Бойко В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка К-429

Подводная лодка атомная  670 проекта с крылатыми ракетами; разработчик — СКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»).  26 января 1971 года заложена на стапеле  судостроительного завода «Красное Сормово» им.А.Жданова в г.Горький как Крейсерская подводная лодка. 22 апреля 1972 года спущена на воду.

В мае 1972 года по внутренним водным системам переведена в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 15 сентября 1972 года вступила в строй. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. 29 ноября 1972 года включена в состав КСФ, вошла в состав 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на Западную Лицу.

В апреле 1977 года впервые в ВМФ СССР для однореакторной одновальной подводной лодки совершила одиночный подледный трансарктический межфлотский переход  из Мотовского залива в бухту Крашенинникова.  30 апреля 1977 года К-429 перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 10-й Дивизии подводных лодок 2-й Флотилии подводных лодок  КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова.  25 июля 1977 года была переклассифицирована в АБПЛ.

24 июня 1983 года К-429 была отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборной командой (часть штатной команды находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). Командир К-429 капитан 1 ранга Н.Суворов возражал против выхода в море, но командир дивизии В.Алкаев и начальник штаба флотилии О.Ерофеев, его возражения во внимание не приняли. При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, в котором находились четырнадцать подводников. Подводная лодка легла на грунт на глубине сорок метров. При попытке продуть главный балласт из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ большая часть ВВД ушла за борт. Были также частично затоплены первый, третий и пятый отсеки. На борту оставались сто четыре подводника, однако имелось лишь шестьдесят четыре комплекта индивидуальных спасательных аппаратов ИСП-60, в части из них баллоны с дыхательной смесью были пусты. Двое подводников смогли выйти из лодки через торпедный аппарат и сообщить об аварии.

Часть команды подводной лодки, которая в момент аварии находилась в кормовых отсеках, была выведена на поверхность через кормовой аварийно – спасательный люк без потерь. При самостоятельном выходе личного состава из подводной лодки погибли еще два подводника — один умер от сердечного приступа в торпедном аппарате, другой запутался в буйрепе спасательной вьюшки. Вышедшего последним командира на борту спасательного судна встретил комдив, который уговорил Суворова задним числом расписаться в журнале готовности к выходу в море.

Проявивший мужество при спасении  командир подводной лодки капитан I ранга Н.Суворов был осужден на 10 лет лишения свободы, командир БЧ-5 капитан второго ранга Б. Лиховозов — на восемь лет (оба отбыли по три года).  В августе 1983 года, силами Аварийно-Спасательной Службы К-429 поднята на поверхность и отбуксирована в бухту Сельдевую на СРЗ-49, где была принята в средний ремонт с модернизацией.

13 сентября 1985 года, при нахождении у стенки судоремонтного завода в бухте Сельдевой из-за неисправности донно-забортной арматуры и разгерметезации прочного корпуса, К-429 затонула  на небольшой глубине.  12 октября 1986 года, силами Аварийно-Спасательной Службы подводная лодка К-429 поднята на поверхность и оставлена на заводе для переоборудования в Учебно-Тренировочную Станцию. 5 марта 1987 года переименована в УТС-130 и в бухте Крашенинникова поставлена на прикол.

В 2001-2002гг. атомная подводная лодка К-429 утилизована в ПД-90 на ФГУП «Северо-Восточный Ремонтный Центр» в г.Вилючинск. В 2009 году сформированный трехотсечный реакторный блок хранился на плаву.  До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия ОАО «СВРЦ» в специально организованном пункте временного содержания.

П Л А Р К    К-429

П Л А Р К    К-429

П Л А Р К    К-429

Подъем понтонами с грунта подводной лодки К-429.

Подводная лодка К-429 после подъема.

УТС – 130 (бывшая К-429) на утилизации.

Спсикок погибших подводников (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A-429 и https://deepstorm.ru/DeepStorm.files/memory/k429.htm)

  1. капитан-лейтенант Каспрович Игорь Юрьевич — командир дивизиона движения БЧ-5, 1953 года рождения
  2. капитан-лейтенант Курочкин Виктор Моисеевич — командир электронавигационного дивизиона БЧ-5, 1955 года рождения
  3. старший лейтенант Петров Анатолий Ильич — командир группы дистанционного управления БЧ-5, 1957 года рождения
  4. лейтенант Туласов Владимир Георгиевич — командир группы КИПиА БЧ-5, 1958 года рождения
  5. мичман Жарников Инокентий Михайлович — техник-химик, служба Х, 1947 года рождения
  6. мичман Колесников Николай Николаевич — старший специалист-трюмный БЧ-5, 1948 года рождения
  7. мичман Кузьмин Александр Иванович — техник КИПиА БЧ-5, 1955 года рождения
  8. мичман Лещук (Лящук) Владимир Александрович — техник ЭТД БЧ-5, 19.. года рождения?
  9. мичман Портнов Владимир Николаевич — старшина команды КИПиА БЧ-5, 1960 года рождения
  10. мичман Черемушин Анатолий Евгеньевич — старшина команды электриков, 1954 года рождения
  11. старшина 2-й статьи Султанов Федор Амарзанович — дублер специалиста БЧ-5, 196? года рождения
  12. старшина 2-й статьи Яшкин Леонид Иванович — специалист-трюмный, 1963 года рождения
  13. старшина 1-й статьи Карпинский (Конринский) Андрей Владимирович — специалист-трюмный, 196? года рождения
  14. матрос Закиров Рафик Малинович — специалис-турбинист, 1963 года рождения
  15. матрос Синюков Николай Петрович — гидроакустик РТС, 1964 года рождения
  16. матрос Шведов Алексей Дмитриевич — дублер специалиста БЧ-5, 1963 года рождения

Помним, скорбим!!!

На Камчатке почтили память погибших моряков

https://kamchatinfo.com/news/society/detail/43379/?ysclid=lxnffqquyz451053066

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Володя спасибо. Здорово

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *