Бойко В. Трагедии Черноморского подплава

Подводная лодка «Лебедь»

Подводная лодка «Лебедь» типа «Барс» 2 июля 1915 года зачислена в списки кораблей Черноморского флота, в октябре 1915 года для Черного моря на заводе «Наваль» Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве. Спущена на воду 13 сентября 1917 года, но достроена не была.

В мае 1918 года захвачена в Николаеве австро – венгерскими войсками в 60% готовности. После ухода германских войск власть перешла к Украинской Народной Республике. В последующем достройка подводной лодки не производилась.

14 марта 1919 года подводная лодка перешла под контроль красного Украинского фронта. 17 августа 1919 года «Лебедь» захвачена в Николаеве частями Белой Армии. Была передана в состав Морских Сил Юга России Добровольческой Армии.

8 февраля 1920 года части красных захватили Одессу. 11 января 1920 года   после установления контроля над Одессой красными, на рейде продолжали оставаться еще три дня корабли английской эскадры. Английское командование было обеспокоено фактом оставления в Одессе двух почти достроенных подводных лодок «Лебедь» и «Пеликан» и приказало их уничтожить.

11 февраля 1920 года, неожиданно для красных войск, английские корабли открыли по порту сильный огонь, под прикрытием которого миноносцы вошли в гавань и захватили обе подводные лодки. Затем под предлогом блокирования порта затопили обе подводные лодки в южном проходе на подходах к порту.

   По неподтверждённым данным в 1926 году подводная лодка «Лебедь» была поднята и разобрана на металл. Но, скорее всего подводная лодка до сих пор лежит на грунте в районе порта Одессы. ЭПРОН не участвовал в подъеме подводной лодки.  

По состоянию на конец 2019 года достоверных данных об обнаружении и подъеме подводной лодки нет.

Подводная лодка «Лебедь» перед спуском на воду. Николаев. 1917 год.
Подводная лодка «Лебедь» перед спуском на воду. Николаев. 1917 год.

Подводная лодка «Пеликан»

В октябре 1915 года подводная лодка «Пеликан» заложена на эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве по проекту подводных лодок тип «Барс» для Черного моря под наименованием «Пеликан». 4 марта 1917 года спущена на воду.

В мае 1918 года подводная лодка захвачена в Николаеве австро-германскими войсками в 70% готовности. Однако подводная лодка не заинтересовала немецкое командование. В конце мая немцы признали право Украинской Державы на строящиеся в Николаеве корабли. Во время нахождения в составе Украинского Державного Флота подводная лодка носила наименование «Карась».

   После установления контроля над Одессой красными в 1920 году, на рейде продолжали оставаться еще три дня корабли английской эскадры. Английское командование было обеспокоено фактом оставления в Одессе двух почти достроенных подводных лодок — «Лебедь» и «Пеликан» и приказало их обезвредить.

11 февраля 1920 года, неожиданно для красных войск, английские корабли открыли по порту сильный огонь, под прикрытием которого миноносцы вошли в гавань и захватили обе подводные лодки. Затем под предлогом блокирования порта англичане затопили обе подводные лодки в южном проходе на подходах к порту. Подводная лодка «Пеликан» была затоплена на глубине шестнадцать метров, где представляла серьезную опасность для мореплавания.

12 августа 1924 года подводная лодка поднята Черноморской партией ЭПРОН.  После подъема «Пеликан» была сдана Комитету государственных фондов для демонтажа и разделки на металл.

Подъем корпуса подводной лодки «Пеликан».
Одесса. Август, 1924 года.
Приготовление к откачке воды из кормы «Пеликана» после подъема.
Николаев. 20 октября 1924 года.
Водолазы ЭПРОН в торпедном отсеке подводной лодки «Пеликан».
1924 год.

Подводная лодка  «Лосось»

Подводная лодка тип «Сом» заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт – Петербурге. Спущена на воду 5 сентября 1905 года, вступила в строй 25 мая 1906 года. 29 мая 1906 года вошла в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием на Либаву.

В августе 1907 года  по железной дороге была подводная лодка перевезена на Черное море и зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 24 августа 1909 года во время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. Подводная лодка погрузилась на глубину двадцать четыре метра с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов. В 1912 — 1913 годах находилась в капитальном ремонте.

   В период Великой (Первой мировой) войны «Лосось» находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Подводная лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь.

26 декабря 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. С февраля 1918 года находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками.

16 апреля 1919 года в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание захвата подводной лодки частями красных, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и поставлена на бочку. 26 апреля без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя.

Летом 1932 года во время тренировочных спусков «Лосось» обнаружена водолазами ЭПРОН на глубине пятьдесят семь метрови была поднята.    В годы Великой Отечественной войны находилась на грунте в Севастопольской бухте. В 1975 году подводная лодка «Лосось» поднята и сдана Севастопольской базе «Главвторчермета» для разделки на металл.

Подводная лодка «Лосось». Севастополь.
1912 год.
Подводная лодка «Лосось». Севастополь. Южная бухта.
1914-1916 гг.
Подводная лодка «Лосось» после подъёма.
1932 год.

Подводная лодка «Лосось» на базе «Главвторчермета» в Инкермане.
1974 год.

Подводная лодка «Судак»

Подводная лодка, шестая в серии подводных лодок тип «Сом», построена по инициативе Невского завода: 4 июня 1907 года правление Невского завода обратилось в Морской Технический Комитет с предложением о приобретении этой подводной лодки.

По решению Отдела Подводного Плавания подводную лодку приобрели для флота и по железной дороге отправили в Севастополь, где после проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под названием «Судак». 

В 1912-1913 годах «Судак» прошла капитальный ремонт. В июне 1913 года во время тренировочного плавания подводная лодка села на риф в Казачьей бухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернулась в Севастополь.

В период Великой (Первой мировой) войны подводная лодка «Судак» находилась в составе действующего флота и использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву.

26 октября 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту.

С февраля 1918 года находилась в порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачена германскими войсками. 24 ноября 1918 года захвачена англо-французскими войсками.

16 апреля 1919 года в ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание захвата подводной лодки частями красных, по распоряжению союзного командования выведена на рейд в Северную бухту и поставлена на бочку. 26 апреля без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования затоплена на внешнем рейде Севастополя.   

Летом 1932 года во время тренировочных спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине пятьдесят семь метров три подводные лодки – «Лосось», «Судак»и«Налим». Подводные лодки были подняты и не восстанавливались. Подводная лодка «Судак» была сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.

Подводная лодка «Судак». Севастополь.
1913-1916 гг
Подводная лодка «Судак». Севастополь.
1913-1916 гг
Подводная лодка «Судак» после подъема ЭПРОН.
1932 год.
Подводная лодка «Судак» на разделочной базе «Главвторчермета» в Инкермане. 1974 год.

Подводная лодка «Морж»

Официальная закладка подводной лодки «Морж» состоялась 25 июня 1911 года. 15 сентября 1913 года подводная лодка «Морж» спущена на воду.

В марте 1915 годана подводную лодкуустановили двигатели Дизеля и «Морж» перешла из Николаева в Севастополь. 8 апреля 1915 годаначаты ходовые испытания. 30 апреля 1915 годапосле окончания ходовых испытаний подводная лодка вступила в строй.

С 1915 по1917 года подводная лодкаприняла участие в Великой войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции, несение позиционной и разведывательной службы на входе в пролив Босфор, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила двадцать семь судов и парусников.

14 ноября 1915 годау пролива Босфор «Морж» атаковала линкор «Goeben» с дистанции 18 кабельтовых. После этого случая командование противника перестало использовать линкор для охраны турецких транспортов.16 апреля 1916 годаподводная лодка уничтожила торпедой, стоявший на мели пароход «Dubrovnik». Стоящий рядом парусный бриг также затонул.  7 июня 1916года«Морж»захватила в качестве трофея турецкий парусный бриг «Belguzar» с грузом керосина, следовавшего из Констанцы и по призовому праву привела бриг в Севастополь.10 февраля 1917 года«Морж» захватила у пролива Босфор три парусника с зерном. Так как призы не было возможности отвести в свой порт, они были уничтожены.

С12 по 15 мая 1917 года подводная лодка «Морж» погибла со всей командой на позиции у берегов Турции в районе Эрегли по неизвестной причине.  Посланные на поиск подводной лодки миноносцы захватили пленных, которые показали, что 12 мая видели бой подводной лодки с гидропланами. В мае 1918 года Германией был передан выловленный в море вблизи Босфора спасательный круг с надписью «Моржъ».

28 июня 1996 года на безымянной могиле русских моряков на территории Генерального консульства России в Стамбуле открыт памятник морякам подводной лодки «Морж». 

26 августа 2000 года у входа в пролив Босфор в Черном море на глубине 90 метров. международная подводная экспедиция обнаружила затонувшую неопознанную подводную лодку, которую по характерным признакам наличия решетчатых торпедных аппаратов Джевецкого можно считать подводной лодкой «Морж» (если только это не французская «Тюркуаз»).  Подводная лодка лежит на грунте почти на ровном киле. Кормовая оконечность длиной около двенадцати метров оторвана. Оторванная корма развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. Корма лежит с креном около 70° на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль возвышается над остатками кормовой оконечности, внутри которой хорошо различим один из двух 457-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, левый винт наполовину занесен илом. Правый гребной вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части. На рубке частично отсутствует легкая обшивка, местами различимы остатки леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над погибшей подводной лодкой, рубочный люк подводной лодки приоткрыт.   

По состоянию на окончание 2019 года подводная лодка к подъему не планировалась.

В мае 1917 года у берегов Турции погибла подводная лодка Морж» (причина мина или самолёт).

Погибли:

  1. старший лейтенант Гадон Альфред Стефанович – командир подводной лодки, 1905 года выпуска – морской корпус
  2. лейтенант фон Швебс Георгий Фридрихович – старший офицер, 1908 года выпуска – морской корпус
  3. мичман Шварц Владимир Сергеевич — штурман
  4. мичман Ковалевский Георгий Георгиевич – старший инженер-механик
  5. мичман Клиндух Николай Иванович – инженер-механик
  6. мичман Брысов Виктор Иванович – инженер-механик, 1916 года выпуска – морской корпус
  7. прапорщик Булах Николай – ученик школы прапорщиков
  8. прапорщик Семашко Станислав – ученик школы прапорщиков
  9. машинный кондуктор Петерсен Карл Янович
  10. унтер-офицер 1 статьи Аникин Александр Ефимович – Рязанская губерния Егорьевский уезд, Куплиянская волость
  11. машинист 2 статьи Бондарев Алексей Романович – Астраханская губерния, Царевский уезд, Владимирская волость
  12. рулевой Белоокий Никита Семёнович – Подольская губерния, Каменецкий уезд, Березанская волость
  13. унтер-офицер Владимиров Филипп Яковлевич – Воронежская губерния, Валуйский уезд, Белоколодезная волость
  14. телеграфный унтер-офицер 2 статьи Гапотченко Василий Харитонович – Полтавская губерния Кременчугский уезд Омельницкая волость
  15. радиотелеграфист Гамей Владимир Иванович – Подольская губерния, Литинский уезд, Овсяниковская волость
  16. машинист 1 статьи Гришин-Миронов Сергей Васильевич – Тульская губерния Веневский уезд, Толстовская волость
  17. старший электрик Данильченко Михаил Фёдорович
  18. старший электрик Зелик Евмен Кононович – Черниговская губерния, Стародубовский уезд, Бараньковская волость
  19. старший электрик Каплинский Григорий Иванович – Подольская губерния, Летический уезд (из дворян)
  20. моторный унтер-офицер 1 статьи Козелков Василий Тимофеевич – Самарская губерния, Бугульминский уезд, Добринская волость
  21. старший электрик Камынин Фёдор Петрович – Воронежская губерния Богучаровский уезд Ново-Криушиская волость
  22. электрик унтер-офицер 2 статьи Коновалов Александр Андреевич – Костромская губерния, Кинешминский уезд, Комаровская волость
  23. рулевой унтер-офицер Коломиец Иван Сергеевич – Полтавская губерния, Золотоношский уезд, Иреклеевская волость
  24. фельдшер унтер-офицер 2 статьи Кохаль Тимофей Минич
  25. моторист 1 статьи Мисюн Казимир Григорьевич – Киевская губерния, г. Черкассы
  26. минный машинист 1 статьи Макаренко Мефодий Семёнович – Полтавская губерния, Лубенский уезд, Лазорская волость
  27. сигнальщик боцманмат Мальцев Андриан Александрович – Вятская губерния Уржумский уезд, Буйская волость
  28. минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Никитченко Никифор Андреевич – Харьковская губерния Валскский уезд, Снежковская волость
  29. рулевой боцманмат Обиух Захар Леонтьевич – Черниговская губерния, Остерский уезд, Селипуковская волость, с. Бобрик
  30. моторный унтер-офицер 2 статьи Панин Фёдор Павлович – Нижегородская губерния, Княгининский уезд Ревезенская волость
  31. старший комендор Панченко Василий Кириллович – Киевская губерния, Черкасский уезд, Шелепухская волость
  32. рулевой боцманмат Пашинцев Николай Антонович – Воронежская губерния Задонский уезд, Тешевская волость
  33. моторный унтер-офицер 2 статьи Петров Александр Дорофеевич
  34. моторный унтер-офицер 2 статьи Петров Михаил Петрович – г. Петроград
  35. моторист 1 статьи Побийпеча Алексей Иванович – Харьковская губерния, г. Змиев
  36. рулевой боцманмат Смирнов Павел Андреевич – Тверская губерния Старицкий уезд, Кобелевская волость
  37. электрик Сидоренко Василий Дмитриевич – Воронежская губерния, Богучаровский уезда, Ясеневская волость
  38. машинист 1 статьи Тараканов Василий Фёдорович – Казанская губерния, Царево-Кокшайский уезд, Петриковская волость
  39. рулевой унтер-офицер Харченко Митрофан Алексеевич – Харьковская губерния, Лебедянский уезд, Алешанская волость
  40. матрос 1 статьи Чайкин Фёдор Яковлевич – Воронежская губерния, Богучаровский уезд, Калачская волость
  41. рулевой унтер-офицер Шибаков Александр Семёнович – Московская губерния, Подольский уезд, Островская волость

Подводная лодка «Морж». 1915 год.
Подводная лодка «Морж» в Севастопольском ДОКе.
1916 год.
Подводная лодка «Морж» в Севастополе. На заднем плане – госпитальное судно «Петр Великий». Лето 1915 года.
Подводная лодка «Морж» в Южной бухте Севастополя.
1916 год
Остов подводной лодки в районе носовой кромки рубки
Кормовой торпедный аппарат
Перископы в обрывках рыбацких сетей
Открытый рубочный люк, остатки леерных ограждений

Подводная лодка «Морж» в походе. Художник А.Заикин
Бой подводной лодки «Морж». Художник А.Заикин.

Подводная лодка «Орлан»

2 июля 1915 года подводная лодка тип «Барс» зачислена в списки кораблей Черноморского флота.

В октябре 1915 года заложена на эллинге отделения Балтийского завода «Наваль» в Николаеве для Черного моря под наименованием «Орлан». 12 ноября 1916 года спущена на воду.

В сентябре 1917 года вступила в строй, вошла в состав Бригады Подводного Плавания Черноморского флота с базированием на Севастополь.

26 октября 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту.  1 мая 1918 годапосле вступления германских частей в Севастополь перешла в боеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования. Получила бортовой номер ВМС Германии —  US2. Флаг ВМС Германии не поднимался – в состав флота не входила. 23 октября 1918 года передана флоту Украины без права подъема Андреевского флага.

24 ноября 1918 годаподводная лодказахвачена англо-французскими войсками. Поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера. Подводной лодке возвращено прежнее наименование.В 1919 году «Орлан» числилась в составе Морских Сил Юга России в качестве судна резерва.

14 апреля 1919 года подводная лодка выведена из Южной бухты и поставлена на бочки в Северной бухте.

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу английского командования подводная лодка «Орлан» выведена буксирами из порта и затоплена путем подрыва и открытия люков на внешнем рейде Севастополя. 

В 1925 году подводная лодка «Орлан» была обнаружена водолазами ЭПРОН, проводившими поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-Морского флота СССР. Подводная лодка лежала на глубине тридцать один метр, с креном шестьдесят семь градусов на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Серьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на подводной лодке были открыты.

27 июля 1926 года подводная лодка была поднята Черноморской партией ЭПРОН.     После подъема подводная лодка «Орлан» была отбуксирована в Севастополь и в виду невозможности восстановления сдана Комитету государственного фонда для демонтажа и разделки на металл.

Подводная лодка «Орлан» в начале постройки
на Мортоновом эллинге Николаевского завода.
1915 год.
Подводная лодка «Орлан» в начале постройки
на Мортоновом эллинге Николаевского завода.
1915 год.
Подводная лодка «Орлан» в начале постройки
на Мортоновом эллинге Николаевского завода.
1915 год.
Подводная лодка «Орлан». Пробное погружение в акватории завода «Наваль». 1916 год.
Подводная лодка «Орлан». Пробное погружение в акватории завода «Наваль». 1916 год.
Всплытие на понтонах носовой части подводной лодки «Орлан».
27 июня 1926 года.
Всплытие на понтонах носовой части подводной лодки «Орлан».
27 июня 1926 года.
Подводная лодка «Орлан» на осушке после подъема.

Подводная лодка «Орлан» в ДОКе после подъема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *