Блытов В. Русские народные традиции. Русская национальная одежда

В последнее время на Украине и в Белоруси пытаются возродить свои национальные особенности, вернуть утраченные в годы безвременья Советской власти традиции своих народов, их обычаи.

Одним из таких путей является, объявленный на Украине день вышиванки. Это стало национальным праздником Украины, призванных сохранить исконные народные традиции. Основная цель праздника — сохранение украинских национальных ценностей и их популяризация среди молодежи и населения в целом. Праздник приглашает каждого сознательного гражданина к совершенно простого поступка — надеть вышиванку и в ней пойти на работу или на учебу, подчеркнув свою причастность к украинской культурной традиции. Праздник вышиванки способствует консолидации разноэтничного и полирелигиозного населения Украины в рамках украинской нации.

История возникновения этого праздника. Согласно сообщениям СМИ, идею акции «День вышиванки» в 2006 году предложила студентка факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича Леся Воронюк. А толчком к реализации идеи и празднования стала вышиванка одного из студентов-одногрупников, которую он регулярно надевал на пары, как и многие другие студенты. Леся предложила одногруппникам и студентам выбрать один день и всем вместе надеть вышиванки. Сначала вышиванки надели несколько десятков студентов и несколько преподавателей факультета. Их поддержали коллеги из других вузов, а также библиотеки, школы, детские сады. в течение следующих лет празднование разрослось до всеукраинского уровня. Этот праздник начала участвовать украинская диаспора по всему миру, а также сторонники Украины.

Безусловно, этот праздник объединяет население Украины, дает какие-то новые направления в возрождении культуры Украины.

Хорошо это или плохо? Безусловно, это хорошо, так как работает на возрождение патриотизма и объединение народа вокруг казалось бы несложной разноцветной, разукрашенной цветами женской и мужской вышиванки.

Почему этого нет в России хотя бы по отношению к русскому народу? Я не говорю о национальных республиках России. Там это есть. И это надо всячески поощрять. Есть национальные флаги, есть национальные цвета, есть национальная одежда, возрождаются национальные культурные обычаи. Есть чем гордиться людям, надевающим свою национальную одежду. Есть у русских казаков, которые с гордостью надевают одежду своих предков, носят ее и не только по праздникам и гордятся ей.

На улицах русских городов появилось много женщин в мусульманских одеждах и разноцветных никабах. Красиво? Да! Традиции? Да. Плохо или хорошо? Для тех, кто носит и гордиться этим, безусловно хорошо.

Но почему на улицах русских городов нет людей в русских национальных одеждах, гордящихся ей? Или у нас как у Иванов, не помнящих родства нет своей истории, нет своей культуры, нет своих национальных особенностей?

Есть! Есть и история и культура и традиции. Так почему мы занимаемся этим не в государственном масштабе, а где-то по секциям, почти подпольно. Или государство не интересует русский народ? Или нашим руководителям, которые порой позиционируют себя как русские люди, было бы проще, если бы русского народа не было совсем, а было бы стадо татуированных и пирсингованых, преклоняющихся, как перед иконой, перед толерантным западом, забывших свои корни людей?

Мне это не нравиться. Поэтому я считаю, что традиции, культуру и историю русского народа надо восстанавливать, возвращать людей к своим корням, своим традициям, своей культуре. В том числе и через национальный костюм.

Немного о русском национальном костюме.

Традиционное цвета русской национальной одежды и их значение

https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennosti-natsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdy

Русская традиционная одежда имеет свою богатую историю. Она является отражением нашей национальной самобытной культуры. Русская традиционная одежда – это важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого, мы, к сожалению, перестали понимать. А ведь русская одежда, это, без преувеличения, отражение русской души, в ней отображался весь внутренний мир человека. Глядя на одежду можно было сразу понять – чем живёт человек.

С незапамятных времен на Руси многовековым укладом было установлено, что и когда надо надевать. Праздничный костюм шился для воскресных дней и престольных праздников, будничный – для работы дома, в поле и в лесу; обрядовые одежды для свадьбы и погребальных обрядов. Кроме того, различалась одежда и по возрастному признаку и по семейному положению: девичья и для молодой женщины (до рождения первенца), для женщины зрелого возраста и старушечья. Нарядно одевались и в некоторые трудовые праздники: день первой борозды, день выгона скота, день начала сенокоса и жнивья.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другим, выделяясь разномасштабными орнаментами. Из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивалась фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна. Холст вообще играл очень большую роль не только в самой одежде, но и в многочисленных обрядах, сопровождающих жизнь крестьянина с рождения и до самой смерти.

Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Это проявлялось в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Так, например, костюм с сарафаном, бытовавший в северо-западных губерниях Европейской России – Архангельской, Вологодской, Олонецкой, заметно отличался от костюма с сарафаном, который был распространен в северо- восточных губерниях – Вятской и Пермской. Костюм русских старообрядок Алтая, также состоявший из рубахи, сарафана, пояса обладал рядом черт, делавших его достаточно самобытным. Различия можно было проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, кокошниках, передниках, душегреях. Так, кокошник, цельный твердый головной убор, включавшийся в костюм с сарафаном, был различен в разных районах: в Торопецком уезде Псковской губернии – это головной убор с конусообразным верхом – «рогом», украшенный по очелью «шишками», в Тверской губернии – высокая шапка с плоским верхом, небольшими наушниками и поднизью, спускавшейся на лоб, а в Костромской губернии это был головной убор с высоким треугольной формы очельем, украшенным золотной вышивкой, бисером, жемчугом и т. п.

Наиболее древний и наиболее разнообразный был южнорусский костюм, бытовавший в Рязанской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской и Орловской губерниях. В каждой из этих губерний он разнился колоритом, вариациями орнамента и украшением отдельных частей. Большое разнообразие народной одежды в южных районах объясняется частым перемещением населения: то под натиском кочевников, то после образования Московского государства. В результате тесно переплелись между собой и древние обычаи, и умения многочисленных славянских и кочевых племен.

Особенно большое количество локальных вариантов прослеживалось в южнорусском комплексе одежды с понёвой, где они проявлялись даже на уровне села. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства приехавших в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по костюму: орнаменту рубахи, цвету и манере ношения понёвы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.

В орнаментах народных одежд отражались явления, тесно связанные с жизнью крестьян: смена времен года, обильный урожай, цветущие деревья и растения, фигуры женщины – прародительницы всего живого, кони, птицы, небесные светила – солнце и звезды. Древние простые узоры из поколения в поколение под руками искусных мастериц обогащались новыми техническими приемами, а вместе с тем и передавали круг узоров, применяемых только в данной местности.

Первое, на что следует обратить внимание – это цвета русской национальной одежды. Они очень символичны и имеют глубокую историю, которая уходит своими корнями в древние века. Главные цвета русской одежды – белый и красный. Это не случайно. Белый цвет – особый. Не следует забывать о том, что русская семья – это, прежде всего, православная семья. И испокон веков каждый русский человек крестился именно в белой крестильной рубашке. Почему русские люди для обряда крещения всегда выбирали белые цвета для крестильной одежды? Ответ на этот вопрос достаточно прост.

Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.

Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.

Помимо этого важной чертой русского национального костюма была простота и экономичность. Одежда простых крестьян должна быть свободной, просторной, не сковывать движений, а также быть лёгкой и практичной. Из истории нам известно, что основой как мужского, так и женского костюма была длинная рубаха. Она могла быть как белого, так и красного цвета. Рубахи шились прямые с длинными или короткими рукавами, и, обязательно, из натуральных тканей – льна, хлопка или шёлка. Рубахи были хоть и простые, но необыкновенно красивые, зачастую их украшали вышивкой, орнаментом, бисером, а также и жемчугом. Узоры, украшавшие рубахи, имели особое значение. Такие узоры, зачастую вышитые крестом, оберегали человека от дурного глаза, от болезней и скорбей. Недаром, и крестильную рубашку для мальчика и девочки старались также украсить узором на православную тематику, чтобы ребёнок уже с самых ранних лет был защищён от напастей и бед.

Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй — Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.

Поверх белой или красной рубахи женщины надевали летник. Это верхняя женская одежда была длинной, застёгивалась до горла, имела очень широкие рукава. Зимой летник был оторочен мехом. Летом мог украшаться бисером, жемчугом. Летник также шили в основном из красной ткани.

Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, зелёный, голубой, малиновый цвета.

Также к элементам русского женского традиционного костюма относят понёву (шерстяная юбка), которая была очень распространена вплоть до начала XX века, и сарафан, который отличала богатство и красота вышивки.

По тому, как именно, были одеты девушки и женщины на Руси можно было многое узнать, вплоть до того, сколько ей лет, замужем ли, есть ли дети и сколько их, каков достаток в семье и т.д.

Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя. В последнее время возрождается традиция крестить детей именно в традиционной русской крестильной одежде, это хороший знак того, что русский народные традиции не утрачены, и начинается их возрождение.

По областям (губерниям) использовались свои цвета и узоры. Северные области России – это Архангельская, Вологодская, Новгородская, северная часть Псковской области характерны женские и мужские костюмы красного, а кое-где бордового и малинового цветов и на них белым или желтым (золотым) наложены различные вышивки и узоры.

В центральных областях характерны белые одежды с красными вышивками и узорами. В сторону Беларуси больше белого и меньше красного, на юг больше красного и меньше белого. В южных областях начинают встречаться на одежде синие и зеленые цвета. Совершенно разнообразные казачьи области юга. В них есть и украинские и белорусские и русские цвета и узоры.

Особым своеобразием и многообразием на Руси отличалась женская одежда. Сарафаны, летники, кокошники, платки, кики, сороки, рубахи, поневы, занавески, запоны, понитки, венцы, повои. Все это разукрашивалось жемчугом и любовно обшивалось бисером, кружевами, лентами и разноцветной тесьмой.

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в город­ском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.

Уральский костюм. С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.

Российский север. В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с запад­ными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.

Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку». Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

И еще от белорусского и украинского мужского костюма русский отличают ширина вышивки и косоворотка.

Русскими узорами в России расшивались не только рубахи, но и скатерти, занавески и рушники. И будем помнить, что помимо того, что мы все русские (а не москали), но и еще новгородцы, псковичи, москвичи, туляки, рязанцы, сибиряки, алтайцы, уральцы, казаки, калужцы, орловцы, белгородцы и т.д..

Русские люди – давайте же будем русскими, или как говорили до революции великоросами, как называли нас (в отличии от малоросов) в Византии, в Греции и в Европе и вспомним свои традиции и культуру. Нашей русской культуре уже более тысячи лет. Не будем Иванами не помнящим родства и принимающими чуждую нам культуру. Право нам есть чем гордиться. У нас есть свои культура, традиции и история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *