Бойко В. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка К-122

16 ноября 1960 года заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка проекта 659. 21 января 1961 года зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. 17 сентября 1961 года спущена на воду. С 29 сентября 1961 года по 12 апреля 1962 года прошла  швартовные испытания. В ноябре 1961 года вошла в состав 26-й Дивизии подводных лодок ТОФ с базированием на бухту Павловского залива Стрелок. С апреля по июль 1962 года подводная лодка прошла  ходовые испытания и выполнила программу государственных испытаний. 30 сентября 1962 года К-122 вступила в строй.

18 июня 1963 года прибыла к постоянному месту базирования в бухту Крашенниникова (г. Вилючинск) и перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ.

3 декабря 1964 года подводная лодка К-122 вошла в состав Тихоокеанского флота. С февраля 1964 года по декабря 1968 года прошла ремонт и перевооружение в торпедную подводную лодку проекта 659Т на ДВЗ «Звезда» в поселке Большой Камень (Приморский край).

В апреле 1969 года подводная лодка прибыла к новому месту базирования в бухту Павловского.

В апреле-мае 1970 года выполнила задачи Боевой Службы, приняла участие в маневрах «Океан». 7 мая при погружении после всплытия на сеанс связи на глубине 196 метров К-122 столкнулась с подводной скалой. При осмотре подводной лодки в базе в обтекателе гидроакустической станции были обнаружены коралловые камни. 12 мая произошел пожар в турбинном отсеке, а затем пожар в 4 и 8 отсеках. Подводная лодка аварийно всплыла и провентилировала отсеки. 13 мая вышли из строя малые горизонтальные рули. В результате работы комиссии при разборе похода командир подводной лодки был снят с должности.

20 августа 1980 года в период выполнения задач Боевой Службы, в подводном положении во время тренировки при переводе нагрузки с левого турбогенератора на правый возник пожар в 7 отсеке. Подводная лодка начала всплытие в надводное положение. ЛОХ был подан в отсек лишь через восемь минут после возникновения пожара, личный состав был выведен из отсека до начала подачи огнегасителя. Девятерых подводников из восьмого отсека, не имевших ИСЗ (незадолго до пожара произошло возгорание гидроакустической станции и дыхательные аппараты перенесли в центральные отсеки), перевели в девятый отсек. Пожар в седьмом отсеке имел интенсивный характер – прочный корпус в районе 7 отсека раскалился до малинового цвета. Трехкратное применение ЛОХ ликвидировало пожар. К-122 оказалась неуправляемой с личным составом на верхней палубе, без ВВД и электропитания. Реактор был заглушен вручную – личный состав снял лист в прочном корпусе над реакторным отсеком (проникнуть туда было невозможно через соседние отсеки). Сигнальными ракетами было привлечено внимание проходившего рядом английского газовоза «Harry» с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ через посольства. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно «Меридиан» Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть личного состава подводной лодки. На третьи сутки к месту трагедии подошла плавбаза «Бородино» с резервной командой и специалистами судоремонтного завода. Подводную лодку взяли на буксир и доставили в базу.

Во время аварии погибло 14 подводников. Мичман В. Белевцев был награжден орденом «Красная Звезда» (посмертно) – в кромешной тьме при температуре в помещении около 70 градусов без защитной маски сумел открыть передние крышки торпедных аппаратов и выровнять давление в подводной лодке для того, чтобы аварийная группа открыла люк девятого отсека и начала эвакуацию личного состава.

Первоначально причиной аварии объявили ошибку команды подводной лодки, но повторное расследование установило, что причиной пожара явились «конструктивные недостатки».

С ноября 1980 года по апрель 1981 года К-122 находилась в восстановительном ремонте, после которого состояние подводной лодки оценивалось как «неудовлетворительное». В сентябре 1983 года К-122 перебазирована в бухту Постовая (п. Советская Гавань).

28 октября 1985 года подводная лодка К-122 исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ. До 1998 года находилась в п. Большой Камень. Осенью 1987 года была поднята на стапель.

28 апреля 1992 года  переименована в Б-122. 28 сентября 1992 года была переведена и поставлена на прикол в б. Чажма в заливе Стрелок (поселок Дунай). Выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву.

1 сентября 1994 года расформирована команда подводной лодки. В 1994-1995 годах после вырезки реакторных отсеков подводная лодка Б-122 разделана на металл на ДВЗ «Звезда» (п. Большой Камень) с формированием реакторного блока, который был оставлен на плаву в бухте Разбойник для временного хранения.

Подводная лодка К-122 во время ремонта и перевооружения  в торпедную подводную лодку проекта 659Т. 

К-122 после аварийного всплытия перед буксировкой23 августа 1980 года.

К-122 во время буксировки в базу.

К-122 во время буксировки в базу.

 

К-122 на отстое в бухте Постовой. 

Памятник погибшим подводникам  К-122 в бухте Павловского.

Памятник погибшим подводникам  К-122 в бухте Павловского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *