Бойко В. Подводные лодки Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (продолжение)

Подводная лодка Л-4 («Гарибальдиец»)

   Подводная лодка Л-4 была заложена 15 марта 1930 года на заводе №-198 (им.Марти) в Николаеве под наименованием «Гарибальдиец». 31 августа 1931 года подводная лодка спущена на воду.  Несмотря на то, что в ходе испытаний подводных лодок тип «Л» были выявлены некоторые серьезные недостатки, особенно нарекания подводников вызвали низкое качество аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции, по указанию руководства УВМС подводные лодки второй серии все же были приняты от промышленности. 8 октября 1933 года Л-4 вступила в строй и 14 октября вошла в состав Морских Сил Черного моря.

   28 августа 1934 года на Л-4 произошла авария, приведшая к человеческим жертвам. Подводная лодка шла в подводном положении, когда из-за неправильной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять подводников при этом погибло, еще одиннадцать получили ранения. В момент аварии на Л-4 находилось 78 моряков, и только умелые действия командира подводной лодки предотвратили более серьезные последствия.

   22 июня 1941 года Л-4 находилась в составе 1 дивизиона 1 Бригады подводных лодок Черноморского флота, находясь в капитальном ремонте в Севастополе. Ускоренно закончив ремонт, пройдя не полный курс Боевой подготовки в августе 1941 года Л-4 приступила к выполнению минных постановок.

   Всего в 1941 году Л-4 семь раз выходила на минные постановки, выставив в районе Мангалии, восточнее мыса Олинька и на подходах к Варне в общей сложности 140 мин, на которых 15 сентября 1941 года подорвался и погиб болгарский пароход «Shipka» (по другим данным данным — вспомогательное судно FR-12). За время этих походов Л-4 безрезультатно выходила в торпедную атаку.

   12 декабря 1941 года, находясь на позиции в районе Варны, Л-4 подорвалась на мине и получила повреждения корпуса и механизмов, но осталась в указанном районе до конца назначенного срока. С приходом на базу подводная лодка встала на ремонт, который продлился четыре месяца.

   В мае 1942 года Л-4 начала совершать транспортные походы в осажденный Севастополь. Всего подводная лодка совершила семь прорывов в осажденный город, доставив его защитникам 160 тонн боеприпасов, 290 тонн продовольствия, 27 тонн бензина, эвакуировав на Кавказ 243 человека. Во время одного из походов, от искры стоявшего рядом катера, у борта Л-4 воспламенились пары бензина. Пожар был быстро потушен без гибели личного состава и материального ущерба.

   В августе-сентябре 1942 года Л-4 выставила у побережья Крыма сорок мин. 23 октября 1942 года Л-4 награждена Орденом Красного Знамени, став первой Краснознаменной подводной лодкой Черноморского флота.

   В декабре 1942 — марте 1943 года подводная лодка совершила три безрезультатных выхода на позицию.  22 мая у южного берега Крыма безрезультатно атаковала тремя торпедами вражеский конвой. На следующий день Л-4, не имея возможности занять позицию для торпедной атаки, всплыла и вступила в артиллерийский бой с двумя самоходными баржами противника, добившись попадания в одну из них 100-мм снаряда. По одним данным это F-329, по другим — MFP-239.

   Выставив 18 июля 1943 года двадцать мин у Евпатории, Л-4 прибыла в заданный район, 22 июля артиллерийским огнем потопила турецкие парусно-моторные шхуны «Hudayi Bahri» и «Tayyari»,  на следующий день шхуну «Gurpinar».

   Больше в 1943 году Л-4 в море не выходила и только с началом освобождения Крыма  вышла на позицию с задачей нарушения коммуникаций противника на линии Севастополь – Констанца, проведя три торпедных атаки.

   В Боевом походе, проходившем с 15 апреля по 15 мая 1944 года, подводной лодке Л-4 была поставлена задача осуществлять блокаду Крыма при наступлении советских войск. Когда на подводной лодке вышли из строя кормовые горизонтальные рули, боцман И.С.Перов организовал их ремонт, рискуя остаться в воде при срочном погружении подводной лодки. Вместе с одним из членов команды в рекордно короткий срок устранил возникшую неисправность, обеспечив тем самым выполнение боевого задания. Л-4 продолжила Боевой поход, в ходе которого 11 мая 1944 годаа атаковала Германский танкер «Frederiks», нанеся ему серьёзные повреждения, не позволившие танкеру до окончания Боевых действий выйти в море.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение Боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество мичману Перову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

   15 мая 1944 года Л-4 завершила свой последний Боевой поход. В сентябре 1944 года Боевые действия на Черном море закончились.

   16 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-34». 2 ноября 1954 года подводная лодка была выведена из Боевого состава для использования в учебных целях и передана Севастопольскому Высшему Военно-Морскому Инженерному Училищу.

   17 февраля 1956 года подводная лодка разоружена и  разделана на металл на базе «Главвторчермета» в Севастополе. 








Подъем флага на подводной лодке «Гарибальдиец».
Церемония вступления в строй.
Севастополь. 14 октября 1933 года. 


Подводная лодка «Гарибальдиец» (будущая Л-4). 


 Подводные лодки Л-5, Л-4, С-31, и С-32.
День Военно – морского флота.
Севастополь. Конец июля 1940 года.


Подводная лодка Л-4 в полигоне Боевой подготовки.
Предвоенное фото.

Подводная лодка Л-4.
На заднем плане крейсер «Красный Крым»
1942 год

Обед личного состава на палубе Л-4.
1942 год

Носовая часть подводной лодки Л-4.

  100-мм орудие Б-24ПЛ Л-4.

Подводная лодка Л-4 в море

Подводная лодка Л-4 в базе

Подводная лодка Б-34 (бывшая Л-4).
1952 год

Подводная лодка Б-34 (бывшая Л-4).
1952 год

Подводная лодка Б-34 в бухте Голландия.

Курсанты Севастопольского ВВМИУ на борту подводной лодки Б-34.

Подводная лодка Л-4 (историческая справка)

15 марта 1930 года Заложена в г.Николаев на заводе им.А.Марти под наименованием «Гарибольдиец».

31 августа 1931 года Спущена на воду.

8 октября 1933 года Поднят Военно-морской флаг

14 октября 1933 года Вошла в состав МСЧМ. Присвоен бортовой номер 31. Вошла в 3-й ДнПЛ БрПЛ МСЧМ.

28 августа 1934 года Подводная лодка шла в надводном положении, когда из-за неправильно собранной системы вентиляции аккумуляторных ям во втором отсеке произошел взрыв гремучего газа. Пять человек при этом погибли, одиннадцать получили ранения.

15 сентября 1934 года Получила литерно — цифровое обозначение Л-4.

1936 год Находилась в 70-ти суточном заграничном походе по Черному морю совместно с подводными лодками Л-5 и Л-6.

15 марта 1940 года При швартовке Л-4 из-за неправильного маневрирования, форштевнем ударила в плавучий бон. В свою очередь плавучий бон своими выступающими фланцами ударил подводную лодку С-31, стоящую с его южной стороны. Легкий корпус подводной лодки С-31 и бон получили незначительные повреждения. Л-4 повреждений не получила.

Летом 1940 года В период осложнения отношений с Румынией из-за Бессарабии дважды несла позиционную службу у Босфора общей продолжительностью тридцать суток.

22 июня 1941 года Входила в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ. Находилась в Севастополе, где заканчивала средний ремонт на заводе №-201.

Август 1941 года В начале августа вступила в строй.

10 августа 1941 года – 15 мая 1944 года Совершила 23 Боевых похода:

10.08.1941 – 14.08.1941 Выход на минную постановку; 18.08.1941 – 20.08.1941 Выход на минную постановку; 2.08.1941 – 26.08.1941 Выход на минную постановку; 04.09.1941 – 10.09.1941 Выход на минную постановку; 16.09.1941 – 20.09.1941 Выход на минную постановку; 03.10.1941 – 07.10.1941 Выход на минную постановку; 22.10.1941 – 26.10.1941 Выход на минную постановку; 07.12.1941 – 23.12.1941; 07.05.1942 – 11.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 13.05.1942 – 21.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 22.05.1942 – 26.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 27.05.1942 – 31.05.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 17.06.1942 – 20.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 21.06.1942 – 24.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 27.06.1942 – 02.07.1942 Транспортный рейс в Севастополь; 15.08.1942 – 22.08.1942 Выход на минную постановку; 14.09.1942 – 24.09.1942 Выход на минную постановку; 14.12.1942 – 28.12.1942; 15.01.1943 – 02.02.1943; 22.02.1943 – 12.03.1943; 14.05.1943 – 31.05.1943; 10.07.1943 – 30.07.1943; 15.04.1944 – 15.05.1944. В результате Боевых походов провела четыре торпедных атаки с выпуском пятнадцати торпед. 11.05.1944 повредила ТН «Fridericks» (7.327 брт).Провела десять  минных постановок (200 мин) на которых подорвались: 15.09.1941 ТР «Shipka» (2.304 брт)ж 10.10.1941 МЗ «Redgele Karol I»ж 19.11.1941 КТЩ D-2; 29.07.1943 баржа EL-74 (139 брт); 23.11.1944 ТР «Santa Fe» (4.627 брт).В трех  артиллерийских атаках потопила: 23.05.1943 БДБ F-329 (220 т); 22.07.1943. шхуна «Taiari — Bahri» (ок. 60 брт); 23.07.1943. шхуна «Gyrpinar» (ок. 40 брт).

16 мая – 13 июня 1944 года Прошла навигационный ремонт, после которого начала капитальный ремонт в г. Севастополе.

9 июня 1944 годаВошла в состав ОУДнПЛ ЧФ.

12 января 1949 годаОтнесена к подклассу больших подводных лодок.

16 июня 1949 годаПереименована в Б-34.

31 мая 1951 года Вступила в строй после капитального ремонта. Вошла в состав 154-й Отдельной Севастопольской Краснознаменной БрПЛ ЧФ с базированием на г. Поти, с 15.05.1954 года – на Туапсе.

1 июля 1951 года Прибыла к месту постоянного базирования в г. Поти.

7-12 августа 1951 годаНаходилась на рейде Очамчири, занималась Боевой подготовкой.

2 ноября 1954 годаВыведена из Боевого состава и передана Севастопольскому Высшему Военно-морскому Инженерному Училищу для использования в учебных целях.

17 февраля 1956 годаРазоружена и исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

26 марта 1956 года Расформирована и впоследствии на базе «Главвторчермета» в п. Инкерман разделана на металл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *