Чухраев Э. Русский «авось» и Военно-Морской Флот России. Морской потенциал России

Военно-Морской Флот современной России применяется на основе стратегических концепций:

  1. «Национальное влияние и безопасность экономики в Мировом океане». Поддержание мира и стабильности в морской и прибрежной зоне ответственности РФ самостоятельно или в любом другом район мира в составе многонациональных миротворческих сил под эгидой ООН. Защита судоходства, экономической деятельности за рубежом, охрана морского промысла. Эта концепция соответствует применению ВМФ в локальных войнах или конфликтах.
  2. «Своевременная оборона и пресечение агрессии». Отражение нападения агрессора на территорию страны с морских и океанских направлений. Нарушение коммуникаций противника, противодействие высадке морских десантов, содействие приморским флангам сухопутных сил. Эта концепция соответствует применению ВМФ в широкомасштабной войне.
  3. «Сдерживание и безопасная военная деятельность». Поддержание стратегической стабильности в мире, создание политических условий для равноправного диалога с любой страной. Эта концепция применения ВМФ в мирное время

Для решения указанных задач Военно-Морской Флот  России состоит из регионально дислоцированных объединений — Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии, которые являются силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях.

Для защиты и реализации национальных интересов России в Мировом океане в настоящее время, а тем более в будущем, необходима соответствующая морская мощь государства, ее достаточный морской потенциал.

Что такое морской потенциал России?

Это совокупность сил и средств государства, возможностей их использования для реализации национальной морской политики. Основой морского потенциала Российской Федерации являются Военно-Морской Флот, органы морской пограничной охраны Федеральной пограничной службы, гражданский морской флот, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие, морскую хозяйственную и военно-морскую деятельность государства.

Основные ресурсы морского потенциала:

  • военно-морской флот;
  • морской транспорт;
  • рыбопромысловый флот;
  • научно-исследовательский флот;
  • специализированные флоты;
  • глубоководные силы и средства Министерства обороны;
  • силы и средства органов Федеральной службы безопасности;
  • объекты и средства разведки и добычи топливно-энергетических и минеральных ресурсов, других полезных ископаемых;
  • организации национального кораблестроения и судостроения, а также инфраструктура, обеспечивающая их функционирование и развитие.

Чтобы современной России соответствовать статусу великой морской державы, ее морской потенциал должен быть на таком уровне, чтобы государство было способно гарантированно  обеспечивать и защищать национальные интересы российского государства не только в прибрежных водах и экономической зоне, но и в любом районе Мирового океана.   Находится ли сегодня на этом уровне морской потенциал России?  К сожалению, пока  —  нет. Почему?

  • В конце XX начале XXI веков резко изменилась геополитическая расстановка сил в области мировой морской деятельности не в пользу России. Это  крайне негативно повлияло на морской потенциал Российской Федерации, его экономическую и военную составляющие. Снизились потенциалы всех взаимосвязанных компонентов: транспортного, промыслового, военно-морского и научно-исследовательского флотов, науки об океане, различных отраслей промышленности, системы базирования и терминалов, кадров ученых, конструкторов, инженеров и техников и тем более военных моряков с их многообразными и уникальными специальностями.
  • Существенно сократились наиболее важные для морского судоходства и, следовательно, экономики страны выходы к морям, особенно балтийские коммуникационные возможности — самые короткие и дешевые для связи со странами Европы. Более чем вдвое сократились морские транспортные возможности России на Черном море. Около 50 процентов портово-прибрежной инфраструктуры осталось в других странах СНГ.
  • Особо негативно это сказалось на военном компоненте морского потенциала — Военно-Морском Флоте. Резко, почти в четыре раза, сократился боевой корабельный состав, возросли сложности с военным кораблестроением и с судоремонтом кораблей, нарастает процесс старения флота.
  • Российская морская деятельность, сущность которой составляет реализация потребностей нации в освоении Мирового океана и использование его для развития экономики, заметно снизилась. И хотя в последние годы в этом процессе появились позитивные сдвиги, пока существенных изменений не произошло.

Поэтому, несмотря на официальные декларативные позитивные заявления,  реально,   начиная с 90-х годов прошлого века,  Россия  стала терять свои позиции великой морской державы.  В то же время надо отметить, что в последние годы военно-политическое руководство нашего государства пытается принимать действенные меры, чтобы восстановить эти позиции и укрепить морской потенциал.  Но результат этой деятельности не всегда получается достаточным и эффективным.

Военно-Морскому Флоту в обеспечении и защите национальных интересов России в Мировом океане принадлежит ведущая роль

Флот является не только главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, но одним из инструментов внешней политики государства.

Надежная морская безопасность характеризуется состоянием, при котором боевые возможности Военно-Морского Флота обеспечивают выживание нации в случае войны, а уровень риска морского инцидента в мирное время не допускает нанесения глобального или значительного ущерба человеческой жизни, природной среде и государственному суверенитету. Очень важен честный ответ на вопрос: обеспечивается ли сегодня надежная морская безопасность России?

Согласно критериям ООН (40-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 год) ВМС классифицируются по группам:

  • глобального действия (силы способные действовать в большинстве океанов на постоянной основе);
  • дальнего действия (силы дислоцируемые в водах своего государства, но способные вести ограниченные боевые действия вдали от своих баз);
  • прибрежного действия (силы способные действовать в водах своего государства).

Исходя из критериев ООН, сегодня ВМФ России вряд ли может считаться флотом глобального действия, скорее всего, он является пока только флотом дальнего действия. В конце 2020 года в США назвали страны, которые обладают самым сильным военным флотом в мире. Россия в списке оказалась третьей после США и Китая (далее идут Великобритания и Япония)..

   Современное состояние Военно-Морского Флота России

Военно-Морской Флот Российской Федерации (ВМФ России) — один из трёх видов вооружённых сил (Сухопутные войска, Воздушно-космические силы и Военно-Морской Флот),  создан для ведения боевых действий на море в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Он является преемником ВМФ СССР.

Силы ВМФ новой России принимали участие в боевых действиях:

Официально Военно-Морской Флот РФ создан указом президента от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооружённых сил Российской Федерации».  Сегодня в боевом строю флота около 150 тыс. человек личного состава.

Объединения  Военно-Морского Флота России:

Межвидовое стратегическое территориальное:

  • Северный флот (штаб — в Североморске), с 2021 года преобразован в военный округ; пункты базирования:Мурманск, Гаджиево, Полярный, Видяево, Заозёрск, Северодвинск; новый округ располагается на территории Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей и Ненецкого автономного округа. Стратегическое:
  • Тихоокеанский флот (штаб — во  Владивостоке), входит в состав Восточного военного округа; пункты базирования:Владивосток, Фокино и Большой Камень (Приморский край), Вилючинск (Камчатский край), Советская гавань (пос. Заветы Ильича, Хабаровский край);  личный состав:не менее 30 тыс. военнослужащих.

Оперативно-стратегические :

Оперативное:

  • Каспийская флотилия (штаб с 2020 года  — в Каспийске, Дагестан), входит в состав Южного военного округа; пункты базирования: Астрахань, Махачкала (Дагестан); в неё входит несколько бригад и дивизионов кораблей (32 боевых корабля: сторожевые корабли,  ракетные, артиллерийские и десантные  катера), авиация и береговые войска, в 2018 году сформирован полк морской пехоты; на 2016 год флотилия была на 85% оснащена новыми кораблями и судами. 

ВМФ России имеет за рубежом:

  • Постоянное межфлотское соединение в Средиземном море (создано в 2013 году). Включает от 10 до 20 кораблей и судов в зависимости от напряжённости ситуации и увеличения круга задач.
  • Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) Тартус (Сирия) на Средиземном море, ныне преобразующийся в военно-морскую базу.

ВМФ РФ включает рода сил: надводные силы,  подводные силы,  морскую авиацию и  береговые войска, а также специальные войска.

В ВМФ современной России создается адекватная система базирования.  Поэтому сегодня уделяется особое внимание вопросам обустройства береговой инфраструктуры  — от пирсов и мастерских до арсеналов.

Базирование ВМФ России на 2021 год:

Можно утверждать, что к 2021 году в ВМФ России созданы качественно новые условия для обеспечения базирования подводных лодок, боевых надводных кораблей и вспомогательных судов перспективных проектов, морской авиации и береговых войск. При этом под особым контролем руководства российского военного ведомства находится процесс синхронизации поставок новой техники и развития инфраструктуры.

.Вооружение и военная техника Береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ) ВМФ РФ

Пока некоторые виды оружия и военной техники  в БРАВ остаются созданными еще во времена Советского Союза. Но в последние годы активно поступают и новые образцы боевой техники и оружия. Полное перевооружение на комплексы «Бастион-П» запланировано с 2017 года по 2021 год. В 2019 году на вооружение ВМФ России поступило 3 дивизиона (12 ПУ) комплекса «Бастион». В 2020 году потребность ВМФ России в береговых ракетных комплексах «Бал» и «Бастион» закрыта на 74%. В 2018 году береговые силы Северного флота получили арктические зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2ДТ». Они способны даже в 70-градусный мороз поражать все виды летательных аппаратов и управляемых авиационных боеприпасов.

                                         Морская авиация ВМФ России

Морская авиации (МА) России  сейчас находится в сложном состоянии по возможностям выполнять возложенные на нее задачи. По сути, под нудное нытье «русского авось» (и без морской авиации все будет нормально) была попытка, чуть ли, ни вообще ликвидировать морскую авиацию в российском флоте.

Что изменилось на сегодняшний день в состоянии морской авиации?

Морской ракетоносной авиации нет (она передана ВКС).  Тем не менее, согласно планам, 30 ракетоносцев Ту-22М3 (из состава ВКС) должны пройти модернизацию до Ту-22М3М (до 2021 года) и получить возможность использования противокорабельной ракеты Х-32. Реально эти сроки срываются.

Ракетоносец Ту-22М3М

Штурмовая авиация. В составе ВМФ сохраняется базирующийся в Крыму отдельный штурмовой авиационный полк. Но он существует в составе численности двух эскадрилий.

Истребительная авиация. В составе ВМФ остался один полк, на вооружении которого находится 17 самолетов Су-33, и сформирован полк  МиГ-29КР (22 самолета). В настоящее время на вооружение морской авиации поступают самолеты Су-30СМ (ожидается поставка 28-ми единиц).

Разведывательная авиация. Ее практически нет. За исключением нескольких разведчиков в черноморском полку (Су-24МР).

Противолодочная авиация. Ее основу сегодня составляют самолеты Ил-38 (в 2016 году их было 54). Предусматривается модернизация этих самолетов до состояния Ил-38Н с установкой комплекса «Новелла» (28 самолетов). Самолеты Ил-38 (их производство прекращено еще в 1972 году) и составят в ближайшее время основу отечественной противолодочной авиации.

Но кроме Ил-38 на вооружении морской авиации имеются также две эскадрильи Ту-142, которые обычно также числятся в составе противолодочной авиации. Но по их состоянию не более 17 бортов смогут выполнять противолодочные функции.

В состав противолодочной авиации входит некоторое количество самолетов-амфибий Бе-12.

Есть еще несколько самолетов специального назначения (радиоэлектронной разведки, телеметрических лабораторий, командных пунктов),  транспортных и пассажирских самолетов (около 60 бортов). Пожалуй, единственными видами морской авиации, располагающими более-менее достаточной численностью для решения стоящих перед ними задач, является транспортная и поисково-спасательная авиация.

В составе МА имеются вертолеты (берегового и корабельного базирования): противолодочные (около 80 единиц), вертолеты радиолокационного дозора (2 единицы), ударные и ударно-транспортные (35 единиц), поисково-спасательные (56 машин).

Всего же, морская авиация ВМФ России (на 2019 год) имела в своем составе: 221 самолет (из них 68 – специальных и не боевых) и 193 вертолета (из них 73 – не боевых).

Эти силы могут решать свои задачи только в ограниченном объеме.

Перспективы у морской авиации ВМФ России пока по-прежнему не ясны. Такой подход просто не допустим. Военному руководству государства надо четко определиться по отношению к МА. Если она является видом сил ВМФ, тогда и надо ее соответственно развивать и использовать. А если ее считать частью ВКС, тогда совсем другое дело.  Такая неопределенность и есть проявление нашего русского «авось» и его пагубного влияния.  С учетом сегодняшнего состояния и существующей численности морская авиация, к сожалению, способна выполнять присущие ей задачи ограниченно.

                                            (Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *