Баншац Б.Ш. Корабельная династия «Москва» (продолжение-27)

В 1916 г.  на верфи «Нижегородский теплоход» в с.  Бор был заложен по типу речного буксирного парохода зачисленный 9 сентября 1917 г.  в списки судов Балтийского флота сетевой заградитель «Исеть».  В  феврале  918 г.  строительство прекращено и корабль законсервирован на стапеле.  В  «Энциклопедии  кораблей  Российского  императорского  флота»  под  редакцией  А.Е.ТАРАСА,  указано,  что  корабль  был  разобран  на  стапеле  в  связи  с  отсутствием  механизмов.  При  активной  помощи  комсомола  достроен   в 1930-х гг.,  переименован  в  «Московский  комсомолец»  и  передан в качестве учебного судна Московской организации «Осоавиахим».

Осенью 1941 года   на  Хлебниковском   механическом  судоремонтном   заводе  при содействии военных моряков  судоремонтникам  удалось  в  кратчайшее время  одеть  его  в  броню,  нарастить  палубы, установить  пушку и другое вооружение, подготовить его к участию в боевых действиях. «Московский комсомолец» 8.04.1942 г. был    мобилизован  и  1 мая   зачислен в состав Волжской  военной  флотилии  в качестве штабного корабля.

30 апреля 1942 г. по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей.  «Московский  комсомолец»  вошел  в  его  состав  в  качестве  штабного  корабля. 25.05.1942 г. вышел из Горького в Вытегру,  где  базировались  корабли  ООК.  Корабли  ООК  огнем  артиллерии  поддерживали  высадку  десантов,  содействуя  флангам 7-й  отдельной  и  32-й  армий.  В  середине  ноября  ООК  прекратил  боевые  действия  и  был  отправлен  на  зимовку  в  Рыбинск,  где  проводился  судоремонт.  Приказом наркома ВМФ от 31 декабря 1942 г. Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую  военную флотилию. Зимой 1942 – 1943 гг. «Московский  комсомолец»  прошел капитальный ремонт в Горьком  и  4.01.1943 г. переклассифицирован  в  канонерскую  лодку.  В  качестве  флагманского  корабля  дивизиона  канонерских  лодок  осуществлял  оборону  побережья  Онежского  озера.  С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра – река Андома – губа Шала) и коммуникация, проходящая по Онежскому обводному каналу (Вытегра – поселок Кедра).

19-22  августа  в  составе  отряда  поддержки  с  закрытых  позиций  «Московский  комсомолец»  вел  артиллерийский  огонь  по  опорному  пункту  противника  в  устье  реки  Ошта.  Корректируемым  с  берега  огнем  было  уничтожено  большое  количество  пехоты,  один  ДОТ,  четыре  ДЗОТа,  казармы,  несколько  блиндажей  и  огневых  точек  противника. Противник  был  выбит  с  занимаемых  позиций.

В  последних числах октября 1943 г. корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 г.

КЛ  «Московский Комсомолец»  после отражения атаки фашистской авиации в районе Усть-Озерного, май 1944 г., Онежская флотилия.

С 23 июня 1944 г. корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществляли успешную высадку тактических десантов: 23 июня – на остров Большой Климецкий, 26 июня – у Шелтозера.  Утром 28 июня корабли флотилии вошли в Уйскую губу в 20 км юго-восточнее Петрозаводска.  Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка «Московский комсомолец», которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была, в основном, закончена. Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску.

28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере окончательно завершились (1).

По  завершению  десанта  в  Уйскую  губу  30.06.1944 г. канонерская  лодка  использовалась  для  эвакуации  раненых  из  Петрозаводска  в  Вытегру.  Эвакуированы  96  человек (2).

В июле 1944 г.  флотилию расформировали.  11 августа «Московский комсомолец» переведен в состав Каспийской флотилии и 24.02.1945 г.  переименован в «Московский комсомол» (3) 19.01.1946 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный корабль. 14.09.1950 г. разоружен и 11.10.1950 г. переоборудован в ПКЗ — 30. 15.05.1957 г. ПКЗ исключена из списков судов ВМФ и передана в ОФИ для реализации.

Водоизмещение полное, т 220

Длина наибольшая, м 40,0

Ширина наибольшая, м 6,65

Осадка максимальная, м 2,1

Два дизеля Лоример общей мощностью, л. с. 340

Винтов, шт 2

Топливо, т соляра 22

Скорость хода полная, узлов 10,5

Скорость хода экономическая, узлов 6,6

Дальность плавания полным ходом, миль 1050

Экипаж на 1943 г., чел 52

Вооружение на 1942 г.: 2 х 45-мм 21К, 1 – 12,7-мм пулемет ДШК; на 1943 г.: 2 х 85-мм зенитные армейские пушки 52К, 3 х 2 – 12,7-мм пулемета Кольт, 1 – 82-мм миномет.
На  1943 г.: 3 х 85  мм  армейских  зенитных  орудия  52-К,  3 х 12,7 мм  пулемета,  1 х 82 мм  миномет.

____________________________________________________________________________________

В  состав  Пинской  военной  флотилии  входил  мобилизованный  буксир Наркомата  водного  транспорта  «Москва».  В  начале  августа  1941 г. он  был  обстрелян  с  берега  в  районе  с. Гребени.  17  августа  во  время  Каневского  прорыва  шел  во  главе  1-й  колонны  (по  другим  источникам – замыкающим).  В 23.45  колонна  прорвалась  с  боем  через  участок  Канев – Ситники.  Вражеские  огневые  точки,  обнаружившие  себя  стрельбой  по  буксиру  «Москва»,  быстро  подавлялись  огнем  корабельной  артиллерии.  19  августа   колонна  без  потерь  с  боями  прибыла  в  Киев.  В  этот  день  южнеее  Киева  попаданием  снаряда  была  разрушена  надстройка   (попадание в камбуз) буксира. Убит 1  человек,  ранено – 3.

Приказ на подрыв кораблей ПВФ, которые на тот момент сосредоточились у Киева, был дан Военным Советом 37-й  армии 18 сентября, за несколько часов до оставления города советскими войсками.  До конца выполнив задачу, моряки взорвали свои корабли и сражались в составе окруженной группировки. (4, 5)
———————————————————————————————————————————————

Массовая мобилизация азовских рыболовных судов началась 20 июля 1941 года. В этот день Государственный Комитет Обороны принял решение о создании в составе Черноморского флота Азовской военной флотилии. Первым ее командующим стал капитан 1 ранга А.П. Александров, военкомом — бригадный комиссар А.Д. Рощин. Основу флотилии составили бывшие гражданские  суда Азово-Черноморского бассейна. Их вооружали и переоборудовали на Керченском судоремонтном заводе.

В корабельном составе флотилии больше всего было бывших рыбацких судов. Объясняется это тем, что в мелководном Азовском море, с его ограниченной акваторией, главным врагом были немецкие мины и авиация, и поэтому прежде всего требовались небольшие корабли с малой осадкой. И этим требованиям прежде всего отвечали рыболовецкие парусно-моторные сейнеры и мотоботы 1930-х годов постройки. Они активно использовались в качестве катерных тральщиков  и десантных судов.

Большинство сейнеров имело деревянные корпуса; их водоизмещение достигало 80 тонн. Они оснащались дизелем или бензиновым мотором мощностью 50 л.с., позволявшим им развивать скорость до 8,5 узла. Мотоботы имели водоизмещение около 37 тонн. В качестве двигателей на них применялись нефтяные или бензиновые моторы мощностью 30 л.с.; скорость хода не превышала 7 узлов. Экипаж судов обоих типов — рыболовецкая артель из 6 человек.

Азовский  сейнер  водоизмещением  80  тонн.

При переоборудовании с сейнеров и мотоботов демонтировались мачты с парусным вооружением; в качестве оборонительного вооружения на корабли устанавливались 45-мм универсальные пушки типа 21-К, но чаще — станковые пулеметы «Максим» в зенитном варианте. При мобилизации судов их рыболовецкие артели автоматически зачислялись в ВМФ. Рыбаки получали звания, соответствующие их должностям на новых боевых кораблях. Лишь иногда экипажи пополнялись кадровыми военными моряками, в основном расчетами 45-мм орудий.

В августе 1941-го мобилизованные сейнеры обеспечивали коммуникацию Азов — Керчь, снабжая войска в Крыму боеприпасами, продовольствием и медикаментами. Летом они активно участвовали в эвакуации городов Мариуполя и Таганрога, а осенью 1941 года в эвакуации войск 51-й армии из Керчи.

Сейнера и боты были   укомплектованы, в основном, личным составом, который частью вообще ранее в море не плавал, а частью работал до этого на немцев. Боевой дух у некоторых из этих команд отсутствовал. С ними проводилась воспитательная работа. Конечно, за имевшееся короткое время радикальных результатов ждать было трудно. В ходе операции эти люди проявили себя очень по-разному. Но в целом именно команды мобилизованных суденышек вытянули на себе переправу в тяжелых зимних условиях.

Вершиной боевой славы для мобилизованных рыбацких судов стала Керченско-Феодо-сийская десантная операция. Выполняя решение Ставки ГКО о помощи Севастополю, Черноморский флот и Азовская флотилия, во главе с новым командующим контр адмиралом С.Г. Горшковым, стали готовить десант на Керченский полуостров. И если с Феодосийским десантом все было достаточно неплохо, ибо его проводили крупные боевые корабли ЧФ, то вот с десантом на Керчь все обстояло сложнее. Несмотря на то, что от передовых маневренных баз флотилии до мест высадки надо было пройти всего 15–20 миль, но маршруты выдвижения десанта пролегали по мелководному Керченскому проливу и простреливались дальнобойной артиллерией немцев.

Погрузка десанта на азовский рыболовный сейнер, 1941 г.

Штормовое зимнее Азовское море требовало мореходных, но при этом мелкосидящих кораблей. Нужно было обеспечить численность десанта, но собственно флотских плавсредств катастрофически не хватало. И тогда командование Азовской флотилии и Керченской военно-морской базы решило провести тотальную мобилизацию всех подходящих рыболовецких судов в рыбколхозах на неоккупированной части побережья Азовского моря. В результате удалось собрать группировку из 55 военных и гражданских сейнеров и полутора сотен промысловых лодок-байд. Именно эта массовость и позволила обеспечить переброску большого количества войск через Керченский пролив. Непосредственно в первую ночь десанта 26 декабря 1941 года инициатива и мужество экипажей бывших рыболовных судов позволили высадить первую волну десанта на косе Камыш-Бурун и у поселков Эльтиген и Коммуна Инициатива.

О  подготовке  и  проведении  время  Керченско – Феодосийской  десантной  операции  в  декабре  1941 г.  свидетельствует  отчёт Керченской военно-морской базы. В Плане высадки десанта значится  сейнер  «Москва».

Большие сейнеры  смогли подойти к берегу в  районе  Камыш-Бурунской  косы лишь на полтораста метров, уткнулись в отмель и вынуждены были выгрузить десантников (около 250 человек) на глубине в 1,2–1,5 м. Как выяснилось, здесь оказался лишь песчаный бар, за которым глубина вновь превышала два метра. В результате многие десантники утонули. Лишь после этого место высадки перенесли на причал агломерационной фабрики – туда был отправлен сейнер «Кубань», а, возможно, и другие суда. (6)

Но  в  Схеме фактической высадки десанта сейнер  «Москва»  почему – то не  значится.

Нет  его  также  в  Перечне  № 18 кораблей  и  судов  Черноморского  флота  и  Азовской  флотилии,  входивших  в  состав  Действующей  Армии.

По  итогам  операции  были  составлены  «армейский»  и  «морской»   порой  абсолютно  не  соответствующие  друг   другу  отчеты.  В  «морском»  отчете  «Москва»  не  значится .  Вероятно,  из – за ограничения  места  в  таблице  не  указано  полное  название  сейнера  «Москва – Донбасс».  Если приглядеться  к  «армейскому»  и  «морскому»   отчетам,  то ряд названий сейнеров в разных группах повторяется, а в 3-й группе сейнера даны вообще без названий. В названии некоторых кораблей опущены ошибки. Раскладка по отрядам в плановой таблице на операцию совсем иная.  Путаются даты, места высадки, фамилии, названия кораблей.  Даже точки высадки десантов у армейцев даны совсем другие. В чем-то более точен «армейский» отчет, в чем-то «морской», хотя объективно, армейцы подошли к своей задаче добросовестнее.

Из 32 сейнеров, 4-х отрядов уцелело 11, при этом 12 сейнеров просто пропали без вести на переходе.  А по «морскому» отчету указывается, что «…потоплено 5 крупных судов, 3 сейнера, повреждено авиацией 4 корабля и 19 сейнеров».  Если внимательно разобраться с цифрами, то окажется, что данные приводятся только по тем сейнерам, которые состояли на тот момент в АзВФ. Мобилизованные сейнера (и их экипажи) в документе не учитываются.

В отчете они удостоились лишь сноски, «…а так же некоторое количество сейнеров и шлюпок рыболовецкого флота».В  то  же  время  в  составе  участвовавших  в  1-м  броске  значится  «4. стрелковая рота 831 полка, отделение саперов (225 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка коммуна «Инициатива». Средства: два торпедных катера, сейнера («Вест», «Москва», «Бот N 7», «Бот N26»)»(7)

Сейнер  «Москва – Донбасс»,  был  мобилизован  19  июля  1941 г.  В ночь на 3 ноября  участвовал  в  высадке  основного  Керченско – Эльтигентского  десанта  в составе   1-го  отряда   транспортных средств.

11  ноября  в  15.55  во  время  шторма  из – за  ветхости  корпуса  сейнер  был разбит  волной  и  затонул  на  рейде  Кордона  Ильича  Темрюкского  района. (8)

Входил  в  состав  Действующей  Армии  с  19  июля  1941 г.  до  11  ноября  1943 г. (9)

Рыболовный сейнер, использовавшийся в годы Великой  Отечественной  войны

23  ноября  1944 г.  было  принято  распоряжение  ГКО  № 6985  «О  возврате  НК ВМФ  мобилизованных  судов,  зданий  и  передаче  трофейных  судов».   3  июня  1945 г.  командование  ВМФ  издало  приказ  о  возврате  всех  мобилизованных  судов  транспортного  и  промыслового  флота  их  постоянным  владельцам.  Но  отдельные  суда  носили  военную  форму  до  1946  и  даже  1947  года,  а  некоторые  так  и  остались  в  военном  строю  до  конца.
Ратные  и  трудовые  подвиги  моряков  советского  транспортного  флота  по  достоинству  оценены  в  передовой  статье  газеты  «Правда»  9  июня  1942 г.  «…Отечественная  война  советского  народа  потребовало  от  морского  транспорта,  от  советских  моряков  напряженной  и  по – военному  оперативной  работы.  С  первых  же  дней  войны  для  них  сложились  труднейшие  условия  работы.  Враг  совершает  разбойничьи  нападения  на  советские  суда.  Транспортные  суда  вместе с  военными  кораблями  под  огнем противника  бесстрашно  доставляют  боевое  снаряжение,  горючее  и  продовольствие  доблестным  советским  войнам.  В  огне  войны  моряки  прошли  боевую  проверку,  они  показали  себя  мужественными,  достойными  сынами  Родины.»

Во  Владивостоке  на  улице  Ленинской  (ныне  Светланская)  на  берегу  бухты  Золотой  Рог  в  ноябре  1967 г.  был  открыт  памятник     морякам  торгового  флота,  погибшим   в  годы    Великой  Отечественной  войны.  Авторы  памятника  В. ЗВЕРЕВ  и  О.ИКОННИКОВ,  архитекторы  Ю ВДОВИН  и  Б.ТХОР.  На  броневых  плитах  написаны  слова  поэта  И.ШАФЕРАНА:

«Жизнь  человеку  только  раз  дана,
Но  если  б  снова  прозвучало:  «К  бою!»
Они  поднялись  бы  с  морского  дна,
Чтобы  Отчизну  защитить  собою.
О  вечной  славе  говори,  гранит.
Огонь  в  сердцах  потомков  будь  священным.
Когда  опасность  Родине  грозит, —
Торговый  флот  становится  военным.»
И  эти  слова  можно  отнести  ко  всем  морякам  мобилизованных  в  годы  войны  судов…

В 2010 г. мемориальный комплекс подвергли реконструкции. Площадку выложили серым гранитом, а постамент облицевали мрамором. Добавили мемориальные плиты с силуэтами кораблей Дальневосточного торгового флота и именами погибших членов экипажа. В 2012-м через бухту Золотой Рог протянули вантовый мост. С тех пор мостовой пролет висит над самым мемориалом. Сегодня памятник морякам   стоит на пересечении улицы Светланской, Корабельной набережной и Золотого моста.

=================================================================================

ЛИТЕРАТУРА
(1)   ШИРОКОРАД А.Б. «Северные войны России», М., АСТ,  2001 г.

(2) «Суда  и  корабли  как  средства  эвакуации  раненых  и  больных  в  годы  Великой  Отечественной  войны»  ВММ МО  СССР, Ленинград¸ 1989 ¸ стр.19

 (3) http://www.navy.su/1850-1917/kanboat/mos_komsom/index.htm)

(4) «Хроника боевых действий Пинской военной флотилии в Великой Отечественной войне Советского Союза в 1941 г.»22 июня — 28 сентября 1941 г. / НКВМФ СССР. Исторический отдел. — Москва ; Ленинград : Упр. Воен.-мор. изд-ва НКВМФ СССР, 1945.  Стр. 25 – 26.
(5) ХРИСТОФОРОВ В.С., ЧЕРЕПКОВ А.П. « Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ», Москва,  Вече, 2014, стр.40.

(6) https://forum.kerch.com.ru/topic/19476/
(7) НЕМЕНКО А.В.  «История  одного  десанта.» http://samlib.ru/n/nemenko_a_w/istdes.shtml
(8) КУЗНЕЦОВ А.Я.  «Большой десант. Керченско – Эльтигенская  операция»,  2011, приложение 10. (9) Перечень  ГШ  ВС  СССР  № 18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *