Чухраев Э.М. Адмиралы правят миром

Сегодня очередная публикация из общей серии «Адмиралы правят миром», в которой речь идет о главных морских сражениях в морской истории мира, в которых знаменитые адмиралы добывали свои виктории, прославляли свои страны, укрепляли их международный авторитет и влияли на судьбы мира. Значит, в определенном смысле тем самым правили этим миром.

Адмиралыгерои морских сражений

Конечно, главная миссия адмиралов состоит именно в том, чтобы обеспечить высокую боевую готовность флотов, добиться побед в морских сражениях с противником  и тем самым укрепить морскую мощь и независимость своего государства. Это и есть суть профессиональной деятельности адмирала, флотоводца. Успешная такая деятельность приносит славу не только адмиралам, но и странам, которые они защищают. Нередко морские сражения входят в национальную историю, а иногда и в историю всего мира потому, что они существенно влияли на  развитие мировых процессов. Поэтому и адмиралы, герои таких морских сражений, становятся известны всему миру и остаются в памяти народов. Вот о таких адмиралах и идет речь в этом материале.

В морских сражениях XVIXIX веков

Ли Сун Син (1545 – 1598) — корейский флотоводец, знаменитый своими победами над морским флотом Японии

Он также известен тем, что сконструировал первые в мире броненосцы-кобуксоны (корабли-черепахи). Один из немногих флотоводцев мира, не проигравший ни одной битвы (у него их было 23). Он был адмиралом корейского военно-морского флота во время японского вторжения в Корею, начатого в апреле 1592 года. В битве при Танхпо Ли Сун Син впервые сделал основной ударной силой своего флота кобуксоны, вследствие чего ему удалось потопить 72 корабля неприятеля. Благодаря морским победам Ли Сун Сина, планы японского командования по скоординированному вторжению в Корею на суше и на море были сорваны, и полумиллионная армия вторжения осталась без каналов поставок.

Первое изображение кобуксона, 1795 год

Ли Сун Син командовал флотом и во время нового японского вторжения в марте 1597 года. Адмиралу пришлось противостоять намного более многочисленному японскому флоту. Ли Сун Син был убит шальной пулей во время битвы при Норянчжине в бухте Норян в ноябре 1598 года. Однако само сражение было выиграно, во многом благодаря флотоводческому таланту Ли Сун Сина (потери японцев составили около 200 кораблей).

Королевский двор Кореи по достоинству оценил службу Сун Сина, дав ему посмертное имя Чхунмугон (верный военачальник), а также записал его в список Сонму Ильдын Консин (привилегированная особа первого класса), присвоил титулы Токпун Пувонгун (Великий Принц Токпун), Юмён Сугун Тодок (адмирал флота китайской Мин) и дал посмертное звание Йонгыйджон (премьер-министр). Сейчас адмирал Ли является национальным героем Кореи.

Михиэл Адриансзон де Рюйтер (1607-1676) — голландский адмирал. Генерал-адмирал-лейтенант (высший чин во флоте). 35 лет, командуя эскадрами и флотом, он сумел отстоять честь и независимость Ниделандских Генеральных  Штатов в морских сражениях с военно-морскими флотами Испании, Англии и Франции

Он принадлежал к числу тех адмиралов, для которых море стало жестоким полигоном для испытания мужского характера, школой для отбора лидеров — мореплавателей, чьи имена вписаны в историю крепкими килями их кораблей. 22 апреля 1676 года де Рюйтер вступил в бой с французским флотом в Катанском заливе, в Средиземном море. Ответным залпом противника адмиралу картечью оторвало левую ногу. Падая, он сломал и вторую ногу. Его унесли в каюту. Он все еще пытался управлять боем и отдавал приказы — до тех пор, пока ему не доложили о полной победе. Так, очередной победой завершилась жизнь славного  адмирала де Рюйтера.

Эдвард Хок (1705-1781) – английский адмирал

Место Эдварда Хока в списке величайших флотоводцев не оспаривает никто. Великобритании он принес победы над французами в морских боях в ходе двух крупных конфликтов – Войны за австрийское наследство (1740 –1748) и Семилетней войны (1756 – 1763), причем оба раза его победы оказывались решающими.

В 1747 году Хок, совсем молодой адмирал, неожиданно для самого себя оказался на посту командующего Западной эскадрой, главной морской силой Великобритании. Хок, благородный, но скромный, был глубоко верующим христианином. Как офицер, он был строг, но справедлив. В море он добивался высокой боеспособности своих экипажей, не прибегая к обычным в то время жестоким наказаниям. После подписания мира в 1748 году Хок стал рыцарем Ордена Бани и был произведен в вице-адмиралы. После неофициального начала Семилетней войны в 1755 году он вышел в море уже как командующий Западной Эскадрой. С небольшими перерывами он занимал этот пост до 1762 года. Эскадра считалась стратегическим ключом к победе в войне в целом. Когда Хоку исполнилось 52 года, он уже был адмиралом синего флага.  Хок продолжал командовать флотами у французского побережья до 1762 года. С конца 1766 до начала 1771 года он был Первым Лордом Адмиралтейства. В 1776 году Хок получил титул барона и скончался в 1781 году.

Пьер-Андрэ де Сюффрен де Сен-Тропез (1729 — 1788) — французский адмирал, признаваемый соотечественниками одним из величайших адмиралов в истории французского флота

Сюфферен отличился рядом побед над британским флотом в Ост-Индии в период войны за независимость США. Середина XVIII века проходила под знаком ожесточенной борьбы между Англией и Францией за первенство на морях и океанах, за выгодную морскую торговлю. Англия явно брала верх, вытесняя Францию из ее заморских владений. Сюфферен – активный участник событий тех времен. Гардемарин, затем капитан фрегата, капитан корабля, шеф эскадры, он бьется с англичанами у берегов Америки, Африки, Индии. Во Франции память о Сюфферене жила всегда. Но в последнее время о нем вспоминают все чаще. Вспоминают о трудной и сложной карьере, о жизни, полной морских трудов и воинских подвигов. Талантливый флотоводец Сюфферен сумел вписать яркую страницу в историю военно-морского флота Франции.

Нельсон Горацио (1758-1805) — английский флотоводец, вице-адмирал (1801), барон Нильский (1798), виконт (1801)

Выигравший множество морских сражений и дослужившийся до звания главнокомандующего английского флота адмирал Нельсон – сегодня во многом уже легенда. Он из тех, благодаря кому Британию называют Великой (Grate Britain) — хотя империи уже нет. Флотоводец, имя которого стало символом военно-морской мощи Англии.

Британская империя гордилась своим флотом. Несколько веков подряд он был сильнейшим и лучшим в мире. Знаменитые британские адмиралы командовали эскадрами и флотилиями и выигрывали морские сражения. Но имя Нельсона стоит в числе первых. Нельсон Горацио с 12 лет посвятил себя морю. В 1773 г. участвовал в экспедиции, снаряженной с целью открыть северный проход у берегов Америки из Атлантического в Великий океан. Во время экспедиции пятнадцатилетний Нельсон обнаружил такие черты характера, благодаря которым его не раз ставили во главе отрядов кораблей. В 1779 г., еще не достигнув совершеннолетия, Нельсон получил фрегат, командуя которым взял испанский форт С.-Жуан в Никарагуа; позже участвовал в войне с Соединенными Штатами. В 1794 г. он принял участие в покорении Корсики, где, при осаде Кальви, потерял глаз. В 1797 г. способствовал блестящей победе над испанцами близ мыса С.-Винцент, захватив в плен 3 испанских линейных корабля, с испанским адмиралом.

Командуя эскадрой, Нельсон сделал смелое, но неудавшееся нападение на остров Тенериффе, во время которого лишился правой руки. В 1798 г. он получил команду над английской эскадрой в Средиземном море, со специальным поручением следить за приготовлениями французов в Тулоне. Вследствие ненастной погоды, Бонапарту удалось выйти из гавани; Нельсон погнался за ним, но настиг французский флот (в Абукирской бухте) лишь после того, как сам Бонапарт высадился на берег в Египте. Произошло сражение, во время которого французский флот был совершенно уничтожен; Нельсон был ранен в голову. В Неаполе он был встречен с королевскими почестями,

В 1805 г. Нельсон вновь получил команду над эскадрой Средиземного моря и направился против соединенного франко-испанского флота, находившегося под командой французского адмирала Вильнева. 21 октября 1805 г. произошло морское сражение у Трафальгарского мыса. Битва превзошла своими размерами Абукирскую (1798); флот союзников был совершенно уничтожен, Вильнев взят в плен. Морское могущество Франции надолго было подорвано; господство Англии на море возросло до небывалых размеров.

Но еще до окончания Трафальгарского сражения Нельсон был смертельно ранен. Эта победа сделала имя Нельсона одним из самых популярных в Англии. Однако лишь в 1867 г. в Лондоне на Трафальгарском сквере была воздвигнута колонна, с громадной статуей Нельсона (заметим — на деньги русского царя).

Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в центре Лондона

Дэвид Глазго Фаррагат (1801-1870)первый полный адмирал флота Соединенных Штатов Америки

Летом 1811 года Дэвид Фаррагат попал служить на небольшой фрегат «Эссекс». Он удачно начал свою службу и быстро показал себя хорошим моряком. Год, проведенный в Тихом океане на «Эссексе», был очень важен для будущего адмирала. Он приобрел огромный опыт командования, управления кораблем, побывал в сражении. Это было больше, чем иные офицеры получали за всю жизнь. После войны 1812 года американский флот вступил в период застоя и упадка.  Перед Гражданской войной производство в чинах двигалось очень медленно. Фаррагат прослужил 14 лет мичманом, 16 – лейтенантом, еще 14 – капитаном 2 ранга, прежде чем в 1855 году получил звание капитана 1 ранга. Однако за это время он успел побывать командиром кораблей всех рангов.

Ничто не может лучше показать преданность Фаррагата своему долгу и его верность Соединенным Штатам, – которая никогда не была поколеблена, – чем его действия в тот период, когда южные штаты начали рассматривать вопросы об отделении. Фаррагат сразу дал новую присягу, как только это ему предложили. Однако он был старшим офицером, имел за плечами 50 лет службы. В конце 1861 года Фаррагат был утвержден на должность  командира эскадры для захвата Нового Орлеана. Эта операция была судьбоносной для Соединенных Штатов. В начале 1862 года он отправился в Мексиканский залив. За несколько недель Фаррагат перевел свои корабли через илистые мели в устье реки Миссисипи, чтобы приступить непосредственно к штурму Нового Орлеана. Город сдался. Это во многом обеспечило победу северян в Гражданской войне. Командир блокадной эскадры в Мексиканском заливе Фаррагат завоевал национальную известность. В1862 году Фаррагат вместо звания флаг-офицера (капитан, командующий эскадрой или флотом с должностным званием коммодора) получает только что введенное конгрессом звание контр-адмирала. В январе 1863 года из временного контр-адмирала Фаррагат становится постоянным. Он был первым американским морским офицером, получившим адмиральское звание, находясь в строю. После того как контроль над Миссисипи был установлен, Фаррагат вернулся к своим основным обязанностям – командовать флотом северян в Мексиканском заливе.

Полувековая служба Фаррагата увенчалась громкой победой в бухте Мобил, в самое нужное для Союза время. Президентские выборы должны были состояться ровно через 3 месяца, и позиции кандидата в президенты США Линкольна выглядели довольно шаткими. Фаррагат буквально изменил ход истории. Если бы он не одержал две свои великие победы, Гражданская война вполне могла окончиться иначе. В конце декабря 1864 года конгресс специально учредил звание вице-адмирала, а в январе 1865 года сделал его первым в истории Соединенных Штатов полным адмиралом. Все еще находясь в строю, Фаррагат отправился в Европу на новом паровом фрегате «Франклин», чтобы в 1867 году принять командование Европейской эскадрой. Повсюду его встречали, как настоящего героя. Тем временем начало сказываться напряжение последних лет службы, и здоровье адмирала ухудшилось. 14 августа 1870 года, через 2 года после возвращения из триумфального европейского турне, стойкое сердце не выдержало. Фаррагат скончался через месяц после своего 69-го дня рождения.

Вильгельм фон Теггетгоф (1827-1871) — адмирал Австрийской империи XIX века, по происхождению немец

В 1805 году под ударами Наполеона Священная Римская Империя развалилась, и осталась только Австрийская империя. Весеннее половодье либеральных революций неслось по Европе. Австрийская многонациональная империя была потрясена одновременными восстаниями в Праге, Будапеште, Венеции, Милане и самой Вене. Само существование империи зависело от того, удастся ли подавить эти революции. Вене удалось это сделать к концу лета 1849 года. До середины XIX века Австрия пользовалась морскими силами итальянских государств. Когда же Италия обрела независимость, и потребовалось сформировать два флота, австрийским флотоводцем стал Вильгельм Теггетгоф, который уже более 20 лет служил на флоте, командовал различными кораблями, дивизией кораблей, был заместителем командующего флотом. Он участвовал во всех боевых действиях австрийского флота, получил богатый опыт боевого офицера. Тиггетгоф был ярым немецким националистом, который надеялся, что такое развитие событий подтолкнет всех немцев к объединению, причем под руководством Австрии, а не Пруссии. В течение всей службы Теггетгоф показывал глубокое понимание политической, социальной и экономической ситуации и делал совершенно правильные оценки событий.

В 1864 году Австрийсий император произвел Теггетгофа в контр-адмиралы и наградил его орденом Железной Короны второго класса. Он стал первым немецким героем-моряком нового времени, причем его уважали не только в Австрии, но и в северной Германии. В начале 1866 года под командованием Теггетгофа шла подготовка к кругосветному плаванию эскадры в составе «Шварценберга» и «Эрцгерцога Фридриха». Но ее пришлось приостановить, так как возникла угроза войны с Пруссией и Италией, что создавало ситуацию Австрии сражаться на два фронта. В этих условиях командовать австрийским флотом поручили Теггетгофу. Всю свою энергию он отдавал приведению в порядок имеющихся кораблей. Когда 20 июня 1866 года пришла итальянская нота с объявлением войны, Теггетгоф уже был готов к бою. Утром 20 июля 1866 года итальянский флот появился перед Лиссой (остров, принадлежавший Италии). К этому времени Теггетгоф со своим флотом уже тоже был в море. Морское сражение под Лиссой выиграл флот Тиггетгофа, хотя силы итальянцев значительно превосходили австрийцев. Австрия, благодаря этому сражению завоевала господство на Адриатике. Это сражение стало первым в истории боем мореходных броненосцев. На следующий день после боя император Франц-Иосиф произвел Теггетгофа в вице-адмиралы и наградил его командорским крестом Военного Ордена Марии-Терезии. Впоследствии Теггетгоф был избран почетным членом академии наук и почетным гражданином Вены.

В 1867 году Австрийская империя превратилась в Двуединую Монархию (Австро-Венгрию). Теггетгоф был назначен начальником морского департамента и занялся реорганизацией флота. Он получил право прямого доступа к императору, в результате чего за состояние флота адмирал отвечал только перед императором, а не перед военным министром. Несмотря на все препятствия, Теггетгоф сумел провести несколько важных реформ. Он показал себя знающим экономистом и умелым администратором. Последним важным моментом в жизни адмирала стало путешествие в Египет в 1869 году вместе с императором Францом-Иосифом на открытие Суэцкого канала. 7 апреля 1871 года он скончался в своем доме в Вене. Императорский флот увековечил память Теггетгофа, всегда называя один из новейших кораблей в его честь. Даже сегодня один из пассажирских кораблей на Дунае носит имя знаменитого адмирала.

А перед зданием парламента в Вене стоит памятник адмиралу Теггетгофу, напоминающий Колонну Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. На нем можно прочитать слова, посвященные Теггетгофу австрийским императором: «Отважно сражался при Гельголанде, Триумфально победил у Лиссы. Он завоевал бессмертную славу Себе и австрийскому флоту».

Джордж Дьюи (1837-1917) адмирал флота США

Вся жизнь Джорджа Дьюи была посвящена службе в ВМС США. Он был профессиональным морским офицером (стаж службы – 58 лет). Его воспитывал и передавал ему морской опыт  адмирал Фаррагат. Дьюи был активным участником Гражданской войны в США. Он здесь получил богатый опыт: служил старшим помощником и командиром на 6 разных кораблях и участвовал в 4 крупных кампаниях, был произведен в капитан-лейтенанты в возрасте 28 лет. После Гражданской войны Дьюи находился в самой гуще событий. Сначала он занимал пост начальника Технического Бюро (1889 – 1893), а потом стал президентом Инспекционного Совета (1895 – 1897). Но зенитом славы Дьюи стала Испано-американская война (1898). США с помощью своего флота обеспечили освобождение Кубы и Филиппин от испанского колониального владычества.

Президент США Уильям Маккинли в октябре 1897 года назначил Джорджа Дьюи на пост командующего Азиатской эскадрой, которой предстояла атака колониального владения Испании – Филиппин. Когда пришло время сражаться с вражеским флотом, Дьюи имел подготовленный план, который идеально отвечал сложившейся ситуации. И в феврале 1898 года эскадра Дьюи одержала сокрушительную победу. Все испанские корабли были уничтожены. При этом ни один американский корабль не получил серьезных повреждений, лишь 9 человек были ранены. Война шла всего неделю, но испанский флот на Тихом океане был уничтожен.

Морская победа Дьюи возбудила у американского народа невиданный патриотический подъем, Дьюи и его матросы вмиг стали национальными героями. 16 мая 1898 года конгресс присвоил Дьюи звание контр-адмирала, для чего специальным законом количество этих званий было увеличено с 6 до 7. Через 10 месяцев ему присвоили звание адмирала флота, которого до Дьюи и после него не имел ни один американский моряк. На салюты в честь Дьюи было израсходовано больше пороха, чем сам он истратил в Манильской бухте при разгроме испанского флота. Празднования завершились 30 сентября колоссальным парадом, в котором участвовали 35000 человек во главе с президентом Маккинли. Места у окон, через которые можно было посмотреть на парад, продавались за огромные по тем временам деньги – по 500 долларов.

Остаток жизни Дьюи посвятил тому, что знал лучше всего – командованию флотом. 13 марта 1900 года он стал первым президентом Генерального Совета ВМФ. Эта организация была создана для подготовки военных планов в мирное время и оказывала серьезное влияние на морскую политику. Имя и слава адмирала придали вес его должности. 16 января 1917 года адмирал Дьюи скончался. Его тело было выставлено для прощания в Капитолии – такой чести удостаивались очень немногие.

Адмиралы Первой мировой войны (1914-1918)

В ходе Первой мировой войны крупных морских сражений практически не было, за исключением сражения в Северном море близ датского полуострова Ютландия, в Скагерракском проливев (31 мая -1 июня 1916), в котором сошлись германский и британский  флоты. Основные события Первой мировой войны развивались на суше. Но знаменитые адмиралы, которые существенно влияли на ход войны, конечно, были.

Альфред Тирпиц (1849-1930) – германский гросс-адмирал (1911), создатель большого флота, с которым Германия вступила в Первую мировую войну

В 1897-1916 он был морским статс-секретарем (министром) Германии, выступал за создание сильного ВМФ как орудия в борьбе за передел мира, являлся сторонником неограниченной подводной войны против Великобритании в Первую мировую войну.

Тирпиц более 45 лет своей жизни отдал военно-морскому флоту Германии. Получил богатый опыт службы и боевой деятельности на различных кораблях.  Он стоял во главе торпедного дела с мая 1878 года, в 1879 и 1880 годах продемонстрировал успешную стрельбу торпедами кронпринцу и кайзеру. В 1887 году Тирпиц командовал флотилией миноносцев, сопровождавших будущего кайзера Вильгельма. В январе 1892 года кайзер назначил Тирпица начальником штаба верховного командования. Ему, как человеку, имевшему обширные познания в истории и высокую тактико-стратегическую подготовку, предложили разработать тактику Флота открытого моря. Морское ведомство тогда в основу деятельности ставило крейсерскую войну. Весной 1896 года Тирпиц стал командующим Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой.  В 1897 году Тирпица назначили морским статс-секретарем. Он сразу же занялся подготовкой кораблестроительной программы. Вскоре закон о 6-летней  кораблестроительной программе был принят. Вторая судостроительная программа была разработана уже с учетом соперничества Германии и Англии на море; Программу приняли в 1900 году. В том же году моряк получил дворянство. В 1908-1918 годах Тирпиц состоял членом прусской палаты господ. В1911 году Тирпиц получил чин гросс-адмирала.

В 1914 году Германия объявила войну России и готовилась объявить войну Франции.  27 и 28 августа гросс-адмирал Тирпиц настаивал на том, что острие политики следует направить против Англии, но оказался практически в одиночестве. Правительство, вопреки предложениям морского статс-секретаря, делало все для примирения с Англией на море, что приводило к обратным результатам, а Тирпиц выглядел сторонником войны. В ответ на нарушения морского права англичанами гросс-адмирал считал необходимой подводную блокаду. Но только в 1916 году командование армии согласилось с Тирпицем, что единственная возможность переломить ситуацию в войне — применить неограниченную подводную войну. Не имея полного понимания со стороны правительства Германии, 17 марта 1916 года Тирпиц ушел в отставку. В 1919 году он издал «Воспоминания», в которых объяснил поражение Германии в Первой мировой войне тем, что по вине политического руководства германский флот не получил надлежащего применения.  В 1924-1928 годах Тирпиц — член рейхстага от немецкой национально-народной партии. Скончался Тирпиц 6 марта 1930 года. Его именем назвали один из крупнейших линейных кораблей гитлеровского флота.

Линкор «Тирпиц» ВМС Германии

Джон (Эрл) Рашуорт Джеллико (1859-1935) —   британский адмирал флота (1919), рыцарь Большого креста ордена Бани и Королевского Викторианского ордена, член Ордена Заслуг, генерал-губернатор Новой Зеландии

Адмирал командовал Гранд Флитом Великобритании большую часть Первой мировой войны, включая Ютландское сражение. До сих пор историки спорят, мог ли флотоводец разгромить германский флот в том бою. На флоте он начал службу с 1872 года. В 1884 году окончил морской колледж, участвовал в колониальных войнах против Египта (1882 г.) и Китая (1900 г.). В 1907 году его произвели в контр-адмиралы, в 1910 году — в вице-адмиралы. С 1913 года Джеллико был вторым морским лордом Англии. Уже 28 августа 1914 года Джеллико пришлось вести первый бой с противником. Германский флот лишился 3 крейсеров и эсминца, многие корабли получили повреждения. Эта первая победа воодушевила британских моряков.

Основные силы германского флота были собраны в составе Флота открытого моря. Ему противостоял организованный с началом войны британский Гранд-Флит, образованный слиянием Атлантического флота и флота Метрополии. Весной 1916 года германский флот совершал вылазки, истребил несколько английских кораблей. 31 мая выступил весь Флот открытого моря. В тот же день вышли и главные силы Гранд Флита, что привело к Ютландскому сражению. Германский флот имел 99 вымпелов. Кроме того, было развернуто 18 подводных лодок для оповещения о движения вражеских сил. Английские силы насчитывали 155 вымпелов. В авангарде германского флота шли 5 линейных крейсеров, 16 дредноутов и 6 эскадренных броненосцев в охранении легких сил. В английском флоте авангард составили 6 линейных крейсеров и 4 приданных ему быстроходных сверхдредноута. Они двигались с запада на восток к проливу Скагеррак. В десятках миль севернее 2-мя колоннами шли главные силы Гранд Флита под флагом Джеллико. Они включали 16 дредноутов, 3 линейных и 4 броненосных крейсера с сильным охранением.  Только случайная встреча германских кораблей охранения дала возможность начать морское сражение. Но затем инициатива перешла к англичанам. В итоге в Германии Ютландский бой оценили как “победу при Скагерраке”. В Англии признали, что сражение явилось победой британского флота. Обе стороны наградили отличившихся. Считается, что тактическая победа была за ВМС Германской империи, а стратегическая победа  — за ВМС Великобритании. Итог — сохранение британской блокады немецкого флота. Ютландское сражение стало единственным полномасштабным столкновением линейных кораблей в войне, которое привело к пересмотру военно-морской доктрины, стратегии и технологий и началу неограниченной подводной войны.

Ютландское сражение. 1 июня 1916

В ноябре 1916 года Джеллико принял предложение морского министра занять пост первого морского лорда. До конца 1917 года он занимал этот пост. Под его руководством была начата активная борьба с германскими подводными лодками. После окончания войны Джеллико был окружен почетом и славой. 7 августа  Джеллико получил, как один из выдающихся флотоводцев, 50 000 фунтов стерлингов.  С 1920 года Джеллико был губернатором Новой Зеландии. В 1925 году вышел в отставку. 21 октября 1949 года адмиралу Джеллико открыт памятник на Трафальгарской площади в Лондоне. Памятник невелик по сравнению с Колонной Нельсона, и не все приходящие на площадь понимают, кому этот памятник.

Рейнхард Шеер (1863-1928) — германский военный деятель, адмирал

Шеер начал службу на флоте в 1879 году. В 1905 году получил звание капитана 1-го ранга, а в 1910 году — контр-адмирала. Он был приверженцем строгой дисциплины и получил на флоте прозвище «Человек в железной маске». С 1884 командир корабля «Бисмарк», в 1888-1889 — «София». Участвовал в блокаде колоний в Восточной Африке. С 1907 командир линейного корабля. В 1909-1911 начальник штаба Флота открытого моря, в 1911-1913 директор Общего департамента Управления ВМФ. Один из ближайших сотрудников адмирала А. Тирпица. В январе 1916 года Шеер был назначен командующим флотом Открытого Моря. Он командовал германским флотом в Ютландском морском сражении. Несмотря на то, что ему не удалось нанести поражение британскому Гранд-Флиту, он избежал уничтожения своего флота численно превосходящими силами противника, нанеся при этом значительный урон англичанам. За участие в Ютландском сражении кайзер  Германии Вильгельм II пожаловал ему рыцарский титул, однако Шеер отказался от него. После Ютландского сражения Шеер потерял веру в возможность победы флота Открытого Моря над британским флотом и стал убежденным сторонником неограниченной подводной войны против Великобритании.

Шеер вышел в отставку в 1918 году. В 1928 году адмирал Джеллико пригласил Шеера посетить Великобританию. Шеер принял приглашение, однако незадолго до предполагаемого отъезда умер. В честь адмирала Шеера был назван построенный в 1933 году в Германии тяжелый крейсер «Адмирал Шеер».

.

Дэвид Битти, (1871 — 1936) — британский флотоводец, адмирал флота, Первый лорд Адмиралтейства (1919—1927)

Он начал службу на флоте в январе 1884 года, в 1897—1899 годах участвовал в войне в Суданe, в том числе в походе британских войск на Хартум (1898), во время которого был повышен в звании до коммандера. Участвовал в подавлении Ихэтуаньского восстания  в Китае  в 1900 году, в июне 1900 года при взятии Тяньцзиня был дважды ранен в руку. За своё мужество Битти был награждён повышением в звании — в возрасте 29 лет он стал самым молодым капитаном в Королевском флоте (средний возраст человека, получающего звание капитана, в те времена был 43 года). С 1908 по 1910 годы командовал броненосцем «Куин». 1 января 1910 года Дэвид Битти получил звание контр-адмирала, став самым молодым адмиралом британского флота со времён Горацио Нельсона (не считая членов королевской семьи). Во время Первой мировой войны Битти участвовал в Гельголандском сражении (1914), битве при Доггер Банке (1915) и Ютландском сражении (1916). Показал себя агрессивным командиром, ожидающим от своих подчинённых проявления инициативы вместо ожидания приказов командира. В декабре 1916 года сменил Джона Джеллико на посту командующего Гранд флитом и получил звание адмирала. В 1919 году стал Первым морским лордом и получил титул графа Битти.

 Бюст адмиралу Дэвиду Битти на Трафальгарской площади в Лондоне

Адмирал Дэвид Битти прочно вошел в военно-морскую историю Англии как человек, олицетворявший морскую мощь Британии, флотоводец нельсоновского типа, еще при жизни попавший в «Британскую энциклопедию». Битти является одним из самых ярких примеров адмиралов-политиков, порожденных Первой мировой войной и готовых взяться на свой манер за решение многих проблем, выходивших далеко за пределы узких рамок адмиралтейств и морских штабов. Его деятельность наложила отпечаток не только на внутреннюю деятельность военно-морского ведомства Великобритании, но и на внешнюю политику этого государства. Из всех военных вождей Антанты в годы Первой мировой войны для англичан наиболее притягательной фигурой, несомненно, был адмирал Дэвид Битти. Жители «Туманного Альбиона» прекрасно знали, кто командовал Гранд Флитом и кто был первым морским лордом в период с 1919 по 1927 год. Но, к сожалению, сегодня образ героического флотоводца навсегда ушел в прошлое вместе с эпохой нового маринизма.

Адмиралы  Второй мировой войны (1939-1945)

В отличие от Первой события Второй мировой войны часто развивались и успех решался в морях и океанах. Военно-морские флоты США и  Великобритании сражались с флотами Германии и Японии. И вновь от профессионализма, боевого опыта и личных качеств флотоводцев, адмиралов зависели судьбы этих флотов и победы в морских сражениях. Вспомним этих адмиралов.

Кинг  Эрнест Джозеф (1878 – 1956) — американский военно-морской деятель, Адмирал флота США (1944)

Кинг получил образование в Военно-морской академии в Аннаполисе (1901) и Военно-морском колледже (1933). Во время Первой мировой войны служил в штабе командующего Атлантическим флотом США. В 1919-1921 гг. возглавлял военно-морскую школу повышения квалификации. В 1922 году прошел подготовку на подводных лодках и позже был назначен командиром дивизии подлодок. В 1930 г. прошел летную подготовку и в 1932-1933 гг. командовал авианосным крейсером «Лексингтон». С 1933 г. он был начальником Бюро аэронавтики, перед войной занимал пост начальника базы ВВС (в его распоряжении было около 1 тыс. самолетов), по его инициативе была начата подготовка летчиков к ночным боям. В январе 1941 года занял пост командующего Атлантическим флотом США.

После атаки японского флота на Пёрл-Харбор (7 декабря 1941 года) и вступления США во Вторую мировую войну Кинг был назначен главнокомандующим ВМС США. 26.3.1942 года принял на себя обязанности начальника морских операций, руководил разработкой большинства стратегических планов морских операций во время Второй мировой войны. Заслужил репутацию высокопрофессионального и стратегически мыслящего военачальника. По должности входил в Объединенный комитет начальников штабов и Соединенный комитет начальников штабов союзников.

Кинг отстаивал идею, что ВМС США могут выиграть войну на Тихом океане (этот театр военных действий он считал основным), если им будет предоставлена значительная часть ресурсов страны, в ущерб подготовке операций в Европе. Эта позиция Кинга постоянно приводила к его конфликту с представителями командования Великобритании, отстаивавшими приоритет Европейского театра военных действий.

Он оказывал всемерную поддержку генералу Д. Макартуру (командующему американской армией) и адмиралу Ч. Нимицу (главнокомандующему Тихоокеанским флотом), постоянно выбивая из командования дополнительные подкрепления для сражавшихся на Тихом океане войск. По инициативе Кинга (и под его командованием) было создано командование противолодочных сил – так называемый 10-й флот. 15.12.1945 года Кинг вышел в отставку.

Честер Уильям Нимиц (1885-1966) — Адмирал флота США

Во время Второй мировой войны все операции  флота США на Тихом океане возглавлял главнокомандующий Тихоокеанским флотом адмирал Нимиц. Обладая опытом командования подводными и надводными силами, он сумел руководить разными видами флота так, что добился победы над японским флотом. Честер У. Нимиц, техасец немецкого происхождения. Его отец умер до его рождения. Большую роль в его воспитании сыграл его дед, Чарлз Н. Нимитц, бывший моряк немецкого торгового флота. Дед учил Честера, что: «море — как сама жизнь — это строгий наставник. Лучший способ поладить с обоими — это выучить всё что можешь, а потом делать все, что в твоих силах, и не беспокоиться — особенно о том, чего ты не в силах изменить».

Служба на флоте для Нимица оказалась трудной и часто трагической. После окончания Военно-Морской Академии в 1905 году он несколько лет служил на различных надводных кораблях, в том числе командуя несколькими из них.  Когда Нимиц командовал эскадренным миноносцем «Декатур» на Филиппинах (ему тогда было 22 года), его корабль сел на мель. Трибунал счел Нимица виновным в халатном управлении боевым кораблем, за что он получил письменный выговор. В мае 1909 года он был назначен на должность командующего флотилией и одновременно командиром подводной лодки «Плунжер». После этого уже в годы Первой мировой войны он командует несколькими подводными лодками.  20 марта 1912 года он спас жизнь утопающему кочегару, за что был награжден Серебряной медалью за спасение. Нимиц потерял фалангу пальца во время работы с дизельным двигателем: его рука застряла в моторе, и только именное кольцо из Аннаполиса спасло остаток его пальца — и его карьеру. Он также частично потерял слух, после того как перенес тяжёлую ушную инфекцию. Но он смог преодолеть этот недостаток, научившись понимать собеседников по губам.

Нимиц был одним из главных авторитетных специалистов по подводным лодкам в Соединённых Штатах, а также начальником Бюро навигации ВМС США в 1939 году. Десять дней спустя после атаки на Пёрл-Харбор его назначили Главнокомандующим Тихоокеанским Флотом США  в звании адмирала. Нимиц принял командование в самый критический период войны на Тихоокеанском театре военных действий. Но он успешно организовал подчинённые ему силы, чтобы остановить продвижение Японской империи. Как только в его распоряжение поступили новые корабли, люди и боеприпасы, Нимиц перешёл в наступление и разгромил японский флот в битвах в Коралловом море, в Мидуэйском сражении и в кампании на Соломоновых островов.

7 октября 1943 года, он был назначен на должность Главнокомандующего Тихоокеанского Флота и Прилегающих Территорий. Решением Конгресса от 14 декабря 1944 было утверждено новое звание — Адмирал Флота Соединённых Штатов — самое высокое звание в Военно-Морском Флоте США, и на следующий день Президент США Франклин Д. Рузвельт произвёл адмирала Нимица в это звание. В последней стадии войны на Тихом океане он атаковал Марианские острова и высадил войска на остров Сайпан, нанеся тяжёлое поражение японскому флоту в битве в Филиппинском море; им были захвачены острова Сайпан, Гуам, и Тиниан. Боевые подразделения флота изолировали укрепления противника на Центральных и Восточных Каролинских островах, и затем в быстром темпе очистили острова Пелелиу, Ангаур, и Улити. В районе Филиппинских островов его корабли обратили в бегство мощные подразделения японского флота — это была победа исторического значения в многоступенчатом сражении в заливе Лейте.

Сражение в заливе Лейте — это самое масштабное морское сражение в истории. Происходило оно в морях, окружающих филиппинский остров Лейте с 23 по 26 октября 1944 г. между американским  и японским флотами. Японцы пытались изгнать или уничтожить силы союзников, расположенные возле Лейте, впервые в войне используя тактику камикадзе. Однако в результате флот союзников одержал значительную победу, потопив, среди прочего, один из двух крупнейших линкоров мира «Мусаси» и повредив второй — «Ямато». После этой битвы Объединённый флот Японии не предпринимал крупных операций. Адмирал Флота Нимиц привёл к победному концу долгую стратегическую операцию, успешно высадив морской десант на Иводзиму и Окинаву.

2 сентября 1945 года Нимиц принял от имени Соединённых Штатов капитуляцию Японии на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе. День 5 октября 1945 года в Вашингтоне был официально назван «Днём Нимица». В этот день Президент Соединённых Штатов лично вручил Адмиралу Флота Нимицу «Золотую Звезду» — «За особо отличную службу в качестве Главнокомандующего Тихоокеанским флотом и прилегающими территориями, с июня 1944 года по август 1945 года…». Во время Тихоокеанской Компании Нимиц получил прозвище «Скачущий по островам». 26 ноября 1945 года его кандидатура была утверждена Сенатом США на должность «Начальника Военно-Морских Операций», и 15 декабря 1945 года он вступил в должность, переняв её от Адмирала Флота Эрнеста Д. Кинга. 15 декабря 1947 года Нимиц вышел в отставку.  Однако, поскольку звание Адмирала Флота является пожизненным, он считался на действительной службе до конца жизни, с полным сохранением денежной платы и всех льгот.

Хэлси Уильям Фредерик (1882-1959) — американский адмирал периода Второй мировой войны

Он командовал соединениями и флотами на Тихом океане. Один из самых известных американских адмиралов. Хэлси был одним из немногих флотоводцев нового времени, для которых превосходство самолета над линейным кораблем стало очевидно еще до Второй мировой войны. Уильям Фредерик окончил Морскую академию в 1904 году, первоначально занимал различные должности на эсминцах. Во время Первой мировой войны командовал эскортными кораблями. В 1934 году, уже 52-летним, моряк стал пилотом, позднее командовал авианосцем “Саратога” и станцией морской авиации в Пенсаколе. С 1938 года Хэлси был командиром дивизии авианосцев в звании контр-адмирала, в 1940 году стал вице-адмиралом. После Пёрл-Харбора Хэлси, командуя соединением авианосца “Энтерпрайз”, обеспечивал переброску войск на острова Самоа. Затем он командовал двумя авианосными соединениями при налете на острова Гилберта и Маршалловы.

Хэлси руководил авианосным соединением, с которого 18 апреля 1942 года 16 бомбардировщиков полковника Дулитла совершили налет на Токио. Налет был неожиданным для японцев. Они решили, что самолеты прибыли с атолла Мидуэй, что и вызвало у японцев решение захватить этот остров.

3 октября 1942 года Хэлси вступил в должность командующего Южным Тихоокеанским театром. В это время шла борьба за остров Гуадалканал. Октябрь ознаменовался боем у Санта-Крус, в котором сразились японское и американское авианосные соединения. В этот период многочисленные воздушные бои истощали силы японской авиации. Японцы после тяжелых боев, немало стоивших американскому флоту, оставили центральную часть Соломоновых островов.  К концу ноября 1943 года японская базовая авиация была обессилена. В декабре 1943 — январе 1944 годов американские авианосцы неоднократно наносили удары по японским базам. Теперь силы южной части Тихого океана сомкнулись с силами генерала Макартура в юго-западной части Тихого океана. В июне 1944 года Хэлси стал командующим 3-м флотом. Начиналась кампания на Филиппинах. К началу высадки на Филиппинах 3-й флот включал 12 быстроходных авианосцев и 6 новых линкоров с охранением из крейсеров и эсминцев. Японцы были вынуждены послать почти весь свой флот против американских сил, осуществляющих высадку на Филиппины. Американцы бомбардировали Филиппинские острова, истребляли японскую авиацию, боролись с атаками камикадзе. Хэлси весной 1945 года участвовал в борьбе за Окинаву. К концу июля 1945 года японский флот перестал существовать. В декабре 1945 года Хэлси стал адмиралом флота пятизвездного ранга.

Рэймонд Эймс Спрюэнс (1886-1969) — американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосными соединениями на Тихом океане. Являлся главным участником победы при атолле Мидуэй

Спрюэнс Раймонд Эймс был, вероятно, наиболее успешно действовавшим флотоводцем американского Тихоокеанского флота, отличившимся успехами от сражения при атолле Мидуэй до победы в Филиппинском море.  Он начал службу на флоте задолго до Первой мировой войны, участником которой ему довелось быть. В период между мировыми войнами он успел быть помощником начальника штаба командующего Европейскими силами США (1924-1925), командиром линкора “Миссисипи”, руководителем 10-м морским районом со штабом в Пуэрто-Рико (1940-1941)

После Пёрл-Харбора в декабре 1941 года Спрюэнса назначили командовать соединением крейсеров, а в июне 1942 года  — оперативным авианосным соединением. Практически сразу его силы были вовлечены в крупнейшее морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане у атолла Мидуэй, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Морское сражение у атолла Мидуэй

 Спрюэнса наградили медалью “За отличие по службе”. После Мидуэя его назначили начальником штаба главнокомандующего Тихоокеанским флотом. В мае 1943 года моряка произвели в вице-адмиралы. Летом увеличение числа авианосцев позволило американцам создать мощное быстроходное оперативное соединение, способное действовать в любом районе океана. Соединение это являлось ядром флота Спрюэнса. В ноябре вице-адмирал Спрюэнс руководил операцией на островах Гилберта, заведовал высадкой на атоллы Макин и Тарава. В 1944-1945 гг. Спрюэнс командовал 5-м флотом, участвуя во всех операциях США на Тихом океане. В середине февраля 1945 года Спрюэнс руководил морскими силами союзников при вторжении на японский остров Иводзиму.  Он участвовал в планировании вторжения на Японские острова. К концу боевых действий он являлся главнокомандующим морских сил в водах Японии, а 20 ноября 1945 года сменил адмирала Нимица в должности главнокомандующего Тихоокеанским флотом.

Каннингем Эндрю Браун (1883 – 1963)  — видный британский военно-морской деятель, адмирал флота, прославившийся во время Второй мировой войны как командующий Средиземноморским флотом

Каннингем прошел хорошую морскую подготовку на кораблях британского флота (1897-1898). В составе морской бригады участвовал в англо-бурской войне (1899-1902). В 1911-1918 гг. командовал кораблем «Скорпион». Во время Первой  мировой войны участвовал в морских операциях на Средиземном море. С 1932 года — командир флотилии эскадренных миноносцев на Средиземном море. В 1937 году он назначен исполняющим обязанности командующего британским флотом на Средиземном море. Командуя этим флотом, почти три года Каннингем успешно боролся с итальянским флотом (Италия была союзницей Германии), демонстрируя военные и дипломатические способности. На посту первого лорда Каннингем оставался решительным и независимым. Когда эскадра адмирала Фрезера повредила авиабомбами линкор “Тирпиц”, стоящий в Альтен-фьоде, и отошла, Каннингем потребовал повторить атаку, чтобы уничтожить корабль, и добился повторной попытки. После войны, в 1946 году, вышел в отставку, был лордом — верховным комиссаром Генеральной ассамблеи Шотландской церкви. Он продолжал консультировать британского премьер-министра У. Черчилля по морской стратегии.

Ямамото Исороку (1884-1943 — .японский адмирал. Во Вторую мировую войну — главнокомандующий японским ВМФ, руководил операциями на Тихом океане

Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны, благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация. Будущий флотоводец в 1904 году окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении (1905) он получил несколько ранений. После войны моряк служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли создать флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете в США, затем снова служил в Японии. В 1924 году моряк стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Адмирал выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства, к концу 30-х годов адмирал создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.
Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо нанести поражение флоту США, чтобы заставить американцев прекратить экспансию на Тихом океане. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото осторожно предупредил премьер-министра Японии: «Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но я должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Но, несмотря на это, японское правительство все же решило вступить в войну. Адмирал Ямамото подготовил и успешно провел операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе (воскресным утром 7 декабря 1941 года). Это было  внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота.  Американские военно-морская и воздушная базы располагались в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова). Решающую роль в этой дерзкой операции сыграли авианосцы, за развитие которых адмирал ратовал последние 18 лет. Самолеты японских авианосцев атаковали и уничтожили 4 линейных корабля США и большинство авиации на аэродромах; еще 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить лишь авианосцы, которых в базе в тот момент не было.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал найти и уничтожить британский флот в Сингапуре, либо в море. Несмотря на большое сопротивление, и эта задача была выполнена.  Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы — к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах Тихого океана.

После полосы сплошных успехов в Японии было принято решение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы. Но в июне 1942 года Ямамото у острова Мидуэй потерпел первое крупное поражение от американского флота. Пока японцы атаковали остров, неприятельская авиация нанесла удар по японским авианосцам в тот момент, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения.  После поражения японское командование было вынуждено отказаться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, через Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Тем временем американцы сами перешли в наступление и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года. Так после многих побед японское командование уступило поле боя американцам.  В этот период Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни поражение при Мидуэе, ни потеря Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал брал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он даже при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило впечатление на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Бомбардировщик, на котором Ямамото летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе специально подготовленной операции американскими самолетами недалеко от острова Бугенвиль. В день гибели японское правительство произвело моряка в адмиралы флота. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем.
Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось значение авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались строить авианосцы.

 Эрих Йоханн Альберт Редер (1876 —1960) — немецкий гросс-адмирал, главнокомандующий кригсмарине (ВМС Германии) с 1935 года по 30 января 1943 года. Сторонник тотальной войны на море. На Нюрнбергском процессе приговорен к пожизненному заключению как один из главных военных преступников. В 1955 освобожден

В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал мощный немецкий линейный флот. Но этот флот не стал океанской мощью и был уничтожен в ходе Второй мировой войны по частям.

Редер по собственному желанию поступил на флот, где он начал службу с 1889 года. После окончания военно-морского училища служил на Восточной эскадре, посетил Китай (Циндао и Порт-Артур), Владивосток, Японию, Корею, Сайгон и Филиппины. В 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию, учился два года, на три месяца ездил в Россию для совершенствования в русском языке (британский и французский он знал хорошо). Сам кайзер Вильгельм II обратил внимание на способного моряка и взял его в 1910 году штурманом на свою яхту “Гогенцоллерн”. С 1917 года он стал начальником штаба крейсерских сил Атлантической эскадры. В 1914-1915 годах Редер спланировал операцию по постановке мин и обстрелу берегов Англии, участвовал в бою у Доггер-банки и в Ютландском сражении. В январе 1918 года Редера назначили командиром легкого крейсера “Кельн”, в октябре — главой центрального бюро командования ВМФ. После ноябрьского восстания в Киле, бегства кайзера и организации Веймарской республики он сделал все возможное, чтобы обойти ограничения Версальского мира и сберечь немецкий флот. Редера произвели в контр-адмиралы, и в октябре 1924 года он командовал крейсерскими силами в Северном море, в январе 1925 получил ранг вице-адмирала и был назначен начальником Балтийского военно-морского района. 1 октября 1928 года Редера с согласия рейхстага произвели в адмиралы. Он стал начальником главного морского штаба. Адмирал старался сформировать сбалансированный флот, включавший все классы кораблей.

С приходом к власти нацистов Редер связывал с ними осуществление своей программы строительства сильного флота. В 1935 году Гитлер сделал Редера главнокомандующим Кригсмарине. 20 апреля 1936 года он произвел его в генерал-адмиралы. После того, как Гитлер денонсировал в марте 1935 года Версальский договор, началось осуществление кораблестроительной программы Редера. Противниками Германии были названы флоты Польши, Франции и СССР. В ходе Второй мировой войны немногочисленный германский флот нёс большие потери. Так, в 1941 году погиб линкор «Бисмарк» вместе со своим командующим, адмиралом Лютьенсом, в 1942 году был серьёзно повреждён крейсер «Адмирал Хиппер» и был потерян эсминец. 6 января 1943 года Гитлер приказал Редеру расформировать надводный флот, после чего Редер потребовал отставки и 30 января 1943 года был заменён Карлом Дёницем. Редер получил почётную должность главного инспектора флота, но фактически никаких прав и обязанностей не имел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *