Баншац Б. Корабельная династия «МОСКВА» (продолжение — 6)

КОРАБЕЛЬНАЯ ДИНАСТИЯ «МОСКВА» (ПРОДОЛЖЕНИЕ — 6)

Заводом «Красное Сормово» в 1934—1936 гг. по проекту горьковского Речсу-допроекта была выпущена серии из семи крупных цельносварных буксиров ти-па «Чубарь» с паровыми машинами мощностью 1200 л. с. Назначение буксировка барж  грузоподъёмностью 8-12 тыс.т.

Они имели лучшие технико-экономические показатели по сравнению с судами  типа «Красный шахтер», обладали лучшей управляемостью и были оборудованы средствами механизации некоторых палубных судовых работ, в том числе мощными буксирными лебедками.  Новые буксиры были крупнее, имели ложкообразную корму и несколько приподнятый клиновидный нос с баком. Наружная обшивка сваривалась из листов толщиной от 4,5 до 8 мм с 7—8-мм ледовым поясом. Корпус буксира подразделялся на 10 водонепроницаемых отсеков — форпик, отсек жилых помещений, носовую топливную цистерну, машинное отделение, котельное отделение, кормовую топливную цистерну, коффердам, кормовой жилой отсек и ахтерпик. Каюты командного состава, столовая, красный уголок, радиорубка, сан-блок, кладовая и камбуз размещались в надстройках на обносах гребных колес и в носовой рубке.

Машина питалась паром от двух котлов (общая нагревательная поверхность 440 м ) и вращала два бортовых гребных колеса (диаметр 4,8 м, ширина плиц — 0,9 м) со скоростью до 24 об/мин. Особенностями буксиров  были плавность хода, высокий буксировочный КПД и верхнее крепление обносов, ограждавших гребные колеса. На судах устанавливались паровые шпиль, брашпиль и насос производительностью 500 т/ч для перекачки нефти из барж и береговых емкостей. Диаметр барабана буксирной лебедки достигал 1,0 м. Пародинамо мощностью 14 кВт вырабатывало постоянный ток напряжением 115 В.   Головной  буксир  «Чубарь»  вышел на испытания в Астрахань осенью 1935 г. От Сормова до Ульяновска ему пришлось преодолевать не толстый, но почти сплошной лед. Сварной корпус прекрасно выдержал это испытание, показав высокую общую и местную прочность.

Стоимость одного 600-сильного буксирного теплохода составляла 890 тыс. руб. (в ценах 1926/27 г.), а парохода типа «Чубарь» — 800 тыс. руб. Программа выпуска последних в 1936 г. тоже была сокращена с 18 до 7 единиц.
   Входил  в  состав  ГП «Волжское нефтеналивное речное пароходство Волготанкер».

В  мае  1940  г.  за  успешную  работу  в  области  укрепления  и  развития  речного  транспорта  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  были  награждены  члены  экипажа парохода  «Манычстрой»    механик ВОРОНКОВ      Лев Сергеевич  — орденом  Ленина  и  капитан  ШИТОВ  Леонид  (Леонтий – ББ) Павлович — орденом  Знак  Почета.(13)

В  конце  октября  1940 г.  «Манычстрой» (капитан  СУХАРИН  В.И.) участвовал  в  вызволении  застрявшего  во  льдах  парохода  «Карл  Либкнехт».(14)  

В условиях высокой минной опасности из-за простоев судов в ожидании открытия движения по разминированным участкам резко сократилась скорость доставки грузов. Даже в июле, когда условия судоходства улучшились, заданную техническую скорость из 86 пароходов «Волготанкера» выдержали только 11. И тем не менее большинство экипажей добивались высоких показателей. Так, учрежденный в 1943 г. переходящий вымпел ГКО лучшему транспортному судну речного флота в апреле был присужден нефтевозу «Манычстрой» (капитан Л. П. Шитиков). (15)

9 сентября 1943 года «Карл Либкнехт» следовал из Астрахани в Горький с 500 пассажирами на борту. Судно подорвалось на мине. На  помощь  теплоходу  пришел  находившийся  неподалеку  пароход  «Манычстрой». Сразу же  
после взрыва капитан Шитов отдал буксир своего каравана и поспешил к месту происшествия.  Его  экипаж  подобрал  в  воде  и  с  пришвартованной  к  пароходу  полузатонувшей  деревянной  баржи   около  100  человек. В результате взрыва погибло 400 военных и 20 членов команды

В  1968 г.  передан  в  Ярославское РУ пароходства «Волготанкер»  и  переоборудован  в дымонагнетательную станцию «Пародатель-2».  В  конце  1990-х  списан  и  утилизирован.

Основные  зарактеристики:

Длина габаритная 77,10 м

Длина расчётная 72,20 м

Ширина расчётная 10,40 м

Высота борта 3,30 м

Ширина габаритная 26,20 м

Осадка в грузу 1,60 м

Водоизмещение в грузу 854 т

Тяга на гаке 13,8 т

Скорость с возом 7 км/час

Экипаж 30 чел

Тип главного двигателя паровая машина

Мощность 1200 э.л.с

Число оборотов 24 об/мин

Число двигателей 1

Тип котлов паровой

Топливо мазут

Тип движителя гребные колеса

 с поворотными плицами

Расположение бортовое

Диаметр 4,8 м

Ширина плиц 0,95 м Число движителей 2

Пассажирский двухкорпусный двухвинтовой теплоход – катамаран «МОСКОВСКИЙ  ВОДНИК»

Пассажирский двухкорпусный двухвинтовой теплоход – катамаран «МОСКОВСКИЙ  ВОДНИК» проекта  Р-132 А   с высокорасположенным мостом и машинным отделением в кормовой части, с размещением пассажирских, служебных и вспомогательных помещений в надстройке на главной палубе. Предназначен для транспортных и экскурсионно-прогулочных перевозок пассажиров на внутригородских и пригородных линиях внутренних водных путей разряда «О».

Построен на Судоремонтно-судостроительном заводе   им. М.С. Урицкого в Астрахани 30.12.1986 г.
 Длина, м: 37,3

Ширина, м: 8,3

Высота габаритная, м: 10,1 

Надводный габарит порожнем, м: 8,7

Ширина одного корпуса, м: 2,5

Высота борта корпуса, м: 2,7

Клиренс (расстояние между корпусами), м: 2,5 

Водоизмещение полное, т: 138,8 (125,3 порожнем)

Осадка при полном водоизмещении средняя, м:  1,4

Пассажировместимость, чел:  135

При массовых коротких маршрутах, чел.: 265 (для сидения)

Пассажировместимость максимальная при рейсе до 1 часа, чел: 600  

Марка ГД: 6ЧНСП 15/18 (3Д6Н-235 И 3Д6НЛ-235)

Мощность ГД:  2х235

Скорость с грузом, км/ч: 22  Экипаж, мест:  6
Автономность, часов: 16
  Судно отличается от судов проекта Р-132 закрытой верхней палубой. Изначально  владелец   Московское речное пароходство.  Использовался  как  агитпароход.  На нём были врачебные кабинеты, в частности зубной кабинет с врачём в комплекте и видеозал. 

С  08.1992 г. в  частной  собственности,   переименован  в    «Дельфин»,  с  1994 – в  «Ирин»

Выведен из эксплуатации в 90-е г., находился в Москве  на территории водномоторного клуба «Десант-1» на Москва-реке в районе Братеево  до 2012 г.. 

В  мае  2017 г.  находился на  модернизации  в Тураево  Московской  области у причала «Флотстройсервис».

Пассажирский катер  «МОСКВА»

В  июне  1978 г  на  Ильичевском  СРЗ  им.  50 – летия  СССР построен  пассажирский катер  «МОСКВА»   проекта  1430  тип  «Александр  Грин»  (строительный  № 68),  предназначенный  для  Президента  Кыргистана.   

Порт  приписки  Чолпон – Ата  на  озере  Иссык – Куль. 

  Конструктивный тип: однопалубное, с избыточным надводным бортом, со смещенной  в нос рубкой, кормовым расположением машинного  отделения, с наклонным носом и транцевой кормой.

Район плавания: морской прибрежный при волнении моря до 4 баллов.

Дальность плавания: 840 миль

Экипаж: 3 чел.

Обслуживающий персонал: 1 чел.

Пассажировместимость: 200 чел.

Валовая вместимость: 81,9 рег.т

Дедвейт: 24 т

Длина: 33,50 м

Ширина: 5,30 м

Высота борта: 2,55 м

Осадка: 1,33/1,53 м

Марка ГД: дизели «12Ч 15/18» марки 3Д12А (СССР) Мощность ГД: 2 х 300 л.с. (2 х 221 кВт)
Скорость: 14,5/14,8 уз.

Буксир, зарегистрирован как «MOSKAU», но на нем написано имя «MOSCOW».   Как  «МОСКВА»  значится  зарегистрированным  в  2015 г

В  Европорту  Ротердама  (Нидерланды)  работает  под  флагом  Гайаны  построенный  в  Югославии на  заводе  Brodotehnika  в  Белграде  буксир, зарегистрирован как «MOSKAU», но на нем написано имя «MOSCOW».   Как  «МОСКВА»  значится  зарегистрированным  в  2015 г.  Номер ИМО  9339739,   MMSI 750000025. 

Судно эксплуатируется OLDENDORFF CARRIERS GMBH & CO .

Заложен:  2.08.2006 г.
Завершен:  31.08.2006 г.

Валовой тоннаж 140

Общая длина (м)         21  (22,6) Ширина (м)         8 (7.8)

Сухогрузный теплоход проекта VARD 921  ТОПАЗ МОСКВА  (TOPAZ MOSKVA)

Сухогрузный теплоход проекта VARD 921  ТОПАЗ МОСКВА  (TOPAZ MOSKVA)
Заложен:   15.12.2016

Построен: 15.01.2018
Место постройки:        STX Romania Offshore Tulcea  Румыния Тулча

Строительный №:       867

Приписка: Астрахань 

MMSI номер: 273419460
IMO:  9812262
Владелец: BUE Bulkers Ltd  Великобритания Оператор: Topaz Energy & Marine Ltd  ОАЭ

Валовая вместимость: 3183

Летний дедвейт: 2936 t

Длина м.: 123,00

Ширина м.: 16,50
Высота борта м.: 5,58
Осадка макс. м.: 3,0
Мощность ГД квт.2982,00

Два  грузовых  парохода,  носившие  название  «MOSKOV»

Компании   DFDS  (Det Forenede Dampskibs-Selskab,  буквально «Объединенная пароходная компания»),  порт  приписки  Копенгаген,   Дания  принадлежали  два  грузовых  парохода,  носившие  название  «MOSKOV».

ID30054605603775
Дата  закладки23.12.187913.06.1914
Дата  завершения26.02.188013.10.1914
Место  постройкиBurmeister & Wain
Копенгаген,  Дания
Helsingor Vaerft
Эльсинор,  Дания
Длина, м69.187.4
Ширина, м9.212.3
Водоизмещение, т10492441
Переименования1913  «GUDRUN»
1939  «KRISTINA»
1925  «MARGRETHE»
Изменения  владельца1913  Rederi A/B Svenske     SWE Stockholm 1916  Rederi A/B Uman         SWE Stockholm 1918  Baltiska Rederi A/B SWE Stockholm
1920  Rederi A/B Atlas SWE Stockholm
1926  K.A.Andersson          SWE Landskrona
1939  Rederi A/B Strim SWE Stockholm 1941  Hampus Cia de Nav SA PAN Panama
 

Утилизация
1 кв.  1946 г.  Литейный  завод «Hammod  Lane»26.02.1959 г.  BU Bremerhaven  [Eisen & Metall KG Lehr & Co]

Танкер  «MOSKOVSKY   PROSPECT»  («Московский  проспект»)

На  верфи  Hyundai Samho  в  Самхо,  Южная  Корея  заложен  10.05.2010 г.,  завершен  16.07.2010 г. танкер  «MOSKOVSKY   PROSPECT»  («Московский  проспект»), IMO 9511521.   

Водоизмещение , т —    62504
Дедвейт, т  -114100
Длина, м —  250
Ширина, м —  44
Порт  приписки:  Монровия,  Либерия
Владелец:  Sumerton Shipholding Inc,   Монровия,  Либерия

Сухогрузный  теплоход  типа  «ПЯТИДЕСЯТИЛЕНИЕ КОМСОМОЛА» проекта 1562 «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»

Сухогрузный  теплоход  типа  «ПЯТИДЕСЯТИЛЕНИЕ КОМСОМОЛА» проекта 1562 «МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»  универсальный сухогруз   с избыточным надводным бортом, с баком, удлинённым ютом и рубкой на нём,  с МО и жилой надстройкой, смещенными в корму, бульбообразным носом и крейсерской кормой.  Назначение: перевозка генеральных и массовых грузов.  Приписка:        Жданов / Мариуполь  СССР

Владелец и оператор:          ГП «Азовское морское пароходство ММФ СССР»   

IMO:  7232884

Построено:         11.09.1972   на ССЗ им Жданова ,г.Ленинград

Списано:   26.08.1998

Утилизировано: 26.08.1998    в Мумбае (Индия)

Строительный №  269

Основные характеристики

Водоизмещение  8230 т.

Длина        130 м

Ширина  17,8 м

Осадка  8,9 м

Двигатели дизель

Мощность 5900 л.с.

Движитель          1 винт

Скорость хода   15,5 узлов
Экипаж      36

Регистровый тоннаж  5923 т.    1 апреля 1980 года т/х «Московский комсомолец» , следуя с Кубы на Черное море, столкнулся в проливе Босфор с  m/v «ELSA SK». Столкновение произо-шло по следующим причинам: В указанное время в проливе Босфор действо-вали правила левостороннего движения судов.  Столкновение произошло в южной части пролива в районе изменения движения судов.

1. m/v «Elsa SK» , в нарушение регламента порта Стамбул и МППСС-72 после выхода из зоны дейст-вия местных правил ( левостороннего движения) не пе-решел на сторону пролива, находящуюся справа от него. Также изменил свой курс влево в непосред-ственной близости от т/х «Московский комсомолец», ус-тупающему ему дорогу.

2.т/х «Московский комсомолец»,  приближаясь с юга к светящему знаку Кыз-Кулеси, не уменьшил скорость до малого хода, а обнаружив встречное судно, которому обязан уступить дорогу, не принял действий для удержания судна на месте до безопасного расхождения со встречным судном. Поворот вправо на курс, следующий к южной границе района левостороннего движения и для расхождения с m/v «Elsa SK» осуществлял медленно.
В результате столкновения на т/х «Московский комсомолец» погиб один член экипажа.  Так  как на борту судна капитана   Белова  Е.М.  было невозможно арестовать, турецкие власти спровоцировали  съезд его  на берег, где он был и арестован, но затем отпущен. Судно было отремонтировано  в Стамбуле  и продолжало свою работу до списания.

ПРИМЕЧАНИЕ

(13)  Газета  «Политотделец»  6  мая  1940 г.

(14)  Торсуков А. И. «Путь на капитанский мостик.» Горький: ВВКИ, 1986г.

(15)  Коллектив авторов.  «Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне»  М.: Воениздат, 1981.  Стр.256   Фамилия  капитана  ШИТОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *