Атомная ракетная подводная лодка проекта 675. Унаследовала гвардейский Военно-Морской флаг подводной лодки С-56 (тип «Щ» IX-бис серии).
30 мая 1964 года заложена на стапеле судостроительного завода им.Ленинского Комсомола в г.Комсомольск — на — Амуре, как крейсерская подводная лодка. 10 августа 1965 года спущена на воду. 1-10 октября 1965 года в транспортном ДОКе была переведена на ЗСО «Восток» в п.Большой Камень для достройки и прохождения сдаточных испытаний. 14 апреля-26 августа 1966 года прошла государственные испытания и вступила в строй.
9 сентября 1966 года подводная лодка зачислена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. Вошла в состав 26-й Дивизии подводных лодок КТОФ с базированием на бухту Павловского.
14 июня 1973 года гвардейская атомная подводная лодка К-56 возвращалась в базу после успешного завершения программы экспериментальных ракетных стрельб крылатыми ракетами П-6 с надводными кораблями — крейсером «Владивосток» и большим ракетным кораблем «Упорный».
К-56 со скоростью 12-14 узлов шла в надводном положении.
На подходе к мысу Поворотному с К-56 дали «Радио» на корабли: «Благодарим за обеспечение. Следуйте своим курсом. Мы идем в свою базу. Всего доброго».
Подводной лодке предстояло вскоре сделать поворот, а надводным кораблям следовать на Владивосток. Через некоторое время на РЛС кораблей обнаружили, что на подводную лодку идет какая-то цель, опасно сближаясь по курсу, о чем с крейсера «Владивосток» и было немедленно сообщено подводникам. С К-56 был получен ответ, что расхождение будет нормальным…
Через несколько минут подводная лодка и цель слились на экранах РЛС кораблей воедино: К-56 полным надводным ходом столкнулась с БМРТ «Академик Берг».
Мощный удар в правый борт сотряс корпус подводной лодки. Подводная лодка дала крен на левый борт. В пробоину во 2-м отсеке хлынула забортная вода. Спустя мгновение во 2-м аварийном отсеке раздалась резкая команда: «Задраить переборку!». Приказ исходил от командира электромеханической боевой части капитана 2-го ранга Пшеничного. Переборку мгновенно задраили. Так ценою собственной жизни механик и 26 находившихся вместе с ним подводников, изолировав себя во 2-м аварийном отсеке, давали возможность спастись остальным и сохранить на плаву подводную лодку, выполнив свой долг до конца.
Как только во 2-м отсеке задраили переборку изнутри, со стороны 3-го отсека в клинкет переборки вставили болт, наглухо блокировав 2-й. Потом из 2-го постучали чем-то тяжелым. Из 3-го ответили также стуком, мол, слышим вас. Но во 2-м внезапно все стихло. Произошло это минуты через 1.5-2 после катастрофы.
В 3-м отсеке почувствовали запах хлора, который просачивался по вентиляционной трубе из 2-го отсека. В 3-м поняли, что вода там залила аккумуляторные батареи, идет ее гидролиз, вследствие чего началось активное выделение угарного хлорного газа. И, очевидно, подводники во 2-м отсеке вначале отравились хлором, а уже после этого отсек окончательно затопило забортной водой.
В 1-м отсеке, где находились двадцать подводников, форштевнем научно-поискового судна «Академик Берг» была образована пробоина примерно один метр на 90 сантиметров, в которую с шумом стала поступать вода…
19 июня 1973 года на кладбище поселка Тихоокеанский похоронили погибших подводников. С июня 1973 года по 19 февраль 1974 года подводная лодка прошла аварийно-восстановительный ремонт на ДВЗ «Звезда».
15 января 1978 года переклассифицирована в Крейсерскую подводную лодку. В 1991 году принято решение об использовании К-56 в районах БД и БП.
В соответствии Директивы ГК ВМФ подлежала списанию в 1992 году. Входила в состав 29-й Дивизии подводных лодок 4-й Флотилии подводных лодок КТОФ (п.Ракушка, Приморский край). 28 апреля 1992 года отнесена к подклассу АБПЛ. Присвоен новый тактический номер Б-56.
3 июля 1992 года Б-56 исключена из состава ВМФ СССР и поставлена на прикол в заливе Владимира. В 1994 году переформирована в состав 129-го Дивизиона подводных лодок 4-й Эскадры подводных лодок ТОФ с прежним местом базирования.
В мае 1996 года переформирована в состав 8-й Отдельной Бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей Приморской Флотилии разнородных Сил ТОФ. Хранилась на плаву в бухте Павловского.
4 декабря 1997 года атомная крейсерская подводная лодка К-152 проекта 971 унаследовала Гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ Б-56.
В 2007 году атомная большая подводная лодка Б-56 находилась в бухте Павловского. Проведены мероприятия для подготовки подводной лодки для буксировки на ДВЗ «Звезда» для последующей утилизации. 3 июня 2007 года отбуксирована на ДВЗ «Звезда» для утилизации.
В 2008 году подводная лодка утилизирована с формированием реакторного блока. Блок оставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник.
Вечная память погибшим подводникам:
Список погибших на гвардейской атомной подводной лодке «К-56» 14 июня 1973 года:
- капитан 1-ранга Сучков Ленислав Филиппович — заместитель командира дивизии ПЛ, 1929 года рождения
- капитан 2-го ранга Логинов Анатолий Фёдорович — офицер УРАВ ВМФ
- гвардии капитан 2-го ранга-инженер Пшеничный Леонид Матвеевич -командир БЧ-5, 1937 года рождения
- гвардии капитан 3-го ранга Бацуро Геннадий Васильевич — помощник командира
- гвардии капитан 3-го ранга-инженер Дрюков Пётр Алексеевич — командир электротехнического дивизиона, 1940 года рождения
- капитан 3-го ранга Якус Владислав Алексеевич — помощник флагманского специалиста РТС соединения ПЛ, 1941 года рождения
- майор Медицинской службы Климашевский Валерий (Иван?) Семенович — начальник медицинской службы (похоронен в городе Барановичи, Минской области)
- капитан-лейтенант-инженер Батищев Владимир Григорьевич — командир группы КИП (похоронен в городе Севастополе)
- гвардии капитан-лейтенант Василенко Александр Михайлович
- гвардии капитан-лейтенант Климентьев Валерий Семёнович, 1944 года рождения
- гвардии капитан-лейтенант-инженер Пеньков Александр Фёдорович — командир БЧ-4-начальник РТС, 1943 года рождения
- гвардии капитан-лейтенант-инженер Цветков Сергей Николаевич, 1943 года рождения
- гвардии старший лейтенант-инженер Марков Анатолий Васильевич — командир группы ДУ, 1946 года рождения
- старший лейтенант Людвиков Валерий Афанасьевич, 1947 года рождения
- гвардии лейтенант Абрамов Анатолий Филиппович — командир гидроакустической группы, 1947 года рождения
- гвардии мичман Вахрушев Борис Михайлович, 1944 года рождения
- мичман Горюнов Николай Тихонович — специалист СПС, 1952 года рождения
- гвардии мичман Самохвалов Валерий Николаевич, 1952 года рождения
- гвардии мичман Семенычев Павел Васильевич — старшина команды гидроакустиков, 1942 года рождения
- мичман Донских Виктор Мелитеевич, 1946 года рождения
- главный старшина Лысенков Александр Сергеевич, 1952 года рождения
- гвардии старшина 1 статьи Чмир Владимир Сергеевич, 1953 года рождения
- гвардии старшина 1 статьи Шамаев Владимир Борисович
- гвардии матрос Симоненко Юрий Михайлович
- гвардии матрос Ахмадеев Салимьян Зайнуллович, 1954 года рождения
- матрос Седых Владимир Алексеевич, 1952 года рождения
- Старший инженер ЦНИИ «Гранит» Тельнов Николай Иванович
Вот как описывает трагедию капитан 1 ранга Курьянчик Н.Н.
В момент столкновения «Академик Берг» шёл со скоростью 9 узлов и ударил подводную лодку в стык 1 и 2 отсеков.
В первом отсеке находились 22 моряка, сумевшие сохранить воздушную подушку и боровшиеся за живучесть, пока подводную лодку не посадили на отмель.
Погибли 27 человек – 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов и старшин срочной службы и один гражданский специалист.
На лодке для надёжности находились практически два экипажа — капитана 2 ранга Четырбока (сдавший) и капитана 2 ранга Хоменко (принявший). Старшим на борту был заместитель командира соединения капитан 1 ранга Сучков. Казалось бы, все трудности позади, стрельбы завершены успешно и… летний отпуск сдавшему экипажу.
Вот он, мыс Поворотный — Приморье, залив Петра Великого — а там и родная база в бухте Павловского. Последняя ходовая вахта, заступившая в 00.00 и — к пирсу. В работе один реактор и две турбины. На мостике командирскую вахту нес старпом, капитан 3 ранга Петров (будет разжалован до капитан-лейтенанта), а также там находился капитан 2 ранга Четырбок. Вскоре после заступления вахты вниз прошла команда: «Видимость более 20 кабельтовых, прекратить подачу туманных сигналов, выключить МРК!» Противотуманные сигналы — это гудки («Тифон», «Сирена»), удары в рынду. МРК — навигационная радиолокация. Проблескового огня на лодках тогда еще не было. Вроде, все нормально…
Но за мысом Поворотный неожиданно наскочили на полосу плотного тумана. Видимость — ноль! Последовала команда: «Включить МРК!», но уже прошло около часа с момента выключения, и электронные лампы успели остыть. Для прогрева и начала работы МРК требовалось время — около 20 минут. Застопорить ход не успели. В 01.05 из тумана выплыл кованый форштевень ледокольного типа — «Академик Берг». Столкновение неизбежно!
«Обе турбины — реверс! Лево руля!» — скомандовал с мостика вахтенный офицер, но было поздно. Форштевень колуном въехал в правый борт лодки, ее нос отбросило влево, и корабли «разошлись». «Берг» удара даже не ощутил и ходом в два с половиной узла как ни в чем ни бывало пошёл дальше. Его нашли и задержали только через два с половиной часа после столкновения со слегка поцарапанной краской на носу.
Лодке удар пришелся в переборку между первым и вторым отсеками, больше во второй по ходу. В носу удар был столь сильным, что многие получили травмы и шок, а в корме он был еле ощутим. Прочный корпус получил пробоину высотой в 3,7 м и площадью в 2,5 кв. м. Это означает, что второй отсек был затоплен практически мгновенно. Борьба за живучесть в нем длилась всего две с половиной минуты. Но и это короткое мгновение высветило своих героев и героев не очень…
Шестеро человек успели покинуть аварийный отсек, но за это их никто особо не попрекал: остались живы — и ладно. Это начхим, замполит, два молодых матроса-вестовых и двое ракетчиков — гражданский и представитель ракетно-технической базы. Начхиму удар форштевня пришелся прямо в голову, а затем на него обрушился столб воды. Он был в шоке и побежал, схватившись за разбитую голову. Остановили его только на Пульте ГЭУ в седьмом. Замполит и несколько офицеров играли в «кошу» после вечернего чая в кают-компании, вестовые убирали со столов.
Во втором отсеке находилось тридцать три человека. Большинство спало — они уже не проснулись никогда. Был во втором и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Пшеничный Леонид Матвеевич, бывший штангист, кандидат в мастера спорта. Он-то и загерметизщировал кормовую переборку второго отсека, подавил панику и ценой жизни спас корабль. После вскрытия отсека его так и нашли — на рукоятке переборочной двери.
Он также вышел на связь по аварийному телефону (слышат все, кто снял трубку), правильно оценил обстановку и дал рекомендации по спасению личного состава аварийного отсека. Но… на нее в Центральном не успели отреагировать.
Последние его слова были: «…до подволока один метр, прошу разрешения перейти в первый отсек, иначе мы все погибнем!» На лодках этого проекта все переборочные двери расположены на верхней палубе, в первый тоже поступала вода, и до подволока оставалось всего полтора метра. Но там все остались живы. Там тоже были свои Герои и свои проблемы — не на всех хватило аппаратов ИДА-59.
Смерть у большинства спящих во втором наступила от утопления, а у тех, кто успел проснуться и выбежать на верхнюю палубу — от удушья. Дело в том, что во втором отсеке размещалась одна группа аккумуляторных батарей, и при заливании морской водой из неё обильно выделяется хлор (это выяснилось сразу после вскрытия отсека).
Впоследствии подводники предлагали спорткомитету по тяжёлой атлетике проводить ежегодный турнтир на приз памяти Пшеничного в честь своего богатыря-спасителя. Но «компетентные органы» отказали в этом малом признании великого подвига Сильного Человека. За державу обидно: настоящие подвиги Сынов Отечество всячески пытались скрывать и замалчивать, и, как результат — появились «новые русские», подонки, которые предали и продали нашу Родину за мнимые «общечеловеческие ценности» западной цивилизации, где нам места под солнцем нет…
Мгновенное затопление второго и первого отсеков снизило запас плавучести и продольной остойчивости практически до нуля, привело к ряду коротких замыканий в основной силовой сети и срабатыванию аварийной защиты реактора и турбин. К счастью, эта лодка по обводам и архитектуре гораздо ближе к надводному кораблю, чем к классической современной подводной лодке, напоминающей дирижабль. В надводном положении на ходу она не зарывается, а выходит на редан.
Лодку мог спасти только ход и решительные действия командира, самоотверженность экипажа. Первый шок прошёл, и началась борьба за живучесть. При срабатывании АЗ вся нагрузка падала на одну оставшуюся группу батарей в третьем отсеке, и она разрядилась до 70 вольт (против допустимых 170). Дизель-генератор без погибшего механика запустить не решались и шли полным возможным надводным ходом, на грани фола. С таким состоянием аккумуляторных батарей и основной силовой сети навигационная авария могла запросто перейти в любой другой вид аварии с последующей гибелью всего корабля с экипажем. Люди отлично понимали это и действовали соответственно. Штурман лихорадочно искал отмель, в которую можно было бы ткнуться носом, не разбившись о камни. А на помощь уже спешил морской буксир-спасатель и спасательное судно ТОФ «Жигули». Наконец, в одной из бухточек смертельно раненая лодка нашла отмель, но стоило застопорить ход — и она сразу теряла остойчивость, начинала валиться на борт. Борьба за живучесть продолжалась.
Первым к аварийной лодке подошёл торпедолов с начальником электромеханической службы соединения капитаном 1 ранга Бойко, который сразу же возглавил дальнейшую БЗЖ лодки. Запустили дизеля, начали вывод главной энергетической установки, приняли питание от спасателей, вывели личной состав из первого отсека и сняли съёмный лист погрузки АБ во втором. Оттуда сразу же пахнуло смертельным запахом хлора. «Идашкой» для спасения попытался воспользоваться только корабельный врач, но и он не успел. Живых во втором не было. Снарядили двух нештатных водолазов — офицера-КИП-овца и мичмана-трюмного. Через некоторое время водолазы выскочили из второго отсека, как ошпаренные: «Они там живые, шевелятся!!!»
В подводной невесомости погибшие моряки свободно парили в вертикальном положении и казались живыми. Стоило к ним слегка прикоснуться или даже приблизиться, как они начинали двигаться, шевеля руками… их лица и позы были ужасными. Экипажные водолазы не были психологически подготовлены к такой встрече, пришлось для извлечения тел погибших вызывать боевых пловцов ПДСС, которые ещё и не то видели.
К аварийной лодке прибывали все новые силы и средства. В дальнейшем борьбу за живучесть возглавил заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Маслов. Пробоину в первом заделали быстросхватывающимся цементом. В ее заделке участвовал сам замкомандующего, и здесь произошёл курьёзный случай. Боцман, заметив нерасторопность какого-то «матросика», наехал на него по полной схеме: «Эй, боец, раз твою так, ты что шевелишься, как …?! Ты чей вообще? Что-то я тебя не припомню…»
Матросик слегка опешил, а потом представился «как учили». Тут уже боцману сделалось дурно: «Прошу прощения, тащ адмирал! Боцман К-56 мичман такой-то!» Адмирал ответил: «Ничего, ничего, боцман, работаем дальше. Чего шевелишься, как … ?» Боевая ничья…
Первый осушили, ко второму прикрепили понтоны, и лодку отбуксировали в док, в Чажму. Похоронили погибших… В доке временно заделали пробоину и ушли в Большой Камень на восстановительный ремонт.
Конечно, провели расследование, взяли со всех подписку о неразглашении. Виновных строго наказали, отличившихся особо не отмечали, никого не наградили — даже посмертно. Что ж, может, оно, конечно, и правильно?
Нестандартные инициативные действия командира лодки капитана 2 ранга Хоменко по борьбе за живучесть оценили по достоинству: не сняли, не разжаловали, не посадили. На вопрос комиссии: «Почему вы приняли такое оригинальное решение по БЗЖ?» он отвечал: «Меня так учил заместитель командира соединения по ЭМС капитан 1 ранга Бойко.» Что ж, была школа, была Система. И кто говорит, что она была неэффективна — плюньте тому в лицо. Через шесть месяцев (!!!) 19 февраля 1974 года после завершения ремонта лодка вышла на ходовые испытания. Представьте себе такое нынче — при «эффективной рыночной экономике» России! Но и теперь предостаточно людей «от власти», предпочитающих все скрывать и замалчивать. Их страусинные действия смертельно пагубны…
И — немножко о собственно виновнике-то аварии, о БМРТ «Академик Берг». Он шёл на ВЫХОД по ВХОДНОЙ линии фарватера безо всяких мер предосторожности и безопасности. И ему, по сути дела, ничего не было, хотя основная вина за столкновение на нем! А на самом деле БМРТ «Академик Берг» был разведывательным кораблём (БРЗК проекта 394б), замыкавшимся в своём подчинении на ГРУ и Генштаб. Ледокольного типа, водоизмещение — 4300 тонн (у ПЛА в надводном положении — 4500 тонн), мореходность неограниченная, автономность 100 суток, дальность плавания 13000 миль (это из «Справочника ВМФ СССР 1945-1991 гг.» Кузина и Никольского). ГРУ и Генштаб в то время имели и вес, и силу, а потому своих в обиду не давали. Тем более, что удар пришёлся лодке в правый борт…
Ещё совсем недавно А. Ю. Грушев — а он работает механиком на пожарном буксире-спасателе в морпорту Петропавловска-Камчатского) наблюдал своего «старого знакомого» — недоброго старого знакомого — в рыболовном предприятии «Акрос», но, видать, время берет своё, и он тоже пошёл «на иголки» корейцам или китайцам… Вот такая история.
Источники: материалы военного историка Алексея Суконкина, ИА PrimaMedia, fleetfoto.ru, topwar.ru
Хроника событий:
13 июня 1973 года, Японское море. АПЛ К-56 (проект 675) следует в надводном положении на базу в бухте Павловского. На мостике СПК капитан 3 ранга В. Петров. Видимость 10-20 кабельтовых. На борту лодки два экипажа: экипаж К-56 и экипаж АПЛ К-23.
За мысом «Поворотный» К-56 вошла в плотный туман, из которого появился БМРТ «Академик Берг» – судно промысловой разведки, идущее с рейда города Находки.
Из показаний капитана БМРТ «Академик Берг» Ивана Марченко:
…В 00 часов на вахту заступил 2-й помощник С. Куксенко. Тогда же видимость ухудшилась до 1-1,5 мили. В 00 часов 05 минут видимость уже ухудшилась до 0,5 мили. В этот момент и произошло столкновение. Часы показывали 01 час. 00 минут…
«Академик Берг» форштевнем ударил АПЛ К-56 между первым и вторым отсеком. В пробоину 5×1 м хлынула вода. В первом отсеке 20 человек, во втором больше тридцати. После удара из второго отсека в третий переходят несколько человек и командиры обоих экипажей. По команде командира БЧ-5 капитана второго ранга Леонида Пшеничного второй отсек задраен.
В первом отсеке борьбу за живучесть возглавил мичман Вячеслав Теличко, боцман К-56. Из его рассказа:
…. я приказал запустить помпу… но воды поступало в отсек больше, чем помпа откачивала.. у нас имелась связь с центральным, попросили дать в отсек ВВД… Если бы нам не помогли воздухом, весь наш отсек погиб бы… уровень воды в отсеке продолжал подниматься…она шла с примесью хлора из второго. Мы стали задыхаться… Связались с центральным … был один ответ: «Крепитесь. Идем на мель…» Все понимали, что осталось жить минут 30-40. Но паники и суеты не было. Ребята в основном молчали. Вода поднялась выше пояса, дышать становилось все труднее и труднее, и тут пришло спасение: над нами открыли носовой люк и велели покинуть отсек…
Во втором отсеке 25 моряков и два гражданских специалиста. Вода попала в аккумуляторную яму, стал выделяться ядовитый хлор (хлорный водород) – люди погибли раньше, чем затопило отсек. Никто не успел воспользоваться средствами защиты. Позже, капитан второго ранга Леонид Пшеничный был обнаружен у переборки, ведущей в третий отсек, а заместитель командира дивизии, старший на борту К-56 капитан первого ранга Л. Сучков у переборки в первый отсек. Офицеры до конца выполнили свой долг.
Командир АПЛ К-56 капитан второго ранга Леонид Хоменко оценил обстановку : первые два отсека затопляются, со вторым связи нет, по трубам вентиляции очевидно появление хлора. Лодку мог спасти только ход. Штурман определил маршрут к ближайшей отмели, и вскоре лодка оказалась на мели у мыса Гранитный.
Спустя шесть месяцев гвардейская атомная подводная лодка К-56 вернулась в строй. В 1992 году была выведена из состава ТОФ и утилизирована.
Поправки к тексту: Пульт ГЭУ на ПЛАРК 675-го проекта находился в *-м отсеке,а не в 7-м; Болт вставляли со стороны третьего отсека не в клинкет, а кремальерный запор переборочной двери; Руководил борьбой за живучесть в 1-м отсеке командир БЧ-3 лейтенант Кучерявый Александр Николаевич.
Геннадий, здравствуйте. Вы насколько полно владеете информацией по данной катастрофе? В сети много разных ее изложений и толкований. Был бы признателен и за Вашу оценку. Пишите на kucher49@rambler.ru
Не ядовитый хлорный газ, а хлористый водород!!
Не угарный хлорный газ, а хлористый водород!!