Командир дивизиона миноносцев Черноморского флота Владимир Васильевич Трубецкой 29 марта 1915 года был назначен командиром на новый линейный корабль «Императрица Мария». Известие это не очень – то обрадовало капитана 1 ранга: жаль было расставаться с боевыми друзьями по дивизиону, с которыми он смело ходил в море, совершал захваты и уничтожение турецких транспортов, став в скором времени настоящей легендой среди врагов и сослуживцев. Управление лёгкими и маневренными миноносцами больше прельщало душу Владимира Васильевича, чем командование новым тяжёлым линкором, хотя и носил он то же название синопского корабля – флагмана адмирала П. Нахимова. С грустью вспоминал Трубецкой, как тепло прощался с друзьями, отчаливая на вельботе, гребцами которого, в знак особого к нему уважения, вызвались только офицеры.
Новый линкор стал первым в серии двух других новейших кораблей – «Императрица Екатерина» и «Александр III». Перед мощью и величиной «Императрицы Марии» старые линкоры Черноморского флота – «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон» казались ветхими и неказистыми коробками. От залпа орудий «Марии» деформировалось даже тонкое железо надстроек, содрогались, сгинаясь, коечные стойки в кубриках. Линкор выходил не раз к Босфору, испытывал всю мощь своей артиллерии, гонял немецкий крейсер «Бреслау», но не разу не встретил в открытом бою флагман немецко – турецкого флота «Гебен».
Разговор Трубецкого со старшим офицером линкора капитаном 2 ранга А. В. Городысским тоже не принёс оптимизма:
«Вот, только посмотрите, Владимир Васильевич, у меня на столе уже несколько рапортов молодых офицеров о переводе на миноносцы, в авиацию, в подводники. Куда угодно. Не по нраву нашей молодёжи монотонность походов корабля, отсутствие достойного врага, однообразие службы, им подавай приключения, опасности, их влечёт жажда кипучей деятельности и веселья», — жаловался Городысский.
«Да, действительно, это вполне серьёзно и требует обоснованного решения, которое должно заинтересовать молодых офицеров линкора, — отвечал Трубецкой, — я подумаю».
«Вот останутся на новом линкоре только такие, как, зачисленный недавно в штат корабля герой Синопа – 90 – летний матрос 2 статьи Александр Марков Абакумов, который ещё с адмиралом П. Нахимовым на старой «Марии» ходил, тогда, что делать будем?» — шутливо произнёс кавторанга.
«Да, но этот старикан – настоящий службист, настырный такой. Он, кажется, проверяющим на сходне. Осматривает всех с пристрастием и дотошно. Молодец!»
Как и чем заинтересовать молодежь остаться служить на линкоре? Эта мысль не давала покоя новому командиру. И тут его осенило: стимулом может послужить специально изготовленная для этой цели почётная сабля, выдаваемая каждому офицеру, прослужившему на корабле без перерыва, например, двухлетний срок. Это будет включено в специальное положение о ней.
О своём предложении Трубецкой поделился со страшим офицером, тот поддержал его.
Решено было срочно изготовить саблю. Это был прекрасный клинок работы златоустовских мастеров; на одной стороне лезвия которого – гравировалась надпись – кому, на другой – «ЛИНКОР ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ». Эфес украшала миниатюра с образом Николая Чудотворца (копия с образа нахимовской «Марии»). Для начала, чтобы утвердить положение о сабле, придумали на предстоящем смотре вручить её самому Государю, если он примет почётную саблю, значит, и положение утвердится.
Наградная сабля zlatoust-air.ru
Торжественный смотр состоялся 12 мая 1916 года. На мачте линкора взвился Государев Штандарт. Фалрепные выстроились по всему правому трапу. Государь и свита поднялись на палубу. После осмотра корабля наступил долгожданный момент, когда почётную саблю поднесли Государю, он сказал:
«Но ведь я не плавал два года на «Марии»!»
«Ваше Императорское Величество, для Вас это не обязательно».
«Тогда, с большим удовольствием!» — Государь взял саблю и передал дежурному флигель – адъютанту. Все облегчённо вздохнули.
В. Трубецкой прослужил на «Императрице Марии» недолго, уже в августе 1916 года он назначается Наминбригом (Начальником минной бригады), а линкор принял капитан 1 ранга И. С. Кузнецов. Однако, за столь короткий срок Владимир Васильевич проявил себя, как думающий и заботящийся о корабле командир, только вот почётную саблю, кроме Государя, больше никто не получил.
6 октября 1916 года «Императрица Мария» вышла в море в последний раз, а 7 октября погибла на рейде Севастополя от мощных взрывов.
Примечания: Синопский герой – соплаватель П. Нахимова – матрос 2 статьи А. М. Абакумов в возрасте 90 лет действительно служил на новом линейном корабле «Императрица Мария». Во время знаменательного смотра Государь произвёл его в кондукторы.
https://ok.ru/stengazeta/topic/156197692658592
Фалрепные – матросы, вызываемы к трапу при отъезде или приезде офицера или кого – нибудь из начальствующих лиц; их обязанность – помочь при посадке в шлюпку или выходе из неё. Обер – офицеру вызываются два фалрепных, которые становятся у входа на трап лицом друг к другу; штаб – офицеру – четыре, лицам Императорской фамилии фалрепными становятся молодые офицеры, по двое на каждую ступеньку трапа.