За тех, кто в море!

Литературные произведения военных моряков и членов их семей. Общественное межрегиональное движение военных моряков и членов их семей "Союз ветеранов боевых служб ВМФ"

Бойко В. Подводные лодки Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища

Владимир Бойко

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА

 

 

 

 

2017

Выпускник Севастопольского ВВМИУ, ветеран – подводник ВМФ РФ Владимир Бойко  впервые наиболее полно рассказывает о четырех подводных лодках, находившихся в ведении Севастопольского Высшего Военно-Морского Инженерного Училища, на которых проходило обучение борьбе за живучесть подводных лодок будущих офицеров — подводников Военно-Морского Флота СССР.

Документальное повествование о подводных лодках СВВМИУ, основанное на архивных источниках и документальных материалах, сопровождают редкие фотографии и выдержки из документов.

Книга предназначена выпускникам Севастопольского ВВМИУ, профессиональным морякам-подводникам и ветеранам-подводникам  Военно-морского флота СССР и Российской Федерации, всем читателям, которым не безразличен Подводный Флот Отечества.

 

От автора

   Повышение требований к специальной подготовке курсантов Севастопольского ВВМИУ потребовало создания ряда кафедр, руководителями которых были назначены опытные военные педагоги и ученые. Для формирования у выпускников училища основных качеств офицера – инженера – подводника, связанных со знанием устройства корабля, умением обеспечить его живучесть и боевое использование, были созданы в июне 1954 года кафедра живучести и кафедра теории, устройства и управления подводной лодкой.

Лабораторная база кафедры живучести состояла из учебного кабинета, водолазного полигона (бассейна), подводной лодки Б-34 (тип «Л» II серии, бывшая подводная лодка Л-4 («Гарибальдиец»)  и плавучего Кабинета Боевой Подготовки — 43 (КБП – 43), переоборудованного из подводной лодки С-207 (тип «Щ» V-бис — II серии, бывшая подводная лодка Щ-207 («Касатка»), переданной училищу 153-й отдельной Бригадой подводных лодок 2 августа 1954 года   Приказом Командующего Черноморским флотом. На подводных лодках отрабатывались вопросы практической подготовки курсантов по борьбе за живучесть подводной лодки: заделка пробоин прочного корпуса, тушение корабельных пожаров, исправление поврежденных трубопроводов, задачи по выходу из затонувшей подводной лодки через торпедный аппарат и боевую рубку. После  использования в качестве Учебно-Тренировочных Станций подводные лодки были возвращены флоту.

Лаборатория живучести и кафедра теории, устройства и управления подводной лодкой не располагали действующими двигателями подводных лодок, поэтому некоторые практические занятия проводились в лаборатории ДВС  Учебного отряда Черноморского флота, а также на подводной лодке КБП – 43. Для привития курсантам практических навыков требовалась учебно-лабораторная база, роль которой выполнял эскадренный миноносец «Бодрый», 13 октября 1959 года превращенный в учебно-тренировочную станцию УТС-8. 9 февраля 1962 года эсминец превращен в плавучую мишень и посажен на прибрежную отмель у Тендровской косы при испытании ракет КТЩ. Его корпус сохранился и по сей день.

Училищу была передана дымовая труба линкора «Севастополь (в 1956 — 1957 годах разобранного на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металлолом) для использования её в качестве резервуара рабочей воды.

По тактико — техническому заданию, разработанному кафедрой №-1 Севастопольского ВВМИУ, силами Морского завода №-13 ВМФ СССР, в 1954 – 1955 годах на базе прочного корпуса подводной лодки М-30 (тип «М» XII серии) была смонтирована водолазная башня, высотой двадцать метров для отработки глубоководных погружений и выхода из аварийной подводной лодки на территории училища в бухте Голландия. Водолазная башня была смонтирована полностью в 1954-1955 годах, но по каким-то причинам в обучении курсантов Севастопольского ВВМИУ не использовалась и была разобрана на металл в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия.

В июле 1957 года по распоряжению командования Черноморского флота училищу для учебных целей была передана подводная лодка М-113 (тип «М» XII серия). 17 августа1957 года подводную лодку подняли на стенку, разрезали на шесть частей и трейлерами перевезли на строительную площадку.

Под руководством начальника училища инженер — капитана 1-го ранга М.А.Крастелева,  начальники кафедр инженер – капитан 1 ранга А.А.Первушкин и инженер – капитан 2 ранга А.Д.Кружалов, начальник лаборатории старший инженер — лейтенант А.С.Сыромятников, на базе  подводной лодки М-113 разработали проект и начали строительство Учебно-Тренировочного Комплекса по Борьбе за Живучесть (УТЖК). В марте 1958 года силами кафедры и бригады рабочих Николаевской сдаточной базы кораблей строительство и монтаж этой уникальной комплексного УТК по борьбе за живучесть был закончен.

В июле 1958 года УТЖК Севастопольского Высшего Военно-морского Инженерного Училища Подводного Плавания  был введен в строй. В августе 1959 года Севастопольское ВВМИУ Подводного Плавания посетил первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР адмирал А.Г.Головко. Осмотрев УТЖК, он заметил, что комплекс является не только средством обучения, но и реликвией Черноморского флота —  в нем и подводная лодка М-113 и линкор «Севастополь» продолжают службу в ВМФ.

В 1959–1960 годах силами личного состава училища было построено здание лаборатории. На базе этой комплексной лаборатории в августе 1960 года была создана объединенная кафедра теории, устройства, живучести управления подводной лодкой — ТУЖУ ПЛ.

В 1962 году вступила в строй лаборатория тренажеров по управлению подводной лодкой, которая позволила не только обеспечить все практические занятия курсантов по курсу ТУЖУ ПЛ, но и оказывала большую помощь Черноморскому флоту, обеспечивая тренировки личного состава 153-й Бригады подводных лодок ЧФ. Были построены пожарный и водолазный полигоны – лучшие в системе учебных заведений Военно-морского флота СССР.

Повышение качества подготовки офицеров-подводников потребовало, прежде всего, усиления внимания к практической подготовке курсантов, к развертыванию строительства учебно-лабораторной базы. На кафедрах разрабатывались новые учебные программы и планы для подготовки инженер — механиков с учетом новых задач и требований. Одновременно разрабатывались задания по перепланировке внутренних помещений учебного корпуса с учетом размещения учебных лабораторий.

Под руководством и непосредственном участии начальника Севастопольского ВВМИУ вице-адмирала М.А.Крастелева в училище была создана лучшая по тем временам в учебных заведениях флота лабораторная база по устройству, живучести и управлению подводной лодкой. Эта база включала в себя корпус дизельной подводной лодки М-113, автоматизированные аудитории и кабинеты с современными тренажерами, легководолазный полигон большой пропускной способности, которые широко использовались для подготовки курсантов училища.

Об истории подводных лодок, находившихся в ведении училища, на которых проходило обучение борьбе за живучесть  будущих офицеров — подводников Военно-Морского Флота СССР, рассказывается в данной книге, которую автор посвящает 65-летию Севастопольского ВВМИУ.

 

Владимир Бойко

ветеран – подводник ВМФ РФ

 выпускник СВВМИУ – 1975

Подводные лодки тип «М» («Малютка»)

 

Подводные лодки тип «М» («Малютка») — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные Боевые действия у побережья противника и во вражеских портах.  Подводные лодки тип «М» проектировались и сдавались Военно-морскому флоту СССР по сериям.

Серия VI

В начале 30-х годов XX века Советское правительство постановило решение о создании и усилении Тихоокеанского флота. Состоявшие на тот момент на вооружении подводные лодки тип «Щ» и тип «Л», строившееся на заводах и верфях в европейской части СССР, могли быть транспортированы по железной дороге только в разобранном виде, но их обратная сборка на верфях Дальнего Востока была затруднена и требовала большого количества времени. В связи с этим было принято решение о проектировании класса малоразмерных подводных лодок, которые могли быть перевезены по железной дороге не разбираясь.

Разработка проекта велась в Техбюро №-4 под руководством А.Н.Асафова, взявшим за основу проекта подводную лодку «Минога» Российского Императорского Флота. 20 марта 1932 года РевВоенСовет Советского Союза дал добро проекту малой подводной лодки серии VI, названной «Малюткой».

29 августа 1932 года была заложена головная подводная лодка VI серии — М-III. Её корпус решили делать клёпанным, не обращая внимания на предложение руководителя проекта А.Н.Асафова, использовать электросварку. Испытание прототипа выявило следующие недостатки:

—  подводная скорость оказалась ниже проектной — 5 узлов;

— время погружение подводной лодки составляло восемьдесят  секунд, что было больше в сравнении с подводными лодками других классов;

—  недостаточную мореходность;

— после торпедного выстрела их было почти невозможно удержать под водой, и они демаскировали себя;

— неудачная форма кормовой части, которая кончалась резким уступом сразу за глушителем, размещенным позади рубки.

Малые подводные лодки тип «М» VI серии были однокорпусными (диаметр прочного корпуса составлял 3 110 мм). Внутренний объём подводной лодки разделялся тремя лёгкими переборками, выдерживающими давление, составлявшее одну атмосферу.

Аккумуляторная батарея состояла из одной группы (56 элементов) и размещалась в Центральном Посту. Аккумуляторная яма закрывалась разборными деревянными щитами. Энергетическая установка была одновальной. Главный гребной электродвигатель использовался как для полного, так и для экономического хода. Рулевое устройство имело электрические (кроме носовых горизонтальных рулей) и ручные приводы.

Роль цистерн главного балласта, предназначенных для погашения запаса плавучести (25%) при погружении и для его восстановления при всплытии, выполняли две концевые цистерны вне прочного корпуса и одна бортовая цистерна внутри его.

Кингстоны цистерн открывались наружу с помощью ручных приводов. Для всплытия подводной лодки требовалось одиннадцать минут. Кроме того, имелись палубные цистерны, цистерна плавучести в носовой оконечности и противовсплывная цистерна (для предотвращения всплытия носа подводной лодки после выпуска торпед). Подводная лодка была снабжена становым якорем Холла массой 150 кг и укрепленным на корпусе двумя подъемными рымами.

Вооружение подводной лодки VI серии состояло из двух носовых торпедных аппаратов, размещенных горизонтально в носовом отсеке (без запасных торпед), и 45-мм универсальной полуавтоматической установки 21-К с боезапасом в сто девяносто пять снарядов, установленной в ограждении впереди прочной рубки. Погрузка торпед осуществлялась через открытые передние крышки торпедных аппаратов (при закрытых задних крышках). Торпеды «засасывались» вместе с водой с помощью трюмной помпы (так называемая «мокрая» погрузка торпед).

Головная подводная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года.  Всего было построено тридцать подводных лодок VI серии, двадцать восемь из которых вошли в состав Тихоокеанского флота и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние подводные лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников.

Для улучшения Боевых качеств подводных лодок тип «М» была создана комиссия под председательством начальника ВИС В.М.Орлова. Комиссия тщательно обследовала головную подводную лодку серии VI и поддержала предложение А.Н.Асафова заменить клепку прочного корпуса подводной лодки электросваркой. Было решено придать кормовой части плавные обводы специальным обтекателем. Кроме того, было решено начать строительство подводных лодок тип «М» по модернизированным проектам:

— серия VI-бис, получившая систему быстрого погружения, электрическое управление носовыми горизонтальными рулями, улучшенный гребной винт, изменённые очертания кормы. Скорость лодок возросла до 13,2/7.16 узлов, автономность составила 10 суток;

— серия XII, у которой выросли их надводная и подводная скорости, дальность плавания полной скоростью в надводном и подводном положении в 1,5 раза, экономической скоростью в надводном положении — втрое, в подводном положении – вдвое;

— серия XV, при которой подводная лодка стала двухвальной, что существенно повысило живучесть. Автономность плавания увеличилась до 15 суток. Увеличение длины привело к увеличению надводной скорости до 14 узлов, однако подводная скорость даже снизилась (с 7-8 узлов у серии XII до 6 узлов).

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «М» VI серии:

Водоизмещение: надводное/подводное -157/197тонн. Главные размерения: длина – 36.9 метра, ширина – 3.1 метра, осадка – 2.6 метра. Запас плавучести -25%. Глубина погружения: предельная — 60 метров, рабочая — 50 метров. Автономность: надводная — 10 суток, подводная — 48 часов. Наибольшая надводная скорость – 11.0 узлов; дальность плавания экономичным ходом (8.5 узла) — 690 миль; наибольшая подводная скорость — 6.4 узла; дальность плавания подводная экономичным ходом (2.0 узла)  48 миль. Энергетическая установка: один дизель 38В8 мощностью 685 л.с.; один главный электромотор ПГ мощностью 240 л.с.; аккумуляторная батарея МЛ — одна группа 56 элементов. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, две торпеды; одно 45-мм  орудие 21-К (195 выстрелов); один  пулемет М-1 («Максим»). Команда: 17 подводников.

Серия VI-бис

13 августа 1933 года Правительством СССР было принято решение о закладке в следующем году двадцати подводных лодок тип «М» серии VI — бис водоизмещением 161 тонн/201 тонн. В решении вопросов, связанных с улучшением их тактико-технических данных, участвовали заместитель Наркома обороны, начальник вооружения РККА М.Н.Тухачевский, начальник ВМС В.М.Орлов, его заместитель И.М.Лудри. Подводные лодки серии VI-бис имели цистерну быстрого погружения, электрический привод управления носовыми горизонтальными рулями, более оптимальный гребной винт с лучшими гидродинамическими характеристиками, несколько измененные обводы кормовой оконечности. Скорость этих подводных лодок  в надводном положении возросла до 13,2 узла, в подводном — до 7,16 узла, автономность — до 10 суток, дальность плавания полной надводной скоростью — до 545 миль.

Подводные лодки VI-бис серии были однокорпусными. Прочный корпус оконечности и надстройки – цельносварные. Прочная рубка и ограждение – клепанные. Подводная лодка межотсечными переборками, рассчитанными на давление 1 кг/см2, делилась на четыре отсека, имела одновальную энергетическую установку.

Главный балласт принимался в концевые отсеки, расположенные снаружи прочного корпуса, во внутреннюю бортовую цистерну, расположенную во втором отсеке. Для откачки главного балласта служила помпа «Рато». Для подъема подводной лодки имелось два подъемных рыма, грузоподъемностью 80 тонн каждый. После постройки и испытаний на Черном море подводные лодки  серии VI-бис частично демонтировались и транспортировались во Владивосток.

Для транспортировки с них снимались: боевая рубка с ограждением, шахта перископа и перископное устройство, леерные антенны со стойками и тросами сетевого устройства, артиллерийский полуавтомат, аккумуляторная батарея, твердый балласт, носовые горизонтальные рули с баллером, якорь с якорьцепью, гребной винт, запасы, снабжение и т.п.

Демонтированная подводная лодка устанавливалась на специальный транспортер, укрывалась брезентовыми чехлами и в таком виде, по железной дороге, перевозилась во Владивосток. Достройка «Малюток» на Дальзаводе велась на так называемой «Третьей площадке», для чего на участке набережной против котельного цеха (цех №-5) была проложена колея железной дороги, позволяющая принимать транспортеры с подводными лодками VI-бис серии. Там же были подготовлены стапельные места, построены складские и служебные помещения, подведены необходимые коммуникации.

Прибывшие подводные лодки с помощью плавкранов снимались с транспортеров и устанавливались на стапеля, выполненные по чертежам, разработанным специалистами СКБ. На стапелях производилась установка демонтированных перед транспортировкой конструкций, устройств и проч.

В соответствие с расчетами, выполненными конструкторами СКБ, укладывался твердый балласт с учетом солености и производились другие необходимые работы.

Спуск подводных лодок на воду производился с помощью кранов. На плаву загружали, устанавливали аккумуляторную батарею, опробовали механизмы, системы, устройства, после чего подводные лодки выходили в море на контрольный выход.

К ноябрю 1936 года подводные лодки тип «М» серии VI — бис вошли в состав ВМФ СССР. Накануне Великой Отечественной войны на Краснознаменном Балтийском флоте их было двенадцать  единиц, на Черноморском флоте — две единицы, на Тихоокеанском флоте — шесть единиц.

Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «М» серии VI-бис:

Водоизмещение: надводное/подводное – 161/261 тонна. Главные размерения: длина – 37.81 метра, ширина – 3.11 метра, осадка – 2.58 метра. Скорость хода:надводная/подводная – 13.2/7.2 узла. Дальность плавания: в надводном положении — 1 640 миль при скорости 7.16 узлов; 1 540 миль при скорости 8.2 узла; 1 065 миль при скорости 10 узлов; 545 миль при скорости 13.2 узла. В подводном положении – 55 миль при скорости 2.5 узла, 5.9 мили при скорости 7.2 узла. Глубина погружения: рабочая/предельная – 50/60 метров. Силовая установка: один дизель 38В-8 мощностью 685 л.с.; один ГЭД ПГ 60/34 мощностью 240 л.с.; одна группа аккумуляторных батарей МЛ — 56 элементов; одна линия вала. Вооружение: одно орудие 21-К (195 выстрелов); один пулемет М-1 («Максим»); два 533-мм торпедных аппарата, две торпеды. Автономность: 10 суток. Команда: 17 подводников.

 

Серия XII (проект 40)

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI — бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения подводной лодки VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими тактико-техническими данными. Несколько вариантов эскизного проекта такой подводной лодки было предложено Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор — офицер П.Н.Сердюк). Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии.

Подводная лодка была одновальной, однокорпусной (корпус — цельносварной), имела шесть отсеков и водоизмещение, на 45-50 тонн больше, чем у своих предшественниц.

Мощность главного двигателя была доведена до 800 л.с., мощность главного электродвигателя и емкость аккумуляторных батарей увеличены вдвое по сравнению с подводными лодками VI и VI-бис сериями. Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря, как из рубки, так и из Центрального Поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Число спальных мест на корабле было доведено до четырнадцати, усилены средства вентиляции. За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними сериями.

Конструктором проекта, получившим официальное название «серия XII» и неофициальное – «сердючка» стал П.И.Сердюк. Серия состояла из 46 подводных лодок. Двадцать восемь из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил девять подводных лодок, Черноморский — десять, Северный — шесть, Тихоокеанский — три. Ещё восемнадцать подводных лодок были переданы флоту уже в годы войны.

В числе главных изменений следует выделить:

— сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах;

— заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 секунд;

— сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут;

— увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль;

— возросшее заглубление лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости.

Тактико – Технические Данные

подводной лодки тип «М» XII серии:

Водоизмещение: надводное/подводное: 206/258 тонн.  Главные размерения: длина – 44.5 метра, ширина – 3.3 метра, ширина – 3.3 метра Осадка средняя – 2.85 метра. Силовая установка: один дизельный двигатель мощностью 800 л.с. и один электродвигатель мощностью 400 л.с. Запас топлива:  нормальный – 7.9 тонны, полный — 16 тонн. Электродвигатель: одна группа аккумуляторных батарей по 56 батарей тип «МЛ» в группе. Скорость: наибольшая надводная – 14.4 узла, подводная — 7,8 узлов. Дальность плавания: в надводном положении — 650 миль при 14.4 узлах, 3380 миль при 8.6 узлах; в подводном положении – 9.8 миль при 7.8 узлах, 108 миль при 2.9 узлах. Глубина погружения: рабочая 50 метров; предельная 60 метров. Время погружения — 35 секунд. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, д 533-мм торпеды, одна 45/46 артиллерийская установка 21-К на 195 выстрелов. Время пребывания под водой — 48 часов. Автономность:  нормальная — 10 суток, максимальная — 15 суток. Запас плавучести: 25 %. Команда: 20-22 подводника.

 

Серия XV (проект 96)

ХV серия подводных лодок являлась дальнейшим развитием XII серии подводных лодок тип «М». Стало очевидно, что подводные лодки XII серии могут действовать только в районе своих баз и для расширения возможностей  в ЦКБ-18 под руководством Ф.Ф.Полушкина в 1939 году был создан проект 96.

Советские военно-морские специалисты считали, что наличие большого количества разобщённых между собой морей и водоёмов требуют включения в состав малых подводных лодок. Их главной задачей считалась оборона собственных берегов. На малых подводных лодках к строительству в третьей пятилетке планировалось устранить ранее выявленные недостатки предыдущих проектов. Было решено сделать двухвальной энергетическую установку и увеличить залп до четырех торпед.

23 июля 1939 года был утверждён эскизный проект М-VII. С августа того же года он стал называться проект 96 или XV серия. Была выбрана полуторакорпусная схема с булями и цельносварной конструкцией. Переход из крейсерского положения в позиционное занимал 15 секунд, в погружённое 34 секунды.Управление рулями производилось как в ручную, так и электроприводом. Из аппаратуры устанавливались шумопеленгатор «Марс-8», передатчик «Бриз-МК» и приёмник «Вихрь».

В третьей пятилетке предполагалось построить двадцать подводных лодок. В 1940 году на заводе №-196 заложили семь подводных лодок. В следующем году планировалось заказать ещё тринадцать единиц.

Однако война полностью изменила эти планы. В 1944 году прерванное войной судостроение начало оживать и наркомом ВМФ СССР Н.Г.Кузнецовым был представлен доклад в котором предусматривалась достройка законсервированных в начале войны корпусов подводных лодок, однако программу так и не приняли. Вместо нее в конце года нарком НКСП И.И.Носенко предложил «план военного судостроения на 1946 год». Им предусматривалось строительство 123 подводных лодок тип «М», хотя к тому моменту они морально устарели.

В июле 1941 года четыре подводные лодки XV серии спущенные со стапелей завода №-196 перевезли на завод №-638 в Астрахани, где их и достроили. Первую пару в 1943 году передали на Северный флот, где они приняли участие в Боевых действиях. Вторую в 1944-1945гг. передали Черноморскому флоту. В 1947 году завод №-196 завершил реконструкцию под поточно-позиционный метод постройки, но строительство подводных лодок так и не достигло запланированных темпов. Строительство подводных лодок тип «М» растянулось более чем на десять лет, до 1958 года пока от них полностью не отказались.

Только четыре подлодки удалось сдать флоту за время войны: М-200 («Месть»), М-201, М-202 («Рыбник Донбасса»), М-203 («Иркутский рыбак»). М-200 стала единственной погибшей подводной лодкой XV серии на Балтике в результате катастрофы. Остальные дожили до начала 60-х годов,  после чего их списали.

Тактико – технические Данные

подводных лодок тип «М» XV серии:

Водоизмещение: надводное/подводное – 280/350 тонн. Главные размерения: длина – 49.5 метра,

ширина – 4.4 метра, осадка средняя – 2.8 метра. Силовая установка: один дизельный двигатель мощностью 800 л.с. и один электродвигатель мощностью 400 л.с. Запас топлива: нормальный — 7.9 тонны, полный — 16 тонн; электродвигатель: однап группа аккумуляторных батарей по 56 батарей тип «МЛ» в группе. Скорость: наибольшая надводная – 15.5 узла, подводная – 7.9 узлов. Дальность плавания: в надводном положении — 900 миль при 14.4 узлах, 2 750 миль при 8.6 узлах; в подводном положении – 7.9 миль при 7.8 узлах, 85 миль при 2.9 узлах. Глубина погружения: рабочая 60 метров, предельная 70 метров. Время погружения — 35 секунд. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, две торпеды; одна 45/46 артиллерийская установка 21-К на 195 выстрелов, один 7.62-мм пулемет. Время пребывания под водой — 48 часов. Автономность: нормальная — 15 суток, максимальная — 22 суток. Запас плавучести — 25 %. Команда:  28-32 подводника.

Головная подводная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года.  Всего было построено тридцать подводных лодок VI серии, двадцать восемь из которых вошли в состав Тихоокеанского флота и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние подводные лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников.

За годы Великой Отечественной войны на боевом счету подводных лодок тип «М» суммарно числится шестьдесят одно потопленное судно. Общее водоизмещение потопленных кораблей составляет 135 512 брт. Подводными лодками повреждено восемь судов общим водоизмещением 20 131 брт. и уничтожено десять боевых кораблей противника.

Гвардейского звания были удостоены подводные лодки М-171 и М-174 — на Северном флоте, подводные лодки М-35 и М-62 на Черноморском флоте.

Орденом Красного Знамени были награждены черноморские подводные лодки М-111 и М-117.

Гвардейской подводной лодкой была М-172 Северного флота.

Подводная лодка М-171 серии XII, входящая в состав Северного флота, с августа 1942 года и до конца войны удерживала переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ, которым отмечали лучшую подводную лодку ВМФ СССР.

 

Подводная лодка тип «М» VI серии.

  Подводная лодка тип «М» VI-бис серии.

   Подводная лодка тип «М» XII серии.

Подводная лодка тип «М» XV серии.

 

 Подробная схема подводной лодки тип «М» VI серии:

1 – цистерна главного балласта №-1; 2 – цепной ящик; 3 – торпедный аппарат; 4 – стрельбовой баллон; 5 – противовсплывная цистерна; 6 – носовая дифферентная цистерна; 7 – провизионная цистерна; 8 – топливная цистерна №-1; 9 – аккумуляторная батарея; 10 – цистерна главного балласта №-2; 11 – гирокомпас; 12 – штурвалы ручного управления горизонтальными рулями; 13 – зенитный компас; 14 – нижний рубочный люк; 15 – верхний рубочный люк; 16 – 45-мм орудие; 17 – ограждение рубки; 18 – стойка крепления леерной антенны; 19 – уравнительная цистерна; 20 – осушительный центробежный насос Р-130; 21 – глушитель дизеля; 22 – дизель 38В8; 23 – гребной электродвигатель; 24 – упорный подшипник Митчеля; 25 – компрессор воздуха высокого давления; 26 – гребной винт; 27 – вертикальный руль; 28 – кормовые горизонтальные рули; 29 – ограждение кормовых горизонтальных рулей; 30 – ограждение вертикального руля; 31 – баллон воздуха высокого давления; 32 – баллон пускового воздуха; 33 – кормовая надстройка; 34 – носовая надстройка; 35 – цистерна главного балласта №-3; 36 – шахта перископа; 37 – торпедный отсек; 38 – Центральный пост; 39 – дизельный отсек; 40 – электромоторный отсек; 41 – топливная цистерна №-2; 42 – средняя цистерна; 43 – привод кингстона цистерны главного балласта №-1; 44 – носовая палубная цистерна; 45 – кормовая палубная цистерна; 46 – цистерна плавучести; 47 – цистерна пресной воды; 48 – расходная топливная цистерна; 49 – цистерна чистого масла; 50 – трюмный насос ТП-15; 51 – входной люк IVотсека с тубусом; 52 – аварийный телефонный буй; 53 – привод носовых горизонтальных рулей; 54 – привод кормовых горизонтальных рулей; 55 – привод вертикального руля; 56 – тумба вертикального руля; 57 – штурвал вертикального руля; 58 – киль.

Разрез по диаметральной плоскости подводной лодки тип «М» VI-бис серии.

 

 Конструкция ограждения рубки подводной лодки тип «М» VI-бис серии

  Подробная схема подводной лодки тип «М» XII серии:

1 – форштевен6ь; 2 – проницаемая часть; 3 – цепной ящик; 4 – торпедные аппараты; 5 – кингстон цистерны главного балласта; 6 – вьюшка швартовного троса; 7 – брашпиль; 8 – стрельбовой баллон; 9 – камбуз; 10 – баллоны воздуха высокого давления; 11 – водомер носовой водомерной цистерны; 12 – носовая дифферентная цистерна; 13 – противовсплывная цистерна торпедной стрельбы; 14 – кнехты; 15 – аварийный телефонный буй; 16 – выгородка для шхиперских принадлежностей; 17 – 45-мм орудие; 18 – клапан вентиляции цистерны главного балласта; 19 – аккумуляторная батарея; 20 – койки; 21 – койки – диваны; 22 – рубка гидроакустика; 23 – каюта командира; 24 – распределительный щит сети освещения; 25 – рундуки; 26 – кранец первых выстрелов; 27 – снарядный погреб; 28 – ящик с патронами; 29 – цистерна быстрого погружения; 30 – уравнительная цистерна; 31 – колонка воздуха высокого давления; 32 – трап; 33 – штурманский стол; 34 – радиорубка; 35 – станция аварийного продувания цистерн главного балласта; 36 – штурвальные тумбы горизонтальных рулей; 37 – электровентилятор вдувной вентиляции; 38 – лебедка перископа; 39 – шахта перископа; 40 – агрегат радиостанции; 41 – радиовводы; 42 – гирокомпас; 43 – табуреты — разножки; 44 – надводный гальюн; 45 – клапан поддачи воздуха к дизелю; 46 – осушительный центробежный насос Р-130; 47 – дизель 38К8; 48 – носовая разобщительная муфта Бамаг; 49- переборочный сальник; 50 – гребной электродвигатель; 51 – кормовая разобщительная муфта; 52 – упорный подшипник Митчеля;53 – газоотвод дизеля; 54 – баллон пускового воздуха; 55 – масляный насос; 56 – масляный холодильник;  57 – электровентилятор вытяжной вентиляции; 58 – лебедка топливная цистерна; 59 – глушитель газоотвода дизеля;60 – входной люк; 61 – кислородные баллоны; 62 – кормовая дифферентная; 63 – цистерна главного балласта; 64 – трюмный поршневой насос ТП-18; 65 – электродвигатель трюмного насоса и компрессора воздуха высокого давления; 66 – компрессор воздуха высокого давления; 67 – мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 68 – гребные винты; 69 – вертикальный руль; 70 – ограждение кормовых горизонтальных рулей; 71 – кормовые горизонтальные рули;72 – ограждение вертикального руля; 73 – кильватерный огонь; 74 – леерная антенна; 75 – оттяжки леерной антенны; 76 – леерное ограждение; 77 – трубопровод подачи воздуха к дизелям; 78 – шахта подачи воздуха к дизелям; 79 – шахта батарейной вентиляции; 80 – флагшток; 81 – боевая рубка; 82 – зенитный перископ; 83 – сигнальная мачта; 84 – прожектор; 85 – пулемет; 86 – иллюминаторы в ограждении рубки; 87 – магнитный компас; 88 – машинный телеграф; 89 – указатель вертикального руля; 90 – провизионная цистерна; 91 – привод носовых горизонтальных рулей; 92 – ограждение носовых горизонтальных рулей; 93 – носовые горизонтальные рули; 94 – доковый киль; 95 – привод кингстона цистерны быстрого погружения; 96 – цистерна циркуляционного масла; 97 – подводный гальюн.

Подробная схема подводной лодки тип «М» XV серии:

1 – цистерна главного балласта №-1; 2 – цистерна главного балласта №-2; 3 – цистерна главного балласта №-3; 4 – цистерна главного балласта №-4; 5 – цистерна главного балласта №-5; 6 – цистерна кольцевого зазора; 7 – носовая дифферентная цистерна; 8 – цистерна быстрого погружения; 9 – уравнительная цистерна; 10 – торпедные аппараты; 11 – цепной ящик; 12 – носовые горизонтальные рули; 13 – ограждение носовых горизонтальных рулей; 14 – проницаемая часть носовой оконечности; 15 – кнехты; 16 – аварийный телефонный буй; 17 – входной люк; 18 – баллон воздуха высокого давления; 19 – 45-мм орудие; 20 – магнитный компас с оптической передачей; 21 – шахта подачи воздуха к дизелям; 22 – пулемет; 23 – рамочная антенна; 24 – штурманская рубка; 25 – зенитный перископ; 26 – штыревая антенна; 27 – трубопровод подачи воздуха; 28 – трап; 29 – койки; 30 – диван; 31 – кают-компания; 32 – аккумуляторная батарея; 33 – рубка гидроакустика; 34 – штурманская рубка; 35 – каюта командира; 36 – шахта перископа; 37 – осушительный центробежный насос Р-130; 38 – станция управления погружением и всплытием ; 39 – штурвалы управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями; 40 – камбуз; 41 – компрессор воздуха высокого давления; 42 – вытяжной вентилятор; 43 – масляный насос; 44 – дизель 11Д; 45 – носовая и кормовая муфты Бамаг; 46 – гребные электродвигатели; 47 – упорный подшипник Митчеля; 48 – щит управления главными гребными электродвигателями; 49 – трюмный насос ТП-18; 50 – кормовая дифферентная цистерна; 51 – кингстон цистерны главного балласта №-5; 52 – аварийный телефонный буй; 53 –  горизонтальные рули; 54 – ограждение кормовых горизонтальных рулей; 55 – гребные винты ; 56 – кильватерный огонь; 57 – рундуки; 58 – глушитель газоотвода дизеля; 59 – прибор КП-6; 60 – переборочная дверь; 61 – боевая рубка; 62 – торпедный отсек; 63 – носовой аккумуляторный отсек; 64 – Центральный пост; 65 – кормовой аккумуляторный отсек; 66 – дизельный отсек; 67 – электромоторный отсек; 68 – гальюн; 69 – распределительный щит сети освещения; 70 – доковый киль; 71 – гирокомпас; 72 – артиллерийский погреб;73 – холодильник масла; 74 – цистерна циркуляционного масла; 75 – цистерна чистого масла.  

  В.Овчинников. Подводная лодка М-21.

(тип «М» VI серия)

В.Овчинников. Подводная лодка М-35.

(тип «М» XII серия)

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

За тех, кто в море © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных Frontier Theme