Товарно-пассажирский пароход «Моссовет»
14 ноября 1917 г. высшим органом государственной власти в Москве стал Московский городской Совет (Моссовет), просуществовавший до октября 1993 г. Именем Моссовета в этот период было названо несколько судов морского и речного флота.
Товарно-пассажирский пароход со стальным корпусом «Успех» построен в 1912 г. на заводе Яковлева в Молитовском затоне Нижнего Новгорода. Назначение – перевозка пассажиров и грузов по Оке. Пассажировместимость на 1940 год составляла 280 человек, мощность двигателя – 180 л.с. Скорость 13 км/ч, Грузоподъемность 100 тонн.
Владельцы: М.Ф. Яковлев, затем «Товарищество мануфактур Асигкрита Яковлевича Балина» (с. Южа, Владимир. губ.) по 1917 г. После революции пароход «Успех», был национализирован, переименован в «МОССОВЕТ» и вошел в состав Московского речного пароходства с портом приписки Касимов.
В 1934 г. работал на линии Москва – Коломна. В 1937 г. — дополнительно введён на линию Москва-Уфа. С 1938 г. в составе Московско–Окского, а с января 1955 г. – Московского речного пароходства, с 1943 г. порт приписки Горький.
Во время войны пароход «Моссовет» какое-то время работал как плавучий госпиталь, перевозил раненых, после войны ходил по линии Горький – Досчатое. В 1956 г. — списан на отстой и на слом.
Средний танкер «Моссовет»
В 1930-1938 годах николаевские заводы имени А. Марти и имени 61 Комму-нара по заказу объединения «Союзнефть» (позже пароходство «Совтанкер») построили серию из четырех средних танкеров типа «МОССОВЕТ». Они были рассчитаны на перевозку 7500-7900 т нефти. Головное судно получило наименование «МОССОВЕТ» (впоследствии «МОСКВА») (см. статью «Огненные мили» в журнале «За тех, кто в море», выпуск за 25.02.2021 г.)
Газовоз «Моссовет»
Газовоз «МОССОВЕТ» IMO: 7640184 вместимостью 75756 м³ спущен на воду 8 декабря 1978 г. и 20.09.1979 г. передан В/О «Судимпорт» на итальянской верфи «Cantiere Navale «Ernesto Breda» di Marghera» в Венеции, строительный номер 289. Вошел в состав ГП «Черноморское морское пароходство ММФ СССР», порт приписки Одесса. В 1992 г. перешел к Украине. В июле 1992 г. продан Naftomar Shipping & Trading S.A. (Греция), рег. владелец: International Marine S.A., порт приписки Панама, переименовано в «Gaz Progress».
С 1.04.2008 г. для последнего рейса порт приписки изменен на Улан-Батор (Монголия). Списан 5.05.2008, продан на металлолом в Бангладеш по цене 695 $ за тонну и утилизирован в Читтагонге.
Одновинтовой однопалубный пароход без бака с надстройкой и машинным отделением в корме, рубкой в средней части, бульбообразным носом и тран-цевой кормой. Корпус судна сварной конструкции с двойным дном и бор-товыми угловыми верхними танками, предназначенными для приема бал-ласта.
Род перевозимого груза: сжиженные газы — аммиак, пропилен, бутадиен, бутилен, пропан, бутан.
Характеристики:
Длина: 233,98 м
Ширина: 35,8 м
Высота борта: 22,8 м
Водоизмещение в грузу: 78295 т
Осадка средняя в грузу: 12,2 м
Водоизмещение судна порожнем: 22576 т
Осадка средняя порожнем: 3,82 м
Дедвейт: 55728 т
Валовая вместимость: 49817 рег.т
Чистая вместимость: 28674 рег.т
Скорость судна с грузом: 17,25 км/ч
Дальность плавания: 16000 миль
Экипаж: 41 чел
Тип ГД: дизель 9ДКРН80/160-4 мощностью 15900 кВт производства Брянского машиностроительного завода
Тип вспом. ДГ: дизель «Кантьере Навале — Бурмейстер и Вайн» 6S28LH (1104 кВт), генератор GSCB500-W8, мощностью 4х960 кВт
Тип авар. ДГ: дизель «Исотта Фраскини» 1D36N6V (130 кВт), генератор M1B315-SA4 мощностью 120 кВт.
В оборудовании судна принимали участие 120 фирм из 16 стран. Грузовое пространство разделено переборками на четыре трюма, в каждом из которых размещается по одному грузовому танку призматической формы самоподдерживающегося типа (танки независимы от судовых корпусных конструкций). Каждый танк в верхней части имеет купол, проходя-щий через главную палубу. Через купол проходят в танк все жидкостные и газовые трубопроводы, на нем установлены измерительное оборудование и предохранительные клапаны.
На верхней палубе в надстройке между грузовыми танками № 3 и 4 находятся установка повторного сжижения газа и другое оборудование грузовой системы, обеспечивающей погрузку и разгрузку груза, поддержание заданных температур и давления груза в море, замену одного груза другим, дистанционное и местное управление грузовыми операциями, а также безопасность перевозки и сохранность груза.
Класс автоматизации судна обеспечивает безвахтенное обслуживание машинного отделения.
Экипаж размещается в одноместных каютах с санблоками. Предусмотрены также пять каюты для пассажиров.
Судно удовлетворяет всем действующим международным конвенциям и правилам для судостроения.
Для разгрузки используются установленные на каждом танке два погружных насоса «Дипвелл» с электроприводом производительностью по 650 м3/час.
В ноябре 1988 г. исполком Моссовета подписал договор о шефских связях с экипажем судна.
Теплоход доставлял в порты США продукцию припортового химического завода порта Южный. 10 декабря 1988 г. близ Богамских островов экипаж судна спас попавшую в беду яхту с тремя гражданами США. Им была оказана медицинская помощь, а газовоз пошел прежним курсом в Новый Орлеан.
Огромная работа. Я насчитал уже около сотни кораблей и судов различных классов , принадлежавших разным странам и по настрою автора, вероятно, у него в корзине еще не один десяток материалов. Хотелось бы увидеть все это в одной книге. Успехов в работе.
Спасибо за пожелание. К сожалению, выполнение его остается под огромным вопросом из — за медицинских, технических и финансовых проблем. У меня есть рукописный материал еще о примерно 50 кораблях и судах из московской династии.
Мой прадед Степан Васильевич Пескарёв (из Кадниц на Волге) был соучередителем кампании Яковлева и до 1924 года капитаном парохода «Успех», мой дед Маркел Степанович Пескарёв на нём служил юнгой.