Баншац Б. Набег на Констанцу 26.6.1941. «Новая правда» о старом или нарочно не придумаешь …

Орудие батареи «ТИРПИЦ» с нанесенным на ствол силуэтом «потопленного ими» ЛД «Москва»

В последние годы в связи с рассекречиванием многих документов периода Великой Отечественной войны, изданием в России вышедших на западе книг по истории второй   мировой войны и появлением Интернета возросло количество доступной информации, причём наряду  с  достоверной  появилось  достаточное количество  информации  неточной,  а  то  и  совсем  «потолочной».  Коснулось это и истории набеговой операции Черноморского флота 25 – 26 июня 1941 г.  на Констанцу и гибели лидера эсминцев «Москва».  

С каждым годом версий о гибели «Москвы» и судьбе его экипажа меньше не становиться. В тоже время появляются публикации, в которых авторы пытаются все поставить с ног на голову, приводят информацию очень далекую от фактов, подтверждённых документами.  

Довольно часто в обсуждении этого вопроса свои мысли высказывают люди, абсолютно далёкие от истории флота.  

Вот лишь некоторые их ляпсусов, найденных в Интернете, книгах   и средствах массовой информации    после выхода книги «Лидер эсминцев «Москва.  История корабля» в 2006  году.

   На сайте cccp – tv.  net   помещена информация о   военачальниках   Великой Отечественной войны.  О вице – адмирале И.Д. ЕЛИСЕЕВЕ   сообщается следующее: «В годы Великой Отечественной войны начальник штаба Черноморского флота.  Вместе с командующим Черноморского флота вице-адмирал и Ф.Октябрский разработали план походы Черноморской эскадры для обстрела румынского порта Костанцы, где ударная группа 25 июня 1941 года под командованием контр-адмирала Т.А.Новикова разгромили румынскую бригаду кораблей и по намеченным объектам нанесла артиллерийский удар. На берегу было уничтожены нефтехранилище и стоянка подводных лодок.» (орфография сохранена   – ББ)

   Эта информация вполне соответствует изложенной в четвёртом томе 12-и томной «Истории второй мировой войны 1939 – 1945гг.» (Москва, Воениздат, 1973 – 1976.  Т.4, гл.2): «Удары по береговым объектам противника осуществляли надводные корабли и морская авиация.   Так 26 июня отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера, двух лидеров и двух эсминцев, совершив успешный рейд, нанёс артиллерийский удар по главной базе румынского флота Констанце.  Вызванный обстрелом советских   кораблей пожар на нефтехранилищах уничтожил значительные запасы нефти».  На карте 4  «Военные  действия  на  советско–германском  фронте  22  июня —  середина  июля  1941  года»  показан  рейд  на  Констанцу  26  июня,  но  корабли,  оказывается,   шли  вдоль  берега  с  юга  на  север… 

     В  изданной  впервые  в  России  в  2000г.   издательствами  Москва   АСТ  и  Санкт – Петербург – Полигон   книге   «Мировая  война  1939 – 1945), написанной  группой  генералов  и  адмиралов  вермахта, говорится:  «26  июля  1941  года  во  время  налета  русских  на  Констанцу  советский  Черноморский  флот  потерял  лидер  «Москва».  Корабль  нарвался  на  мину,  а  затем  был  расстрелян  немецкими  батареями  береговой  обороны,  установленными  в  этом  районе.  Такая   неудача заставила советский флот действовать более осторожно и расчётливо» (стр.458). В приведённой на стр. 463 карте Средиземного и Чёрного морей также указана дата обстрела  Констанцы   26.7. (!? – ББ) 41г.

   В Энциклопедии кораблей на сайте     warfleet.ru     о лидере «Москва»  говорится:  «26  июня  1941,  во  время  операции  по  нанесению  артудара  по  Констанце, получил  торпедное  попадание  и  затонул».

   Игорь  МЕЛЬНИК    в  книге  «Матушка»»(forum. amahrov. ru)   по  своему   излагает события  26  июня  1941  года:  «Черноморский флот совершил набеговую операцию на Констанцу.  Действия   наших   кораблей  должны  были сопровождаться авиационным налетом.  Из  трех   групп   авиации   удар  нанесла   лишь  одна   (две  другие вернулись на аэродромы  по  техническим  причинам),  но спустя   полтора   часа после обстрела Констанцы  нашими  кораблями.   Главный   объект   атаки — нефтебаки  Констанцы.  Итак, боевая   группа  в  составе  лидеров  «Харьков»  и  «Москва»,  крейсера  «Ворошилов»,  эсминцев «Смышленый» и «Сообразительный» в 5.02 открыла огонь по нефтебакам и порту Констанца. Огонь велся с дистанции в 140 кабельтовых, как по невидимой цели. В 5.06 румынская береговая артиллерия открыла ответный огонь.  В 5.12 группа начала отход, не дожидаясь, пока румыны пристреляются. На берегу в районе нефтебаков начался большой пожар. Лидер «Харьков», который успел выпустить 154 фугасных снаряда, поставил дымовую завесу. В 5.15 из Констанцы вышли три вражеских эсминца и открыли беспорядочный огонь по ударной группе. Их снаряды падали с большим недолетом. Отстрелявшись, румыны поставили дымовую завесу и ушли курсом норд. В 5.21 на лидере «Москва» раздался взрыв. Лидер практически переломился пополам и лежал на левом борту. Зенитное орудие на кормовом мостике вело огонь по появившимся вражеским самолетам. «Харьков» пытался спасать людей, находившихся в воде, но попал под залп береговой артиллерии и удар бомбардировщиков, начал терять ход (вышел из строя котел №1). «Харьков» начал отходить и в 6.17 запросил у командующего флотом: «Нужна поддержка авиацией». В 6.45 получен ответ: «Отходить полным ходом на ГВМБ». Лидер продолжил отход, делая 14 узлов. В это же время он был атакован бомбардировщиками и подводной лодкой. Лидер увернулся от торпеды, а эсминцы атаковали подлодку ныряющими снарядами и глубинными бомбами. Лодка выпустила пятно мазута, показала корму и утонула. В 8.14 котел  отремонтировали и  лидер дал ход 26 узлов. В 11.30 к группе присоединились эсминцы «Беспощадный» и «Бодрый», высланные командующим флотом. В 21.09 группа вошла в базу Севастополь. Считалось, что лидер «Москва» был потоплен залпом береговой  артиллерии и никто из экипажа не выжил. Но румынские катера подобрали выживших моряков. 69 из них во главе с командиром корабля бежали из румынского плена. По их показаниям после залпа были замечены следы двух торпед. Был сделан отворот, торпеды прошли мимо, но в этот момент раздался взрыв в районе третьего орудия. По мнению командира  корабля лидер подорвался на мине. Но самое интересное в том, что с 22 июня в районе Констанцы находилась на позиции наша подлодка Щ-206, имеющая приказ топить все корабли, идущие в порт или из порта. Не зная о набеговой операции, она вполне могла атаковать «Москву» торпедами. Кроме нашей субмарины в 60 милях восточнее Констанцы находилась еще и румынская подводная лодка «Делфинул», но она советских кораблей не видела и атак не вела. Возможно, так и было, «Сообразительный» потопил именно нашу Щ-206, потому что она из похода не вернулась и никаких данных о ней больше не поступало.» 

   Еще  более  невероятная  версия  представлена  неким   Rilke   на  сайте  mahov. 4bb.ru  на  странице  “Интерлюдия  к  «Треьему  фронту»  05.09.2009 г.: « Из разговора между двумя старыми друзьями.. версия 1.2.)

 — На совещании в «Вольфшанце» фюрер рвал и метал — итоги первых месяцев кампании в России удручающие. Несмотря на то, что армии прикрытия русских, по сути, были разгромлены у границы, большевики оперативно задействовали войска второго эшелона и резервы. Мало того, что командующий 3-ей ТГ Гот намертво завяз под Смоленском — генерал-полковник Клейст остался без горючего — и его «ролики» встали у Умани, неся потери под фланговыми ударами маршала Буденного. Он вовремя отвел свои армии на юго-восток, избежав окружения. Что известно про Плоешти, Вальтер?

  — Там все очень плохо — похоже, русские собрали всю авиацию, какую смогли. И задействовали флот, выведя ударную группу из линкора, крейсеров, лидеров, эсминцев и тральщиков. Одновременно с их выходом из базы, выбросив воздушный десант в тылу румын. Пока все внимание было отвлечено на парашютистов — был нанесен авианалет по нефтепромыслам. Применили даже ТБ-3 с подвешенными под крыльями «И-16» с бомбами крупного калибра. А корабли на рассвете устроили обстрел Констанцы, также отвлекая внимание. Причем для корректировки артогня использовали гидросамолеты.. Более того, некоторые суда тащили на буксирах баржи с зенитным вооружением и через некоторое время появилась флотская авиация, устроившая бомбардировку береговых батарей и аэродрома порта. Так что наших летунов ожидал неприятный сюрприз..  Самолеты противника проскочили практически незамеченными в поднявшейся суматохе, и нанесли массированный удар. Все действия отличались продуманностью — истребительное прикрытие, штурмовка зенитных батарей и удары по аэродромам прикрытия. Что весьма непохоже на первые недели войны… Быстро нанесли удар и ушли над морем.. Из подбитых машин их пилоты прыгали над своими кораблями.

   В общем, Эрих — нефтепромыслов не существует, пожар до сих пор не удается погасить. Порт сильно поврежден, у румынов потоплены несколько кораблей, нанесены серьезные потери авиаполку флота.

    — По сути дела, русские быстро учатся — и операция «Огненный Шторм», как ее обозвали наши мудрецы из Цоссена — яркий тому пример.

    — Надеюсь, в Генштабе смогут найти резервы и топливо для продолжения кампании, иначе большевики к зиме укрепят фронты, зароются в землю и навяжут нам позиционную войну. Кто знает, на что они способны?»

    Издающаяся  в  городе  Бологое  Тверской  области   газета  «Новая  жизнь»  (thenewlife. ru) опубликовала    статью председателя  севастопольского   совета  ветеранов эсминца  и  БПК  «Сообразительный»  гвардии  капитан – лейтенанта  запаса  В. ФЕДОРОВА  « Весточка  с  эсминца  «Сообразительный»,  в  которой  рассказывается  о  службе   на  корабле  в  годы  войны  старшего  краснофлотца  Василия  Алексеевича  ВЯРЕЗЕВА:  «Уже на четвертый день войны эсминец «Сообразительный», вместе с кораблями группы прикрытия лидеров «Харьков» и «Москва», нанесли совместный удар по вражеским транспортам в румынском порту Констанца. Экипаж эсминца видел, как погружается в море подорванный фашистами лидер «Москва», как одинокое орудие с кормового мостика, погружаясь в море, ведет огонь по самолетам противника. Тогда же эсминец помог спастись лидеру «Харьков».

   «Интересную»  информацию  удалось  найти  в  материале,  посвященном  227-й  годовщине  со  дня  основания  Черноморского  флота,  на  сайте   boull.at. ua :   «26 июня 1941 года лидер «Москва» погиб на румынском минном заграждении в ходе набега корабельной ударной группы из 4  (!? – ББ) кораблей Черноморского флота на Констанцу.»  и  в  статье  «Когда  стынут  камни» на  сайте    www. vtoraya – mirovaya. ru:  «Немногим  мог похвастаться наш флот. После крайне неудачного похода отряда кораблей Черноморского флота на Констанцу 25—26 июня 1941 г., когда лидер «Москва» подорвался на мине, а эсминец «Сообразительный» торпедировала  своя  же подводная лодка «Щ206», Сталин не разрешал флоту крупных операций.»

   Борис  ЗАБОЛОТСКИХ  в  статье  «Война  на  Мировом  океане»  (журнал  «Социальная  политика»  №2, 2005г.  www.  oilru. com )  так  излагает  события  26  июня  1941г. :  «25 июня 1941 года, то есть на третий день войны, из Севастополя под покровом темноты вышла эскадра в составе пяти кораблей: флагманский крейсер «Ворошилов», лидеры «Москва» и «Харьков», два эсминца. На рассвете корабли появились вблизи Констанцы, главного нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего центра Румынии.  Обстрел нефтепромыслов вели только лидеры, обладающие высокой скоростью. Они выпустили несколько сот снарядов по берегу. Наблюдатели на кораблях зафиксировали пожары — то горели нефтебазы. Румыны открыли ответный огонь. При отходе корабли попали на минное поле. Уже первый взрыв расколол лидера «Москву» пополам — большая часть экипажа погибла. Остальные моряки попали в плен». 

    Различные  версии  гибели  лидера  «Москва»  часто  с  изменением от  дня  до  месяца  даты происшедшего  и    состава   участвовавших  в  операции  сил   неоднократно     муссируется   некоторыми  авторами.

  Так  в  статье  «Черноморский  флот  в  Великой  Отечественной  войне» (museum714. narod. ru) говорится,  что  «26 июля    Черноморский флот получил приказ проводить более активные действия. В этот же день 4 эсминца  и один крейсер подошли к побережью Румынии. Лидеры «Харьков» и «Москва» обстреляли порт Констанцы и вокзал. При этом лидер «Москва» был потерян от попадания 280-мм снаряда береговой батареи.»  Этот  же  текст  дословно  и  с  той  же  датой  приведен  в  статье  «Действия  флота  на  Черноморском  театре  военных  действий»  (  ww2.kulichki.ru   и  на  сайте  партии  регионов  Украины   party  of  regions.org. ua) .я

    «26  июля  1941  года  — затонул  восточнее  Констанцы  советский  лидер  «Москва».  ( «Кладбище  погибших  кораблей…Есть  грустный  повод  за  тех, кто  в  море… spletnichaet. narod. ru ).

   «Лидер Харьков совместно с Москвой одними из первых вступили в бой  в первые дни войны, они шли на атаку румынского стратегического порта—Констанцу, во время марша на порт оба лидера потеряли всю противоминную зашиту, лидер «Москва» был взорван ,и затоплен там же возле порта. Это был первый бой атака второй мировой войны!!! » ( zaboishik_donbassa #23 Официальный форум игры World of Warships)  На  этом  же  сайте   некий  COJIDATUК,  приводя  цитату  из  книги   Н.Г.КУЗНЕЦОВА  «На  флотах  боевая  тревога»  о  гибели  «Москвы»,   утверждает,  что   «так на третий день войны в бою погиб один из советских лидеров.» 

   «Потери флот нёс   уже  25   июня  1941   года, после  операции  не  вернулся  лидер  ( корабль  больше  эсминца,  но  меньше  крейсера )  «Москва»  и  лидер «Харьков»  получил  значительные  повреждения». (24.01.2008  omny. il 2.  triolan.  com. ua) .

  «…Набег  наших кораблей  на  Констанцу  23  июня  1941  года,  окончившийся  так   трагически,  имел  тактический  смысл  только  в  одном  случае,  если  нам  необходимо  было  нарушить  снабжения  топлива».     Александр  Усовский  в  книге «История  Черноморского  флота  Советского  Союза  от  создания  до  22  июня  1941 г.» .часть 5.  (www.  usovski. ru).приводит   потери кораблей военно-морского флота:

Корабль         ДатаМесто                   Причина потери
Лидер
«Москва»
25.06.1941Вблизи КонстанцыГибель от снарядов береговой батареи

  В  части 4  автор,   говоря  о  проблемах,  имевших  место  в  конструкции  корабля,  утверждает,  что  «Москва»  погибла  «на  второй  день войны  от   подрыва  на  мине  (которая   буквально  разорвет  легкий  корпус  лидера  пополам.»  Далее  он  считает,  что  причиной  гибели  лидера  «Москва»  явилось  отсутствие  в   составе  Черноморского  флота  эскадренных  тральщиков.

   «Лидер  «Москва»  погиб  25  июня  1941 г.  вблизи  Констанцы»  (« Гибель  флота  в  Отечественную  войну  1941 – 1945 гг.»  koshkindom.  com.  ua ).           «Лидер  «Москва»  погиб  25.06.41. вблизи  Констанцы  от  снарядов  береговой  батареи» («Русский  флот  во  второй  мировой  войне  1941 – 1945.»    koshkindom.  com.  ua).

   «Набег  на  Констанцу  24  июня ,  потерян  лидер  тоже  не  от  ударов  противника. Потери  ЧФ:  первые – 24  июня  1941 г. – лидер  «Москва». 

(goroda. murman. ru   Вопросы  истории.    Lazy   28.02.2010  и  15.03.2010)

   «25  июня  два  лидера  «Москва»  и  «Харьков»,  крейсер  «Ворошилов»,  два  эсминца  внезапно  появились  перед  Констанцией  (так  в  тексте – ББ) и  в  5  часов  утра  обстреляли  город.» (Роман  Перин. «Гильотина  для  бесов.  Сражения  в  первые  дни  войны.»  malib. ru ).

   «Лидер  «Москва»  погиб  25  июня  1941 г.  при  обстреле  Констанцы» (pilot. sebastopol. ua).

   «На  Констанцу  послали  3  эсминца – лидера, а  в  прикрытие  от  кого??  дали  два  крейсера  26  проекта.  По  лидерам  стреляла  немецкая  208 мм  батарея.» (militaryparitet. сom    сообщение  Михаила  13.08.2009).

   «В  конце   июня  1941 г. ударная  группа  кораблей  в  составе  лидеров  «Москва»  и  «Харьков»  нанесла  артиллерийский  удар  по  румынской  военно – морской  базе  Констанца.»  ( bestrefarat. ru).

    «26  июня  ударная  группа  из  пяти  кораблей  нанесла  мощный  удар  по  румынскому  порту  Констанца.»  ( «Вторая  героическая  оборона.»   сайт  севастопольской  городской  администрации   sev. gov. ua).

   «Для  обстрела  румынской  Констанцы  советские  адмиралы  направили  26  июня  1941 г.  четыре  судна:  крейсер  «Ворошилов»,  лидеры  «Москва»  и  «Харьков»,  эсминец  «Сообразительный».  Отработав,  наши  корабли  возвращались  через  зону  патрулирования  субмарины  «Щ – 206»,  которую  флотоводцы  ЧФ  не  сочли  нужным  предупредить  о  рейде.  Как  итог,  «Щ – 206» торпедировала  «Москву»  и  сама  погибла  от  глубинных   бомб  эсминца  «Сообразительный».(Довбня  А. «Свои».  ТВ  плюс,  Донецк,  tvplus. dn. ua).

   « Я  знаю,  что  когда  наш  без  сомнения  героический  Черноморский  флот  проводил  обстрел  Констанцы  и  минирование   ее  фарватера,  то  потерял  при  этом  несколько  крупных  кораблей  по  причине  бездарного  ими  командования.  Попросту  говоря,  капитаны  не  имели  достаточных  навыков  управления  кораблями  в  боевой  обстановке.» (forum. nvrsk. ru   Ostenbahen,  30.01.2004 ).

    «Черноморский  флот  беспощадно  громил  вражеские  базы  в  румынских  портах  Сулине  и  Констанце.» (pomny. narod. ru)

   « О  набеге  на  Констанцу.  Конечно,   было  большой  глупостью  бросать  к  ней  два  лидера,  оставив  позади  них  черти – где  «Молотов» ( а  при  чем  здесь  «Молотов», когда  в  походе   участвовал  «Ворошилов»? — ББ ). Штаб  ЧФ  потом  приводил  довод,  что  не  хотели  крейсер  лишний  раз  подставлять  под  удары  авиации.»  (www.U– 96  livejournal.  com 2007–12-17)

   «По  лидерах   била батарея «Тирпиц» (три 283-мм SKL/45). Дальность стрельбы — до 36,1 км. «Москву» орудия накрыли с третьего залпа. Вскоре после гибели лидера на ее стволах появился силуэт «Москвы».» (  tsushima.su  Noren  21.04.2011. Re: Набеговые операции кораблей ЧФ: заведомая неудача или нереализованный потенциал?)

  Виктор  Иванин,   перечисляя   потери Черноморского Флота в ВОВ,  утверждает,  что  «лидер   эсминцев  «Москва»  погиб   26.06.41г.,  причина — мина, береговая батарея.»(my.mail.ru)

   « Лидер  эсминцев  «Москва»  было  вышел  в  море,  но  моментально  был  потоплен  собственной  подводной  лодкой,  командир  которой  принял  его  за  вражеский  корабль,  хотя  ничего  столь  большого  у  немцев  и  румын  вообще  не  было  на  Черном  море.»   (ljpoisk.ru   21/03/2004 )

   « Румынская  подводная  лодка  «Дельфинул»  26.6.41.  в  0.30. обнаружила  группу  советских  боевых  кораблей,  направляющихся  для  обстрела  Констанцы.  Своевременный  доклад  лодки  позволил  частям  береговой  обороны  достойно  приготовиться  к  отражению  атаки  советских  эсминцев  и  крейсера  (лидер  «Москва»  потоплен,  лидер  «Харьков»  поврежден).»  (submarine-at-war. Ru)

    « В  4  часа  20  мин.  (румынское  время,  отличается  от  московского  на  1  час – Б.Б.)  румынский  снаряд  поразил  лидер  «Харьков»  и  почти  сразу  же  другой  снаряд  снес  мачту  лидера  «Москва».  С  4  часов  22  минут  огонь  румынских   кораблей  поддержала  немецкая  береговая  батарея,  оснащенная  тяжелыми  орудиями  «Тирпиц».  Получив  серьезные  повреждения,  оба  советских  корабля  начали  отход.  При  отходе  лидер  «Москва»  подорвался  на  мине  и  затонул.»  (« Румынско – советское  морское  сражение   в   июне  1941  года.»  www.  novostiturizma.  ru)

     «…Нефтебазу  в  Констанце  все  же  сожгли,  при  этом  уничтожив  половину  военно – морской  базы.  Печально  говорить  о  том,  что  лидер  «Москва»  по  не  выясненным  до  сих  пор  причинам  буквально  разломился  пополам  после  то  ли  торпедного  залпа  нашей  подлодки  типа  «Щука»,  то  ли  от  удара  береговой  артиллерии  «Тирпиц».  А   эсминцы,  имея  скорость  до  38  узлов  ( то  есть  более  70  километровв   час!),  уходили  и  от  подводных  лодок,  глуша  их   глубинными  бомбами,   и  от  ударов  артиллерии,  успевая  отбиваться  от  авиагрупп  румын.» ( Газета  «Тюменская  область  Сегодня»  25  июля  2008 г.  «непотопляемый  флотоводец.»)

    « А  в  первые  дни  войны  хаос  и  неразбериха  царили  и  на  море.  Советские  корабли  уничтожались  собственными  экипажами,  гибли  под  бомбами  люфтваффе,   подрывались  на  минах,  зачастую  своих  же.  Или  избегали  вступать  в  бой.  Робкие  эпизодические  попытки  предпринять  хоть  что – либо  заканчивались  катастрофой.  Так.  на  Черном  море  бесшабашный  рейд  эсминцев  на  румынскую  Констанцу  закончился  гибелью  лидера  «Москва».  (Максим  Удод.  «Ходившие  по  краю  бездны.  История  одной  «щуки».  13.06.2008.  www. info – tses. kz)                

    «Чтобы не было лишних вопросов.   Взрыв на южной части минного заграждения у Констанцы немцы зафиксировали в 20.55 3 июля. 4 июля посланный на разведку самолет нашел 3 пятна соляра, длиной в 1,5 км. Немцы сделали вывод о «вероятном подрыве ПЛ».

В КТВ Констанца есть по-моему даже о том, что они туда собирались водолаза закинуть. Но, вероятно, не стали. Минное поле все-таки… Таким образом, на 99% можно утверждать, что судьба Щ-206 определена. Ясен район ее гибели. Можно организовывать поиски…» (21.04.2011 19:18:25   ass555  Re: Набеговые операции кораблей ЧФ: заведомая неудача или нереализованный потенциал?)

   « А разве Черноморский флот мало потерял в войну?  Лидер «Москва» 25.06.1941 Вблизи Констанцы  Гибель от снарядов береговой батареи.   Лидеры «Харьков» и «Москва» были отправлены  для разведки боем.  Командование знало, что там есть минное поле, береговые батареи, авиация и корабли противника.  Но про «Тирпиц» они наверняка не знали.  Берег они увидели в утренней дымке в 140 кабельтовых. Со 130 кабельтовых открыли огонь. Дымка мешала стрелять и корабли стреляли по площадям. Через 4 минуты «Тирпиц» открыла огонь и точно (почти сразу) накрыла оба лидера. Наши поставили дымовую завесу , через 6 минут  прекратили огонь и стали отходить увеличив ход с 26 до 32 узлов. Их атаковали ещё и самолеты. Еще через 6 минут, в лидер «Москва» попал 280 мм снаряд, разломив его пополам.  «Харьков» пытаясь оказать помощь  тоже попал под огонь батареи и был поврежден. Ему удалось выйти из под обстрела, идя 6 узловым ходом, в 190 кабельтовых от берега.  Через 3 часа ему удалось ввести машины в строй и он пошел в Севастополь ходом в 26 узлов.» Практикант  21.03.2010    avantust.org

   «26.06.1941 года под командованием капитан-лейтенанта А. Б. Тухова, лидер «Москва» совместно с лидером «Харьков» и эсминцем «Смышленый» участвовал в боевой набеговой операции на румынский порт Констанца.»  (memory-book. com.ua)

   «Лидер Харьков совместно с Москвой одними из первых вступили в бой  в первые дни войны,  они   шли на атаку румынского стратегического порта—Констанцу,во время марша на порт оба лидера потеряли всю противоминную зашиту,лидер москва был взорван ,и затоплен там же возле порта. это был первый бой атака второй мировой войны!!!»

http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/273

   Выступая  30.08.2009 г.  на  социо – культурном  семинаре  имени  В.В.Буг-ровского  в  Институте географии  РАН  доктор  технических  наук  зам.  директора  НИИ  информационных  технологий  Б.В.ДРОЗДОВ  в  докладе  « К  опре-делению  понятия  «организационная  культура»  и  оценкам  уровня  ее  развития» (www.  rema44. ru ) сказал :  «Много есть фактов безалаберности и в истории Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года в первые дни войны отряд советских кораблей черноморского флота во главе с лидером эсминцев «Москва», совершавший рейд к румынскому порту  Констанца, был по ошибке атакован нашей же подводной лодкой «Щ-206». В результате этой атаки лидер «Москва» затонул, а другой наш корабль лидер эсминцев «Харьков» чудом уцелел, увернувшись от торпеды.  Наши корабли по ошибке приняли эту подводную лодку за немецкую, атаковали и потопили ее. Это вопиющий факт несогласованности действий боевых кораблей, бестолковости в действиях штаба флота».  Это  высказывания  в  дальнейшем  автор приводит  и  в  ряде других  своих  работ,  абсолютно  не  связанных   с  историей  флота,  например ,  в  статье  «Ростки  будущего  и  тупики  прошлого  (опыт  системного  анализа)»(Москва, 2010г.)

   «Уже  в   первые дни войны эскадра начала активные наступательные боевые действия: 26 июня ударная группа из 5 боевых кораблей нанесла мощный удар по румынскому порту Констанца. Через этот город немцы вывозили румынскую нефть, главный источник топлива для фашистской армии. В бою Черноморский флот понес первую большую потерю: подорвался на мине и затонул лидер эсминцев «Москва», а лидер «Харьков» был поврежден, и только благодаря мужеству его экипажа смог вернуться в Севастополь.»             /http//voshozhdenie.su/      На  сайте  krymology.info  в  материале  «Черноморской  флот  во  время  Великой Отечественной  войны»  удалось  узнать  много  интересного  о боевых  потерях  ЧФ:   «За годы войны флот потерял 1 крейсер, 3 лидера эсминцев, 11 эсминцев, 32 подводные лодки».

КорабльДатаМесто
гибели
Причина гибели
Лидер «Москва»25.06.1941Вблизи КонстанцыГибель от снарядов береговой  батареи, также был поврежден лидер «Харьков» (мины), эсминец «Сообразительный»(мины, при попытке буксировки «Харькова» оторвался параван-трал), по ошибке атакована и потоплена подводная лодка «М-118»

Пресс-атташе  Союза  военных  моряков  Анвар  ИСМАГИЛОВ  на  страницах  газеты  «Тюменская  область  сегодня»  25  июля  2008 г.  в статье  «Непотопляемый  флотоводец»  удивил  своими  «познаниями»  истории  флота: «В ночь 22 июня 1941 года вопреки указаниям верховного руководства корабли и вспомогательные службы, береговая артиллерия и все прочие службы флота были в готовности № 1.

    А готовность № 2 была объявлена еще 19 июня 1941 года! Корабли вышли в море с полным боекомплектом под предлогом учений, с экипажами, готовыми к боевым действиям, и в первые дни войны не потеряли ни одной единицы. Все флоты СССР выдержали удары противника, сбили не один десяток бомбардировщиков и сопровождавших их в эскорте истребителей, защитили главные базы Военно-морского флота от налетов и немедленно начали не только боевые действия, но и операции по эвакуации мирного населения, подвозу боеприпасов, десантов, топлива и всего того, что необходимо в условиях жестокой войны. Наши даже умудрились перейти границу с Румынией и воевали на ее территории. Корабли наносили удары по порту Констанце, нефтяной базе, на которую так рассчитывал товарищ Гитлер.

     В отряде кораблей были крейсер «Ворошилов», лидеры «Москва» и «Харьков», эсминцы «Смышленый» и «Сообразительный». В поддержку им выделили три группы бомбардировщиков, которые, правда, своих задач практически не выполнили по причине технических отказов. Но нефтебазу в Констанце все же сожгли, при этом уничтожив половину военно-морской базы. Печально говорить о том, что лидер «Москва» по не выясненным до сих пор причинам буквально разломился пополам после то ли торпедного залпа нашей подлодки типа «Щука», то ли от удара береговой артиллерии «Тирпиц». А эсминцы, имея скорость до 38 узлов (то есть более 70 километров в час!), уходили и от подводных лодок, глуша их глубинными бомбами, и от ударов артиллерии, успевая отбиваться от авиагрупп румынов.» /www.tumentoday.ru/

   «Констанцу обстреляла эскадра (потеряв на своих же минах 3 корабля), но эффект был, прямо скажем, не очень. Разве что для Совинформбюро и румынских бабок-пенсионерок в  г. Констанца.»( www.diletant.ru)

    «Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника». ://www.warclub.ru/forum/

   «В разных источниках этот бой описан с несовпадающими деталями и неточностями, много существует версий, но…Да, снаряды береговой артиллерии вспенивали черноморские волны, да и мин там было предостаточно. И Лидеру «Харьков» даже удалось уклониться от торпед, выпущенных единственной румынской подводной лодкой «DELFINUL», но вот Лидеру «Москва»  не повезло и корабль погиб. Так первый бой лидера «Москва»  в ВОВ стал для него и последним. Одна из версий, кстати,не исключает попадание торпеды и с советской ПЛ «Щ-206».

    69 моряков попали в плен, а командиру А.Тухову удалось впоследствие бежать из лагеря и сражаться в рядах партизанского отряда «Буревестник».

Papa-vodolaz  23 дек2011http://forum.faleristika.info

     Свою  лепту   в  описание  действий  Черноморского  флота    внесли  и   некоторые  известные   историки.

     Д.А.ТАРАС  в  книге  «  Боевые  награды  союзников  Германии  во  второй  мировой  войне»( Минск,  Харвест. 2004,    warmech. Ru  ), пишет: «Авиация и флот нанесли удары по нефтяным заводам в Плоешти и базе румынских ВМС в Констанце. Правда, эти рейды не увенчались успехом- румынские истребители и зенитная артиллерия сбили несколько десятков самолетов, а 26 июня 1941 г. Черноморский флот потерял лидер «Москва», крейсер «Ворошилов» и эсминец «Харьков» получили серьезные повреждения.»

    В.БЕШАНОВ,  говоря  о набеговых операциях с целью обстрела побережья противника, («Год  1942 — учебный.»(  Минск,  Харвест.  2002г.   rood – crimea.  narod. ru )   утверждает, что  «как правило, такие акции оборачивались потерями и повреждениями кораблей при минимальной их эффективности. Так, при набеге на Констанцу 26 июня 1941 года на румынском минном поле погиб лидер «Москва», а лидер «Харьков» получил серьезные повреждения от огня береговых батарей.»

   Не  обошел  эту  тему  и  РЕЗУН – СУВОРОВ  в  книге  «Ледокол» (scilib.ru) :  « 25 – 26  июня  надводные  боевые  корабли  Черноморского  флота  появились  в  районе  румынского  порта  Констанца  и  провели  интенсивный  артиллерийский  обстрел  с  явным  намерением  высадки  морского  десанта.».  В  статье  «Антирезун»  на  страницах  «Южнорусского  вестника»  03.10.2003. (vif2ne.ru)  ему   ответил  Денис  ПИЛИПЧУК :  «Возможно,  «Москву»  атаковала  советская  подводная  лодка  «Щ – 402»,  находившаяся  в  этом  районе,  и  командир  которой  не  был  предупрежден  о  готовящейся  операции.  Лодка  была  атакована  эсминцем  «Сообразительный»,  причем  наблюдались  все  признаки  ее  уничтожения.  Из  боевого  похода  «Щ – 402» не  вернулась.»(Подводная  лодка  «Щ – 402»  входила  в  состав  Северного  флота    и  никак   не  могла  оказаться  26  июня  1941 г.  в  районе  Констанцы, как  и  лидер  «Москва»  на  севере – ББ).                                 

    В.ГОНЧАРОВ   в  книге  «Крым  и  приморский  фланг  советско – германского  фронта  в   1941 – 44  гг.»  пишет,  что  «Лишь 26 июля флот предпринял первую набеговую операцию, оказавшуюся так же и последней. Рано утром, на восходе солнца два лидера эсминцев — «Харьков» и «Москва» — обстреляли железнодорожный вокзал и порт Констанцы, выпустив три с половиной сотни 130-мм снарядов. Непонятно, почему непосредственно для обстрела были выделены столь ничтожные силы — ведь отряд прикрытия операции, (руководитель контр-адмирал Т. А. Новиков) составляли еще два эсминца и крейсер «Ворошилов», мощная 180-мм артиллерия которого могла вести огонь с куда более безопасных дистанций. Но отряд прикрытия держался в 50 милях восточнее румынского берега, а затем крейсер на полном ходу вернулся обратно в Севастополь. Уже на отходе потерявший параваны лидер «Москва» напоролся на мину и затонул в течении нескольких минут.  Создается впечатление, что именно эта неожиданная и очень болезненная потеря хорошего боевого корабля оказала ошеломляющее влияние на командование флотом. С этого момента страх новых потерь неизбывно довлел над адмиралом Октябрьским и его штабом, парализовав их волю к активным наступательным действиям.»

    « Логическим и естественным …. стал катастрофический провал первой и единственной набеговой операции ЧФ на румынскую нефтяную инфраструктуру, — считает  автор  книги  «Катастрофа.  Невыдуманные   истории  Черноморского  флота» Иван  ДЕНИСОВ  (republic. com. ua), — Так, 25 июня 1941 года силы береговой обороны Румынии практически уничтожили отряд боевых кораблей Черноморского флота, который попытался обстрелять Констанцу. Так, был потоплен лидер эсминцев «Москва», а также серьезно поврежден корабль аналогичного класса «Харьков». Потеря больших кораблей ввергла в шок командование Черноморского флота, которое полностью отказалось от дальнейших набеговых операций на румынские нефтяные месторождения и, вообще, от активных действий в Черном море.»

      «Румынское  командование  на  радостях  объявило,  что  лидер  «Москва»  был  потоплен  из   румынских  береговых  торпедных   аппаратов,  находившихся  у  входа  в  Констанцу.   Немцы  в  ответ  только  посмеялись  глупости  румынского  начальства – как  могли  торпеды  пройти  путь  в  180 – 190  кабельтовых – и  в  свою  очередь  приписали  гибель  лидера  28 см  (283  мм)  орудиям  береговой  батареи  «Тирпиц».  Вскоре  на  стволах  ее  орудий  повился  силуэт  советского  корабля. 

    …В  послевоенное  время  в  ходе  контрольного  траления  района  Констанцы   были  обнаружены  корпуса  лидера  «Москва»  и  подводной  лодки  «Щ – 206».  Поднять  их  было  проще  простого.  Так  лидер  «Москва»  лежал  на  глубине  всего  40 м.  Но  из   Москвы  поступил  строжайший  запрет  даже  на  их    осмотр  водолазами.»  ( Александр  ШИРОКОРАД.  «Битва  за  Черное  море»  Москва,  АСТ,  Транскнига,  2005,  гл.6)

   Это  же  подтверждает  некий  ФЕОФИЛАКТ  на  сайте  history.  sexnarod.  ru  14.11.2008.  Правда,  батарея  «Тирпиц»  у  него  превратилась  …в  железнодорожную  203 мм  батарею,  а  12.11.2008  он  упоминает  о  рейде   на  Констанцу  лидеров  «Ленинград»  и  «Харьков».  (!?.  «Ленинград»  входил  в  состав  Балтийского  флота  и  за   пределы  Балтийского  моря  ни  разу  не  выходил — Б.Б.)

     В  появившихся  после  войны  воспоминаниях  ее  участников   наряду  с  реальными  фактами  можно  прочитать  и  немало вымышленного,  если  не  сказать  хуже…  Конечно,  многое  можно  списать  на  возраст  ветеранов,   провалы  в  памяти.  Но  возникает  естественный  вопрос  к  редакторам,  опубликовавшим  такие  «жареные»  факты:  « Куда  Вы  смотрели, господа?  Ведь  достаточно  просто  открыть  нужную  страницу  в  интернете,  если  лень  почитать  книгу…»

   Так,    Василий  НАУМОВ,   служивший  на  эсминце  «Бойкий»,   а  ранее   на  ЛИНКОРЕ  «Москва»  (так  в  тексте,    выделено  мною –ББ) в   еженедельнике  «Досье»  № 27/201  (  г. Запорожье,    dosie. zp. ua )  рассказывает   о  событиях   первых  дней  войны  в  Севастополе :  « Страшный рев неожиданно разорвал тишину бухты. Он нарастал и нарастал, заполняя все вокруг, придавливая нас к палубе. Все недоуменно крутили головами, но нас от внешнего мира надежно укрывали высокие гранитные берега. Тогда мы еще не знали этого характерного гула и не слышали леденящего душу свиста и воя тяжелых авиабомб. И все же какое-то шестое чувство заставляло втягивать головы и съеживаться. Все, словно завороженные, смотрели вдаль, и тут армада фашистской крылатой нечисти с крестами на крыльях закрыла небо и солнце. От стаи начали отделяться торпедоносцы, которых мы сразу узнали по картинкам из наставлений, и забрасывать фарватер огромными донными минами. В районе города слышались разрывы. Тогда мы и поняли, что это никакая не провокация, а настоящая война. Удивляло то, что молчали зенитки береговых батарей и орудия флота, который оказался запертым в бухте. На корабли не было сброшено ни единой бомбы. То ли просто не заметили, то ли несли свой смертоносный груз в другое место. Самолеты исчезли так же неожиданно, как и налетели, и мы, постояв еще немного в оцепенении, снова принялись за работу, задавая себе вопрос, что же произошло. Но командиры молчали. Спустя какое-то время на фарватер вышли тральщики. Они первыми узнали цену фашистских тяжелых донных мин с магнитными ловушками. Один из тральщиков, пару раз проскочив по фарватеру, вдруг замер, приподнялся и тут же исчез вместе с командой в морской пучине. Лишь капли из поднятого фонтана, словно слезы, еще долго падали на морскую гладь, оплакивая первые жертвы войны. О том, что началась война, нам официально сообщили уже под вечер. Мы были полны решимости  дать любому противнику по зубам, и никто не подозревал, что впереди пять долгих лет кошмара и тяжелых утрат. Это было лишь начало, 22 июня 1941 года. В тот день мы не ушли на отдых, пока эсминец не был полностью снаряжен для нового, теперь уже боевого похода. Никто не роптал и не стонал, и, уже падая от усталости, мы прокрутили механизмы орудия. Такое уж святое правило действовало на флоте.

     Поход не заставил себя долго ждать. На следующий день на лидере «Москва» засуетились, видно было, что готовятся в море. Мы им завидовали. Очень тягостно было находиться в бездействии. Мы все высыпали на палубу и перекликались с корешами. Когда последние матросы поднимались на палубу, взору предстало ужасающее зрелище. Нам об этом рассказывали старые морские волки, да и в книжках читали, но, дай Бог, это никому не видеть. Тысячи жирных корабельных крыс, как будто сговорившись, ринулись по трапу на берег, чуть ли не сшибая идущих навстречу матросов. Потом, конечно, много раз приходилось видеть это зрелище, и ни разу крысы не ошибались. Корабль из похода не возвращался. Мы стояли по борту и махали бескозырками, пока линкор не скрылся за горизонтом. В ночь спали очень плохо. Все ворочались и стонали. Наверное, всем снились эти гадкие полчища крыс. Слава Господу, но с нашего «Бойкого» крысы за всю войну ни разу не драпали. А наутро была дана команда  снять с корабля все ненужные горючие материалы. Мы почувствовали, что война подошла и к нам вплотную.

    В море мы ушли под вечер. Куда и зачем, никто не знал, кроме, конечно, капитана. Шли на пределе, самым полным ходом. Это мы чувствовали по вибрации корпуса, реву машин и высоким бурунам, расходящимся от носа. Уже далеко в море нам сказали, что идем спасать тонущую «Москву», которую разбомбили на рейде румынского порта Констанция(  так  в  тексте –ББ).  Мы превратились в стальные сжатые пружины, готовые в любой момент вступить в бой. «Бойкий» прошел уже большую часть пути, когда машины неожиданно сбавили обороты. Склянки отбили построение. Капитан вышел с непокрытой головой, чего раньше никогда не было. Он сообщил, что в линкор (!?-ББ) попало две бомбы, он переломился и ушел на дно, а в загоревшемся пятне разлившейся нефти сгорела вся команда. Спасать было некого. Лишь спустя два года на базу добрался страшно отощавший матрос из команды «Москвы». Мы его признали не сразу, настолько он изменился. Ему удалось добраться до берега, но он тут же был схвачен и вскорости попал в концлагерь. С недоумением рассказывал, что наблюдатели заметили бомбардировщики на дальних подходах, но корабль и команда бездействовали. Даже когда самолеты зашли на бомбометание, корабельные зенитки молчали. Первая серия бомб легла далеко, бомбардировщики зашли на второй заход, но линкор не двигался и не стрелял. Две тяжелые бомбы переломили корабль, и он пошел на дно в считанные минуты. Те, кто не попал в воронку, сгорели в нефтяном пятне. До берега сумели добраться всего несколько человек».

    Бывший машинист —  турбинист  крейсера  «Ворошилов»  Борис  Яковлевич  ЖАРИКОВ  вспоминает:  « 21  июня  мы  вернулись  с  первых  в  моей  жизни  учений.  А  утром.  В  три  часа.  Боевая  тревога.  Тут  же  налетели  вражеские  самолеты,  мы  поначалу  думали,  что  турецкие.  И  начали  бомбить.  Мы  в  этом  первом  бою  были  простыми  наблюдателями.  А  через  несколько  дней  приказ  Наркомата  ВМФ:  эскадре  отправляться  в  поход  на  Констанцу – порт  в  Румынии…  там  крупный  железнодорожный  узел  и  нефтяные  терминалы.  За  ночь  дошли.  «Ворошилов»  остался  в  прикрытии,  а  два  наших  эсминца  ворвались  в  порт.  Вскоре  там  загромыхали  взрывы.  Запылали  цистерны.  Фашисты  в  первые  недели  войны  от   нас   такой  дерзости  просто  не  ожидали.  Выполнили  задание  и  благополучно  вернулись  в  Севастополь,  потеряв  один  эсминец  и  потопив  по  пути  немецкую  подводную  лодку.» (  Сергей  Малышин.  «Войну  пережить – не  поле  перейти.» газета  « Буровик Газпрома»  №8-9 (422) 28.04.2011г.)

   Через  два  года  ветеран  вновь  рассказал  о  событиях  начала  войны: «Самый  жестокий  бой,  который  нам  пришлось  выдержать, произошел  на  пятый  день  войны.  Мы  получили  задание – идти  в  румынский  порт  Констанцу,  чтобы  разбомбить  важные  административные  объекты  и  нефтеналивные  причалы.  В  состава  пяти  кораблей : крейсеры  «Ворошилов,  «Смышленный»,  «Сообразительный»  и  ударная  группа  из  боевых  кораблей  «Лидер – Харьков»  и  «Лидер – Москва»  (так  в  тексте — ББ) – неожиданно  ворвались  в  бухту.  Начали  атаковать.  Но  тут  «Лидер – Москва»  подорвался  на  мине  и  быстро  затонул.  А  фашисты  уже  налетели  с  воздуха  и  с  моря.  Мы  стали  отбиваться.  Страшное  зрелище – дым.  Грохот,  зарево  пожарищ»!  Понеся  потери  наша   группа  была  вынуждена  отступить.»  (Светлана  Трушникова.  «Его  юность  опалила  война.»  газета  «Буровик  Газпрома.»   № 8-9 (493)  04.05.2011 )

   Москвич  Николай  Иванович  ДЕМЕНТЬЕВ  вспоминает  о  начале  войны  и  походе  крейсеров  «Красный  Крым»  и  «Молотов»  в  составе  эскадры  для  обстрела  Констанцы. ( воспоминания  ветерана  на  сайте  префектуры  Юго – восточного  административного  округа  столицы  www.uvao.ru/uvao/ru/pages/print/o_119520 )  (факт,  увы,  не  имевший  место – ББ):  «22 июня 1941 г. корабли мирно стояли на рейде, и вдруг как загромыхали выстрелы зениток, трескотня зенитных пулеметов и грохот упавших на рейд магнитных мин. Как я позже узнал, оказывается, в первый день войны Сталин растерялся, три дня не мог в себя прийти, а Кузнецов, командующий военно-морскими силами, за сутки предупредил командование всех флотов, что возможно нападение, и в случае чего, надо открывать огонь сразу на поражение. И я как сейчас помню, как гудели немецкие самолеты, они от наших по гулу различались сильно. Была команда Октябрьского: «Открыть огонь!» На кораблях нашлись сомневающиеся, но командир пригрозил расстрелом, и тогда начали зенитки бить. Немецкие самолеты прорывались, но бросали они не бомбы, а мины в фарватер, чтобы закупорить флот в бухте. Одна из мин попала на городской рынок, погибли 44 человека. И на Херсонес одна попала, был взрыв огромнейшей силы. Так началась война в Севастополе, крейсер «Красный Крым», на котором я служил комендором, стоял у стенки морзавода. Командир корабля капитан 2-го ранга Зубков А.И. обратился к личному составу, чтобы в короткий срок ввести крейсер в строй боевых кораблей, что и было сделано, сказалась отличная подготовка команды. А позднее, за отличные боевые действия крейсеру было присвоено гвардейское звание.

     Затем водолаз Демидов спустился под воду и с риском для жизни открутил взрыватели, тогда из Москвы и из союзной нам Англии прибыли специалисты и разгадали, что немцы установили специальные магнитные мины. В течение суток в кратчайшие сроки создали на кораблях противомагнитные пояса, и мы на пятый день утром войны были направлены в румынский порт Костанцу, потому что Румыния была союзницей Германии. Впереди нашей эскадры шли лидеры «Москва» и «Харьков», крупные корабли чуть подальше. Наше командование рассчитывало, что нас встретит румынская береговая оборона, но немцы заранее все предусмотрели, они в этом отношении дальновидные люди, и установили свою батарею. Поэтому их батарея прицельным огнем практически сразу поразила лидер «Москву», я хорошо помню, как корабль тонул, а моряки на его борту пели песню «Варяг»: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает:» Мы открыли ответный огонь, наши 137-мм орудия будь здоров били, ведь два крейсера было в эскадре — «Красный Крым» и «Молотов», пламя на берегу было, горело все. Но насколько сильно мы их поразили, здесь трудно определиться, не видно за дымом ничего. Прикрытия с воздуха у нас не было, но немцы, к счастью, не пытались нас атаковать самолетами. В итоге «Москва» была потоплена, а «Харьков» вернулся в порт весь обгорелый, но вот на нашем крейсере потерь не было.»

   Сетевое  издание  КМ  RU   31.01.2005 г. в  опубликованой  без  указания  автора  статье   «Матрос  с «заговоренного» эсминца» рассказывает, как  служил   в  годы  войны  на  эсминце  «Сообразительный»  уроженец станицы Большая Козинка ростовчанин Трофим Васильевич САРАНА:   «Это был новый корабль. А уже на четвертый день он вышел в свой первый боевой поход. Этот поход навсегда врезался в память краснофлотцу Трофиму Саране. Еще бы! Ведь это было его боевое крещение. В составе отряда поддержки ударной группы кораблей – лидеров “Москва” и “Харьков”, “Сообразительный” направился к берегам Румынии — союзницы фашистской Германии. Перед черноморцами стояла одна, но главная задача операции — артиллерийским огнем уничтожить нефтехранилища в порту Констанца. Приблизившись к берегу, наши корабли легли на боевой курс и открыли по вражеским целям ураганный артиллерийский огонь. Удар был дерзким и внезапным. И все же противник сумел оправиться. Заговорили его береговые батареи. В пылу артиллерийской дуэли лидер “Харьков” попал на минное поле. Мощным взрывом его практически разорвало надвое… Командир “Сообразительного” получил приказ идти на помощь терпящему бедствие кораблю. Но и без приказа на войне есть один непререкаемый закон – сам погибай, а товарища выручай. — Когда мы подошли, лидер “Харьков” сильно дымил, — рассказывает Трофим Васильевич. – А тут еще в небе появилась большая группа вражеских самолетов. Не смолкают зенитки, трещат, надрываясь, пулеметы. В ушах – боль. Один из стервятников задымил и совсем недалеко от нас врезался в воду. Вот такая была обстановочка. Но свою задачу мы все равно выполнили…» (http://www.km.ru/velikaya-pobeda/2005/03/31/rostov-na-donu/matros-s-zagovorennogo-esmintsa)

    На  Интернете  даже  появилось  предложение:  «Экий  хороший  фильм  бы  получился  по  мотивам  судеб  лидера  «Москва»  и   подводной  лодки  «Щ – 206». Тут  тебе  место  развернуться  в  визуальном  плане  (  как  в  «Спасти  рядового  Райана»),  обстрел  Констанцы  25.06. 1941 г.,   гибель  лидера,  последний  вздох  лодки.»  (  www. fedy. livejournal. com  2009 – 06 – 29 )

 «Какой подлодки?   вообще-то на задание вышло два корабля! Москва и Керчь:)» uHkBuZuTop13 17 май, 2011, 7:53   Заголовок сообщения: Re: Лидер «Москва» найден. Наконец-то!

    В 1998 г. минское издательство «Литература» выпустило «Энциклопедию военного искусства. Военные моряки и подводники ХХ в». На стр. 225-226 этого «современного труда по истории флота» читаем: «26 июня 1941 г. лидеры эсминцев «Москва» и «Харьков» нанесли мощнейший артиллерийский удар по главной Черноморской базе фашистов – порту Констанце. От залпов корабельных орудий, выпустивших в общей сложности 350 снарядов на берегу вспыхнули пожары, взорвался железнодорожный состав с боеприпасами, были повреждены подъездные пути и здание вокзала. В итоге нарушилось сообщение с Бухарестом и доставка нефтепродуктов в Констанцу стала проблемой». И опять ни слова о гибели «Москвы»…

     А на страницах русского военно-исторического журнала «Новый часовой» (изд. Санкт-Петербургского университета, 1998 год №6-7, стр.332) В. М. ЛУРЬЕ в материале «Адмиралы Военно-морского флота СССР» пишет, что «В июле (!?  ББ)1941 года   корабли эскадры наносили удары по портам Румынии».

   Авторы вышедшей в 2003 году в Тольяти книги «Затонувшие суда Черного и Азовского морей» А. В. ЕЛКИН и С. Ю. КУРНОСОВ утверждают, что «лидер «Москва» участвовал набеге на Констанцу совместно с лидером «Харьков» и эсминцем «Смышленый». (стр.26).

   В  мае  2011 г.  после  обнаружения  дайверами  лидера  «Москва»,  об  этом сообщали,   наверное,  все  СМИ  стран СНГ  и  некоторых  зарубежных  стран.  Порой  эта  информация  вполне  годилась  для  ее  приведения  в  данной  главе.

   Газета  «ВЗГЛЯД »написала о том, что у побережья Румынии найден затонувший  в  первые дни Великой Отечественной войны советский лидер эсминцев «Москва» – «самый крупный военный корабль, потопленный в Черном море во время той войны». (Runespaper.info       ru-газета)
    На дне Черного моря нашли военный корабль «Москва»

      17 мая 2011 | 12:01

«На дні Чорного моря неподалік Румунії знайшли військовий корабель часів Другої світової — легендарну «Москву». Збитий в 41-ому есмінець шукали тридцять років. Пощастило румунським, російським та українським дайверам. Уламки корабля знаходяться на глибині 45-ти метрів за двадцять кілометрів від порту Константа. Фахівці вже дослідили, що ворожа торпеда розколола судно навпіл. На його борту перебували 243 члени екіпажу, 69 з них врятувались.»

   «На  встрече  с  дайверами  присутствовал контр-адмирал Петр Замфир (Petre I. Zamfir), служивший в то время на эсминце «Regina Maria» и помнящий тот бой со стороны противника.

   Эта встреча открыла один интересный факт, который не был упомянут ни в одном из советских источников. По участвовавшим в набеге кораблям черноморского флота, помимо тяжелой немецкой батареи «Tirpiz» (280-мм), вела огонь еще и румынская береговая батарея «Elisabeth» (105-мм). В отличие от немцев, батарея открыла огонь спустя три минуты после вступления советских кораблей в бой (05:05). При этом корабли шли 26/28-узловым ходом, придерживаясь боевого курса 221°, то есть, шли прямым курсом на эту батарею.   Конечно, калибр батареи был недостаточен, для нанесения существенного ущерба атаковавшим кораблям в начале операции. Но весьма вероятно, что именно огонь «Elisabeth» заставил отвернуть советские корабли, и лечь на курс отхода 123° (по румынским данным NE). Эта информация стала еще одним листом в колоду информации о боевых событиях у Констанцы».

Офицеры ЭМ «REGINA MARIA» после победы над эсминцем «МОСКВА» (из румынской газеты)

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Да уж… Сколько «академиков» и «суперисториков» оказывается. Большинство из них действуют по принципу «чем чудовищнее искажение фактов, смешанное с действительностью, тем лучше»

  2. Борис,спасибо за огромную работу по сбору такого большого объема информации!Однако это все ссылки на книжно-газетную информацию где
    много вымысла,а не
    на архивные материалы .Когда я писал рассказ «Почему казнили героя» я пользовался объемным шеститомником Валерия Борисовича Иванова «Тайны Севастополя».На мой вопрос откуда у него такая подробная и большая информация о Севастополе,он указал на большой шкаф в своем кабинете полный материалами и сказал что ему удалось спасти при развале СССР много архивных материалов Ч. Ф. Его адрес Севастополь ул. Суворова 24
    кв 9 .тел.545562,343807 ( данные 2009 г.)Попытайтесь с ним связаться или найти в других источниках и уточнить отчего погибла,»Москва»,кто потопил п/л 206,о трехкратном побеге Тухова из концлагерей,кто уничтожил его разведотряд немцы или НКВД и почему его приговорил заочно трибунал к расстрелу.Заранее благодарен если Вы распутаете эту ужасную трагедию-Олег.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *