Баншац Б.Корабельная династия «Москва» (продолжение 32)

В  послевоенное время в Советском Союзе было четыре научно – исследовательских судна, носивших название «Московский университет».

8.06.1957 года с Каспийской флотилии Московскому государственному университету был передан большой морской охотник   БО-191 проекта 122бис.

Заложен 14.12.1947 на Зеленодольском ССЗ (завод № 340 им. М. Горького), заводской № 446. Спущен на воду 24.4.1948. Вступил в строй 4.12.1948 и 20.12.1948 зачислен в состав КВФ.  27.12.1956 отнесен к подклассу МПК как МПК-191. 25.11.1957 исключен из состава ВМФ.

Мореходный, однопалубный, дизельный, трехвинтовой большой охотник за подводными лодками проекта 122бис (классификация NATO — Kronshtadt class). Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 307 т; полное 325 т; Длина — 52,2 м; Ширина 6,6 м; Осадка 2,2 м; 3х1200 л.с., дизели «Дженерал моторс» 12-278-А, 3 ВФШ, 2 ДГ «Джон Райнер» (затем 2 ДГ-18 по 18 кВт); Мощность 3 300 л. с.; Скорость хода максимальная 18,7 узл.; экономическая 8,5 узл.; Дальность плавания – 3 300 миль на 8,5 узлах; Автономность плавания 10 сут. Отработал четыре навигации 1957-1961 года Списан в 1962 г.

В 1961 году он был заменен более удобным для экспедиционных работ посыльным судном, также названым «Московский университет».

В Таллине на верфи  Riigi Sadamatehas в 1937 г. заложили и за три года построили корабль «Pikker» («Громовержец»).  Он должен был совмещать несколько функций: корабля, сопровождающего подводные лодки, президентской яхты и учебного корабля для курсантов – будущих военно-морских офицеров.

 

ПОСТРОЙКА 

Весной 1940 года корабль вошел в состав ВМС Эстонии. Полное водоизмещение президентской яхты достигало 500 тонн, длина корпуса — 58 метров, ширина — 7,3 метра, осадка — 2,4 метра. Два дизеля обеспечивали скорость полного хода в 16 узлов. Вооружение «Пиккера» составляли два 75-мм орудия, размещенные в оконечностях корпуса, и один 7,62-мм спаренный зенитный пулемет «Льюис», установленный у рубки. Автономность 10 суток. Экипаж 28 чел.

Судно вновь прошло ремонт и переоборудование на Севастопольском морском заводе. На месте кормового орудия установили грот-мачту, удлинили в корму крышу рубки, по правому борту на главной палубе разместили траловую дугу.

Судно базировалось в Севастополе вплоть до 1978 года. Я помню его в глубине Южной бухты у Советской (Царской) пристани возле холодильника. Он казался очень маленьким рядом со стоящими вспомогательными судами. На судне проходила учебная практика студентов Геологического факультета МГУ с 1961 по 1978 годы.

В ночь на 7 января 1969 г. на Черном море в районе Пицунды разыгрался сильнейший шторм, длившийся 80 часов. Галечный пляж исчез, вода прорвалась через береговой вал, опрокинула фундамент волноотбойной стенки, разворотила набережную, разбросав бетонные плиты, залила первые этажи двух санаторных корпусов, забив холлы песком и галькой. Вторая буря в феврале довершила разрушение курорта. Это был своего рода ответ моря на скоропалительное вторжение человека в природу.

Курортный комплекс на мысе Пицунда был построен в 1961–1969 гг. на прибрежной полосе песчано-галечных отложений и включал семь 14-этажных корпусов-пансионатов, две столовые, курзал, морской вокзал, прогулочную площадку с подпорной стенкой, ряд вспомогательных и культурно-бытовых зданий и сооружений. Общая сумма выполненных строительно-монтажных работ определялась в 22 млн рублей. Однако строительство курорта осуществлялось в зоне, подверженной воздействиям морских штормов. Ряд научных организаций в 1960–1961 гг. возражали против расположения зданий и сооружений в этой зоне берега, указывая на «исключительные природные условия мыса Пицунда, где от уреза воды дно моря до глубины 15–17 м имеет уклон 1 : 5, далее крутизна увеличивается до 45° и дно достигает глубины 100 метров. По этой причине штормовые волны вкатываются на берег почти не разрушенными и обладают колоссальной энергией»

Для изучения рельефа подводного склона были привлечены научно-исследовательские суда «Академик Обручев» и  «Московский университет». Уникальные исследования продолжались три месяца. На следующий год их повторили. В результате была установлена причина происшедшего и выработаны предложения, от решения которых зависело будущее знаменитого курорта. Однако значительная часть предложений, включая составление кадастра берегов России, не была реализована…
После 1978 г. следы судна теряются. Бывший «Пиккер»(как «Московский университет») по данным Севастопольского Вторчермета в Инкермае не разбирался. Якобы был продан куда-то на Кавказ и используется в качестве находящегося на берегу ресторана. (Версия Виталия Костриченко в газете «Флот Украины».) Вероятней всего это не более чем красивая легенда. Инкерман  стал  его кладбищем  и местом упокоения.

НИС «Московский Университет» снимался в фильме «Гиперболоид инженера Гарина» (1965) в качестве яхты «Аризона».

В Эстонском морском  музее в Таллине выставлена цельнометаллическая модель «Пиккера».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *