Каланов Н. Умные мысли выдающихся моряков . Серия «Энциклопедия морской культуры» (продолжение)

Завойко Василий Степанович

1812 – 1898

Адмирал (1874). Участник Наваринского сражения, кругосветный мореплаватель, один из пионеров освоения Тихоокеанского побережья, первый военный губернатор Камчатки, организатор и руководитель героической обороны Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны (1853–1856).

Только 20 числа я был на Кавалькадо и признаюсь, один вид с её вершины вознаградил меня за все, этот вид поистине можно назвать волшебным. Одним взором обозреваешь все: город, рейд с кораблями, острова с деревьями, даль моря, вздымающуюся одна над другою горы… и все это в самой прелестной миниатюре. Я забылся, глядя отсюда; как будто очутился посредством ковра-самолёта Бог знает в каком царстве, тридесятом государстве; а между тем стоило только подняться на вершину горы Калькавадо и окинуть глазами вокруг себя горизонт. Сколько есть там людей, подумал я потом, глядя вниз, которым и не грезится такого чуда в двух шагах от их стула или прилавка; и все оттого, что им некогда подняться самым обыкновенным путём на некоторую высоту!..

Я пребываю в твёрдой решимости, как бы ни многочислен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убежден, что флаг Петропавловского порта, во всяком случае, будет свидетелем подвигов, чести и русской доблести.

В тяжелые годы нашествия врагов весь народ, как один человек, выступал в защиту своей Родины. Вот почему Россия ещё никогда не теряла ни одной пяди земли… Сюда, на край родной земли, заброшена горсть нашего народа. У нас мало войск, нет хлеба, и пока не от кого ждать помощи. Но мы должны помнить, что русские люди и Родина требуют от нас выполнить долг… (Из обращения военного губернатора Камчатки генерал-майора В.С. Завойко к населению в дни героической обороны Петропавловска от нападения англо-французской эскадры, 1–5 сентября 1854 г.)

Невельской Геннадий Иванович

1813 – 1876

Адмирал (1874). Исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин– остров.


(Офицер должен проявлять – Сост.) …усердие, старание и истинно полезное рвение к пользе и благу государства и отечества… Ибо грустно видеть офицера, который хорош тогда, когда он у всех на виду, и который что-либо делает, так сказать, по одному буквально прописанному ему приказанию – действует без души, без сердца, нисколько не помышляя об общей цели…

Веселаго Феодосий Фёдорович

1817 – 1895

Генерал корпуса флотских штурманов (1892). Русский историк военно-морского флота.

Дисциплина, порядок, безусловное повиновение – необходимый девиз истинного моряка. Корабль, при всем разнообразии своих частей, составляет одно целое, это огромное тело для согласия и единства в своих действиях требует единства управления.

В морском деле, как и во всяком деле на свете, есть своя служба и своя наука. Все, что ни делается, делается на какую-либо службу или потребу человека. Наука дознается, и делает, и учит, «как лучше?», а служба пользуется и делает, как можно лучше. Наука без службы – мыльный пузырь. Служба без науки, подчас не погневайтесь, наделает курам на смех… Так-то вот ни наука без службы, ни служба без науки…

…Как человек растёт и улучшается, так и наука должна расти и совершенствоваться, а с ней и служба становится чище, вернее, исправнее, полезнее.

…В морской службе… на каждом шагу упущение какой-нибудь безделицы может иметь пагубные следствия для всего корабля; у нас более, нежели где-нибудь, никакая учёность, никакие знания не дают права пренебрегать службой.

Если сутки простого путешествия сближают людей более, чем год обыкновенного знакомства, то морская, и особенно военная кампания нередко превращает походных товарищей в друзей.

Корабль – тот же человек; свойства последнего зависят от причин моральных, первого – только от физических. Моральные причины пока неуловимы ни для какого мерила; физические, при всей разнообразности их, можно и должно измерять. Вследствие этого на корабле должно мерить все или почти все. Числа должны определять совершенно точно как силы, действующие на корабль, так и состояние самого корабля.

Кругосветные плавания были светлым животворным лучом, освещавшим наш флот. Принося непосредственно огромную пользу, они сопровождались множеством разнообразных последствий, благотворное влияние которых сохраняется и до настоящего времени… Борьба с могучими стихиями, водой и воздухом, когда они угрожают в виде штормов, ураганов, тайфунов, плавающих ледяных громад, требовала умения управляться с кораблем, энергии, твердости духа не менее, чем самое жаркое морское сражение.

Наука морского дела… столько же необъятна, как и самая служба морская. Один перечень ученых обязанностей каждого из ее действователей мог бы составить целую книгу. Лесничий, парусный мастер, мачтовый мастер, корабельный инженер, морской офицер, штурман, артиллерист, гидрограф, астроном, врач, священник, дипломат, естествоиспытатель, физик, химик, метеоролог, литератор, законовед, тактик, стратег, хозяин, солдат, матрос, полководец, адмирал – вот обязанности моряка, и то еще не все тут. Каждое из этих слов обнимает обширный круг службы, ожидающей моряка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.