Бойко В. Подводные лодки Испании (продолжение)

Подводная лодка «PERAL»

   «Peral» — опытный образец первой испанской подводной лодки, сконструированный по чертежам лейтенанта Исаака Пераля. Проект подводной лодки был представлен министру морского флота Испании в 1885 году. В октябре министр издал Указ, запускающий проект в стадию реализации, и выдал Исааку Пералю начальный бюджет.  

1 января 1888 года в верфи Кадиса был заложен киль, 8 сентября подводная лодка  была спущена на воду. Испытания подводной лодки в ДОКе начались лишь в 1889 году и продолжались до середины 1890 года. В ходе ходовых испытаний подводная лодка    «Peral»  доказала свою способность успешно атаковать крупные корабли: днем 7 июня 1890 года она незаметно приблизилась на дистанцию два кабельтова (370 метров) к крейсеру «Colon» («Колумб»), стоявшему на рейде, и выпустила в него учебную торпеду. Это был первый в истории торпедный залп из-под воды по надводному кораблю. Днем 21 июня подводная лодка «торпедировала» тот же корабль в тот момент, когда он двигался. После этого состоялась ночная атака. Несмотря на то, что «Colon»  освещал водное пространство вокруг себя прожекторами, «Peral»  смогла несколько раз незаметно подойти почти к самому борту крейсера (на расстояние не более 10 метров).

   Таким образом, именно И.Пераль впервые применил на подводной лодке трубный торпедный аппарат, установленный внутри прочного корпуса, впервые использовал перископ как прицел для торпедной атаки, впервые успешно произвел такую атаку.

   Корпус судна, рассчитанный на двенадцать подводников, был выполнен из стали и имел форму веретена длиной 23 метра и шириной 2.9 метра. Водоизмещение подводной лодки составляло 77 тонн (на глубине — 85 тонн). Максимальная глубина погружения достигала 30 метров, дальность плавания — около 500 км при средней скорости в четыре узла. Техническое новшество заключалось в том, что гребные винты приводились в движение электромоторами, которые работали от аккумуляторной батареи и имели мощность 30 лошадиных сил каждый. В носовой части подводной лодки был установлен уникальный на тот момент торпедный аппарат.

   Предел глубины погружения равнялся 30 метрам. Погружение происходило в два этапа. Сначала подводники заполняли балластные цистерны и приводили подводную лодку в положение нулевой плавучести. Затем они включали два вертикальных гребных винта, размещенных на специальных кронштейнах под корпусом в носу и в корме и уходили на заданную глубину. Далее подводная лодка автоматически ее удерживала с помощью «аппарата глубины», разработанного И.Пералем (предшественник современных стабилизаторов глубины). Этот прибор объединял гидростатический датчик, пружинный регулятор и специальные рычаги, замыкавшие и размыкавшие контакты моторов вертикальных винтов, мощностью 5 л.с. каждый. Такой же электромотор приводил в действие трюмные насосы. Внутреннее пространство освещали шесть электрических ламп. Все электрооборудование получало энергию от одной аккумуляторной батареи, состоявшей из 613 элементов общим весом 30.65 тонн (вес одного элемента составлял 50 кг).

   Наблюдение за поверхностью моря и прицеливание для пуска торпеды осуществлялось через неподвижный перископ конструкции И.Пераля (он называл его «оптической башней непрямого видения»). Конусообразный перископ через систему линз и зеркал проецировал изображение на специальный «курсовой стол», позволявший не только видеть цель, но и определять ее курсовой угол, а также дистанцию.

   Кроме перископа и аппарата глубины, И.Пераль снабдил подводную лодку двумя магнитными компасами, электрическим лагом, хронометром, барометром и термометром.

Система регенерации воздуха включала в себя фильтры из активированного угля, соды и негашеной извести (через них специальный насос прокачивал воздух); баллоны со сжатым кислородом (его добавляли в воздух для «освежения»); специальный клапан, через который насыщенный углекислотой воздух выпускали за борт. По расчетам И.Пераля, эта система могла обеспечить пребывание двенадцати подводников под водой в течение 48 часов.

   Большую часть испытаний подводная лодка прошла с успехом, однако комиссия посчитала, что дальность плавания и скорость подводной лодки недостаточны для принятия её на вооружение. В числе главных недостатков эксперты МТС указали следующие:

   — небольшую дальность плавания (на поверхности не более 40 миль на трех узлах, под водой еще меньше), определяемую ограниченной емкостью аккумуляторной батареи;

   — значительную продолжительность зарядки аккумуляторной батареи (от 18 часов до нескольких суток);

   — низкую мореходность в надводном положении.

   Кроме того, вследствие общей недоработанности конструкции, каждый выход  подводной лодки в море приводил к тем либо иным поломкам механизмов, и она почти всегда возвращалась назад на буксире.

   Поэтому МТС рекомендовал изобретателю построить новую, более крупную, подводную лодку, в проекте которой следовало устранить все указанные недостатки.    

   Однако изобретатель тем временем занялся политикой (его избрали депутатом парламента), поссорился с морским министром, опубликовал в прессе статью, осуждавшую правящие круги страны за близорукую политику в военной сфере, и в итоге дело кончилось ничем. В ноябре 1890 года подводную лодку «Peral»  разоружили и сдали к порту,  в январе следующего года Исаак Пераль ушел в отставку.

  Ожидая демонтажа, «Peral» простояла почти 40 лет, пока в 1920 году по приказу командующего подводными силами испанского флота не была отбуксирована в Картахену. Здесь подводная лодка несколько раз меняла место дислокации. 

   1 декабря в 1965 года по просьбе мэрии подводную лодку И.Пераля поместили на постамент на площади Героев Кавите (Plaza de los Héroes de Cavite). В 1992 году ее перенесли в другой конец той же набережной (бульвар Альфонсо XII), где она стояла в качестве памятника — фонтана. 15 декабря 2012 года в связи с разрушением корпуса «Peral» перевезли в Военно-морской музей Картахены, где после реставрации, начиная с сентября 2013 года, ее открыли для публичного просмотра.

Тактико – Технические Данные подводной лодки «Peral»:

Водоизмещение: надводное/подводное – 77/85 тонн. Главные размерения: длина – 22 метра, ширина – 2.9 метра. Скорость хода: надводная/подводная – 7.8/3 узла. Силовая установка: аккумуляторы, два электрических двигателя по 30 л.с. каждый. Вооружение: три  1450 — мм носовых торпеды. Предельная глубина погружения: 30 метров. Команда: 12 подводников.
Устройство ПЛ «Peral »
Схема устройства подводной лодки «Peral»
Подводная лодка «Peral» в ДОКе. 1888 год
Подводная лодка «Peral» во время испытаний. 1889 год
Подводная лодка «Peral» во время испытаний в ДОКе
Подводная лодка «Peral» во время испытаний в ДОКе
Подводная лодка «Peral» на береговой стенке
Подводная лодка «Peral» — памятник-фонтан в Картахене. 2007 год.
Подводная лодка «Peral» — памятник-фонтан в Картахене. 2007 год.
Носовая оконечность памятника-фонтана подводной лодке «Peral» 2007 год.
Кормовая оконечность памятника-фонтана подводной лодке «Peral» 2007 год.
Рубка памятника-фонтана подводной лодке «Peral» 2007 год.
Табличка на носовой части подводной лодки «Peral» 2007 год.
Подводная лодка «Peral» в военно-морском музее Картахены 2012 год.
Внутри корпуса подводной лодки «Peral»
Королевский двор отчеканил серебряную монету, посвященную 125-летию спуска на воду подводной лодки «Peral»
Кубинская монета, посвященная подводной лодке «Peral»
Модель подводной лодки «Peral»
Джусто Лун. Электрическая подводная лодка «Peral» 1888 год

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Отлично. Очень интересно. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *