В 1930 г. коллективом инженеров во главе с С. П. Будариным дляиспользования в качестве речного трамвая был спроектированнебольшой и короткий мелкосидящий катер. Такое решение былообосновано необходимостью швартоваться не только к стационарнымпристаням и дебаркадерам, но и к причалам у самого берега. В противномслучае им было бы затруднительно разворачиваться и маневрировать близберегов и расходиться с другими судами. Два варианта катера при почтиодинаковых размерах различались мощностью силовой установки: на первыхстояло по одному, а на других — по два 50-сильных дизеля. Сначала катера оснащали импортными моторами, а потом на них устанавливали дизели тойже мощности, выпускавшиеся Воронежским заводом. Для ускорения иудешевления постройки, теплоходы предполагалось делать деревянными иликомпозитными. Впоследствии их стали изготавливать и с металлическими,клепаными или сварными корпусами. Конструктивно это были суда с острымиобводами носовой части и полутуннельной кормой, защищавшей винты и рульот ударов о подводные препятствия. В средней части корпуса, чуть ближе ккорме, размещалось машинное отделение. В нем стоял дизель, топливный бакемкостью 250 л и осветительный агрегат марки Л-3. Для пассажировпредназначалось закрытое помещение в носовой надстройке, а такжеплощадки на ее крыше и на главной палубе — за ходовой рубкой. Тамустанавливалось 119 сидений, подобных тем, что применялись на«сухопутных» трамваях. Остальнымпассажирам в часы «пик» приходилосьстоять в проходах между креслами ивдоль бортов, у рубки. Особыхнеудобств это не доставляло, так какрейсы были не очень долгими.Проект и тип катеров назвали «Опыт».

судоверфь» был построен катер,получивший название «Трамвай №10». Он вошел в состав ГП «Нижневолжское речное пароходство НКРФ СССР» с портом приписки Астрахань. В апреле 1939 г.

С началом Великой Отечественной войны большинство катеров былимобилизованы для нужд обороны.Противник всемерно стремился парализовать волжскую коммуникацию,заминировав фарватер от Саратова до Астрахани. С 25 по 31 июля 1942 г.са-молеты противника сбросили в реку 231 мину, в т. ч. магнитные иаккусти-ческие. Это осложнило проводку судов и делало плавание потраления реки и военных перевозок. На этих суденышках перебрасывались вгорящий Сталинград боеприпасы, подкрепление, обратно вывозилисьраненые. 2.06.1944 г. разоружен, переформирован в плавсредство ипереименован в «Москву». В состав Действующей Армии входил с 30.8.42по 2.2.43 г.Дальнейшая судьба не установлена.
Пассажирский двухвинтовой катер мощностью 100 л.с. с деревяннымкорпусом пассажировместимостью 250 человек.Длина, м: 28.54 (30.21)Ширина, м: 4.8 (5.42)Высота борта, м: 1.6 (1.68)Осадка, м: 0.8Корпус — деревянныйСиловая установка – 2 х 50-сильных дизелейСкорость 8.1 узла.Экипаж 9 чел.

В журнала «Пионер» за 1954 г. опубликована статья капитана катера«Ленинград» В. Кривова о туристической поездке учащихся средней школы №2 г. Урюпинска в июне 1953 г.(8): «Пятница, 19 июня 1953 года. Первый день пути. Всё утро шёл противный мелкий дождь. Мы построились водворе, вынесли знамя. Витя Андреев, наш горнист, от волнения вместо «Впоход!» сыграл «Бери ложку, бери бак, а не хочешь — иди так!», и мы, строемпошли к Хопру. Вот и наш славный катер «Ленинград». Прощальный гудок,мы медленно отчаливаем от берега. До скорой встречи, Урюпинск! Дождьне прекращался. Было обидно, но приходилось сидеть в каюте.
Из за поворота показался катер «Москва». Он возвращался из очередногорейса в соседнюю станицу. Над Хопром разнеслись приветственные гудки,и катер скрылся за густой сеткой дождя. Оба катера, «Москва» и«Ленинград», были похожи друг на друга, как две капли воды. И у «Москвы» иу «Ленинграда» на борту было по большой заплате…

В каюту к ребятам спустился капитан. Разговорились. И вот что узналиребята о судьбе этих двух катеров.– Словно близнецы-братья, катеры «Москва» и «Ленинград» родились водин и тот же день.Это было в грозное время войны. Прямо с судоверфи катерам пришлосьвступить в бой с врагами у берегов Сталинграда. Борта судов были обитыбронёй, на палубе – вот там, на носу, – стояли пушки и пулемёты, втрюмах – боевое снаряжение.Однажды пришёл приказ сцепить катеры и сделать из них самоходныйпаром. Ранним утром, пользуясь туманом, первый десант автоматчиковпереправился через Волгу на этом пароме.Немало славных дел совершили катеры. Но однажды в бою «Ленинград»был ранен. Вода залила машину, и катер держался на поверхности толькопотому, что его поддерживал друг. Второй снаряд потопил оба катера.Кончилась война, и оба катера были подняты со дна реки. В рубке«Ленинграда» нашли тело капитана. Он погиб, не выпустив штурвала изрук.Суда починили, заделали пробоины и отправили на освоение малых рек. И наэтот раз их не разлучили. Оба катера попали к нам в Урюпинск, на рекуХопёр.»Интересный материал, но содержит не совсем точную информацию…Пассажирский катер «Москва» построен на Воткинском заводе (завод№ 235). Предназначен для перевозки пассажиров в салоне и на открытойпалубе. После войны был переоборудован в Сталинградских судоремонтныхмастерских, с модернизацией корпуса и надстройки. А вот указание на то, чтопосле перестройки изменился внешний вид – не подтверждается снимками.Изображенные на них катера полностью идентичны. Хотя, возможно,
перестраивался лишь интерьер салонов. У «Москвы» в носовомпассажирском салоне 7 окон, у «Ленинграда – 8 «Москва» пришел вУрюпинск из Калача-на-Дону своим ходом, а «Ленинград» доставили пожелезной дороге. Катера вошли в состав Эксплуатационной конторы«Хопер» при Сталинградском областном Управлении малых рек (портприписки Урюпинск) и работали на линии Урюпинск – Новохоперск –Урюпинск и и Урюпинск – Бурацкий – Урюпинск, поднимаясь на несколькодесятков километров по Хопру выше и ниже Урюпинска.В 1940 г. по предложению директора з-да № 235 начали проектировать катерна заводе на основе чертежей, имевшихся в архиве. Вероятно, заложен в 1945г. как «Победа», поскольку в планах завода не состоял, строился поостаточному принципу. 12.1946 г. принят на баланс завода. По документацииВоткинского завода, там был построен неизвестный катер в 1943 г. и катер«Победа» в 1946 г. На оба судна имеются записи в отчетах опроизводительности завода за соответствующий год. А вот третье судно вдокументации отсутствует. Но зато имеется акт комиссии 1947 г. о нецелевомрасходовании средств. Там признается, что постройка катера «Победа» в1946 г. это нецелевое расходование, как и корпус неназванного катера,который, как явствует из акта, на момент его составления был недостроен. В1947 г. «Победа» еще показана в статотчете завода, а в 1948 г. ее уже нет.Вероятно, что стала либо «Москвой» в НВРП, Сталинградский участок.Относительно однотипного все сложнее. В том же акте о нецелевомрасходовании фигурирует еще один катер 1946 г. постройки. По бухгалтерскойотчетности в этом году построили лишь «Победу». В незавершенномпроизводстве катеров тоже нет. Возможно второй катер на моментсоставления акта находился в виде корпуса, который и передали в НВРП. Идостраивали его уже в Сталинграде, там же возможно чуть перестроили и«Победу». Для сравнения, «Победа» обошлась заводу 191 тыс., а второй — чутьбольше 20 тыс. В связи с этим можно предположить, что вскоре после этогокатер 1943 г., название которого неизвестно, и «Победа» ушли своим ходом вУрюпинск.


Первый стал «Победным», а второй –«Москвой». Недостроенный катер(будущий «Ленинград»), разумеется, уйтисвоим ходом не мог, так что егооднозначно должны были либобуксировать, либо, что намного проще,доставить по железной дороге к месту егодостройки в Ста-линградские судоремонтные мастерские, что поводом указать опрохождении послевоенного капитального ремонта (якобы послесудоподъема и ликвидаций военных повреждений) в конце 1940-х. Но какпогибшие и поврежденные суда в 1942-1948 гг. в списке речного транспортаВ.И. Полунин, работавший с 1955 г. рулевым на теплоход «Ленинград»,вспоминал: «На воду катера спускались, как только сходил лед. В это времяпо большой воде вверх по реке можно было доходить даже до Балашова, ноэти рейсы были нерегулярны и после разлива прекращались. Вообщесудоходство по Хопру считалось делом довольно сложным из-за его малойглубины. Несмотря на то, что осадка теплохода была чуть больше 50 см,на перекатах и отмелях нужной нам глубины не было. Поэтому в концеиюня, когда река полностью входила в берега, начинали работатьземснаряды. <…> Постоянный контроль глубины и соответствующуюразметку фарватера вешками вели бакенщики. И все же на мель садилисьдовольно часто. Снимали катер либо вручную с помощью шестов, либозавозили на шлюпке якорь вперед по курсу и потом лебедкой стягивалисудно с мели. Рейс в один конец занимал от трех до четырех часов.»В 1957 г. В.И. Полунин стал капитаном «Ленинграда» и его перевели на линию Волгоград — Волжский в состав Нижневолжского РП.

Литеры «МР» ниже названия обозначают ведомство — «Малые реки». В 1957-58 гг. в связи с реорганизацией пароходств в Нижневожском пароходстеоказалось по два одноименных катера «Москва» и «Ленинград» (ранее
входившие в ЭК «Хопер», а также «речные трамвайчики» бывшие«Десятый» и «Одиннадцатый), поэтому хоперские катера былипереименованы в «Смелый» и «Бойкий» соответственно.
Изначально на судах стояли по 2 бензиновых двигателя, вращавших по 2гребных винта. Управление двигателями «враздрай» позволяло болееуверенно маневрировать на перекатах и на извилистых участках рек. В 1957-1958 г. «Москва» прошла модернизацию по замене их на один дизельныйи, соответственно, в переделке кормовой части, поскольку винты у катеров были утоплены. Т.к. диаметр единственного винта больше чем у двух,переделка кормовой части могла стать довольно трудоемкой.
В базе данных «Водный транспорт» дата постройки катеров 1942 г., а датасписания – декабрь 1961 г. Оба судна только что прошли довольнотрудоемкий ремонт, спустя буквально пару лет после которого их списывают.Вероятно, суть проблемы здесь следующая. В этот период Управления малыхрек ликвидируются по всей стране. Так что возможно, эксплуатационнуюконтору «Хопер» ликвидировали в 1961 г. с передачей материальной частиработавшим в этом районе пароходствам, например, Доно-Кубанскому, илигорсовету Урюпинска. Судоходство на Хопере продолжалось до 1969 г.Характеристики (данные из списков флота за 1959 год):длина, м: 19,0 (19.6)ширина, м: 3,32 );высота борта, м: 1,22, осадка порожним 0,25 м, в грузу 0,6 м.марка двигателя: один К-551 (80 л.с.)движитель, тип: один винтколичество рулей: 2пассажировместимость, чел: 100запас топлива, тонн: 1,0расход топлива в час, кг: 13скорость в спокойной воде, км/ч: 16вес, т.: 20

Пассажирский пароход «И. Соколовский» (12) заказан в 1903 г. П.Ф.Плещеевым. Тип «Сухотин». Построен в 1904 г. на правительственную ссудукак «переселенческий пароход» на Воткинском казенном заводе (филиалв Тюмени). Владелец «Торговый Дом И.Н. Корнилова Наследники». Портприписки Семипалатинск.

торговли» (Тюмень).

Во время гражданской войны мобилизован, сильно поврежден.В 04.1920, находясь в отстое, вошел в составе ГП «Западно-Сибирскоегосударственное речное пароходство. Порт приписки Омск. Переименованов «Москва» в 1920 – 1924 гг.С 1932 г. владелец ГП «Нижне-Иртышское речное пароходство.

На 1938 г.: регистрационная мощность, л.с. — 450; чистаягрузоподъемность, т. — 230, осадка, м. порожнем — 0,88; в полном грузу — 1,42;пассажировместимость , чел. — полная — 400, в том числе мягких мест — 61, роддвижителя — колесный, род топлива – дрова. год и место постройки: 1903 г.,Тюмень; линия работы : Омск-Самарово.На 1956 г. регистрационная мощность, л.с. — 440; грузоподъемность, т. — 182;пассажировместимость, чел. – 225, в т.ч. 1 класс -18; 2 класс — 42; 3 класс –64; линия работы Омск-Тара.Последняя навигация 1960 г. Списан в 1962 г. Утилизирован.
ПРИМЕЧАНИЕ(8) Н.М. Митюков «Воткинские катера на Хопре», History and Historians in theContext of the Time, 2019, 17(1), стр. 9 – 19(9) Фотографии катеров из журнала «Пионер»(10) Из фондов Воткинского городского архива.(11) Фотографии из коллекции Урюпинского клуба моряков(12) Назван в честь СОКОЛОВСКОГО Игнатия Ивановича, исполнявшего с 1819 по 1822 год обязанности Томского губернатора. Характеризовался как«благодетель и друг страждущего человечества», «заступник за сибирскихсирот и бедняков»