Блытов В. Краткая боевая летопись краснознаменного тяжелого авианосного крейсера «Киев»

закладная доска ПКР (потом ТАКР и КТАКР) «Киев»

Противолодочный крейсер с авиационным вооружением «Киев» Создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Со.за Советских Социалистических республик. Ленинград — Николаев — написано на закладной доске.

Краснознаменный ТАКР «Киев»
Тактико-технические характеристики
Водоизмещение полноет43220
Водоизмещение стандартноет31900
Водоизмещение нормальноет37800
Длинам273,1
Длина по ватерлиниим236
Ширинам51,3
Ширина по ватерлиниим31
Осадка средняя при полном водоизмещениим9,3
Осадка по обтекателям антенн ГАКм11,5
Скорость хода самая полнаяузлы33
Скорость хода полнаяузлы29
Скорость хода экономическаяузлы18
Дальность плавания полным ходоммиль4200
Дальность плавания экономическим ходоммиль7160
Автономностьсуток30
Энергетическая установка — котлотурбинная  
Тип ГТЗА ТВ-12-3ко-во4
Суммарная мощностьл.с.180000
Тип главных котлов КВН-95/96кол-во8
Тип движетелей ВФШкол-во4
Источники питания турбогенераторы по 1500 кВт.кол-во6
Источники питания дизельгенераторы по 1500 кВт.кол-во4
Вооружение авиационное  
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38кол-во16
Вариант 1 Самолеты –штурмовики ЯК-38укол-во2
Вариант 1 Вертолеты ПЛО КА-25 ПЛОкол-во16
Вариант 1 Вертолеты спасатели КА-25ПСкол-во2
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38кол-во28
Вариант 2 Самолеты –штурмовики ЯК-38укол-во2
Вариант 2 Вертолеты КА-25 ПЛОкол-во4
Вариант 2 Вертолеты спасатели КА-25ПСкол-во2
Вариант 3 Вертолеты КА-25 ПЛОкол-во34
Вариант 3 Вертолеты спасатели КА-25ПСкол-во2
Количество ВППкол-во7
Количество техпозиций (одна для вертолета – спасателя)кол-во10
Размеры полетной палубым184х28
Размеры ангарам130х22,5
Высота ангарам6,6
Количество подъемниковшт.2
Ударное вооружение  
Комплекс П-500 «Базальт» КТшт.2х4
Боезапас 8 ПКР П-500 4К80шт.16
Вооружение ПВО  
Комплекс ПВО «Шторм-М»шт.2
Количество ПУ на каждом Б-192шт.2
Боезапас ЗУР 611 (4К60)шт.96
Комплекс ПВО «Оса»шт.2
Количество ПУ на каждом ЗИФ-122шт.2
Боезапас ЗУР 9М33Мшт.40
Артиллерийское вооружение  
АК-726 с МР-105 «Турель» каждыйшт.2
Стволы 76 мм. (АК-726) 30 мм.шт.2х2
Боезапасвыстр.3400
АК-630 М с МР-124 «Вымпел» — 4 шт.шт.8х6
Боезапасвыстр.64000
Противолодочное вооружение  
ПЛРК «Вихрь»комп.1
Кол-во ПУ МС-18шт.1х2
ПЛУР 82ршт.16
ТА-533 ПТА-53-1143шт.2
Боезапас СЭТ-65шт.10
РБУ-6000 «Смерч-2» 213 мм.шт.2
Количество направляющих РБУ 213 мм.шт.2х12
Боезапас РГБ-60шт.120
Вооружение РЭБ  
ПК-2 СППП 140 мм.шт.2х2
Экипажчел.1433
офицеровчел.280
Мичманов и главных корабельных старшинчел.216
Старшин и матросовчел.937
Экипаж + штабчел.1483
Офицеров + штабчел.320
Мичманов и главных корабельных старшин + штабчел.221
Старшин и матросов + штабчел.942
Авиагруппачел.430

Офицеры размещались в 68 одно — и двухместных каютах, мич­маны и главные корабельные старшины — в 66 одно — и ше­стиместных каютах, старшины и матросы — в 56 шести или двадцатиместных кубриках. На корабле предусмотрены каюты и кубрики авиаполка и десанта

Предусматривалась дополнительно посадка на корабль до батальона десанта для чего были предусмотрены специальные кубрики десанта.

Командиры корабля

  1. Соколов Юрий Георгиевич с декабря 1973 года
  2. Пыков Владимир Николаевич с 31 августа 1978 года
  3. Ясницкий Геннадий Павлович с 29 сентября 1981 года
  4. Мелах Николай Андреевич с 3 июня 1985 года
  5. Глущенко В.Н. с 26 сентября 1989 года
  6. Звада Владимир Андреевич – с 30 декабря 1991 года

ИО командира корабля

1. Бобряков Николай Александрович с 30 июня 1993 года

Старшие помощники командира корабля

  1. Соколов Юрий Георгиевич
  2. Саможенов Вениамин Павлович
  3. Шевнин Яков Зосимович
  4. Ясницкий Геннадий Павлович
  5. Лякин Виктор Федорович
  6. Мелах Николай Андреевич
  7. Глущенко Василий Николаевич
  8. Звада Владимир Александрович
  9. Бобряков Николай Александрович

Заместители командира корабля по политической части

  1. Сушков Николай Иванович
  2. Бородавкин Дмитрий Васильевич
  3. Пенкин Александр Александрович
  4. Яковлев Геннадий Алексеевич
  5. Плотников Олег Георгиевич
  6. Чернов Владимир Юрьевич

командиры 279 окшап

  1. Матковский Феоктист Григорьевич
  2. Ратненко Виктор Николаевич
  3. Козыренков Валерий Васильевич
  4. Едуш Николай Петрович
  5. Тепляков Владимир Иванович
  6. Руденко Николай Петрович
  7. Бохонко Иван Иванович

История авианосца:

28 декабря 1967 года было принято постановление Совета Министров СССР о создании на базе Як-36 легкого кора­бельного штурмовика Як-36М.

5 мая 1967 года Головной ПКР «Киев» (заводской но­мер заказа С-101) был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР

2 сентября 1968 года постановлением правитель­ства от № 685-251 было принято совместное предложение Министерства обороны и Минсудпрома о прекращении постройки на ЧСЗ в г. Ни­колаеве ПКР по пр. 1123.3 и о начале строительства ПКР «Киев» с авиацион­ным вооружением уже по-новому проек­ту 1143.

16 октября 1968 года. Главнокомандующий ВМФ ут­вердил ТТЗ на проектирование ПКР с авиационным вооружением (проект 1143). Согласно существовавшим в то вре­мя требованиям противоатомной защи­ты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взры­ве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляе­мость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляе­мости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

30 апреля 1970 года. Невским ПКБ был разработан технический проект авианесущего крейсера 1143 (шифр «Кре­чет») и в крайне сжатые сроки и утвержден ВМФ и МСП.

21 июля 1970 года. Заложен на крупнейшем в стране наклон­ном стапеле № «О» 16-го цеха (стапель­ный) Черноморского судостроительного завода № 444  (старший строитель В.Н. Корча­гин) в г. Николаеве. В строительстве принимало участие более 300 предприятий-смежников

25 февра­ля 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах на самолете ЯК-36 М № 02 впервые совер­шил полет «по полному профилю» (вер­тикальный взлет — горизонтальный по­лет — вертикальная посадка).

18 ноября 1972 года. Летчик-испытатель М.С. Дексбах, пилотировавший Як-36М, успешно совершил первую посадку на ПКР «Москва» на рейде Феодосии, корабль при этом стоял на якоре. Затем отрабатывалась методика посадки само­лета на крейсер на ходу, а также во вре­мя качки.

26 декабря 1972 года. Состоялся тор­жественный спуск корпуса ПКР «Киев» на воду — это событие было посвящено 50-летию образования СССР. После краткого митинга о форштевень была разбита традиционная бутылка шам­панского и сброшен прикрывавший на­звание корабля брезент. Украшенный флагами расцвечивания и транспаран­тами крейсер с ярко блестевшими на солнце бронзовыми литерами «Киев» на бортах плавно сошел на воду. Затем буксиры поставили его на достройку правым бортом к стенке Большого ков­ша завода.

