Появление в 60 – х годах прошлого столетия универсальной тары для перевозки грузов – контейнеров, обусловило появление специальных судов – контейнеровозов. Они подразделяются на две группы: морские и фидерные. Морские контейнеровозы наиболее распространены на рынке контейнерных перевозок. Они выполняют рейсы на межконтинентальных линиях: Европа — Азия, Европа — Северная и Южная Америки и т.д. Естественно, что морские перевозки контейнеровозами по объему значительно превосходят перевозки фидерными судами. Фидерные суда в таких перевозках в основном работают на доставке контейнеров из малых портов в большие, где контейнеры консолидируются и грузятся на морские и океанские суда для дальнейшей перевозки на другие континенты. Этот рынок очень динамичен. Буквально за два десятилетия морские перевозки контейнеров вышли на первое место в мире. Вместе с их развитием началось массовое строительство новых типов контейнеровозов. Конструктивно, суда контейнеровозы устроены таким образом, что их трюмы оборудованы вертикальными направляющими, по которым контейнеры ставятся в трюм один на другой наподобие кубиков в детской игре. При этом направляющие выполняют две роли: облегчают погрузку контейнеров и исключают горизонтальное смещение при качке. Для наиболее рационального использования контейнеровозов, часть их после загрузки трюмов, грузится на палубу. Особое внимание уделяется размещению и креплению контейнеров на палубе, т.к. они подвержены всем превратностям морской стихии. Контейнеры на палубе крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами. Обычно соотношение между контейнерами в трюмах и на палубе примерно три к одному.
В 1964 г. контейнер получил общемировой статус, единый стандарт габаритов в футах: 20 х 8 х 8,5 и аббревиатуру, которую теперь употребляют во всем мире: TEU — (от англ. twenty-foot equivalent unit) — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объеме 20 футового (6.1 метров) интермодального ISO-контейнера стандартного размера, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Высота контейнеров может различаться и обычно находится в пределах 1.3 м — 2.9 м, чаще всего, 2.59 м. 45 футовые контейнеры (13,7 м) часто обозначают как 2 TEU вместо 2.25 TEU.
Все суда, транспортирующие контейнеры, делятся на поколения в зависимости от вместимости:
1-е — до 1000 TEU
2-е — до 2000 TEU
3-е — до 3000 TEU
4-е — более 3000 TEU
5-е — более 6000 TEU
6-е — более 8000 TEU Суда неоднократно меняли владельцев, порт приписки, флаги и наименования. В названиях некоторых из них было слово «МОСКВА».
«ZIM MOSKVA», IMO: 9401776.
Построен 01.01.2009 г. на верфи Hanjin Subic Shipyard (Олонгаро, Филиппины), строительный номер 011. Порт приписки Монровия, ходит под флагом Либерии.
Размер: 259 x 32 метров
Осадка: 12.6 метров
Валовая вместимость (Gross Tonnage): 40741 (41322) тонн
Чистая вместимость (Net Tonnage): 24178 тонн
Дедвейт (Deadweight, DWT): 52315 тонн
TEU: 4330 Судно принадлежит компании ZIM Integrated Shipping Services (ранее ZIM Isra-el Navigation). По сообщению SHIPNAME в 2021 г. продан компании MSC (NSC HOLDING — ГАМБУРГ, ГЕРМАНИЯ). Переименовано 01.09.2018 г. в «BENITO» и в 2018 г. в «MP THE LAW».
«OOCL MOSCOW» (с 6 июля 2007 г. до 20 марта 2009 г.), IMO 9220079.
Заложен 10.01.2001 г., построен 8.01.2002 г.
Верфь: Hanjin Ulsan в Ульсане, Южная Корея.
Строительный номер: 651
Валовой тоннаж: 14 290 тонн
Летний дедвейт: 14901 тонна
Пропускная способность: 1197 TEU
Длина: 158,75м.
Ширина: 25,6 м.
Осадка: 7,1 м Зарегистрированная скорость (максимальная / средняя) : 14,5 узла / 9,7 узла
Название: «SANDY RICKMERS», «OOCL MOSCOW», «SANDY RICKMERS», «ALGD CCG0», «HARRISON».
Флаг: Маршалловы острова, Кипр.
Владельцы: китайская судоходная компания «Orient Overseas Container Lines» (ООCL), «Rickmers Shipmanagement (Singapore) Pte.Ltd/», Дуглас, Остров Мэн, Соединенное Королевство.
«MOSCOW MAERSK», IMO 9778818
Построен в 2017 и ходит под флагом Дании, порт приписки Копенгаген.
Валовая вместимость: 214286 т.
Дедвейт: 190326 т.
Пропускная способность: 19630 TEU
Длина: 399 м
Ширина: 58,6 м
Осадка: 11 м Скорость (Макс/Средн): 18 узл / 12.8 узл
Владелец «Maersk Line» или «Maersk SeaLand» — датская международная кон-тейнерная судоходная компания и крупнейшая операционная дочерняя компания «Maersk Group», датского бизнес-конгломерата.
«MCLMOSCOW», IMO 9264714.
Заложен 10.06.2001 г., построен 15.02.2003 г. на судоверфи «ZHEJIANG YANGFAN», КИТАЙ, строительный номер 2004.
Флаг: Нидерланды, Гибралтар
Валовой тоннаж: 6704 тонны
Дедвейт: 8015 тонн
Пропускная способность: 657 TEU
Длина 132,6 м.
Ширина 19,2 м.
Осадка: 9,2 м.
Скорость: 17,5 узл. Названия: «WAAL TRADER» ( 2003 -2004, 2004 – 2005, 2009 — 2013), «MCL MOSCOW» (2004), «MEKONG GAYENNE» (2005 – 2009), «RUMBA» (с 2013).
«CHOYANG MOSCOW», IMO 8913435, проект CS 2700, тип «Владивосток».
Построен на верфи «Bremer Vulkan» (Германия, г. Бремен) в апреле 1992 г., строительный номер 92 (1092).
Валовая вместимость: 37071 рег.т
Чистая вместимость: 15889 рег.т
Дедвейт: 46600 т
Пропускная способность: 2700 TEU
Длина: 237.00 м
Ширина: 32.20 м
Осадка: 11.98 м
Скорость: 21 уз
Наименования: «MOSCOW SENATOR» (с 10.1998 г.), «MOSCOW MARINER» (с 08.2002 г.),« KOREA STAR»(с 09.2002 г.), «ZIM SINGAPORE»(с 03.2003 г.),«North Sea» (с 05.2004 г.).
Порт приписки Монровия, Либерия. Списан: 29.05.2013 г. Утилизирован в Аланге (Индия).