погибший 15 апреля сего года, являлся одной из нескольких модификаций базового 159 проекта, с которыми плотно переплелась моя лейтенантская юность. Памяти этих замечательных кораблей, их проектировщикам, строителям и экипажам посвящается настоящая публикация, именно о них и пойдёт речь ниже…
Дневников я в тот период не вёл, поэтому в настоящее время, хорошо помня суть отдельных событий, я могу сбиться в их незначительных деталях и хронологической последовательности. При этом людей с тонкой душевной организацией заранее прошу меня извинить за использованные в тексте отдельные «ходовые» слова и выражения (или намёки на них), без которых воссоздаваемая того периода картина не может быть полной…
Расшифровка многочисленных специфических для ВМФ СССР аббревиатур приведена в приложении (в конце текста).
Сторожевые корабли проектов 159, 159А ,159АЭ («Татарские крейсера»)
Проект 159 был разработан в 1956 году Зеленодольским ПКБ под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича (старший военпред капитан 2 ранга Н.Д. Кондратенко). Корабли эти по оптимальному сочетанию их боевых возможностей, мореходных качеств, стоимости эксплуатации и надёжности могли по праву считаться военно-морским аналогом автомата Калашникова.
При водоизмещении около 1100 тонн корабль имел мощную энергетическую установку 36000 л.с. и, по тем временам, даже избыточное для своих скромных размеров противолодочное и артиллерийское вооружение – именно поэтому он и получил «партийную» кличку «татарский крейсер» («татарский» потому, что г. Зеленодольск расположен недалеко от Казани в бывшей Татарской АССР).
В 1961 году в Зеленодольске был построен головной корабль 159 проекта – ПЛК-1.
Его основные характеристики:
— водоизмещение полное – 1100 тонн
— длина наибольшая – 82,3 м
— ширина наибольшая – 9,2 м
— осадка наибольшая – 5,8 м (с подкильным устройством)
— скорость самого полного хода – 32 узла
— скорость экономического хода – 14 узлов
— автономность – 10 суток
— дальность плавания на экономическом ходу – 4000 миль
— мореходность – неограниченная (при условии разумного маневрирования относительно направления ветра и волн)
Сторожевой корабль проекта 159 – общий вид
Он имел следующее оснащение:
Механическая часть. Оснащён:
— комбинированной дизель-газотурбинной двигательной установкой, состоящей из маршевого, работающего на ВРШ (нереверсивного) дизеля 61В, мощностью 6000 л.с., и двух ускорительных газовых турбин (только переднего хода) М-2, работающих на ВФШ, мощностью по 15 000 л.с. каждая*;
— электростанцией мощностью 700 кВт, включающей три дизель-генератора – ДГ-400, ДГ-200 и ДГ-100 (кВт);
— двумя (установленными на пере руля) активными рулями фирмы «Плейгер»;
— бортовыми рулями-успокоителями качки, а также прочими необходимыми вспомогательными механизмами.
Примечание: *офицеры кораблей проекта 159 (и его модификаций) имели устойчивое прозвище «глухари», т.к. воздухозаборные устройства газовых турбин находились рядом с ходовым мостиком, а компрессора ГТУ при всасывании воздуха издают интенсивный (около 140-150 дБ) высокочастотный (около 4000 Гц) «сиренный» шум.
Минно-торпедное вооружение. Оснащён:
— одним пятитрубным торпедным аппаратом – ПТА-40 под торпеды СЭТ-40 (400-мм);
— четырьмя 16-ствольными реактивными бомбомётами РБУ-2500;
— двумя лотковыми бомбосбрасывателями – на 12 глубинных бомб каждый:
— палубными минными рельсами вместимостью 22 мины.
Артиллерийское вооружение. Оснащен:
— двумя артустановками АК-726 калибра 76,2 мм
Радиотехнические средства. Оснащен:
— РЛС кругового обзора «Фут-Н»;
— артиллерийская (стрельбовая) РЛС «Фут-Б»;
— гидроакустические станции «Титан» и «Вычегда», антенна которых размещалась в «каплеобразном» стационарном титановом обтекателе, размещённом под килем корабля.
Строительство кораблей этого проекта было развернуто на двух заводах – ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе и продолжалось по 1965 год. За указанный период было построено 19 кораблей этого проекта (по классификации НАТО Petya-I)
Далее корабль был модернизирован и запущен в серию по проекту 159А:
— значительно изменён состав минно-торпедного вооружения (вместо кормовых установок РБУ-2500 был установлен второй пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40, а носовые РБУ-2500 были заменены на РБУ-6000).
— РЛС «Фут-Н» была заменена на РЛС «Рубка»;
— вместо малоэффективных активных рулей «Плейгер» установили специально спроектированное опускное подруливающее устройство «Поворот-159» (кстати, имея в работе только это устройство, корабль мог идти со скоростью 4 узла).
Всего в период с 1966 по 1972 год было построено 23 корабля этого проекта (по классификации НАТО Petya-II).
В целях увеличения боевых возможностей кораблей 159 и 159А проектов некоторые из них подвергались различным (единичным) модернизациям (по изменению состава комплекса противолодочного вооружения, гидроакустики и т.п.).
Наиболее массовой была модернизация по проекту 159-М, в результате которой вместо кормового комплекса вооружения размещалась буксируемая ГАС «Вега». Всего за период 1973-80-е годы по этому проекту было переоборудовано 9 кораблей.
Корабли этих проектов активно и эффективно служили в ВМФ СССР. До 19 мая 1966 они классифицировались как ПЛК (противолодочные корабли), а затем – как СКР (сторожевые корабли). Последние из них были выведены из состава отечественного флота в 1994 году.
Экспортный вариант корабля – серия проекта 159АЭ:
Удачное сочетание стоимости, боевых и мореходных качеств кораблей 159А проекта вызвало спрос на них в военно-морских силах ряда государств, в связи с чем, был разработан его специальный экспортный вариант – проект 159АЭ.
Общая компоновка корабля соответствовала базовому, 159-му проекту, но состав вооружения был несколько изменён. Вместо пятитрубного ПТА-40 (400-мм) устанавливался трёхтрубный ТТА-53-57бис (533-мм) торпедный аппарат, были оставлены старые РБУ-2500, лотковые бомбосбрасыватели и 76,2-мм артустановки. Радиоэлектронное оборудование устанавливалось в экспортном исполнении.
На 100 кВт была увеличена мощность электростанции (вместо ДГ-100 был установлен еще один ДГ-200), улучшена система охлаждения двигателей, отдельные (ответственные) детали были выполнены с антикоррозионным покрытием. Кроме того, на корабле были выполнены мероприятия по улучшению обитаемости в условиях тропического климата.
Всего в период с 1968 по 1978 год было построено 14 кораблей этого проекта (по классификации НАТО Petya-III).
Строительство кораблей пр. 159, 159А и 159АЭ:
Место постройки | Пр. 159 | Пр. 159А | Пр. 159АЭ | ИТОГО |
Зеленодольский СЗ | 1 | — | — | 1 |
Калининградский СЗ | 11 | 13 | 3 | 27 |
Хабаровский СЗ | 7 | 10 | 11 | 28 |
ВСЕГО: | 19 | 23 | 14 | 56 |
Распределение по флотам кораблей пр. 159 и 159А по количеству:
ФЛОТ | Количество (пр.159/пр.159А) |
КЧФ | 8 (4/4) |
КСФ | 15 (8/7) |
КТОФ | 17 (7/10) |
ККФ | 2 (-/2) |
ВСЕГО: | 42 (19/23) |
Распределение по флотам кораблей пр. 159 и 159А по наименованиям:
КЧФ — пр.159: СКР-1, 27, 30, 40. пр.159А: СКР-94, 110, 112, 115;
КСФ – пр.159: СКР-9,17, 22, 26, 33, 34, 38, 47. пр.159А: СКР- 29, 98, 103, 106, 120, 123, 126;
КТОФ – пр.159: СКР-3, 11, 18, 23, 41, 43, 46. пр.159А: СКР-21, 36, 78, 92, 128, 130, 133, 135, 138, 141;
ККФ – пр.159А: СКР-16, 87.
Передача иностранным ВМС кораблей проекта 159АЭ:
ССЗ | Заказ | Страна | Имя | Передан | Примеч. |
ХСЗ | №39 | Индия | КАМОРТА | 21.11. 1968 | Списан – 10/1991 |
ХСЗ | №40 | Индия | КАДМАТ | 23.12.1968 | Списан – 11/1992 |
ХСЗ | №41 | Индия | КИЛТАН | 30.10 1969 | Списан – 6/1987 |
ХСЗ | № 42 | Индия | КАВАРАТТИ | 23.12.1969 | Списан – 7/1986 |
ХСЗ | № 43 | Индия | КЭТЧЕЛ | 23.12.1969 | Списан – 12/1988 |
ССЗ «Янтарь» | №193 | Индия | АРНАЛА | 29.6.1972 | Списан — /1999 |
ССЗ «Янтарь» | №194 | Индия | АНДРОТ | 30.6.1972 | Списан — 4/1999 |
ССЗ «Янтарь» | №195 | Индия | АНЖИДИП | 23.12.1972 | Списан – 12/2003 |
ХСЗ | №92 | Индия | АНДАМАН | 28.12.1973 | Погиб в шторм в море 22.08.90 |
ХСЗ | №93 | Индия | АМИНИ | 12.12.1974 | Списан — 2002 |
ХСЗ | №94 | Сирия | 11 (1-508) | Май 1975 | Корабль-мишень – погиб в марте 2018 |
ХСЗ | №95 | Сирия | 12 (2 -508) | Декабрь 1975 | Корабль-мишень-погиб 15.04.2018 |
ХСЗ | №96 | Вьетнам | HQ — 09 | 14.05.1977 | На 2016 – данных нет |
ХСЗ | №97 | Вьетнам | HQ — 11 | 29.06.1978 | На 2016 – данных нет |
Примечание:
- В традициях Минсудпрома СССР, строящиеся корабли называли «заказами». Например: СКР пр. 159АЭ с заводским №92 – «92-й заказ» («Андаман») и.т.д.
2.Большую часть кораблей проекта 159АЭ (см. выше) произвел Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ). Три из них – «92-й заказ» («Андаман»), «94-й заказ» («1-508») и «95-й заказ» («2-508») погибли в море…
- Три корабля («Арнала», «Андрот» и «Анжидип») были построены на ССЗ «Янтарь» в Калининграде.
Передача иностранным ВМС кораблей проекта 159А из состава ВМФ:
Флот | Прежнее имя | Страна | Новое имя | Передан | Примеч. |
КТОФ | СКР-141 | Вьетнам | HQ-13 | 12.1983 | 2016 – данных нет |
КТОФ | СКР-130 | Вьетнам | HQ-15 | 12.1983 | 2016 – данных нет |
КТОФ | СКР-135 | Вьетнам | HQ-17 | 12.1984 | 2016 – данных нет |
КЧФ | СКР-94 | Эфиопия | 1616 | 07.1983 | Затоплен-02.1991 |
КЧФ | СКР-115 | Эфиопия | 1617 | 03.1984 | Списан-1996 |
Приложение к разделу «Сторожевые корабли проектов 159, 159А и 159АЭ («Татарские крейсера»):
Зеленодольский завод ССЗ № 340 «Красный Металлист» имени Горького (1 корабль)
- СКР-1 (до 19.5.1966- ПЛК-1), с 30 5 1978-ОС-332 (зав № 601). 26.1.1957 зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.8.1957 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР. Спущен на воду 31.8.1959 и весной 1960 переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1961 и 19.1.1962 включен в состав ЧФ; являлся головным кораблем данного проекта. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 25.2.1974 по 29.7.1974 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт, ас 12.10.1977 по 1979 г там же модернизирован и перестроен по опытному образцу. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переклассифицирован в ОС. 1.10.1986 расформирован в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.2.1987 исключен из списков судов ВМФ и позже разделан на металл в Севастополе.
Прибалтийский ССЗ № 820 «ЯНТАРЬ» (27 кораблей)
- СКР-38 до 19.5.1966 — ПЛК-4, (зав. № 150). 31.10.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1960, вступил в строй 30.11.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 30.8.1984 по 5.2.1987 модернизирован на СРЗ в Риге по проекту 159М. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован, но в 1991 — 1992 гг. затонул при демонтаже механизмов и систем в Балтийском порту из-за неисправности донно-забортной арматуры.
- СКР-47 до 19.5.1966 — ПЛК-5, (зав. № 151). 31.12.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1960, вступил в строй 26.12.1961 и 16.6.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12.1962 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 28.5.1963 по 25.11.1964 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде модернизирован по проекту 159М, а с 1.11.1987 по 16.12.1988 на СРЗ-82 в поселке Росляково прошел средний ремонт. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1992 расформирован и разделан на металл в Архангельске.
- СКР-26 до 19.5.1966 — ПЛК-14, (зав. № 153). 6.3.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 21.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.6.1960, вступил в строй 27.12.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12 1962 перечислен в состав СФ, 22.1.1965 был возвращен в состав КБФ, а 7.7.1965 вновь переведен в состав КСФ. С 28.5.1963 по 22.1.1965 на ССЗ № 820 прошел модернизацию и капитальный ремонт До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 21.12.1970 по 11.2.1977 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске, с 28.11.1979 по 14.7.1981 на Прибалтийском ССЗ ««Янтарь» в Калининграде и с 20.7.1989 по 22.10.1991 на СРЗ-82 в поселок Росляково вновь проходил капитальный и средний ремонт 30 6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации 1 11 1993 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
- СКР-17 до 19.5.1966 — ПЛК-17, с 19 8 1982 — ОС-34 (зав № 154). 24 4 1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 21.5 1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5 8 1960, вступил в строй 31 12 1961 и 16 1 1962 включен в состав КБФ. До 19 5.1966 относился к подклассу ПЛК 15.3.1965 перечислен в состав СФ и весной 1965 г совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 27.5.1980 после перехода весной 1980 г. по внутренним водным системам из Белого моря в Азовское, а оттуда в Черное переведен в состав КЧФ. 8-13.5.1970 нанес визит в порт Алжир С 7.10.1975 по 28.11.1977 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде прошел капитальный ремонт 19.8.1982 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.
- СКР-9 до 19.5 1966-ПЛК-9, (зав. № 157). 187 1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 14 10 1960, вступил в строй 30.6.1962 и 24 7.1962 включен в состав КБФ В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 13.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 г. относился к подклассу ПЛК В период с 7.10.1975 по 10.6.1977 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске и с 3.12.1982 по 18.7.1984 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил капитальный ремонт 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске
- СКР-22 до 19.5.1966 — ПЛК-22, (зав № 158). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.9.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 25.1.1961, вступил в строй 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК С 28.11.1977 по 26.4.1979 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде и с 10.8.1985 по 25 8 1987 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил капитальный ремонт 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске
- СКР-33 до 19 5.1966-ПЛК-25, (зав № 159)***. 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.12.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 7.4.1961, вступил в строй 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 30.7.1978 расконсервирован и вновь введен в строй. С 24.11.1978 по 27.5.1980 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» модернизирован по проекту 159М, а с 9.10.1986 по 1.11.1988 на СРЗ-82 в поселке Росляково прошел капитальный ремонт. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1995 расформирован.
- СКР-27 до 19.5.1966 — ПЛК-27, (зав. № 162). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 29.5.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. Летом 1963 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.7.1963 перечислен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 1 — 31.6 1967 и 1.1 — 31.12.1968, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 — 12.8.1969 нанес визит в Варну (Болгария) С 19.2.1987 по 1989 г. на СРЗ «Флотский арсенал» в Варне прошел капитальный ремонт. 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе
- СКР-30 до 19.5.1966 — ПЛК-30, с 30 5.1978 — ОС-333 (зав № 163). 12.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.6 1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 24.6.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК Осенью 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.12.1968 перечислен в состав ЧФ. С 25.1 по 14.8.1968 на КМОЛЗ в Кронштадте, с 27.6.1974 по 30.10.1974 и с 31.10.1985 по 10.9.1987 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи с разоружением и передачей Госснабу СССР для использования в служебно-вспомогательных целях и 1.10.1990 расформирован.
- СКР-34 до 19.5.1966 — ПЛК-34, (зав. № 165). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 30.8.1961, вступил в строй 4.10.1963 и 23.11.1964 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. Осенью 1966 г совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 5.10.1966 перечислен в состав КСФ. В период с 7.10.1975 по 16.12.1976 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» и с 1.10.1981 по 6.10.1983 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
- СКР-40 до 19.5.1966 — ПЛК-37, (зав. № 166). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.10.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 18.11.1961, вступил в строй 30.6.1964 и 23.11.1964, после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное, включен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 13.8.1976 по 2.3.1978, с 18 7 1984 по 10.6 1985 на «Севморзаводе» им С Орджоникидзе в Севастополе и с 3.2 по12.11.1986 на СРЗ «Флотский арсенал» в Варне (Болгария) проходил капитальный и средний ремонт. 25.1.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.
- СКР-29 до 19.5.1966 — ПЛК-29, (зав. № 186). 10.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.3.1966, вступил в строй 30.12.1966, 14.1.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК 15.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован, в губе Сайда (г Гаджиево) поставлен на отстой и 1.5.1977 расформирован, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и впоследствии на Мурманской базе «Главвторчермета» на м Зеленый разделан на металл.
- СКР-16, с 5 4 1991 — «Бакинец» (зав. № 187). 4.12 1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.7.1966, вступил в строй 25.7.1967, 11.8.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 25.6.1973 по 28.2.1974 и с 1.10.1981 по 3.12 1982 на СРЗ-82 в поселке Росляково проходил средний ремонт. 6.10.1983 перечислен в состав ККФ и осенью 1983 переведен по внутренним водным системам из Белого моря в Каспийское, а 10.9.1992 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Азербайджана и 1.10.1992 расформирован.
- СКР-103 (зав. № 188). 27.3.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 15.12.1966 и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 29.9.1967, 13.10.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 6.1.1975 по 15.4.1977 и с 3.12.1982 по 19.1.1983 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил средний ремонт 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (город Гаджиево) поставлен на отстой, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и позже разделан на металл в Мурманске
- СКР-106 (зав № 189). 26.7.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.3.1967, вступил в строй 30.11.1967 и 26.12.1967 включен в состав ДКБФ. 1.4.1968 перечислен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск С 18.10.1973 по 8.4.1975 на СПЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске, с 14.8.1980 по 6.10.1983 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) и с 7.7.1989 по 27 8 1990 на СРЗ «Красная кузница» в Архангельске проходил капитальный и средний ремонт. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.11.1993 расформирован, позже разделан на металл в Архангельске
- СКР-110, с 29.5.1991 — ОС-226 (зав № 190). 20.12.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 7.5.1967 и 12.11.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав ДКБФ 1 – 31.6.1967, 1.8 – 31.12.1968 и 1 — 31.10.1969, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 28.7.1970 перечислен в состав КЧФ, 1.4.1974 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но 10 6 1982 расконсервирован и вновь введен в строй, а 12.4.1991 вторично выведен из боевого состава, переформирован в ОС и передислоцирован в Феодосию 18.7.1994 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.5.1998 расформирован, в мае 2000 прибуксирован из Феодосии в Севастополь и там разделан на металл.
- СКР-112 (зав № 191). 26.4.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 15.8.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.5.1968 и 11.6.1968 включен в состав ДКБФ 21.9.1968 перечислен в состав КЧФ и осенью 1968 г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь. 30.8.1969 — 31.1.1970, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта С 27.5.1980 по 10.2.1981 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт. 7.7.1993 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Украины, но 24.8.1993 сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации 31.12.1993 расформирован и в 1994 г. разделан на металл в Севастополе
- СКР-115 (зав. № 192). 20.8.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 4.11.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил встрой 27.8.1968, 11.9.1968 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь С 2.3.1979 по 11.12.1980 и с 16.7.1982 по 10.2.1984 на «Севморзаводе» в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт 19.3.1984 продан ВМС Эфиопии и переименован в F-1617, 9.4.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 31.12.1984 расформирован. Списан в 1996 году.
- СКР (зав № 193). 28.8.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 14.3.1968, вступил в строй 30.11.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в «Anrala», 1.10.1972 расформирован. Списан в 1999 году
- СКР (зав. № 194). 4.10.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 23.4.1968, вступил в строй 25.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в «Androt», 1.10.1972 расформирован. Списан в 1999 году.
- СКР (зав. № 195). 18.11.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 24.6.1968, вступил в строй 31.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 1.9.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. Переименован в «Anjadip», 25.12.1972 расформирован. Списан в 2003 году.
- СКР-98 (зав. № 196). 8.12.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 4.1.1969 и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.9.1969, 21.10.1969 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 31.8.1977 по 17.2.1979 на ССЗ «Янтарь» и с 10.2.1984 по 30.1.1985 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный и средний ремонт. 30.1.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.6.1991. расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
- СКР-94, с 12.10.1972 — «Краснодарский комсомолец» (зав. № 197). 25.3.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 18.1.969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.10.1969, вступил в строй 30.12.1969, 9.1.1970 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход из Балтийска в Севастополь. 15.9.1979 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но в 1983 г расконсервирован и вновь введен в строй. 21.7.1983 продан ВМС Эфиопии и переименован в F-1616. 12.8.1983 исключен из состава ВМФ СССР и 1.3.1984 расформирован. Затоплен в 1991 году.
- СКР-87, с 29.5.1990 до 15.2.1992 — «Комсомолец Дагестана» (зав № 198). 6.6.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.11 1968, вступил в строй 14.8.1969 и 22.9.1969 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 20.7.1977 по 13.10.1978. с 1.10.1981 по 31.3.1983 и с 25.6.1986 по 2.3.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт Летом 1988 г переведен по внутренним водным системам из Белого в Каспийское море и 25.8.1988 перечислен в состав ККФ, а 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован
- СКР-120 (зав. № 199). 19.6.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.4.1970, вступил в строй 29.9.1970 и 20.10.1970 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 25.9.1979 по 1.2.1980 и с 1.2.1985 по 1.8.1986 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
- СКР-123 (зав. № 211). 23.10.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.6.1970, вступил в строй 30.11.1970, 21.12.1970 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 17.9.1976 по 7.3 1977 и с 28.7.1983 по 15.3.1984 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске проходил средний ремонт. 1.10.1984 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой, но 1.3.1991 расконсервирован и вновь введен в строй. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 31.12.1992 расформирован и позже разделан на металл в Архангельске.
- СКР-126 (зав. № 212). 29.1.1970 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.9.1970, вступил в строй 30.12.1970, 16.1.1971 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 21.12.1978 по 10.7.1980 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и разделан на металл в Мурманске.
Хабаровский завод ССЗ № 638 имени Кирова (28 кораблей)
- СКР-18 до 19.5.1966- ПЛК-15, (зав. № 28). 28.8.1959 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.6.1961, вступил в строй 12.12.1962 и 30.12.1962 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 5.7.1973 по 25.1.1974 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 18-23.11 1976 нанес визит в Басру (Ирак). Со 2.3.1979 входил в состав КамФлРС и с 23.4.1981 — в состав СахФлРС КТОФ 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.10.1989 расформирован
- СКР-41 (до 19.5.1966 — ПЛК-41, зав. № 29). 27.2.1960 заложен на стапеле ССЗ № 638 им С.М.Кирова в Хабаровске и 21.9.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1962, вступил в строй 21.3.1963 и 23.11.1963 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 3.3.1976 по 21.12.1978 на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень Приморского края прошел капитальный ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.8.1987 расформирован
- СКР-11 до 19.5 1966-ПЛК-11, (зав. № 30). 20.12.1960 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 16 2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25 4 1963, вступил в строй 14 12.1963 и 23 11.1964 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 3.3.1976 по 1.1.1978 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 31 12.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, но 1.10.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 6 1991 расформирован.
- СКР-43 до 19.5.1966 — ПЛК-43, (зав № 31). 16.6.1961 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 31.5.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1963, вступил в строй 29.4.1964 и 23.11 1964 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 27.5.1974 по 2.4.1975 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт, а с 10.2.1981 по 10.11.1981 там же модернизирован по проекту 159М. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.
- СКР-3 до 19.5.1966 -ПЛК-3, (зав. № 32). 10.1.1962 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М Кирова в Хабаровске и 9.2.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.5.1964, вступил в строй 26.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК С 14.12.1967 no 27.2.1969 и с 1.2.1980 по 19.1.1983 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован
- СКР-46 до 19.5.1966-ПЛК-46, (зав. №33). 19.7.1963 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.1.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.4.1965, вступил в строй 30.9.1965 и 21.10.1965 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 17.7.1971 по 29.7.1974 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке модернизирован по проекту 159М, а с 11.12.1980 по 10.11.1981 на Хабаровском ССЗ им. С М Кирова прошел капитальный ремонт 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован. С 26.11.1971 по 17.11.1973 кораблем командовал В.И.Куроедов (с 7.11.1997 = Главком ВМФ).
- СКР-93 до 19.5.1966 — ПЛК-23, (зав № 34). 23.12.1963 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1965, вступил в строй 30.12.1965 и 11.1.1966 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 4.2 по 9 9.1970 и с 3.9.1974 по 17.5.1977 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт. С 9.9.1970 входил в состав КамфлРС КТОФ 6.12.1977 – 7.7.1978. находясь при несении боевой службы в зоне военных действий в Аравийском и Красном морях, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован и в б. Раковая (г. Петропавловск-Камчатский) посажен на прибрежную отмель.
- СКР-78 до 19.5.1966 — ПЛК-59, (зав. № 35). 29.10.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им С.М.Кирова в Хабаровске и 21.5.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1966, вступил в строй 31.12 1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ 1.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и у о-ва Русский в Уссурийском зал поставлен на отстой, но 1.10.1986 расконсервирован и вновь введен в строй 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован.
- СКР-21 (до 19.5.1966 — ПЛК-21), с 12.3.1979 — «Орловский комсомолец» (зав. № 36). 29.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.6.1966, вступил в строй 31.12.1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к классу ПЛК. С 31.12 1970 по 31.5 1971, с 24 12 1974 по 1.7.1975 и с 16.12.1988 по 1.10.1989 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт 1.10.1989 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1991 расформирован.
- СКР-36 (зав. № 37). 31 8.1965 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М Кирова в Хабаровске и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1967, вступил в строй 30.9.1967 и 13.10.1967 включен в состав КТОФ. 1.2.1977 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.
- СКР-92 (зав. № 38). 28.3.1966 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М.Кирова и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1967, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав КТОФ С 2 3 1979 входил в состав КамфлРС и с 23.4.1981 — в состав СахФлРФ КТОФ. С 3.10.1984 по 17.12.1985 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10 1991 расформирован.
- СКР (зав. № 39) «Kamorta» Передан ВМС Индии 21.11.1968 года. Списан 10.1991
- СКР (зав №40). «Kadmat» Передан ВМС Индии 23.12.1968 года. Списан 11.1992
- СКР (зав. № 41). «Kiltan» Передан ВМС Индии 30.10.1969 года. Списан 09.1987
- СКР (зав 42) «Kavaratti» Передан ВМС Индии 23.12.1969 года. Списан 07.1988
- СКР (зав 43) «Katchal» Передан ВМС Индии 23.12.1969 года. Списан 12.1988
- СКР-130 (зав № 44). 11 9 1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 30.9.1970 и 20.10.1970 включен в состав КТОФ. В декабре 1983 г продан ВМС Вьетнама и переименован в HQ-15. 10.5.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 1.12.1984 расформирован.
- СКР-133 (зав. № 45). 22.12.1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М.Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав КамФлРС КТОФ. ( 14.3.1979 нанес визита Порт-Луи (Маврикий). 1.11.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой. 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.
- СКР-138 (зав. № 46). 14.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.5.1971, вступил в строй 30.9.1971 и 1 11 1971 включен в состав КамФлРС КТОФ. 23.4.1981 входил в состав СахФлРС КТОФ. 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1994 расформирован.
- СКР-141 (зав № 47). 30.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.8.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 27.2.1972 включен в состав КТОФ 8 — 14.10.1975 нанес визит в Коломбо (Шри-Ланка) и 22 — 27.11.1975— в Бомбей (Индия). В декабре 1983 г. продан ВМС Вьетнама и переименован в HQ-13. 15.3.1984 исключен из состава ВМФ СС и 1.12.1984 расформирован.
- СКР-128 (зав. № 48). 3.3.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 3.6.1972, вступил в строй 30.9.1972 и 31.10.1972 включен в состав КТОФ. 31.12.1979 выведен боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен отстой. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован
- СКР-135 (зав № 49). 15.8.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.8.1972, вступил в строй 26.12.1972 и 31.3.1973 включен в состав КТОФ. 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, но 1.3.1984 расконсервирован и вновь введен в строй. В декабре 1984 г продан ВМС Вьетнама и пе именован в HQ-17 5.1.1985 исключен из состава ВМФ С 1.10.1985 расформирован.
- СКР (зав.92) «Andaman» Передан ВМС Индии 28.12.1973 года. Погиб в шторм в Бенгальском заливе 22.08.1990 года
- СКР (зав 93) «Amini» Передан ВМС Индии 12.12.1974 года. Списан 2002
- СКР (зав 94) «1-508» Передан ВМС Сирии в мае1975 года. Корабль-мишень погиб в марте 2018 года.
- СКР (зав 95) «2-508» Передан ВМС Сирии в декабре 1975 года. Корабль-мишень погиб 15.04. 2018 года.
- СКР (зав № 96). «HQ-09». Передан ВМС Вьетнама 14.05.1997 года.
- СКР (зав. № 97). «HQ-11» Передан ВМС Вьетнама 29.06.1998 года
Примечание:
— СИНИМ цветом обозначены корабли проекта 159;
— КРАСНЫМ цветом обозначены корабли проекта 159А;
— ЗЕЛЁНЫМ цветом обозначены корабли проекта 159АЭ.
Сторожевые корабли проектов 1159т и 1159тр
Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной «Дельфин» в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 — по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 — по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т отмечены * и 1159ТМ отмечены знаком **).
Зеленодольский завод ССЗ № 340 «Красный Металлист» имени Горького (14 кораблей)
- «ДЕЛЬФИН» (зав. № 201)*. 25.5.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2.1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в «Смели». 1.6.1991 расформирован.
- «НЕРПА» (зав. № 202)*. 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в «Rostock» (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел шел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
- «КРЕЧЕТ» (зав. № 203)*. 7 5 1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31 12 1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в «Berlin» (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом. С 26 9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П Комоедов (с 7.7.1998 — командующий ЧФ).
- «СОКОЛ» (зав. № 204)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19 2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в «Split» (VRB-31). 1.6.1980 расформирован.
- СКР-481 (зав № 205)*. 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй. 30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 1.12.1982 расформирован и 5.12.198 передан ВМС Югославии, переименован в «Kopar» (VRB-32).
- СКР-149 (зав № 206)*. 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4 1983 заложен на стапеле ССЗ «Красный метал лист» в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское мор для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в «Halle». 14.3.1986 исключен и состава ВМФ СССР 1 5.1986 расформирован 3.10.1990 пере шел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
- СКР-482 (зав. № 250)**. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно вошел в состав ДКБФ 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в «Mourad Rais» (№ 901). 1.8.1981 расформирован.
- СКР-28 (зав. № 251)**. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в «Manel» (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован В 1997 г сдан на слом.
- СКР-35 (зав. № 252)**. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в «Rais Kellich» (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.
- СКР-471 (зав. № 253)**. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 8 2 1982 зачислен списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское мор для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. I августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.
- СКР-129 (зав № 254)**. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в список кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г переведен по внутренним водным системам на Балтийское море дл прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в «Rai Korfou» (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.
- СКР-201 (зав № 255)**. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в «AI Наsh» (F-212). 1.8.1986 расформирован.
- СКР-195 (зав. № 256)**. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в «AI Qirdabiyan» (F-213). 1.11.1987 расформирован.
- СКР-451 (зав. № 257)**. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в «Monkada» (№ 353). 1.7.1988 расформирован.
Проект 1159т. Водоизмещение полное 1670 т, нормальное 1593 т, стандартное 1515 т; длина 96,51 м, ширина 12,56 м, осадка 4,06 м. Мощность дизелей 3х6000 л.с.; скорость полного хода 29,67 уз., экономическая 14,98 уз.; дальность плавания 4456 миль. Вооружение: 1 ПУ ЗРК 8Э10 (20 ЗУР), 2х2 76-мм АУАК-726, 2х2 30-мм АУ АК-230, 2х12 РБУ-6000 (120 РГБ-60), 2 бомбосбрасывателя (12 ББ-1), 14 мин заграждения. Экипаж 96 человек.
Проект 1159 тм — Водоизмещение: полное — 1077, нормальное — , стандартное — 938. Размеры: длина — 82,3, ширина — 9,2, осадка — 2,85. Мощность ДГТУ — 2х15000 и 1х2500 л.с. Скорость: полная 33 узла, экономичная 14 узлов. Дальность плавания — 2000 миль. Вооружение: — 4 ПКР П-20м, 2х2 76 мм АК-726, 2х5 400 ТА, 4х16 РБУ-6000. Экипаж — 168 человек.
спасибо интересно было прочесть присылайте мне пожалуйста рассказы участников 5 эскадры ВМФ это моя любимая тема Владимир из израиля