15 октября 1974 – 17 апреля 1975-го года. Швартовые испытания ПКР «Киев».

12 февраля 1975 года. Началось переселение экипажа ПКР «Киев» с ПКЗ «Салгир» на корабль.

15 апреля 1975 года. На ПКР «Киев» был впервые торжественно поднят командиром корабля капитаном 1 ранга Соколовым Ю.Г. военно-морской флаг.

17 апреля 1975 года на набережной у достроеч­ной стенки Большого ковша завода со­стоялся многолюдный митинг. На нем присутствовали высокопоставленные представители ВМФ и промышленности, включая главкома ВМФ адмирала фло­та С.Г. Горшкова. Свое выступление он завершил словами: «Дорогу советскому авианосному флоту!» По окончании ми­тинга «Киев» бортовой номер 852 впервые отошел от заводс­кого причала и в сопровождении букси­ров направился вниз по Южному Бугу.

18 апреля 1975 года. ПКР «Киев» прибыл в Севастополь и начал подготовку к докованию.

С 21 апреля по 6 мая 1975 года. ПКР «Киев» прохо­дил докование в Северном сухом доке Севморзавода в городе Севастополе.

18 мая 1975 года. На рейде Бельбек около Севас­тополя на палубу стоявшего на якоре ПКР «Киева» впервые совершил посадку се­рийный Як-36 М (бортовой номер 45), пи­лотировавшийся летчиком-испытателем ЛИИ МАП О.Г.Кононенко. Вслед за ним такую же посадку совершил летчик-ис­пытатель НИИ ВВС полковник В.П. Хо­мяков на опытном прототипе Як-36 М.

Конец мая 1975 года. На флоте проведены учения разнородных сил Черноморского флота «Кумжа» для слушателей Академии Генерального штаба и адмиралов ВМФ под руководством Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г.. С борта ПКР «Киев» они могли наблюдать за ходом учения и изучать поступающие на вооружение флотов СССР новые виды кораблей и авиации.

Май 1975 года. Начаты государственные испытания ТАКР «Киев». Государственные испытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя, командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И.Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ПКР пр. 1143 А.В.Маринич и заместитель генерального конструктора ММЗ «Скорость» К.Б.Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И.И.Винник.

19 августа 1975 года. Подполковник Ф.Г.Матковский выполнил полет по «полному профилю» со взлетом и посадкой на суше (в Ахтубинске).

24 октября 1975 года. Ходовые испытания на ПКР «Киев» были заверше­ны и началось формирование первой во­инской части, получившей на вооруже­ние новые «яки». Первая партия из шес­ти машин была доставлена в центр под­готовки морской авиации на базу ВВС Черноморского флота в Саки, где был сформирован первый в истории морской авиации ВМФ СССР корабельный авиа­полк под командованием подполковни­ка Ф.Г.Матковского

8 ноября 1975 года. Летчик-испытатель М.С.Дексбах на самолете Як-36 М осу­ществил с полетной палубы ПКР «Киев» первый полет по полному профилю.

15 декабря 1975 года. Полковник Ф.Г.Матковский – командир отдельного корабельного штурмового авиаполка осу­ществил с полетной палубы ПКР «Киев» полет по полному профилю.

28 декабря 1975 года. Подписан приемный акт головного противолодочного крейсера с авиационным вооружением ПКР «Киев» — подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний.

17 января 1976 года. При выполнении короткого 14-минутного полета в режиме висения на высоте до 5 м (по инструкции при этом переднее колесо должно быть расстопорено и катапультные кресла не заряжены) на опытном экземпляре самолета Як-36 МУ №01 Матковский и Ковалев почувствовали ненормальную реакцию самолета на управляющее воздействие в продольном канале. Проявив профессиональное мастерство, они произвели труднейшую вертикальную посадку (т.к. с расстопоренным передним колесом посадка по самолетному запрещена). За это им объявили благодарность Главкома ВМФ и на словах наградили морскими биноклями (которые они так и не получили).

16 июля 1976 года. ПКР «Киев» под командованием заместителя командующего Северного флота вице-адмирала Волобуева Е.А., имея на борту 5 штурмовиков ЯК-36 М и один ЯК-38 МУ начал переход на Северный флот. На борту первого авианосца находился адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. со штабом. В Средиземном море они перешли на другие корабли ВМФ СССР.

В июле—августе 1976 года. Первая боевая служба ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ – (бортовые номера самолетов для запутывания супостата после каждого вылета в ангаре перекрашивались на новые, в результате в американском журнале «Просиденс» опубликовано, что на ПКР «Киев» базируется более 60 самолетов) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. Всего во время перехода за семь летных смен летчики авиации ВМФ Ф.Г.Матковский, В.Н.Ратненко, В.Ф.Саранин, В.М.Свиточев, В.И.Колесниченко, В.И.Дмитриенко и В.И.Кучуев выполнили 45 полетов с общим налетом 22 часа.

10 августа 1976 года. ПКР «Киев» в главную военно-морскую базу Северного флота город Североморск.

В августе—октябре на ПКР «Киев» были проведены государственные испытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт» в Белом море.

Октябрь 1976 года. Во время государственных испытаний с борта ПКР «Киев» осуществлялась спасательная операция по поиску экипажа Ту-16 (987 МРАП) капитана Успенского, катапультировавшегося над Белым морем. Из холодного штормового моря живым сумел добраться до берега только старший лейтенант Смагин Валентин Васильевич. Остальные поднимались на борт ПКР «Киев» уже в неживом состоянии.

Ноябрь — декабрь 1976 года – штормовые и мореходные испытания в Северной Атлантике. Шторм до 9 баллов.

3 декабря 1976 года. Государственной комиссией ВМФ подписан приемный акт по второму этапу государственных испытаний.

Февраль 1977 года Постановлением Правительства ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ПКР «Киев» приняли на вооружение ВМФ. НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ПКР «Киев» А.В.Мариничу, директору ЧСЗ А.Б.Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И.И.Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии стали заместители главного конструктора И.Ф.Жуков и С.Ф.Петухов, Государственных премий — заместитель главного конструктора Л.В.Белов и Б.В.Шмелев, начальники отделов НПКБ Б.Н.Бровкин, В.И.Захаров, П.А.Соколов, Ю.В.Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро и около ста членов экипажа ПКР «Киев» были награждены орденами и медалями СССР.

С 12 по 19 апреля 1977 года. ПКР «Киев» (борто­вой № 860) участвовал в учениях «Север-77» на Северном флоте.

15 апреля 1977 года. При выполнении полета на МИГ-21У трагически погиб командир авиаполка полковник Ф.Г.Матковский и замполит полка подполковник Зарицкий.

28 июня 1977 года. Противолодочный крейсер «Киев» перекласифицирован в тяжёлый авианесущий (позднее авианосный) крейсер (ТАКР, позже ТАВКР).

11 августа 1977 года постановлением Правительства приняли на вооружение ВМФ и СВВП Як-З8М под новым обозначением Як-38 (спустя год его учебно-тренировочный вариант был назван Як-38 У). Он стал первым в истории России корабельным самолетом палубной авиации, осуществившим взлет и посадку с полетной палубы авианесущего корабля, и первым в мире корабельным СВВП, опередившим на несколько лет английский аналог «Си Харриер».

С 20 декабря 1977-го по 4 апреля 1978 года. такр «Киев» (бортовой № 812, затем — 802) находился на второй боевой служ­бе в Атлантике и Средиземном море, пройдя за это время 28 297 миль. На самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов

4 ав­густа 1978 года ТАКР «Киев» принял участие в учениях Се­верного флота под флагом Главнокоман­дующего ВМФ.

13 марта 1978 года Полковник Ковалев первым из летчиков корабельной штурмовой авиации на внутреннем рейде Севастополя выполнил ночью полет на СВВП на «Киев».

11 октября 1978 года ТАКР «Киев» выпол­нил зачетную ракетную стрельбу главным ударным комплексом в Белом море.

17 октября 1978 года. Трагически погибли при учебном полете с АЭ «Североморск-3» на МИГ-21У командир отдельного корабельного авиационного авиаполка полковник Ратненко В.Н., и замполит Бевзюк С.Н.

3 ноября 1978 года. Навигационное происшествие. Едва не закончилось для ТАКР «Киева» катастрофой — стоявший из-за отсутствия причала на своем штатном месте на рейде Североморска ТАКР (во время проведения партийного собрания) налетевшим шквалом был сорван с боч­ки и через 17 минут, несмотря на отдан­ный якорь и работающие машины, выб­рошен на мель в бухте Окольная.

С 16 января по 27 марта 1979 года — третья боевая служба ТАКР «Киев в (бортовой № 802), крейсер участвовал в шес­ти поисковых операциях в составе ко­рабельных поисково-ударных групп (КПУГ) флота в Средиземном море и Северной Атлантике.

28 февраля 1979 года. У берегов Ливии в Средиземном море произошла встре­ча ТАКР «Киева» с ТАКР «Минском» (бортовой № 130), совершавшим переход на Тихо­океанский флот. Впервые в советском флоте сразу две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и други­ми кораблями, в том числе с новым ко­раблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (пр.1833). ККС поочередно отрабатывал передачу грузов на ходу на «Киев» и «Минск». В рамках противо­лодочных учений «Разбег-79» «Киев» взаимодействовал с БПК «Маршал Ти­мошенко», «Адмирал Макаров», эсмин­цами «Огневой» и «Московский комсо­молец». ТАКР «Минск» сопровождали БПК «Ташкент» и БПК «Петропавловск». Впервые был отработан встречный бой двух советских авианосных соединений. На глазах Шестого флота США прошли совместные полеты пяти Як-38 с обоих кораблей.

30 декабря 1979-го — 28 апреля 1980 г. — четвертая боевая служба ТАКР «Киев» (так­же проходила в Средиземном море. По итогам 1980 года корабль был признан лучшим на Северном флоте по противо­лодочной подготовке.

6 января по 15 марта 1981 года – четвертая боевая служба ТАКР «Киев». Крей­сер заходил в Севастополь, где принял участие в проведенном на Черноморском флоте под руководством начальника шта­ба ВМФ СССР адмирала Г.М. Егорова по­казательном учении с привлечением боль­шого числа кораблей и летательных аппа­ратов. На борту «Киева» размещался флагманский командный пункт, управля­ющий силами корабельной и приданной авиации.

18 апреля 1980 года Использование ЯК-38 в Афганистане в боевых условиях. Командиром эскадрильи был назначен летчик-испытатель HИИ ВВС В.В.Васенков. Кроме него, на Як-38 летали летчик-испытатель МАЛ Ю.И.Митиков, морские летчики Ю.H.Козлов, Е.М.Алифанов, В.Г.Панасенко и А.П.Кривуля. Личный состав эскадрильи перебазировался на аэродром Шиндад в северном Афганистане. Его бетонная ВПП длиной почти 3000 м располагалась на горном плато на высоте 1140 м над уровнем моря. Рядом специально для Як-38 была построена другая ВПП длиной около 150 м с покрытием из металлических плит и стеклоткани. 21 апреля провели предварительную подготовку, а 23-го начались полеты. В основном это были взлеты с коротким разбегом и посадки с пробегом. Летали главным образом с бетонной ВПП, т.к. металлическая полоса после пяти ВКР и одного вертикального взлета пришла в негодность. Всего на Як-38 выполнили в Афганистане 107 полетов в боевых условиях парами и в одиночку в сопровождении Су-17. Программу закончили 29 мая.

25 июля – 1 августа 1980 года. Летчик-испытатель Кононенко О.Г. в 10 полетах произвел оценку возможности вертикального взлета и посадки самолета на подвижную взлетно-посадочную площадку (ПВППл) размером 10х15 м, смонтированную на трейлере с раскладывающимися с помощью гидравлики панелями. Высота платформы над землей составила 1,2 м. Перед полетами самолет серии № 0803 (бортовой номер 21) оборудовали газоотражательными ребрами в районе воздухозаборников ПД и оптическим устройством, предназначенном для контроля его положения относительно посадочной площадки.

8 сентября 1980 года. При выполнении испытательного взлета с коротким разбегом на самолете ЯК-38 (бортовой номер 45) на ТАКР «Минск» в Южно-Китайском море трагически погиб летчик-испытатель Кононенко О.Г.

С 17 июля по 18 сентября 1981 года — пятая боевая служба ТАКР «Киев» в Атлантике, и Балтийском морях (с заходом в ВМБ Балтийск). В пе­риод проведения широкомасштабных учений «Запад-81» крейсер (бортовой № 062) выполнял роль флагманского корабля. На его борту находилось все ру­ководство учений, включая министра обо­роны СССР маршала Д.Ф. Устинова, Глав­кома ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Гор­шкова, министров обороны государств— участников Варшавского Договора. Палуб­ная авиация отрабатывала нанесение бомбоштурмовых ударов по морским и бе­реговым целям (поддержка морского десан­та), обеспечивала ПЛО и прикрытие с воздуха участка высадки, а также атаку авианос­ного соединения веро­ятного противника. Отработка задач, включая маневриро­вание «Киева» в со­ставе многочислен­ной (более 100 вым­пелов) корабельной группировки, в которую входили также ко­рабли и суда ВМС Польши и ГДР, осуще­ствлялась в сложных метеоусловиях и при плохой видимости.

9 ноября 1981 года ТАКР «Киев» награжден Вымпелом Министра обороны СССР

На 1981 год приходится и пиковое зна­чение числа полетов СВВП с палубы крейсера — 715 (Из года в год интенсивность полетов СВВП с палубы «Киева» нарастала: в 1977 г.— 247, в 1978 г.— 327, в 1980 г. — 386, в 1981 г. — 715 (!) и в 1982 г. — 545 поле­тов.). Кроме того, впервые авиаторами была выполнена стрельба ракетами по воздушной цели.

В 1982 году ТАКР «Киев» участвовал в ком­плексных учениях Северного флота, во время которых наряду с другими задача­ми вновь отрабатывалась передача на ходу грузов и боеприпасов с ККС «Бере­зина». Запасы провизии, топлива и бое­запаса переправлялись на «Киев» и со­провождавшие его корабли (атомный РКР «Киров», БПК «Удалой» и СКР «Жаркий») на ходу, в условиях, максимально прибли­женных к боевым: корабли совершали плавание и маневрирование на волнении моря до 7 баллов, в сложных гидромете­орологических условиях полярной ночи, снежных зарядов и при ветре до 10 м/с

27 июля — 30 сентября 1982 года.  — седьмая боевая служба ТАКР «Киева» в Атланти­ческом океане и Средиземном море за­вершила первый условный этап карье­ры корабля на Северном флоте и была совмещена с его переходом на Черное море для проведения планового средне­го ремонта с частичной модернизацией. Корабль участвовал в учениях Воору­женных сил стран Варшавского Договорa «Щит-82» с очередным заходом на Балтику. Продолжалось совершенство­вание авиационного комплекса ТАКР — в 1982 году полеты Як-38 проводились уже на дальность 130—135 км от кораб­ля. По прибытии в Севастополь «Киев» (бортовой № 121) выгрузил боезапас и ушел в Николаев.

30 ноября 1982 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на ЯК-38 М (серия 0413, бортовой номер 82) первое висение над землей.

7 декабря 1982 года. Прошли заводские испытания самолета ЯК-38 М, после чего самолет передан Государственной испытательной комиссии.

23 декабря 1982 года – 1 нояб­ря 1984 года — средний ремонт с частичной модернизацией ТАКР «Киева» на Черноморском судостроительном за­воде.

