На четвертый год войны условия для действий подводных лодок стали несколько легче. Противник, понеся потери от ударов наших войск на сухопутном фронте, вынужден был перебросить туда часть своих сил, и прежде всего авиацию. Усилилось движение конвоев и одиночных судов вдоль побережья Северной Норвегии, особенно когда началась эвакуация немецких войск из Заполярья.
Несколько снизилась минная угроза, так как ранее выставленные заграждения под воздействием приливных явлений и штормов значительно разредились, а подновление их было незначительным. На некоторых подводных лодках были установлены гидролокаторы, что облегчало борьбу с минами. Однако система противолодочной защиты морских коммуникаций противника в 1944 году все же продолжала оставаться сильной. Количество используемых для этих целей подводных лодок даже увеличилось.
В 1944 году Северный флот пополнился новыми силами — авиацией и торпедными катерами. В течение первой половины года количество самолетов увеличилось почти вдвое. Это позволило значительно расширить привлечение авиационных сил к борьбе с морскими перевозками противника. В отдельные периоды авиация уничтожала больше транспортов противника, чем подводные лодки. Значительных успехов добились и торпедные катера.
Увеличение численного состава сил флота и накопление опыта их совместной деятельности против конвоев в сочетании с возрастанием гибкости системы управления силами сделали возможным переход к более сложным формам борьбы — проведению специальных операций по нарушению морских сообщений противника.
Сущность операций заключалась в нанесении разнородными силами флота согласованных ударов по конвоям противника на всем пути их следования от Тромсё до Варангер-фьорда, включая порты погрузки и выгрузки. Операции продолжались обычно две-три недели и приурочивались к периодам наиболее интенсивного движения конвоев. В операциях участвовали максимально возможное число подводных лодок, самолетов, надводных кораблей, а также береговая артиллерия. Подводные лодки в операциях развертывались в нависающую завесу вдоль северного побережья Норвегии. Линия, разделявшая зоны действий подводных лодок и надводных кораблей, проходила по пеленгу 35° от мыса Сейбунес.
Основой успеха операции считалась непрерывная разведка, которую вели все силы и средства. Они должны были взаимно информировать друг друга о движении обнаруженного конвоя и наводить на него ударные группы. В промежутках между операциями, длившихся обычно два-три месяца, велись повседневные (систематические) боевые действия.
Первая операция проводилась в период с 16 января по 5 февраля. Лодки, участвовавшие в операции, были сведены в три группы. Семь средних и малых лодок составили ударную группу, две лодки типа С и Л — разведывательную, две средние лодки — резерв. Нелетная погода затрудняла действия разведывательной авиации, поэтому лодки из ударной группы, развернутые в завесе от о.Арнё до мыса Сейбунес, приступили к самостоятельному поиску вражеских конвоев и судов.
19 января подводная лодка М-201 (командир капитан-лейтенант Н.И.Балин), вышедшая в свой первый боевой поход, обнаружила на рейде порта Берлевог транспорт. Двухторпедным залпом М-201 потопила судно противника. На следующий день лодка С-102 (командир капитан 2 ранга Л.И.Городничий) в районе мыса Нордкин уничтожила шедший в составе конвоя минный заградитель.
28 января лодка С-56 (командир капитан 3 ранга Г.И.Щедрин) на позиции у мыса Слетнес потопила следовавший в охранении двух сторожевых кораблей и нескольких больших охотников крупный танкер.
31 января М-105 (командир 3 ранга В.Н.Хрулев) у мыса Маккаур повредила транспорт, который затем выбросился на берег. 3 февраля М-108 (командир капитан-лейтенант И.И.Юдович), сменившая на позиции М-105, потопила вражеский транспорт.
В результате проведенной североморцами операции были потоплены 5 транспортов и 2 танкера, повреждены транспортное судно и сторожевой корабль противника.
Опыт проведения операции показал сложность организации совместных действий надводных, подводных и воздушных сил флота, особенно в период полярной ночи и в неблагоприятных метеорологических условиях. В шторм не могли выйти в море катера. Из-за частой нелетной погоды подолгу простаивала на аэродромах бомбардировочная и разведывательная авиация. Тем не менее можно говорить об успехе первой операции флота. Была подтверждена возможность взаимодействия разнородных сил флота, целесообразность участия в операции подводных лодок. Кроме того, операция, отвлекая на себя значительные силы противника — корабли и авиацию, тем самым облегчала решение другой задачи — прикрытие движения союзных конвоев.
Следующая операция была проведена во второй половине февраля. Авиация и торпедные катера не смогли действовать активно. В период операции боевого успеха добились подводная лодка М-119 (командир капитан-лейтенант К.М.Колосов), потопившая транспорт противника, и подводная лодка С-56 (командир капитан 3 ранга Г.И.Щедрин), повредившая другой транспорт.
С 16 по 31 мая 1944 года была проведена третья операция. В этот период разведывательной авиации удалось навести подводные лодки С-15 и М-201 на конвои противника. События развертывались следующим образом.
К вечеру 25 мая подводные лодки С-15 (командир капитан-лейтенант Г.К.Васильев) и М-201 (командир капитан-лейтенант Н.И.Балин) получили от воздушной разведки сообщение об обнаружении в районе мыса Нордкин конвоя противника.
Конвой в составе 5 транспортов и 25 кораблей охранения (5 миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 10 сторожевых катеров, 4 тральщиков) следовал в направлении на восток. Командир М-201 полным ходом направил лодку в надводном положении к мысу Маккаур, где рассчитывал перехватить неприятеля. Поздней ночью лодка прибыла в район предполагаемой встречи с конвоем. Приблизившись к берегу, командир заметил вражеские корабли, а затем и суда конвоя. Двухторпедным залпом М-201 потопила сторожевой корабль. На лодке слышали два взрыва. Балин предположил, что под удар попал транспорт, оказавшийся в створе с торпедированным кораблем конвоя.
Одновременно с М-201 на перехват конвоя двинулась подводная лодка С-15. Как и первая лодка, С-15 шла полным ходом в надводном положении. На подходе к минным заграждениям С-15 погрузилась и далее следовала под водой. На исходе суток она прибыла в расчетную точку близ мыса Харбакен. Конвой был обнаружен около 4 часов. Через 30 минут с дистанции 14 кабельтовых С-15 выстрелила четырьмя торпедами по концевому судну. Взорвались три торпеды. Позже выяснилось, что лодка потопила немецкий транспорт.
29 мая подводная лодка С-103 (командир капитан 3 ранга Н.П.Нечаев) в районе Порсангер-фьорда атаковала четырьмя торпедами три тральщика противника, шедших на восток строем уступа. Два корабля были потоплены и один поврежден.
Очередная операция была проведена в период с 10 по 25 июня 1944 года. В ней участвовало пять подводных лодок. Четыре из них (С-104, С-14, М-200, М-201), пользуясь данными самолетов-разведчиков, последовательно атаковали вражеский конвой. Особенно удачны были действия лодки С-104 (командир капитан 3 ранга В.А.Тураев), одним залпом она потопила транспорт и два корабля охранения противника.
Обстановка при этом складывалась следующим образом. 20 июня около 2 часов ночи на лодке была получена радиограмма штаба флота, в которой указывались координаты обнаруженного конвоя. Командир направил лодку в район мыса Скальнес, где предполагалась встреча с судами противника. В 7 часов 30 минут, дойдя до намеченной точки, С-104 начала движение вдоль берега. Долго ничего не было видно. Только в четвертом часу дня были обнаружены дымы и мачты большого числа кораблей. Стало очевидно, что это необычный конвой. Скоро командир лодки смог различить два транспорта в охранении восьми кораблей. Над конвоем барражировали два самолета. Несмотря на это, командир С-104 решил нанести удар по головному транспорту и начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. В 16 часов 17 минут лодка легла на боевой курс 220°, имея скорость 4 узла. Непосредственно перед залпом командир лодки обнаружил, что головной транспорт и два корабля охранения (один с правого, другой с левого борта) сливаются в одну цель. В 16 часов 27 минут по цели были выстрелены четыре торпеды с временным интервалом 8 секунд. Дистанция до ближних кораблей охранения была 3—4 кабельтова, а до транспорта — 12 кабельтовых. Не опуская перископа, командир С-104 наблюдал за ходом торпед. Он видел, как у борта ближайшего корабля охранения взметнулся столб огня и воды. Через несколько секунд такие же взрывы последовали у борта транспорта и еще одного корабля охранения. Это был мастерский удар, одним залпом оказались поражены сразу три цели. Выдающийся боевой успех С-104 стал свидетельством дальнейшего роста боевого мастерства североморских подводников.
9 июля 1944 года началась новая операция. К участию в ней были привлечены подводные лодки Щ-402, С-14, С-56, М-200, Л-15, авиация и торпедные катера.
Действия происходили в условиях полярного дня. Вечером 14 июля воздушная разведка обнаружила в проливе Магерёсунд крупный конвой, шедший на восток. Подводные лодки С-56 (командир капитан 2 ранга Г.И.Щедрин) и М-200 (командир капитан-лейтенант В.Л.Гладков), получив от самолетов данные об этом конвое, направились на его перехват.
15 июля около 6 часов лодка С-56 у мыса Харбакен обнаружила конвой. Четырехторпедным залпом она атаковала эсминец и транспорт. В результате атаки эсминец затонул. Транспорт из-за тумана не был виден, но, судя по двум взрывам торпед, получил повреждения. Следом за С-56, примерно через час, прорвав тройное кольцо охранения, конвой атаковала подводная лодка М-200. Двухторпедным залпом она повредила крупное транспортное судно. Обе лодки подверглись кратковременному преследованию.
Близкое совпадение по времени атак двух подводных лодок способствовало успеху их действий. Когда С-56 атаковала конвой, противник выделил для ее преследования часть кораблей охранения и, следовательно, М-200, атаковавшая несколько позднее, действовала в более благоприятных условиях.
Операция завершилась 17 июля нанесением массированного воздушного удара по скоплению судов в порту Киркенес и на стоянке в Бёк-фьорде. В результате североморцами были потоплены 4 транспорта, миноносец, 4 сторожевых корабля и 3 малых судна.
В августе 1944 года была проведена операция, в которой участвовали четыре подводные лодки (С-15, С-51, С-103, М-201), развернутые, как и прежде, в нависающую завесу. В этой операции подводные лодки впервые использовали бесследные электрические торпеды.
19 августа подводная лодка М-201 (командир капитан-лейтенант Н.И.Балин) обнаружила конвой, шедший в направлении к о.Вардё. Из-за плохой видимости командир не мог воспользоваться перископом. Ориентируясь по акустическим пеленгам, он провел лодку через кольцо охранения. В бесперископной атаке был потоплен вражеский сторожевой корабль.
23 августа подводная лодка С-15 (командир капитан 3 ранга Г.К.Васильев) получила от самолета-разведчика оповещение о движении неприятельского конвоя. Форсировав на глубине 80 минут минное поле, лодка подошла к берегу в районе мыса Слетнес. Утром 24 августа командир в перископ обнаружил конвой, состоявший из трех транспортов и 14 кораблей охранения. Сблизившись до дистанции 10 кабельтовых, С-15 четырьмя бесследными торпедами атаковала самое крупное судно. Две торпеды попали в цель. Транспорт пошел ко дну.
Отличилась и лодка С-103 (командир капитан 3 ранга Н.П.Нечаев). В своем пятом походе она, применив торпеды нового типа, атаковала крупный танкер с горючим. Командир наблюдал в перископ, как судно ушло под воду.
28 августа С-103 получила данные о движении конвоя. Для встречи с ним лодка должна была идти с максимальной экономией времени. Командир повел лодку кратчайшим путем. На перископной глубине форсировали минные заграждения. Риск оказался оправданным — в расчетную точку (мыс Харбакен) вышли вовремя. Вражеские корабли пройти не успели. Из четырех выпущенных лодкой торпед взорвались три. Были уничтожены две цели — транспорт и подошедший к нему в момент залпа корабль охранения.
Ярким примером умело организованного взаимодействия разнородных сил флота явился разгром конвоя в сентябре 1944 года. В этой операции участвовали подводная лодка, торпедные катера и авиация. 24 сентября лодка С-56 (командир капитан 2 ранга Г.И.Щедрин) первой обнаружила конвой в районе мыса Нордкап и атаковала его. Залпом из четырех торпед был потоплен транспорт. Оторвавшись от преследования, Щедрин донес в штаб флота, что фашистские корабли движутся в направлении к Варангер-фьорду. На другой день на конвой обрушились торпедные катера, штурмовики и истребители морской авиации.
26 сентября в том же районе С-56, проникнув в глубь фьорда, обнаружила и уничтожила вражеский тральщик.
Больших успехов добились подводные лодки при проведении очередной операции в октябре 1944 года. Вначале в операции участвовали лодки С-51, В-2, С-104, С-102, М-171, позднее на смену им были направлены лодки С-14, С-101, Б-4, В-3, Л-20. Боевые действия охватывали пространство от о.Вардё до о.Магерё, впоследствии район был расширен до о.Лоппа.
10 октября подводная лодка С-51 (командир капитан 3 ранга К.М.Колосов) обнаружила конвой. Два транспорта следовали в охранении миноносца, сторожевика и тральщика. Сблизившись с транспортом на дистанцию 7 каб, лодка выстрелила по нему четырьмя бесследными торпедами. На пути торпед оказался миноносец. Две из них он принял своим бортом, после чего быстро затонул. Атакованный транспорт загорелся и потерял ход.
11 октября в районе Лаксе-фьорда по данным воздушной разведки подводная лодка В-2 (командир капитан-лейтенант А.С.Щекин) обнаружила и четырехторпедным залпом потопила сторожевой корабль. 12 октября та же лодка обнаружила конвой в составе транспорта и трех кораблей. С дистанции 18 кабельтовых четырехторпедным залпом транспорт был потоплен.
Вечером 16 октября лодка М-171 (командир капитан-лейтенант Г.Д.Коваленко), получив сведения о выходе конвоя из Киркенеса, заняла выгодную для себя позицию (со стороны берега). По шуму винтов акустик определил направление приближения конвоя. М-171 вышла в атаку на транспорт. Через несколько секунд после залпа подводники услышали взрыв торпеды.
Удачно действовала лодка С-104. В октябре она потопила три вражеских корабля.
18 октября в районе мыса Нордкин подводная лодка В-4 (командир капитан 3 ранга Я.К.Иосселиани) потопила одиночный танкер, а 20 октября уничтожила еще два транспорта противника. 16 октября в районе Лаксе-фьорда лодка С-14 (командир капитан 3 ранга В.П.Каланин) потопила два тральщика, а 20 октября — транспорт из состава конвоя. 31 октября С-101 (командир капитан-лейтенант Н.Т.Зиновьев) успешно атаковала эскадренный миноносец и тральщик противника.
В течение года активно действовали минные заградители. Подводная лодка Л-20 совершила шесть боевых походов на постановку мин у берегов противника, лодки Л-15 и Л-22 также выполнили несколько минных постановок на вражеских коммуникациях. За год подводники поставили более 170 мин.
В 1944 году на вооружении подводных минных заградителей появились плавающие мины. Это дало возможность выполнять маневренные минные постановки, сущность которых состояла в следующем. Подводный минный заградитель выходил вперед конвоя и начинал ставить мины с таким расчетом, чтобы средняя мина из серии выставленных им оказалась на курсе головного судна. Важно было правильно определить время начала постановки, а это целиком зависело от точности определения элементов движения цели.
Наиболее успешными были действия подводных лодок В-4, С-56, С-103, С-14, потопивших по нескольку вражеских транспортов. Всего за год подводные лодки Северного флота потопили 22 транспорта и 15 кораблей противника. Для действий на коммуникациях лодки совершили 78 боевых походов (из них 36 для действий в группах в оперативном взаимодействии с другими силами флота и 42 для самостоятельных действий). Было выполнено 50 торпедных атак, израсходовано более 130 торпед (из них 14 электрических торпед ЭТ-80). Все атаки, за исключением трех, были проведены по охраняемым транспортам. Стрельба торпедами в основном производилась двух- и четырехторпедными залпами.
За образцовое выполнение боевых заданий Краснознаменная бригада подводных лодок была награждена орденом Ушакова I степени. Подводные лодки С-51, С-56 стали именоваться Краснознаменными. Капитану 2 ранга Г.И.Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза.
С февраля 1945 года боевые действия подводных лодок Северного флота фактически прекратились. Всего за время войны 47 подводных лодок, участвовавших в боевых действиях, совершили 424 боевых похода, в том числе 372 в целях борьбы с морскими перевозками противника. Лодки выполнили 260 торпедных атак, израсходовали 674 торпеды (70% — по конвоям без прорыва охранения). В среднем на один потопленный транспорт расходовалось более четырех торпед. Средняя дистанция стрельбы составляла 10 кабельтовых. В начале войны стрельба производилась в основном одиночными торпедами, в дальнейшем часто применялись двух- и четырехторпедные залпы.
Большинство торпедных атак было проведено днем с использованием перископа. Отдельные атаки выполнялись по данным шумопеленгатора (особенно показательна атака подводной лодки М-201 в августе 1944 года) или с применением перископа и шумопеленгатора (перископно-акустические атаки). В 1943—1944 гг. было выполнено пять глубоководных атак со стрельбой торпедами с глубины 20—25 метров.
Минное оружие подводные лодки применяли для постановки минных банок на шхерных фарватерах, в узкостях, на выявленных путях движения конвоев противника. Было поставлено 886 мин, на которых подорвалось 12 транспортов противника. Для минных постановок подводные лодки совершили 46 выходов (1941 г. — 8, 1942 г. — 15, 1943 г. — 14, 1944 г. — 9).
В начале войны, в основном, применялся позиционный метод боевого использования подводных лодок. Впоследствии стало практиковаться крейсерство в ограниченных районах. К концу войны подводные лодки перешли на групповые действия. В практику вошло взаимодействие их с другими силами флота, и в первую очередь с разведывательной авиацией. По количеству потопленных транспортов подводные лодки вышли на первое место среди других сил Северного флота. За успешные боевые действия подводные лодки С-101, С-104, Л-22 были награждены орденом Красного Знамени, лодка С-56 стала именоваться Гвардейской. Капитану 2 ранга И.Ф.Кучеренко было присвоено звание Героя Советского Союза.
Британские подводные лодки в Заполярье
В предвоенный период советско-английские отношения нельзя было назвать особенно теплыми из-за резких идеологических разногласий, но, именно в военно-морской области существовало определенное взаимопонимание.
После длительных переговоров 17 июля 1937 года было заключено советско-британское морское соглашение. Страны в 1938 – 39 годах информировали друг друга о закладке и вступлении в строй новых кораблей, их названиях и составе вооружения.
В предвоенный период в Англии закуплены эхолоты для подлодок, гирокомпасы, секстаны и т.д. Еще 15 июня 1941 британский премьер-министрУ.Черчилль информировал президента США Ф.Рузвельта о том, что в случае войны Германии и СССР, он выступит за сотрудничество с Советским Союзом. За три дня до этого, 12 июня последовало указание военному ведомству от правительства Англии о формировании военной миссии. Она должна была находиться в постоянной готовности немедленно вылететь в Россию. Действительно, адмирал тыла Майлс с рабочим аппаратом прибыл в Москву уже 25 июня.
Вначале предполагалось, что в Арктике должна будет оперировать английская ударная группа из 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 тральщиков. Пунктбазирования – либо Мурманск, либо архипелаг Свальбард (Шпицберген). Группу должен был возглавлять кэптен Р.Биван. Он лично провел рекогносцировку мест возможного базирования и доложил, что в Мурманске слаба противовоздушная оборона, а Свальбард непригоден для длительного пребывания кораблей, даже имея, как планировалось, плавучий тыл из 2 танкеров и 2 транспортов. В начале июля в штаб Северного флота прибыла английская военно-морская делегация.
В ее состав входили контр-адмирал Майлс, кэптен Вейберт, полковники авиации Берд, Пирс и некоторые другие офицеры. Они изучили вопрос о возможности базирования английских кораблей и приема конвоев. Конечно, совсем обойти стороной советско-британские контакты в послевоенной мемуарной литературе было нельзя, но в то время, когда они создавались, хвалить что-либо «буржуазное» также было нельзя. В мемуарах адмирала Головко большой акцент сделан на «особые» английские вопросы группы Майлса – «можем ли мы организовать для английских матросов тюрьму на берегу, есть ли у нас дом терпимости» и т.д. На основании полученных докладов Адмиралтейство обратилось в советскую военную миссию в Лондоне с предложением отправить в Арктику 2 подводные лодки, которые будут базироваться на Полярное, как и советские. Подводные лодки планировалось использовать для борьбы на коммуникациях и прикрытия прибывающих конвоев. При этом английские лодки намечалось использовать не у побережья, а в более мористых районах. 20 июля вопрос был окончательно решен, и уже 26-го из Клайда вышла первая подводная лодка – «Tigris», a 1 августа курс на Кольский залив взяла вторая подводная лодка – «Trident». Английские подводные лодки действовали парами. Когда первая пара ушла, на смену ей пришла вторая. 6 ноября лейтенант-коммандер Колвин привел в Полярное «Sealion», а 10 ноября лейтенант Райкес – «Seawolf». После короткого отдыха «Sealion» 14 ноября вышла в море и 18 ноября артиллерией расстреляла небольшой танкер, который шел в Киркинесс с бензином. «Seawolf» («Морской волк») – вышла 17 ноября в район Варде. 24 ноября подводная лодка заметила в Сюльте-фьорде пароход. Во время атаки, проведенной из надводного положения, одна из торпед изменила курс и едва не попала в саму подводную лодку. По воспоминаниям подводников, она прошла мимо с шумом, напоминающим звук пикирующего бомбардировщика. Командир приказал открыть огонь из палубного орудия. Транспорт получил повреждения, но, не затонул. Во втором своем походе «Sealion» потопила норвежский пароход. Это была последняя победа английских подводных лодок, базирующихся на Кольский залив. Последний, десятый поход выполнила «Seawolf» с 5 по 20 декабря. Погода стояла очень плохая, судоходство заметно уменьшилось, и одна единственная атака не увенчалась успехом.
21 декабря «Sealion» отправилась в Англию, попутно приняв участие в операции «Anklet» – рейд английских надводных кораблей на Лофотенские острова. Подводная лодка обеспечивала навигацию, стоя в Вест-фьорде с зажженными огнями. 5 января ушла домой и «Seawolf».
На смену пришла подводная лодка «Sturgeon», но она появилась в Полярном 11 января. Подводная лодка двигалась в охранении конвоя PQ-7, причем пришедшие вместе тральщики так же остались на Севере, а два эсминца ушли с обратным конвоем. Долго повоевать в Арктике «Sturgeon» не пришлось. В северные воды пришел «Tirpitz» и занял все внимание англичан. На Северном флоте о немецком линкоре узнали из директивы заместителя наркома ВМФ адмирала И.С.Исакова, которая основывалась на английских данных. Подводники, возможно, получили сведения напрямую, так как упомянутая директива пришла на флот 20 января.
А уже в тот же день согласно особому указанию наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова, две подводные лодки – «Trident», которая шла в Полярное, и «Sturgeon» – развернулись в завесе на выходе из Тронхейма. Причем это указание вызвано обращением Британского Адмиралтейства лично к Н.Г.Кузнецову с просьбой – впредь английские подводные лодки и некоторые советские использовать как «сторожей» против «Tirpitz». Английским подводным лодкам выделялся район: северная широта 20 градусов 46 минут на выходе из Тронхейма. Наши подводные лодки располагались в районе острова Рест. 21 января из Полярного вышли К-1 и К-3, образовав завесу севернее Тронхейма.
До 28-го числа английская подводная лодка находилась на позиции, затем перешла к западным берегам Норвегии и оттуда ушла домой. «Trident», не заходя в Полярное, вернулась после патрулирования в Англию. В дальнейшем английские подводные лодки заходили в Полярное, но только для заправки горючим и короткого отдыха. 30 мая в охранении конвоя PQ-16 прибыли в базу «Trident» и «Seawolf». (Как правило, две подводные лодки включались в типовое охранение конвоя на Север России. Одна из их задач заключалась в потоплении поврежденных и оставленных командой транспортов). «Seawolf» пpocтoяла в Мурманске до отхода обратного конвоя, a «Trident» совершила короткий выход. 12 июня пл пошла на позицию, ограниченную координатами 70 градусов 40 минут – 71 градус 10 минут и 37 градусов 48 минут – 39 градусов 20 минут с задачей противолодочной обороны. Успеха поход не имел.
В целом в Арктике немцы в 1942 году потопили нашу подводную лодку М-175, а мы двумя годами позднее потопили германскую U639. Все остальные атаки подводных лодок против лодок закончились безрезультатно. Так 26 июня 1942 года на прикрытие конвоя QP-13 вышли наши К-22, К-2, Щ-403 и «Seawolf», позицию которым назначили в 150 милях севернее острова Фулей. 27 июня в море вышла «Trident» с задачей охранения конвоя до 25-го градуса и далее самостоятельно следовать в метрополию. Все английские лодки, кроме названий, во время войны имели из соображений скрытности тактический номер: «Tigris» – N63, «Trident» – N61, «Seawolf» – 47S, «Sealion» – 72S, «Sturgeon» – 73S. Из подводных лодок, участвовавших в боях на Северном флоте, погибла лишь «Tigris» 10 марта 1943 года. В том же году «Sturgeon» передали голландцам и переименовали в «Zeehond». Остальные подводные лодки находились в строю до конца войны.
В послевоенные года Северный флот продолжал совершенствоваться — стал атомным, ракетоносным, океанским. В сентябре 1955 года впервые в мире в Белом море был произведен старт баллистической ракеты с подводной лодки, а в июне 1956 года первая подводная лодка Б-67 с баллистическими ракетами была принята в состав Северного флота. 1 июля 1958 года был поднят Военно-Морской флаг на первой отечественной атомной подводной лодке К-3 (впоследствии получившей наименование «Ленинский комсомол»), 10 апреля 1959 года ПЛА К-3 вступила в состав Северного флота. В сентябре 1960 года произведен первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения подводной лодкой Б-67.17 июля 1962 года, совершив поход подо льдами Арктики, атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» впервые в истории всплыла в районе Северного полюса, где её экипаж водрузил Государственный флаг СССР и Военно-Морской флаг. Всего с 1962 года Североморский Подплав побывал на Северном полюсе и выполнял задачи в приполюсных районах более трехсот раз. В 1966 году отряд подводных лодок Северного флота совершил групповое кругосветное плавание, пройдя без единого всплытия 25 000 миль. В сентябре 1963 года две атомные подводные лодки Северного флота впервые в истории совершили переход подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот.
Подводниками Северного флота с 1962 по 1996 годы было совершено более трехсот походов в приполюсные широты. Более двадцати пяти подводных лодок провели межфлотские переходы Северным морским путем с Северного на Тихоокеанский флот и с Тихоокеанского — на Северный.
На боевом счету Североморского Подплава — сотни дальних океанских походов и напряженных Боевых служб, общая продолжительность которых по времени составляет более века, за кормой подводных лодок — более 6 миллионов морских миль. В настоящее время атомные ракетные и торпедные подводные лодки составляют основу современного Северного флота. Северный флот — самый мощный из всех военных флотов России. Наличие этого флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав и заставляет ведущие западные государства считаться с ее национальными интересами.
Вечная слава погибшим подводникам!
февраль 1944 г. Великая Отечественная война. Северный флот. Погибла на минном заграждении MW-30 или Sperre-III малая подводная лодка М-108. Погибли:
- капитан-лейтенант Юдович Иосиф Ильич – командир ПЛ, г. Владивосток
- лейтенант Литовченко Владимир Акимович – помощник командир ПЛ, Воронежская область. г. Острогожск
- лейтенант Аверьянов Василий Павлович – командир БЧ-3, Татарская АССР, по. Алексеевская
- старший лейтенант-инженер Павлов Георгий Алексеевич – командир БЧ-5, г. Липецк
- краснофлотец Бабушкин Павел Иванович – акустик
- старшина 2 статьи Волков Иван Васильевич — командир отделения рулевых
- краснофлотец Демьяненко Василий Тихонович – командир отделения акустиков
- главный старшин Злобин Павел Борисович – старшина группы рулевых (боцман)
- старший краснофлотец Иваницкий Николай Яковлевич – командир отделения радистов
- старший краснофлотец Каптанов Константин Павлович – трюмный
- главный старшина Князев Василий Иванович – командир группы электриков, г. Мурманск
- старшина 2 статьи Комиссаров Николай Александрович – командир отделения штурманских электриков
- старшина 2 статьи Кузнецов Николай Иванович – командир отделения мотористов
- старший краснофлотец Куценко Федор Павлович – старший электрик
- главный старшина Обыдов Николай Герасимович – старшина группы мотористов
- краснофлотец Саклаков Михаил Гавриилович – командир отделения штурманских электриков
- старший краснофлотец Снежков Иван Григорьевич – старший рулевой
- главный старшина Сорокин Леонид Моисеевич – старшина группы СКС
- краснофлотец Сорокотяга Гавриил Иванович — трюмный
- краснофлотец Тельбухов Василий Васильевич – старший моторист
- старший краснофлотец Труль Борис Павлович – командир отделения торпедистов
- главный старшина Фролов Василий Николаевич – командир отделения трюмных
- краснофлотец Юдин Виктор Федорович – рулевой
март 1944 г. Великая Отечественная война. Северный флот. Погибла на минном заграждении HW (позиция Н) предположительно у мыса Берленог средняя подводная лодка «С-54». Погибли:
- капитан 3 ранга Братишко Дмитрий Кондратьевич – командир ПЛ, 1909 года
- капитан-лейтенант Феоктистов Филипп Яковлевич – помощник командира ПЛ, 1909 года
- старший лейтенант Тихонов Константин Митрофанович – командир БЧ-1, 1915 года
- инженер капитан-лейтенант Негашев Донат Иванович – командир БЧ-5, 1919 года
- техник-лейтенант Ройзен Зельман Ефимович — командир моторной группы, 1921 года
- старший лейтенант Бирюков Иван Ильич – дублер командир БЧ-1, 1918 года
- старший лейтенант Сергеев Василий Константинович – командир БЧ-2,3 ПЛ С-101, 1915 года
- капитан 3 ранга Полищук Макар (Макарий) Владимирович – минер 2ДнПЛ БРПЛ СФ, 1905 года
- старший лейтенант мс Тарасов Николай Зотович – старший военфельдшер, 1918 года
- краснофлотец Базылев Михаил Павлович – электрик, 1922 года
- старший краснофлотец Богачев Михаил Павлович – старший моторист, 1918 года
- главный старшина Бучин Василий Михайлович – старшина группы трюмных, 1915 года
- старшина 2 статьи Вашкевич Казимир Марьянович – командир отделения штурманских электриков, 1919 года
- краснофлотец Воронков Константин Михайлович – строевой, 1921 года
- мичман Галкин Петр Алексеевич – старшина группы электриков, 1911 года
- старший краснофлотец Глущенко Василий Тимофеевич (Трифонович) – старший рулевой, 1918 года
- краснофлотец Горбенко Иван Иванович – торпедист, 1918 года
- краснофлотец Городецкий Иван Александрович – электрик, 1922 года
- краснофлотец Грушин Иван Михайлович – старший комендор, 1922 года
- краснофлотец Давыдов Василий Константинович – моторист, 1914 года
- краснофлотец Жигалов Сергей Иванович – рулевой, 1920 года
- старшина 2 статьи Иванов Петр Андреевич – командир отделения торпедистов, 1917 года
- старшина 2 статьи Иванов Петр Макарович (Маркович) – командир отделения комендоров, 1919 года
- старшина 2 статьи Капелькин Александр Александрович – командир отделения мотористов, 1915 года
- краснофлотец Капенос (Капинос) Демьян Васильевич – кок, 1918 года
- краснофлотец Кирьянов Григорий (Георгий) Кириллович – рулевой, 1923 года
- краснофлотец Коваленко Николай Иванович – моторист, 1922 года
- старшина 1 статьи Колесов Николай Иванович – командир отделения рулевых, 1913 года
- краснофлотец Крамаренко Николай Павлович (Иванович) – акустик, 1923 года
- старший краснофлотец Кротов Борис Григорьевич – старший моторист, 1917 года
- краснофлотец Листков Павел Николаевич – электрик, 1918 года
- мичман Лосев Николай Николаевич – старшина группы мотористов, 1911 года
- старшина статьи Масленников Виктор Николаевич – командир отделения СКС, 1917 года
- старший краснофлотец Морозов Александр Иванович – старший электрик, 1918 года
- краснофлотец Мясников Александр Федорович – радист, 1922 года
- старшина 2 статьи Нищенко Виктор Петрович – командир отделения электриков, 1914 года
- главный старшина Новиков Александр Кириллович – старшина группы рулевых (боцман), 1916 года
- краснофлотец Плоцкий Павел Михеевич – рулевой, 1920 года
- краснофлотец Рогоза Иван Калинович – старший акустик, 1923 года
- краснофлотец Рощин Николай Алексеевич – трюмный, 1921 года
- мичман Рябчиков Михаил Иванович – старшина группы торпедистов, 1911 года
- краснофлотец Семенихин Петр Иванович – рулевой, 1924 года
- старшина 1 статьи Семенчинский Николай Ильич – старшина группы радистов, 1916 года
- краснофлотец Сергеев Владимир Сергеевич – командир отделения радистов, 1919 года
- краснофлотец Соколов Константин Васильевич – моторист, 1919 года
- краснофлотец Трофимов Михаил Михайлович – торпедист, 1922 года
- старшина 2 статьи Фадеев Николай Иванович – командир отделения акустиков с ПЛ С-102, 1922 года
- краснофлотец Хусаинов Муат Гайнутдинович – трюмный, 1924 года
- старшина 2 статьи Чаговец Сергей Григорьевич – командир отделения трюмных, 1917 года
- краснофлотец Яковенко Иван Михайлович – штурманский электрик, 1925 года
27 июля 1944 г. – Великая Отечественная война. Северный флот.. Гибель средней подводной лодки «В-1» («Санфиш») СФ. Потоплена по ошибке самолетом английским самолетом «Либерейтор» во время перехода в Полярный в Норвежском море. Данные с сайта http://www.deepstorm.ru/ «Штурм глубины» Автор капитан 3 ранга запаса Николаев Андрей Станиславович и с сайта «ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html специализированной организации — корпорации «ЭЛАР».
- капитан 2 ранга Фисанович Израиль Ильич – командир ПЛ (Одесса)
- капитан-лейтенант Редькин Григорий Семенович – помощник командир ПЛ (Ленинград)
- старший лейтенант Башкинов Диамид Васильевич – командир БЧ-1 (Ленкорань)
- старший лейтенант Апрелков Николай Васильевич – командир БЧ-3 (Челябинская область)
- старший инженер лейтенант Мартынов Аркадий Васильевич – командир БЧ-5 (Сормово)
- старший инженер лейтенант Свердель Илья Ефимович – командир моторной группы (Харьков)
- старший лейтенант медицинской службы Савченко Василий Петрович – начальник медицинской службы (Киевская область)
- старший лейтенант Падчин Николай Николаевич – представитель СМЕРШ
- Равенсдейл С. – офицер связи королевских ВМС Великобритании
- главный старшина Николаев Валентин Филадельфович – переводчик (Могилевская область)
- главный старшина Андрющенко Иван Иванович – старшина группы рулевых (боцман) (Николаевская область)
- старший краснофлотец Белкин Евгений Абрамович – моторист (Воронеж)
- старший краснофлотец Воронин Иван Михайлович — моторист (Ивановская область)
- старшина 2 статьи Гончар Владимир Павлович – командир отделения штурманских электриков (Полесская область)
- старший краснофлотец Горожанкин Михаил Александрович – старший моторист (Ярославская область)
- главный старшина Данилов Александр Александрович – старшина группы радистов (Архангельск)
- старший краснофлотец Егунов Борис Иванович – электрик (Харьков)
- старший краснофлотец Задорин Иван Михайлович – радист (Архангельск)
- старшина 2 статьи Кабанов Василий Михайлович – командир отделения торпедистов (Шуя)
- мичман Карпенко Алексей Дмитриевич – старшина группы электриков (Днепропетровская область)
- старший краснофлотец Комаров Илья Сергеевич – электрик (Калининская область)
- старший краснофлотец Кононов Евгений Гаврилович – моторист (Калининская область)
- краснофлотец Короткий Василий Васильевич – торпедист (Воронежская область)
- краснофлотец Крикотин Иван Михайлович – рулевой (Одесская область)
- старшина 2 статьи Логинов Василий Александрович – кок (Ярославская область)
- старший краснофлотец Лунин Николай Иванович – электрик (Краснодарский край)
- старший краснофлотец Мазуров Иван Иванович – старший рулевой (Смоленская область)
- старший краснофлотец Матвиенко Григорий Абрамович – рулевой (Донецкая область)
- старшина 2 статьи Мирошниченко Григорий Иванович – командир отделения рулевых (Кировоградская область)
- главный старшина Мягков Александр Петрович – старшина группы мотористов (Черниговская область)
- старший краснофлотец Немов Василий Андреевич – торпедист (Ульяновск)
- старшина 2 статьи Нефедов Александр Афанасьевич – комендор (Москва)
- краснофлотец Нечаев Петр Александрович – трюмный (Казань)
- старшина 2 статьи Николаенко Николай Фомич — командир отделения мотористов (Сумская область)
- старшина 2 статьи Николаенко Иван Иванович – командир отделения электриков (Винницкая область)
- старшина 2 статьи Павленко Иван Максимович – командир отделения комендоров (Полтавская область)
- краснофлотец Полозов Евгений Евстафьевич — строевой (Челябинск)
- старший краснофлотец Поченков Иван Андрианович – трюмный (Сталинградская область)
- краснофлотец Путинцев Василий Антонович – акустик (Воронежская область)
- старшина 2 статьи Разумков Георгий Павлович – командир отделения акустиков (Смоленская область)
- старший краснофлотец Ростовцев Николай Иванович — рулевой (Калининская область)
- краснофлотец Семенов Анатолий Михайлович – радист (Калининская область)
- старшина 2 статьи Сосновский Николай Дорофеевич командир отделения торпедистов (Каменец-Подольская область)
- старшина 1 статьи Сумнительнов Михаил Федорович – старшина группы трюмных (Кострома)
- мичман Торопцев Владимир Александрович – старшина группы торпедистов (Воронежская область)
- краснофлотец Туткевич Владимир Георгиевич – трюмный (Красноларский край)
- старшина 2 статьи Удивихин Александр Яковлевич – командир отделения СКС (Молотовская область)
- старшина 2 статьи Фуртас Петр Иосифович – командир отделения радистов (Полтавская область)
- старший краснофлотец Церетян Гурген Абгарович – моторист (Тбилиси)
- старшина 2 статьи Чижевский Николай Юрьевич – командир отделения радистов (Смоленская область)
- старшина 2 статьи Шубин Николай Михайлович – командир отделения трюмных (Ярославль)
21 сентября 1944 г. Великая Отечественная война. Северный флот. Потоплена своей авиацией гвардейская, краснознаменная средняя подводная лодка «Щ-402 Тигр» около Гамвик (Порсангер-фьерд)
- гвардии капитан 3 ранга Каутский Александр Моисеевич – командир ПЛ, 1906 года
- гвардии капитан-лейтенант Гелевер Демьян Кондратьевич – помощник командира ПЛ, 1918 год
- гвардии лейтенант Швырев Николай Ильич – командир БЧ-1, 1922 года
- гвардии старший лейтенант Красильщиков Абрам Наумович – командир БЧ-2,3, 1915 года
- гвардии инженер капитан 3 ранга Коновалов Василий Васильевич – командир БЧ-5, 1915 года
- гвардии старший лейтенант медицинской службы Балашков Михаил Васильевич – старший военфельдшер, 1921 года
- капитан-лейтенант Ковалев Леонид Вонифатьевич – дивизионный штурман, 1915 года
- старший лейтенант Широкий Николай Иванович – командир БЧ-1 ПЛ Щ-404
- гвардии мичман Добродомов Николай Федорович – старшина группы рулевых, 1912 года
- гвардии мичман Егоров Николай Андреевич – старшина группы торпедистов, 1912 года
- гвардии мичман Кукушкин Сергей Дмитриевич – старшина группы трюмных, 1912 года
- гвардии мичман Михеев Виктор Афанасьевич – старшина команды мотористов, 1913 года
- гвардии мичман Семенов Сергей Семенович – старшина группы электриков, 1915 года
- гвардии мичман Хромеев Николай Кузьмич – старшина группы радистов, 1915 года
- гвардии старший краснофлотец Беседин Петр Васильевич – рулевой, 1917 года
- гвардии старшина 1 статьи Брызгалов Сергей Иванович – командир отделения рулевых, 1911 года
- гвардии краснофлотец Винокуров Алексей Семенович – трюмный, 1924 года
- гвардии старший краснофлотец Галянов Вениамин Алексеевич – радиометрист, 1919 года
- гвардии старший краснофлотец Гондюхин Иван Егорович – рулевой, 1918 год
- гвардии краснофлотец Егоров Николай Андреевич – акустик, 1912 года
- гвардии старший краснофлотец Злоказов Александр Васильевич – старший торпедист, 1917 года
- гвардии краснофлотец Казаков Анатолий Федорович – моторист, 1923 года
- гвардии краснофлотец Коваленко Николай Иванович – торпедист, 1923 года
- гвардии старшина 2 статьи Кушнарев Василий Сергеевич – специалист СКС, 1922 года
- гвардии старший краснофлотец Лопатин Валентин Иванович – торпедист, 1922 года
- гвардии старший краснофлотец Лысенко Николай Афанасьевич – торпедист, 1918 года
- гвардии старший краснофлотец Марченко Иван Ефимович – рулевой, 1918 года
- гвардии старшина 2 статьи Маслюк Алексей Емельянович – командир отделения трюмных, 1920 года
- гвардии старшина 2 статьи Мельников Арсений Сергеевич – командир отделения торпедистов, 1916 года
- гвардии краснофлотец Мигалкин Георгий Николаевич – моторист, 1922 года
- гвардии старший краснофлотец Никитин Михаил Петрович – старший трюмный, 1918 года
- гвардии краснофлотец Никитин Павел Матвеевич – электрик, 1921 года
- гвардии старшина 1 статьи Новак Давид Исаакович – командир отделения мотористов, 1915 года
- старшина 2 статьи Новиков Николай Васильевич – командир отделения акустиков резерва БрПЛ, 1921 года
- гвардии старший краснофлотец Парфентьев Евгений Федорович – старший электрик, 1921 года
- гвардии краснофлотец Пономарев Евгений Иванович – рулевой 1926 года
- гвардии старшина 2 статьи Порохов Виктор Иванович – штурманский электрик, 1912 года
- гвардии краснофлотец Разживин Василий Константинович – кок. 1922 года
- гвардии старший краснофлотец Рамазанов Рамазан Гасанович – рулевой, 1923 года
- гвардии старшина 1 статьи Смекаев Александр Николаевич – командир отделения электриков, 1913 года
- гвардии краснофлотец Сосунов Павел Спиридонович – комендор, 1920 года
- гвардии краснофлотец Томозов Николай Яковлевич – радиометрист, 1924 года
- гвардии старший краснофлотец Трофименко Мефодий Алексеевич – старший электрик, 1918 года
- гвардии старшина 2 статьи Чернавцев Алексей Михайлович – командир отделения мотористов, 1915 года
- гвардии краснофлотец Швецов Алексей Александрович – моторист, 1920 года