Подводная лодка С-1
Подводная лодка тип «С» IX серии заложена 25 декабря 1934 на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде под литерным обозначением Н-1 («Н» — немецкая – строилась по германскому проекту, оборудование на ней было германским). 8 августа 1935 года спущена на воду, 23 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 подводная лодка получила литерное обозначение С-1.
Советско-финскую войну подводная лодка встретила в составе 13-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота и базировалась на Таллинн. Во время Советско-финской войны С-1 совершила два Боевых похода, потопила один транспорт.
22 июня 1941 года С-1 находилась в Либаве на заводе Тосмаре в составе 1-го дивизиона подводных лодок КБФ. Вечером 23 июня 1941 года, когда германские войска были на подступах к городу, команда взорвала С-1 и перешла на подводную лодку С-3, на которой и ушла из Либавы.
Судя по трофейным фотографиям, подрывные заряды не нанесли прочному корпусу лодки значительных повреждений, хотя и уничтожили расположенные внутри приборы и механизмы. Немцы подняли корпус подводной лодки и отбуксировали ее в Киль, после чего включили в состав Kriegsmarine в качестве опытового судна. 26 июля – 7 августа 1943 года на корпусе подводной лодки проводились опыты по изучению воздействие глубинных бомб. После проведения испытаний (19 взрывов), корпус подводной лодки С-1 затонул.
Подводная лодка С-2
Подводная лодка тип «С» IX серии заложена 31 декабря 1934 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде под литерным обозначением Н-2 (Н-немецкая – строилась по немецкому проекту, оборудование на ней было германским). 21 декабря 1935 года спущена на воду, 11 сентября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 20 октября 1937 года подводная лодка получила обозначение С-2.
К началу Советско-финской войны подводная лодка входила в состав 13-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ.
28 ноября 1939 года С-2 вышла на позицию у северной оконечности острова Готланд, но ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось, и 6 декабря подводная лодка вернулась в Либаву, где встала на ремонт, который затянулся до 24 декабря.
1 января 1940 года С-2 вышла в Боевой поход и вечером 2 января 1940 года достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. 3 января 1940 года в 04.20. была получена последняя квитанция с С-2. Больше подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась. Подводная лодка С-2 стала единственным кораблем Рабоче — Крестьянского Красного Флота, погибшим в Советско-финской войне.
После девяти лет поисков 9 июня 2009 года в территориальных водах Швеции была обнаружена советская подводная лодка С-2. Носовой отсек подводной лодки имеет следы сильного взрыва — очевидно из-за того, что она подорвалась на мине.
17 августа 2010 года была проведена Церемония памяти погибших подводников С-2прошла на борту корабля финской береговой охраны «Tursas» в точке гибели подводной лодки в Финском заливе. В точке гибели подводной лодки в соответствие с Корабельным уставом прошла церемония памяти погибших подводников — на воду был спущен венок с бескозыркой. В память советских подводников прозвучали три долгих гудка и был приспущен государственный флаг Финляндии. Команде дайверов была передана мемориальная доска с надписью «Здесь покоится самоотверженный экипаж советской подводной лодки С-2, погибшей в январе 1940 года», изготовленная на Балтийском заводе. В последствии дайверы закрепили её на корпусе затонувшей подводной лодки С-2. На время церемонии корабль финской береговой охраны находился в дрейфе и с помощью системы динамического позиционирования удерживал свое местоположение точно над точкой гибели подводной лодки. По состоянию на начало 2019 года к подъему не планировалась.
январь 1940 г. – Финская война. Балтийский флот. ПЛ С-2 «Молотовец» предположительно подорвалась на минном заграждении при прорыве в район боевых действий в Ботническом заливе в районе Аландских островов. Исключена из состава ВМФ 28 марта 1940 года. Весь экипаж погиб:
- капитан-лейтенант Соколов Иван Александрович – командир ПЛ, 1899 года
- старший политрук Затеев Николай Васильевич – военком ПЛ, 1906 года
- старший лейтенант Замятин Федор Максимович — помощник командира ПЛ, 1909 года
- лейтенант Преловский Павел Васильевич – командир БЧ-1,4, 1906 года
- лейтенант Евплашов Петр Степанович – командир БЧ-2,3, 1911 года
- военинженер 3-его ранга Писулин Александр Васильевич – командир БЧ-5, 1909 года
- воентехник 1 ранга Голофаст Николай Петрович – командир группы движения, 1915 года
- военфельдшер Щербаков Иван Константинович — лекарский помощник ПЛ «Л-1», 1910 года
- капитан 3 ранга Тутышкин Гавриил Николаевич – командир 13 Дипл 1 БрПЛ, 1905 года
- старший лейтенант Колесников Василий Кириллович – флагманский штурман 1 БрПЛ, 1913 года
- краснофлотец Ашурков Сергей Емельянович – электрик, 1918 года
- краснофлотец Базаров Григорий Тимофеевич – моторист, 1915 года
- командир отделения Бершадский Михаил Григорьевич – электрик, 1915 года
- краснофлотец Бондаренко Михаил Михайлович – рулевой, 1917 года
- краснофлотец Бондарь Иван Герасимович – моторист, 1917 года
- краснофлотец Борисов Борис Александрович – радист, 1917 года
- старшина команды Васильев Павел Васильевич – рулевой, 1912 года
- командир отделения Веселков Алексей Николаевич – трюмный, 1913 года
- краснофлотец Викулов Иван Евдокимович – трюмный, 1917 года
- краснофлотец Гарин Павел Васильевич – трюмный, 1918 года
- старшина команды Голда Григорий Степанович – торпедист, 1913 года
- краснофлотец Гридасов Александр Константинович – электрик, 1917 года
- краснофлотец Евдокимов Николай Иванович – электрик (ученик), 1921 года
- краснофлотец Ефимов Михаил Ефимович – моторист, 1918 года
- краснофлотец Жохов Александр Гаврилович – рулевой, 1916 года
- командир отделения Завьялов Михаил Павлович – специалист ШПС, 1914 года
- краснофлотец Зюзько Анатолий Михайлович – моторист, 1916 года
- краснофлотец Иваненко Василий Михайлович – электрик, 1915 года
- краснофлотец Иванов Борис Иванович – моторист (ученик), 1919 года
- краснофлотец Киркин Николай Федорович – рулевой, 1916 года
- старшина команды Кистэ Василий Васильевич – электрик, 1913 года
- командир отделения Коченков Александр Арсентьевич – радист, 1916 года
- командир отделения Крайнов Аркадий Павлович – комендор, 1914 года
- краснофлотец Кузьмин Василий Филиппович – моторист, 1918 года
- старшина команды Ломакин Владимир Дмитриевич – моторист, 1913 года
- старший краснофлотец Машинистов Федор Георгиевич – кок, 1915 года
- краснофлотец Медведев Иван Васильевич – рулевой, 1915 года
- краснофлотец Приставко Гавриил Алексеевич – акустик, 1915 года
- краснофлотец Рубанов Федор Максимович – комендор, 1917 года
- краснофлотец Сазонов Михаил Матвеевич – торпедист, 1917 года
- командир отделения Саленко Василий Семенович – штурманский электрик, 1914 года
- старшина команды Семин Иван Васильевич –радист, 1915 года
- краснофлотец Сидоренко Назар Ефимович – вестовой, 1917 года
- командир отделения Тиин Иван Ильич — торпедист, 1913 года
- командир отделения Тимошенко Яков Иванович – моторист, 1913 года
- краснофлотец Толохно Иван Филиппович – торпедист, 1917 года
- командир отделения Трофимов Константин Арсентьевич – рулевой, 1913 года
- старшина команды Федоров Иван Лукич – трюмный, 1912 года
- краснофлотец Шумаков Владимир Максимович – электрик (ученик), 1918 года
- краснофлотец Яцуро Григорий Ефимович – электрик (ученик), 1918 года
Вечная слава погибшим подводникам!
данные взяты с сайта ОБД «Мемориал» и с сайта «Штурм Глубины»
Подводная лодка С-3
Подводная лодка тип «С» IX серии заложена 25 апреля 1935 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде под литерным обозначением Н-3 (Н-немецкая – подводная лодка строилась по немецкому проекту). 30 апреля 1936 года спущена на воду, 20 октября 1937 года получила обозначение С-3, 13 июля 1938 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Советско-финскую войну С-3 встретила в составе 13-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ. Подводная лодка С-3 в ходе Советско-финской войны совершила два Боевых похода.
22 июня 1941 года подводная лодка находилась в капитальном ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. 23 июня немцы были уже на подступах к городу. Подводная лодка могла идти самостоятельно, но только в надводном положении, командир, в нарушение приказа, отказавшись взорвать корабль и, взяв на борт часть членов команды подводной лодки С-1 и рабочих с завода «Тосмаре» (всего на борту подводной лодки было около 100 человек), покинул Либаву.
В 02.32. 24 июня в районе маяка Ужава С-3 была обнаружена и атакована германскими торпедными катерами S60 и S35 из состава германской 3-й катерной флотилии, которые открыли артиллерийский огонь по подводной лодке. Ответным огнем с С-3 катера получили незначительные повреждения. С-3 продолжала уходить на север, и тогда катера атаковали ее ручными гранатами, затем в 3.39. S60 сбросил прямо по курсу С-3 глубинную бомбу в непосредственной близости от нее. Подводная лодка затонула. Из воды немцы подобрали не менее девяти подводников; тело командира С-3 прибило к острову Саарема, где было похоронено. По неподтвержденным данным немцы в июне-июле вели на лодке спасательные работы в поисках документов. По состоянию на начало 2019 года, данных об обнаружении корпуса подводной лодки нет.
Командир шнельбота S-60 (3-яя флотилии шнельботов) обер-лейтенант Вуперман пишет в своем донесении о часом бое с подводной лодкой С-3:
02:30 катера прочесывают море с юга на север в 3 милях от русского берега.
02:32. У Бакофена появляется силуэт, идентифицированный, как подводная лодка. Катера S-60 и S-35 поворачивают к ней. По носовому орудию определяем, что это вражеская подводная лодка.
02:42. Оба катера выпускают по торпеде с расстояния 300-400 метров, скорость 20 узлов, положение 60-80, скрость противника 5 узлов. При нашем приближении подводная лодка запрашивает что-то светом. Даем аналогичный ответ. Торпеды прошли мимо.
02:44. Открываем артиллерийский огонь по подводной лодке. Видны многочисленные попадания. На верхней палубе подводной лодки много людей.
02:52. Подводная лодка задымила, но уходит на север. Не можем вынудить ее погрузиться. Противник начал отвечать огнем кормвого 37 мм. орудия.
02:53. Отходим на безопасное расстояние, перезаряжаем орудия и вводим в строй. Противник продолжает уходить на север.
03:06. Орудие катера S-35 и S-60 исправны и готовы к бою. Набираем скорость и начинаем преследование.
03:11. Открываем огонь по противнику и берем его с двух сторон в клещи.
03:19. Даю приказание S-35 атаковать подводную лодку ручными гранатами.
03:20. Проходим с двух бортов подводной лодки на растоянии 50 метров, обстреливая ее и бросаем с двух бортов 3 глубинные бомбы.
03:24. S-35 вылавливает из море первых четрёх русских матросов. Одна из гранат S-60 попадает на надстройку и убивает, как узнали потом командира. На подводной лодке начинается пожар.
03:29. S-60 спускает шлюпку, чтобы захватить подводную лодку, если она застопорит ход
03:35. Преращает стрелять кормовое орудие. Поводная лодка продолжает уходить на север с лёгким креном.
03:39. S-60 сбрасывает глубинную бомбу в двух метрах от носа подводной лодки. Лодка начинает тонуть. выловили из воды 20 русских моряков. От них узнали, что подводная лодка водоизмещением 850 тонн с экипажем 55 человек. Кроме экипажа на подводной лодке находились экипажи еще трёх поводных лодок, взорванных в Либаве. Носовое 105 мм. орудие не среляло по причине неисправности. На S-35 четверо легко раненых моряков.
24 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот. Потоплена немецкими торпедными катерами средняя подводная лодка «С-3 Калининец» в надводном положении, при перебазировании из Лиепаи в Усть-Двинск. На борту находился экипаж средней подводной лодки С-1 и рабочие завода Тосмаре, В связи с перегрузом часть людей стояли на верхней палубе. ПЛ атакована торпедными катерами немцев S-60 и S-35. Расстреливалась из автоматов, торпедами, забрасывалась гранатами. Была потоплена. 15 подводников в основном из экипажа С-1 и заводчан Тосмаре, стоявших на палубе взято в плен, остальные погибли. Данных по погибшим и пленным рабочим завода Тосмаре не имеется. Погибли:
- капитан-лейтенант Костромичев Николай Александрович – командир ПЛ
- старший лейтенант Орловский Алексей Иванович – помощник командира ПЛ
- лейтенант Зарочинцев Иван Георгиевич – командир БЧ-1
- инженер капитан 3 ранга Толстых Гавриил Тимофеевич – командир БЧ-5
- инженер капитан 3 ранга Загришин Михаил Андреевич – дублер командира БЧ-5
- военфельдшер Казаков Егор Дмитриевич – фельдшер ПЛ
- главный старшина Антипов Николай Федорович – боцман
- краснофлотец Бобров Василий Иванович – рулевой погиб
- краснофлотец Богданов Владимир Иванович – торпедист
- старшина 2 статьи Боровков Василий Васильевич – командир отделения мотористов
- старший краснофлотец Валюнин Андрей Федорович – строевой
- краснофлотец Варфоломеев Алексей Акимович – электрик
- краснофлотец Гребешков Григорий Алексеевич – радист
- краснофлотец Громов Михаил Васильевич — рулевой
- старший краснофлотец Зарудняк Федор Степанович – трюмный
- старший краснофлотец Зиновьев Александр Владимирович – кок
- старший краснофлотец Иванов Александр Ильич – моторист
- старший краснофлотец Иванов Егор Дмитриевич – электрик
- старшина 2 статьи Клячин Алексей Григорьевич – командир отделения торпедистов
- старший краснофлотец Коваленко – моторист
- старший краснофлотец Копейка Алексей Степанович – моторист
- старшина 2 статьи Косов Иван Гаврилович – командир отделения штурманских электриков
- старший краснофлотец Красничков Яков Иванович – рулевой
- старший краснофлотец Кудрявцев Николай Васильевич – электрик погиб 24.06.1941
- старшина 2 статьи Курочкин Борис Петрович – командир отделения мотористов погиб 24.06.1941
- старший краснофлотец Лебедев Алексей Михайлович — моторист
- старший краснофлотец Мамонтов Андрей Захарович – электрик
- краснофлотец Манаев Михаил Иванович – торпедист
- старший краснофлотец Михайлов Борис Иванович – СКС
- старший краснофлотец Михеев Николай Васильевич
- главный старшина Морозов Евгений Романович – старшина группы электриков
- старшина 2 статьи Мунчак Михаил Романович – старший гидроакустик
- старшина 2 статьи Мшенский Николай Петрович — командир отделения мотористов
- старшина 2 статьи Николаев Константин Архипович – командир отделения мотористов
- старшина 2 статьи Николаев Носенко Всеволод Филиппович – командир отделения радистов
- старший краснофлотец Омельяненко Василий Федорович – комендор
- краснофлотец Политанский Николай Николаевич – трюмный
- старшина 2 статьи Пономаренко Егор Михайлович – командир отделения трюмных
- старшина 2 статьи Скрыпкин Григорий Васильевич – командир отделения торпедистов
- старшина 2 статьи Смирнов Сергей Иванович – командир отделения электриков
- мичман Старков Николай Александрович – старшина группы радистов
- старший краснофлотец Торгашев Валентин Семенович – моторист
- краснофлотец Тушинов Алексей Иванович – рулевой
- старшина 2 статьи Чернышев Николай Флегонтович – командир отделения электриков
- старшина 2 статьи Яновский Василий Васильевич – командир отделения рулевых
Экипаж «С-1 Ворошиловец», погибший на борту «С-3»
- капитан 3 ранга Морской Иван Тихонович – командир ПЛ
- младший политрук Брыкин Александр Ефимович – военком ПЛ
- старший лейтенант Легур Василий Иванович – помощник командира ПЛ
- старший лейтенант Оршанский Моисей Соломонович – командир БЧ-1
- лейтенант Антоненко Николай Константинович – командир БЧ-2,3
- инженер капитан-лейтенант Свитин Александр Александрович – командир БЧ-5
- старший инженер-лейтенант Рыжин Сергей Васильевич – командир группы движения
- военфельдшер Половников Иван Петрович – старший фельдшер ПЛ
- главный старшина Алексанов Иван Павлович – старшина группы торпедистов
- старшина 1 статьи Алексашин Сергей Алексеевич – командир отделения мотористов
- краснофлотец Алферов Владимир Васильевич – специалист СКС
- краснофлотец Бобинов Владимир Валентинович – моторист
- старший краснофлотец Бобков Григорий Дорофеевич – моторист
- краснофлотец Бобрулько Алексей Васильевич – электрик
- мичман Васильев Петр Алексеевич – боцман
- старший краснофлотец Войтов Николай Авраамович – трюмный
- краснофлотец Воскобоев Константин Иосифович – электрик погиб 24.06.1941
- старшина 2 статьи Гаранин Александр Владимирович – командир отделения радистов
- краснофлотец Досягаев Александр Николаевич – радист
- старший краснофлотец Елисеев Георгий Иванович – электрик
- старший краснофлотец Иванов Виктор Дмитриевич – комендор
- старший краснофлотец Ивоник Ефим Андреевич – командир отделения комендоров
- старшина 2 статьи Каданцев Семен Афанасьевич – командир отделения мотористов
- старшина 2 статьи Казаков Александр Семенович – командир отделения мотористов
- краснофлотец Кошелев Афанасий Сергеевич – моторист
- краснофлотец Кравченко Николай Иванович – торпедист
- старшина 2 статьи Круглов Константин Михайлович – командир отделения трюмных
- старшина 2 статьи Лысенко Василий Иванович – командир отделения мотористов
- краснофлотец Лычагин Константин Григорьевич – электрик
- старшина 2 статьи Малый Василий Ильич – командир отделения торпедистов
- краснофлотец Мосолов Василий Васильевич – торпедист
- главный старшина Нестеров Николай Иванович – старшина группы трюмных
- краснофлотец Никуличев Евгений Арефьевич – рулевой
- краснофлотец Норин Борис Петрович – моторист
- краснофлотец Редькин Константин Васильевич – кок
- старшина 2 статьи Саморуков Василий Николаевич – командир отделения электриков
- старшина 2 статьи Старостин Петр Васильевич – командир отделения трюмных
- краснофлотец Степанов Георгий Ермолаевич – торпедист
- старшина 2 статьи Устинов Степан Михайлович — торпедист
- инженер капитан 2 ранга Галин Александр Алексеевич – главный инженер Либавского судостроительного завода в Тосмаре
- инженер капитан 2 ранга Шулимов Серафим Алексеевич – начальник конструкторского отдела
- военинженер 2 ранга Терентьев Алфей Васильевич – начальник Либавского судоремонтного завода
- техник-интендант 1 ранга Виноградов Леонид Васильевич – начальник ОВС 1 БрПЛ
- военинженер 2 ранга Григорьев Петр (Семен) Семенович (Петрович) – Либавский судостроительный завод – начальник доков
- полковой комиссар Ермаков Яков Васильевич – начальник отдела кадров Либавского судоремонтного завода
- воентехник 1 ранга Иванов Василий Денисович – военная приемка в Либавском судоремонтном заводе начальник морской артиллеристской оптики
- инженер капитан 3 ранга Овчинников Борис Михайлович – начальник механического цеха Либавского судоремонтного завода
- политрук Соколов Серафим Леонидович – военком Либавской бербазы 1 БПЛ, Вологодская область, г. Череповец
- краснофлотец Хрылев Александр Константинович – строевой 18 дивизиона 1 БПЛ, 1920 года, Карело-Финская ССР, д. Часовено
данные по погибшим взяты с ОБД «Мемориал»
Подводная лодка С-4
Подводная лодка тип «С» IX бис серии заложена 3 января 1936 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде как Н-4 (Н-немецкая – подводная лодка строилась по немецкому проекту). 17 сентября 1936 спущена на воду, 20 октября 1937 получила обозначение С-4. 27 ноября 1939 года С-4 вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Советско-финскую войну С-4 встретила в составе 16-го Дивизиона подводных лодок КБФ, совершила два Боевых похода.
22 июня 1941 года С-4 находилась в составе 1-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ, в Великую Отечественную войну совершила шесть Боевых походов.
В свой последний Боевой поход С-4 вышла 24 ноября 1944 года. В базу она не вернулась.
В мае 2014 года в районе мыса Таран гидролокатор один из кораблей Балтийского флота зафиксировал очертания неизвестной до сей поры возвышенности. В район была направлена специально оборудованная экспедиция. Аппарат «Фалькон» на глубине семьдесят два метра обнаружил остов подводной лодки. После ознакомления со съемкой подводной лодки и сравнением полученных данных с характеристиками советских подводных лодок, специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ БФ установили, что ее внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С». Отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволило с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели подводной лодки ВМФ СССР С-4. Подводная лодка длиной более семидесяти метров имеет значительные разрушения легкого корпуса в районе кормы, носовое орудие и боевая рубка находятся в сохранности.
В июле 2014 года в Балтийском море прошли работы комплексной научно-поисковой экспедиции по идентификации подводной лодки С-4, предположительно затонувшей в январе 1945 года у калининградского побережья, в районе мыса Таран. Специалисты спасательного отряда Балтийского флота в течение двух дней проводили испытания глубоководного телеуправляемого необитаемого аппарата «Пантера плюс», поступившего на вооружение в июне. В рамках испытаний на борт гидрографического судна «Андромеда» были подняты фрагменты затонувшей в годы Великой Отечественной войны подводной лодки С-4. Идентификация окончательная. 18 июля 2014 года экипаж сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый» вышел в район мыса Таран к месту гибели советской подводной лодки С-4, где отдал воинские почести погибшим морякам-подводникам. В мероприятии участвовали родственники погибших подводников, представители командования Балтийского флота, руководства АКВАСПАСА, Института океанологии, музея Мирового океана, аквалангисты Клуба подводных исследований и ветераны-подводники, благодаря общим усилиям которых лодка была обнаружена и теперь получила статус воинского захоронения. Дайверы из Клуба подводных исследований закрепили на рубке памятную доску с именами погибших.
6 января 1945 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот. Средняя подводная лодка «С-4» протаранена немецкий эсминцем T-3 на позиции у Брюстерорта. Весь экипаж погиб. Донесение № 4/1903с от 14.5.1945 года. Начальнику ЦВУП ВМФ
- капитан-лейтенант Клюшкин Алексей Александрович – командир ПЛ, 1913 года рождения, г Ленинград (Санкт-Петербург)
- капитан-лейтенант Гусев Алексей Кузьмич – помощник командира ПЛ, 1914 года рождения, Ивановская область, Киржакский район, д. Курбатово
- лейтенант Лампе Георгий Эдуардович – командир БЧ-1, 1921 года рождения, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
- старший лейтенант Зинцов Сергей Михайлович – командир БЧ-2,3, 1919 года рождения, Горьковская (Нижегородская) область, Ветлужский район, д. Токариха
- инженер-капитан-лейтенант Доля Семён Лукьянович – командир БЧ-5, 1914 года рождения, Киевская область, с Ксавериха
- инженер-лейтенант Тикунов Владимир Иосифович – дублёр командира БЧ-5, 1920 года рождения
- младший техник-лейтенант Рохмистров Фёдор Александрович – командир группы движения, 1912 года рождения, г. Беломорск
- старший лейтенант медицинской службы Чернявский Николай Нестерович – старший фельдшер, 1923 года рождения, Днепропетровская область, г. Кривой Рог
- краснофлотец Акимкин Алексей Абрамович – трюмный, 1923 года рождения, Мордовская АССР, Ельниковский район, ст. Девичья
- мичман Александров Павел Иванович – старшина группы рулевых 1910 года рождения, Ленинградская область, Ордежский район, д. Остров
- краснофлотец Андрюшин Михаил Васильевич – комендор, 1923 года рождения, Краснодарский край Усть-Лабинский район. х. Тихая Речка
- старшина 1 статьи Байдаков Пётр Сергеевич – командир отделения трюмных, 1920 года рождения, Могилевская область, Школвский район, д. Низовцы
- старшина 1 статьи Балин Алексей Павлович – командир отделения СКС, 1919 года рождения, Свердловская область, г. Красноуфимск
- краснофлотец Благодарящев Михаил Александрович – моторист, 1921 года рождения, Горьковская (Нижегородская) область, Работкинский район, с. Слободское
- краснофлотец Богарев Михаил Матвеевич – акустик, 1923 года рождения, г. Баку
- старший краснофлотец Бородько Владимир Николаевич – рулевой, 1919 года рождения, Смоленская область, Хиславичский район, с. Слобода
- краснофлотец Боковой Иван Яковлевич – ученик моториста, 1926 года рождения, Воронежская область, Новохоперский район
- старшина 2 статьи Вовк Николай Илларионович – командир отделения торпедистов, 1921 года рождения, Днепропетровская область, г. Кривой Рог, с. Недай-Вода
- мичман Воронин Иван Митрофанович – старшина группы мотористов, 1913 года рождения, Воронежская область, Павловский район, д. Сирочновка
- старший краснофлотец Гашко Георгий Данилович – рулевой, 1919 года рождения, Гомельская область, Кураковский район, д. Сырск
- старший краснофлотец Григорьев Юрий Дмитриевич – командир отделения штурманских электриков, 1923 года рождения, г. Баку
- краснофлотец Дюнов Анатолий Андреевич – электрик, 1923 года рождения, г. Тбилиси
- старшина 2 статьи Евстифеев Дмитрий Павлович – командир отделения акустиков, 1916 года рождения, Пензенская область, Иссинский район, д. Дмитриевка
- краснофлотец Захаров Николай Иванович – трюмный, 1921 года рождения, Горьковская (Нижегородская) область, Богородский район, с. Солово
- главный старшина Исаев Василий Сергеевич – старшина группы трюмных, 1916 года рождения, Московская область, г. Богородск
- краснофлотец Карачунский Александр Романович – радист, 1922 года рождения, Ростовская область, г. Миллерово
- краснофлотец Колтовский Иван Тимофеевич – электрик, 1925 года рождения, Воронежская область, Садовский район, с. Рубашевка
- старший краснофлотец Колясов Михаил Степанович – трюмный, 1919 года рождения, Горьковская (Нижегородская) область, Сергачский район, с. Ачка
- старшина 1 статьи Кугаков Василий Сергеевич – старшина группы радистов, 1917 года рождения, г. Москва
- главный старшина Кузьмов Пётр Иванович – старшина группы торпедистов, 1913 года рождения, Калининская (Тверская) область, д. Жарновка
- краснофлотец Лапшин Дмитрий Дмитриевич – торпедист, 1918 года рождения, Московская область, Сторожиловский район, Назарьевск
- старшина 2 статьи Ласковый Михаил Максимович – командир отделения электриков, 1921 года рождения, г. Сталинская (Донецкая) область ст. Каровенная, с. Авдотьино
- старший краснофлотец Мусин Василий Алексеевич – строевой, 1917 года рождения, Московская область, Виноградовский район, с. Бисерово
- старшина 1 статьи Новиков Георгий Александрович – командир отделения рулевых, 1919 года рождения, Сталинская (Донецкая) область, г. Сталино (Донецк)
- старшина 2 статьи Павлов Виктор Николаевич – командир отделения мотористов, 1916 года рождения, г. Москва
- краснофлотец Поборцев Моисей Ильич – рулевой, 1926 года рождения, г. Алма-Ата
- старшина 2 статьи Попов Николай Михайлович – командир отделения радистов, 1916 года рождения, Архангельская область, Емецкий район, д. Целакино
- старший краснофлотец Попов Степан Яковлевич – кок, Тамбовская область, Глазковский район, д. Добровка
- старший краснофлотец Почуев Андрей Кузьмич – моторист, 1918 года рождения, г. Харьков
- старший краснофлотец Роцкий Александр Владимирович – моторист, Днепропетровская область, п. Красноармейский
- краснофлотец Самотаев Василий Иванович – моторист, 1923 года рождения, Башкирская АССР, Уфимский район, с. Астраханка
- старшина 1 статьи Сергеев Николай Иванович – старшина группы электриков, 1919 года рождения, Московская область, г. Красногорск
- старшина 1 статьи Синогривов Иван Фёдорович – командир отделения комендоров, 1918 года рождения, Запорожская область, с. Большая Знаменка
- старший краснофлотец Фёдоров Павел Иванович – торпедист, 1921 года рождения, Ленинградская область, Красногвардейский район, д. Товарово
- старший краснофлотец Фесенко Василий Ефимович – электрик, 1920 года рождения, Днепропетровская область, Васильковский район, х. Чаплино
- краснофлотец Форсенин Сергей Александрович – рулевой, 1921 года рождения, Ивановская область, Пучежский район, д. Порохово
- краснофлотец Шалимов Анатолий Алексеевич – электрик, 1922 года рождения, Орловская область, Колпнянский район, с. Шалимово
- краснофлотец Шелякин Виктор Фёдорович – моторист, 1919 года рождения, Рязанская область, Ерахтурский район, с. Нармушадь
Вечная память погибшим подводникам!