10 февраля 1983 года. Летчик-испытатель Митиков выполнил на ЯК-38 М полет по полному профилю во время испытаний (этап А завершился в конце 1983 года), по результатам выданы рекомендации о запуске ЯК-38 М в серийное производство. Этап «Б» закончен в июне 1985 года. Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов. Два прототипа ЯК-38 М построены в ОКБ в 1982 году. Прирост тяги ПД позволил на полтонны поднять взлетную массу новой машины, что позволило увеличить дальность полета. Арсенал нового штурмовика пополнился кассетами РБК-500 и ракетами Х-25Мр класса «воздух-земля».

14 сентября 1983 года. По приказу Главкома ВМФ летчики «киевского» авиаполка впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов на гражданское судно — теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов, который за это получил от капитана теплохода А.Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г.Л.Ковалев, подполковники В.И.Кучуев и В.Н.Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».

20 марта 1985 года ТАКР «Киев» вышел на свою восьмую боевую службу в Средиземное море, совместив ее с переходом на Се­вер. В период со 2 по 6 июня крейсер под флагом командующего 5-й оператив­ной эскадрой вице-адмирала В.Е. Сели­ванова вместе с эсминцем «Отчаянный» и СКР «Задорный» осуществил деловой заход в порт Аль-Джазаир (Алжир).

С 31 декабря 1985-го по 21 мая 1986 года десятая боевая служба ТАКР «Киев», которая также проходила в Атлантике, Средиземном море с последующим за­ходом в Черное море.

5 января — 24 июня 1987 г. ТАКР «Киев» (бортовой № 051) в сопровождении эскадренного миноносца «Безупречный» и БПК «Ад­мирал Исаченков» вышел для несения своей одиннадцатой и последней боевой служ­бы в Средиземное море Главной задачей ТАКР было слежение за атомным авианосцем ВМС США «Нимитц». В составе 5-й опе­ративной эскадры крейсер взаимодей­ствовал с РКР «Вице-адмирал Дрозд», эсминцем «Современный», БПК «Мар­шал Тимошенко» и «Стройный». 1 марта в сопровождении «Со­временного» он совершил деловой заход в г. Сплит (СФРЮ). На последнюю боевую службу пришлось и рекорд­ное число самолето-выле­тов— 757 (!). В общей же сложности за свою недо­лгую, увы, корабельную жизнь ТАКР «Киев» за 1232 ходовых дня прошел 240 850 морских миль. С его па­лубы самолеты совершили 4258 полетов, вертолеты — 9154.

30 ноября 1987 года ТАКР «Киев» прошел докование в ПД-50 судоремонтного завода поселка Росляково.

31 октября 1989 года ТАКР «Киев» поста­вили к стенке судостроительного завода «Севморпуть» в Мурманске для прохож­дения усиленного навигационного ре­монта.

21 декабря 1989 года приказом команду­ющего Северным флотом ТАКР «Киев» (бор­товой № 075) был переведен в резерв 1-й категории.

Летом 1990-го, в рамках выполнения полученной от Главной ин­спекции Министерства обороны СССР вводной, ТАКР «Киев» принял на борт авиа­цию и вышел в море для выполнения боевых упражнений. Экипаж справился с задачей, но крейсеру снова потребовал­ся ремонт. По возвращении в базу он пять лет простоял у заводского причала.

26 июля 1992 года ТАКР «Киев» сме­нил Краснознаменный Военно-морской флаг СССР на Андреевский флаг.

30 июня 1993 го­да ТАКР «Киев» был выведен из бое­вого состава флота

28 августа 1993 года на ТАКР «Киев» спустили Андреевский флаг

20 мая 2000 года списанный и про­данный в Китай крейсер уведен бук­сиром «Дэу» в Шанхай.

Самолет ЯК-38М
Идет приготовление палубы к полетам
Взлет ЯК-38М по самолетному с проскальзыванием

Использованная литература:

  1. Апальков Ю.А. Ударные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
  2. Апальков Ю.А. Противолодочные корабли. Издательство Моркнига, Москва -2010
  3. Беляев А. Краснознаменный «Киев». Хроники авианесущего крейсера, Печатный цех, Санкт-Петербург – 2016
  4. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Справочник. Воениздат, Москва – 2020
  5. Заболоцкий В.П. Тяжелый авианесущий крейсер «Киев». История создания. Морская коллекция № 3 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *