Храмов В. «Татарские крейсера»: корабельные были и хроники (начало)

Проектировщикам, строителям и   экипажам  кораблей  моей  лейтенантской юности   посвящается

Сторожевой корабль «2-508» ВМС Сирии — последняя минута боевой биографии

Предисловие

       В марте-апреле 2018 года  последовательно, в два этапа, завершилась одна  давняя корабельная история, начавшаяся еще в годы моей «весёлой» лейтенантской юности.

  1. В начале марта  в районе острова Арвад (г. Тартус) в ходе совместных российско-сирийских военных учений двумя ракетами (авиационной и корабельной)  был потоплен корабль-мишень, в качестве которой свой последний моряцкий долг исполнил 1-й СКР (1-508) ВМС Сирии. Это был первый сторожевой корабль проекта 159АЭ постройки Хабаровского  судостроительного завода («94-й заказ»),  переданный Сирийской Арабской Республике  в октябре 1975 года.
  2. В конце апреля в Интернете было опубликовано видео боевых учений ВМФ России у берегов Сирии, охарактеризованных как «предупреждение флоту США и НАТО» (https://inosmi.ru/video/20180427/242104569.html).

На драматических кадрах видно, как многофункциональный истребитель Су-30СМ уничтожает противокорабельными ракетами Х-35 списанный сирийский сторожевой корабль проекта 159АЭ.

В пугающем видео после того, как самолет наносит залп по мишени, в небо вздымается столб дыма, а обломки корабля оказываются разбросанными по поверхности моря. Повторный удар добивает цель, и  корабль тонет (длительность видео 79 секунд). Согласно сообщениям, удар был нанесен 15 апреля 2018 года через 24 часа после того, как США, Великобритания и Франция провели ракетную атаку по сирийским объектам…

Это был 2-й СКР (2-508) ВМС Сирии постройки ХСЗ («95-й заказ»), переданный Сирийской Арабской Республике в апреле 1976 года – уже совершенно родной для меня корабль, в приемке от промышленности, перегоне в Сирию и боевой эксплуатации которого в составе Сирийских ВМС (уже в качестве военного инструктора) я принимал личное участие…

Не скрою, что при поступлении информации о  потоплении 1-го СКРа у меня защемило сердце, а при просмотре видео о потоплении моего (родного!) 2-го СКРа  эмоции зашкаливали и даже слезу вышибло…

Необходимые пояснения

Сирийский сторожевой корабль проекта 159АЭ, погибший 15 апреля сего года, являлся  одной из нескольких модификаций базового 159 проекта, с которыми плотно переплелась моя лейтенантская юность. Памяти этих замечательных кораблей, их проектировщикам, строителям и экипажам посвящается настоящая публикация, именно о них и пойдёт речь ниже…

Дневников я в тот период не вёл,  поэтому в настоящее время, хорошо помня суть отдельных событий, я могу сбиться в их незначительных деталях и  хронологической последовательности.  При этом людей с тонкой душевной организацией заранее прошу меня извинить за использованные в тексте отдельные  «ходовые» слова и выражения (или намёки на них), без которых воссоздаваемая того периода картина не может быть полной…

Расшифровка многочисленных специфических  для ВМФ СССР аббревиатур приведена в приложении (в конце текста).

Сторожевые корабли проектов 159, 159А ,159АЭ   («Татарские крейсера»)

Проект 159 был разработан в 1956 году Зеленодольским ПКБ под руководством главного конструктора А.В. Кунаховича (старший военпред капитан 2 ранга Н.Д. Кондратенко). Корабли  эти по оптимальному сочетанию их боевых возможностей, мореходных качеств, стоимости эксплуатации и надёжности  могли по праву считаться военно-морским  аналогом  автомата Калашникова.

При водоизмещении около 1100 тонн корабль имел мощную энергетическую установку  36000 л.с. и, по тем временам, даже избыточное для своих  скромных  размеров противолодочное и артиллерийское вооружение –  именно поэтому он и получил «партийную» кличку «татарский крейсер» («татарский»  потому, что г. Зеленодольск  расположен  недалеко от Казани в бывшей Татарской АССР).

        В 1961 году в Зеленодольске был построен головной корабль 159 проекта  –  ПЛК-1.    

        Его основные характеристики:

— водоизмещение полное – 1100 тонн

— длина наибольшая  – 82,3 м

— ширина наибольшая  – 9,2 м

— осадка наибольшая – 5,8 м (с подкильным устройством)

—  скорость самого полного хода – 32 узла

— скорость экономического хода – 14 узлов

— автономность – 10 суток

— дальность плавания на экономическом ходу – 4000 миль

— мореходность – неограниченная (при условии разумного маневрирования относительно направления ветра и волн)

                       Сторожевой корабль проекта 159 – общий вид

 

              Он имел следующее оснащение:

Механическая часть. Оснащён:

— комбинированной дизель-газотурбинной двигательной установкой, состоящей из маршевого, работающего на ВРШ  (нереверсивного) дизеля 61В, мощностью 6000 л.с.,  и двух  ускорительных газовых турбин (только переднего хода) М-2, работающих на ВФШ, мощностью по 15 000 л.с. каждая*;

— электростанцией мощностью 700 кВт, включающей три дизель-генератора – ДГ-400, ДГ-200 и ДГ-100 (кВт);

— двумя (установленными на пере руля) активными рулями фирмы «Плейгер»;

— бортовыми рулями-успокоителями качки, а также прочими  необходимыми вспомогательными механизмами.

Примечание: *офицеры кораблей проекта 159 (и его модификаций) имели устойчивое прозвище «глухари», т.к. воздухозаборные устройства  газовых турбин находились рядом с ходовым мостиком,  а компрессора ГТУ при всасывании  воздуха  издают интенсивный (около 140-150 дБ) высокочастотный (около 4000 Гц) «сиренный» шум.

Минно-торпедное вооружение. Оснащён:

— одним пятитрубным торпедным аппаратом – ПТА-40 под торпеды СЭТ-40 (400-мм);

— четырьмя 16-ствольными реактивными бомбомётами РБУ-2500;

— двумя лотковыми бомбосбрасывателями – на 12 глубинных бомб каждый:

— палубными минными рельсами вместимостью 22 мины.

Артиллерийское вооружение. Оснащен:

— двумя артустановками АК-726  калибра 76,2 мм

Радиотехнические средства. Оснащен:

— РЛС кругового обзора «Фут-Н»;

— артиллерийская (стрельбовая) РЛС «Фут-Б»;

— гидроакустические станции «Титан» и «Вычегда», антенна которых  размещалась в «каплеобразном» стационарном титановом обтекателе,  размещённом под килем корабля.

Строительство кораблей этого проекта было развернуто на двух заводах – ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе и продолжалось по 1965 год. За указанный период было построено 19 кораблей этого проекта (по классификации НАТО  Petya-I)

Далее корабль был модернизирован и запущен в серию по проекту 159А:

— значительно изменён состав минно-торпедного вооружения (вместо кормовых установок РБУ-2500 был установлен второй пятитрубный торпедный аппарат ПТА-40, а носовые РБУ-2500 были заменены на РБУ-6000).

—  РЛС «Фут-Н» была заменена на РЛС «Рубка»;

— вместо малоэффективных активных рулей «Плейгер»  установили специально спроектированное опускное подруливающее  устройство «Поворот-159» (кстати, имея в работе только это устройство, корабль мог идти со скоростью 4 узла).

Всего в  период с 1966  по 1972 год было построено 23 корабля этого проекта (по классификации НАТО  Petya-II).

В целях увеличения боевых возможностей кораблей 159 и 159А проектов некоторые из них подвергались различным (единичным) модернизациям (по изменению состава комплекса противолодочного вооружения, гидроакустики и т.п.).

             Наиболее массовой была модернизация  по проекту 159-М, в результате которой вместо кормового комплекса вооружения размещалась буксируемая ГАС «Вега». Всего за период 1973-80-е годы по этому проекту  было переоборудовано 9 кораблей.

Корабли этих проектов  активно и эффективно служили в ВМФ СССР. До 19 мая 1966 они  классифицировались как ПЛК (противолодочные корабли), а затем – как СКР (сторожевые корабли). Последние из них были выведены из состава отечественного флота в 1994 году.

 Экспортный вариант корабля – серия проекта 159АЭ:

Удачное сочетание стоимости, боевых и мореходных качеств кораблей 159А  проекта вызвало спрос на них в военно-морских силах ряда государств, в связи с чем, был разработан его специальный экспортный вариант – проект 159АЭ.

Общая компоновка корабля соответствовала базовому, 159-му проекту, но состав вооружения был несколько изменён. Вместо пятитрубного ПТА-40 (400-мм) устанавливался трёхтрубный  ТТА-53-57бис (533-мм) торпедный аппарат, были оставлены старые РБУ-2500, лотковые бомбосбрасыватели и 76,2-мм артустановки. Радиоэлектронное оборудование устанавливалось в экспортном исполнении.

На 100 кВт была увеличена мощность электростанции (вместо ДГ-100  был установлен еще один ДГ-200), улучшена система охлаждения двигателей, отдельные (ответственные) детали были выполнены с антикоррозионным покрытием.  Кроме того, на корабле были выполнены мероприятия по улучшению обитаемости в условиях тропического климата.

Всего в период с 1968 по 1978 год было построено 14 кораблей  этого проекта (по классификации НАТО  Petya-III).

Строительство кораблей пр. 159, 159А и 159АЭ:

 Место постройки  Пр. 159  Пр. 159А Пр. 159АЭ ИТОГО
  Зеленодольский СЗ 1 1
  Калининградский СЗ 11 13 3 27
  Хабаровский СЗ 7 10 11 28
  ВСЕГО: 19 23 14 56

 

   Распределение по флотам кораблей пр. 159 и 159А по количеству:

ФЛОТ Количество (пр.159/пр.159А)
КЧФ 8 (4/4)
КСФ 15 (8/7)
КТОФ 17 (7/10)
ККФ 2  (-/2)
ВСЕГО: 42 (19/23)

 

   

        Распределение по флотам кораблей пр. 159 и 159А по наименованиям:

КЧФ — пр.159: СКР-1, 27, 30, 40.  пр.159А: СКР-94, 110, 112, 115;

КСФ – пр.159: СКР-9,17, 22, 26, 33, 34, 38, 47. пр.159А: СКР- 29,  98, 103, 106, 120, 123, 126;

КТОФ – пр.159: СКР-3, 11, 18, 23, 41,  43,  46.  пр.159А: СКР-21, 36, 78, 92, 128, 130, 133, 135, 138, 141;

ККФ – пр.159А: СКР-16, 87.

Передача иностранным ВМС кораблей проекта 159АЭ:

ССЗ Заказ Страна Имя Передан Примеч.
ХСЗ №39 Индия  КАМОРТА  21.11. 1968 Списан – 10/1991
ХСЗ №40 Индия  КАДМАТ  23.12.1968 Списан – 11/1992
ХСЗ №41 Индия  КИЛТАН  30.10 1969 Списан – 6/1987
ХСЗ № 42 Индия КАВАРАТТИ  23.12.1969 Списан – 7/1986
ХСЗ № 43 Индия КЭТЧЕЛ  23.12.1969 Списан – 12/1988
ССЗ «Янтарь» №193 Индия  АРНАЛА   29.6.1972 Списан — /1999
ССЗ «Янтарь» №194 Индия  АНДРОТ   30.6.1972  Списан — 4/1999
ССЗ «Янтарь» №195 Индия АНЖИДИП   23.12.1972 Списан – 12/2003
ХСЗ №92 Индия АНДАМАН   28.12.1973 Погиб в шторм в море  22.08.90
ХСЗ №93 Индия АМИНИ   12.12.1974 Списан — 2002
ХСЗ №94 Сирия  11 (1-508)  Май  1975 Корабль-мишень – погиб в марте 2018
ХСЗ №95 Сирия 12 (2 -508)  Декабрь 1975 Корабль-мишень-погиб 15.04.2018
ХСЗ №96 Вьетнам  HQ — 09 14.05.1977 На 2016 – данных нет
ХСЗ №97 Вьетнам  HQ — 11 29.06.1978 На 2016 – данных нет

              

                Примечание:

  1. В традициях Минсудпрома СССР,  строящиеся корабли называли «заказами». Например: СКР пр. 159АЭ с заводским №92 – «92-й заказ» («Андаман») и.т.д.

2.Большую часть кораблей проекта 159АЭ (см. выше) произвел Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ). Три из них – «92-й заказ» («Андаман»), «94-й заказ» («1-508»)  и «95-й заказ» («2-508») погибли в море…

  1. Три корабля («Арнала», «Андрот» и «Анжидип») были построены на ССЗ «Янтарь»  в Калининграде.

  Передача иностранным ВМС кораблей проекта 159А из состава ВМФ:

Флот Прежнее имя Страна Новое имя Передан Примеч.
КТОФ СКР-141 Вьетнам HQ-13 12.1983 2016 – данных нет
КТОФ СКР-130 Вьетнам HQ-15 12.1983 2016 – данных нет
КТОФ СКР-135 Вьетнам HQ-17 12.1984 2016 – данных нет
КЧФ СКР-94 Эфиопия 1616 07.1983 Затоплен-02.1991
КЧФ СКР-115 Эфиопия 1617 03.1984 Списан-1996

Приложение к разделу «Сторожевые корабли проектов 159, 159А и 159АЭ («Татарские крейсера»):

Зеленодольский завод ССЗ № 340 «Красный Металлист» имени Горького (1 корабль)

  1. СКР-1 (до 19.5.1966- ПЛК-1), с 30 5 1978-ОС-332 (зав № 601). 26.1.1957 зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.8.1957 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР. Спущен на воду 31.8.1959 и весной 1960 переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1961 и 19.1.1962 включен в состав ЧФ; являлся головным кораблем данного проекта. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 25.2.1974 по 29.7.1974 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт, ас 12.10.1977 по 1979 г там же модернизирован и перестроен по опытному образцу. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переклассифицирован в ОС. 1.10.1986 расформирован в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.2.1987 исключен из списков судов ВМФ и позже разделан на металл в Севастополе.

Прибалтийский ССЗ № 820 «ЯНТАРЬ» (27 кораблей)

  1. СКР-38 до 19.5.1966 — ПЛК-4, (зав. № 150). 31.10.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1960, вступил в строй 30.11.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 30.8.1984 по 5.2.1987 модернизирован на СРЗ в Риге по проекту 159М. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован, но в 1991 — 1992 гг. затонул при демонтаже механизмов и систем в Балтийском порту из-за неисправности донно-забортной арматуры.
  2. СКР-47 до 19.5.1966 — ПЛК-5, (зав. № 151). 31.12.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1960, вступил в строй 26.12.1961 и 16.6.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12.1962 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 28.5.1963 по 25.11.1964 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде модернизирован по проекту 159М, а с 1.11.1987 по 16.12.1988 на СРЗ-82 в поселке Росляково прошел средний ремонт. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1992 расформирован и разделан на металл в Архангельске.
  3. СКР-26 до 19.5.1966 — ПЛК-14, (зав. № 153). 6.3.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 21.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.6.1960, вступил в строй 27.12.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12 1962 перечислен в состав СФ, 22.1.1965 был возвращен в состав КБФ, а 7.7.1965 вновь переведен в состав КСФ. С 28.5.1963 по 22.1.1965 на ССЗ № 820 прошел модернизацию и капитальный ремонт До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 21.12.1970 по 11.2.1977 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске, с 28.11.1979 по 14.7.1981 на Прибалтийском ССЗ ««Янтарь» в Калининграде и с 20.7.1989 по 22.10.1991 на СРЗ-82 в поселок Росляково вновь проходил капитальный и средний ремонт 30 6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реа­лизации 1 11 1993 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
  4. СКР-17 до 19.5.1966 — ПЛК-17, с 19 8 1982 — ОС-34 (зав № 154). 24 4 1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калинин­граде и 21.5 1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5 8 1960, вступил в строй 31 12 1961 и 16 1 1962 включен в состав КБФ. До 19 5.1966 относился к подклассу ПЛК 15.3.1965 перечислен в состав СФ и весной 1965 г совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 27.5.1980 после перехода весной 1980 г. по внутренним водным системам из Белого моря в Азовское, а оттуда в Черное переведен в состав КЧФ. 8-13.5.1970 нанес визит в порт Алжир С 7.10.1975 по 28.11.1977 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде прошел капитальный ремонт 19.8.1982 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.
  5. СКР-9 до 19.5 1966-ПЛК-9, (зав. № 157). 187 1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 14 10 1960, всту­пил в строй 30.6.1962 и 24 7.1962 включен в состав КБФ В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 13.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 г. относился к подклассу ПЛК В период с 7.10.1975 по 10.6.1977 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске и с 3.12.1982 по 18.7.1984 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил капитальный ремонт 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске
  6. СКР-22 до 19.5.1966 — ПЛК-22, (зав № 158). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.9.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 25.1.1961, вступил в строй 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК С 28.11.1977 по 26.4.1979 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» в Калининграде и с 10.8.1985 по 25 8 1987 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил капитальный ремонт 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске
  7. СКР-33 до 19 5.1966-ПЛК-25, (зав № 159)***. 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.12.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 7.4.1961, вступил в строй 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 30.7.1978 расконсервирован и вновь введен в строй. С 24.11.1978 по 27.5.1980 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» модернизирован по проекту 159М, а с 9.10.1986 по 1.11.1988 на СРЗ-82 в поселке Росляково прошел капитальный ремонт. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1995 расформирован.
  8. СКР-27 до 19.5.1966 — ПЛК-27, (зав. № 162). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 29.5.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. Летом 1963 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.7.1963 перечислен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 1 — 31.6 1967 и 1.1 — 31.12.1968, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9 — 12.8.1969 нанес визит в Варну (Болгария) С 19.2.1987 по 1989 г. на СРЗ «Флотский арсенал» в Варне прошел капитальный ремонт. 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе
  9. СКР-30 до 19.5.1966 — ПЛК-30, с 30 5.1978 — ОС-333 (зав № 163). 12.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.6 1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 24.6.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК Осенью 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.12.1968 перечислен в состав ЧФ. С 25.1 по 14.8.1968 на КМОЛЗ в Кронштадте, с 27.6.1974 по 30.10.1974 и с 31.10.1985 по 10.9.1987 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи с разоружением и передачей Госснабу СССР для использования в служебно-вспомогательных целях и 1.10.1990 расформирован.
  10. СКР-34 до 19.5.1966 — ПЛК-34, (зав. № 165). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 30.8.1961, вступил в строй 4.10.1963 и 23.11.1964 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. Осенью 1966 г совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 5.10.1966 перечислен в состав КСФ. В период с 7.10.1975 по 16.12.1976 на Прибалтийском ССЗ «Янтарь» и с 1.10.1981 по 6.10.1983 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
  11. СКР-40 до 19.5.1966 — ПЛК-37, (зав. № 166). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.10.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 18.11.1961, вступил в строй 30.6.1964 и 23.11.1964, после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное, включен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 13.8.1976 по 2.3.1978, с 18 7 1984 по 10.6 1985 на «Севморзаводе» им С Орджоникидзе в Севастополе и с 3.2 по12.11.1986 на СРЗ «Флотский арсенал» в Варне (Болгария) проходил капитальный и средний ремонт. 25.1.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.
  12. СКР-29 до 19.5.1966 — ПЛК-29, (зав. № 186). 10.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.3.1966, вступил в строй 30.12.1966, 14.1.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК 15.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован, в губе Сайда (г Гаджиево) поставлен на отстой и 1.5.1977 расформирован, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и впоследствии на Мурманской базе «Главвторчермета» на м Зеленый разделан на металл.
  13. СКР-16, с 5 4 1991 — «Бакинец» (зав. № 187). 4.12 1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.7.1966, вступил в строй 25.7.1967, 11.8.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 25.6.1973 по 28.2.1974 и с 1.10.1981 по 3.12 1982 на СРЗ-82 в поселке Росляково проходил средний ремонт. 6.10.1983 перечислен в состав ККФ и осенью 1983 переведен по внутренним водным системам из Белого моря в Каспийское, а 10.9.1992 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Азербайджана и 1.10.1992 расформирован.
  14. СКР-103 (зав. № 188). 27.3.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 15.12.1966 и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 29.9.1967, 13.10.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 6.1.1975 по 15.4.1977 и с 3.12.1982 по 19.1.1983 на СРЗ-82 в поселок Росляково проходил средний ремонт 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (город Гаджиево) поставлен на отстой, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и позже разделан на металл в Мурманске
  15. СКР-106 (зав № 189). 26.7.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.3.1967, вступил в строй 30.11.1967 и 26.12.1967 включен в состав ДКБФ. 1.4.1968 перечислен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск С 18.10.1973 по 8.4.1975 на СПЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске, с 14.8.1980 по 6.10.1983 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) и с 7.7.1989 по 27 8 1990 на СРЗ «Красная кузница» в Архангельске проходил капитальный и средний ремонт. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.11.1993 расформирован, позже разделан на металл в Архангельске
  16. СКР-110, с 29.5.1991 — ОС-226 (зав № 190). 20.12.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 7.5.1967 и 12.11.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав ДКБФ 1 – 31.6.1967, 1.8 – 31.12.1968 и 1 — 31.10.1969, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 28.7.1970 перечислен в состав КЧФ, 1.4.1974 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но 10 6 1982 расконсервирован и вновь введен в строй, а 12.4.1991 вторично выведен из боевого состава, переформирован в ОС и передислоцирован в Феодосию 18.7.1994 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.5.1998 расформирован, в мае 2000 прибуксирован из Феодосии в Севастополь и там разделан на металл.
  17. СКР-112 (зав № 191). 26.4.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 15.8.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.5.1968 и 11.6.1968 включен в состав ДКБФ 21.9.1968 перечислен в состав КЧФ и осенью 1968 г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь. 30.8.1969 — 31.1.1970, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта С 27.5.1980 по 10.2.1981 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт. 7.7.1993 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Украины, но 24.8.1993 сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации 31.12.1993 расформирован и в 1994 г. разделан на металл в Севастополе
  18. СКР-115 (зав. № 192). 20.8.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 4.11.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил встрой 27.8.1968, 11.9.1968 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь С 2.3.1979 по 11.12.1980 и с 16.7.1982 по 10.2.1984 на «Севморзаводе» в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт 19.3.1984 продан ВМС Эфиопии и переименован в F-1617, 9.4.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 31.12.1984 расформирован. Списан в 1996 году.
  19. СКР (зав № 193). 28.8.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 14.3.1968, вступил в строй 30.11.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в «Anrala», 1.10.1972 расформирован. Списан в 1999 году
  20. СКР (зав. № 194). 4.10.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 23.4.1968, вступил в строй 25.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в «Androt», 1.10.1972 расформирован. Списан в 1999 году.
  21. СКР (зав. № 195). 18.11.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 24.6.1968, вступил в строй 31.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 1.9.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. Переименован в «Anjadip», 25.12.1972 расформирован. Списан в 2003 году.
  22. СКР-98 (зав. № 196). 8.12.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду 4.1.1969 и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.9.1969, 21.10.1969 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 31.8.1977 по 17.2.1979 на ССЗ «Янтарь» и с 10.2.1984 по 30.1.1985 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный и средний ремонт. 30.1.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.6.1991. расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
  23. СКР-94, с 12.10.1972 — «Краснодарский комсомолец» (зав. № 197). 25.3.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 18.1.969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.10.1969, вступил в строй 30.12.1969, 9.1.1970 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход из Балтийска в Севастополь. 15.9.1979 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но в 1983 г расконсервирован и вновь введен в строй. 21.7.1983 продан ВМС Эфиопии и переименован в F-1616. 12.8.1983 исключен из состава ВМФ СССР и 1.3.1984 расформирован. Затоплен в 1991 году.
  24. СКР-87, с 29.5.1990 до 15.2.1992 — «Комсомолец Дагестана» (зав № 198). 6.6.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.11 1968, вступил в строй 14.8.1969 и 22.9.1969 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 20.7.1977 по 13.10.1978. с 1.10.1981 по 31.3.1983 и с 25.6.1986 по 2.3.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт Летом 1988 г переведен по внутренним водным системам из Белого в Каспийское море и 25.8.1988 перечислен в состав ККФ, а 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован
  25. СКР-120 (зав. № 199). 19.6.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.4.1970, вступил в строй 29.9.1970 и 20.10.1970 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 25.9.1979 по 1.2.1980 и с 1.2.1985 по 1.8.1986 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.
  26. СКР-123 (зав. № 211). 23.10.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.6.1970, вступил в строй 30.11.1970, 21.12.1970 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 17.9.1976 по 7.3 1977 и с 28.7.1983 по 15.3.1984 на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске проходил средний ремонт. 1.10.1984 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой, но 1.3.1991 расконсервирован и вновь введен в строй. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 31.12.1992 расформирован и позже разделан на металл в Архангельске.
  27. СКР-126 (зав. № 212). 29.1.1970 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.9.1970, вступил в строй 30.12.1970, 16.1.1971 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 21.12.1978 по 10.7.1980 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и разделан на металл в Мурманске.

Хабаровский завод ССЗ № 638 имени Кирова (28 кораблей)

  1. СКР-18 до 19.5.1966- ПЛК-15, (зав. № 28). 28.8.1959 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.6.1961, вступил в строй 12.12.1962 и 30.12.1962 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 5.7.1973 по 25.1.1974 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 18-23.11 1976 нанес визит в Басру (Ирак). Со 2.3.1979 входил в состав КамФлРС и с 23.4.1981 — в состав СахФлРС КТОФ 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.10.1989 расформирован
  2. СКР-41 (до 19.5.1966 — ПЛК-41, зав. № 29). 27.2.1960 заложен на стапеле ССЗ № 638 им С.М.Кирова в Хабаровске и 21.9.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1962, вступил в строй 21.3.1963 и 23.11.1963 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 3.3.1976 по 21.12.1978 на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень Приморского края прошел капитальный ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации 1.8.1987 расформирован
  3. СКР-11 до 19.5 1966-ПЛК-11, (зав. № 30). 20.12.1960 за­ложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 16 2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25 4 1963, вступил в строй 14 12.1963 и 23 11.1964 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В пери­од с 3.3.1976 по 1.1.1978 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 31 12.1988 вы­веден из боевого состава, законсервирован и в б. Новик по­ставлен на отстой, но 1.10.1989 расконсервирован и вновь вве­ден в строй. 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 6 1991 расформирован.
  4. СКР-43 до 19.5.1966 — ПЛК-43, (зав № 31). 16.6.1961 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 31.5.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1963, вступил в строй 29.4.1964 и 23.11 1964 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 27.5.1974 по 2.4.1975 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт, а с 10.2.1981 по 10.11.1981 там же модернизирован по проекту 159М. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.
  5. СКР-3 до 19.5.1966 -ПЛК-3, (зав. № 32). 10.1.1962 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М Кирова в Хабаровске и 9.2.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.5.1964, вступил в строй 26.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав ТОФ До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК С 14.12.1967 no 27.2.1969 и с 1.2.1980 по 19.1.1983 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован
  6. СКР-46 до 19.5.1966-ПЛК-46, (зав. №33). 19.7.1963 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.1.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.4.1965, вступил в строй 30.9.1965 и 21.10.1965 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 17.7.1971 по 29.7.1974 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке модернизирован по проекту 159М, а с 11.12.1980 по 10.11.1981 на Хабаровском ССЗ им. С М Кирова прошел капитальный ремонт 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован. С 26.11.1971 по 17.11.1973 кораблем командовал В.И.Куроедов (с 7.11.1997 = Главком ВМФ).
  7. СКР-93 до 19.5.1966 — ПЛК-23, (зав № 34). 23.12.1963 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1965, вступил в строй 30.12.1965 и 11.1.1966 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 4.2 по 9 9.1970 и с 3.9.1974 по 17.5.1977 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт. С 9.9.1970 входил в состав КамфлРС КТОФ 6.12.1977 – 7.7.1978. находясь при несении боевой службы в зоне военных действий в Аравийском и Красном морях, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован и в б. Раковая (г. Петропавловск-Камчатский) посажен на прибрежную отмель.
  8. СКР-78 до 19.5.1966 — ПЛК-59, (зав. № 35). 29.10.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им С.М.Кирова в Хабаровске и 21.5.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1966, вступил в строй 31.12 1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ 1.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и у о-ва Русский в Уссурийском зал поставлен на отстой, но 1.10.1986 расконсервирован и вновь введен в строй 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован.
  9. СКР-21 (до 19.5.1966 — ПЛК-21), с 12.3.1979 — «Орловский комсомолец» (зав. № 36). 29.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.6.1966, вступил в строй 31.12.1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к классу ПЛК. С 31.12 1970 по 31.5 1971, с 24 12 1974 по 1.7.1975 и с 16.12.1988 по 1.10.1989 на «Дальзаводе» им 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт 1.10.1989 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1991 расформирован.
  10. СКР-36 (зав. № 37). 31 8.1965 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М Кирова в Хабаровске и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1967, вступил в строй 30.9.1967 и 13.10.1967 включен в состав КТОФ. 1.2.1977 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.
  11. СКР-92 (зав. № 38). 28.3.1966 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М.Кирова и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1967, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав КТОФ С 2 3 1979 входил в состав КамфлРС и с 23.4.1981 — в состав СахФлРФ КТОФ. С 3.10.1984 по 17.12.1985 на «Дальзаводе» им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10 1991 расформирован.
  12. СКР (зав. № 39) «Kamorta» Передан ВМС Индии 21.11.1968 года. Списан 10.1991
  13. СКР (зав №40). «Kadmat» Передан ВМС Индии 23.12.1968 года. Списан 11.1992
  14. СКР  (зав. № 41). «Kiltan» Передан ВМС Индии 30.10.1969 года. Списан 09.1987
  15. СКР (зав 42) «Kavaratti» Передан ВМС Индии 23.12.1969 года. Списан 07.1988
  16. СКР (зав 43) «Katchal» Передан ВМС Индии 23.12.1969 года. Списан 12.1988
  17. СКР-130 (зав № 44). 11 9 1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 30.9.1970 и 20.10.1970 включен в состав КТОФ. В декабре 1983 г продан ВМС Вьетнама и переименован в HQ-15. 10.5.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 1.12.1984 расформирован.
  18. СКР-133 (зав. № 45). 22.12.1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им С М.Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав КамФлРС КТОФ. ( 14.3.1979 нанес визита Порт-Луи (Маврикий). 1.11.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой. 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.
  19. СКР-138 (зав. № 46). 14.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.5.1971, вступил в строй 30.9.1971 и 1 11 1971 включен в состав КамФлРС КТОФ. 23.4.1981 входил в состав СахФлРС КТОФ. 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, а 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1994 расформирован.
  20. СКР-141 (зав № 47). 30.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.8.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 27.2.1972 включен в состав КТОФ 8 — 14.10.1975 нанес визит в Коломбо (Шри-Ланка) и 22 — 27.11.1975— в Бомбей (Индия). В декабре 1983 г. продан ВМС Вьетнама и переименован в HQ-13. 15.3.1984 исключен из состава ВМФ СС и 1.12.1984 расформирован.
  21. СКР-128 (зав. № 48). 3.3.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 3.6.1972, вступил в строй 30.9.1972 и 31.10.1972 включен в состав КТОФ. 31.12.1979 выведен боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен отстой. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован
  22. СКР-135 (зав № 49). 15.8.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.8.1972, вступил в строй 26.12.1972 и 31.3.1973 включен в состав КТОФ. 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Новик поставлен на отстой, но 1.3.1984 расконсервирован и вновь введен в строй. В декабре 1984 г продан ВМС Вьетнама и пе именован в HQ-17 5.1.1985 исключен из состава ВМФ С 1.10.1985 расформирован.
  23. СКР (зав.92) «Andaman» Передан ВМС Индии  28.12.1973 года. Погиб в шторм в Бенгальском заливе 22.08.1990 года
  24. СКР (зав 93) «Amini» Передан ВМС Индии  12.12.1974 года. Списан 2002
  25. СКР (зав 94) «1-508» Передан ВМС Сирии в мае1975 года. Корабль-мишень погиб в марте 2018 года.
  26. СКР (зав 95) «2-508» Передан ВМС Сирии в декабре 1975 года. Корабль-мишень погиб 15.04. 2018 года.
  27. СКР (зав № 96).  «HQ-09». Передан ВМС Вьетнама 14.05.1997 года.
  28. СКР (зав. № 97). «HQ-11» Передан ВМС Вьетнама 29.06.1998 года

      Примечание:

— СИНИМ цветом обозначены корабли проекта 159;

— КРАСНЫМ цветом обозначены корабли проекта 159А;

— ЗЕЛЁНЫМ цветом обозначены корабли проекта 159АЭ.

Сторожевые корабли проектов 1159т и 1159тр

Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной «Дельфин» в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 — по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 — по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т отмечены * и 1159ТМ отмечены знаком **).

Зеленодольский завод ССЗ № 340 «Красный Металлист» имени Горького (14 кораблей)

  1. «ДЕЛЬФИН» (зав. № 201)*. 25.5.1971 зачислен в списки ко­раблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2.1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в «Смели». 1.6.1991 расформирован.
  2. «НЕРПА» (зав. № 202)*. 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в «Rostock» (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел шел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
  3. «КРЕЧЕТ» (зав. № 203)*. 7 5 1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для про­хождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31 12 1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в «Berlin» (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом. С 26 9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П Комоедов (с 7.7.1998 — командующий ЧФ).
  4. «СОКОЛ» (зав. № 204)*. 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19 2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в «Split» (VRB-31). 1.6.1980 расформирован.
  5. СКР-481 (зав № 205)*. 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй. 30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 1.12.1982 расформирован и 5.12.198 передан ВМС Югославии, переименован в «Kopar» (VRB-32).
  6. СКР-149 (зав № 206)*. 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4 1983 заложен на стапеле ССЗ «Красный метал лист» в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское мор для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в «Halle». 14.3.1986 исключен и состава ВМФ СССР 1 5.1986 расформирован 3.10.1990 пере шел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.
  7. СКР-482 (зав. № 250)**. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно вошел в состав ДКБФ 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в «Mourad Rais» (№ 901). 1.8.1981 расформирован.
  8. СКР-28 (зав. № 251)**. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в «Manel» (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован В 1997 г сдан на слом.
  9. СКР-35 (зав. № 252)**. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в «Rais Kellich» (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.
  10. СКР-471 (зав. № 253)**. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 8 2 1982 зачислен списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское мор для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. I августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.
  11. СКР-129 (зав № 254)**. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в список кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г переведен по внутренним водным системам на Балтийское море дл прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в «Rai Korfou» (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.
  12. СКР-201 (зав № 255)**. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в «AI Наsh» (F-212). 1.8.1986 расформирован.
  13. СКР-195 (зав. № 256)**. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в «AI Qirdabiyan» (F-213). 1.11.1987 расформирован.
  14. СКР-451 (зав. № 257)**. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в «Monkada» (№ 353). 1.7.1988 расформирован.

Проект 1159т. Водоизмещение полное 1670 т, нормальное 1593 т, стандартное 1515 т; длина 96,51 м, ширина 12,56 м, осад­ка 4,06 м. Мощность дизелей 3х6000 л.с.; скорость пол­ного хода 29,67 уз., экономическая 14,98 уз.; дальность плавания 4456 миль. Вооружение: 1 ПУ ЗРК 8Э10 (20 ЗУР), 2х2 76-мм АУАК-726, 2х2 30-мм АУ АК-230, 2х12 РБУ-6000 (120 РГБ-60), 2 бомбосбрасывателя (12 ББ-1), 14 мин заграждения. Экипаж 96 человек.

Проект 1159 тм — Водоизмещение: полное — 1077, нормальное — , стандартное — 938. Размеры: длина — 82,3, ширина — 9,2, осадка — 2,85. Мощность ДГТУ — 2х15000 и 1х2500 л.с. Скорость: полная 33 узла, экономичная 14 узлов. Дальность плавания — 2000 миль. Вооружение: — 4 ПКР П-20м, 2х2 76 мм АК-726, 2х5 400 ТА, 4х16 РБУ-6000. Экипаж — 168 человек.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. владимир

    спасибо интересно было прочесть присылайте мне пожалуйста рассказы участников 5 эскадры ВМФ это моя любимая тема Владимир из израиля

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *