Интересные статьи из Интернета. Афера века или кто и как продавал тяжелые авианесущие корабли СССР и России

https://sokolov9686.livejournal.com/175356.html

А вот пример ценообразования по ТАКР в Китае:

Самая примечательная история ТАКР «Киев» началась после его вывода из состава флота России. Вначале он был продан корейцам за миллион с четвертью долларов, а затем перепродан ими китайцам уже за пять миллионов. Его естественно облазили китайские военные инженеры с целью разузнать как оно, судно с самолетами, устроено. Официально покупателем была фирма Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году она обанкротилась, но корабль продолжил «вечное стояние» в качестве музея в Янтиане, пригороде Шэньчжэня. А 31 мая 2006 он снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней, что тогда означало 16,4 миллиона баксов. Я так полагаю продан был не только «Киев», но и все, что было отстроено рядом. Как бы то ни было, а это неплохое вложение капиталов. Ведь на корабль не только можно смотреть и устраивать по нему экскурсии, он продолжает быть плавучим складом металлолома. Большинство же военной техники, что стоит на палубах и вокруг, на крейсере никогда не встречались на его палубе..

Рассматривая «китайские» фотографии, лично я испытываю противоречивые чувства. С одной стороны – боевому заслуженному кораблю не престало жить жизнью развлекательного центра, пусть даже и военно-патриотического. В военное время такие корабли могут погибнуть в бою. В мирное – должны достойно уйти «на иголки», давая жизнь другим кораблям.

С другой стороны – родная страна лишила крейсер права приличествующим образом завершить свой путь в ВМФ. И глубоко закономерно, что сделав совершенно немыслимый вираж, он ушел в другое измерение: теперь это один из живых символов Того ВМФ, Той страны и Той эпохи, которые навсегда останутся с нами, как бы мы к ним не относились.

И очень жаль, что под сенью крылатого якоря «Киева» будут в ближайшие годы подрастать авианосцы новой сверхдержавы, а в России-матушке на необозримую перспективу ничего, кроме стремительно дряхлеющего «Адмирала Кузнецова», не просматривается.

Авианесущий крейсер «Минск» построен в г. Николаеве в 1975 году

Водоизмещение полное (тонн) 43 3710

Продан 25 ноября 1994 года за 4 236.709,45 долларов США, в том числе 37 709,45 долларов США за оставшиеся в агрегатах корабля драгоценные металлы, извлечение которых возможно только после разделки судна на металлолом.

  1. Из контракт на продажу ТАКР «Минск» №11014049, дополнение № 2 п.12 следует, что вес судна порожнем составляет 24 700 метрических тонн в соответствии с «Протоколом веса судна порожнем», прилагаемым к настоящему Дополнению и являющимся неотъемлемой частью контракта №11014049.

Т.е. другими словами водоизмещение порожнем — водоизмещение полностью построенного корабля со всем вооружением и механизмами, но без личного состава, боеприпасов, снабжения, продовольствия, топлива, масла и воды по утверждению продавцов было равно 24 700 м. тонн, перемножив это значение на стоимость тонны металла (170 долларов США) и прибавив 37 709,45 долларов США за оставшиеся в агрегатах корабля драгоценные металлы, извлечение которых возможно только после разделки судна на металлолом, получим сумму 4 236.709,45 долларов США. То есть ту сумму за которую был продан Такр «Минск».

Проверим правильность утверждения продавцов, что на момент продажи вес судна порожнем составлял 24 700 метрических тонн.

Для того, чтобы проверить правильность этого факта возьмём величину стандартного водоизмещения корабля, которое официально известно и никто не в силах его опровергнуть. Стандартное водоизмещение Такр «Минск» составляло 30 535 тонн.

Стандартное водоизмещение это водоизмещение полностью построенного корабля, укомплектованного всем необходимым для военного времени, за исключением запасов топлива, масла и котельной воды, но с пресной и забортной водой и маслом в системах механизмов, котлах, теплых ящиках и сточных масляных цистернах, т.е. включая вес механической установки, приготовленной к действию со всем вооружением и механизмами, но без личного состава, боеприпасов, снабжения, продовольствия, топлива, масла и воды.

Чтобы объективно водоизмещение корабля на момент продажи необходимо из величины стандартного водоизмещения вычесть вес боеприпасов, летательных аппаратов, экипажа, продовольствия, пресной и забортной воды и масла в системах механизмов, котлах теплых, ящиках и сточных масляных цистернах.

ВООРУЖЕНИЕ:

— ракетное ПРКР «Базальт» (16 пкр) вес 1 = 6,2т вес БК = 99,2 т.

-зенитное ракетное ЗРК «Шторм» (96 зр) вес 1 = 1,8т вес БК = 172,8т.

3РК «Оса-М» (40 зр) вес 1=130 кг. Вес БК= 5,2т.

-артиллерийское:

2х2 АУ АК-76 76,2 мм (4000 выстрелов) вес 1= 26кг вес БК = 104т.

8х6 ЗАК АК-630 30мм (48000 патронов) вес 1= 3,8 кг вес БК= 182,4т.

-противолодочное ПЛРК «Вихрь» (16 ракет 82Р) вес 1 =1,8т. вес БК = 28,8т.

2 РБУ-6000 (192 бомбы РГБ-60) вес 1 = 119,5кг. вес БК= 22,94т.

2 х 5 ТА (10 торпед) вес 1 = 2т. вес БК = 20 т.

-летательные аппараты 36 ед. (ЯК-38,Ка-27)вес1 =11,5т Вес всех лет. Аппаратов = 414т.

-запас авиатоплива 1500 т.

-экипаж 3000 чел. Вес 1 = 100кг. Вес всего экипажа = 300т.

Общий вес равен 2 849,34 тонн.

30 535 т — 2 849,34 т = 27 685,66т (не учтён только вес продовольствия, пресной, забортной воды и масла в системах механизмов, котлах теплых, ящиках и сточных масляных цистернах. Точных весовых данных по этим составляющим нет, возьмём эту величину равной 800 тонн.)

27 685,66т – 800 т = 26 885,66 тонн вот такое водоизмещение было у Такр «Минск» перед продажей. Весовые характеристики взяты увеличенные в пользу продавцов.

Минимальная ошибка сделанная продавцами в определении веса судна порожнем составляет 26 885,66 -24 700 = 2 185,66т. Это 2 185,66т х 170 долларов США = 371 562,2 долларов США

  1. Стоимость построенного корабля 250 000 000 руб.

Остаточная стоимость на момент продажи

86 580 000 000 руб. или 27 424 770,00 долларов США (по курсу ЦБ РФ)

Планируемая цена продажи 4 583 880,00 долларов США.

Продан 25 ноября 1994 года за 4 236.709,45 долларов США, в том числе 37 709,45 долларов США за оставшиеся в агрегатах корабля драгоценные металлы, извлечение которых возможно только после разделки судна на металлолом.

Этой продажей государству нанесен ущерб в сумме

-23 188 060,55 долларов США (если расчет проводить с применением коэффициента инфляции (К = 26 х 36 =936), разработанным Госкомстатом РФ и введенный в действие Постановлениями правительства РФ).

— 43 839 456,55 долларов США (если расчет проводить с применением коэффициент инфляции (К = 1484,34), разработанным специалистами ВМФ).

  1. В Дополнении №1 п.2. написано: В часть II контракта включить пункт 18.4 в следующей редакции:

-«в случае, если покупатель не предоставит Продавцу сертификат о разделке судна или в случае установления факта использования или продажи судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплачивает продавцу штраф в размере десятикратной суммы контракта №11014049 от 6.10.94 г., т.е. 45 838 000 долларов США. Настоящее дополнение является неотъемлемой частью контракта №11014049 от 6.10.94 г.»

Документ подписан:

28 ноября 1994г. нач. управления внешнеэкономических связей Цумр и ВЭС МО РФ полковником Летуновым А. и зам. ГК ВМФ адмиралом Ереминым В.П.,

В Дополнении № 2 п.13 написано: В часть II контракта включить пункт 18.4 в следующей редакции: « в случае, если покупатель не предоставит Продавцу сертификат о разделке судна или в случае установления факта использования или продажи судна для иных целей, кроме как на слом, Покупатель выплачивает продавцу штраф в размере стократной суммы контракта №11014049 от 6.10.94 г., т.е. 423 670 945 долларов США. Настоящее дополнение является неотъемлемой частью контракта 11014049 от 6.10.94 г.»

Документ подписан начальником Цумр и ВЭС МО РФ генерал-лейтенантом Зобниным А. А. и начальником тыла ВМФ адмиралом Васильевым И.Ф.

В Дополнении № 4 п.18.4 штрафные санкции, налагаемые на покупателя в случае нарушения им вышеизложенных условий в размере стократной суммы Контракта, т.е. 423 670 945 долларов США. 

Все эти манипуляции показывают реальную стоимость корабля, т.к. указанный размер штрафных санкций не может быть ни чем обоснован, кроме скрытой договоренности между продавцом и покупателем.

Корабль при продаже находился не в состоянии металлолома о чем свидетельствуют сами продавцы, а именно:

— В Дополнении № 2 п.18 контракта 11014049 от 6.10.94 г. «…в том числе 37 709,45 долларов США за оставшиеся в агрегатах корабля драгоценные металлы, извлечение которых возможно только после разделки судна на металлолом»

-в части 1 п.16 контракта 11014049 от 6.10.94 г. перечислены тип и количество главных двигателей (ГТЗА ТВ-12-4 шт.), в п.17 перечислены тип и количество вспомогательных механизмов, главных котлов, энергоагрегатов (35 ед.), (К примеру турбогенераторы ТД-1500 – 6 шт. (их можно было демонтировать и использовать как ЗиП , такой тип применяется на крейсерах пр. 1164; Дизель-генераторы ДГР-1500 – 4 шт. и т.д.)

Однако в части 1 п.18 контракта 11014049 от 6.10.94 г. значится: «закупочная цена 170 долларов США за одну тонну веса порожнем.

Т.е. за металл, лом. Но лома еще не было,

У корабля в том состоянии была конкретная остаточная цена.

«Известия», №156 от 20.08.1997

ЗА ГРАНИЦУ ЧУТЬ БЫЛО НЕ УШЛИ ВОЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ЦЕНОЙ В СОТНИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ.

Все делалось с благословения адмирала Игоря Хмельнова.

Корреспондент «Известий» представляет новые подробности военно-морской аферы, наверняка не имеющей аналогов в мировой практике. Продажей авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» под видом лома черных металлов, как выясняется, дело не закончилось. В Южной Корее могли оказаться и суперсекретные радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные комплексы.

«ВОЕННО-МОРСКАЯ АФЕРА» Автор: Борис Резник.

Новые подробности о том, как продавали за границу авианесущие крейсеры «Минск» и «Новороссийск».

Нынче в диковину нормальная реакция властных структур на выступления прессы. Вожди периода призрачных реформ и правового беспредела как бы заключили с пишущей братией модный нынче договор о разделении полномочий: вы пописываете, мы почитываем. И только. Самые острые журналистские расследования, разоблачения чудовищных злоупотреблений в большинстве своем остаются без внимания государственных мужей и правохранителей.

На сей раз, кажется, их проняло. Известинская публикация «Зачем российским адмиралам корабли? Чтобы продавать!» (№120,1997 г.) была замечена руководителями Генеральной прокуратуры России. По их высокому поручению начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, государственный советник юстиции 2-го класса В.Морозов поручил дальневосточному транспортному прокурору В.Балябе «срочно проверить изложенные в статье факты и предоставить Генпрокуратуре докладную записку и другие материалы».

Опережая события, сообщу, что проверка установила абсолютную точность того, о чем мы писали. Напомню, речь шла о беспрецедентной попытке оправить в Южную Корею тамошней фирме «Янг Дистрибьюшен К» под видом лома черных металлов (в этом качестве были проданы тяжелые авианесущие крейсеры «Минск» и «Новороссийск») суперсекретные радиолокационные, навигационные, зенитно-ракетные и прочие комплексы, различные вооружения и техническое оснащение кораблей. Видимо, для того, чтобы покупателю было легче разобраться с нашей наисложнейшей оборонной техникой, к ней были приложены «документация с описанием, порядком эксплуатации и схемами устройств, комплектующие узлы и ЗИПы».

Аферу, наверняка не имеющую аналогов в мировой практике, разоблачили совершенно случайно. Огромные корабли, демонтировать оборудование и вооружение с которых, по мнению специалистов, было куда как сподручнее на мощных базах и заводах ТОФ в Приморье, вдруг оказались в совершенно не приспособленной для этого бухте Постовая под Советской Гаванью. Это зона ответственности маленькой провинциальной Ванинской таможни.

Чьи же подписи на документах?

Именно туда в один из дней в декабре 1994 года пришел представитель Центрального управления материальных ресурсов (ЦУМР) и внешнеэкономических связей Минобороны России капитан первого ранга Михаил Рязанцев. Он предъявил две доверенности №№ 148/12-228 и 148/12-229 своей организации на право «произвести оформление экспорта кораблей «Минск» и «Новороссийск» и передачу их представителями покупателя. Коперанг вручил таможенникам и «ликвидационные акты», свидетельствующие о том, что тяжелые авианесущие крейсеры (ТАКРы) прошли тщательную «таможенную очистку» и, кроме лома черных металлов – то бишь остовов корпусов, на них ничегошеньки нет.

Ванинские таможенники обратили внимание на такую странность, доверенность ЦУМРа на право передачи уникальных кораблей зарубежному покупателю вместо значащегося на бланке начальника валютно-финансового отдела А.Кузьменко подписало некое лицо, поставившее перед обозначением должности палочку, означающую «за». Быть может, в момент эпохального решения по отправке кораблей господин Кузьменко отсутствовал? Тогда почему бы не подписать доверенность тому из его начальников, кто обладает этим правом? Закорючка, поставленная Бог весть кем, очень даже настораживала.

А тут еще и на другом разрешительном документе на право выпуска кораблей за границу, спроворенном в Московском таможенном управлении, значится фамилия начальника отдела организации таможенного контроля В.Сермавкина, однако впереди – все та же пресловутая палочка и чужая неразборчивая подпись. Опять же печать почему-то общего отдела, которую ставят обычно на пакеты.

— Если подходить к делу сугубо формально, бравый каперанг предоставил все документы, необходимые для таможенно-пограничного оформления, и нам оставалось-то шлепнуть печати и открыть границу, — рассказывает заместитель начальника Ванинской таможни Николай Слюндин.

– Но подписи на документах, печати, уровень должностных лиц, причастных к этому совсем не рядовому перемещению через границу недавней гордости отечественного флота, — все настораживало. Поэтому решили досмотреть суда.

По их свидетельству, Михаил Рязанцев очень даже удивился желанию таможенников: чего, мол, ребята, там смотреть? Железо, оно и есть железо.

Как потом поймут вызванные таможней военно-морские контрразведчики, сверхсекретное вооружение и оборудование, оказавшееся на обоих кораблях «в исправном, законсервированном либо ремонтопригодном состоянии», было мастерски замаскировано.

Проходы к нему завалили хламом, пробраться через который было не так-то просто. Снятые антенны в смазке бережно уложены на палубе. Восемь гребных винтов – это 120 тонн бронзы – хоть завтра пускай в дело.

Контрразведка ТОФ написала секретную справку о попытке невиданной доселе контрабанды, направила ее в правительство и в другие инстанции. Вместо того, чтобы немедленно возбудить по выявленным фактам уголовное дело, быть может, не одно, был предприняты попытки служивых людей с большими звездами на погонах «объяснить ситуацию».

В состоянии «как есть»

В контрактах на поставку ТАКРов, в разделе «Условия поставки» есть не понятная для меня фраза: «Судно со всеми принадлежностями (подчеркнуто мной. – Б.Р.) должно быть передано Продавцом и принято Покупателем в состоянии «как есть»…».

О каких «принадлежностях» речь, если мизерные цены взяты лишь за черный металлолом и в тех же контрактах оговорено, что оба корабля должны находиться в «порожнем состоянии»?

Вспомним о «ликвидационном акте, датированном 20 декабря 1994 года и утвержденном командиром войсковой части 40011 вице-адмиралом В.Васильевым. Сотворила его специальная комиссия из тринадцати старших флотских офицеров во главе с капитаном первого ранга В.Якимчуком. Сравним этот документ с другим актом, составленным пять месяцев спустя офицерами военно-морской контрразведки с привлеченными ими флотскими специалистами.

Итак, в «ликвидационном акте» утверждается: «Радиотехническое вооружение, оборудование, имущество списано, демонтировано и сдано в довольствующие органы. Лицевой счет закрыт».

На самом деле «не демонтированы и остаются на штатных местах в пригодном для эксплуатации состоянии:

— МР-700 (РЛС «Фрегат») – радиолокационная станция воздушной, подводной обстановки, обнаружения целей. Совершенно секретно.

— МР-105 РЛС – станция управления стрельбой корабельной зенитной установки. Секретно.

— «Аллея-2» – автоматизированная система сбора и обработки информации целеуказания и выработки рекомендаций для использования средств ПЛО и ПВО. Совершенно секретно.

— МНРА, привод СВ – автоматизированная радиотехническая система ближней навигации и посадки самолетов (вертолетов). Секретно.

— «Салгир-1143» – навигационный комплекс. Совершенно секретно.

Авторы «ликвидационного акта» утверждают, что на кораблях «отсутствует ракетно-артиллерийское вооружение, оборудование, боезапас».

На самом деле в целости и сохранности были обнаружены:

— Ракетный противолодочный комплекс «Вихрь». – Секретно.

— Корабельный зенитно-ракетный комплекс «Оса-М». Секретно.

Чудовищно! По цене ржавого железа за границу чуть было не ушли военные секреты ценой в сотни миллионов долларов! По здравому разумению за этим разоблачением должны были последовать строгие оргвыводы, привлечение виновных к уголовной ответственности. И что же?

Виновных никто даже не пытался искать. Как увидим, демонстрировать суперсекретное оборудование и вооружение тоже не спешили. Зато по команде снизу вверх лихо шли рапорты о полном наведении порядка. 26 июля 1995 года бывший министр обороны Павел Грачев сообщил в письме бывшему первому заместителю председателя правительства РФ Олегу Сосковцу: «…завершены работы по предпродажной подготовке к реализации за границу тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск» и совместно с органами ФСБ выполнены мероприятия по предотвращению утечки сведений, составляющих военную тайну, и возможности вторичного использования вооружения и оборудования данных кораблей. «Минск» и «Новороссийск» к передаче южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшен К» для разделки на металлолом в соответствии с ранее заключенными контрактами готовы».

Министр отрапортовал одному из первых руководителей правительства, казалось бы, действительно, все на крейсерах приведено в полное соответствие, оставлены от них одни остовы.

Но вот почти через полгода – 18 декабря 1995-го года на ТАКРах побывала новая комиссия в составе инженеров-контролеров Г.Мирзояна и А.Медведева. Они пишут в военную прокуратуру, в военно-морскую контрразведку, в таможенное управление: «…не обнаружено следов работы по организованному демонтажу приборов, аппаратуры, узлов и деталей. Практически в полном составе оборудование, содержащее драгоценные металлы, находится в рулевой рубке, командном центре управления, центре связи, электроремонтных мастерских и на других жизненно важных объектах кораблей». Ориентировочное содержание драгоценного металла, находящегося в данный момент на «Новороссийске», составляет 60-70 процентов от первоначального».

На ТАКРах были сотни километров красномедных трубопроводов, медных кабельных трасс, латунная, бронзовая забортная арматура, титановые обтекатели. Кроме того много золота, серебра, платины… Сколько? Этого не знает никто.

В «ликвидационном акте» записано: общий вес цветных металлов, оставшихся в корпусах бывших ТАКРов, определить не представляется возможным в связи с отсутствием проектно-строительной документации кораблей». Есть в этом акте еще и такая фраза: «В соответствии с решением командующего ТОФ адмирала И.Хмельнова списанный на слом бывший ТАКР «Новороссийск» разрешено реализовать инофирме с оставленными на корабле системами, устройствами, содержащими цветные металлы»…

Напомню, это тот самый Игорь Хмельнов, которого нынче судят за квартирные и прочие аферы, которые он творил, будучи командующим ТОФ. «Минск» продали за 4.5 миллиона долларов, а «Новороссийск» – за 4.3 миллиона. Специалисты утверждают, что только цветных металлов на обоих кораблях осталось и ушло бесплатно за рубеж на 12-14 миллионов долларов.

…Дальневосточный транспортный прокурор ответственно выполнил поручение Генеральной прокуратуры и в точно обозначенные сроки направил туда множество документов, подробно повествующих и о самой афере, и о ее организаторах. Попутно был подготовлен «отказной материал» по привлечению к уголовной ответственности ванинских таможенников, так как «не была выявлена их причастность к незаконному перемещению через границу материальных ценностей на авианесущих крейсерах «Минск» и «Новороссийск».

На самом деле таможенникам впору давать награды: именно они предотвратили отправку за границу совершенно секретного флотского вооружения и оборудования и целый год держали натиск высоких военных чинов, стремившихся, во что бы то ни стало как можно скорее сбагрить корабли за кордон.

Всем ясно, организаторы преступления – среди носителей золотых погон. Но привлечение их к ответственности находится за пределами компетенции дальневосточной транспортной прокуратуры.

Слово – за прокуратурой Генеральной.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. За Русско-японскую войну за два года (1904-1905) погибли в сражениях, были затоплены, или были захвачены японцами (спустили флаги) — 69 кораблей и судов Российского флота.

    За первую мировую войну за 3 года (1914-1917) погибли в бою или затонули от полученных боевых повреждений – 54 корабля и судна Российского флота.

    За период революции и Гражданской войны (1917-1922 годы) захвачены, затоплены, потоплены, сгорели, интернированы, взорваны 172 корабля и судна Российского флота

    За период 2-й мировой войны (1941-1945 годы) захвачены, затоплены, потоплены, сгорели, взорваны, погибли в бою 365 кораблей и судов Советского военно-морского флота.

    За период перестройки только с 1991 по 1997 годы списано, потоплено в базах и продано на металл 629 боевых кораблей и судов Российского флота. Но с учетом, что здесь приведены по надводным кораблям данные только 1997 года, а по подводным лодкам и вспомогательным судам только до 1995 года, то истинные цифры, намного превышают сегодня 800 кораблей и судов ВМФ. Главкомы ВМФ, при которых был разрушен Военно — морской флот России — , Адмирал Флота Громов, Феликс Николаевич (19 августа 1992 — 7 ноября 1997),Адмирал Флота Куроедов, Владимир Иванович (7 ноября 1997 — 4 сентября 2005), Адмирал Флота Масорин, Владимир Васильевич (4 сентября 2005 — 12 сентября 2007)

  2. Игорь Ежов

    Преступные адмиралы преступного режима Ельцина!
    Жаль, что большинство уже умерло по старости, а то бы расследовать все задним числом и посадить, как картошку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *