Бойко В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка С-178

Подводная лодка проекта 613 заложена 12 декабря 1953 на эллинге судостроительного завода № -112 в Горьком, спущена на воду 10 апреля 1954. В мае 1954 года С-178 переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний. 20 октября 1954 года вступила в строй и 29 октября 1954 года С-178 включена в состав Северного флота, вошла в состав 297-й Бригады подводных лодок 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный.

С 7 июля по 19 августа 1955 года С-178 совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (Полярное) на дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон.   В августе 1955 года подводная лодка в составе Бригады подводных лодок перешла из бухты Провидения в бухту Крашенниникова. 7 сентября 1955 года С-178 была зачислена в состав Тихоокеанского флота и вошла в состав 125-й Бригады подводных лодок Камчатской военной флотилии ТОФ с базированием на бухту Крашенниникова.

В июне 1963 года С-178 переформирована в состав 72-й ОБрСРПЛ ТОФ с базированием на п.Большой Камень (Приморский край), в мае 1966 года зачислена в состав 126-й Бригады подводных лодок 6-й Эскадры подводных лодок Краснознаменного Тихоокеанского флота с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка).

21 октября 1981 года С-178 возвращалась в базу после двухдневного выхода в море для глубоководного погружения и замеров шумности. Подводная лодка двигалась в надводном положении со скоростью девять узлов. Волнение моря достигало двух баллов, качество видимости было отличным в ночных условиях.

В 19:30 по Хабаровскому времени в тринадцати кабельтовых от острова Скрыплева С-178 получила «Добро!» на вход в бухту Золотой Рог, чтобы сократить время хода, маршрут был проложен через полигон Боевой подготовки. Немного ранее оперативный дежурный ОВР Приморской флотилии дал разрешение теплоходу РФС-13 «Рефрижератор-13» на выход из бухты, и эта информация не была своевременно передана С-178. Старпом РФС-13, желая поскорее покинуть бухту, выключил ходовые огни, самостоятельно сменил курс и оказался на том же полигоне Тихоокеанского флота, в который вошла подводная лодка  С-178.

В 19.30 вахтенные теплохода заметили огни встречного судна, которое они приняли за рыболовецкий траулер. Параллельно старпом получил сообщение на экране радара об отметке цели. Пеленг на встречное судно не менялся, и они стремительно сближались. Акустик доложил об обнаружении встречного судна, однако, никто фактически не принял его заявление всерьёз. Траулер обязан был уступать дорогу подводной лодке согласно правилам плавания в порту Владивостока, однако управляющий РФС-13 старпом  не сделал этого по неизвестным до сих пор причинам. Огни траулера с мостика подлодки заметили слишком поздно. Командир успел только отдать приказ «Право на борт! Сигнальщику осветить встречное судно».

В 19.45 «Рефрижератор-13» со скоростью восемь узлов по курсу 20-30 градусов протаранил подводную лодку и ударил её в левый борт в районе 6-го отсека. За 15 секунд отсек был затоплен — забортная вода ворвалась  сквозь пробоину площадью около 6 м². С-178 получила сильный динамический крен, и все стоявшие в ограждении рубки подводники упали в воду. Спустя двадцать секунд после столкновения подводная лодка, приняв в корпус около 130 тонн воды ушла под воду и затонула на глубине 32 метра с креном 32 градуса на правый борт.

Загерметизироваться в 4-м, 5-м и 6-м отсеках подводники не успели и восемнадцать моряков погибло в течение полутора минут. Четверо подводников загерметизировались в седьмом, оставшиеся в живых члены экипажа  загерметизировались в 1-м и 2-м отсеках, поскольку за полчаса был затоплен центральный пост.

Фильтрация воды в 7-й отсек составляла до 15 тонн в час, и начальник штаба бригады В.Каравеков приказал покинуть отсек и выбраться на поверхность, однако моряки не смогли открыть крышку верхнего люка.

Выбраться через кормовые торпедные аппараты не удалось, а через четыре часа связь с отсеком прекратилась. В носовых отсеках на двадцать шесть оставшихся в живых подводников было всего двадцать комплектов ИСП-60 для выхода на поверхность.

РФС-13 поднял из воды семь подводников из 11, после чего сообщил в 19.57 об аварии. В 20.15 дежурный ОВР объявил тревогу поисковым силам и спасательному отряду. К месту аварии вышли спасательные суда «Жигули», «Машук» и спасательная подводная лодка БС-486 («Комсомолец Узбекистана»)  проекта 940. После объявления сигнала тревоги БС-486 вышла к месту катастрофы лишь через три с половиной часа в неисправном состоянии. Эти неисправности были такими, что сама БС-486 во время проведения операции по спасению подводников С-178 едва не осталась на грунте. Об этих неисправностях в то время никто не осмелился доложить по команде, а в настоящее время эта причина всячески замалчивается. В 21.00 с борта РФС-13 был обнаружен спасательный буй С-178,  через пятьдесят минут спасательные корабли подошли к месту аварии.

   В 08.45 22 октября БС-486 впервые в мировой практике начала спасение людей с затонувшей подводной лодки, однако обнаружить объект и занять позицию для начала работы водолазов не удавалось в течении семнадцати часов. БС-486 трижды всплывала и погружалась, безрезультатно маневрировала, лодочные водолазы начали работы лишь в 03.03 23 октября. За это время отчаявшиеся подводники начали самостоятельно выходить на поверхность, при этом трое из них бесследно исчезли — не исключено, что виной тому стали винты маневрировавшей лодки-спасателя. К вечеру 23.10 начался организованный вывод моряков из отсеков и в 20.30 последним затонувшую лодку покинул старший помощник командира капитан-лейтенант С.Кубынин (шесть подводников были спасены и приняты на борт БС-486). В ходе вывода погибло трое подводников, два моряка погибли в первом отсеке.

24 октября 1981 года  начались работы по подъёму затонувшей подводной лодки. Вначале С-178 подняли понтонами до глубины пятнадцать метров, отбуксировали в бухту Патрокл и положили на грунт, после чего водолазы вынесли из отсеков тела погибших.

15 ноября 1981 года С-178 была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед подводную лодку отбуксировали в сухой ДОК «Дальзавода». Восстановление подводной лодки было признано нецелесообразным. Вскоре состоялся закрытый суд, согласно решениям которого командир С-178 капитан 3-го ранга В.Маранго и старпом РФС-13 В.Курдюков были приговорены к тюремному заключению сроком на десять лет каждый,  капитан теплохода — к 15 годам соответственно. В братской могиле на морском кладбище г.Владивостока предано земле шестнадцать подводников С-178, десять моряков преданы земле по месту жительства, тела шестерых подводников так и не были найдены. После гибели подводной лодки С-178 совместным решением флота и промышленности на  подводных лодках установили проблесковые оранжевые фонари, предупреждающие о том, что в надводном положении идет подводная лодка.

9 июля 1982 года подводная лодка С-178 исключена из состава ВМФ СССР. 21 октября 1982 года ограждение рубки подводной лодки С-178 было установлено на братской могиле погибших моряков на Морском кладбище г.Владивостока. На гранитных табличках, которые расположены на трех общих захоронениях, высечены фамилии тридцати двух погибших подводников.

19 января 1983 года расформирована команда подводной лодки С-178.

Подводная лодка С-178. 

Подводная лодка С-178 незадолго до гибели.

Подъем подводной лодки С-178.

Подводная лодка С-178 после подъема. Ноябрь 1981 года. 

Братская могила погибших подводников С-178. Ноябрь 1981 года.

Братская могила погибших подводников С-178.  Установлено ограждение рубки подводной лодки С-178. Октябрь 1982 года.

Таран подводной лодки С-178. Художник А.Заикин.

Гибель подводной лодки С-178. Художник А.Лубянов.

Вспомним их поименно: http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_25_spisok_s178.htm

  1.  капитан 2 ранга Каравеков Владимир Яковлевич — начальник штаба бригады подводных лодок
  2. старший лейтенант Соколов Алексей Алексеевич — командир БЧ-3 (тело не найдено)
  3. старший матрос Адьятулин Ергали Нурмуханович — командир отделения электриков торпедных (тело не найдено)
  4. старшина 2 статьи Ананин Дмитрий Савельевич — старшина команды трюмных (тело не найдено)
  5. матрос Аристов Владмир Аркадьевич — электрик (похоронен по месту жительства)
  6. старшина 1 статьи Астафьев Александр Владимирович — старшина команды мотористов (похоронен во Владивостоке)
  7. матрос Балаев Александр Сергеевич — моторист (похоронен во Владивостоке)
  8. старшина 2 статьи Демешев Сергей Алексеевич — кок-инструктор (похоронен во Владивостоке)
  9. старшина 2 статьи Емельянов Владислав Павлович — командир отделения электриков (похоронен по месту жительства)
  10. старший матрос Ендюков Валерий Анатольевич — командир отделения мотористов (похоронен по месту жительства)
  11. старший матрос Журилкин Александр Васильевич — старший моторист (похоронен во Владивостоке)
  12. матрос Иванов Геннадий Александрович — электрик (похоронен во Владивостоке)
  13. матрос Киреев Петр Федорович — рулевой-сигнальщик (похоронен по месту жительства)
  14. старший матрос Киреев Шамиль Рауфович — старшина команды — старший баталер (похоронен во Владивостоке)
  15. матрос Коснырев Виктор Викторович — командир отделения радиотелеграфистов ОСНАЗ (похоронен во Владивостоке)
  16. матрос Костылев Вячеслав Валентинович — командир отделения машинистов трюмных (похоронен во Владивостоке)
  17. старший матрос Ларин Николай Александрович — старший рулевой-сигнальщик (похоронен по месту жительства)
  18. матрос Леньшин Виктор Иванович — радиотелеграфист ОСНАЗ (тело не найдено)
  19. курсант Лискович Александр Васильевич — курсант учебного отряда УКОПП (Кронштадт), дублер старшины команды мотористов (похоронен во Владивостоке)
  20. мичман Лысенко Виктор Леонидович — старшина команды электриков (похоронен во Владивостоке)
  21. старший матрос Медведев Иван Иванович — торпедист (похоронен по месту жительства)
  22. старший матрос Пашнев Олег Владимирович — командир отделения радиотелеграфистов (тело не найдено)
  23. матрос Плюснин Александр Михайлович — моторист (тело не найдено)
  24. матрос Рябцев Алексей Анатольевич — дублер радиотелеграфиста (похоронен по месту жительства)
  25. старший матрос Сергеев Сергей Михайлович — командир отделения электриков штурманских (похоронен во Владивостоке)
  26. старшина 2 статьи Смирнов Владимир Степанович — старший специалист СПС (похоронен во Владивостоке)
  27. старшина 2 статьи Соколов Иван Иванович — командир отделения мотористов (похоронен во Владивостоке)
  28. старший матрос Степкин Анатолий Николаевич — торпедист (похоронен во Владивостоке)
  29. матрос Тухватулин Вагиз Самигуллович — старший моторист (похоронен по месту жительства)
  30. матрос Шомин Виктор Александрович — машинист трюмный (похоронен во Владивостоке)
  31. матрос Хафизов Салиф Вахизович — командир отделения рулевых (тело не найдено
  32. матрос Юрин Олег Геннадьевич — старший радиотелеграфист ОСНАЗ (похоронен по месту жительства)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *