Бойко В. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка Щ-130

Подводная лодка тип «Щ» X серии заложена 7 августа 1934 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде. В 1935 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на завод №-202 (Дальзавод им. Ворошилова) во Владивосток, где производилась её окончательная сборка. 8 июня 1935 года   спущена на воду и 11 декабря 1936 года вошла в состав Тихоокеанского флота.

3 сентября 1943 года у острова Лисий в заливе Америка в ходе выполнения учебных ночных торпедных стрельб Щ-130 была таранена подводной лодкой Щ-128. Двигаясь на малой скорости Щ-128 своим форштевнем вспорола цистерну главного балласта в районе 46 шпангоута, прорезав прочный корпус Щ-130 в метре от переборки Центрального поста. Поврежденная электропроводка подводной лодки накоротко замкнула ревун, длинный сигнал которого означал срочное погружение. По этому сигналу на Щ-130 были открыты кингстоны и клапана вентиляции цистерн главного балласта, в результате чего подводная лодка врезалась в грунт на глубине тридцать восемь метров.

Когда через тринадцать с половиной  часов к месту аварии подошло спасательное судно «Находка», в отсеках дышать было очень тяжело, пятый отсек был залит водой и соляром из разорванной цистерны, его пары разъедали легкие подводников. В 22.33 в аварийном отсеке откачали воду и подали в него гидрокостюмы и кислородные аппараты. Попытка кислородной резкой расширить отверстие, чтобы вывести подводников из аварийного отсека завершилась трагедией. Моряки были настолько ослаблены, что не смогли включиться в аппараты и погибли от угарного газа. Остальные члены команды подводной лодки были спасены. Спасательные работы длились шестьдесят семь часов, после чего Щ-130 подняли и отбуксировали к пирсу.

В 1943-1944 гг. подводная лодка была отремонтирована и менее чем за полгода введена в строй. В 1944 году по ходатайству командира подводной лодки Щ-128, команда подводной лодки переведена на вышедшую из аварийного ремонта подводную лодку Щ-130 (команда подводной лодки Щ-130 была переведена на Черноморский флот).

В Боевых действиях подводная лодка Щ-130 участия не принимала. 10 июня 1949 года  получила обозначение «С-130». 9 ноября 1956 года  была выведена из Боевого состава, 29 марта 1957 года разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию под обозначением «УТС-71» и поставлена на прикол в районе Находки.

5 октября 1958 года УТС-71 исключена из списков судов Военно-морского флота СССР  в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации. 31 декабря 1958 года  расформирована команда подводной лодки.

 

Подводная лодка Щ-130, 1944 год.

Подводная лодка Щ-130, 1944 год.

Погибли на ПЛ:

главный старшина Орлов Иван Сидорович — старшина группы трюмных, 1938 года призыва

старшина 2 статьи Носик Василий Филиппович — командир отделения мотористов, 1919 года рождения, Днепропетровская обл., Софиевский р-н, с. Водяное

Подводная лодка Щ-139

Подводная лодка тип «Щ» X серии  заложена 17 декабря 1934 года на заводе №-112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, строилась из деталей, изготовленных на Коломенском машиностроительном заводе.

Спущена на воду 27 апреля 1935 года. 5 декабря 1937 года вошла в состав Балтийского флота под обозначением Щ-315. В мае-июне 1939 года подводная лодка перешла на Северный флот, где была переименована в Щ-423. В августе — октябре 1940 года первой из подводных лодок ВМФ СССР осуществила межтеатровый переход с Северного флота на Тихоокеанский, базировалась на бухту Золотой Рог. В 1942 году подводная лодка переименована в Щ-139.

25 апреля 1945 года подводная лодка  находилась в планово-предупредительном ремонте, стояла в бухте Ракушка у причала №-2. После убытия личного состава на обед на подводной лодке находилась вахтенная смена с дежурным офицером командиром БЧ-2-3, также на подводной лодке находился командир. В результате взрыва подрывных патронов в седьмом отсеке подводная лодка получила две пробоины в прочном корпусе над торпедными аппаратами, водой залило 7, 6 и 5-й отсеки. Подводная лодка затонула у причала на глубине семь метров.  При аварии погибло четверо подводников, находившихся в кормовом отсеке.

Взрыв подрывных патронов в кормовом отсеке произведен командиром БЧ-2-3 подводной лодки лейтенантом А.А.Ефимовым при помощи бикфордова шнура ДБШ, подожженного им в отсеке. Взрыв и разрушения были усилены взорвавшимися кислородными баллонами, находившимися в непосредственной близости с ящиком, где хранились подрывные патроны.

Щ-139 поднята через две недели после заделки пробоин и откачки воды из затопленных отсеков, отремонтирована и введена в строй к началу Боевых действий против Японии. Погибшие подводники похоронены на кладбище в поселке Весёлый Яр. Лейтенант А.А.Ефимов решением суда военного трибунала приговорен к высшей мере.

Начало Боевых действий против Японии 9 августа 1945 года Щ-139 встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок с базированием на бухту Владимир. В Боевых действиях не участвовала.

12 января 1949 года подводная лодка отнесена к подклассу средних подводных лодок. 10 июня  1949 года переименована в С-139.

9 ноября 1956 года выведена из Боевого состава, законсервирована и поставлена на консервацию. 29 марта 1957 года исключена из состава ВМФ ССР в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 октября 1957 года расформирована команда, корпус подводной лодки  разобран на металл  в начале 90-х годов.

Погибшие подводники:

главный старшина Самарин Константин Александрович — 1915 года рождения, Московская обл., Подольский р-н, д. Потапово

краснофлотец Крутков Александр Федорович  — 1918 года рождения, Горьковская обл., Брезинский р-н, д. Сергеевка

краснофлотец Лазунов Иван Терентьевич — 1918 года рождения, Смоленская область, Знаменский р-н, д. Конашино

краснофлотец Зайцев Олег Григорьевич — 1920 года рождения, г. Ростов-на-Дону

dr-web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *