Бойко В. Трагедии Черноморского подплава

Подводная лодка «Кашалот»

Подводная лодка тип «Нарвал» была заложена в декабре 1911 года на Невском заводе в Санкт-Петербурге, на котором производилось изготовление секций подводной лодки. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подводной лодки. Спуск на воду произведен 22 августа 1915 года под наименованием «Кашалот». Сдаточные испытания начаты в октябре 1915 года в Николаеве.

Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 3 ноября 1915 года подводная лодка «Кашалот» переведена из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний. Из-за обнаружения дефектов в передаче от двигателей на гребные валы на подводных лодках «Нарвал» и «Кит» было принято решение на подводной лодке «Кашалот» передаточное устройство носовых двигателей демонтировать, двигатели соединить с валом посредством фрикционных муфт и запретить одновременно пользоваться кормовыми и носовыми двигателями, как это было сделано на подводной лодке «Кит». Из-за необходимости выполнения указанных работ подводная лодка окончила испытания и вступила в строй 13 мая 1916 года.

Подводная лодка «Кашалот» принимала участие в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Болгарии и Турции, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила тридцать шесть судов и парусников.

26 октября 1917 года перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту.

1 — 2 мая 1918 года «Кашалот» захвачена германскими, в декабре — англо-французскими войсками. В ноябре 1918 года передана представителям Белого движения. В январе 1919 года находилась в резерве на долговременном хранении в Южной бухте Севастополя. Команда на подводной лодке отсутствовала за исключением охраны. 24 апреля 1919 года выведена буксирами на внешний рейд Севастополя, 26 апреля затоплена по приказанию английского командования путем подрыва и открытия люков.

В 1975 году подводная лодка «Кашалот» обнаружена на грунте и обследована во время проведения АСС КЧФ планового поиска в районе Севастополя затопленных объектов. В 2006 году лежавшая на глубине семьдесят метров подводная лодка обследована дайверами Севастопольского дайв-клуба «Альфа». Позже состоялось проникновение внутрь подводной лодки через отсутствующий съемный лист над машинным отделением.

В 2011 году подводная лодка окончательно идентифицирована как подводная лодка «Кашалот».    По состоянию на конец  2019 года подводная лодка «Кашалот» к подъему не планировалась.

Подводная лодка «Кашалот» на грунте.

Подводная лодка «Кашалот» на грунте.
Подводная лодка «Кашалот» на грунте.

Подводная лодка «Кашалот» на грунте.

Подводная лодка «Кит»

Подводная лодка тип «Нарвал» заложена в декабре 1911 года на Невском заводе в Санкт — Петербурге. Сборка секций осуществлялась на стапелях отделения Невского завода в Николаеве, где 10 октября 1913 года состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки. Спуск на воду произведен в мае 1915 года под наименованием «Кит». Сдаточные испытания начаты в августе 1915 года в Николаеве.

Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления в строй, испытания проводились по сокращенной программе. 12-14 сентября 1915 года подводная лодка «Кит» перешла из Николаева в Севастополь для окончания сдаточных испытаний, которые закончила 14 октября, и была принята в состав Черноморского флота. 15 октября 1915 года на подводной лодке «Кит» был поднят Андреевский флаг.

При переходе 4 октября 1915 года к Босфору для несения дозорной службы на подводной лодке в штормовую погоду сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, вышли из строя компрессоры, лопнули кронштейны опорных подшипников. Подводная лодка была отправлена вместе с подводной лодкой «Нарвал» на ремонт в Николаев. При разборке механизмов выяснилось, что причиной аварии стало наличие трещин и раковин коленчатого вала, фундамента и станин двигателей. По рекомендации комиссии передаточное устройство носовых двигателей было демонтировано и двигатели соединены с валом посредством фрикционных муфт. На подводной лодке «Кит» было запрещено пользоваться кормовыми и носовыми двигателями одновременно, предписано ходить в основном под кормовыми, носовыми же только «в случае действительной надобности».

В 1916 — 1917 годах подводная лодка участвовала в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила один буксир и двенадцать парусных судов;

23 октября 1916 года подводная лодка «Кит» участвовала в охранении тральщика №-234, осуществлявшего постановку минного заграждения из 220 мин у Босфора. 10-13 ноября 1916 года выполняла роль маячного судна при проведении разведочного траления у Варны.

1 мая 1918 года была захвачена в Севастополе германскими, в ноябре — англо-французскими войсками. 22-24 апреля 1919 года при уходе англо-французских войск из Крыма подводная лодка «Кит» была затоплена ими в районе Севастополя.     В 1934 году подводная лодка «Кит» была обнаружена водолазами ЭПРОНа на глубине пятьдесят девять метров. Работы по подъему подводной лодки велись в течение 1934-1935 годов. После подъема подводная лодка «Кит» была разобрана на металл.

Подводная лодка «Нарвал»

В декабре 1911 года подводную лодку «Нарвал» заложили на Невском Заводе в Санкт-Петербурге, позже перевезли для сборки в Николаев. 

11 апреля 1915 года спущена на воду.

20 июня 1915 года «Нарвал» начал сдаточные испытания в Николаеве. Ввиду военного времени и необходимости скорейшего вступления подводной лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе.

18 — 19 июля 1915 года перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.

23 августа 1915 года вступила в строй, находилась в составе 2-го Дивизиона подводных лодок Черноморского флота. В 1916 — 1917 годах участвовала в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника у берегов Турции и Болгарии, производство разведки гаваней, наведение и прикрытие главных сил флота. Уничтожила три парохода и девять парусно-моторных и парусных судов.

16 декабря 1917 года подводная лодка вошла в состав Красного Черноморского флота.  1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками. 24 ноября 1918 годапосле капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо — французского командования.26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования, выведена буксирами из порта и затоплена на внешнем рейде Севастополя. 

В 1980 году на рейде Севастополя была обнаружена подводная лодка, которую обследовали с борта подводной лаборатории «Бентос-300». В 1992 году с борта подводного аппарата «Риф» была произведена кинофотосъемка. Подводная лодка лежит с креном 10-15 градусов на левый борт и дифферентом на корму 25 градусов. Глубина семьдесят восемь метров, возвышение над грунтом шесть метров. Верхняя палуба в районе носовой части разрушена. В кормовой части, на палубе находится сооружение похожее на торпедный аппарат. Проникновения в подводную лодку маловероятны, так как люки задраены, разломов и иных точек входа не обнаружено. В районе кормы в грунте обнаружена воронка диаметром 3-4 метра и глубиной также 3-4 метра. Происхождение и назначение не понятны.

Обнаруженная подводная лодка принадлежит к подводным лодкам тип «Нарвал». В 2011 году окончательно идентифицирована как подводная лодка «Нарвал»     По состоянию на конец 2019 года подводная лодка «Нарвал» к подъему не планировалась.

Подводная лодка «Нарвал» в заводе «Руссуд». Императорский смотр.
Впереди по носу линкор «Императрица Мария». Николаев. 1915 год.

Подводная лодка «Нарвал» в Южной бухте Севастополя. 1916 год.
Положение подводной лодки «Нарвал» на грунте. Рисунок.
Подводная лодка «Нарвал» на грунте.
Подводная лодка «Нарвал» на грунте.
Подводная лодка «Нарвал» на грунте.
Подводная лодка «Нарвал» на грунте.

Подводная лодка (подводный минный заградитель) «Краб»

Подводная лодка «Краб» заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. 23 августа 1912 года зачислена в списки судов Черноморского флота. В июне 1913 года начались заводские испытания «Краба», 22 июня состоялось первое пробное погружение.

Вовремя приёмных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились летом 1915 года. Подводная лодка «Краб» вступила в строй 8 июля 1915 года.

В период Первой мировой войны «Краб» участвовал в минно-заградительных операциях в проливе Босфор и у порта Варна, нес позиционную и дозорную службы у берегов Крыма.

29 декабря 1917 года подводная лодка перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. 1 мая 1918 года была захвачена германскими войсками, 24 ноября 1918 года — англо-французскими войсками. Передана представителям Белого движения. 26 апреля 1919 годабез ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования «Краб» выведен буксирами из порта, и затоплен подрывными патронами (в левом борту была сделана пробоина размером около 0.5 кв.м в районе рубки и открыт носовой люк) на внешнем рейде Севастополя.

В 1934 году «Краб» обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки «Кит». Во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. «Краб» лежал на глубине пятьдесят девять метров без крена, кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. В силу большой для того времени глубины затопления подъем подводной лодки решили производить этапами, переводя ее постепенно на все меньшую глубину.

С 4 по 7 октября подводную лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, через месяц «Краб» был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, ЭПРОН передал минный заградитель Черноморскому флоту.    

Создатель первого в мире подводного минного заградителя М.П.Налетов в это время жил в Ленинграде. Узнав, что «Краб» поднят, он составил проект восстановления и модернизации заградителя. Но, в это время полным ходом велось серийное строительство более совершенных отечественных подводных лодок, в том числе подводных лодок — минных заградителей тип «Л», и надобность в восстановлении отпала. Проект был отклонен, подводная лодка «Краб» не восстанавливалась и вскоре была сдана на слом «Рудметаллторгу».

Подводная лодка «Краб» в акватории завода «Руссуд».
Николаев. 1 мая 1913 года.

Подводная лодка (подводный минный заградитель) «Краб».
Севастополь. 1915 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *