С началом 1-ой мировой войны перед Балтийским флотом встала задача защитить столицу Санкт-Петербург (Петроград) от возможности прорыва сильного флота Германской империи.
Командующий Балтийским флотом Российской империи адмирал Николай Оттович фон Эссен с объявлением войны дал команду о немедленном выставлении минных заграждений, перегораживающих Финский залив.
Для создания невозможности прорыва линейных кораблей большого моря Германской империи в Финский залив, создается, так называемая крепость Петра Великого – система дальней обороны столицы от возможности прорыва в Финский залив.
История России изобилует случаями прорыва вражеских кораблей и десантов в Финский залив и вражеских десантов, ставящих задачу захват Санкт-Петербурга. Это и шведские корабли в различные русско-шведские войны и английские корабли и многие другие. Поэтому создание безопасности столицы было необходимым решением.
Морской транспорт «Печёра» на якоре в Моонзунде
Крепость создавалась в течении нескольких столетий и ее начало положил Петр Великий, разработавший и построивший Кронштадтскую крепость, но в единую систему ее объединили русские фортификаторы и моряки Балтийского флотав конце 19, начале 20 веков.
Крепость состояла из перегораживающих Финский залив комплекса многорядовых минных заграждений и ряда береговых позиций (фортов), позволяющих держать Финский залив на всем протяжении под прицелом крупнокалиберной береговой артиллерии.
Были разработаны и созданы, так называемые Центральная артиллерийская позиция, флангово-шхерная артиллерийская позиция, Або-Оландская шхерная артиллерийская позиция, Моонзундская артиллерийская позиция, передовая Кронштадтская артиллерийская позиция, тыловая артиллерийская позиция, включающие в свой состав крепости, форты, батареи и укрепления, вооруженные крупнокалиберной артиллерией.
В состав передовой позиции входил город Кронштадт и ряд фортов, построенных как на северном, так и на южном берегах финского залива, простреливающих фактически весь Финский залив.
В 1909 году Генштаб утвердил план, по которому в 60 км западнее Санкт-Петербурга в месте сужения Финского залива — пролив Стирсудден — создавалась передовая минно-артиллерийская позиция Кронштадта. Её ядром стали два новых береговых форта, каждый из которых был способен успешно вести артиллерийскую дуэль с линейным флотом и препятствовать тралению мин. На южном берегу залива на прибрежной возвышенности у деревни Красная Горка было начато строительство форта Алексеевский, на северном берегу на мысу у поселка Ино (Приветнинское) — форта Николаевский. Их передовые батареи на мысу Серая Лошадь на южном берегу и у поселка Пумала (Пески) на северном были вынесены ещё на 6 км западнее.
Форты «Николаевский» и «Алексеевский» проектировались с учётом самых современных достижений российской инженерной мысли и носили ряд основных черт так называемого «Русского форта» выдающегося фортификатора К. И. Величко. Существенным отличием проекта форта «Ино» от классического форта К. И. Величко было наличие крупнокалиберной артиллерии (собственно, с этой целью он и строился), причем орудия калибра 305 мм применялись в береговых укреплениях впервые.
По неподтверждённым данным, задачей, стоявшей перед кайзерлихмарине, была цель прорыва этих позиций и уничтожение Балтийского флота, защищающего их. Как считали в штабах противнику надо было прорваться к Петрограду и победоносно закончить войну в столице Российской империи.
Передовой минно-артиллерийской позицией Финского залива стал Рижский залив. Артиллерийские батареи мыса Царель с острова Эзель (Сааремаа) перекрыли своими дальнобойными орудия весь Рижский залив, не давая немецким тральщикам убирать мины с линии минных заграждений и препятствовали возможности прорыва основного германского флота в Рижский залив.
Немецкая армия уже топталась у ворот Риги, а немецкий флот не мог войти в Рижский залив. Корабли Балтийского флота в Рижском заливе обстреливали немецкие войска постоянно, срывая наступление на Ригу. А немцам нечего было им противопоставить.
Корабли Балтийского флота базировались на порты Пярну и Куйвасту (на острове Эзель — Саарема), периодически выходя в море для защиты минных заграждений от траления и для обстрела немецких войск.
Кайзер Германской империи неистовствовал, но командующий немецким флотом принц Генрих ничего не мог поделать с русским флотом и минно-артиллерийскими позициями русских.
Одной из основных задач, стоявших перед командованием Балтийского флота, было снабжение сил флота Рижского залива всем необходимым — и прежде всего боеприпасами, топливом, продовольствием и людьми.
Задачей немецкого кайзерлихмарине было по возможности прервать это снабжение, оставив русские корабли Рижского залива без боеприпасов, топлива и продовольствия. Для это в Рижский и Финский заливы периодически прорывались немецкие подводные лодки, которые выставляли минные банки на форватерах движения кораблей или обстреливали корабли с помощью торпед.
Многолетний опыт эксплуатации миноносцев в русском флоте настоятельно требовал создания разветвленной системы базирования этих кораблей на предполагаемых театрах боевых действий.
Вопрос о плавучих базах для снабжения и ремонта миноносцев, отдыха их команд неоднократно поднимался и даже кустарно решался путем приспособления барж и плашкоутов, однако кардинально эта проблема была решена только после Русско-японской войны, когда руководство флота пришло к мысли об обеспечении базирования миноносных соединений с помощью специально построенных вспомогательных судов. С таким предложением в 1906 году обратился в Морской генеральный штаб (МГШ) командир 7-го флотского экипажа капитан 1 ранга А.А. Кононов.
Обсуждение и дальнейшую разработку этого предложения поручили Особому совещанию под председательством контр-адмирала Н.А. Римского-Корсакова. После всестороннего рассмотрения этого вопроса, члены совещания пришли к выводу, что для обеспечения нужд, имеющихся в составе флота 70 минных крейсеров и миноносцев, необходимо сформировать для каждого соединения по по комплексу снабжения, состоящему суммарно из трех угольных транспортов, 3 транспортов боеприпасов, 3 транспортов-мастерских и 3 транспортов водолеев.
Первые пять транспортов предполагалось строить с одинаковыми корпусами и механизмами, что позволяло существенно ускорить и облегчить как разработку проекта, так и постройку судов (водоизмещение 2000 т, скоростью максимальной 10 узлов, дальностью плавания 750 миль). Предусматривалось, что транспорт-мастерская получит необходимый комплект оборудования для ремонта механизмов минных крейсеров и миноносцев, каждый угольный транспорт оборудуется для хранения и перевозки 830 т угля и 70 т «машинных припасов и провизии», а транспорт боеприпасов — «всех необходимых предметов минно-артиллерийского снабжения соединений миноносцев».
Стапельная сборка корпусов всех транспортов началась 1 октября 1909 года, сразу же после утверждения теоретического чертежа, а официальная церемония закладки судов, за исключением «Оки» (в июле 1910 г. ГУКиС сообщил заводу, что трем угольным транспортам присваиваются наименования «Мезень», «Печёра» и «Сухона», транспорту боеприпасов — «Ока», транспорту-мастерской — «Кама»), заложенной 20 ноября 1910 года производилась в день спуска на воду. Приказом по Морскому ведомству от 4 февраля 1911 года все суда зачислили в списки судов Балтийского флота. Работы по корпусной части велись хорошими темпами, и через десять месяцев после начала строительства угольные транспорты приготовили к спуску. После проверки отсеков на водонепроницаемость, в августе 1910 года «Печёра», «Мезень» и «Сухона» сошли со стапелей. В октябре спустили на воду «Каму», а спуск «Оки» в связи с ледоставом на Неве отложили до весны будущего года.
Отрицательно на мореходных качествах сказывались тупые образования носовых оконечностей, вызывавшие к тому же сильное волнообразование. По этому поводу командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен писал: «Неизвестно, для чего их носовой части дано такое образование, ведь льда по своей слабости машин они все равно не могут вмять».
Несмотря на некоторые конструктивные недостатки, которые, без сомнения, следует отнести к отсутствию опыта в проектировании и строительстве судов такого типа, транспорты, тем не менее, сыграли большую роль в снабжении и обслуживании боевых кораблей на Балтике в годы первой мировой войны, полностью оправдав свое назначение плавучих транспортных баз флота. По данным на конец 1916 года, «Ока» находилась при Минной дивизии, базировавшейся на Ревель, «Мезень» — при Шхерном отряде в Або, а «Кама» и «Сухона» входили в состав Отряда транспортов.
Транспорт «Печёра» погиб 12 августа 1915 года у острова Вормс, в результате торпедной атаки германской подводной лодки «U-26».
Как это произошло?
В ночь 12 августа 1915 года из Ревеля (Таллина) вышел большой конвой в Куйвасту с грузами для обеспечения кораблей флота. В составе конвоя шли тральщики 15 и 13, транспорт «Водолей-1», транспорт «Печёра», и замыкали конвой тральщики № 18 и 16.
Зорко вглядывались в блески волн сигнальщики и впередсмотрящие, пытаясь заметить легкие буруны следа торпед или минные банки.
В двадцать часов сорок шесть минут в районе Суропского маяка впередсмотрящий на баке транспорта «Печёра» плотник Иван Чупахин заметил след идущей с правого борта торпеды в 35-40 саженях (75-100 м – сажень составляла 2,13346 м.) и оповестил ходовой мостик.
Стоявший на крыле борта командир транспорта прапорщик по адмиралтейству Каминский Петр Богуславович и его помощник Юлле Андрей Мартынович сразу увидели след двух расходящихся торпед (мин Уайтхеда), идущих с направления указанного впередсмотрящим в носовую и кормовую части корабля. Уклониться было уже практически невозможно.
Единственное, что успел командир до взрыва – остановил машину, приказал команде срочно задраить водонепроницаемые переборки.
В двадцать часов сорок семь минут раздался взрыв напротив нижнего командного помещения в носовой части транспорта. Столб взрыва, был выше мачты с черным дымом. была сильно повреждена носовая оконечность транспорта. После момента взрыва, носовая часть была сильно разворочена, на обе стороны с заворотом корпуса наружу. Телеграф не действовал, так как антенна была порвана и стеньга на которой она крепилась сломана. Оповестить о взрыве и атаке подводной лодки флот и корабли с транспорта «Печёра» было невозможно.
Вторая торпеда прошла по корме, не причинив кораблю вреда. Получивший повреждение транспорт сразу стал погружаться набирая воду в носовую часть. Оценив обстановку и поняв что бороться за живучесть транспорта бесполезно командир транспорта прапорщик по адмиралтейству Каминский приказал помощнику немедлено спускать шлюпки и начать грузить раненых при взрыве.
Спустить смогли только две шлюпки шестерку и четверку. Отправив помощника заниматься спуском шлюпок и посадкой в них людей, командир побежал, как было предписано в инструкциях, спасать радиотелеграфные коды, вахтенный журнал, казенные деньги и флаг транспорта.
Помощник доложил командиру об отходе двух шлюпок. Командир побежал с боцманом Акимовым Василием Афанасьевичем и контуженым матросом Крашевским Александром на корму, надеясь, что все же может есть возможность отбуксировать повреждённый корабль за корму на ближайшую мель. Но корабль слишком быстро погружался носовой частью в воду и эти мысли пришлось командиру отставить.
Вскоре подошли шлюпки с тральщиков и водолея. Командир приказал, оставшемуся экипажу садиться в подошедшие шлюпки и эвакуироваться
Последними покинули тонущий транспорт боцман, помощник и командир. Шлюпки по приказкнию командира направились к «Водолею № 1», который был ближе других кораблей. Он в это время маневрировал разными курсами рядом с «Печёрой» и стрелял по воде из орудий. Район подрыва обстреливали и тральщики, пытаясь все же обнаружить и уничтожить потопившую транспорт немецкую ПЛ.
После полного погружения «Печёры» «Водолей № 1», подобрав шлюпки, направился к Ревелю, где пересадил раненых и членов команды на высланный для этого эскадренный миноносец «Страшный».
В результате оперативных действий командира транспорта прапорщика Каминского было спасено 31 человек. Погибло в основном в момент взрыва и умерли от ранений и контузии 21 человек.
Можно и нужно обратить внимание, что если бы не правильные действия командира, то жертвы могли бы быть более значительными. Но именно командир и его ближайшие помощники смогли предотвратить гибель остального экипажа.
Подлинный доклад командира транспорта «Печёра» прапорщика по Адмиралтейству Каминского начальнику штаба Балтийского флота:
КОМАНДИР Транспорта «ПЕЧЕРА» | Начальнику штаба Командующего Балтийского моря |
12 августа 1915 года | |
№ 712 |
РАПОРТ
Доношу Вашему Превосходительству, что 11-ого сего августа, идя из Ревеля в Моонзунд, с полным грузом Кардифского угля, машинными материалами и минами Уайтхеда, находящихся на палубе, в кильватер транспорту «Водолей № 1» на расстоянии 2 ½ кабельтовых от него имел еще сзади следующие за мной тральщики №№ 18 и 16.
В 8 часов вечера, пройдя с проводником у наргена сетевое и минное заграждения. Легли на курс W до траверса нижнего Суропского маяка, ходом в 8 узлов в час. Приблизительно в 8 час. 23 мин. Вечера, пройдя траверс нижнего Суропского маяка легли на курс SW 700 по Главному компасу и в кильватер «Водолею № 1».
В 8 час. 46 мин. вперёдсмотрящий на баке, плотник Иван Чупахин, заметил в 30-35 сажаниях, идущую с правого борта мину и крикнув «справа мина» побежал с бака к надстройке, после чего моментально последовал взрыв с правого борта, против нижнего командного помещения. След от взорвавшейся мины был виден ясно, которую также заметил, но уже очень близко и мой младший помощник. Вторую мину я заметил в 5-8 саженях, прошедшую сзади по корме.
Перед моментом взрыва, я спустился было с мостика, убедился все ли задраены помещения и нет где лишних огней, оставив на мостике своего помощника. После взрыва, я вбежал на мостик и остановив машину, стал давать тревожные свистки, так как транспорт с оторванной носовой частью начал медленно погружаться.
В это время «Водолей № 1» открыл огонь по следу прошедшей и взорвавшейся мины, а мной было приказано – спустить шлюпки – команде спасаться.
Были спущены шестерка и четверка, так как другие спустить было невозможно и команда, помогая раненым и контуженным стала садиться в шлюпки.
Отправив от борта нагруженные обе шлюпки, я с младшим помощником, боцманом и контуженным матросом Крашевским надеясь еще подать по возможности буксир за корму для буксировки к берегу «Печёры»
Желая убедиться нет ли раненых и плавающих людей на носовой части и желая спасти радиотелеграфный код для переговоров с наблюдательными постами, я вбежал снова на мостик.
Осмотрев носовую часть, людей плавающих не было, кроме отдельных частей тела и захватив коды спустился с мостика к себе в каюту взять казенные деньги 4400 рублей я посмотрел в машину, думая что там еще остались люди крикнул – все ли вышли наверх.
Транспорт в это время все медленно погружался носовой частью. Видя неизбежную гибель транспорта я приказал помощнику, боцману и матросу Крашевскому садиться в подошедшую с тральщика № 18 шлюпку и вместе с ними отчалил от борта к «Водолею № 1», который маневрировал разными курсами в саженях 300 от «Печеры» и стрелял из орудий.
Высадившись на «Водолей № 1″ мы подобрали свою шестерку с оставшимися людьми, осмотрели кругом не было ли видно где близко лодки, чтобы было безопасно подойти к «Печере» и не быть атакованным.
Однако в 9 часов 15 минут «Печера начала медленно скрываться под водой носовой частью и через 30 минут после взрыва полностью затонула.
Помощник доложил, что вся носовая часть транспорта была разворочена на обе стороны с заворотом корпуса наружу. Столб взрыва, был выше мачты с черным дымом. В пробоину с ревом врывается морская вода.
Хотел дать телеграмму о взрыве и предупредить флот о наличии в районе подводной лодки, но телеграф не действовал, так как антенна была порвана и стеньга на которой она крепилась сломана.
После погружения «Печеры» «Водолей № 1» подобрав еще и четверку с людьми, следовал в Ревель, где перед входом у о. Нарген в ворота сетевого заграждения, вся вверенная мне команда и офицеры были пересажены на эскадренный миноносец «Страшный».
Список команды, оставшихся в живых на транспорте «Печера» 11 августа 1915 года.
- прапорщик Каминский Петр Богословович — командир
- Юлле Андрей Мартынович — младший помощник командира
- Шарапов Александр Николаевич — старший судовой механик
- Лапшин Валентин Константинович — младший судовой механик
- титулярный советник Курбатов Василий Александрович — лекарский помощник
- боцман Акимов Василий Афанасьевич
- водолаз Александров Арсений Федорович
- матрос 2 разряда Беккер Карл Яковлевич
- матрос 2 разряда Буров Лука Павлович
- кочегар 1 разряда Веревкин Иван Матвеевич
- ученик содержателя Глазко Александр Евгеньевич (действующий служащий)
- телеграфный унтер-офицер Денисюк Владимир Викторович (действующий служащий)
- машинист 2 разряда Дмитриев Моисей Иванович
- кочегар 1 разряда Зверев Николай Павлович
- комендор Злобин Иван Миронович (временно прикомандированный)
- машинист 1 разряда Кабанов Илья Кузьмич
- старшина кочегаров Качалов Иван Иванович
- машинист 2 разряда Коншин Василий Григорьевич
- ученик содержателя Лебедюк Тимофей Степанович
- ученик писаря штаба дивизиона Макеев Николай Михайлович (действующий служащий)
- сигнальщик Новиков Яков Петрович (действующий служащий)
- буфетчик Панасенков Григорий Игнатович
- сигнальщик Плечков Алексей Сергеевич (действующий служащий)
- старшина машинистов Ребин Яков Александрович
- машинист 1 разряда Симченко Сергей Григорьевич
- повар Соловьев Петр Андреевич
- кочегар 1 разряда Чамаев Никита Алексеевич (вольнонаемный)
- моторист Яшков Иван Степанович
Направленые на излечение в лазарет города Ревель:
- содержатель казенного имущества Андренюк Роман Иванович
- кочегар 1 статьи Васягин Никифор с миноносца «Разящий» (временно прикомандированный)
- ученик комендора с транспорта «Русь» Долгих Иван (временно прикомандированный)
Погибли с транспортом:
- матрос 2 разряда Крашевский Александр
- телеграфист Мартышенко Иван Иванович (действующий служащий)
- матрос 1 разряда Мерит Юрьян Крышевич
- старший рулевой Мосяйкин Михаил Николаевич
- писарь штаба минной дивизии Уланов Алексей (временно прикомандированный)
- плотник Чупахин Иван Андреевич
- матрос 2 разряда Шейбакович Константин Игнатьевич
Список погибших членов команды транспорта «Печера» 11 августа 1915 года:
- машинист 2 разряда Богинский Фабиян Петрович – Волынская губерния, Ровенский уезд, Седлицкая волость, слобода Броницы, холост
- кочегар 1 разряда Водилин Андриан Федорович – Калужская губерния, Козельский уезд, Косьяновская волость, с. Косьяново, женат, 3 детей
- машинист 2 разряда Крылов Степан Иванович – Симбирская губерния, Ардатский уезд, Козловская волость, д. Знаменка, женат, 3 детей
- кочегар 1 разряда Курбацкий Иван Лукьянович – Могилевская губерния, Гомельский уезд, Красовская волость, д. Жабино, холост
- машинист 2 разряда Макаров Иван Макарович – Тверская губерния, Старецкийй уезд, Прасковская волость, д. Степанцево, женат, 1 ребенок
- водолаз 1 разряда Маколдин Василий Андреевич – Вятская губерния, Котельнический уезд, Гвоздевская волость, д. Маколдино, холост, 1914 года призыва
- матрос 1 разряда Малышев Антон Гаврилович — Тамбовская губерния, Тамбовский уезд, Углоцкая волость, женат, 2 детей, 1914 года призыва
- электрик Петров Константин Петрович – Вологодская губерния, Кадниковский уезд, Двинская волость, д. Женмино, вдов, 1 ребенок, 191 года призыва
- матрос 1 разряда Подолецкий Иван Емельянович – Пензенская губерния, Городищенский уезд, Базарная – Кенши волость, с. Базарное – Кенши, женат, 1914 года призыва
- матрос 2 разряда Пурам Иван Анцевич – Лифляндская губерния, Вольмарский уезд, волость Гейнаш, с. Гейнаш, холост, 1914 года призыва
- водолаз 1 разряда Сопин Егор Абрамович – Тамбовская губерния, Тамбовский уезд, Угловская волость, с. Угол, женат, 2 детей
- кочегар 1 разряда Терру Александр Федорович – Лифляндская губерния, Эзельский уезд, Пихтласская волость, холост
- матрос 1 разряда Токарев Андрей Александрович – Нижегородская губерния Семеновский уезд, Рожновская волость, д. Петрово, женат, 2 детей, 1913 года призыва
- матрос 1 разряда Черный Иван Михайлович – Киевская губерния, Радомижский уезд, Чернобыльская волость, д. Залесье, женат, 1 ребенок, 1914 года призыва
Подписал: командир транспорта «Печера» прапорщик Каминский
12|VIII— 1915 г.
Верно:
Флагманский делопроизводитель
После войны, из официального немецкого издания «Война на Балтийском море» выяснилось, что «Печеру» атаковала подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта барона Эгельвольфа фон Боркхейма, уничтожившая перед этим русский крейсер «Палладу» в 1914 году. Немецкая подводная лодка «U-26» периодически проникала в Финский залив и атаковала различные русские корабли, в том числе уничтожила транспорт «Печера».
В Германии победы немецких подводных лодок вызвали бурное ликование Капитан-лейтенант барон Эгевольф фон Беркхайм (1881-1915) был объявлен национальным героем. U-26 уничтожила за два года войны крейсер, минный заградитель и три транспорта.
«Печера» стала последней жертвой этой немецкой подводной лодки. В августе 1915 года U-26 не вернулась из очередного похода, предположительно подорвавшись на минах у берегов Финляндии. Весь ее экипаж, включая командира, погиб.
Практически до революции Балтийский флот накрепко запечатал вход в Рижский залив для кораблей германского флота.
И только революция, развратившая экипажи, отказывавшиеся выходить в море на боевые задачи, позволили немцам крупными силами прорваться в Рижский залив и захватить Моонзундские острова. А впоследствии выйти даже на северные и южные берега Финского залива и угрожать Кронштадту и Петрограду.
Постройка серии вспомогательных судов разнородного назначения, призванных полностью обеспечить деятельность миноносных соединений, при создании которых использовались унифицированные корпуса и механизмы, явилась беспрецедентным, для того времени, решением, не только в отечественном, но и мировом судостроении.
Много позднее, в годы Второй мировой войны, в составе американского флота появилось большое число различных вспомогательных судов с одинаковыми корпусами и механизмами типа «Либерти».
Несмотря на определенные трудности при постройке, транспорты плавучей базы Балтийского моря следует считать в целом удачными судами, оправдывающими свое назначение. Они неплохо зарекомендовали себя при обслуживании кораблей флота, многие годы находясь в составе русского и советского ВМФ.
Литература:
- Бережной С, Лысикова Т., Гигаури В. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-морского флота (1917-1927 гг.). М.: Воениздат, 1981. С. 487, 493-494.
- Догин А. Вспомогательные суда плавбазы эсминцев // Советский флот. 1987. № 12. С.28-33.
- Платонов Г. Вспомогательные суда в огне двух войн // Морской флот. 1988. №4. С.24-27.
- РГА ВМФ Фонд 479 опись 23, дело 480 стр. 53-54
- Яровой В. Вспомогательные суда плавучей базы Балтийского флота // Судостроение. 1981. №1. С.32-35.
Интернет-ресурсы
- https://www.postsovet.ru/blog/russia/765320.html Созданные для обеспечения действия эсминцев (по материалам сайта «Военное обозрение)
Спасибо,прочитал с интересом!
А нельзя ли перед публикацией просматривать текст? Я уже молчу про массу грамматических и стилистических ошибок. НО в одном месте «Печора», в другом — «Печера». Ни точек, ни запятых…
Спасибо за замечания
Благодарю за интересную, полезную статью. Большая и серьёзная работа проделана авторами! Спасибо.
СПАСИБА ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ТЕМА