Баншац Б. Боевые подвиги черноморцев. Над черным морем. (продолжение 2)

БОЕВЫЕ  НАГРАДЫ  ЧЕРНОМОРЦЕВ

БОЕВЫЕ  НАГРАДЫ  ЧЕРНОМОРЦЕВ

После  опубликования  в  интернете  материала  о  черноморцах,  представленных  в   годы  войны  к  присвоению  звания  Героя  Советского  Союза,  но  по  каким – то  неизвестным  нам  причинам  не  получивших  эту  заслуженную  награду,  я  получил  письмо  из  Ростова  на  Дону,  в  котором  рассказывалось  о  морском  летчике  ТАШИЯН  Сурене  Амбарцумовиче.  Он также  представлялся  к  этому  званию,  но  только  в  1996 г.  был  удостоен  звания  Героя  России.  

В  изданной  в  2002 г.   под  редакцией  адмирала  КОМОЕДОВА  В.П.  книге  «Черноморский  флот  России.  (Исторический  очерк)»    упоминаний  о  нем,  как  и  об  удостоенном  звания  Героя  Советского   Союза  в  1990 г.  Шике  Абрамовиче  КОРДОНСКОМ,   я  почему – то  не  нашел.  В  списке  удостоенных  звания  Героя  России  в  1996 г.  такой  человек  также  не  значится,  нет  его  и  на  сайтах  ПОДВИГ   НАРОДА  и  ОБД  МЕМОРИАЛ.  Методом  «тыка»  удалось  найти  информацию  о  лейтенанте  ТАЩИЕВЕ Сурене Амбарцумовиче,  которому  Указом  Президента  РФ  № 147 от 16 февраля 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.   В  интернете  в  ряде  материалов  ошибочно  указаны  номер  (148  и  141)  и  год  издания  (1996)  Указа.   Фамилия  героя    также  упоминается  как  ТАШИЯН,  ТАЩИЯН  или  ТАЩИЕВ. Вероятно  предки  летчика,  переселившиеся  из  Армении  в  Россию,  изменили  армянскую  фамилию  ТАЩИЯН  на  русскую  ТАЩИЕВ  (вспомните  адмирала  ИСАКОВА —  ИСАКЯНА).  В Энциклопедии  фонда  «Хайзаг» (Армения)    указывается  фамилия  ТАЩИЯН,  а  на  мемориальной  доске  в  центральном  парке  с. Чалтырь  на  родине  героя   четко  читается  ТАШИЯН. Как ТАЩИЯН летчик значится и в книге»ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — УРОЖЕНЦЫ ДОНА». В некоторых  же  материалах  указаны  обе  фамилии. В хранящейся  в  ЦВМА  собственноручно  написанной  23  февраля  1941 г.  автобиографии  фамилия  ТАЩИЕВ.  Поэтому  я  сразу  и  не  смог  найти  информацию  о  нем…   

Сурен Амбарцумович ТАЩИЕВ, родился 22 марта 1919 г. в селе  Чалтырь Ново – Нахичеванского  (ныне Мясниковского) района Ростовской области в семье крестьянина. В 1928 г. поступил в школу в  родном  селе,  где  окончил  6 классов, в 1936 г.  переехал в  г. Ростов-на-Дону  продолжать  учебу.  В 1938 г., не окончив 8-й класс, бросил школу  и поступил в школу ФЗУ ,,АЗЧЕРЭНЕРГО”, одновременно 30 марта 1939 г. поступил в аэроклуб.   Окончил ФЗУ 1 октября 1939 г. и начал работать слесарем.

18 октября 1939 г. поступил в Ейское  Военно-морское авиационное училище имени  Сталина,  которое  окончил в июне 1941 г., и  в  звании  младшего  лейтенанта  получил  назначение   в  32-ой истребительный авиаполк Военно – Воздушных  Сил  Черноморского флота   пилотом  2-й  эскадрильи..
   22 июня 1941 г. в 03.13 2-я и 5-я АЭ полка, первыми среди частей ВВС ЧФ, приняли готовность №1. Спустя час, в 04.13, 2 самолёта И-16 5-й АЭ (лётчики ЛЮБИМОВ и АВДЕЕВ) вылетели для барража над Севастополем. 11 ноября 1941 г. полк перебазировался на Северный Кавказ, под Туапсе, для выполнения боевой задачи по прикрытию трёх ВМБ: Новороссийск, Туапсе, Тамань. При этом 1-я АЭ, на ЛаГГ-3, разместилась на аэр. Анапа; штаб полка, 2-я и 3-я АЭ, на И-15 и И-16, стали базироваться на аэр. Лазаревская.  Решением ВС ЧФ от 12.11.1941 г. 2-й АЭ 32-го ИАП было присвоено имя капитана Арсения Васильевича ШУБИКОВА, погибшего в боевом вылете в октябре 1941 г. Он был навечно занесён в список личного состава эскадрильи.  С ноября 1941 г. по февраль 1942 г. 2-я и 3-я АЭ, и штаб оставались на аэродроме Лазаревская, занимаясь насыщенной боевой подготовкой и работой по освоению новой материальной части самолётов ЛаГГ-3 и Як-1, а также подготовкой к ночным полётам.  В мае 1942 г. 2-я АЭ полка перебазировалась в Анапу для переучивания на новые самолёты ЛаГГ-3. Вскоре после окончания переучивания эскадрилья перебазировалась на соседний аэродром — в станицу Анапскую. Оттуда, в дни самых активных бомбардировок Новороссийска, 2-я АЭ на ЛаГГ-3, перебазировалась на аэродром Мысхако.  До июля 1942 г. полк, не прекращая вести боевые действия, проходил переформирование и перевооружение на истребители ЛаГГ-3 и Як-1.  До августа 1942 г. 32-й ИАП базировался под Туапсе, решая задачи прикрытия бомбардировщиков 63-й БАБ ВВС ЧФ, кораблей и пунктов базирования ЧФ на Кавказском побережье. Участок боевых действий полка находился в границах: Лазаревская — Джубга — Лазаревская, на побережье, и по главному Кавказскому хребту на суше.

   В августе 1942 г. лётчики 32-го ИАП обеспечивали выход кораблей Азовской ВФ через Керченский пролив в Чёрное море. В это время самолёты взлетали с аэродрома  Гайдук.

   С ноября 1941 года по 25 сентября 1943 г. (день гибели С. А. ТАЩИЕВА) он совершил 275 боевых вылетов, провел 31воздушный бой, лично сбил 11 самолетов противника, в том числе  самолет командующего немецкой авиацией Крыма генерала фон РУППЕ. Освоил  самолеты   «Як-1«, «ЛаГГ-3«, «Аэрокобра«.

   10 августа 1942 г.  командир 32-го авиаполка подполковник ПАВЛОВ  и военком полка  батальонный комиссар ПРОНЧЕНКО  «за проявленные геройство и отвагу в борьбе с германским фашизмом, сбитие трех самолетов противника  «ХЕ–111»  представили  летчика  к  правительственной награде – ордену Красного Знамени.  В  представлении  говорится,  что  «молодой бесстрашный пилот, беспредельно предан своей Родине.  За время Отечественной войны показал себя храбрым, дисциплинированным летчиком-истребителем. Летает хорошо. За период  войны с 5 по 8 августа 1942 г. сбил лично 2 самолета и в паре еще 2 самолета противника.

   5 августа 1942 г. в паре с летчиком ЛИТВИНЧУКОМ в районе ВМБ  Туапсе сбил бомбардировщик противника «ХЕ–111”.

   6 августа 1942 г. в паре с летчиком ГОРОВЦОВЫМ в районе ВМБ Туапсе  сбил самолет противника ,,ХЕ–111”.

   6 августа 1942 г. вылетел на отражение налета группы самолетов противника на ВМБ Туапсе, вступил в воздушный бой и лично сбил самолет противника ,,ХЕ–111” в районе станции Индюк.

   8 августа 1942 г. вылетел на отражение воздушного налета самолетов  противника на ВМБ Туапсе, сбил самолет противника ,,ХЕ–111”, который  упал в море.

    За время Отечественной войны имеет 192 боевых вылета с налетом 189  часов, из них на штурмовые действия по войскам противника 25 боевых   вылетов с налетом 28 часов. Имеет 13 воздушных боев.»

Представление  поддержали командир 62-й авиабригады  подполковник ДУШИН,  военком бригады  полковой комиссар СИЛЕНКО,  командующий ВВС  ЧФ  генерал — майор авиации ЕРМАЧЕНКОВ  и  военком  ВВС  ЧФ  бригадный  комиссар  КУЗЕНКО.

     Приказом командующего Черноморским флотом № 49с от 18 августа 1942 г. младший лейтенант С. А.ТАЩИЕВ был награжден орденом Красного Знамени.

     В первых числах сентября 1942 г. лётчики полка выполняли задачи по сопровождению больших групп штурмовиков ВВС ЧФ на бомбардировку аэродрома противника в районе Майкопа. Полк выполнил эту задачу без потерь истребителей. В конце 1942 г. полк перебазировался в Грузию, на аэр. Абаша, для отдыха и доукомплектования личным составом и истребителями Як-1 и ЛаГГ-3. За этот же период лётчики полка проделали два больших перелёта, перегнав для перевооружения других истребительных частей ВВС ЧФ из глубокого тыла несколько десятков новых самолётов. 

   19 августа 1941 года приказом Наркома обороны № 0299 была установлена норма сбитых вражеских самолётов для присвоения звания Героя Советского Союза: пять бомбардировщиков или десять истребителей. Исходя из этого, командир 32-го авиаполка  подполковник ЛЮБИМОВ 27 февраля 1943 года   ходатайствовал: «… за проявленную доблесть, геройство и личную храбрость в борьбе с германским фашизмом — сбитие 6 самолётов противника типа «Хе-111» и «Ю-88″ представить С. А. ТАЩИЕВА к присвоению звания Героя Советского Союза».

    В  представлении  говорится:»Смелый, решительный летчик. Своими атаками не раз расстраивал  намерения воздушного противника, обращая его в бегство.
    22 ноября 1941 г., во время одной из дерзких штурмовок по войскам  противника в  районе Перекопа встретился с 4-мя истребителями  противника.  Смелый летчик, не задумываясь, пошел в неравный бой и бил  стервятников до тех пор, пока остальные наши летчики не  выполнили задания командования. На горящей машине, несмотря на ожог  рук и лица, он нашел в себе мужество долететь до своей территории и  выброситься на парашюте, где был подобран нашими частями.

    Особо отличился тов. Тащиев на прикрытии ВМБ Туапсе, бесстрашно вступая в воздушный бой с врагом, умело расстраивая его боевые  порядки, не допуская его к объекту и решительными атаками добиваясь полного уничтожения противника.

    За период военных действий совершил 275 боевых вылетов с налетом  268 часов, провел 22 воздушных боя, в которых сбил 6 самолетов противника,  из них 5 самолетов ,,ХЕ–111” и один самолет типа ,,Ю–88” (о  сбитии шести самолетов подтверждено БР ПВО Туапсе).

    6 августа 1942 г., прикрывая ВМБ Туапсе, в паре с летчиком сбил самолет  типа ,,ХЕ–111” в районе Н. Михайловка. В этот же день на траверзе  селения Агой сбил лично самолет противника ,,ХЕ–111”.

    8 августа 1942 г. при отражении налета авиации противника над Туапсе   атаковал один ,,ХЕ–111”, преследовал уходящего противника, сбил его в   районе Новороссийска.

   9 августа 1942 г. в районе Анапа сбил самолет противника типа ,,ХЕ–111”.
   10   августа 1942 г. в районе ВМБ Туапсе сбил 1 самолет типа ,,ХЕ–111”  на глазах у всего личного состава БР ПВО Туапсе, за что объявлена ему  благодарность от командира БР ПВО Туапсе.

   15 августа 1942 г. при отражении налета вражеских бомбардировщиков  над Туапсе в паре с летчиком Стариковым смелыми атаками сбил самолет   противника типа ,,ХЕ–111”.

   5 сентября в районе Туапсе – Лазаревское сбил мастерски 1 самолет  противника типа ,,Ю–88”.   15 марта 1943 г.ходатайство  поддержал  командир 62-й авиабригады, подполковник  ДУШИН,   но  командующий ВВС ЧФ  генерал-майор авиации   ЕРМАЧЕНКОВ   посчитал  летчика достойным награждения только   орденом Красного Знамени,  которым  ТАШИЯН  и  был  награжден  приказом командующего Черноморским флотом № 47с от 18 июня 1943 г.

Герой Советского Союза Д. А. Стариков,Б. М. Литвинчук и С. А. Тащиев. 

Только с конца апреля 1943 г. полк начал изучение ленд-лизовских самолётов Р-39 «Аэрокобра». Для освоения этих самолётов техников полка направили в Москву и на другие тыловые аэродромы. Группа лётчиков, во главе с майором ЩЕРБАКОВЫМ, отправилась в Красноярск на переучивание. Там они в короткий срок освоили технику и перегнали её на аэродром Абаша.

   24 мая 1943 г. из Геленжика по тревоге дежурная эскадрилья вылетела отбивать налет авиации противника на Туапсе. У ТАЩИЕВА произошла задержка с запуском двигателя, молодой механик самолета неправильно подключил электропитание. Сурен взлетел с опозданием, и по привычке направился в сторону Новороссийска. Командами с  КП  по радио направить его в нужное направление не удалось. Отказала рация. Он еще издали заметил эскадрилью истребителей и, стараясь быстрее догнать группу, сблизился с самолетами, но это оказались модернизированные «Ме-109ф». Отступать или уклониться от боя  было поздно. Пилоты противника также обнаружили его самолет. Имея 12-кратное превосходство, фашисты    предвкушали легкую победу, но  они жестоко ошиблись. Завязался неравный бой, ТАЩИЕВ искусно маневрировал и сам бросался из атаки в атаку.  Получив ранение в лицо, из боя не вышел, а продолжал  отбиваться от атак противника, следующих одна за другой. Фашисты неистовствовали.  Один из стервятников предпринял лобовую атаку, но меткая очередь Сурена не дала ему отвернуться. Самолет противника задымился и начал падать. Вражеские пилоты бросились прикрывать подбитый самолет. ТАЩИЕВ, воспользовавшись этим, оторвался от противника и вернулся на свой аэродром,  где ему была оказана медицинская помощь,  а  самолет  был  отправлен  на  ремонт.

Через 30 минут после посадки Сурена ТАЩИЕВА наши два аэродрома были заблокированы противником с воздуха, а морское пространство от Новороссийска до Геленжика тщательно контролировалось самолетами морской авиации. Оказалось, что Сурен сбил командующего фашистской авиацией в Крыму генерал-лейтенанта фон РУППЕ. Личный состав полка сердечно поздравил Сурена с победой.


     Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм», 32-й ИАП был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. В это же время полк передали из 62-й ИАБ в состав 63-й БАБ ВВС ЧФ (с июля 1943 г. — 1-я МТАД).

С конца мая 1943 г. 11-й гв. ИАП решал задачи по защите ВМБ Геленджик, аэродромов и наземных войск, базируясь сначала на аэродром Витязевская, затем (в августе) — на аэродром  Геленджик-Нижний.

   Переоснащение полка новой техникой завершилось к первым числам июня 1943 г.

   23 июня 1943 командир 11-го гвардейского авиаполка   гвардии подполковник  ЛЮБИМОВ  » За самоотверженность в бою, проявленную 24 мая 1943 г., за   исключительно  эффектное  уничтожение одного ,,Ме–109 ф” представил гвардии  лейтенанта  ТАЩИЕВА к  награждению  орденом Красной Звезды.  В  представлении  указано,  что  «Тащиев за короткий промежуток времени хорошо освоил новый самолет ,,Аэрокобра”.

   24 мая 1943 г. вылетел вместе с другими 3-мя аэрокобрами наприкрытие аэродрома Геленджик. На высоте 5000 метров, в районе  Новороссийска, встретились с 8- ю ,,Ме–109” и вступили с ними в бой.Тащиев смело пошел в лобовую атаку на врага – одного ,,Ме–109”,которого точным пулеметно-пушечным огнем сбил с одной очереди. ,,Ме–109” разлетелся в воздухе. В это время остальные вошли в хвост  самолета Тащиева и открыли огонь, повредили самолет и ранили летчика.  Он, превозмогая боль, продолжал отстреливаться от врага, разогнал их и  благополучно привел на свой аэродром израненный самолет и раненый  сам.»

   Приказом командира 63-й авиабригады   № 6с от 27 июня 1943 г. гвардии лейтенант С. А. ТАЩИЕВ был  награжден орденом Красной Звезды.

   В начале сентября 1943 г. полк, базируясь на аэродром Геленджик, принимал участие в операции по освобождению  Новороссийска, прикрывая самолёты 5-го гв. МТАП и штурмовики 11-й ШАД ВВС ЧФ.

   25  сентября   в неравном бою над Керченским проливом  в  районе  мыса  Такыл   Сурен ТАЩИЕВ одержал свою одиннадцатую победу. Но на этот раз не уберегла его судьба от смерти. Заслоняя собой лучшего друга, ведущего Дмитрия СТАРИКОВА, и спасая ему жизнь, он был  сбит.  Покинув  неуправляемый  самолет  на  парашюте,  будучи  раненным,  опустился  в  воды  пролива,  которые  стали  его  могилой.  Через несколько дней после гибели на фюзеляже боевой машины Дмитрия СТАРИКОВА появилась надпись «Сурен Тащиев». Так продолжал громить врага отважный пилот и после смерти.

    Выписка из исторического формуляра 11-го гвардейского   истребительного авиаполка ВВС  ЧФ:    «25 сентября 1943 г. летчики 11-го гвардейского истребительного  авиационного полка прикрывали группу наших бомбардировщиков ,,ПЕ–2”,наносящих удар по вражескому порту Керчь. Несмотря на сильный  зенитный огонь и присутствие в воздухе вражеских истребителей, советские  пикирующие бомбардировщики смело и точно заходили на цель. Самолеты  пикировали группами один за другим, нанося врагу последовательные  удары. Два последних самолета отстали и прикрыть их осталась одна пара  гвардейских истребителей Старикова и Тащиева. Они готовы были погибнуть в бою, прежде чем дать в обиду своих славных крылатых  соратников. Эта была лучшая слетанная пара в полку. Их дружбе на земле и в воздухе мог завидовать каждый. Бой над проливом развернулся быстро и  неожиданно. Заметив пару оставшихся пикировщиков, шесть ,,мессершмитов” кинулись на советские самолеты. Стальной грудью прикрывая  товарищей, Стариков и Тащиев приняли на себя удар врага. Связанные боем  фашистские истребители наседали на гвардейцев. Тут-то и сказались спайка,  выдержка и мастерство двух советских летчиков. Парируя удары врага, они  дрались, как львы. Не прошло и минуты, как пришитый метким огнем Старикова один из ,,мессеров” упал вниз. Второго, пытавшегося прорваться к пикировщикам, сбил Тащиев. Поражение немцев усилило их ярость. Один из фашистов, улучшив удобный момент и использовав преимущество в высоте, зашел в хвост самолета Старикова. Еще минута – и  летчику грозила смертельная опасность. Но на помощь вовремя подошел Тащиев. ,,Мессер”, получив солидную порцию снарядов, свалился на крыло и беспорядочно пошел вниз.  В то время, как летчики бесстрашно бились с врагом, к месту боя подоспела новая группа немецких истребителей. Внезапно вернувшись, ,,ФВ -190” поджег машину Тащиева. Стариков рванулся на помощь, но  было уже поздно.»  (ЦВМА, ф. 1071, оп. 030670, д. 1, лл. 123-124.)

   В  Донесении  о  безвозвратных  потерях  указано,  что  летчик  25.09.43 г.  не  вернулся  с  боевого  задания  в  районе  Керченского  пролива.  Эта   формулировка,  вероятно,  и  определила  дальнейшую  судьбу  награждения.

    Командование полка вторично представило материалы на присвоение С.А.ТАЩИЕВУ уже посмертно звание Героя Советского Союза. Однако, как писал генерал-майор авиации Герой Советского Союза А. А. МИРОНЕНКО, командование ВВС приняло решение повременить с этим.
    Неудовлетворенные неравнозначной оценкой боевых подвигов своего товарища, многие однополчане неоднократно ставили вопрос о присвоении Сурену ТАЩИЕВУ  звания Героя. В апреле 1965 года сослуживец  ТАЩИЕВА Герой Советского Союза полковник запаса Владимир Семёнович  СНЕСАРЕВ  в газете «Красная Звезда» выступил со статьей «Немеркнущая слава», где еще раз описал боевые подвиги летчика. Он ездил в Москву добиваться присвоения звания Героя погибшему другу, был на приёме у А.И.МИКОЯНА,  но ничего не получилось.  СНЕСАРЕВ  оставил  воспоминания  о  ТАЩИЕВЕ:    

  «С первых же воздушных боёв с противником показал себя смелым, находчивым, неутомимым лётчиком-истребителем.

   Он всегда успешно выполнял бомбоштурмовые удары по противнику, отлично вёл воздушную разведку. Выполнил более 400 боевых вылетов, провел 187 воздушных боёв, 23 успешных воздушных разведки, сбил 11 вражеских самолётов. Не раз Сурен спасал жизни командиров, прикрывая их машины своим самолётом.

    Молодой воин был неоднократно ранен, приходилось сажать самолёт в море. Однажды был вынужден остаться в горящей машине, так как высота не позволяла покинуть её на парашюте, в результате чего получил тяжелейшие ожоги лица, рук и ног.

    Казалось бы, о возврате на лётную работу не могло быть и речи, но многочисленные раны только закалили стойкость, волю. Не завершив курса лечения, Сурен покинул госпиталь и добрался до своей части. И врачи, и однополчане удивлялись его выносливости, приговаривая: «ТАЩИЕВ и в огне не горит, и в воде не тонет».

    1942 и 1943 годы были временем совершенствования его лётного мастерства. Не было человека на Черноморском флоте, кто бы ни знал или не слышал о ТАЩИЕВЕ. Сурена заслуженно называли асом. В истребительной авиации его чёткие действия в воздухе, сравнимые с тончайшей ювелирной работой, быстрота реакции служили надёжным щитом для ведущих.

    Однополчане искренне восхищались бесстрашным лётчиком. Смелость, решительность, мужество в нём сочетались со скромностью, добродушием. Он никогда не кичился своими боевыми победами, обладал весёлым неунывающим нравом, любил жизнь и людей.

   Осенью 43-го в неравном бою над Керченским проливом Сурен ТАЩИЕВ одержал свою одиннадцатую победу. Но на этот раз не уберегла его судьба от смерти. Заслоняя собой лучшего друга, ведущего Дмитрия СТАРИКОВА, и спасая ему жизнь, он сам погиб.

  О герое из армянского села Чалтырь писали многие газеты, в том числе и фронтовые. Хотелось бы, чтобы бывшие командиры и сослуживцы выступили в печати с воспоминаниями об этом замечательном человеке, бесстрашном воине.

   За доблесть и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, командование представило Сурена Тащияна к присвоению звания Героя Советского Союза. Но после его гибели всё как-то затихло, и боевая слава незаслуженно померкла. Восстановить её — дело чести и справедливости.

   Несколько лет назад я побывал на родине Сурена Амбарцумовича, в гостях у его родственников в Чалтыре. Приняли меня очень тепло. Единственное, что огорчало нас всех — это незаслуженное забвение отважного истребителя. Всё-таки надеюсь, что историческая справедливость восторжествует и имя морского офицера, трижды орденоносца, гвардии лейтенанта Тащияна засияет золотым блеском звезды Героя…». Так и умер фронтовик  19  августа  1995 г., не узнав дальнейшего развития событий.

   Бывшие командиры 11-го Гвардейского дважды Краснознамённого Николаевского истребительного авиаполка Герои Советского Союза генерал – майоры  авиации  И. С. ЛЮБИМОВ и  К. Д. ДЕНИСОВ в феврале 1966 г. еще раз возбудили ходатайство   о  присвоении  ТАЩИЕВУ  высокого  звания. Это представление поддержал Совет ветеранов Армянской ССР, но опять приходит отказ: «Мясниковскому районному военному комиссару. Сообщаю, что по постановлению ЦК КПСС в настоящее время рассматривается вопрос о награждении только бывших военнослужащих, получивших в период Великой Отечественной войны ранения и не отмеченных ни одной правительственной наградой. Поэтому удовлетворить вашу просьбу о представлении тов. ТАЩИЕВА С. А. к присвоению звания Героя Советского Союза (посмертно) не представляется возможным». ВРИО Ростовского областного военного комиссара, капитан I ранга В. СЕРКОВ».

   В начале 1991 года Мясниковский райсовет ветеранов через обком партии снова поднял старый вопрос, но вскоре последовали события августа 1991 года, и запрос где-то затерялся.

    В июне 1993 года райсовет ветеранов через Мясниковский райвоенкомат опять возбудил ходатайство. 6 сентября 1993 года замначальника Главного управления подготовки и распределения кадров МО РФ В. ПОДУСТОВ отвечал, что «…лётчиком не выполнена норма сбитых самолётов противника». Пришлось неоднократно обращаться в различные архивы, в конце концов, в 1994 году был  получен уточнённый ответ из  ЦВМА: ТАЩИЕВ сбил семь бомбардировщиков и четыре истребителя врага. Со всеми этими документами и многочисленными статьями о подвигах героя, опубликованными в разное время в газетах «Комсомольская правда», «Красная Звезда», «Коммунист Армении» 26  апреля  1994 г. ветераны  обратились к Президенту России Б. Н. ЕЛЬЦИНУ.  В  письме  говорилось,  что «по нашему глубокому убеждению задержки в последующем с присвоением Тащиеву звания Героя связаны с неопределенностью  дальнейшей судьбы летчика и с опасением, что он мог упасть   на  территории врага и оказаться в плену. Но прошло более 50 лет после его падения, 25 сентября 1943 г., и нет  никаких данных, подтверждающих эти опасения.  Норму для получения звания Героя Тащиев выполнил сполна.»   К  письму  были  приложены  все  архивные  документы  и  представление  на  присвоение  летчику  звания  Героя  России,  составленное  24  июля  1994 г. Главнокомандующим Военно-Морским флотом адмиралом Ф. ГРОМОВЫМ, после чего лёд тронулся и после многомесячной  переписки 16 февраля 1995 года, в день освобождения Мясниковского  района  от  фашистской  оккупации, появился Указ Президента РФ о присвоении ТАЩИЕВУ Сурену Амбарцумовичу звание Героя России (посмертно).   Справедливость восторжествовала спустя 52 года!

    Подлинник наградного листа, указа и медаль ,,Золотая Звезда” № 118 с Грамотой Героя хранятся в отделе наград Управления  Президента Российской Федерации.

                              МЕМОРИАЛЬНАЯ  ДОСКА  В  СЕЛЕ  ЧАЛПЫРЬ.

    ТАЩИЕВ  включен  в  Книгу  Памяти  Краснодарского   края  (том 13,  стр.296)  как  пропавший  без  вести  25  сентября  1943 г. и  в  Книгу  Памяти  Севастополя  (том 1,  стр.484)  как  погибший  25  сентября  1943 г., но  место  рождения  ошибочно  указано  как  с. Галтырь  (взято  из  учет- ной карточки  ф.№1  в  ЦВМА).

Я  долго  не  был  в  Севастополе  и  не  знаю, увековечены ли  на  мемориале  черноморским  летчикам   имена  Героя  Советского  Союза  КОРДОНСКОГО  и  Героя  России  ТАЩИЕВА. Это  могут  уточнить  живущие  в  Севастополе  читатели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.