Блытов В. Артикулы воинские Петра Великого

Создавая армию Петр Великий понимал, что это огромная организация должна иметь определенные законы и правила, которые должны определять ее организацию, взаимоотношения между военнослужащими и саму службу.  Любая армия создается для войны.  Только имея сильную хорошо подготовленную армию, страна может обеспечивать свои суверенитет и безопасность. Порой угроза применения сильной и хорошо подготовленной армии может воздействовать на потенциального противника сильнее, чем ее фактическое применение. Но это уже дипломатия.

В войне бывают и победы и поражения. Армия должна делать все чтобы обеспечить в войне победу. Только хорошо подготовленная и организованная армия способно побеждать даже более сильных и многочисленных противников. Артикулы или воинские уставы должны помочь командирам создать такую армию.

Разрабатывая воинские артикулы, прототип будущих уставов Петр обратился к опыту западных армий. для этого он отправил генерала Адама Вейде в Венгрию  для изучения военной организации, который возвратившись оттуда представил Петру воинские артикулы. Принял участие в составлении воинских артикулов Яков Брюс и надзиратель артиллерии Андрей Винниус. Составляли воинские артикулы Петр Великий и его сподвижники учитывали опыт французской, шведской, австрийской, саксонский армий. Старались выбрать положительное и отбросить мишуру.

В 1705 году ими было разработано и  издано «Уложение  или право воинского поведения» для армии Шереметева в Прибалтийском крае, в 1706 году «Артикул краткий, выбранный из древних христианских воинских прав иже о богобоязни и наказании разных злодеев» для кавалерии под командой Меншикова.

В 1716 году появились и другие артикулы воинские, корабельные и прочие.

Воинские артикулы Петра Великого являются историческим достоянием нынешней Российской Федерации, как память о становлении русской армии. 

Сегодня мы рассмотрим некоторые статьи (артикулы) воинского устава, изданный указом от 30 марта (10 апреля) 1716 года, которым исполнилось более 300 лет. И тем не менее эти статьи по своему интересны и для нынешнего читателя. 
Воинские артикулы состоят из 24 глав, состоящих из 209 артикулов.

Артикул воинский с кратким толкованием 1716 года, утвержденный указом Петра Великого

Божиею милостию, мы Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая,и прочая.

Повелеваемвсем обще Нашим Генералом, Штаб, Обер и ундер-Офицерам и салдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе нашей пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего артикула право исполнять, и всякому особо высокого и низкого чина без всякого изъятия Нам, яко Государю своему, присягу чинить: в том, дабы им верно, честно, с доброю охотою себя содержать, и как сии последствующие пункты в себе содержат, как честным воинским людям благопристойно, против всех Наших и государств Наших неприятелей, телом и кровию, хотя и в поле, во осадах, сухим и водяным путем прилучится, служить, и по крайней возможности тщательно радеть, и чтоб им Наш и государств Наших подданных убыток отвращать, и против того же прибыток и лутчую пользу знати и вспомогать и в том никакова ради страха не отбегать, ниже трудов жалеть толь долго, пока Бог всякому живот продолжит. И дабы неведением никто не отговаривался, надлежит сей Артикул на смотрах, а особливо при всяком полку поединожды прочитать в неделю, чтоб всяк своего стыда, наказания и безчестия удалялся и бегал, против тогож о благодеянии, храбрости и повышении прилежание имел.

О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от Генералов и до фендриха.

Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты.

А салдатам (понеже их множество) правую только руку поднять пред предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать евангелие.

Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а Штаб, Обер и ундер-офицерам и солдатам при полку или роте, при распущенном знамени. [95]

Присяга или обещание всякого воинского чина людем

«Я (имя рек) обещаюсь всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему Царю Государю верно и послушно, что в сих постановленных, також и впредь поставляемых воинских Артикулах, что оные в себе содержати будут, все исполнять исправно. Его Царского Величества государства и земель его врагам, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в прочих воинских случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели что вражеское и предосудительное против персоны Его Величества, или Его войск, такожде Его государства, людей или интересу государственного что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по лучшей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и ничего не утаить; но толь паче во всем ползу его и лучшее охранять и исполнять. А командирам моим,поставленным надо мною, во всем, где Его Царского Величества войск, государства и людей благополучию и приращению касается, в караулах в работах и в прочих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их не противиться. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда неотлучатся, но за оным, пока жив, непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному, послушному, храброму и неторопливому салдату надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог всемогущий».

Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, то горади надлежит тому, кто к присяге приводить, выписывать, которому чину что принадлежит, а ундер-офицерам и салдатам все.

 Богу единому слава


ВОИНСКИМ АРТИКУЛАМ

Глава первая 

О страсе Божии

Артикул 1. Хотя всем обще и каждому Христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страсе Божии содержать себя: однакоже сие салдаты и воинские люди в вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных Бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единого часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единого Бога всемогущего, яко от истинного начала всего блага и праведного победодавца происходит, и оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство(чернокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое изо ных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель,суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть.

Толкование. Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели жон чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.

Артикул 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей самнаказан будет.

Толкование. Что один чрез другого чинит, почитается так, яко бы он сам то учинил.

Артикул 3. Кто имени Божию хулению приносит, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пиянстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.

Артикул 4. Кто пресвятую матерь Божию Деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по состоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.

Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.

Артикул 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат,и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет преступитель четырнадцать дней в железа заключен быть и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а втретие аркибузирован (расстрелен) быть.

Толкование. Ежели в помянутой вине, преступитель не смертию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить.

Артикул 7. Пресвятое и достохвальное имя Божие да не восприемлется всуе, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать, или в присудствии регименту мушкеты, пики или карабины носить.

Артикул 8. Есть ли сие нарочно, или и с злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу Богу явное покаяние при собрании людей принести, ипритом половину своего месячного жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить. [98]

Глава вторая 

О службе Божии и о священниках

Артикул 9. Служба Божия имеет отправляться по вся утра и вечеры и полдень (как о том установлено уже и публиковано в печатных молитвах) с пением и молением, влагерях. И дабы при том все духовные присудствовали: того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы Божия, в трубы у командующего Генерала над войском, знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу Божию начинать и оканчивать.

Артикул 10. Есть ли Офицер без важной причины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а рядового впервые и вдругоредь ношением ружья, а втретие заключением в железа на сутки наказать.

Артикул 11. Когда Офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет впервые и вдругоредь арестом у профоса наказан, а втретие на несколько времян и от службы отставлен, и рядовым учинен быть.

Артикул 12. А рядовой, которой в таковом же образе обрящется, имеет быть в железа посажен.

Артикул 13. Всем Офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать, и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил,наказан быть.

Артикул 14. Насупротив того учрежденныя священники в гарнизонах и при полках и везде должны прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни.А есть ли который из священников обрящется в своей науке, животе и поступках нечестив и беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за сие к духовному суду отослан быть, и от оного, по изобретению вины наказан, чина и достоинства своего лишен.

Артикул 15. Когда священник без знатной причины (а имянно; разве за болезнию и таковыми подобными) службу Божию отправлять не будет, тогда имеет, вместо наказания, за каждое свое отбытие по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы Божия пиян будет, тогда оный имеет в первый и другий раз от начального священника при войске жестокого за то наказан. А в третий к духовному суду отослан, и потом своего чина и достоинства лишен быть.

Артикул 16. Сколь скоро к молитве и службе Божией звычайный знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива, ни вина, не продавать. Разве,когда больной для своей нужды требовать будет. Кто против того погрешит, оного все товары отписаны будут, и из тех едина часть в шпиталь, а другая Гевалдигеру, который будет над тем надзирание иметь, дастся.

Артикул 17. Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит вовремя службы Божия отставить. Кто против того преступит, оный имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать.

Глава третья

О команде, предпочтении и почитании вышних и нижних Офицеров, и о послушании рядовых

Артикул 18. Впервых имеют, и принуждены все вышния и нижния, которые воинского чина люди суть, кто бы они ни были, наивящшее и единое свое намерение к службе его Царского Величества, яко самовластного монарха, от своих государств и земель употребить. Такожде везде, где его Царское Величество своею высокою особою присутствен, то всех начальников власть и сила отнята есть, кроме тех, которым от Его Величества нарочно что управить повелено будет.

Артикул 19. Есть ли кто подданный войско вооружит или оружие предприимет против Его Величества, или умышлять будет помянутое Величество полонить или убить, или учинит ему какое насилство, тогда имеют тот и все оныя, которыя в том вспомогали, или совет свой подавали, яко оскорбители Величества,четвертованы быть, и их пожитки забраны.

Толкование. Такое жеравное наказание чинится над тем, которого преступление хотя к действу и непроизведено, но токмо его воля и хотение к тому было, и над оным, которой о том сведом был, а не известил.

Артикул 20. Кто против Его Величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен.

Толкование. Ибо Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко Христианский Государь, по своей воле и благомнению управлять. И яко же о Его Величестве самом в оном артикуле помянуто, разумеется тако и о Его Величества Цесарской супруге, и Его государства наследии.

Артикул 21. При сем имеют все Офицеры и салдаты Фельдмаршалам иГенералам всякое должное почтение воздавать, и оным, сколь долго они в его Царского Величества службе суть, послушны быть. А если кто дерзнет оным, или единого из них непристойными и насмешливыми словами поносить (однакож не такия слова, которыя чести касатися не будут), оный имеет по важности своих слов и состоянию особы, пред воинским судом публично отпущение своея вины просить, или заключением, или каким иным наказанием, по благо разсуждению наказан быть.

Артикул 22. Кто Фельдмаршала или Генерала бранными словами поносить, или в компаниях и собрании прочих предосудительные слова их чести касающиеся,говорить будет, тот имеет телесным наказанием наказан быть, или и живота лишен.

Артикул 23. Никто отнюдь не дерзает оного бить или грабить, или вредить оному, которой от Его Величества, от Фельдмаршалов, или Генералов,охранительной лист и салвогвардию имеет, кто б он ни был, приятель или неприятель; но оная охорона имеет от всех надлежащим образом почтена быть. И кто против того погрешит, живота будет лишен.

Толкование. Двоякиясалвогвардии суть: (1) состоит в залогах, когда един или многие солдаты даны бывают, для охранения от всяких насильств и обид; (2) состоит на письме,которая по прошению дается, дабы все в помянутом охранительном листе упомянутыя вещи и особы, которыя под охранение государя приняты, от всех насильств свободны были. И оные листы имеют у ворот или над дверьми, или публичном каком месте прибиты быть, дабы каждый оныя видеть и прочесть мог. Ибо тот не можетсалвогвардии нарушить, который не ведает, что таковая кому дана; також десалвогвардии не нарушаются одними словами, но токмо действом.

Артикул 24. Буде кто Фельдмаршала или Генерала дерзнет вооруженною или невооруженною рукою атаковать, или оному в сердцах противитися, и в том оный весьма обличен будет, оный имеет (хотя он тем ружьем повредил, или не повредил) для прикладу другим, всемерно живота лишен, и отсечением главы казнен быть. Такожде и тот живота лишен будет, который в сердцах против своего начальника за оружие свое примется.

Толкование. По сему артикулу никакой Офицер, ни салдат не может оправдатися, хотя с ним от Фельдмаршала и Генерала непристойным образом поступлено будет, и ему от них некоторым образом оскорбление славы учинится. Ибо почтение генеральству всеконечно и весьма имеет ненарушимо быть. Однакоже таковому обиженному свободно есть о понесенном своем безчестии и несправедливости Его Величеству,или в ином пристойном месте учтиво жалобу свою принесть, и тамо о сатисфакции и удовольствовании искать и ожидать оныя.

Артикул 25. Равномерное же право, како о Фельдмаршалах упомянуто, имеют Полковники, Подполковники, Майоры и все прочие полковые Офицеры, и надлежит каждому своего начальника должным образом почитать, и от подчиненного своего возъиметь оное почтение. [102]

Артикул 26. Есть ли рядовой грозить будет своего сержанта, фуриера, каптенармуса, или капрала бить, или браня уязвить оного, или оному противитися будет, когда ему что повелят к службе Его Величества управлять, и случится сие в походе против неприятеля, или в лагере, в котором караулы расставлены: тогда оный лишен будет живота. А ежели вне помянутых случаев приключится, надлежит жестоким наказанием наказать, а имянно шпицрутенами.

Артикул 27. Буде Офицеру или салдату в Его Величества службе от начальника своего что управить повелено будет, а он того из злости илиупрямства не учинит, но тому нарочно и с умыслом противитися будет, оный имеет хотя вышний, или нижний, всемерно живота лишен быть.

Артикул 28. Буде же кто от лености, глупости или медлением, однакож без упрямства, злости и умыслу оное не управит, что ему от его начальника повелено, оный имеет по состоянию и важности дела от службы либо весьма или на довольное время отставлен быть, и по вся разы, на сколько времяни он отставится, за рядового служить.

Толкование. Такожде долженствует оный Офицер, которому указ дастся, по оному указу весь мапоступать, и отнюдь из того, что уронить или умедлить, или что прибавить да не дерзает, хотя б и доброе окончание тому делу было. Однакож он по вышереченному артикулу достойна себя наказание учинил.

Артикул 29. Також имеет подчиненный от всякого непристойного разсуждения об указах, которые ему от его начальника даны, весьма воздержатся:а есть ли кто противо того учинит, а особливо тогда, когда с неприятелем в бой вступят, или иная тому подобная учинится потреба, то оного по окончании того дела за непристойное его дерзновение лишением чести наказать.

Толкование. Ибо начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть. Оный имеет в том, что он приказал, оправдаться, а сей ответ дать, како он повеленное исправил.

Артикул 30. Есть ли от вышних Офицеров указами что повелено будет, а против того, кто имеет припомнить нечто, чрез которое он чает Его Величества интересу более вспомощи, или опасаемое какое нещастие и вред отвратить, тогда он должен сие честно своему командиру донесть, или когда он время к тому иметь может, мнение свое Фельдмаршалу или Генералу самому спокорностию объявить. Буде его припомнение не заблаго изобретено будет, тогда долженствует он то чинить, что ему повелено.

Артикул 31. Такожде когда Офицер другому, который его чином менши или подчиненному, или слуге его прикажет, что нужда и должность к Его Величества службе требовать будет, и оный Офицер то учинить должен будет и да долженствует оный, хотя он от другого полку, так послушен быть, яко бы своему собственному Офицеру.

Артикул 32. Оныя Офицеры, которыя по Фельдмаршалах и Генералах командировать будут, могут правда в даемых указах своих угрожения прибавить,дабы тем столь вящшею ревностию к действу приведены были, однакож имеют при том весьма воздержатся от всех поносных и чести касающихся слов, есть ли не похотят накрепко наказаны, и по состоянию дела весьма или на несколькое время от чину отставлены быть.

Артикул 33. Такожде никто из Офицеров да не дерзает обретающихся под своею командою салдат, без важных и пристойных причин, которыя службе Его Величества не касаются, жестоко бить или уязвить. Кто против того преступит, воинскому суду представлен и потом, по изобретению дела, наказан будет. А есть ли он то часто чинить будет, имеет своего чина лишен быть: ибо он тот чин всуе употребил.

Артикул 34. Никто да не дерзает судей, Комисаров и служителей провиантских, такожде и оных, которые на экзекуции присылаются, бранить и в делах принадлежащих их чину противится, или какое препятствие чинить, но оным [104] всякое почтение воздавать. Кто погрешит против того, имеет в том прощения просить, или заключением наказан, или по состоянию дела, чести или живота лишен быть.

Толкование. Понеже таковыя особы все обретаются под Его Величества особливою протекциею и защитою,и кто в делах принадлежащих их чину противное учинит, оный почитается, якобы он Его Величества протекцию презрил.

Артикул 35. Все указы, которыя или в лагерях или в крепостях,при трубах, барабанах или при пароле объявятся, имеет каждый необходимо исполнять. А кто тому явится противен и преслушен, оный достойна себя при сем помянутого наказания сочинил.

Толкование. Есть ли никакова наказания в указе против преступников не включено, но указ без объявления оного токмо выдан, то тогда поступает судья в наказании преступления по тому, как в 27 и 28 артикулах упомянуто.

Глава четвертая

О самовольном обнажении шпаги, о тревоге и карауле

Артикул 36. Кто из Офицеров, или рядовых, в присутствии Фельдмаршала, или командующего Генерала, или при бою, походе, или во время ионом месте, где воинский суд, или на оном месте, и во время, когда служба Божия отправляется, или во время расставленного караула, хотя в городах, лагерях или крепостях в сердцах свою шпагу обнажит в том намерении, чтоб уязвить; оный имеет, хотя он никакова вреда не учинит, живота лишен аркебузированием будет.

Артикул 37. По разставлении караулу и после бою тапты, или в ночи, никто да не дерзает непотребную тревогу, или какой крик учинить, разв екогда приказ, или нужда требовать будет. Кто против того погрешит, имеет живота лишен быть.

Толкование. При сем надлежит судье внимать и осмотреть, что оная тревога из злости ли нарочно, или незапно, или иных ради причин учинена, и в таком случае надобно упомянутое в вышереченном артикуле наказание убавить, и по рассуждению наказать. Сей артикул имеет свою полную силу, ежели неприятельский умысел в том есть. Буде же учинится не из неприятельского какова намерения, и опасности и страху в том никакова не будет, тогда может Офицер потерянием ружья своего, из которого он стрелял, и вычетом жалования его на несколько месяцев, а рядовой шпицрутенами наказан быть. Ибо сей заказ для того более чинится, понеже во время неприятеля,под тем выстрелом или криком, некая измена умышлена бывает, от чего иногда город, или все войско вред получить может.

Артикул 38. Когда знак на караул дастся, никто да не дерзнету медлить, кто к оному учрежден. Есть ли Офицер учинит, имеет один месяц зарядового служить, а рядовой посажением в железа наказан быть.

Артикул 39. Офицер, который на валу, или ином каком месте караул имеет, да не дерзает без позволения (хотя в лагере или гарнизоне)коменданта, или вышняго Офицера с караулу сходить, под опасением лишения живота. Оных же всех надлежит, которые на вал взойдут, распросить. А ежели караульной что подозрительного найдет, тогда имеет о том коменданту донесть. А иностранные и незнакомые, без позволения и указу комендантского ежели взойдут на вал, наказаны будут.

Толкование. Такожде невельми охотно позволяется, чтоб Офицер другого, который караулу на том месте не имеет, на караул с собой брал, дабы караульной чрез компанию к пиянству, игре и сему подобному побужден не был, и чрез оное что на карауле своем просмотрел.

Артикул 40. Каждый Офицер, который в крепости, лагере, на валуу ворот или в поле караул имеет, должен в том ответ дать. Ежели он то презрит,что исправить должен, или на карауле своем неосмотрителен и не осторожен и ленив будет, оный имеет живота лишен быть, аркебузирован (расстрелян).

Толкование. Ибо караулесть живот крепости и лагеря, и не токмо един Генерал, но и все войско во время сна своего надежду имеет на караульных. Караул есть наизнатнейшая служба,которую салдат в войне отправляет.

Артикул 41. А который в лагере, поле или в крепости на карауле своем уснет, или напьется пьян так, что своего караула [106]отправить не может, или прежде смены с караула пойдет и оставит свое место:хотя б Офицер или рядовой был, расстрелян быть имеет.

Толкование. Буде же караул иногда не с лености или от неосторожности, но за приключившеюся болезниюему, или телесною слабостию уснет, а не в опасном месте оный поставлен. Илислучится в такое время, что ни страху ниже неприятеля притом не будет; такожде есть ли караульной при приключенной той слабости, от другого караульного во отдалении стоит, и не может о своей слабости оному сказать, дабы о том Офицеру,стоящему на карауле известить, чтоб оный другого вместо больнова командировал. Такожде когда салдат вновь в службу принят, и воинского артикулу не слыхал, и не знает еще, какая сила есть в том, что не спать на карауле, то все сии причины имеют от судьи в приговоре уважены быть, и может наказание вместо смерти в гоняние шпицрутенами превратить.

А оный,который с караулу сойдет прежде смены, не оправдится тем, хотя скажет, что сверх надлежащего времени стоял. Ибо он должен до того времени стоять, пока он сменится. А ежели и он свыше того времени принужден был стоять, однако должноему тогда жалобу приносить, когда сменится.

Артикул 42. Понеже Офицер и без того, который в непрестанном пьянстве, или прочих всегдашних непотребностях найден будет, от службы отставлен, и его чин другому годному Офицеру дан имеет быть.

Артикул 43. Когда кто пьян напьется, и в пьянстве своем что злого учинит, тогда тот не токмо, чтоб в том извинением прощение получил, но повине вящшею жестокостию наказан быть имеет.

Толкование. А особливо,ежели такое дело приключится, которое покаянием одним отпущено быть не может,яко смертное убивство и сему подобное: ибо в таком случае пьянство никого не извиняет, понеже он в пьянстве уже непристойное дело учинил.

Артикул 44. Всяк долженствует часового и прочие караулы,патрулиры и рунды в обозах, городах и крепостях пристойным образом почитать, и оным, когда окликают, учтиво отвечать. Есть ли кто дважды окликан будет со угрожением, а ответу часовому не учинит, а часовой по нем выстрелит, тогда той имеет самому себе оный [107] вред или несчастие причесть, ежели какой ему таким образом приключится, а часовой от всякого наказания свободен. Однако же часовой во осмотрении иметь должен сие чинить в опасных местах.

Артикул 45. Есть ли кто дерзнет часового, патрулир или рундбранить, или оному противитися будет, когда оным повелено будет кого за арест взять. Есть ли сие Офицер учинит, лишится чина своего, и имеет за рядового служить, пока паки выслужится, а рядовой гонянием шпицрутен наказан будет.

Артикул 46. Буде же кто против караулу или часового, такожде против патрулира и рунду, шпагу обнажит, или на оных нападет, или учинит оным какой вред и препятствие, оного надлежит без всякой милости аркебузировать(расстрелять).

Артикул 47. Насупротив того, долженствуют караулы, рунды, и патрулиры в своих мерах себя содержать. И отнюдь бы сами не дерзали начало и причины ссорам и к возмущению подавать, мимо ходящих никакими непристойными поступками и невежеством к тому злу побуждать. А есть ли кто против того поступит, оного надлежит, по состоянию дела и чину тех особ, отставлением отчину, гонянием шпицрутен, и жесточае наказать.

Артикул 48. Кто ночью в крепостях, или в городах, на улице,какой крик или какие излишествы учинит: есть ли кто из Офицеров учинил оная, то имеет он, и которыя с ним были, каждый, вместо наказания, жалование свое двумесячное в шпиталь дать, а рядовой заключением в железа наказан будет.

Артикул 49. Всяк должен примечать прилежно пароли и лозунги,которые отдаются. А кто найдется, что он оные запомнил, и вместо того какой иной имеет, тогда по обстоятельству и состоянию дела на теле наказан, или чести и живота лишен будет. [108]

Глава пятая

О всякой салдатской работе

Артикул 50. Никто из салдат да не дерзает противитися исправлять оное надлежащим образом, что ему к Его Величества и войска службе и прибытку, или работанием в крепостях, в лагерях, на кораблях, или где нибудь приказано будет. А кто явно в том противитися будет, оный имеет быть, як опреслушник, аркебузирован.

Артикул 51. Должны Офицеры салдат к работе побуждать и прилежно смотреть, чтоб все исправно было зделано. Кто в том мешкателен обрящется, оный жестоко наказан будет.

Артикул 52. Кто работу, на которую он командирован, прогуляет, или с оной пойдет, не окончав ее, имеет быть по розыску наказан.

Толкование. Хотя он,сверх своей очереди, иногда с досады своего Офицера на работу командирован:однако ж не надлежит от оной укрываться и отбыть, но надобно оное исправить. Апо окончании той работы свободно есть ему о неправом командировании жалобу принесть, что и во всех других командированиях смотреть надобно.

Артикул 53. Ежели кто из Офицеров салдатам, под командою его сущим, что нибудь прикажет, которое к службе Его Величества не касается, и службе солдатской непристойно, тогда салдат не должен Офицера в том слушать, и имеет сие в военном суде объявить; за сие оный Офицер, по состоянию дела, от воинского суда накажется.

Толкование. Команда офицерская более не распространяется над салдатами, токмо сколько Его Величества и его государства польза требует. А что к Его Величества службе не касается, то и должность салдатская того не требует чинить.

Артикул 54. Такой ради причины, никто как вышний, так и нижний Офицер, да не дерзает своих салдат к своей партикулярной службе и пользе, хотя с платежем, или без платежа, на трудную и тяжкую работу принуждать. А кто против сего артикула учинит, [109] лишится чести, чина и имения своего. Однако же когда Офицер вскорости людей своих при себе иметь не возможет, и ради малой и легкой помощи и пособления кого из салдат попросит, а оная работа без великого труда и тягости учиниться может,тогда да не дерзают салдаты в том, хотя в поле или где инде, противитися, или невежествовать.

Артикул 55. А ежели салдат когда караулу, и иной какой Его Величества службы и работы не имеет, и похочет своему или другому Офицеру добровольно своим портным или сапожничьим ремеслом услужить, и на оного работать, то ему в том позволяется. Однако же надлежит Офицеру о том своего вышняго уведомить, а салдату за работу справно заплатить. А когда его очередь к караулу или работе Его Величества придет, оного бы отнюдь за своею особливою работою удерживать и препятствовать не дерзали.

Глава шестая

О воинских припасах, ружье, мундире, о потрате, и небрежении оного

Артикул 56. Надлежит салдату, хотя б он в гварнизоне, на квартирах, или в поле был, прилежно того смотреть, чтоб его мундир в целости был, и ружье его всегда вычищено и чисто было. Кто в том ленив явится, имеет от Офицера своего (который прилежно смотреть имеет, чтоб его подчиненные как можно чисто ходили) наказан быть. Такожде и оный Офицер крепкий выговор получит, который над подчиненными своими в том смотреть не будет, и оных в их ленивстве не поправит.

Артикул 57. Кто свое ружье весьма бросит, или в поле оставит, оный жестоко шпицрутенами наказан будет.

Артикул 58. Буде солдат свое ружье, заступ, пику, шпагу или что иное из припасов самовольно испортит, или изломает, тогда надлежит оного по случаю времяне и обстоятельству дела жестоко шпицрутенами гонять, и из жалованья оное его починить.

Артикул 59. Есть ли кто свой мундир,ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первые и вдругоредь жестоко шпицрутенами, и заплатою утраченного наказан, а в третие расстрелян быть. Такожде и тот, которой у салдата покупает, или принимает такия веши, не токмо тое, что принял или купил, безденежно паки возвратить, но и втрое,сколько оное стоит, штрафу заплатить должен, или по изобретению особы шпицрутенами наказан будет.

Толкование. Ибо оружия суть самые главнейшие члены и способы салдатские, чрез которые неприятель имеет побежден быть. И кто ружье свое не бережет, оный худой знак своего салдатства показует, и малую охоту иметь означится, чтоб свою должность надлежащим образом в бою отправлять; того ради пристойно есть оного такожде жестоко наказать,который салдату в том вспомогает, ибо он тем салдата к службе своего государя негодна чинит.

Глава седьмая

О смотре

Артикул 60. Никто как из вышних, так и из нижних Офицеров да не дерзает противитися, чтоб на смотре (в уреченное и за благообретеное время от Фельдмаршала, Генералов или Комисаров) самому не явитися, и салдат своих к смотру не поставить. Кто сие нарушит, имеет, яко бунтовщик, наказан быть.

Артикул 61. Больные при смотре имеют выставлены, или от комиссаров осмотрены быть, или от лекарей свидетельство иметь.

Артикул 62. При смотре долженствует всяк с своим ружьем явитися, а отнюдь у другова ничего не брать, и кто сие учинит, оный шпицрутенами, или иным наказанием будет наказан.

Артикул 63. Кто себя больным нарочно учинит, или суставы свои переломает, и к службе непотребными сочинит, или лошадь свою самовольно испортит в том мнении, чтоб отставлену быть от службы, оному надлежит ноздри распороть, и потом его на каторгу сослать.

Глава восьмая

О корму и жалованье

Артикул 64. Никто, как Офицер, так и рядовой да не дерзает без ведома и позволения своего командира, из обозу или своего посту отлучатися, дабы о жалованье своем или достальных деньгах просить. Ежели сие Офицер учинит,оный своего прошения, достальных денег и чину лишен, а рядовой шпицрутенами наказан будет.

Артикул 65. Кто из Офицеров при выдаче жалованья, корму и провианту, возьмет на излишнее число салдат и более, нежели он уреченное число имеет денег, оный не токмо, яко неверный слуга, чину своего без абшиту лишится, но и весьма по случаю времяни и обстоятельства, на галеру сослан, или яко вор живота лишен будет.

Артикул 66. Никто да не дерзает отнюдь от подчиненных своих жалованье, плату, провианту, платье и прочее, что оным дается, удержать и оных в том обижать. Такожде и мундирные деньги, и иныя полковыя иждивения соизлишеством более вычитать, как учреждено. В противном случае оный равным наказанием, как выше помянуто, наказан будет.

Толкование. Ибо когда салдату оное не дастся, что ему принадлежит, тогда может легко всякое зло из того произойти, или есть ли солдаты с какой скудости и голоду в болезнь впадут,из того в Его Величества службе остановка учинится.

Артикул 67. Есть ли кто своему подчиненному что в заем даст, а платежа от него пожелает, тогда надлежит долг таким образом вычесть, чтоб салдату на пропитание его что осталось, и в Его Величества службе никакова препятствия тем учинено не было. [112]

Артикул 68. Ежели случится, что жалованье и плата не всегда справно и в уреченное время дано будет, однако же не смотря того, имеют Офицеры и солдаты службу охотно отправлять, и до тех мест терпеть, пока они удовольствованы будут, буде же кто при собрании военных людей в походе,гарнизоне, лагерях, или где инде публично о деньгах кричать будет, оный имеет без всякой милости яко заводчик возмущения наказан быть.

Толкование. Ибо сие есть действительное возмущение, когда Офицеры или рядовые, для недоплаты его жалованья, своей должности чинить не будут, что почитается за властную измену.

Глава девятая

О отпуске из службы

Артикул 69. Никто из Офицеров, кто бы он ни был, да не имеет власти своих ундер-Офицеров или салдат, которые в ротах уже записаны, из службы освобождать или отставлять, под опасением лишения чести и живота, и тот,которой таким образом сам искать будет отставлен быть, наказан будет шпицрутенами.

Артикул 70. А есть ли кто за неизлечимою болезнию своею, или увечьем, или ради старости своей, более служить не возможет, тогда надлежит Офицеру о сем в принадлежащем месте известие подать дабы оной салдат осмотрен,и по изобретению того после от начальства потребным пасом снабден был.

Артикул 71. Такожде никому, как Офицеру, так и другим, не позволяется от службы отстать, и своего абшиду (отпуску) просить, когда войско из квартир выступит, или в походе против неприятеля обретается, или оный к какому делу или работе командирован будет. А кто против сего преступит, не токмо оный поход окончать принужден, но потом без абшиду из службы выгнан будет.

Артикул 72. Такожде никто из Офицеров да не дерзает под опасением лишения своего чина, салдат своих из обозу посылать, или оным позволять, чтоб они без позволения вышняго командира домой ехать могли.

Артикул 73. Все слуги, служащие при Офицерах, отнюдь прежде договоренного времени, а наипаче же в походах, из службы своего господина отходить да не дерзают, ни без воли их где инде службу принимать. Кто в том погрешит, не токмо прежнему своему господину будет отдан, но и сверх тог ожестоко наказан быть имеет.

Артикул 74. Ежели слуга не возможет более в службе господина своего быть, и причины иметь будет от него отойти, тогда должен о том объявить полковнику того полку, который должен подлинно розыскать, надобно ли оному слуге отпуск дать или нет.

Артикул 75. Такожде никто из Офицеров да не дерзает челядника товарыща своего в службу принять, когда он от прежняго своего господина письменного отпуску иметь не будет, и доказательства, что более оный господин в службе своей держать не похотел; а в противном случае имеет оный Офицер нетокмо того челядника паки к прежнему его господину отослать, но сверх того по воинскому суду наказан быть.

Толкование. Есть ли Офицер служителя или челядника своего какому ремеслу или художеству научит,тогда оный служитель отнюдь да не дерзает до тех мест от господина своего отстать, пока господину за издержанное на него иждивение заслужено от него будет.

Глава десятая

О маршах и походном строю

Артикул 76. Сколь скоро знак трубами, или барабанами к походу дан будет, тогда каждый должен немедленно при своем полку и роте, к которой он принадлежит, явиться, и есть ли кто из рядовых сие преступит, наказан будет [114] заключением в железа или иным наказанием. А Офицер,ежели знатной причины в том не объявит, тогда за рядового несколько времени служить принужден будет.

Артикул 77. Такожде отнюдь, как Офицеры, так и рядовые, да не дерзают без ведома и воли своего начальника за умедлением каким, или за леностию, назад и оставатися, или иных ради причин, когда войско выступит, и пойдет в поход. Но каждый долженствует тогда за знаменем или штандартом немедленно следовать, и в учрежденном своем месте быть. И кто преступит сие,тогда надлежит оного нарушителя, яко дезертира в железа посадить, и до удобного времяни его держать, а потом воинским судом наказать, или как в вышепомянуто мартикуле написано или по состоянию обстоятельства жесточае.

Толкование. Ибо в войне никогда в безопасности быть не можно, и салдаты всегда надобны, такожде должно им по вся мгновения ока в готовности быть. И сверх того обыкновенное подозрение бывает на оставшегося назади, или наперед ускорившего, что оный или грабежа или убежания ради от войска отлучается. И тако может случитися, что легко неприятель может их в полон взять, и известие получить о войске. Сие ради многих таких вредительных следств как возможно предостерегать надобно.

Артикул 78. Буде же случится вышепомянутая причина от одного или многих, тогда оный или оныя лишены будут живота.

Артикул 79. Ежели салдат когда от своего Офицера в строй послан будет, и оному попротивится, и Офицер принужден будет его уязвить, тогда вината Офицеру отпустится.

Артикул 80. Ежели кто притворится больным, дабы тем отбыть от походу, и назади остатся, и покойство возъиметь, а потом здрав явится, и притворная болезнь его найдется, оный другим в наказание жестоко наказан будет.

Артикул 81. Когда войско в марше обретается, Обер-Офицеры и которые войском командуют, во всем том, что во время маршу у жителей украдено и отнято будет, ответ дать и оное заплатить должны. Ибо Офицером надлежит солдат содержать всегда во осмотрении, и все непорядки отвращать.

Артикул 82. Когда обоз станет, тогда отнюдь никто да не дерзает за отводные караулы ходить без позволения полковника, или иного Офицера, под опасением лишения живота.

Артикул 83. Кто вне обоза в грабеже или воровстве поиман будет,имеет повешен быть.

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *