22 августа 1927 года, 95 лет назад, родился Борис Сергеевич Романов, человек, который с детства посвятил себя морю!
Борис Сергеевич родился в Ленинграде. Всего десять лет он прожил в семейном кругу со своими родителями. В1937г. был репрессирован его отец, а вскоре арестовали и мать. В 1938 — 1940гг. Борис воспитывался в детском доме N51 г. Ленинграда. С декабря 1940г. по июнь 1944г. он воспитанник Музыкантской школы Военно — Морского Флота. В 1944 — 1945гг. — краснофлотец оркестра Ленинградского Военно — Морского Подготовительного училища (ЛВМПУ). В 1945 — 1947гг. — курсант ЛВМПУ.
1947 — 1951гг. — курсант Высшего Военно — Морского училища им. М.В. Фрунзе. После окончания училища служил на Северном флоте на эскадренном миноносце “Отменный” командиром батареи главного калибра, а затем — помощником командира.
1955 — 1057гг. — помощник командира сторожевого корабля “Орлан”. 1957 — 1962гг. — командир сторожевого корабля “Беркут”.
1962 — 1965гг. — командир эскадренного миноносца “Охраняющий”.
В 1964г. окончил заочно Военно — Морскую академию, командный факультет.
В 1965г. назначен старшим помощником командира противолодочного крейсера “Москва” (Черноморский Флот).
В 60-е годы в Советском Союзе началось активное строительство океанского военно — морского флота, способного не только защитить Родину, но и нанести упреждающий удар. В 1962 году на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве был заложен первый авианесущий противолодочный крейсер проекта 1123, получивший название “Москва”. Для этого корабля, оборудованного и вооруженного абсолютно новой техникой, нужен был исключительно грамотный, в техническом отношении, личный состав, прежде всего офицеры и мичманы. Неожиданно возникли трудности с назначением на новый крейсер старшего помощника командира., Тогда Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков вызвал в Москву одного из лучших командиров кораблей Северного флота капитана 2 ранга Б.С. Романова, который только недавно с отличием окончил ВМА ВМФ и уже был назначен на должность начальника штаба бригады эсминцев. Короткая беседа, постановка задач и подписание приказа о назначении капитана 2 ранга Б.С. Романова старшим помощником командира ПКР “Москва”!
Огромная ответственность легла на плечи старпома! В первую очередь нужно было разработать боевое повседневное расписание, организовать несение дежурно — вахтенной службы на строящемся корабле, когда некоторые командные пункты, боевые посты, помещения находились еще только в чертежах. Старпом отвечал за формирование экипажа, его обучение и воспитание, а также за подготовку и освоение новой техники и оружия.
Формирование экипажа, организация и проведение занятий по специальной подготовке, изучение строящегося корабля, его тактико-технических характеристик, командирование членов экипажа на заводы и в НИИ для изучения новой техники, оформление документов боевой подготовки и масса других необходимых дел возникали ежедневно. Но старший помощник в своей работе умело опирался на командиров боевых частей и служб, офицеров, мичманов и старшин корабля. Тяжелая, беспокойная, кропотливая работа давала положительные результаты. Экипаж быстро осваивал новый корабль, его оружие и технические средства.
Старший помощник командира корабля, как и командир, отвечает за все, что происходит в боевом коллективе. Нет вопросов, за которые он не отвечал бы на корабле! В течение почти четырех лет, самых первых и самых тяжелых для крейсера лет, исполнял эту должность капитан 2 ранга Б.С. Романов. Исполнял с честью, достоинством, поистине образцово, показывая подчиненным, как надо относиться к службе, как быть требовательным к себе и к своим подчиненным, учиться и учить других, чтить Устав, флотские традиции.
4 марта 1967 года первый экипаж ПКР “Москва” переселился на корабль.
16 апреля 1967 года на крейсере торжественно поднят флаг ВМФ СССР.
С 21 апреля по 3 ноября 1967 года крейсер прошел ходовые и государственные испытания.
19 сентября 1968 года крейсер вышел на свою первую боевую службу в Средиземное море.
В 1969 году прошел вторую и третью боевые службы в Средиземном море. Участвовал в учениях “Весна” и “Броня”.
В сентябре 1969 года крейсер возвращался с третьей боевой службы и подходил к проливу Дарданеллы. На борту находились начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Н. Сергеев и командующий Черноморским флотом адмирал В. Сысоев со своим походным штабом. Старшему помощнику командира капитану 2 ранга Б. Романову приказали вступить в командование и управление корабля с записью в вахтенном журнале. На ходовом мостике наступила какая-то тревожная тишина, в которой были слышны лишь четкие, грамотные и абсолютно спокойные команды нового командира. Корабль успешно прошел проливы и возвратился в Севастополь. Приказом министра обороны СССР от 25 октября 1969 года капитан 2 ранга Б.С. Романов был назначен командиром ПКР “Москва”.
В первых числах января 1970 года крейсер вышел на очередную боевую службу и продолжил мореходные испытания в Северной Атлантике. Во время испытаний корабль длительное время находился в зоне сильного шторма. Моряки были довольно измотаны. Командир общался с экипажем только по корабельной трансляции. И все ждали включения микрофона, чтобы услышать спокойный голос Романова: “Внимание, говорит командир корабля!” Командир сообщал экипажу обстановку, ставил перед личным составом очередные задачи. С каким вниманием моряки ловили каждое слово командира! Его спокойный, уверенный голос успокаивал людей, поднимал их дух, помогал переносить трудности похода в штормовых условиях Атлантики.
Б.С. Романов сумел создать на корабле коллектив единомышленников, которых он умело объединял и направлял для решения сложных задач. Его профессиональные качества, простота, доступность, выдержка, такт, отзывчивость и душевность притягивали моряков. Экипаж уважал, любил своего командира и за его отеческую заботу о них, оптимизм и веру во флот! Из воспоминаний ветерана крейсера капитана 2 ранга В.Д. Нудельмана: “Октябрь 1970 года, экипаж ПКР “Москва” построен на полетной палубе для торжественных проводов матросов и старшин, закончивших срочную военную службу. Все было по устоявшейся традиции: прощание с флагом корабля, благодарные слова, уходящих в запас, напутствие командования, прощальный марш “Славянки”. После всех этих мероприятий, увольняющиеся в запас матросы и старшины под аплодисменты экипажа начали движение для посадки в катера. Из строя вышел высокий стройный главный старшина (лучший гидроакустик корабля), слова которого я запомнил очень хорошо. Подойдя к командиру корабля капитану 1 ранга Романову, он произнес: “ Уважаемый товарищ командир, спасибо Вам за отеческую заботу, морскую науку. Вас и Вашу школу запомню до конца своих дней. Сына — первенца назову Вашим именем, а фотография любимого командира корабля всегда будет на самом почетном месте в моем доме!”
Борис Сергеевич молча протянул руку старшине, а затем обнял его. Казалось, что марш “Славянки” грянул еще громче.”
Командир ПКР «Москва» капитан 1 ранга Б.С. Романов
Семь лет прослужил Борис Сергеевич Романов на крейсере, прошел четыре боевые службы в Средиземном море и в Атлантике. За это время экипажу, морякам и летчикам пришлось осваивать практически с нуля все то новое, что было заложено в крейсере, отрабатывать тактику поиска и уничтожения атомных подводных лодок — ракетоносцев вероятного противника, самостоятельно и в составе корабельных поисково- ударных групп с применением вертолетов эскадрильи корабельного базирования.
За успехи в боевой подготовке, освоении новой техники и успешное выполнение заданий командования, ПКР “Москва” 2 мая 1970 года объявлен “Отличным кораблем ВМФ” с вручением Ленинской почетной грамоты, а его командир капитан 1 ранга Б.С. Романов награжден орденом “Красной Звезды”.
Впервые сведения о ПКР “Москва” появились в средствах массовой информации, и страна узнала о первом отечественном крейсере — вертолетоносце!
Мы, “москвичи”, были уверены, что нашего командира в скором будущем ждет повышение по службе! Но, увы, этому не суждено было случиться…
Через несколько лет вице — адмирал П.М. Яровой, вспоминая Б.С. Романова, которого он хорошо знал, сказал мне, что командование ВМФ не в полной мере оценило командирские качества Романова и упустило возможность иметь еще одного перспективного адмирала, флотоводца.
В 1972 году капитан 1 ранга Б.С. Романов был назначен оперативным дежурным тыла Черноморского флота.
С 1973 по 1976 гг. — заместитель начальника штаба тыла ЧФ.
Последняя должность до увольнения в запас в звании капитан 1 ранга в 1980 году — заместитель командира Крымской военно-морской базы по тылу, начальник тыла базы.
С 1980 по 2007гг. Борис Сергеевич работал в Севастопольском производственном объединении рыбной промышленности “Атлантика” капитаном-наставником, начальником специального отдела, вторым помощником капитана учебно-тренировочного судна “ Жуковский”.
Борис Сергеевич Романов был воспитанным и широко эрудированным человеком. Он прекрасно знал русскую и зарубежную литературу, писал стихи, разбирался в живописи и музыке.
Был членом Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, лауреатом Седьмой артиады народов России, председателем совета ветеранов ПКР “Москва”, членом совета ветеранов эскадры Черноморского флота.
Борис Сергеевич написал прекрасные книги — “Противолодочный крейсер “Москва”, “Черноморскому флоту быть”.
В 2011 году издал свой основной труд в двух томах “История Черноморского императорского флота России”.
Борис Сергеевич Романов умер 27 января 2014 года в Севастополе. Севастополь был любимой и стал последней гаванью в его жизни.
В историю Черноморского флота навсегда вписано имя капитана 1 ранга Б.С. Романова, в том числе как одного из первых командиров корабля нового поколения, крейсера, заложившего основу всего отечественного авианесущего флота.
Ветераны крейсера “Москва” всегда будут помнить совместную службу с выдающимся, настоящим командиром, который всегда и во всем был примером для всех!
При подготовке статьи использованы воспоминания ветеранов ПКР “Москва” капитана 2 ранга В.Е. Яковенко и капитана 2 ранга В.Д. Нудельмана, опубликованные в газете “Флаг Родины” и в книге “50 лет противолодочному крейсеру “Москва”.
Уточнение. При подготовке статьи использованы воспоминания В.Е. Якименко, а не Яковенко. Владимир Ефимович Якименко уже более 10 лет возглавляет Совет ветеранов ПКР «Москва». Владимир Ефимович много сделал, чтобы увековечить память о родном корабле, за что ветераны крейсера ему очень благодарны!
Светлая память Борису Сергеевичу!
Меня потрясло снятие с должности Бориса Сергеевича. Я написал письмо в адрес Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Письмо закончил словами «… снятие с должности командира ПКР «Москва» капитана 1 ранга Бориса Сергеевича Романова граничит с государственным преступлением» Подпись: делегат XXIV съезда старший лейтенант С. Воронов. Письмо естественно почтой я не отправил, а передал через проводницу поезда Севастополь- Москва.
Что потом началось… Меня на беседы приглашали телефонограммами поочередно все замы ЧВС ЧФ. Ни к кому не ходил, а когда меня пригласил секретарь парткомиссии ЧФ, я ему ответил: Готов встретиться внеслужебное время в кафе Дома офицеров флота. Постеснялся «душелюб». Интересная штука. Ни кто из моих командиров и начальников меня не тронул и не сказал ни слова.
Борис Сергеевич был нашим командиром. И его снятие с должности было трагедией для всего экипажа. Спасибо Сергей за смелость. НЕ знал, а то бы тоже подписал письмо. С уважением