Подводная лодка «Кашалот»
Подводная лодка тип «Нарвал» была заложена в декабре 1911 года на Невском заводе в Санкт-Петербурге, на котором производилось изготовление секций подводной лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спуск на воду произведен 22 августа 1915 года под наименованием «Кашалот». Сдаточные испытания начаты в октябре 1915 года в Николаеве.
Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 3 ноября 1915 года подводная лодка «Кашалот» переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка окончила испытания и вступила в строй 13 мая 1916 года.
Подводная лодка «Кашалот» принимала участие в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Болгарии и Турции, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила тридцать шесть судов и парусников.
26 октября 1917 года перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту.
1 — 2 мая 1918 года «Кашалот» захвачена германскими, в декабре — англо-французскими войсками. В ноябре 1918 года передана представителям Белого движения. В январе 1919 года находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте Севастополя. Команда на подводной лодке отсутствовала за исключением охраны. 24 апреля 1919 года выведена буксирами на внешний рейд Севастополя, 26 апреля затоплена по приказанию английского командования путем подрыва и открытия люков.
В 1975 году подводная лодка «Кашалот» обнаружена на грунте и обследована во время проведения АСС КЧФ планового поиска в районе Севастополя затопленных объектов. В 2006 году лежавшая на глубине семьдесят метров подводная лодка обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба «Альфа». Позже состоялось проникновение внутрь подводной лодки через отсутствующий съемный лист над машинным отделением.
В 2011 году подводная лодка окончательно идентифицирована как подводная лодка «Кашалот». По состоянию на конец 2019 года подводная лодка «Кашалот» к подъему не планировалась.
Подводная лодка «Кит»
Подводная лодка тип «Нарвал» заложена в декабре 1911 года на Невском заводе в Санкт — Петербурге. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки. Спуск на воду произведен в мае 1915 года под наименованием «Кит». Сдаточные испытания начаты в августе 1915 года в Николаеве.
Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления в строй, испытания проводились по сокращенной программе. 12-14 сентября 1915 года подводная лодка «Кит» перешла из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний, которые закончила 14 октября, и была принята в состав Черноморского флота. 15 октября 1915 года на подводной лодке «Кит» был поднят Андреевский флаг.
При переходе 4 октября 1915 года к Босфору для несения дозорной службы на подводной лодке в штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли из строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводная лодка была отправлена вместе с подводной лодкой «Нарвал» на ремонт в Николаев. При разборке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и раковин коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и двигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке «Кит» было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателями одновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только «в случае действительной надобности».
В 1916 — 1917 годах подводная лодка участвовала в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила один буксир и двенадцать парусных судов;
23 октября 1916 года подводная лодка «Кит» участвовала в охранении тральщика №-234, осуществлявшего постановку минного заграждения из 220 мин у Босфора. 10-13 ноября 1916 года выполняла роль маячного судна при проведении разведочного траления у Варны.
1 мая 1918 года была захвачена в Севастополе германскими, в ноябре — англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 года при уходе англо-французских войск из Крыма подводная лодка «Кит» была затоплена ими в районе Севастополя. В 1934 году подводная лодка «Кит» была обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине пятьдесят девять метров. Работы по подъему подводной лодки велись в течение 1934-1935 годов. После подъема подводная лодка «Кит» была разобрана на металл.
Подводная лодка «Нарвал»
В декабре 1911 года подводную лодку «Нарвал» заложили на Невском Заводе в Санкт-Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев.
11 апреля 1915 года спущена на воду.
20 июня 1915 года «Нарвал» начал сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе.
18 — 19 июля 1915 года перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.
23 августа 1915 года вступила в строй, находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. В 1916 — 1917 годах участвовала в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила три парохода и девять парусно-моторных и парусных судов.
16 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 годапосле капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо — французского командования.26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования, выведена буксирами из порта и затоплена на внешнем рейде Севастополя.
В 1980 году на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка, которую обследовали с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 году с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка. Подводная лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Глубина семьдесят восемь метров, возвышение над грунтом шесть метров. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение похожее на торпедный аппарат. Проникновения в подводную лодку маловероятны, так как люки задраены, разломов и иных точек входа не обнаружено. В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение не понятны.
Обнаруженная подводная лодка принадлежит к подводным лодкам тип «Нарвал». В 2011 году окончательно идентифицирована как подводная лодка «Нарвал» По состоянию на конец 2019 года подводная лодка «Нарвал» к подъему не планировалась.
Подводная лодка (подводный минный заградитель) «Краб»
Подводная лодка «Краб» заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», 22 июня состоялось первое пробное погружение.
Вовремя приёмных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.
В период Первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.
29 декабря 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, 24 ноября 1918 года — англо-французскими войсками. Передана представителям Белого движения. 26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования «Краб» выведен буксирами из порта, и затоплен подрывными патронами (в левом борту была сделана пробоина размером около 0.5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.
В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине пятьдесят девять метров без крена, кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт.
В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, переводя ее постепенно на все меньшую глубину.
С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передал минный заградитель Черноморскому флоту.
Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П.Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что «Краб» поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но, в это время полным ходом велось серийное строительство более совершенных отечественных подводных лодок, в том числе подводных лодок — минных заградителей тип «Л», и надобность в восстановлении отпала. Проект был отклонен, подводная лодка «Краб» не восстанавливалась и вскоре была сдана на слом «Рудметаллторгу».