
Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» Создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических республик. Ленинград — Николаев — написано на закладной доске.

Тактико-технические характеристики | ||
Водоизмещение полное | т | 43220 |
Водоизмещение стандартное | т | 31900 |
Водоизмещение нормальное | т | 37800 |
Длина | м | 273,1 |
Длина по ватерлинии | м | 236 |
Ширина | м | 51,3 |
Ширина по ватерлинии | м | 31 |
Осадка средняя при полном водоизмещении | м | 9,3 |
Осадка по обтекателям антенн ГАК | м | 11,5 |
Скорость хода самая полная | узлы | 33 |
Скорость хода полная | узлы | 29 |
Скорость хода экономическая | узлы | 18 |
Дальность плавания полным ходом | миль | 4200 |
Дальность плавания экономическим ходом | миль | 7160 |
Автономность | суток | 30 |
Энергетическая установка — котлотурбинная | ||
Тип ГТЗА ТВ-12-3 | ко-во | 4 |
Суммарная мощность | л.с. | 180000 |
Тип главных котлов КВН-95/96 | кол-во | 8 |
Тип движетелей ВФШ | кол-во | 4 |
Источники питания турбогенераторы по 1500 кВт. | кол-во | 6 |
Источники питания дизельгенераторы по 1500 кВт. | кол-во | 4 |
Вооружение авиационное | ||
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38 | кол-во | 16 |
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38у | кол-во | 2 |
Вариант 1 Вертолеты ПЛО КА-25 ПЛО | кол-во | 16 |
Вариант 1 Вертолеты спасатели КА-25ПС | кол-во | 2 |
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38 | кол-во | 28 |
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38у | кол-во | 2 |
Вариант 2 Вертолеты КА-25 ПЛО | кол-во | 4 |
Вариант 2 Вертолеты спасатели КА-25ПС | кол-во | 2 |
Вариант 3 Вертолеты КА-25 ПЛО | кол-во | 34 |
Вариант 3 Вертолеты спасатели КА-25ПС | кол-во | 2 |
Количество ВПП | кол-во | 7 |
Количество техпозиций (одна для вертолета – спасателя) | кол-во | 10 |
Размеры полетной палубы | м | 184х28 |
Размеры ангара | м | 130х22,5 |
Высота ангара | м | 6,6 |
Количество подъемников | шт. | 2 |
Ударное вооружение | ||
Комплекс П-500 «Базальт» КТ | шт. | 2х4 |
Боезапас 8 ПКР П-500 4К80 | шт. | 16 |
Вооружение ПВО | ||
Комплекс ПВО «Шторм-М» | шт. | 2 |
Количество ПУ на каждом Б-192 | шт. | 2 |
Боезапас ЗУР 611 (4К60) | шт. | 96 |
Комплекс ПВО «Оса» | шт. | 2 |
Количество ПУ на каждом ЗИФ-122 | шт. | 2 |
Боезапас ЗУР 9М33М | шт. | 40 |
Артиллерийское вооружение | ||
АК-726 с МР-105 «Турель» каждый | шт. | 2 |
Стволы 76 мм. (АК-726) 30 мм. | шт. | 2х2 |
Боезапас | выстр. | 3400 |
АК-630 М с МР-124 «Вымпел» — 4 шт. | шт. | 8х6 |
Боезапас | выстр. | 64000 |
Противолодочное вооружение | ||
ПЛРК «Вихрь» | комп. | 1 |
Кол-во ПУ МС-18 | шт. | 1х2 |
ПЛУР 82р | шт. | 16 |
ТА-533 ПТА-53-1143 | шт. | 2 |
Боезапас СЭТ-65 | шт. | 10 |
РБУ-6000 «Смерч-2» 213 мм. | шт. | 2 |
Количество направляющих РБУ 213 мм. | шт. | 2х12 |
Боезапас РГБ-60 | шт. | 120 |
Вооружение РЭБ | ||
ПК-2 СППП 140 мм. | шт. | 2х2 |
Экипаж | чел. | 1433 |
офицеров | чел. | 280 |
Мичманов и главных корабельных старшин | чел. | 216 |
Старшин и матросов | чел. | 937 |
Экипаж + штаб | чел. | 1483 |
Офицеров + штаб | чел. | 320 |
Мичманов и главных корабельных старшин + штаб | чел. | 221 |
Старшин и матросов + штаб | чел. | 942 |
Авиагруппа | чел. | 430 |
Офицеры размещались в 68 одно — и двухместных каютах, мичманы и главные корабельные старшины — в 66 одно — и шестиместных каютах, старшины и матросы — в 56 шести или двадцатиместных кубриках. На корабле предусмотрены каюты и кубрики авиаполка и десанта
Предусматривалась дополнительно посадка на корабль до батальона десанта для чего были предусмотрены специальные кубрики десанта.
Командиры корабля
- Соколов Юрий Георгиевич с декабря 1973 года
- Пыков Владимир Николаевич с 31 августа 1978 года
- Ясницкий Геннадий Павлович с 29 сентября 1981 года
- Мелах Николай Андреевич с 3 июня 1985 года
- Глущенко В.Н. с 26 сентября 1989 года
- Звада Владимир Андреевич – с 30 декабря 1991 года
ИО командира корабля
1. Бобряков Николай Александрович с 30 июня 1993 года
Старшие помощники командира корабля
- Соколов Юрий Георгиевич
- Саможенов Вениамин Павлович
- Шевнин Яков Зосимович
- Ясницкий Геннадий Павлович
- Лякин Виктор Федорович
- Мелах Николай Андреевич
- Глущенко Василий Николаевич
- Звада Владимир Александрович
- Бобряков Николай Александрович
Заместители командира корабля по политической части
- Сушков Николай Иванович
- Бородавкин Дмитрий Васильевич
- Пенкин Александр Александрович
- Яковлев Геннадий Алексеевич
- Плотников Олег Георгиевич
- Чернов Владимир Юрьевич
командиры 279 окшап
- Матковский Феоктист Григорьевич
- Ратненко Виктор Николаевич
- Козыренков Валерий Васильевич
- Едуш Николай Петрович
- Тепляков Владимир Иванович
- Руденко Николай Петрович
- Бохонко Иван Иванович
История авианосца:
28 декабря 1967 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 легкого корабельного штурмовика Як-36М.
5 мая 1967 года Головной ПКР «Киев» (заводской номер заказа С-101) был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР
2 сентября 1968 года постановлением правительства от № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Николаеве ПКР по пр. 1123.3 «Харьков» и о начале строительства ПКР «Киев» с авиационным вооружением уже по-новому проекту 1143.
16 октября 1968 года. Главнокомандующий ВМФ утвердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением (проект 1143). Согласно существовавшим в то время требованиям противоатомной защиты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взрыве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляемости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).
30 апреля 1970 года. Невским ПКБ был разработан технический проект авианесущего крейсера 1143 (шифр «Кречет») и в крайне сжатые сроки и утвержден ВМФ и МСП.
21 июля 1970 года. Заложен на крупнейшем в стране наклонном стапеле № «О» 16-го цеха (стапельный) Черноморского судостроительного завода № 444 (старший строитель В.Н. Корчагин) в г. Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников
25 февраля 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах на самолете ЯК-36 М № 02 впервые совершил полет «по полному профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная посадка).
18 ноября 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах, пилотировавший Як-36М, успешно совершил первую посадку на ПКР «Москва» на рейде Феодосии, корабль при этом стоял на якоре. Затем отрабатывалась методика посадки самолета на крейсер на ходу, а также во время качки.
26 декабря 1972 года. Состоялся торжественный спуск корпуса ПКР «Киев» на воду — это событие было посвящено 50-летию образования СССР. После краткого митинга о форштевень была разбита традиционная бутылка шампанского и сброшен прикрывавший название корабля брезент. Украшенный флагами расцвечивания и транспарантами крейсер с ярко блестевшими на солнце бронзовыми литерами «Киев» на бортах плавно сошел на воду. Затем буксиры поставили его на достройку правым бортом к стенке Большого ковша завода.
15 октября 1974 – 17 апреля 1975-го года. Швартовые испытания ПКР «Киев».
12 февраля 1975 года. Началось переселение экипажа ПКР «Киев» с ПКЗ «Салгир» на корабль.
15 апреля 1975 года. На ПКР «Киев» был впервые торжественно поднят командиром корабля капитаном 1 ранга Соколовым Ю.Г. военно-морской флаг.
17 апреля 1975 года на набережной у достроечной стенки Большого ковша завода состоялся многолюдный митинг. На нем присутствовали высокопоставленные представители ВМФ и промышленности, включая главкома ВМФ адмирала флота С.Г. Горшкова. Свое выступление он завершил словами: «Дорогу советскому авианосному флоту!» По окончании митинга «Киев» бортовой номер 852 впервые отошел от заводского причала и в сопровождении буксиров направился вниз по Южному Бугу.
18 апреля 1975 года. ПКР «Киев» прибыл в Севастополь и начал подготовку к докованию.
С 21 апреля по 6 мая 1975 года. ПКР «Киев» проходил докование в Северном сухом доке Севморзавода в городе Севастополе.
18 мая 1975 года. На рейде Бельбек около Севастополя на палубу стоявшего на якоре ПКР «Киева» впервые совершил посадку серийный Як-36 М (бортовой номер 45), пилотировавшийся летчиком-испытателем ЛИИ МАП О.Г.Кононенко. Вслед за ним такую же посадку совершил летчик-испытатель НИИ ВВС полковник В.П. Хомяков на опытном прототипе Як-36 М.
Конец мая 1975 года. На флоте проведены учения разнородных сил Черноморского флота «Кумжа» для слушателей Академии Генерального штаба и адмиралов ВМФ под руководством Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г.. С борта ПКР «Киев» они могли наблюдать за ходом учения и изучать поступающие на вооружение флотов СССР новые виды кораблей и авиации.
Май 1975 года. Начаты государственные испытания ТАКР «Киев». Государственные испытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя, командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И.Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ПКР пр. 1143 А.В.Маринич и заместитель генерального конструктора ММЗ «Скорость» К.Б.Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И.И.Винник.
19 августа 1975 года. Подполковник Ф.Г.Матковский выполнил полет по «полному профилю» со взлетом и посадкой на суше (в Ахтубинске).
24 октября 1975 года. Ходовые испытания на ПКР «Киев» были завершены и началось формирование первой воинской части, получившей на вооружение новые «яки». Первая партия из шести машин была доставлена в центр подготовки морской авиации на базу ВВС Черноморского флота в Саки, где был сформирован первый в истории морской авиации ВМФ СССР корабельный авиаполк под командованием подполковника Ф.Г.Матковского
8 ноября 1975 года. Летчик-испытатель М.С.Дексбах на самолете Як-36 М осуществил с полетной палубы ПКР «Киев» первый полет по полному профилю.
15 декабря 1975 года. Полковник Ф.Г.Матковский – командир отдельного корабельного штурмового авиаполка осуществил с полетной палубы ПКР «Киев» полет по полному профилю.
28 декабря 1975 года. Подписан приемный акт головного противолодочного крейсера с авиационным вооружением ПКР «Киев» — подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний.
17 января 1976 года. При выполнении короткого 14-минутного полета в режиме висения на высоте до 5 м (по инструкции при этом переднее колесо должно быть расстопорено и катапультные кресла не заряжены) на опытном экземпляре самолета Як-36 МУ №01 Матковский и Ковалев почувствовали ненормальную реакцию самолета на управляющее воздействие в продольном канале. Проявив профессиональное мастерство, они произвели труднейшую вертикальную посадку (т.к. с расстопоренным передним колесом посадка по самолетному запрещена). За это им объявили благодарность Главкома ВМФ и на словах наградили морскими биноклями (которые они так и не получили).
16 июля 1976 года. ПКР «Киев» под командованием заместителя командующего Северного флота вице-адмирала Волобуева Е.А., имея на борту 5 штурмовиков ЯК-36 М и один ЯК-38 МУ начал переход на Северный флот. На борту первого авианосца находился адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. со штабом. В Средиземном море они перешли на другие корабли ВМФ СССР.
В июле—августе 1976 года. Первая боевая служба ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ – (бортовые номера самолетов для запутывания супостата после каждого вылета в ангаре перекрашивались на новые, в результате в американском журнале «Просиденс» опубликовано, что на ПКР «Киев» базируется более 60 самолетов) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Всего во время перехода за семь летных смен летчики авиации ВМФ Ф.Г.Матковский, В.Н.Ратненко, В.Ф.Саранин, В.М.Свиточев, В.И.Колесниченко, В.И.Дмитриенко и В.И.Кучуев выполнили 45 полетов с общим налетом 22 часа.
10 августа 1976 года. ПКР «Киев» в главную военно-морскую базу Северного флота город Североморск.
В августе—октябре на ПКР «Киев» были проведены государственные испытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт» в Белом море.
Октябрь 1976 года. Во время государственных испытаний с борта ПКР «Киев» осуществлялась спасательная операция по поиску экипажа Ту-16 (987 МРАП) капитана Успенского, катапультировавшегося над Белым морем. Из холодного штормового моря живым сумел добраться до берега только старший лейтенант Смагин Валентин Васильевич. Остальные поднимались на борт ПКР «Киев» уже в неживом состоянии.
Ноябрь — декабрь 1976 года – штормовые и мореходные испытания в Северной Атлантике. Шторм до 9 баллов.
3 декабря 1976 года. Государственной комиссией ВМФ подписан приемный акт по второму этапу государственных испытаний.
Февраль 1977 года Постановлением Правительства ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ. НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ПКР «Киев» А.В.Мариничу, директору ЧСЗ А.Б.Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И.И.Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии стали заместители главного конструктора И.Ф.Жуков и С.Ф.Петухов, Государственных премий — заместитель главного конструктора Л.В.Белов и Б.В.Шмелев, начальники отделов НПКБ Б.Н.Бровкин, В.И.Захаров, П.А.Соколов, Ю.В.Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро и около ста членов экипажа ПКР «Киев» были награждены орденами и медалями СССР.
С 12 по 19 апреля 1977 года. ПКР «Киев» (бортовой № 860) участвовал в учениях «Север-77» на Северном флоте.
15 апреля 1977 года. При выполнении полета на МИГ-21У трагически погиб командир авиаполка полковник Ф.Г.Матковский и замполит полка подполковник Зарицкий.
28 июня 1977 года. Противолодочный крейсер «Киев» перекласифицирован в тяжёлый авианесущий (позднее авианосный) крейсер (ТАКР, позже ТАВКР).
11 августа 1977 года постановлением Правительства приняли на вооружение ВМФ и СВВП Як-З8М под новым обозначением Як-38 (спустя год его учебно-тренировочный вариант был назван Як-38 У). Он стал первым в истории России корабельным самолетом палубной авиации, осуществившим взлет и посадку с полетной палубы авианесущего корабля, и первым в мире корабельным СВВП, опередившим на несколько лет английский аналог «Си Харриер».
С 20 декабря 1977-го по 4 апреля 1978 года. такр «Киев» (бортовой № 812, затем — 802) находился на второй боевой службе в Атлантике и Средиземном море, пройдя за это время 28 297 миль. На самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов
4 августа 1978 года ТАКР «Киев» принял участие в учениях Северного флота под флагом Главнокомандующего ВМФ.
13 марта 1978 года Полковник Ковалев первым из летчиков корабельной штурмовой авиации на внутреннем рейде Севастополя выполнил ночью полет на СВВП на «Киев».
11 октября 1978 года ТАКР «Киев» выполнил зачетную ракетную стрельбу главным ударным комплексом в Белом море.

17 октября 1978 года. Трагически погибли при учебном полете с АЭ «Североморск-3» на МИГ-21У командир отдельного корабельного авиационного авиаполка полковник Ратненко В.Н., и замполит старший лейтенант Бевзюк С.Н.
3 ноября 1978 года. Навигационное происшествие. Едва не закончилось для ТАКР «Киева» катастрофой — стоявший из-за отсутствия причала на своем штатном месте на рейде Североморска ТАКР (во время проведения партийного собрания) налетевшим шквалом был сорван с бочки и через 17 минут, несмотря на отданный якорь и работающие машины, выброшен на мель в бухте Окольная.
С 16 января по 27 марта 1979 года — третья боевая служба ТАКР «Киев» в (бортовой № 802), крейсер участвовал в шести поисковых операциях в составе корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) флота в Средиземном море и Северной Атлантике.
28 февраля 1979 года. У берегов Ливии в Средиземном море произошла встреча ТАКР «Киева» с ТАКР «Минском» (бортовой № 130), совершавшим переход на Тихоокеанский флот. Впервые в советском флоте сразу две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и другими кораблями, в том числе с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (пр.1833). ККС поочередно отрабатывал передачу грузов на ходу на «Киев» и «Минск». В рамках противолодочных учений «Разбег-79» «Киев» взаимодействовал с БПК «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», БПК «Огневой» и эсминцем «Московский комсомолец». ТАКР «Минск» сопровождали БПК «Ташкент» и БПК «Петропавловск». Впервые был отработан встречный бой двух советских авианосных соединений. На глазах Шестого флота США прошли совместные полеты пяти Як-38 с обоих кораблей.
30 декабря 1979-го — 28 апреля 1980 г. — четвертая боевая служба ТАКР «Киев» (также проходила в Средиземном море. По итогам 1980 года корабль был признан лучшим на Северном флоте по противолодочной подготовке.
6 января по 15 марта 1981 года – четвертая боевая служба ТАКР «Киев». Крейсер заходил в Севастополь, где принял участие в проведенном на Черноморском флоте под руководством начальника штаба ВМФ СССР адмирала Г.М. Егорова показательном учении с привлечением большого числа кораблей и летательных аппаратов. На борту «Киева» размещался флагманский командный пункт, управляющий силами корабельной и приданной авиацией.
18 апреля 1980 года Использование ЯК-38 в Афганистане в боевых условиях. Командиром эскадрильи был назначен летчик-испытатель HИИ ВВС В.В.Васенков. Кроме него, на Як-38 летали летчик-испытатель МАЛ Ю.И.Митиков, морские летчики Ю.H.Козлов, Е.М.Алифанов, В.Г.Панасенко и А.П.Кривуля. Личный состав эскадрильи перебазировался на аэродром Шиндад в северном Афганистане. Его бетонная ВПП длиной почти 3000 м располагалась на горном плато на высоте 1140 м над уровнем моря. Рядом специально для Як-38 была построена другая ВПП длиной около 150 м с покрытием из металлических плит и стеклоткани. 21 апреля провели предварительную подготовку, а 23-го начались полеты. В основном это были взлеты с коротким разбегом и посадки с пробегом. Летали главным образом с бетонной ВПП, т.к. металлическая полоса после пяти ВКР и одного вертикального взлета пришла в негодность. Всего на Як-38 выполнили в Афганистане 107 полетов в боевых условиях парами и в одиночку в сопровождении Су-17. Программу закончили 29 мая.
25 июля – 1 августа 1980 года. Летчик-испытатель Кононенко О.Г. в 10 полетах произвел оценку возможности вертикального взлета и посадки самолета на подвижную взлетно-посадочную площадку (ПВППл) размером 10х15 м, смонтированную на трейлере с раскладывающимися с помощью гидравлики панелями. Высота платформы над землей составила 1,2 м. Перед полетами самолет серии № 0803 (бортовой номер 21) оборудовали газоотражательными ребрами в районе воздухозаборников ПД и оптическим устройством, предназначенном для контроля его положения относительно посадочной площадки.
8 сентября 1980 года. При выполнении испытательного взлета с коротким разбегом на самолете ЯК-38 (бортовой номер 45) на ТАКР «Минск» в Южно-Китайском море трагически погиб летчик-испытатель Кононенко О.Г.
С 17 июля по 18 сентября 1981 года — пятая боевая служба ТАКР «Киев» в Атлантике, и Балтийском морях (с заходом в ВМБ Балтийск). В период проведения широкомасштабных учений «Запад-81» крейсер (бортовой № 062) выполнял роль флагманского корабля. На его борту находилось все руководство учений, включая министра обороны СССР маршала Д.Ф. Устинова, Главкома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Горшкова, министров обороны государств— участников Варшавского Договора. Палубная авиация отрабатывала нанесение бомбоштурмовых ударов по морским и береговым целям (поддержка морского десанта), обеспечивала ПЛО и прикрытие с воздуха участка высадки, а также атаку авианосного соединения вероятного противника. Отработка задач, включая маневрирование «Киева» в составе многочисленной (более 100 вымпелов) корабельной группировки, в которую входили также корабли и суда ВМС Польши и ГДР, осуществлялась в сложных метеоусловиях и при плохой видимости.
9 ноября 1981 года ТАКР «Киев» награжден Вымпелом Министра обороны СССР
На 1981 год приходится и пиковое значение числа полетов СВВП с палубы крейсера — 715 (Из года в год интенсивность полетов СВВП с палубы «Киева» нарастала: в 1977 г.— 247, в 1978 г.— 327, в 1980 г. — 386, в 1981 г. — 715 (!) и в 1982 г. — 545 полетов.). Кроме того, впервые авиаторами была выполнена стрельба ракетами по воздушной цели.
В 1982 году ТАКР «Киев» участвовал в комплексных учениях Северного флота, во время которых наряду с другими задачами вновь отрабатывалась передача на ходу грузов и боеприпасов с ККС «Березина». Запасы провизии, топлива и боезапаса переправлялись на «Киев» и сопровождавшие его корабли (атомный РКР «Киров», БПК «Удалой» и СКР «Жаркий») на ходу, в условиях, максимально приближенных к боевым: корабли совершали плавание и маневрирование на волнении моря до 7 баллов, в сложных гидрометеорологических условиях полярной ночи, снежных зарядов и при ветре до 10 м/с
27 июля — 30 сентября 1982 года. — седьмая боевая служба ТАКР «Киева» в Атлантическом океане и Средиземном море завершила первый условный этап карьеры корабля на Северном флоте и была совмещена с его переходом на Черное море для проведения планового среднего ремонта с частичной модернизацией. Корабль участвовал в учениях Вооруженных сил стран Варшавского Договорa «Щит-82» с очередным заходом на Балтику. Продолжалось совершенствование авиационного комплекса ТАКР — в 1982 году полеты Як-38 проводились уже на дальность 130—135 км от корабля. По прибытии в Севастополь «Киев» (бортовой № 121) выгрузил боезапас и ушел в Николаев.
30 ноября 1982 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на ЯК-38 М (серия 0413, бортовой номер 82) первое висение над землей.
7 декабря 1982 года. Прошли заводские испытания самолета ЯК-38 М, после чего самолет передан Государственной испытательной комиссии.
23 декабря 1982 года – 1 ноября 1984 года — средний ремонт с частичной модернизацией ТАКР «Киева» на Черноморском судостроительном заводе.
10 февраля 1983 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на ЯК-38 М полет по полному профилю во время испытаний (этап А завершился в конце 1983 года), по результатам выданы рекомендации о запуске ЯК-38 М в серийное производство. Этап «Б» закончен в июне 1985 года. Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов. Два прототипа ЯК-38 М построены в ОКБ в 1982 году. Прирост тяги ПД позволил на полтонны поднять взлетную массу новой машины, что позволило увеличить дальность полета. Арсенал нового штурмовика пополнился кассетами РБК-500 и ракетами Х-25Мр класса «воздух-земля».
14 сентября 1983 года. По приказу Главкома ВМФ летчики «киевского» авиаполка впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно — теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов, который за это получил от капитана теплохода А.Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И.Кучуев и В.Н.Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
20 марта 1985 года ТАКР «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Север. В период со 2 по 6 июня крейсер под флагом командующего 5-й оперативной эскадрой вице-адмирала В.Е. Селиванова вместе с эсминцем «Отчаянный» и СКР «Задорный» осуществил деловой заход в порт Аль-Джазаир (Алжир).
С 31 декабря 1985-го по 21 мая 1986 года десятая боевая служба ТАКР «Киев», которая также проходила в Атлантике, Средиземном море с последующим заходом в Черное море.
5 января — 24 июня 1987 г. ТАКР «Киев» (бортовой № 051) в сопровождении эскадренного миноносца «Безупречный» и БПК «Адмирал Исаченков» вышел для несения своей одиннадцатой и последней боевой службы в Средиземное море Главной задачей ТАКР было слежение за атомным авианосцем ВМС США «Нимитц». В составе 5-й оперативной эскадры крейсер взаимодействовал с РКР «Вице-адмирал Дрозд», эсминцем «Современный», БПК «Маршал Тимошенко» и «Стройный». 1 марта в сопровождении «Современного» он совершил деловой заход в г. Сплит (СФРЮ). На последнюю боевую службу пришлось и рекордное число самолето-вылетов— 757 (!). В общей же сложности за свою недолгую, увы, корабельную жизнь ТАКР «Киев» за 1232 ходовых дня прошел 240 850 морских миль. С его палубы самолеты совершили 4258 полетов, вертолеты — 9154.
30 ноября 1987 года ТАКР «Киев» прошел докование в ПД-50 судоремонтного завода поселка Росляково.
31 октября 1989 года ТАКР «Киев» поставили к стенке судостроительного завода «Севморпуть» в Мурманске для прохождения усиленного навигационного ремонта.
21 декабря 1989 года приказом командующего Северным флотом ТАКР «Киев» (бортовой № 075) был переведен в резерв 1-й категории.
Летом 1990-го, в рамках выполнения полученной от Главной инспекции Министерства обороны СССР вводной, ТАКР «Киев» принял на борт авиацию и вышел в море для выполнения боевых упражнений. Экипаж справился с задачей, но крейсеру снова потребовался ремонт. По возвращении в базу он пять лет простоял у заводского причала.
26 июля 1992 года ТАКР «Киев» сменил Краснознаменный Военно-морской флаг СССР на Андреевский флаг.
30 июня 1993 года ТАКР «Киев» был выведен из боевого состава флота
28 августа 1993 года на ТАКР «Киев» спустили Андреевский флаг
20 мая 2000 года списанный и проданный в Китай крейсер уведен буксиром «Дэу» в Шанхай.



Использованная литература:
- Апальков Ю.А. Ударные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
- Апальков Ю.А. Противолодочные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
- Беляев А. Краснознаменный «Киев». Хроники авианесущего крейсера, Печатный цех, Санкт-Петербург – 2016
- Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Справочник. Воениздат, Москва – 2020
- Заболоцкий В.П. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев». История создания. Морская коллекция № 3 2003 г.
Хорошая информационная статья. Кратко, ясно и понятно.
Статья содержит много неточностей. Впечатление такое, что текст взят из каго-то источника и сокращен по усмотрению использховавших первоначальную редакцию.Эта фраза тому свидетельство:» 20 марта 1985 года ТАКР «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Север.» речь идет о выходе «Киева» из Николаева просле ремонта, о котором в статье не упомянуто.
После возвращения со своей последней боевой службы ТАКР «Киев» принимал участие в съемках фильма «Забытая мелодия для флейты» ( 1987 год ). По сюжету фильма, на его палубе выступает тамбовский хор, а члены экипажа — слушают. Название корабля заретушировано, но бортовой номер 051 в то время имел именно «Киев».
Витя! Здесь приведён снимок памятной доски «Киева», или как называет её Беляев «Парадно-информационная доска ТАКР «Киев», которая висела перед кают-компанией. Он сделан мною как стоп-кадр фильма о спуске флага. Закладная доска (или копия) хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. См. Беляев А. Корабль. Закладная доска https://voenflot.ru/interesnaya-informatsiya/belyaev-a-korabl-zakladnaya-doska
Виноват. Исправил