В книге ветерана-подводника ВМФ Владимира Бойко рассказывается об участии подводных лодок Российского Императорского флота на морских театрах в годы Великой ((Первой мировой) войны 1914-1918гг. Главное внимание при этом уделено в первую очередь описанию самих подводных лодок, находившихся в составе Российского Императорского флота в то время.
На страницах этой книги впервые в отечественной литературе представлены подводные лодки Российского Императорского Флота, участвовавшие в Боевых действиях. Приведены Тактико-Технические Данные подводных лодок той эпохи, даны их проекции либо схемы общего расположения.
Предлагаемое исследование представляет значительный интерес для широких кругов читателей, интересующихся общей и военно-морской историей, историей кораблестроения, созданием моделей-копий. Книга прекрасно иллюстрирована множеством редких фотографий.
После Русско — японской войны 1904 — 1905 гг. целесообразность и перспективность включения подводных лодок в состав морских сил стала настолько очевидной, что ими начали обзаводиться все сколько-нибудь крупные флоты.
В тоже время отсутствие опыта боевого использования подводных лодок, их техническое несовершенство, низкая мореходность заставляли командование военных флотов морских держав смотреть на них со значительным скептицизмом.
Военные действия на море в Великую (Первую мировую войну) в основном заключались в морской блокаде флотами Антанаты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров.
Военно-морская гонка вооружений между Британской и Германской империями была одной из важнейших причин Великой войны (так называли Первую мировую войну в то время). Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи. Основным типом боевого корабля в Великую войну был линейный корабль, построенный по образцу дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины.
Северное море было основным театром войны для надводных кораблей. Здесь друг другу противостояли British Grand fleet и German high seas Fleet. Значительно больший по численности британский флот поддерживал блокаду Германии, отрезав её от заморских ресурсов. Германский флот в основном оставался в гавани, ожидая, не возникнет ли выгодная ситуация для боя. Было несколько крупных сражений: сражение при Гельголанде, сражение при Доггер-Банке, Ютландское сражение, и Второе сражение при Гельголанде. В целом, британский флот, хотя и не всегда добивался тактических успехов, смог поддерживать блокаду и удерживать германский флот в гавани, хотя до конца войны German high seas Fleet оставался серьёзной угрозой, приковывавшей к себе большинство британских сил.
В то время как Германия испытывала значительные трудности из-за британской морской блокады, британская метрополия сильно зависела от импорта продовольствия и сырья. Немцы обнаружили, что их подводные лодки, хотя и малоэффективны против надводных боевых кораблей, хорошо справляются с торговыми кораблями и могут легко патрулировать Атлантику даже при господстве британских сил на поверхности моря. В 1915 году немцы попытались установить блокаду Британии с помощью подводных лодок. Им удалось нанести значительный ущерб британскому судоходству.
В начале войны ни у Российской, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута, строившихся для турецкого флота в Англии, были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS «Erin» и HMS «Aqincount». Лучшими кораблями турецкого флота были крейсера SMS «Goeben» и SMS «Breslau» из германской средиземноморской эскадры. В 1914 они были переданы Германией Османской империи и сыграли решающую роль в дальнейших событиях. Война на Чёрном море началась в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов.
В 1916 году году черноморский флот получил новые дредноуты «Императрица Мария» и Императрица Екатерина Великая», что радикально изменило соотношение сил. Вскоре после октябрьского переворота 1917 года в Петрограде Черноморский флот потерял боеспособность. В феврале 1917 года в России произошла революция. Царь Николай II был вынужден отречься от престола. Временное правительство уже не могло вести активные военные действия на фронтах, поскольку население крайне устало от войны. 15 декабря 1917 года большевики, взявшие власть в ноябре 1917 года, ценою огромных уступок подписали договор о перемирии с Центральными державами. Через три месяца, 3 марта 1918 года, был заключен Брест — Литовский мирный договор. Россия отказалась от своих прав на Польшу, Эстонию, Украину, часть Белоруссии, Латвию, Закавказье и Финляндию. Всего Россия потеряла около 1 миллиона кв. км. Она была обязана также уплатить Германии контрибуцию в размере 6 миллиардов марок.
Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами — Великобританией и Германией — как второстепенный театр.
Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904 — 1905 годов, не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли. Основной боевой задачей российского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский залив путём боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена центральная минно-артиллерийская позиция позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла – Удд. Военные действия на Балтике начались 31 июля 1914 года. В 06.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины. 26 августа 1914 года на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаар сел на мель германский легкий крейсер «Магдебург». Попытки спасти корабль закончились неудачей и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом были поднятая из моря сигнальная книга крейсера, которая затем была переданы британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
11 октября 1914 года торпедой немецкой подводной лодки U26 был потоплен крейсер «Паллада». В середине октября на Балтику прорвались две британские подводные лодки. 17 ноября 1914 года подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 года были достроены четыре новых линкора «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море. 25 января 1915 года подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Augsburg» и «Gazelle». 19 июня 1915 года произошел Готландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров. Был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос».
8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли линкор «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В четыре часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам.
В 10 часов 30 минут линкор «Слава» прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линейными кораблями — «Эльзас» и «Брауншвейг».
Потеряв два тральщика T52 и T58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа 1915 года минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе.16 августа 1915 года немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа 1915 года германские эсминцы V99 и V100 проникли в Рижский залив.
В бою с русским эсминцем «Новик» V99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа 1915 года «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа 1915 года подорвался на минах и затонул немецкий эсминец S31, а британская подводная лодка E1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После этого германские силы ушли из Рижского залива.
12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на острова Эзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив. После октябрьского переворота русский флот полностью потерял боеспособность. По Брест-Литовскому мирному договору русская армия и флот должны были оставить береговые укрепления в получавших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 года состоялся ледовый поход Балтийского флота: корабли были выведены через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Переход был совершён по инициативе командующего флотом адмирала А.М. Щастного вопреки приказу большевистского правительства. За нарушение приказа о сдаче флота немцам 22 июня 1918 года адмирал Щастный был расстрелян. Боевые действия на Чёрном море началась в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов. Эта бомбардировка привела к объявлению Россией войны Турции и, соответственно, вступлению последней в войну на стороне Центральных держав. 5 ноября 1914 главные силы Черноморского флота встретили «Goeben» и «Breslau» в районе Ялты, последовавший бой не принес явного успеха ни одной из сторон.
Англо-французское командование считало первостепенной задачей на Средиземном море блокаду австрийского флота, чтобы тот не смог вырваться из Адриатического моря. Однако австрийский флот свёл все свои действия против Черногории. Англо-французские корабли не раз входили в Адриатическое море и пытались вызвать австрийский флот на бой, однако все попытки оказались безуспешными. С объявлением Россией войны Турции англо-французский флот приступил к блокаде Дарданелл.
Черноморский флот в кампанию 1915 года продолжил осуществлять блокаду Босфора, а также действия на морских сообщениях противника и огневую поддержку войск Кавказского фронта. С 3 января по 17 февраля русская эскадра совершила 7 походов, во время которых было потоплено 4 парохода и около 120 шхун. Активные действия эскадренных миноносцев и подводных лодок привели к резкому сокращению морских перевозок противника. Сквозное движение судов из портов Угольного района в Босфор временами прекращалось совсем. Германо-турецкий флот, действия которого были направлены в основном на защиту своих сообщений, понес большие потери.
В начале 1916 года Черноморский флот установил блокаду Угольного района в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли), служившего единственным источником местного угля для Константинополя, турецкого флота и железнодорожного транспорта. К октябрю 1916 года подвоз угля из Зунгулдака в Константинополь практически прекратился. Блокада привела к резкому сокращению операций турецкого флота.
В 1916 году германо-турецкий флот потерял на Черном море 3 миноносца, 4 подводные лодки, 3 канонерские лодки, 6 транспортов, 16 пароходов и буксиров, 4 моторных и 865 парусных судов. Потери русского флота составили: 2 эсминца, 1 тральщик, 2 госпитальных судна, 9 транспортов, 3 парохода, 22 парусных судна. 20 октября в Севастополе в результате взрыва боеприпасов погиб линейный корабль «Императрица Мария».
Летом 1916 года немцы, зная, что все большее количество военных грузов поступает в Россию северным морским путем, направили в воды Баренцева и Белого морей свои подводные лодки. Они потопили 31 судно союзников. Для противоборства им была создана российская Флотилия Северного Ледовитого океана.
С начала 1917 года года Черноморский флот продолжил осуществлять блокаду Босфора, в результате которой у турецкого флота закончился уголь и его корабли стояли в базах. Февральские события в Петрограде, отречение Николая II (2 марта) резко подорвали боевой дух и дисциплину. Действия флота летом-осенью 1917 года ограничивались набегами эсминцев, которые по прежнему тревожили турецкое побережье. Небольшая часть германских морских сил, расположенная в Тихом океане, с началом войны участвовала в рейдерских операциях. Германский крейсер «Эмден» в бою при Пенанге неожиданной атакой в порту уничтожил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mosquet» и потопил около тридцати торговых судов в рейдовых операциях, прежде чем был потоплен в бою у Кокосовых островов. Восточноазиатская крейсерская немецкая эскадра в сражении при Коронеле разгромила английскую крейсерскую эскадру, потопив броненосные крейсера «HMS Good Hope» и «HMS Monmout». В декабре 1914 года эта эскадра была уничтожена в сражении при Фолклендских островах.
Германский крейсер «Кёнигсберг» в начале войны находился в Дар-эс_Саламе, столице Германской Всоточной Африки. Он также провёл несколько операций: захватил английский пароход в Аденском заливе, обстрелял побережье Мадагаскара; 20 сентября 1914 года в порту острова Занзибар потопил английский крейсер «Пегасус». 11 июля 1915 года «Кёнигсберг» был потоплен в дельте Руфиджи в бою с четырьмя английскими кораблями
Перед лицом неминуемого поражения и охватившего страну голода боевой дух германских войск начал, наконец, ослабевать. 8 августа 1918 года союзники, объединив силы под началом единого верховного главкома маршала Фоша, предприняли решительное наступление под Амьеном и прорвали германскую оборону.
Отступая в Бельгию, немцы яростно сражались, и к моменту прекращения боев все еще находились на чужой земле. В октябре произошел развал Австро-Венгерской империи, британские и арабские войска взяли Дамаск, капитулировали Турция и Болгария. На германском флоте вспыхнули мятежи, и кайзер был вынужден отречься от престола. 31 октября 1918 года Германия обратилась с просьбой о перемирии (прекращении военных действий), которое было заключено в 11 часов утра 11 ноября 1918 года. В июне 1919 года победоносные Союзники навязали Германии крайне жесткие условия Версальского мирного договора. Войне, «которая должна была стать последней в истории», был положен конец.
Когда закончились бои, победители встретились в Версале (Франция), чтобы обсудить условия мира. В результате 28 июня 1919 года был заключен Версальский мирный договор. Союзники, особенно Франция, хотели заставить Германию заплатить за все нанесенные войной разрушения. В порядке репараций (компенсационных платежей) Германия была вынуждена отдать Союзникам некоторые территории, золото, скот и сырье, в частности, железо и уголь, и согласиться на унизительную оккупацию Рейнской области.
11 ноября 1919 года в 11 часов утра сигнальщик, стоявший у штабного вагона верховного главнокомандующего, протрубил сигнал «Прекратить огонь!». Сигнал был передан по всему фронту. В тот же момент были остановлены Боевые действия. Первая Мировая война окончилась.
Не выдержала испытаний мировой войны и российская монархия. Она была сметена в течение нескольких дней бурей Февральской революции. Причинами падения монархии являются хаос в стране, кризис в экономике, политике, противоречия монархии с широкими слоями общества. Катализатором всех этих негативных процессов стало разорительное участие России в Первой мировой войне. Из-за неспособности Временного правительства решить проблемы достижения мира для России произошёл Октябрьский переворот.
Первая мировая война 1914 — 1918 годов длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства (общее число независимых государств — 59) с населением более 1,5 миллиарда человек (87% населения планеты). Мировая империалистическая война 1914 -1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, какие мир знал до 1914 года. Никогда ещё противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 миллионов человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулемёты, снаряды тяжёлых орудий, огнемёты — всё было направлено на уничтожение человеческой жизни. 10 миллионов убитых, 18 миллионов раненных — таков печальный итог войны. Результатами Первой мировой войны стали Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии, ликвидация четырёх империй: Российской, Германской, Османской и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены на отдельные государства. Спустя полгода после заключения перемирия 8 августа 1918 года Германия была вынуждена подписать Версальский договор, составленный государствами-победителями, официально завершивший Первую мировую войну.
По договору вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Основные силы германского флота были переведены в английскую базу Скапа-Флоу, где 21 июня 1919 года были затоплены своими экипажами.
Военно-морские силы Австро-Венгрии прекратили своё существование в 1918 году, после распада государства и утраты Австрией и Венгрией выхода к морю.
По условиям Брестского мирного договора, подписанного 3 марта 1918 года, русский флот демобилизовывался. Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике и не мог выходить в море. Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам. В результате последовавшего после подписания вторжения разных стран на территорию Советской России, флот России фактически прекратил существование — корабли уводились в другие страны или затапливались в базах.
Великая война подтвердила правоту тех, кто отдавал приоритет подводным лодкам. Несмотря на свои скромные технические возможности, особенно в начальный период войны, и при довольно ограниченном количестве в Боевом составе флотов, подводные лодки достигли колоссальных успехов в борьбе с надводными кораблями, в срыве морских перевозок, а также в разведывательных, заградительных и других операциях, чем принципиально изменили характер войны на море.
Именно подводные лодки оказались главным противником крупных надводных кораблей. Они не только затруднили Боевое использование надводного флота, но и вызвали необходимость организации системы мероприятий по охране и обороне кораблей при выходе из баз, переходе морем и возвращении домой. Подводные лодки также явились главным оружием в борьбе на морских коммуникациях. Их деятельность решающим образом повлияла на морскую торговлю, войсковые перевозки, снабжение армий морем и на экономику воюющих стран.
Борьба с подводной опасностью потребовала колоссального напряжения и огромных средств. Достаточно сказать, что к концу войны силы противолодочной обороны Великобритании, Франции и США насчитывали до 5000 кораблей разных классов, до 3000 летательных аппаратов (самолетов, дирижаблей, аэростатов). Кроме того, до 90% их коммерческих судов получили артиллерийское вооружение.
Независимо от политических итогов Великой войны, можно без какого-либо преувеличения сказать, что победу в ней одержали подводные лодки — как новый вид морского оружия.
Из книги «Российские подводные лодки Великой войны» читатель узнает в лицо русских морских офицеров, дворян и разночинцев, которые горячо любили свою Родину и готовы были положить свое здоровье и саму жизнь на алтарь Отчизны. В книге изложены не только подробные технические сведения о подводных лодках Великой войны, что само по себе уже является темой неизбитой и интересной, но также показано много интересной информации и по другим аспектам.
Это и важные политические, и исторические события того времени, которые существенно влияли на ход и исход, как Великой войны и революционных событий в России, так и последующих лет становления подводного флота Союза Советских Социалистических Республик. Флота наилучшим образом подготовившегося к началу Второй мировой войны и с честью выполнившего свой долг по защите нашей Родины с морских направлений.
Много места отведено в данном труде техническим характеристикам подводных лодок. При этом они изложены в разных аспектах, не навязывая читателям какую-то одну цифру.
В таком же порядке описывается и жизненный путь каждой подводной лодки. Интересен и нов особый способ изложения самого материала. Время от времени, дается читателю возможность возвращаться к уже изложенным событиям, действиям и техническим деталям с тем, чтобы он мог еще раз понять их многообразие и рассмотреть под разными углами зрения.
Примечателен и тот факт, что читатель информируется и о производстве подводных лодок, и о производстве их вооружения, а также приводится характеристики предприятий, на которых они изготавливаются. Кроме того, даны оценки качества оружия, средств движения, тактических возможностей этих подводных лодок.
В книге приведено достаточное количество интересных, зачастую редких, фотографий не только подводных лодок, но и ряда должностных лиц, влиявших на процессы проектирования, производства, эксплуатации и боевого использования подводных лодок России в первую мировую войну.
Особое внимание обращено на наличие в книге большого количества эпизодов, описывающих действия русских подводников в различных ситуациях: в бою, при авариях и поломках несовершенной техники. Читателю дана возможность убедиться в том, что русские подводники всегда отличались бесстрашием и беззаветной преданностью своему делу. В целом, книга «Российские подводные лодки Великой войны» охватывает почти четверть прошедшего века и представляет интерес для всех, кому небезразлична история Русского Подводного Плавания.
Владимир Бойко ветеран-подводник В М Ф Р Ф
Продолжение следует