Материал к выступлению главного мытаря России господина Мишустина в Чили 29.3.2019
В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговой механизм напрямую влияет на экономику и производство, на динамику и структурное состояние научно-технического прогресса. Предшественницей налогов на Руси была дань. Это по сути дела сначала натуральный, а затем всё более систематический, прямой налог. Князь Олег / -9I2/, как только утвердился в Киеве, начал собирать дань с подвластных племён. Как об этом пишет историк С.М.Соловьёв, некоторые платили мехами с дыма, или обитемого жилья, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — то есть с плуга или сохи. Тогда же появляются сведения о целевых налогах. Так население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен на содержание наёмной дружины для обороны северных границ. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, или полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам закончилась печально для князя Игоря / — 945 /. По свидетельствам историка Н.М.Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти и обременил древлян тягостным налогом. А, получив его, вернулся требовать нового. Древляне не стерпели «двойного налогообложения» и убили князя. Вот к чему ведёт отсутствие законов в налогообложении. Известно, что в Древней Руси существовало и поземельное налогообложение. Косвенное налогообложение существовало в форме различных пошлин – «мытов». После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. |
Каждый удельный князь собирал дань в своём уделе, сам и передавал её великому князю для отправки в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося ханам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговой гнёт на русские княжества. Помимо выхода и дани были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. К тем временам исходят истоки банального выражения – «Кто не кормит свою дружину, кормит вражескую рать!» Уплата «выхода» была прекращена Иваном Ш /I440- I505/ в I480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван Ш ввёл сбор денег с чёрносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные — для производства пушек и пищалей, сборы на городовое и засечное дела — строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани источником дохода казны Великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель- имеет важное значение, поскольку на Руси в период татаро-монгольского ига образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний налог определялся не только количеством земли, но и её качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли I2 четей, средней — I4, худой — I6 четей. Для определения размера налогов служило сошное письмо. Иван Грозный /I530-I584/ умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нём были обложены определённым количеством сельхозпродуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Итак, во все времена до Ивана Грозного и при нём, главным объектом облачения прямым налогом служила земля, а её расклад вёлся на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населённость. Время от времени писцовые книги обновлялись. |