Бойко В. Трагедии Черноморского подплава

Ветеран — подводник Военно – морского флота России, капитан 1 ранга Владимир Бойко в книге «Трагедии Черноморского Подплава» показывает, какую огромную цену пришлось заплатить подводникам Черноморского флота  за Победу в Великой Отечественной войне, годы становления и в мирное время.     Книга снабжена множеством редких фотографий, предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей,  интересующихся военно-морской историей XX века

Черноморский Подплав  за более чем вековую историю  Подводных Сил не сумел избежать гибели и аварий на подводных лодках, о которых рассказывается в данной книге «Трагедии Черноморского Подплава», в которой рассказывается о начале становления Черноморского Подплава, его действиях в Первую мировую войну и предвоенное время, в период истории Подводных Сил Черноморского флота во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

В состав действующих судов Черноморского флота в 1907 году были определены подводные лодки «Лосось» и «Судак», плавбаза «Пендераклия». 22 апреля 1908 года в Севастополь по железной дороге прибыли еще три подводные лодки – «Камбала», «Карась» и «Карп».   В ночь с 29 на 30 мая 1909 года подводная лодка «Камбала» проводила учебную атаку маневрировавшей у берегов Севастополя эскадры и была таранена броненосцем «Ростислав». Это была первая катастрофа русской подводной лодки с ее гибелью и гибелью команды подводной лодки.

   Боевые действия на Черноморском театре в Великую (Первую мировую) войну начались 16 октября 1914 года. Новые подводные лодки для Черноморского флота к тому времени все еще находились в достройке, хотя работы на них шли круглосуточно. Подводные лодки «Нерпа», «Тюлень» и «Морж» вместе со строившимся в Николаеве первым в мире подводным минным заградителем «Краб»  с начала 1915 года числились в составе 1-го дивизиона Бригады Подводного Плавания Черноморского флота.

    В  Боевой поход «Морж» ушла из Севастополя вечером 27 апреля 1917 года, направившись на смену в районе Босфора подводной лодке «Кашалот». Посланные на поиски миноносцы захватили пленных которые показали что первого мая видели бой подводной лодки «Морж» с гидроаэропланами у р.Эрегли. Вследствие этого является предположение, что подводная лодка  во время боя погибла.

   В мае 1918 года подводные лодки «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Карп», «Карась», «Тюлень», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Буревестник», «Гагара», «Орлан» и «Утка» были оставлены в Севастополе и, являясь собственностью красных, в соответствии с принятым соглашением поступили в управление Германского Адмиралтейства «до заключения всеобщего мира». Таково было официальное заявление германского командования. На самом деле оно просто захватило почти все корабли флота, а новейшие подводные лодки «Буревестник», «Орлан», «Утка» и «Гагара» ввело в состав своих сил, переименовав в US1, US2, US3 и US4 соответственно.

   22 — 26 апреля 1919 года, в ожидании захвата главной базы флота войсками красных, подводные лодки АГ-21, «Налим», «Скат», «Лосось», «Судак», «Краб», «Кашалот», «Кит», «Нарвал», «Гагара» и «Орлан» по приказу англо-французского командования были затоплены в районе Севастополя. 

   В 1921 году Подплав Черноморского флота представляла единственная подводная лодка АГ-23.

8 июня 1931 года подводная лодка АГ-21 затонула в районе Севастополя у устья р.Бельбек в результате столкновения с эсминцем «Фрунзе» во время выполнения учебной торпедной атаки.

   К 22 июня 1941 года в соединениях Черноморского флота имелось 44 боеготовые подводные лодки. Из них больших – 6, средних – 19, малых – 19. В строю находилось 25 подводных лодок, в ремонте – 19. За исключением пяти подводных лодок (А-1 – А-5), все подводные лодки были введены в состав Черноморского флота в 1930–1940-х годах и имели неплохие Тактико-Технические Данные.  

   Подводные силы Черного моря к началу Второй мировой войны распределились следующим образом:

   1-я Бригада подводных лодок базировалась на Севастополь в составе: 1-й Дивизион — Л-4, Л-5 и Л-6;  2-й Дивизион — Д-4, Д-5, Д-6, С-31, С-32, С-33, С-34; 3-й Дивизион — Щ-204, Щ-205, Щ-206, Щ-207, Щ-208, Щ-209, Щ-210, плавбаза «Волга»;  4-й Дивизион — Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-215, плавбаза «Эльбрус».

   2-я Бригада подводных лодок  базировалась на Севастополь и 6-й Дивизион на Поти в составе: 6-й Дивизион — АГ-21, АГ-23, АГ-24, АГ-25, АГ-26; 7-й Дивизион — М-31, М-32, М-33, М-34, М-58, М-59, М-60, М-62; 8-й Дивизион — М-35, М-36, М-111, М-112, М-113.

   Отдельный учебный дивизион подводных лодок базировался на Новороссийск в составе: Щ-201, Щ-202, Щ-203, М-51, М-52, М-54, М-55.

    Дивизион  вспомогательных крейсеров и подводных лодок базировался на Николаев в составе: Л-23, Л-24, Л-25, С-35, Щ-216, М-117, М-118, М-120.   

   В 1941–1944 годах советские подводные лодки провели на Черном море 152 атаки. В результате у противника были потоплены двенадцать транспортных судов, два буксира, три баржи, шесть быстроходных десантных барж, паром «Зибель», а также девятнадцать болгарских и турецких каботажных судов и шхун. При этом были потоплены противником или пропали без вести 28 подводных лодок Черноморского Подплава: А-1, А-3, Д-4, Д-6, Л-6, Л-23, Л-24, М-31, М-33, М-34, М-36, М-51, М-58, М-59, М-60, М-118, С-32, С-34, Щ-203, Щ-204, Щ-206, Щ-208, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, Щ-216.

В 1950-е годы в Черноморский Подплав начали входить  новые типы подводных лодок: в состав 2-й Бригады было принято девять подводных лодок тип «М» XV серии. С 1951 года в состав Подводных Сил Черноморского флота стали вводиться подводные лодки нового поколения – проекта 613. В 1960 году в Черное море по внутренним водным путям перешли две подводные лодки проекта 644, каждая из которых несла по две крылатые ракеты П-5. Эти ракеты, запущенные у нейтральных вод Черного моря, могли поразить любой объект на территории Турции, Стамбул –  стреляя из своих баз в Балаклаве и Севастополе. Первые две подводные лодки проекта 644 – С-46 и С-69 – были введены в состав 155-й Бригады подводных лодок в ноябре 1960 года и стали базироваться на Балаклаву. Их габариты позволяли входить в канал «Объекта К-825» (подземной базы подводных лодок).  

   В послевоенный период подводники — черноморцы понесли не Боевые потери:

   — в 1956 году предназначенная на слом подводная лодка С-201 затонула у причала в Поти (поднята и разделана на металл в Инкермане);    — в августе 1957 года при отработке элемента «Срочное погружение!» в Балаклавской бухте затонула подводная лодка М-351 (впоследствии поднята силами АСС флота, гибели личного состава среди подводников не было);

— 17 марта 1989 года при буксировке на разделку на металл в г.Одессу буксир МБ-303 в нарушение инструкций развил скорость в 10 узлов, в результате чего напором воды была отжата крышка торпедного аппарата и вода через негерметичные переборки затопила отсеки. Через три часа после начала буксировки подводная лодка затонула на траверзе мыса Херсонес.  В 1998 году  С-348 обнаружена на грунте  на глубине девяносто восемь метров.

   В книге «Трагедии Черноморского Подплава» рассказано о гибели и авариях подводных лодок Черноморского флота, помещены фотографии погибших подводных лодок, показан Боевой путь каждой погибшей подводной лодки.

    Книга «Трагедии Черноморского Подплава» готовилась не по приказу, а по зову души в дань памяти подводникам, отдавшим свои жизни её Величеству – Подводной лодке. Создание этой книги принадлежит профессиональному офицеру-подводнику, Владимиру Бойко, посвятившему себя и свою жизнь службе на атомных подводных лодках, неравнодушного к истории и современному состоянию подводного флота.

   При подготовке этой книги автор проделал большую исследовательскую работу, просмотрев массу печатных источников, но хочет предупредить читателя, что достоинства предлагаемой его вниманию книги, если таковые имеются, это, прежде всего достоинства источников, по которым она написана; в то же время ответственность за ошибки и неточность в этой работе автор целиком берет на себя. 

   Читатель не сможет не заметить, что некоторые известные ему трагедии подводных лодок Черноморского Подплава описаны здесь иначе, чем в работах, которые он читал раньше. В этом нет ничего странного. Когда при написании своей книги автор консультируется с десятком источников, сообщающих об одном и том же случае, ему волей — неволей приходится выбирать нечто среднее, отбрасывая то, что, на его взгляд, является недостоверным, и, оставляя сведения, которые, по его мнению, не противоречат здравому смыслу. Автора, заимствующего для своего труда из нескольких источников, мы имеем право называть  исследователем.

   Данная книга предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей,  интересующихся военно-морской историей XX века, создана в целях военно-патриотического воспитания молодежи, и является познавательной и полезной для ее изучения.  

   В настоящее время автор закончил работу над трехтомником под общим названием «Подплав Черноморского флота», охватывающий три периода истории Подводных Сил ЧФ: 1907 – 1935; 1935 – 1945; 1945 – 2011 гг. 

   Память о погибших подводных лодках и подводниках навсегда останется в людских сердцах, будет бережно храниться подводниками новых поколений.

Юрий ЕлисеевПредседательФеодосийской общественной организации ветеранов-подводников ВМФ «Подводник», капитан I ранга

От автора

Трагедии с восемнадцатью  подводными лодками Черноморского Подплава произошли в период 1904-1939 гг.:

— подводная лодка «Камбала» 29 мая 1909 года в ходе учебной атаки была таранена линкором «Ростислав» и затонула на внешнем рейде Севастополя; — подводная лодка «Морж» 11 мая 1917 года пропала без вести в районе Босфоpа, подорвавшись на мине в районе Эpегли или была потоплена 15 мая 1917 года немецким гидросамолетом;

   — подводная лодка №-3 (Дунайская флотилия) 12 апреля 1918 года захвачена и взорвана австрийцами в районе Рени на Дунае;

   — подводные лодки «Лосось», «Судак», «Карась», «Карп»,  «Краб», «Налим», «Кит», «Орлан»,  «Кашалот», «Нарвал», «Гагара» и «Скат»  26 апреля 1919 года затоплены англо-французскими войсками в районе Севастополя;

   — подводная лодка АГ-21 была затоплена англичанами в районе Поти;

   — подводная лодка «Металлист» 8 июня 1931 года столкнулась у устья реки Бельбек с эсминцем «Фрунзе» и затонула.

   За период Боевых действий в Великой Отечественной войне в Черноморском Подплаве находились в строю шестьдесят подводных лодок ВМФ СССР.  Из этих шестидесяти подводных лодок боевые потери составили тридцать подводных лодок – ровно 50%.

   За шесть месяцев 1941 года погибли семь подводных лодок: М-34, М-58, М-59, Щ-204, Щ-206, Щ-211, С-34.

  С начала 1942 года по причине перебазирования флота в порты Кавказского побережья (Новороссийск, Туапсе, Очамчири, Батум, Поти) сократилось время пребывания подводных лодок на позициях, и поэтому возникла необходимость использовать подводные лодки в качестве транспортов для снабжения Севастополя, вследствие чего их ограниченные Боевые возможности еще больше сократились. Погибло тринадцать подводных лодок: М-31, M-33, M-60, M-118, Щ-208, Щ-210, Щ-211, Щ-212, Щ-213, Щ-214, А-1, Д-6, Л-24, С-32.

   За 1943 год погибло четыре подводные лодки: М-51, Щ-203, А-3, Д-4.

   В начале 1944 года подводные лодки ЧФ действовали в районе Одессы и Скадовска в контакте с самолетами-разведчиками. Операции в Черном море закончились после того, как осенью 1944 года нашими войсками были захвачены все румынские и болгарские порты.

   За 9 месяцев 1944 года  погибли четыре подводные лодки: М-36, Щ-216, Л-6, Л-23.

   После Великой Отечественной войны Черноморский Подплав также не избежал  трагедий:

   — в 1956 году предназначенная для разделки на металл подводная лодка С-201 затонула у    

     причала в Поти;

   —  в августе 1957 года в Балаклавской бухте затонула подводная лодка М-351;

   — 17 марта 1989 года  подводная лодка С-348 затонула на траверзе мыса Херсонес. 

Владимир Бойко ветеран-подводник ВМФ РФ

Обновлено: 16.08.2021 — 19:24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.