Бойко В. Подводные лодки Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Подводная лодка типа «Щ» («Щука»)

Подводные лодки типа «Щ» «Щука»

    Подводные лодки тип «Щ» («Щука») — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930 — 1940-x годах. Отличительными особенностями подводных лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные манёвренность и живучесть. 

   Всего было построено восемьдесят шесть подводных  лодок всех серий, в том числе: серия III — четыре подводные лодки в 1932 году; серия V – двенадцать подводных лодок в 1933 году; серия V-бис – тринадцать подводных лодок в 1933 году; серия V-бис-2 – четырнадцать подводных лодок в 1933 году; серия X – тридцать две подводные лодки в 1935 году; серия X-бис – тринадцать подводных лодок в 1938 году.

Серия III  .

  Разработка эскизного проекта подводной лодки серии III среднего водоизмещения с торпедно-артиллерийским вооружением, получившей название «Щука», осуществлялось в НТМК с участием специалистов подводного кораблестроения Б.М.Малинина и К.И.Руберовского.

  Разработку проекта Техбюро №-4 закончило к концу 1929 года. Полуторакорпусная (с булями) подводная лодка клепаной конструкции предназначалась для массовой постройки. Поэтому при разработке проекта много внимания уделялось ее всемерному удешевлению. Предполагалось заменить блочную сборку подводной лодки в цехе, в наиболее благоприятных условиях для повышения производительности труда и снижения себестоимости.

    В первом варианте проектного задания предусматривалось деление прочного корпуса подводной лодки на пять отсеков. Прочность всех легких плоских переборок была рассчитана всего на 2 атмосферы. Подводная лодка в случае затопления любого отсека оставалась бы на плаву, так как запас ее плавучести (22%) превышал объем самого большого из них — носового. В то же время расчеты показали, что при затоплении носового отсека, если прилегающая к ней цистерна главного балласта будет заполнена, образуется дифферент свыше 80 градусов. Поэтому носовой отсек был разделен на два дополнительной переборкой, установленной между торпедными аппаратами и запасными торпедами. Расчетный дифферент после этого уменьшился примерно на 10 градусов, что признавалось удовлетворительным.

   Была принята упрощенная форма легкого корпуса, который охватывал только две трети длины прочного корпуса. В проходивших по бортам булям (полусферические наделки) были расположены цистерны главного балласта, в оконечностях легкого корпуса — носовая и кормовая цистерны. Лишь цистерна средняя, уравнительная и быстрого погружения находились внутри прочного корпуса. Это обеспечивало более простую технологию, большую ширину цистерн главного балласта, облегчало их сборку и клепку.

   Однако булевая форма легкого корпуса средней подводной лодки ухудшала ходкость. Испытания головной подводной лодки серии III показали, что на полном ходу у нее образовывались две системы поперечных волн: одна создавалась основными обводами корпуса и оконечностей, другая — булями. Следовательно, их интерференция должны была повышать сопротивление движению. Поэтому форму булей для подводных лодок этого типа последующих серий усовершенствовали. Их носовая оконечность была заострена и приподнята вверх до уровня ватерлинии. Этим вся система поперечных волн, образуемых булями, смещалась несколько в нос, дальше от резонанса с волнами от основного корпуса. Для подводных лодок серии III был принят прямой форштевень. В последующих сериях подводных лодок этого типа его заменили наклонным, изогнутым.

   В конечном варианте прочный корпус подводных лодок тип «Щ» серии III был разделен плоскими переборками на шесть отсеков:

   — первый (носовой) отсек — торпедный. В нем размещались четыре торпедных аппарата (по два по вертикали и горизонтали) и четыре запасных торпеды на стеллажах;

   — второй отсек — аккумуляторный. В ямах, закрытых съемным настилом из деревянных щитов, были расположены две группы АБ (по 56 элементов тип КСМ). В верхней части отсека находились жилые помещения, под аккумуляторными ямами — топливные цистерны.
   — третий отсек — Центральный Пост, над ним была установлена прочная рубка, закрытая ограждением с мостиком.

   — в четвертом отсеке были размещены две четырехтактных бескомпрессорных дизеля по 600 л.с. со своими механизмами, системами, газоотводными клапанами и устройствами.
   — пятый отсек занимали два главных гребных электродвигателя по 400 л.с. и два электродвигателя экономического хода по 20 л.с., которые соединялись с двумя гребными валами ременной эластичной передачей, что способствовало снижению шумности.
В шестом (кормовом) отсеке находились два торпедных аппарата (расположены по горизонтали).
Кроме торпедного вооружения подводная лодка имела зенитное 37-мм полуавтоматическое орудие и два пулемета калибра 7.62 мм.

   При постройке первых подводных лодок тип «Щ» не было уделено достаточного внимания явлению обжатия корпуса наружным давлением воды. Конструкция в районе соединения выкружки с прочным корпусом была усилена добавочными съемными бимсами.
Палубных цистерн на подводных лодках тип «Щ», не было, и это еще более увеличивало их стремление к зарыванию. Лишь позднее стало очевидным, что такое явление неизбежно для всех подводных лодок в надводном положении и вызывается их малым запасом плавучести. Но, при создании подводных лодок первых серий с этим пытались бороться, увеличивая плавучесть носовой оконечности. С этой целью была установлена специальная «цистерна плавучести», заполняемая, как и вся надстройка, через шпигаты (отверстия с решетками), но снабженная клапанами вентиляции носовой цистерны главного балласта. Однако это привело только к сокращению периода килевой качки и увеличению ее амплитуды: после резкого всхода на волну нос подводной лодки также резко падал вниз и зарывался в ее подошву. Поэтому позднее носовые «цистерны плавучести» были ликвидированы.

   Цистерны главного балласта заполнялись забортной водой самотеком через кингстоны, расположенные в специальных выгородках в нижней части легкого корпуса. Они имели только ручные приводы. Клапаны вентиляции этих цистерн управлялись как с помощью пневматических дистанционных приводов, так и ручными приводами.

  Излишнее упрощенство и стремлении удешевить привели к решению отказаться на подводных лодках серии III от продувания цистерн главного балласта турбокомпрессорами, заменив продувание откачкой центробежными помпами. Но, эта замена оказалась неудачной: продолжительность процесса удаления главного балласта возросла до двадцати минут. Подобное было абсолютно недопустимо, и на подводных лодках тип «Щ» вновь поставили турбокомпрессоры. Позднее на всех подводных лодках этого типа впервые в отечественном подводном кораблестроении воздуходувки были заменены продуванием главного балласта отработанными газами дизелей (система воздуха низкого давления). Дизели в этом случае приводились в действие главным гребным электродвигателем и выполняли роль компрессора.

   Три подводные лодки  серии III («Щука», «Окунь» и «Ёрш») были заложены 5 февраля 1930 года. Первые две подводные лодки вступили в строй Морских сил Балтийского моря 14 октября 1933 года. Третья подводная лодка вошла в строй БФ 25 ноября 1933 года.
Четвертая подводная лодка серии III («Комсомолец») заложена 23 февраля 1930 года, спущена на воду  2 мая 1931 года, 15 августа 1934 года  принята от промышленности,  24 августа зачислена в состав Балтийского флота.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» III серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 572/672 тонн. Главные размерения: длина 57 метров, ширина наибольшая – 6.2 метра, осадка в надводном положении – 3.76 метра. Силовая установка: два дизеля 38В8 мощностью по 600 л.с.; два ГЭД ПГ-8 мощностью 400 л.с., два винта. Запас топлива — нормальный — 23,4 тонны, полный — 52 тонны Скорость хода полная надводная -11.5 узла, скорость хода полная подводная – 8.5 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 1 350 миль (9 узлов); дальность плавания надводная экономической скоростью – 3 130 миль (8.5 узла); дальность плавания подводная экономической скоростью — 112 миль (2.8 узла). Автономность: нормальная — 20 суток, максимальная – 40 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 22%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, одна 45/46 артиллерийская установка 21-К (500 45-мм выстрелов); одно 45-мм орудие (500 снарядов). Команда: 41 подводник.

Серия V

   На подводных лодках серии III прочность переборки между первым и вторым отсеками была рассчитана, как и других переборок, на подводную аварию. Но, метод приближенного расчета, которым при этом пользовались, не учитывал возможного переуглубления подводной лодки при движении с дифферентом. Поэтому на подводных лодках тип «Щ» серии V была добавлена еще одна поперечная переборка (на 31-м шпангоуте), разделившая второй отсек на два. Группы аккумуляторов оказались в результате изолированными одна от другой, что повысило живучесть аккумуляторной батареи. Одновременно кормовую переборку носового отсека передвинули на две шпации в нос (с 24-го на 22-ой шпангоут).

   Следует отметить, что при изготовлении межотсечных переборок применялась электросварка. Ее использовали также при изготовлении некоторых цистерн и фундаментов отдельных механизмов внутри прочного корпуса. Общее число отсеков подводных лодок серии V увеличилось до семи. Однако пришлось пойти на хранение во втором отсеке запасных торпед без зарядных отделений, для сборки их перед стрельбой из торпедных аппаратов левого борта (№ — 2 и № — 4) использовать овальную переборочную дверь,  по оси торпедных аппаратов правого борта (№ — 1 и № — 3) сделать в новой переборке соответствующие люки.

   Средняя цистерна была вынесена в междубортное пространство, что позволило облегчить ее конструкцию, повысив испытательное давление втрое. Эти конструктивные изменения диктовались также необходимостью транспортирования подводных лодок тип «Щ» на Дальний Восток. Поэтому одновременно были изменены раскрой обшивки и набор прочного корпуса, который изготовлялся из восьми секций, соответствовавших железнодорожным габаритам.

   Длина подводных лодок серии V была увеличена на 1.5 метра, в результате чего несколько возросло водоизмещение. Этому способствовали также установка второго орудия калибра 45-мм и увеличение боезапаса вдвое (до 1000 снарядов).

   Прочный корпус подводных лодок тип «Щ» располагался между 14 и 75 шпангоутами, расстояния между которыми были неодинаковы: от 14 до 16-500 мм, от 16 до 64-750 мм, от 64 до 75—500 мм. На протяжении от 22 до 63 шпангоута он представлял собой трубу с круговыми сече­ниями. В районе от 14 до 22 и от 63 до 75 шпангоута  сечения прочного корпуса имели эллиптичес­кую форму, причем носовые — с вертикальной главной осью, кормовые — с горизонтальной. Наибольший диаметр прочного корпуса у ми­дель-шпангоута – 4.38 метра. Обшивка прочного корпуса выполнялась из листов стали толщи­ной 13.5-мм, наложенных в продольном направ­лении и соединенных по пазам внакрой, а по стыкам соединенных планками. По пазам шел трехрядный шахматный заклепочный шов, по стыкам — двухрядный.

   Прочный корпус был рассчитан на наружное давление в 9 атмосфер, соответствующее глубине около 90 метров. С носа и с кормы прочный корпус огра­ничивали водонепроницаемые плоские пере­борки клепаной конструкции толщиной 16 мм. Трубы торпедных аппаратов были связаны с переборками дифферентных цистерн и состав­ляли часть конструкции прочного корпуса.

   Шесть сварных переборок разделяли проч­ный корпус на семь отсеков. Обделочные уголь­ники приклепывались как к его обшивке, так и к переборкам; крепление балок к обшивке — на сварке. Переборка 22 шпангоута — из 44-мм листов в средней части и 11-мм по краям — подкрепля­лась вертикальными стойками и цепным ящиком. Остальные переборки имели толщину 11 мм (рассчитаны на давление 2 атмосферы), образующие Центральный Пост — 14 мм (рассчитаны на 6 атмосфер с обеих сторон).

   Непотопляемость подводных лодок в надводном поло­жении, для случаев плавания без топлива, в бортовых балластных цистернах обеспечивали семь водонепроницаемых отсеков. При поврежде­нии любого отсека прочного корпуса с приле­гающей к нему бортовой цистерной с одного борта (за исключением шестого отсека), а так­же при повреждении одной из концевых цис­терн подводная лодка могла оставаться на поверхности с положительной остойчивостью и сохранять ход. Непотопляемость при аварии в подводном по­ложении не обеспечивалась. Прочная рубка располагалась между 40 — 44 шпангоутами и была выполнена из маломагнитной стали в виде цилиндра с внутренним диамет­ром 1 700 мм. Корпус рубки был составлен из двух 12-мм листов, соединенных между собой угольниками с прокладками между ними из па­русины на сурике. Крыша рубки — сферическая, с радиусом сферы 1 770 мм из листов толщи­ной 16 мм; в ней имелось отверстие диамет­ром 650 мм для комингса входного люка. Надстройка проходила по всей длине подводной лод­ки; ее наибольшая ширина – 1 750 мм, высота в районе расположения цилиндрической части прочного корпуса — 750 мм. Толщина бортовых листов и верхней палубы надстройки — 3 мм, расстояние между шпангоутами — 500 мм. Для быстрого заполнения надстройки водой при погружении ее борта от 22 до 31 шпангоута в но­совой части и от 58 до 70 шпангоута в кормовой не доходили до прочного корпуса на 5 мм, обра­зуя  постоянно открытые продоль­ные шпигаты. Вентилирование надстройки при заполнении ее водой осуществлялось через большое количество просверленных отверстий в палубе.

  Волнорезные щиты носовых торпедных аппа­ратов (верхние длиной 3 040 мм, нижние 2 790 мм) делались из 8-мм стали. Из-за особенностей конструкции носовой части волнорезные щиты на подводных лодках в годы войны ломались чаще, чем на  других типах.

   Киль коробчатого сечения из 10-мм листов, приклепанных к прочному корпусу угольника­ми, располагался в средней части корпуса (14-69 шпангоуты) и служил для усиления ее продольной прочности, а также для постановки подводной лодки на кильблоки при ДОКовании. Для увеличения ос­тойчивости в киль укладывался пе­реносной твердый балласт (обычно чугунные чушки) общим весом до 37 тонн. В целях уменьшения сопротивления воды при подводном ходе прочная рубка имела лег­кое ограждение из 3-мм листов стали. Палуба ограждения, устроенная на уровне комингса рубочного люка, служила ходовым мостиком при надводном плавании – на ней были установлены магнитный компас и пост управления вертикаль­ным рулем.

   В корму от рубки в ограждении находились надводный гальюн и помещение для боцман­ского имущества. Свободное заполнение и осу­шение ограждения при погружении и всплытии обеспечивали отверстия в его боковых стенках и в палубе. В районе расположения кормового орудия фальшборт ограждения имел части, от­кидывающиеся с помощью ручной лебедки. В опущенном положении они служили площадкой для орудийного расчета. На отдельных подводных лодках в ходе войны их сняли и заменили круглой площадкой с леерами или с постоянными труб­чатыми релингами. Подводный и надводный якоря выбирались электрическим шпилем. Надводный якорь Хол­ла весил 600 кг, подводный грибовидный -1 000 кг.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» V серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 585/700 тонн. Главные размерения: длина 58.5 метров, ширина наибольшая – 6.2 метра, осадка в надводном положении – 3.8 метра. Силовая установка: два дизеля 38В8 мощностью по 600 л.с.; два ГЭД ПГ-8 мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта. Запас топлива — нормальный — 23,4 тонны, полный — 52 тонны Скорость хода полная надводная -11.9 узла, скорость хода полная подводная – 8.5 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 1 150 миль (9 узлов); дальность плавания надводная экономической скоростью – 2 300 миль (8.5 узла); дальность плавания подводная экономической скоростью — 100 миль (2.8 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, одна 45/46 артиллерийская установка 21-К (500 45-мм выстрелов). Команда: 40 подводников.

Серия V- бис

Серия включала в себя тринадцать подводных лодок. Из них восемь были построены для Тихоокеанского флота, две — для Балтийского, 3 — для Черноморского. Первоначально серия имела обозначение VII.  

   Мощность главных дизелей была повышена на 35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов. Изменение формы ограждения рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В 1934 году разрабатывалось предложение по оснащению подводных лодок тип «Щ» динамо — реактивными орудиями калибра 102-мм на серии III и 152,4-мм на серии V. 20 мая 1934 года было утверждено тактико-техническое задание на дооборудование подводных лодок тип «Щ» серии V в транспортные подводные лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная подводная лодка должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» V- бис серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 601/722 тонн. Главные размерения: длина 58.0 метров, ширина наибольшая – 6.2 метра, осадка в надводном положении – 3.91 метра. Силовая установка: два дизеля 38В8 мощностью по 600 л.с.; два ГЭД ПГ-8 мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта. Запас топлива — нормальный — 23,4 тонны, полный — 52 тонны Скорость хода полная надводная -12 узлов, скорость хода полная подводная – 8.0 узлов. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2 960 миль (7 узлов); дальность плавания подводная экономической скоростью — 100 миль (2.0 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, одна 45/46 артиллерийская установка 21-К (500 45-мм выстрелов), один 12.7-мм пулемет ДШК. Команда: 40 подводников.

Серия V- бис — 2

   Серия включала в себя четырнадцать подводных лодок (по пять для Тихоокеанского и Балтийского, четыре для Черноморского флотов).

    Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М.Малинин. Тактико-технические данные подводной лодки этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

   Новая серия подводных лодок тип «Щ» получила наименование V бис-2 серии и имела ряд существенных отличий. В очередной раз переработали теоретический чертеж и форму рубки, что  подняло скорость надводного хода на 0.5 узла и улучшило мореходность. Кормовую переборку второго отсека сделали ступенчатой — это позволило хранить торпеды в собранном виде. Переделали торпедопогрузочное устройство, чем, с одной стороны, уменьшили загроможденность отсеков, а с другой — сократили время погрузки до 12 часов. Переборки Центрального Поста усилили (теперь они могли выдерживать давление 6 кг/см.) Цистерны главного балласта № — 3 и № — 4 приспособили для приема дополнительного топлива.

   Передачу электромотора экономического хода изменили с шестеренчатой на ременную, сделавшую ее работу бесшумной. Электродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в концевые отсеки, оставив в Центральном Посту только ручное управление. Система продувания главного балласта дизелями стала штатной, главный балласт продувался дизелем, работавшим как компрессор.

   Подводные лодки тип V-бис-2 вооружались десятью торпедами: шесть в аппаратах и четыре запасных на стеллажах во втором отсеке. Первоначально это были 533-мм торпеды тип 53-27 (первая цифра — калибр в сантиметрах, вторая — год принятия на вооружение), разработанные в Остехбюро. В зависимости от типа они имели вес 1 675 или 1 725 кг (вес ВВ 200 или 250 кг), скорость 43,5 узлов и дальность хода 3700 метров. Основной недостаток торпед 53-27 — плохая герметичность и не выдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на Черноморском флоте их полностью запретили к применению, на остальных флотах использовали весьма ограниченно (при установке глубины не менее 3 метров). На смену им еще в 1938 году приняли торпеду 53-38, являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 году  торпеды 53F. Новая торпеда при почти такой же длине, как 53-27 (7 200 и 7 150 мм соответственно), имела вес 1 615кг (вес ВВ 300 кг) и скорость 44,5 узла при дальности 4000 метров (также имелся режим 34,5 узла – 8 000 метров или 30,5 узла — 10 000 метров, но он на подводных лодках практически не применялся). Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды тип 53-38У, 53-39 и электрическая торпеда ЭТ80 не использовались из-за габаритных ограничений.

   Первоначальное артиллерийское вооружение: — два 45-мм полуавтомата 21К. Горизонтальный угол обстрела каждого орудия — 280°, снижения — 10°, возвышения -85°, вес фугасного снаряда — 1,41 кг, начальная скорость — 760 м/с. Дальность стрельбы: горизонтальная — 50 кабельтов, по высоте – 4 500 метров. Скорострельность — около 25-30 выстрелов в минуту. Боезапас — 500 патронов на ствол. Для первых выстрелов возле полуавтомата устанавливался герметичный кранец на 15 патронов. В средней части мостика имелись два вертлюга для съемных пулеметов М-1 («Максим»), запас патронов к ним и к пяти винтовкам Мосина — 24 000 штук). Кроме того, на подводной лодке имелось двадцать семь револьверов.

   Артиллерийское вооружение изначально вызывало у моряков нарекания. Переделанный из знаменитой 45-мм противотанковой пушки полуавтомат 21К как зенитное орудие отличался крайне низкими боевыми характеристиками, возможности в борьбе с надводными целями у него были весьма скромными. Несколько лучшие результаты имела стрельба бронебойно-зажигательными снарядами, но в целом 45-мм орудие продемонстрировало совершенно неудовлетворительные боевые качества. Потому не случайно, что еще до начала Великой Отечественной войны некоторые подводные лодки Черноморского флота стали получать вместо кормового 45-мм орудия 12,7-мм пулемет ДШК.

   Установленный на части подводных лодок сетепрорезатель «Сом» представлял собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохранявших выступающие части подводной лодки от попадания тросов сетевых заграждений. Практика не подтвердила полезность этого устройства, и его постепенно демонтировали, закрыв пилу на форштевне металлическими листами.

   Накануне войны на вооружение был принят прибор «Краб» — индивидуальный охранитель подводных лодок от сетей и минрепов якорных мин. Он устанавливался на кронштейнах по обеим сторонам ограждения рубки. Это был пневматический резак, автоматически перекусывающий попавший в него трос. Постоянной бедой этого устройства являлось травление сжатого воздуха через сальники, из-за чего его часто выключали.

  Подводные лодки оснащались двумя перископами: командирским (ПА) и зенитным (ПЗ), которые изначально имели длину 7,5 метра. Применялись 9-метровые перископы, которые подводные лодки получали в ходе капитальных ремонтов и подводные лодки более ранних выпусков. Наблюдение велось только из Центрального Поста; подъем и опускание производились шумной электрической лебедкой либо вручную.

   Радиоаппаратура внешней связи состояла из длинноволнового передатчика «Шквал-Щ» и коротковолнового «Бухта». Впоследствии их заменили соответственно на «Окунь» (60—75 Вт, рабочий диапазон 200 — 1200 метров, дальность передачи с лодочной антенной 80—100 миль) и «Щуку» (500-650 Вт, диапазон 30-120 метров, дальность передачи до 2 000 миль). Для приема служили длинноволновый «Дозор» и коротковолновый КУБ-4. Во время ремонтов последний заменялся на «Метель» или 45-ПК-1 с повышенной чувствительностью. Все аппараты работали как радиотелеграфом, так и радиотелефоном через микрофон. Для внутриэскадренной связи и связи с десантными партиями имелась приемопередающая УКВ-станция «Рейд» (мощность 4-6 Вт, дальность передачи до 15 миль). На части подводных лодок устанавливались радиопеленгаторы «Бурун» и «Пассат».

   С 1939 года подводные лодки стали оснащать шумопеленгаторными станциями тип «Марс-12» с эллиптической базой из 12 приемников (приемники располагались в носовой проницаемой оконечности). В зависимости от гидрологии моря станция могла пеленговать шумы крупного корабля на дистанциях 12,5 — 30 кабельтов, при точности пеленгования по направлению от 1° до 3°; дистанцию до цели она не определяла.

   Для связи с подводными лодками имелась двухмечевая установка звукоподводной связи «Вега» или «Сириус». Ее верхний меч располагался на палубе между 9 и 10 шпангоутами, а нижний — в специальной выгородке между 45 — 46 шпангоутами.

   На подводных лодках устанавливались следующие навигационные приборы: гирокомпас Сперри (или марки ГУ М-1 модель 2), три магнитных компаса 127 мм (главный, путевой и рубочный), электрический лаг ГО М-3 модель 2, эхолот ЭМС-2 и ручной лот. Освещение поверхности в ночное время обеспечивал прожектор МСПЛ-л4,0.

   Изначально команда подводной лодки включала семь «средних» командиров (командир, комиссар, помощник командира, командиры БЧ-1/4, БЧ-2/3 и БЧ-5, военфельдшер), шесть младших командиров и двадцать пять краснофлотцев. В военное время численность команды увеличилась до сорока человек (семь средних и пятнадцать младших командиров, восемнадцать краснофлотцев).

   Автономность при нормальном запасе топлива, масла, пресной и дистиллированной воды составляла 20 суток, в отдельных случаях она повышалась до 45-55. Запас пресной воды -от 2,5 до 6,7 тонн.

   Очистка воздуха производилась десятью электрическими вентиляторами или девятью машинами регенерации со специальными патронами РВ-2 (общий запас — от 900 до 1 920 штук), наполненными каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из двенадцати стальных баллонов емкостью 38-40 литров со сжатым до 150 атмосфер кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации — 72 часа, без использования — 12 часов.

   Для личного состава были устроены одноместная каюта командира подводной лодки, кают-компания, тридцать легкосъемных коек. На борту имелись постоянные и переносные электрогрелки, трубопровод парового отопления, питаемый с береговой базы для поддержания температуры в отсеках при закрытых люках не ниже +14 °С при наружной температуре до -20 °С, электрокамбуз для приготовления пищи, электропосуда, два пневматических подводных гальюна и один надводный в ограждении рубки, душевой трубопровод в ограждении рубки.

   Подводная лодка оборудовалась спасательными и подъемными средствами: рымами для подъема подводной лодки средствами базы, усиленными шпигатами в надстройке (для подъема подводной лодки мягкими понтонами ЭПРОН), наружной и внутренней аппаратурой для продувания отсеков и цистерн с помощью водолазных шлангов, двумя сигнальными буями, четырьмя подкильными поясами. Для выхода личного состава из затонувшей подводной лодки служили шлюзовые люки, тубусы и спасательная рубка; была также возможность выхода через торпедные аппараты.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» V-бис-2 серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 617/721 тонн. Главные размерения: длина 58.7 метров, ширина наибольшая – 6.2 метра, осадка в надводном положении – 4.08 метра. Силовая установка: два дизеля 38В8 мощностью по 600 л.с.; два ГЭД ПГ-8 мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта. Скорость хода полная надводная -11.92 узла, скорость хода полная подводная – 6.7 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 7 150 миль (5 узлов); дальность плавания подводная — 100 миль (1.8 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, одна 45/46 артиллерийская установка 21-К (500 45-мм выстрелов), один 12.7-мм пулемет ДШК. Команда: 37 подводников.

Серия X

   Главные изменения и переработки подводных лодок тип «Щука» серии Х:

   —  в очередной раз переработали теоретический чертёж и форму рубки, что подняло скорость надводного хода на 0.5 узла и улучшило мореходность;

   — кормовую переборку II отсека сделали ступенчатой, что позволило хранить торпеды с присоединенными боевыми зарядными отделениями (БЗО);

   — переделали торпедопогрузочное устройство, чем с одной стороны уменьшили загромождённость отсеков, а с другой уменьшили время погрузки до 12 часов, против 25—30 ранее;

   — переборки центрального поста усилили до давления 6 кг/см’;

   — цистерны главного балласта №-3 и №-4 приспособили для приёма топлива;

   -передачу электромотора экономического хода изменили с шестерёнчатой на ременную, сделавшую работу передачи бесшумной;

   — лектродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в концевые отсеки, оставив в центральном посту только ручное управление;

   — система продувания главного балласта выхлопными газами дизелей стала штатной;

   — были установлены новые дизеля марки 38К8 мощностью 800 л.с., что позволило поднять надводную скорость до 14.1 – 14.3 узлов;

   — для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала заменили фрикционную муфту гидравлической «БД-800/600», но эффект от этого оказался ограниченным (осталась одна запретная зона);  

 — система воздуха высокого давления была коренным образом изменена;

   — аварийное продувание главного балласта стало производиться воздухом высокого давления от распределительных колонок. Время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчезли крены;

   — установили опреснитель производительностью 40 литров в час;

   — конструкцию глушителя изменили, уменьшив демаскирующее «парение»;

   — в систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило её работу;

   — часть подводных лодок оснащалась сетепрорезателями «Краб», отдельные имели итальянские командирские перископы фирмы «Галилео» тип OG-492, с электрическим подъёмным устройством винтового типа.

   — работу тросовых лебёдок удалось сделать менее шумной;

   — ограждение носовых горизонтальных рулей сделали сплошным по всему периметру.

   Серия включала в себя тридцать две подводные  лодки (девять для Тихоокеанского, по восемь для Северного и Черноморского, семь для Балтийского флотов).

   Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» X серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 584/707 тонн. Главные размерения: длина 58.8 метров, ширина наибольшая – 6.0 метров, осадка в надводном положении – 4.0 метра. Силовая установка: два дизеля 38К8 мощностью по 800 л.с.; два ГЭД ПГ8 мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта. Скорость хода полная надводная -14.0 узлов, скорость хода полная подводная – 8.3 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2 580 миль (11.5 узла); дальность плавания подводная — 105 миль (2.6 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, две 45/46 артиллерийских установки 21-К (500 45-мм выстрелов), два 7.62-мм  пулемета. Команда: 37-38  подводников.

Серия X-бис

   Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты тип «Бамаг», ограждение рубки сде­лано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подвод­ный якорь. Водоизмещение лодки возросло на пять тонн.

    17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке подводных лодок возросло до двух. Руководство Наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух подводных лодок была отменена.

   Заложенные на заводе №-194 28 июня 1941 года две подводные лодки серии X-бис получили заводские номера 552 — 553. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля подводные лодки были сняты с производства и разделаны на металл.

     Девять подводных лодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «Щ» X-бис серии:

Водоизмещение: надводное / подводное — 589/705 тонн. Главные размерения: длина 58.8 метров, ширина наибольшая – 6.0 метров, осадка в надводном положении – 4.0 метра. Силовая установка: два дизеля 38К8 мощностью по 800 л.с.; два ГЭД ПГ8 мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта. Скорость хода полная надводная -14.0 узлов, скорость хода полная подводная – 8.3 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2 300 миль (13.2 узла); дальность плавания подводная — 100 миль (2.5 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,  боезапас — 10 торпед, две 45/46 артиллерийских установки 21-К (500 45-мм выстрелов), два 7.62-мм  пулемета. Команда: 37-38  подводников.

   Подводные лодки тип «Щ» активно участвовали в Великой Отечественной войне, из 44 воевавших подводных лодок погибла тридцать одна. Подводные лодки тип «Щ» совокупно потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 бртт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подводных лодок тип «Щ» 35% потопленного и повреждённого тоннажа противника.

   Были награждены орденом Красного Знамени подводные лодки Щ-307, Щ-310, Щ-320, Щ-323, Щ-406 Краснознаменного Балтийского флота, Щ-201, Щ-209 Черноморского флота, Щ-403, Щ-404, Щ-421 Северного флота.

   Удостоились гвардейского звания подводные лодки Щ-303, Щ-309, Балтийского флота, Щ-205, Щ-215 Черноморского флота, Щ-422 Северного флота,  подводная лодка Щ-402 Северного флота стала Краснознаменной гвардейской подводной лодкой.

Подводная лодка тип «Щ» серии III.

Подводная лодка тип «Щ» серии V.

Подводная лодка тип «Щ» серии V-бис.

Подводная лодка тип «Щ» серии V-бис-2.

Подводная лодка тип «Щ» серии X.

Подводная лодка тип «Щ» серии X-бис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *