Найти авианосец: на замену Ту-95РЦ

https://topwar.ru/177276-najti-avianosec-na-zamenu-tu-95rc.html

Одним из важнейших элементов советской системы противодействия авианосным и корабельным ударным группам (АУГ и КУГ) потенциального противника, наряду с глобальной спутниковой системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда», рассмотренной в статье Найти авианосец: космические средства разведки, были стратегические самолёты разведки и целеуказания Ту-95РЦ. С 1963 по 1969 год в интересах Военно-морского флота (ВМФ) Советского Союза было построено 52(!) самолёта Ту-95РЦ, которые несли службу с 1964 года до начала 90-х годов ХХ века. Самолёты Ту-95РЦ осуществляли патрулирование продолжительностью порядка суток, что позволяло «вскрывать» надводную обстановку на огромной территории.

После того, как Ту-95РЦ был снят с вооружения, ему на замену должны были прийти самолёты Ту-142МРЦ, однако из-за развала СССР, а также смены концепции, предполагающей выдачу целеуказания со спутников системы «Легенда», работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.

Учитывая состояние спутниковой системы «Легенда» и пришедшей ей на замену системы «Лиана», после отказа от Ту-95РЦ ВМФ РФ остался без дальней авиационной разведки.

Целесообразно ли сейчас осуществлять разработку стратегического самолёта-разведчика, концептуально сходного с Ту-95РЦ, но реализованного на новом техническом уровне?

Существует мнение, что экипажи Ту-95РЦ в какой-то степени являлись «смертниками», поскольку в случае начала конфликта существовала крайне высокая вероятность того, что они будут уничтожены палубной авиацией противника, причём ещё до того, как смогут выдать целеуказание для наведения противокорабельных ракет (ПКР). Эти риски никуда не исчезли, более того, скорее всего они даже возросли.

Впрочем, у авиации появился свой козырь – беспилотные летательные аппараты (БПЛА), из которых нас интересуют машины класса HALE (High Altitude Long Endurance) – БЛПА дальнего радиуса действия для полётов на высотах более 14000 метров и отчасти класса MALE (Medium Altitude Long Endurance) – БЛПА дальнего радиуса действия для полётов на высотах 4500-14000 метров.

Стратегические разведывательные БПЛА США

Если рассмотренные в статье Найти авианосец: взгляд из стратосферы высотные разведывательные дирижабли и электрические БПЛА находятся только в самом начале своего развития, то «классические» БПЛА с турбореактивными, турбовинтовыми или с поршневыми двигателями уже достигли технической «зрелости» и активно применяются для решения различных боевых задач. Первой и основной задачей БПЛА является осуществление разведки и целеуказания.

Одними из наиболее сложных и дорогих БПЛА являются стратегические тяжёлые высотные БПЛА класса HALE, наиболее яркими представителями которых являются американский БПЛА RQ-4 Global Hawk и его морская версия – MQ-4C Triton. Практически единственным серьёзным недостатком этих машин является их цена, составляющая 120-140 миллионов долларов США без учёта стоимости разработки.

БПЛА RQ-4 Global Hawk (вверху) и MQ-4C Triton (внизу)

Максимальная высота полёта БПЛА RQ-4 Global Hawk составляет около 20 километров, максимальная продолжительность полёта 36 часов. На удалении 5500 километров от аэродрома базирования БПЛА RQ-4 Global Hawk может осуществлять патрулирование в течение 24 часов. Максимальная скорость полёта составляет 644 километра в час.

РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk позволяет сутки получать изображение территории площадью 138 тысяч квадратных километров с расстояния 200 километров с разрешением 1 квадратный метр, а в точечном режиме может быть получено изображение разрешением 0,3 квадратных метра. Полученная информация передаётся через канал спутниковой связи на скорости до 50 Мбит/с. БПЛА также оборудован оптико-локационной станцией с дневным, ночным и тепловизионным каналами.

Радиолокационное изображение с разрешением менее 1 метра. Изображения, получаемые РЛС БПЛА RQ-4 Global Hawk и БПЛА MQ-4C Triton, должны быть ещё более высокого качества

В настоящее время БПЛА RQ-4 Global Hawk осуществляют полёты вдоль российской границы, осуществляя разведку на 200-300 километров вглубь территории. Можно предположить, что БПЛА держатся на определённом расстоянии от границы, чтобы не попасть под огонь российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), и реальная дальность работы РЛС занижена с целью дезинформации противника и фактически может составлять до 400-500 километров.

БПЛА MQ-4C Triton обладает схожим комплектом оборудования, оптимизированным для обнаружения целей на поверхности воды. Он способен осуществлять патрулирование на высоте до 17 километров на скорости до 610 километров в час. Продолжительность патрулирования достигает 30 часов. MQ-4C Triton способен резко менять высоту и «нырять» под облака для получения оптического изображения обнаруженных РЛС целей.

РЛС кругового обзора с АФАР позволяет сканировать 5200 квадратных километров за один проход. Программное обеспечение может осуществлять автоматическое распознавание целей по радиолокационным сигнатурам, полученным с РЛС. Также на БПЛА MQ-4C Triton размещена система радиоэлектронной разведки (РЭР), аналогичная установленной на самолёте РЭР Lockheed EP-3, что позволяет БПЛА уклоняться от обнаружения РЛС противника. Также в настоящий момент ведутся работы по приданию РЛС БПЛА MQ-4C Triton функции обнаружения воздушных целей.

Парадоксально, но для российского военно-морского флота (ВМФ), критично зависящего от возможности применять ПКР большой дальности, такой БПЛА был бы куда более полезен, чем для ВМС США. Он мог бы заменить стратегические самолёты-разведчики Ту-95РЦ, обеспечив в несколько раз большую эффективность по обнаружению АУГ и КУГ противника.

К сожалению, пока российский вариант БПЛА RQ-4 Global Hawk, способный качественно превзойти по эффективности самолёт-разведчик Ту-95РЦ, можно представить только на картинке

Можно предположить, что следующее поколение стратегических разведчиков может быть реализовано с учётом широкого применения средств снижения заметности, аналогичных тем, что используются на истребителях F-22 и F-35, а также бомбардировщиках B-2 и перспективных бомбардировщиках B-21 Raider.

Предположительно, в них будут использоваться трёхконтурные турбореактивные двигатели, разработка которых активно ведётся в настоящий момент американскими компаниями. К примеру, двигатель XA-100, который разрабатывается General Electric, согласно официальной информации, позволяет снизить потребление топлива на 25 % и увеличить тягу на 20 %. Поэтому легко можно экстраполировать рост характеристик БПЛА типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton при установке на них такого двигателя.

Стратегические разведывательные БПЛА РФ

Если говорить в формате альтернативной истории, то Россия вполне могла бы обойти США в деле создания БПЛА.

В 2014 году КБ «Сухой» анонсировало проект БПЛА «Зонд-1» и его версию дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Зонд-2» класса HALE с размахом крыла 35 метров, высотой полёта до 16 километров и продолжительностью полёта до 24 часов. В качестве двигателей предполагалось использовать два турбореактивных двигателя (ТРД) АИ-222-25, используемых на учебном самолёте Як-130.

Изображение БПЛА «Зонд-1» (слева), ТРД АИ-222-25 и БПЛА ДРЛО «Зонд-2» (справа)

Ещё раньше, в 1993 году КБ «Мясищев» предлагало проект высотного БПЛА М-62.

Изображение высотного БПЛА М-62 КБ «Мясищев»

Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, и на тот момент все проекты высотных БПЛА остались на стадии эскизов и макетов. Как уже говорилось выше, на текущий момент у России отсутствуют аналоги БПЛА RQ-4 Global Hawk и MQ-4C Triton, и вообще БПЛА класса HALE. Наиболее близким решением является БПЛА «Альтаир» («Альтиус-М»/«Альтиус-У») класса MALE.

По своим лётным характеристикам – крейсерской скорости полёта 250 километров в час (максимальная 450 км/ч) и потолку в 12 000 метров БПЛА – «Альтаир» примерно в полтора-два раза уступает БПЛА типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton, но превосходит его по времени патрулирования, составляющем 48 часов (с учётом меньшей скорости и высоты полёта охватываемая БПЛА «Альтаир» за один вылет площадь обследуемой поверхности в любом случае будет меньше). На БПЛА «Альтаир» установлены два дизельных двигателя максимальной мощностью 500 л. с.

БПЛА «Альтаир» («Альтиус-М»/«Альтиус-У»)

БПЛА «Альтаир» оснащён оптико-локационной системой наблюдения и РЛС с АФАР бокового обзора, информация по характеристикам указанных систем отсутствует. В то же время грузоподъёмность 2000 килограмм позволяет разместить достаточно массивную аппаратуру. Предполагается установка системы спутниковой связи, обеспечивающей глобальное управление БПЛА (вопрос только в пропускной способности существующих каналов спутниковой связи РФ – скорости 5 килобит здесь явно не хватит).

Разработка БПЛА «Альтаир» идёт с проблемами и задержками: изначальный подрядчик АО НПО «ОКБ им. М. П. Симонова»», занимавшееся проектом с 2011 года, после ряда проверок и возбуждения уголовного дела против Гендиректор ОКБ Александра Гомзина по обвинению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на разработку БПЛА, был отстранён от выполнения работ, после чего генподрядчиком по проекту БПЛА «Альтаир» стало АО «Уральский завод гражданской авиации». В январе 2020 года проходила информация о проведении лётных испытаний БПЛА «Альтиус-У».

Первый полёт БПЛА «Альтиус-У»

Существует информация о реализации гражданской версии БПЛА «Альтаир» – проекта «Беспилотное воздушное судно» (БВС). Проект был представлен АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова» в 2017 году.

Изображения проекта БВС

На выставке «Армия-2020» АО «Кронштадт» был представлен макет БПЛА «Гелиос-РЛД»: с турбовинтовым двигателем с толкающим винтом, предполагаемой массой 4-5 тонн, с размахом крыльев 30 метров, предназначенный для барражирования в течение 30 часов на высоте свыше 11 000 метров на крейсерской скорости 450 километров в час.

Макет БПЛА «Гелиос-РЛД» – внизу видна плоская панель РЛС с АФАР

Учитывая успешный опыт АО «Кронштадт» по разработке и постановке на вооружение БПЛА «Орион», есть шансы, что проект БПЛА «Гелиос-РЛД» может быть реализован даже раньше, чем проект БПЛА «Альтаир».

Первый комплекс «Орион», переданный в войска, включает в себя две машины управления и три БПЛА

Несмотря на то что БПЛА «Альтаир» и «Гелиус» скорее относятся к БПЛА среднего класса (MALE), они вполне способны выполнять работу БПЛА класса HALE типа RQ-4 Global Hawk/MQ-4C Triton. При этом их возможности в любом случае будут выше, чем у древних Ту-95РЦ, плюс отсутствие на борту экипажа, что позволяет при необходимости осуществлять боевые операции с более высокой степенью риска.

Как уже говорилось ранее, широкое внедрение БПЛА возможно только при наличии глобальной зашифрованной помехозащищённой спутниковой связи с высокой пропускной способностью, достаточной для передачи огромных массивов данных – радиолокационного и оптического изображения для его последующего анализа операторами. Американский опыт говорит о необходимости каналов связи пропускной способностью порядка 50 Мбит/с.

Российская Федерация длительное время отставала от ведущих стран мира в вопросе разработки и внедрения БПЛА среднего и тяжёлого класса, и лишь в последние годы наметился прогресс в этом направлении. Можно выделить две основные проблемы – отсутствие упомянутой выше глобальной зашифрованной помехозащищённой спутниковой связи с высокой пропускной способностью и отсутствие высокоэффективных экономичных авиационных двигателей. При решении этих проблем можно ожидать существенного увеличения темпов появления новых разработок российских БПЛА класса HALE и MALE.

Выводы

Высотные и средневысотные БПЛА класса HALE и MALE с большой продолжительностью полёта могут эффективно заменить снятые с вооружения стратегические разведчики Ту-95РЦ при решении задачи поиска АУГ и КУГ, а также выдачи на них целеуказания ПКР.

По сравнению со стратосферными электрическими БПЛА они обладают (по крайней мере пока) более высокой грузоподъёмностью, позволяющей разместить эффективные средства разведки, и более высокой скоростью, позволяющей оперативно выдвигаться в заданный район и уклоняться от встречи с истребителями противника. К недостаткам можно отнести на порядок меньшее время патрулирования, но скорее всего эти машины будут выступать в разных классах, не заменяя, а дополняя друг друга.

Сочетание глобальных спутниковых систем разведки и связи, стратосферных дирижаблей и БПЛА, а также «классических» БПЛА класса HALE и MALE позволит минимизировать вероятность уклонения АУГ и КУГ противника от обнаружения.

Впрочем, на этом возможности по обнаружению АУГ и КУГ не исчерпываются – на подходе новые разведывательно-ударные системы, способные организовать «загонную охоту» на авианосцы.

Автор:Андрей Митрофанов

Использованы фотографии:topwar.ru, bastion-karpenko.ru, bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *