Блытов В. Краткая боевая летопись краснознаменного тяжелого авианосного крейсера «Киев»

«Парадно-информационная доска ТАКР «Киев», которая висела перед кают-компанией.

Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» Создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических республик. Ленинград — Николаев — написано и на парадно-информационной и на закладной досках.

Краснознаменный ТАКР «Киев»
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение полное т 43220
Водоизмещение стандартное т 31900
Водоизмещение нормальное т 37800
Длина м 273,1
Длина по ватерлинии м 236
Ширина м 51,3
Ширина по ватерлинии м 31
Осадка средняя при полном водоизмещении м 9,3
Осадка по обтекателям антенн ГАК м 11,5
Скорость хода самая полная узлы 33
Скорость хода полная узлы 29
Скорость хода экономическая узлы 18
Дальность плавания полным ходом миль 4200
Дальность плавания экономическим ходом миль 7160
Автономность суток 30
Энергетическая установка — котлотурбинная    
Тип ГТЗА ТВ-12-3 ко-во 4
Суммарная мощность л.с. 180000
Тип главных котлов КВН-95/96 кол-во 8
Тип движетелей ВФШ кол-во 4
Источники питания турбогенераторы по 1500 кВт. кол-во 6
Источники питания дизельгенераторы по 1500 кВт. кол-во 4
Вооружение авиационное    
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38 кол-во 16
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38у кол-во 2
Вариант 1 Вертолеты ПЛО КА-25 ПЛО кол-во 16
Вариант 1 Вертолеты спасатели КА-25ПС кол-во 2
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38 кол-во 28
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38у кол-во 2
Вариант 2 Вертолеты КА-25 ПЛО кол-во 4
Вариант 2 Вертолеты спасатели КА-25ПС кол-во 2
Вариант 3 Вертолеты КА-25 ПЛО кол-во 34
Вариант 3 Вертолеты спасатели КА-25ПС кол-во 2
Количество ВПП кол-во 7
Количество техпозиций (одна для вертолета – спасателя) кол-во 10
Размеры полетной палубы м 184х28
Размеры ангара м 130х22,5
Высота ангара м 6,6
Количество подъемников шт. 2
Ударное вооружение    
Комплекс П-500 «Базальт» КТ шт. 2х4
Боезапас 8 ПКР П-500 4К80 шт. 16
Вооружение ПВО    
Комплекс ПВО «Шторм-М» шт. 2
Количество ПУ на каждом Б-192 шт. 2
Боезапас ЗУР 611 (4К60) шт. 96
Комплекс ПВО «Оса» шт. 2
Количество ПУ на каждом ЗИФ-122 шт. 2
Боезапас ЗУР 9М33М шт. 40
Артиллерийское вооружение    
АК-726 с МР-105 «Турель» каждый шт. 2
Стволы 76 мм. (АК-726) 30 мм. шт. 2х2
Боезапас выстр. 3400
АК-630 М с МР-124 «Вымпел» — 4 шт. шт. 8х6
Боезапас выстр. 64000
Противолодочное вооружение    
ПЛРК «Вихрь» комп. 1
Кол-во ПУ МС-18 шт. 1х2
ПЛУР 82р шт. 16
ТА-533 ПТА-53-1143 шт. 2
Боезапас СЭТ-65 шт. 10
РБУ-6000 «Смерч-2» 213 мм. шт. 2
Количество направляющих РБУ 213 мм. шт. 2х12
Боезапас РГБ-60 шт. 120
Вооружение РЭБ    
ПК-2 СППП 140 мм. шт. 2х2
Экипаж чел. 1433
офицеров чел. 280
Мичманов и главных корабельных старшин чел. 216
Старшин и матросов чел. 937
Экипаж + штаб чел. 1483
Офицеров + штаб чел. 320
Мичманов и главных корабельных старшин + штаб чел. 221
Старшин и матросов + штаб чел. 942
Авиагруппа чел. 430

Офицеры размещались в 68 одно — и двухместных каютах, мич­маны и главные корабельные старшины — в 66 одно — и ше­стиместных каютах, старшины и матросы — в 56 шести или двадцатиместных кубриках. На корабле предусмотрены каюты и кубрики авиаполка и десанта

Предусматривалась дополнительно посадка на корабль до батальона десанта для чего были предусмотрены специальные кубрики десанта.

Командиры корабля

  1. Соколов Юрий Георгиевич 17.10.1973 — 31.8.1978 года
  2. Пыков Владимир Николаевич с 31.8.1978-29.9.1981 года
  3. Ясницкий Геннадий Павлович с 29.9.1981- 4.12.1981 года — ИО командира и с 4.12.1981 — 3.6.1986 года
  4. Мелах Николай Андреевич с 36.1986 — 26.9.1989 года
  5. Глущенко В.Н. с 26.9.1989 — 19.10. 1989 года ИО командира и с 19.10.1989 — 30.12.1992 года
  6. Звада Владимир Андреевич – с 30.12.1992 — 30.6.1993 года
  7. Бобряков Николай Александрович с 30.6.1993 года — 28.8.1994 года — ИО командира

Старшие помощники командира корабля

  1. Соколов Юрий Георгиевич с 11.7.1973 — 17.10.1973 года
  2. Саможенов Вениамин Павлович с 17.10.1973 — 31.10.1977 года
  3. Шевнин Яков Зосимович — 31.10.1977 — 18.12.1979 года
  4. Ясницкий Геннадий Павлович — с 18.12.1979 — 4.12.1981 года
  5. Лякин Виктор Федорович — с 4.12.1981 — 12.3.1984 года
  6. Мелах Николай Андреевич — с 12.3.1984 — 03.6.1986 года
  7. Глущенко Василий Николаевич — с 14.8.1986 — 19.10.1989 года
  8. Звада Владимир Александрович — с 19.10.1989 — 30.12.1992 года
  9. Бобряков Николай Александрович — с 12.1.1993 — 30.6.1993 года

Заместители командира корабля по политической части

  1. Сушков Николай Иванович с … — 12.11.1973 года
  2. Бородавкин Дмитрий Васильевич — с 12.11.1973 — 26.7.1978 года
  3. Пенкин Александр Александрович — с 26.7.1978 — 11.11.1981 года
  4. Яковлев Геннадий Алексеевич — с 11.11.1981 — 31.10.1985 года
  5. Плотников Олег Георгиевич — с 31.10.1985 — 23.5.1988 года
  6. Чернов Владимир Юрьевич — 23.5.1988 — 28.8.1994 года

Заместители командира корабля по авиации:

  1. Алексеев Николай Васильевич — с .9.1978 — .8.1980 года
  2. Крайнов Адольф Анатольевич — .8.1980 — .12.1986 года
  3. Болодурин Александр Иванович .12.1986 — .2.1994 

командиры 279 окшап

  1. Матковский Феоктист Григорьевич
  2. Ратненко Виктор Николаевич
  3. Козыренков Валерий Васильевич
  4. Едуш Николай Петрович
  5. Тепляков Владимир Иванович
  6. Руденко Николай Петрович
  7. Бохонко Иван Иванович

История авианосца:

28 декабря 1967 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 легкого кора­бельного штурмовика Як-36М.

5 мая 1967 года Головной ПКР с авиационным вооружением «Киев» (заводской но­мер заказа С-101) был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР

2 сентября 1968 года постановлением правитель­ства от № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Ни­колаеве ПКР по пр. 1123.3 «Харьков» и о начале строительства ПКР с авиационным вооружением «Киев» уже по-новому проек­ту 1143.

16 октября 1968 года. Главнокомандующий ВМФ ут­вердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением (проект 1143). Согласно существовавшим в то вре­мя требованиям противоатомной защи­ты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взры­ве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляе­мость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляе­мости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

30 апреля 1970 года. Невским ПКБ был разработан технический проект авианесущего крейсера 1143 (шифр «Кре­чет») и в крайне сжатые сроки и утвержден ВМФ и МСП.

21 июля 1970 года. Заложен на крупнейшем в стране наклон­ном стапеле № «О» 16-го цеха (стапель­ный) Черноморского судостроительного завода № 444  (старший строитель В.Н. Корча­гин) в г. Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников

25 февра­ля 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах на самолете ЯК-36 М № 02 впервые совер­шил полет «по полному профилю» (вер­тикальный взлет — горизонтальный по­лет — вертикальная посадка).

18 ноября 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах, пилотировавший Як-36М, успешно совершил первую посадку на ПКР «Москва» (для чего по центру полетной палубы была наварена специальная металлическая, самолетная площадка) на рейде Феодосии, корабль при этом стоял на якоре. Затем отрабатывалась методика посадки само­лета на крейсер на ходу, а также во вре­мя качки.

26 декабря 1972 года. Состоялся тор­жественный спуск корпуса ПКР «Киев» на воду — это событие было посвящено 50-летию образования СССР. После краткого митинга о форштевень была разбита традиционная бутылка шам­панского и сброшен прикрывавший на­звание корабля брезент. Крестная мать корабля Галина Дончевская — сварщица корпусно-стапельного цеха. Украшенный флагами расцвечивания и транспаран­тами крейсер с ярко блестевшими на солнце бронзовыми литерами «Киев» на бортах плавно сошел на воду. Затем буксиры поставили его на достройку правым бортом к стенке Большого ков­ша завода.

15 октября 1974 – 17 апреля 1975-го года. Швартовые испытания ПКР «Киев».

12 февраля 1975 года. Началось переселение экипажа ПКР «Киев» с ПКЗ «Салгир» и ПМ на корабль.

15 апреля 1975 года. На ПКР «Киев» был впервые торжественно поднят командиром корабля капитаном 1 ранга Соколовым Ю.Г. военно-морской флаг.

17 апреля 1975 года на набережной у достроеч­ной стенки Большого ковша завода со­стоялся многолюдный митинг. На нем присутствовали высокопоставленные представители ВМФ и промышленности, включая главкома ВМФ адмирала фло­та С.Г. Горшкова. Свое выступление он завершил словами: «Дорогу советскому авианосному флоту!» По окончании ми­тинга «Киев» бортовой номер 852 впервые отошел от заводс­кого причала и в сопровождении букси­ров направился вниз по Южному Бугу.

18 апреля 1975 года. ПКР «Киев» прибыл в Севастополь и начал подготовку к докованию.

С 21 апреля по 6 мая 1975 года. ПКР «Киев» прохо­дил докование в Северном сухом доке Севморзавода в городе Севастополе.

18 мая 1975 года. На рейде Бельбек около Севас­тополя на палубу стоявшего на якоре ПКР «Киева» впервые совершил посадку се­рийный Як-36 М (бортовой номер 45), пи­лотировавшийся летчиком-испытателем ЛИИ МАП О.Г.Кононенко. Вслед за ним такую же посадку совершил летчик-ис­пытатель НИИ ВВС полковник В.П. Хо­мяков на опытном прототипе Як-36 М.

27 мая 1975 года. На флоте проведены учения разнородных сил Черноморского флота «Кумжа» для слушателей Академии Генерального штаба и адмиралов ВМФ под руководством Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г.. С борта ПКР «Киев» они могли наблюдать за ходом учения и изучать поступающие на вооружение флотов СССР новые виды кораблей и авиации.

29 мая 1975 года. Начаты государственные испытания ТАКР «Киев». Государственные испытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя, командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И.Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ПКР пр. 1143 А.В.Маринич и заместитель генерального конструктора ММЗ «Скорость» К.Б.Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И.И.Винник.

19 августа 1975 года. Подполковник Ф.Г.Матковский выполнил полет по «полному профилю» со взлетом и посадкой на суше (в Ахтубинске).

24 октября 1975 года. Ходовые испытания на ПКР «Киев» были заверше­ны и началось формирование первой во­инской части, получившей на вооруже­ние новые «яки». Первая партия из шес­ти машин была доставлена в центр под­готовки морской авиации на базу ВВС Черноморского флота в Саки, где был сформирован первый в истории морской авиации ВМФ СССР корабельный авиа­полк под командованием подполковни­ка Ф.Г.Матковского

26 октбря 1975 года. ПКР с АВ «Киев» вышел в Николаев для проведения ревизии, устранения замечаний государственной комиссии

27 октября 1975 года. ПКР с АВ «Киев» прибыл в Николаев и был ошвартован в большом ковше. У достроечной стенки стоит следующий ТАКР «Минск» и на противоположной стороне ПКР «Москва», устраняющая последствия пожара.

11.11.1975 года. Начаты работы по ревизии — премке экипажем корабля от Черноморского судостроительного боевых постов, кубориков, кают, заведований и столовых.

1.12.1975 года — началось переселение экипажа по штатным каютам и кубрикам.

28 декабря 1975 года. Подписан приемный акт головного противолодочного крейсера с авиационным вооружением ПКР «Киев» — подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний.

5.1.1976 года — началась подготовка к сдаче первой курсовой задачи экипажем корабля.

17 января 1976 года. На береговом аэродроме при выполнении короткого 14-минутного полета в режиме висения на высоте до 5 м (по инструкции при этом переднее колесо должно быть расстопорено и катапультные кресла не заряжены) на опытном экземпляре самолета Як-36 МУ № 01 Матковский и Ковалев почувствовали ненормальную реакцию самолета на управляющее воздействие в продольном канале. Проявив профессиональное мастерство, они произвели труднейшую вертикальную посадку (т.к. с расстопоренным передним колесом посадка по самолетному запрещена). За это им объявили благодарность Главкома ВМФ и на словах наградили морскими биноклями (которые они так и не получили).

3.3.1976 года — сдача первой курсовой задачи штабу 181 БСРК

5.4.1976 года — выход ПКР  с АВ по БДЛК (бугско-днепровскому лиман-каналу) в Черное море и переход в Севастополь.

6.4.1976 года — прибытие ПКР с АВ на внешний рейд Севастополя. Вечером осущкествлена посадка первого ЯК-38 пилотируемого командиром 279 ОКШАП полковником Матковским Ф.Г. на палубу корабля.

7.4 — 1.6.1976 года — премка ПКР с АВ «Киев» штабом Северного флота от штаба Черноморского флота.

18.5.1976 года — ПКР с АВ «Киев» встал в Северный док.

8.6. 1976 года — ПКР  с АВ «Киев вышел из Северного дока и начал погрузку запасов, проводствия и беприпасов до полных норм

17.6.1976 года. Сдача 2-ой курсовой задачи ПКР с АВ штабу 30 дивизии ПК.

5.7.1976 года — строевой смотр корабля штабами ЧФ и СФ, 170 бригады ПК.

10.7.1976 года — началось заселение на корабль различных штабов, представителей НИИ, представителей промышлленности. Сходы на берег перкращены, кроме экстренных случаев.

10.7.1976 года — проверка всей техники и мущества к переходу с ЧФ на СФ.

16 июля 1976 года. ПКР с авиационным вооружением «Киев» под командованием заместителя командующего Северного флота вице-адмирала Волобуева Е.А., имея на борту 5 штурмовиков ЯК-36 М и один ЯК-38 МУ начал переход на Северный флот. На борту первого авианосца находился адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. со штабом ВМФ. В Средиземном море они перешли на другие корабли ВМФ СССР.

17.7.1976 года — встали на якоря у мыса Калиакрия (Болгария).

18.7.1976 года — проход ПКР с АВ «Киев Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы).

18.7.1976 года — выход ПКР  с АВ в Средиземное море из турецких проливов.

В июле—августе 1976 года. Первая боевая служба ПКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ – (бортовые номера самолетов для запутывания супостата после каждого вылета в ангаре перекрашивались на новые, в результате в американском журнале «Просиденс» опубликовано, что на ПКР «Киев» базируется более 60 самолетов) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Всего во время перехода за семь летных смен летчики авиации ВМФ Ф.Г.Матковский, В.Н.Ратненко, В.Ф.Саранин, В.М.Свиточев, В.И.Колесниченко, В.И.Дмитриенко и В.И.Кучуев выполнили 45 полетов с общим налетом 22 часа.

10 августа 1976 года. ПКР с авиационным вооружением «Киев» зашел в главную военно-морскую базу Северного флота город Североморск.

В августе—октябре на ПКР с авиационным вооружением «Киев» были проведены государственные испытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт» в Белом море.

20 августа 1976 года. Выход в белое море на 10 дней для испытания ударного комплекса крылатых ракет «Базальт».

22 августа 1976 года. ПКР «Киев» с АВ стоит на рейде Снверодвинска и готовиться к проведению стрельб.

27 августа 1976 года. Выход в море для проведения стрельб из района Соловецких островов (Анзорской салмы). Холостой выход стрельбы не получились.

6 сентября 1976 года. Во время государственных испытаний с борта ПКР «Киев» осуществлялась спасательная операция по поиску экипажа Ту-16 (987 МРАП) капитана Успенского, катапультировавшегося над Белым морем. Из холодного штормового моря живым сумел добраться до берега только штурман старший лейтенант Смагин Валентин Васильевич. Остальные поднимались на борт ПКР «Киев» уже в неживом состоянии. Командир: военный лётчик 1 класса капитан Успенский Александр Павлович. Помощник командира: Добронравов Евгений Юрьевич — выпускник ОВВАКУЛ. Штурман: военный штурман 1 класса старший лейтенант Аникин Владимир Алексеевич — выпускник 2 роты ВВВАУШ 1971 года. Второй штурман: старший лейтенант Смагин В. В. Радист: матрос Дягель С. В. Командир огневых установок: прапорщик Воронов A. M.

7 сентбря 1976 года. Вышли на стрельбы, но в районе Кандалакшского залива спасательная операцию катапультировавшегося экипажа Ту-16. На борт на Ми-8 прилетел командующий авиацией Северного флота, руководившей операций. Отсутсвие на корабле пеленгаторов УКВ помешали спасению аварийного экипажа.

14 сентбря 1976 года. Произыведены две попытки произвести стрельбы. Обе неудачные. Не все ракеты дошли до цели. ПКР с АВ «Киев» встал на якорь в Анзорской салме.

4 октября 1976 года. Обе мишени поражены ракетами комплеса «Базальт». Все ракеты дошли до цели.

7 октября 1976 года. Возвращение в Североморск. Изменено мето базирование ПКР с АВ «Киев с Ара-губы на Североморск. Это позволило офицерам и мич манам получить подъемные на себя и на семью.

17 Ноября —  24 ноября 1976 года – штормовые и мореходные испытания в Северной Атлантике. Шторм до 9 баллов. Сорвало баркас левого борта с ПОУ.

3 декабря 1976 года. Государственной комиссией ВМФ подписан приемный акт по второму этапу государственных испытаний.

Февраль 1977 года Постановлением Правительства ПКР с авиационным вооружением  «Киев» приняли на вооружение ВМФ. НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ПКР «Киев» А.В.Мариничу, директору ЧСЗ А.Б.Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И.И.Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии стали заместители главного конструктора И.Ф.Жуков и С.Ф.Петухов, Государственных премий — заместитель главного конструктора Л.В.Белов и Б.В.Шмелев, начальники отделов НПКБ Б.Н.Бровкин, В.И.Захаров, П.А.Соколов, Ю.В.Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро и около ста членов экипажа ПКР с авиационным вооружением «Киев» были награждены орденами и медалями СССР. 

С 12 по 19 апреля 1977 года. ПКР с авиационным вооружением «Киев» (борто­вой № 860) участвовал в учениях «Север-77» на Северном флоте.

15 апреля 1977 года. При выполнении полета на МИГ-21У трагически погиб командир авиаполка полковник Ф.Г.Матковский и замполит полка подполковник Зарицкий.

28 июня 1977 года. Противолодочный крейсер «Киев» перекласифицирован в тяжёлый авианесущий (позднее авианосный) крейсер (ТАКР, позже ТАВКР).

11 августа 1977 года постановлением Правительства приняли на вооружение ВМФ и СВВП Як-З8М под новым обозначением Як-38 (спустя год его учебно-тренировочный вариант был назван Як-38 У). Он стал первым в истории России корабельным самолетом палубной авиации, осуществившим взлет и посадку с полетной палубы авианесущего корабля, и первым в мире корабельным СВВП, опередившим на несколько лет английский аналог «Си Харриер».

С 20 декабря 1977-го по 4 апреля 1978 года. ТАКР «Киев» (бортовой № 812, затем — 802) находился на второй боевой служ­бе в Атлантике и Средиземном море, пройдя за это время 28 297 миль. На самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов

4 ав­густа 1978 года ТАКР «Киев» принял участие в учениях Се­верного флота под флагом Главнокоман­дующего ВМФ.

13 марта 1978 года Полковник Ковалев первым из летчиков корабельной штурмовой авиации на внутреннем рейде Севастополя выполнил ночью полет на СВВП на «Киев».

11 октября 1978 года ТАКР «Киев» выпол­нил зачетную ракетную стрельбу главным ударным комплексом в Белом море.

17 октября 1978 года. Трагически погибли при учебном полете с АЭ «Североморск-3» на МИГ-21У командир отдельного корабельного авиационного авиаполка полковник Ратненко В.Н., и замполит старший лейтенант Бевзюк С.Н.

3 ноября 1978 года. Навигационное происшествие. Едва не закончилось для ТАКР «Киева» катастрофой — стоявший из-за отсутствия причала на своем штатном месте на рейде Североморска ТАКР (во время проведения партийного собрания) налетевшим шквалом был сорван с боч­ки и через 17 минут, несмотря на отдан­ный якорь и работающие машины, выб­рошен на мель в бухте Окольная.

С 16 января по 27 марта 1979 года — третья боевая служба ТАКР «Киев» в (бортовой № 802), крейсер участвовал в шес­ти поисковых операциях в составе ко­рабельных поисково-ударных групп (КПУГ) флота в Средиземном море и Северной Атлантике.

28 февраля 1979 года. У берегов Ливии в Средиземном море произошла встре­ча ТАКР «Киева» с ТАКР «Минском» (бортовой № 130), совершавшим переход на Тихо­океанский флот. Впервые в советском флоте сразу две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и други­ми кораблями, в том числе с новым ко­раблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (пр.1833). ККС поочередно отрабатывал передачу грузов на ходу на «Киев» и «Минск». В рамках противо­лодочных учений «Разбег-79» «Киев» взаимодействовал с БПК «Маршал Ти­мошенко», «Адмирал Макаров», БПК «Огневой» и эсминцем «Московский комсо­молец». ТАКР «Минск» сопровождали БПК «Ташкент» и БПК «Петропавловск». Впервые был отработан встречный бой двух советских авианосных соединений. На глазах Шестого флота США прошли совместные полеты пяти Як-38 с обоих кораблей.

30 декабря 1979-го — 28 апреля 1980 г. — четвертая боевая служба ТАКР «Киев» (так­же проходила в Средиземном море. По итогам 1980 года корабль был признан лучшим на Северном флоте по противо­лодочной подготовке.

6 января по 15 марта 1981 года – четвертая боевая служба ТАКР «Киев». Крей­сер заходил в Севастополь, где принял участие в проведенном на Черноморском флоте под руководством начальника шта­ба ВМФ СССР адмирала Г.М. Егорова по­казательном учении с привлечением боль­шого числа кораблей и летательных аппа­ратов. На борту «Киева» размещался флагманский командный пункт, управля­ющий силами корабельной и приданной авиацией.

18 апреля 1980 года Использование ЯК-38 в Афганистане в боевых условиях. Командиром эскадрильи был назначен летчик-испытатель HИИ ВВС В.В.Васенков. Кроме него, на Як-38м летали летчик-испытатель МАЛ Ю.И.Митиков, морские летчики Ю.H.Козлов, Е.М.Алифанов, В.Г.Панасенко и А.П.Кривуля. Личный состав эскадрильи перебазировался на аэродром Шиндад в северном Афганистане. Его бетонная ВПП длиной почти 3000 м располагалась на горном плато на высоте 1140 м над уровнем моря. Рядом специально для Як-38 была построена другая ВПП длиной около 150 м с покрытием из металлических плит и стеклоткани. 21 апреля провели предварительную подготовку, а 23-го начались полеты. В основном это были взлеты с коротким разбегом и посадки с пробегом. Летали главным образом с бетонной ВПП, т.к. металлическая полоса после пяти ВКР и одного вертикального взлета пришла в негодность. Всего на Як-38 выполнили в Афганистане 107 полетов в боевых условиях парами и в одиночку в сопровождении Су-17. Программу закончили 29 мая.

25 июля – 1 августа 1980 года. Летчик-испытатель Кононенко О.Г. в 10 полетах произвел оценку возможности вертикального взлета и посадки самолета на подвижную взлетно-посадочную площадку (ПВППл) размером 10х15 м, смонтированную на трейлере с раскладывающимися с помощью гидравлики панелями. Высота платформы над землей составила 1,2 м. Перед полетами самолет серии № 0803 (бортовой номер 21) оборудовали газоотражательными ребрами в районе воздухозаборников ПД и оптическим устройством, предназначенном для контроля его положения относительно посадочной площадки.

8 сентября 1980 года. При выполнении испытательного взлета с коротким разбегом на самолете ЯК-38 (бортовой номер 45) на ТАКР «Минск» в Южно-Китайском море трагически погиб летчик-испытатель Кононенко О.Г.

С 17 июля по 18 сентября 1981 года — пятая боевая служба ТАКР «Киев» в Атлантике, и Балтийском морях (с заходом в ВМБ Балтийск). В пе­риод проведения широкомасштабных учений «Запад-81» крейсер (бортовой № 062) выполнял роль флагманского корабля. На его борту находилось все ру­ководство учений, включая министра обо­роны СССР маршала Д.Ф. Устинова, Глав­кома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Гор­шкова, министров обороны государств— участников Варшавского Договора. Палуб­ная авиация отрабатывала нанесение бомбоштурмовых ударов по морским и бе­реговым целям (поддержка морского десан­та), обеспечивала ПЛО и прикрытие с воздуха участка высадки, а также атаку авианос­ного соединения веро­ятного противника. Отработка задач, включая маневриро­вание «Киева» в со­ставе многочислен­ной (более 100 вым­пелов) корабельной группировки, в которую входили также ко­рабли и суда ВМС Польши и ГДР, осуще­ствлялась в сложных метеоусловиях и при плохой видимости.

9 ноября 1981 года ТАКР «Киев» награжден Вымпелом Министра обороны СССР

На 1981 год приходится и пиковое зна­чение числа полетов СВВП с палубы крейсера — 715 (Из года в год интенсивность полетов СВВП с палубы «Киева» нарастала: в 1977 г.— 247, в 1978 г.— 327, в 1980 г. — 386, в 1981 г. — 715 (!) и в 1982 г. — 545 поле­тов.). Кроме того, впервые авиаторами была выполнена стрельба ракетами по воздушной цели.

В 1982 году ТАКР «Киев» участвовал в ком­плексных учениях Северного флота, во время которых наряду с другими задача­ми вновь отрабатывалась передача на ходу грузов и боеприпасов с ККС «Бере­зина». Запасы провизии, топлива и бое­запаса переправлялись на «Киев» и со­провождавшие его корабли (атомный РКР «Киров», БПК «Удалой» и СКР «Жаркий») на ходу, в условиях, максимально прибли­женных к боевым: корабли совершали плавание и маневрирование на волнении моря до 7 баллов, в сложных гидромете­орологических условиях полярной ночи, снежных зарядов и при ветре до 10 м/с

27 июля — 30 сентября 1982 года.  — седьмая боевая служба ТАКР «Киева» в Атланти­ческом океане и Средиземном море за­вершила первый условный этап карье­ры корабля на Северном флоте и была совмещена с его переходом на Черное море для проведения планового средне­го ремонта с частичной модернизацией. Корабль участвовал в учениях Воору­женных сил стран Варшавского Договорa «Щит-82» с очередным заходом на Балтику. Продолжалось совершенство­вание авиационного комплекса ТАКР — в 1982 году полеты Як-38 проводились уже на дальность 130—135 км от кораб­ля. По прибытии в Севастополь «Киев» (бортовой № 121) выгрузил боезапас и ушел в Николаев.

30 ноября 1982 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на модернизированном ЯК-38М (серия 0413, бортовой номер 82) первое висение над землей.

7 декабря 1982 года. Прошли заводские испытания самолета ЯК-38М, после чего самолет передан Государственной испытательной комиссии.

23 декабря 1982 года – 1 нояб­ря 1984 года — средний ремонт с частичной модернизацией ТАКР «Киева» на Черноморском судостроительном за­воде.

10 февраля 1983 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на ЯК-38М полет по полному профилю во время испытаний (этап А завершился в конце 1983 года), по результатам выданы рекомендации о запуске ЯК-38 М в серийное производство. Этап «Б» закончен в июне 1985 года. Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов. Два прототипа ЯК-38 М построены в ОКБ в 1982 году. Прирост тяги ПД позволил на полтонны поднять взлетную массу новой машины, что позволило увеличить дальность полета. Арсенал нового штурмовика пополнился кассетами РБК-500 и ракетами Х-25Мр класса «воздух-земля».

14 сентября 1983 года. По приказу Главкома ВМФ летчики «киевского» авиаполка впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно — теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов, который за это получил от капитана теплохода А.Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И.Кучуев и В.Н.Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».

20 марта 1985 года ТАКР «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Се­вер. В период со 2 по 6 июня крейсер под флагом командующего 5-й оператив­ной эскадрой вице-адмирала В.Е. Сели­ванова вместе с эсминцем «Отчаянный» и СКР «Задорный» осуществил деловой заход в порт Аль-Джазаир (Алжир).

С 31 декабря 1985-го по 21 мая 1986 года десятая боевая служба ТАКР «Киев», которая также проходила в Атлантике, Средиземном море с последующим за­ходом в Черное море.

5 января — 24 июня 1987 г. ТАКР «Киев» (бортовой № 051) в сопровождении эскадренного миноносца «Безупречный» и БПК «Ад­мирал Исаченков» вышел для несения своей одиннадцатой и последней боевой служ­бы в Средиземное море Главной задачей ТАКР было слежение за атомным авианосцем ВМС США «Нимитц». В составе 5-й опе­ративной эскадры крейсер взаимодей­ствовал с РКР «Вице-адмирал Дрозд», эсминцем «Современный», БПК «Мар­шал Тимошенко» и «Стройный». 1 марта в сопровождении «Со­временного» он совершил деловой заход в г. Сплит (СФРЮ). На последнюю боевую службу пришлось и рекорд­ное число самолетовыле­тов— 757 (!). В общей же сложности за свою недо­лгую, увы, корабельную жизнь ТАКР «Киев» за 1232 ходовых дня прошел 240 850 морских миль. С его па­лубы самолеты совершили 4258 полетов, вертолеты — 9154.

30 ноября 1987 года ТАКР «Киев» прошел докование в ПД-50 судоремонтного завода поселка Росляково.

31 октября 1989 года ТАКР «Киев» поста­вили к стенке судостроительного завода «Севморпуть» в Мурманске для прохож­дения усиленного навигационного ре­монта.

21 декабря 1989 года приказом команду­ющего Северным флотом ТАКР «Киев» (бор­товой № 075) был переведен в резерв 1-й категории.

Летом 1990-го, в рамках выполнения полученной от Главной ин­спекции Министерства обороны СССР вводной, ТАКР «Киев» принял на борт авиа­цию и вышел в море для выполнения боевых упражнений. Экипаж справился с задачей, но крейсеру снова потребовал­ся ремонт. По возвращении в базу он пять лет простоял у заводского причала.

26 июля 1992 года ТАКР «Киев» сме­нил Краснознаменный Военно-морской флаг СССР на Андреевский флаг.

30 июня 1993 го­да ТАКР «Киев» был выведен из бое­вого состава флота

28 августа 1993 года на ТАКР «Киев» спустили Андреевский флаг.

20 мая 2000 года списанный и про­данный в Китай крейсер уведен бук­сиром «Дэу» в Шанхай.

Самолет ЯК-38М
Идет приготовление палубы к полетам
Взлет ЯК-38М по самолетному с проскальзыванием на ТАКР «Минск»

Использованная литература:

  1. Апальков Ю.А. Ударные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
  2. Апальков Ю.А. Противолодочные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
  3. Беляев А. Краснознаменный «Киев». Хроники авианесущего крейсера, Печатный цех, Санкт-Петербург – 2016
  4. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Справочник. Воениздат, Москва – 2020
  5. Заболоцкий В.П. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев». История создания. Морская коллекция № 3 2003 г.

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. Валерий Бабич

    Хорошая информационная статья. Кратко, ясно и понятно.

  2. Николай

    Статья содержит много неточностей. Впечатление такое, что текст взят из каго-то источника и сокращен по усмотрению использховавших первоначальную редакцию.Эта фраза тому свидетельство:» 20 марта 1985 года ТАКР «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Се­вер.» речь идет о выходе «Киева» из Николаева просле ремонта, о котором в статье не упомянуто.

  3. Дмитрий

    После возвращения со своей последней боевой службы ТАКР «Киев» принимал участие в съемках фильма «Забытая мелодия для флейты» ( 1987 год ). По сюжету фильма, на его палубе выступает тамбовский хор, а члены экипажа — слушают. Название корабля заретушировано, но бортовой номер 051 в то время имел именно «Киев».

  4. Юрий Николаевич Дюндик

    Витя! Здесь приведён снимок памятной доски «Киева», или как называет её Беляев «Парадно-информационная доска ТАКР «Киев», которая висела перед кают-компанией. Он сделан мною как стоп-кадр фильма о спуске флага. Закладная доска (или копия) хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. См. Беляев А. Корабль. Закладная доска https://voenflot.ru/interesnaya-informatsiya/belyaev-a-korabl-zakladnaya-doska

  5. Виноват. Исправил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *