Бойко В. Трагедии Балтийского подплава. Большие подводные лодки — подводные минные заградители Л-1 (Ленинец), Л-2 (Сталинец, Марксист)

Большая подводная лодка — подводный минный заградитель Л-2 (Сталинец, Марксист)

Подводная лодка (подводный минный заградитель) заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 21 мая 1931 года спущена на воду. 24 октября 1933 года вступила в строй и вошла в состав Морских Сил Балтийского моря.

5 сентября 1934 года, когда Л-2 отрабатывала задачи Боевой подготовки с целью определения предельной дальности плавания в подводном положении, из-за неправильного действия системы вентиляции аккумуляторных ям, приведшего к опасной концентрации водорода, на борту Л-2 произошел взрыв, в результате чего погибло четыре подводника.

За два дня до начала Советско-финской войны подводная лодка встала в Ленинграде на капитальный ремонт, что исключило ее участие в Боевых действиях.

22 июня 1941 года Л-2 находилась в составе 14-го дивизиона Учебной Бригады подводных лодок Краснознаменного Подводного флота. Л-2 находилась в ремонте на заводе №-196 и ее готовность на 1 июля 1941 года составляла 83,2 %.

После окончания ремонта 6 сентября 1941 года Л-2 была перечислена во 2-й дивизион подводных лодок КБФ. 13 ноября 1941 года подводная лодка вышла из Кронштадта с полным грузом мин для минных постановок в Данцигской бухте в составе 4-го конвоя на Ханко. В ночь с 13 на 14 ноября 1941 года у острова Кери корабли вошли в минное заграждение D46, на котором 01.07 Л-2 подорвалась на мине, но осталась на плаву. Подводная лодка встала на якорь, команда приступила к борьбе за живучесть.

Характер грунта не давал возможности удержать подводную лодку на месте, сильный ветер начал сносить его в сторону, и через двадцать минут Л-2 подорвалась еще на одной мине.  С Л-2 удалось спастись только трем подводникам, которые успели перебраться на стоящий рядом эсминец «Суровый» во время случайного сближения кормовых оконечностей двух кораблей. Л-2 продолжала дрейф: вечером 14 ноября подводная лодка была снесена на третью мину заграждения F27, выставленного минным заградителем «Riilaxti» 4 сентября 1941 и и погибла.

Корпус подводной лодки был обнаружен в 2006 году. В 2012 году подводная лодка идентифицирована как подводная лодка Л-2. Подводная лодка лежит на глубине восемьдесят восемь метров; кормовая часть (на которую приходится район повреждений) полностью укрыта грунтом, что не дает возможность дать полную характеристику полученных повреждений

По состоянию на начало 2019 года подводная лодка к подъему не планировалась.

14 ноября 1941 г. – Великая Отечественная война. Краснознаменный Балтийский флот. Подорвалась и погибла на минном поле большая подводная лодка «Л-2 Марксист, позже Сталинец» в  районе о. Кери. Из-за преступной халатности командира БТЩ-217 экипаж, подорвавшейся на мине лодки не был снят и почти весь погиб. Спасено 3 человека. Погибли:

  1. капитан-лейтенант Чебанов Александр Петрович – командир ПЛ, 1911 года, Мордовская АСССР, ст. Ковылкино
  2. политрук Гребнев Иван Андреевич – военком ПЛ, 1912 года, Кировская область, д. Ерши
  3. старший лейтенант Лапицкий Михаил Владимирович – помощник командира, 1914 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  4. старший лейтенант Корсун Петр Васильевич – командир БЧ-1, 1910 года, Запорожская область, д. Крутай
  5. лейтенант Лебедев Алексей Алексеевич – командир группы рулевых, 1912 года, Владимирская область, г. Суздаль
  6. старший лейтенант Марносов Яков Андреевич – командир БЧ-3, 1914 года, Смоленская область. д. Мелеково
  7. младший лейтенант Грищенко Владимир Михайлович – командир торпедной группы, 1916 года, г. Днепропетровск
  8. инженер капитан-лейтенант Дудкин Юрий Васильевич – командир БЧ-5, 1911 года. г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  9. инженер лейтенант Кожевников Михаил Григорьевич – командир моторной группы, 1915 года, Тамбовская область, г. Моршанск
  10. военфельдшер Спиченко Иван Поликарпович – старший фельдшер, 1918 года, Ростовская область. с. Марьевка
  11. старший краснофлотец Акифьев Николай Иванович – старший рулевой, 1919 года, Ульяновская область, д. Молвино
  12. старший краснофлотец Асонов Василий Алексеевич – старший электрик, 1921 года, Смоленская область, сс. Простянский
  13. краснофлотец Бабакин Александр Дмитриевич – трюмный, 1921 года, Саратовская область. ст. Линейная
  14. старшина 2 статьи Бадаев Николай Васильевич – командир отделения мотористов, 1915 года, Калининская (Тверская) область, г. Торжок
  15. старшина 2 статьи Баранов Николай Иванович – командир отделения торпедистов, 1916 года, Вологодская область, д. Понизовье
  16. краснофлотец Баянов Виталий Константинович – электрик, 1919 года, Татарская АССР, г. Казань
  17. старшина 2 статьи Близнин Андрей Иосифович – командир отделения штурманских электриков, 1918 года. г. Архангельск
  18. краснофлотец Болтухов Леонид Васильевич – электрик, 1920 года, Московская область, д. Дедовское
  19. старший краснофлотец Герасимов Константин Георгиевич – старший электрик, 1917 года, Крымская АССР, г. Севастополь
  20. старший краснофлотец Гимбицкий Григорий Яковлевич – старший трюмный, 1918 года, Днепропетровская область, д. Тарасовка
  21. краснофлотец Горев Николай Александрович – трюмный, 1921 года. Самарской (Куйбышевской) области д. Сурак
  22. мичман Горшков Александр Павлович – боцман, 1909 года, Мордовская АССР, с. Оборочное
  23. краснофлотец Евстратов Николай Максимович – кок, 1921 года, Сталинская (Донецкая) область. г. Мариуполь
  24. краснофлотец Жавнерович Степан Степанович – моторист, 1919 года, Минская область, д. Локоть
  25. старшина 2 статьи Иванов Иван Лаврентьевич – командир отделения СКС, 1920 года, Смоленская область, д. Осиповка
  26. краснофлотец Касталанов Алексей Андреевич – моторист, 1921 года, Белгородская область. с. Ивеня
  27. краснофлотец Козин Павел Николаевич – командир отделения акустиков, 1921 года, Ростовская область. с. Головановка
  28. краснофлотец Косенко Василий Никифорович – старший моторист, 1918 года, Полтавская область ст. Голешина
  29. краснофлотец Кузнецов Максим Григорьевич – моторист, 1917 года, Тульская область, д. Чебышевка
  30. главный старшина Курков Андрей Григорьевич – старшина группы трюмных, 19112 года. г. Москва
  31. старший краснофлотец Меньшиков Емельян Николаевич – старший моторист, 1918 года, Удмуртская АССР. д. Подлешур
  32. главный старшина Некрасов Иван Иванович – старшина группы электриков, 1913 года, г. Архангельск
  33. краснофлотец Николичев Михаил Дмитриевич – командир отделения штурманских электриков, 1917 года, Горьковская (Нижегородская) область, с. Савцево
  34. краснофлотец Пищейко Василий Иванович – рулевой, 1921 года, Витебская область. с. Осиповка
  35. старший краснофлотец Плахотников Николай Иванович – старший рулевой, 1914 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Макеевка
  36. краснофлотец Плохой Тимофей Игнатьевич – командир отделения комендоров, 1920 года, Харьковская область, с. Дерхосбинное
  37. старший краснофлотец Рогачев Николай Яковлевич – старший рулевой, 1921 года, Вологодская область, д. Рогачево
  38. старшина 2 статьи Рязанов Василий Иванович – командир отделения электриков, 1917 года, Рязанская область, с. Чучкино
  39. старший краснофлотец Савенко Павел Афанасьевич – старший трюмный, 1921 года. г. Екатеринослав (Днепропетровск)
  40. главный старшина Соболев Василий Иосифович – старшина группы торпедистов, 1913 года, Рязанская область. с. Плахино
  41. старшина 2 статьи Соколов Виктор Михайлович – командир отделения минеров, 1916 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  42. краснофлотец Тимофеев Петр Иванович – старший комендор, 1921 года, Смоленская (Западная) область. с. Федорово
  43. старшина 2 статьи Товстограй Константин Савельевич (Сергеевич) – командир отделения трюмных, 1918 года, Сталинская (Донецкая) область, с. Беленка
  44. старшина 2 статьи Толкунов Илья Никитович – командир отделения торпедистов, 1915 года, Пермская область. г. Александровск
  45. краснофлотец Филиппов Анатолий Константинович – строевой, 1916 года, Орловская область, г. Елец
  46. старший краснофлотец Ханарин Иван Никанорович – старший минер, 1916 года, Орловская область, д. Карпово
  47. главный старшина Чугуев Иван Иванович – старшина группы мотористов, 1913 года, Курская область. с. Четли
  48. краснофлотец Шилов Владимир Иванович – торпедист, 1921 года, г. Харьков
  49. краснофлотец Ширяев Егор Егорович – моторист, 1919 года, г. Воронеж
  50. старший краснофлотец Шкурко Василий Данилович – старший моторист, 1919 года, Сталинская (Донецкая) область, п. Сурово

Большая подводная лодка — подводный минный заградитель Л-1 (Ленинец)

Подводный минный заградитель II серии (головная подводная лодка II серии) заложена 6 сентября 1929 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде. 28 февраля 1931 года спущена на воду.

28 февраля 1931 года спущена на воду. 22 октября 1933 годаЛ-1 вступила в строй и вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Советско-финскую войну Л-1 встретила в составе 12-го Дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ. В момент объявления Боевых действий подводная лодка вышла в указанный район в Аландском море. 1 декабря 1939 года Л-1 выставила на выходных фарватерах в шхерах у Нюхамна две минных банки (6 и 14 мин). Продолжая наблюдать за районом, командир Л-1 обнаружил в финских шхерах активное движение судов противника (до двух десятков в день), но атаковать их не было возможности, поставить мины на обнаруженных фарватерах было нельзя, так как все они, согласно приказу штаба КБФ, были выставлены у Нюхамна. Подводная лодка находилась на позиции до 13 декабря, после чего была отозвана в базу. 

22 июня 1941 года «Ленинец» находилась в составе 14-го Учебного дивизиона Бригады подводных лодок КБФ, находясь в капитальном ремонте на заводе №-196 в Ленинграде. Техническая готовность подводной лодки на 1 июля 1941 года составляла 64%.

В августе 1941 года ремонт прекратили, подводную лодку законсервировали, ее оборудование было частично демонтировано, личный состав обращен на формирование морской пехоты.

Л-1 отбуксировали в Торговый порт Ленинграда, где 8 ноября 1941 года подводная лодка получила повреждения прочного корпуса в результате близких разрывов снарядов немецкой артиллерии.

27 декабря при очередном осмотре, который проводился раз в несколько дней, обнаружено, что Л-1 в результате полученных повреждений села на грунт.

В 1944 году подводная лодка Л-1 поднята Аварийно-спасательной службой КБФ, но восстановлению не подлежала и 7 июля 1945 года Л-1 исключена из состава флота.

В 1949 году подводная лодка Л-1 сдана на слом.

Данных о погибших нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.